Надпись на антиминсе указывает на титул и имя освятившего его епископа, дату освящения и храм, для которого он предназначен, например: «Священнодействован Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, лета от создания мира 7507, от Рождества Христова 1999, месяца августа в 8-й день. Преподан для священнодействования в храме Святителя Николая в г. Вена». В синодальный период надпись на антиминсе содержала также имя царя, при котором он был освящен: «При державе Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Великаго Государя Императора Александра Николаевича всея России, по благословению Святейшаго Правительствующаго Синода священнодействован Преосвященным (имя, титул и т.д.)». На современных греческих антиминсах надпись гласит: «Жертвенник божественный и священный, освященный для совершения на нем божественного тайнодействия на всяком месте владычества Господа нашего Иисуса Христа. Освящен в священном храме (название храма, имя и титул епископа, дата)». Антиминс подписывается архиереем для конкретного храма; он может быть выдан на руки отдельному священнику только в особых случаях, например, если священник несет миссионерское служение там, где храмы отсутствуют. В эпоху гонений на Церковь антиминс мог быть подписан без указания на конкретный храм. В распоряжении автора этих строк имеется антиминс, датированный 13/26 сентября 1935 года; надпись, сделанная архиепископом Могилевским Павлином, гласит: «Благословляется совершать Божественную литургию «идеже прилучится». Материалом для изготовления антиминса, согласно Симеону Солунскому (XV в.), должен служить лен, «ибо лен происходит от земли, как и гроб Спасителя был в земле». Современные греческие антиминсы изготавливаются обычно из льна или шелка, русские – из шелка. Антиминс хранится на престоле в сложенном виде, завернутым в плат – илитон. В антиминс вложена губа – плоская губка, используемая для стирания с него частиц Тела Христова, или крошек от просфор. Во время Божественной литургии, на сугубой ектении и на ектении об оглашенных антиминс разворачивают, и Евхаристия совершается уже на развернутом антиминсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

С точки зрения богословски-теоретической опасное это дело – так поспешно (и вдобавок с такой короткой исторической дистанции) оценивать пути Промысла. С точки зрения богословски-практической, прежде всего действительно необходимо признать, что нравственное достоинство человека определяется тем, насколько он готов находить смысл в своих собственных страданиях. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, «тот, кто научился благодарить Бога за свои болезни, недалек от святости». О себе человек может думать словами больного из пастернаковского стихотворения «В больнице»: «О Господи, как совершенны дела Твои,- думал больной… – Кончаясь в больничной постели, я чувствую рук Твоих жар…». Но отнюдь не благочестием, а просто нравственным идиотизмом было бы зайти к соседке и авторитетно объявить ей смысл ее бед: «Ты, Марья, потому вчера ногу сломала, что позавчера со мною в церкву не пошла!»… А с точки зрения просто нравственной – нехорошо боль других людей использовать в качестве повода для того, чтобы продекларировать: «Ну, я же предупреждал! Вы поняли теперь, насколько я был прав?!» [VIII] . У Промысла свои тайны. Но это – тайны, а не секреты, и к ним не может быть быстродействующих отмычек. – Между болезнью и человеческими возможностями существуют некие сокровенные отношения. Я имею в виду мудрость и болезнь, творчество и болезнь. Раскрытие творческих возможностей у болящего происходит благодаря или вопреки болезни? – И то и другое может быть. Напомню слова Булата Окуджавы: «А душа – уж это точно,- ежели обожжена, справедливей, милосердней и праведней она». В христианской же традиции традиционный образ – это лен. Для того чтобы из жесткого льна получить мягкую, замечательную ткань, из которой можно шить распашоночку для малыша, этот лен надо долго мять. И Господь, бывает, долго мнет неудачами человеческую душу, чтобы она стала мягче. – «Лучше нам умереть, чем к врагам Бога идти, какая польза тело исцелить, а душу губить…». Это высказывание Иоанна Златоуста можно применить по отношению к народным целителям?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Лит.: Миллер Ор. Илья Муромец, сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса. СПб., 1869. Василиса льняница (Васса, Василиса, Баба Василиса) Народное название дня мц. Вассы и чад ее (305–311), 21 авг./3 сент. На Василису во многих местах России начинали убирать лен. По народному поверью, «ходит в этот день голубоглазая Василиса в синем платочке да в лапоточках по льняному полю. Смотрит – не налилось ли семя, не пора ли лен убирать. А как определит, что пора, – людям знак подает. Только этот знак увидеть надо». Крестьяне считали, что «добрый да заботливый хозяин всегда этот знак заметит, а ленивый проглядит». Василиса Премудрая Персонаж русских фантастических сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь Морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения; она может в одну ночь возвести хрустальный мост или вырастить чудесный сад; при ее помощи герой преодолевает козни Морского царя и бежит от него вместе с Василисой Премудрой. В вариантах этого сюжета Василиса Премудрая называется иногда Марьей-царевной, Марьей Моревной, Еленой Прекрасной. Она помогает Ивану- царевичу исполнять трудные задачи, которые задает ему ее отец (напр., построить в одну ночь хрустальный мост, церковь из чистого воска и др.). Женившись на Василисе Премудрой, Иван убегает с ней от Морского царя, который посылает за ними погоню. Но Василиса Премудрая обманывает посланных, обращая себя, царевича и коней в различные предметы. Приехав домой, Иван-царевич, не слушаясь предостережения Василисы Премудрой, целует свою сестру, забывает Василису Премудрую и хочет жениться на другой. Тогда Василиса Премудрая печет пирог, из которого вылетают голубь и голубка, напоминающие о ней Ивану-царевичу своим разговором. Иван-царевич разыскивает Василису Премудрую, приводит к отцу и матери и женится на ней. Василиск По народному поверью, царь-змей, все убивающий своим взглядом и дыханием, рождается из яйца, снесенного черным семилетним петухом и зарытого в горячий навоз. А. Н. Афанасьев указывает параллель к этому сказанию в мифе о рождении Тифона из яйца, зарытого Герою в землю. См.: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1. М., 1865. Васильев вечер

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Редакторы типикона 1682 года, стремясь подражать греческим порядкам, с одной стороны, и с другой – не решаясь свести на нет пение непорочных и полиелея, в силу исконной у нас традиции торжественного их отправления, заняли средний курс, ограничив пение непорочных в основном летним периодом времени. Что касается полиелейных псалмов, то они, как и непорочны, исполнялись не полностью. Пелись отдельные стихи из них, впрочем в большем количестве, чем это делается теперь. Главные особенности отправления полиелея заключались в следующем. В тех случаях, когда с воскресением совпадал празднуемый святой, которому полагался полиелей, тогда полиелейные псалмы непосредственно к непорочным не прилагались. Непорочны заканчивались пением тропарей “Благословен еси Господи”, “Ангельский собор”, далее полагалась малая ектения и пели ипакои гласа. Затем полагалось чтение из толкового евангелия и уже после этого чтения пели полиелейные псалмы с величанием празднику, затем все седальны праздника, чтение и степенны гласа, после чего полагалось чтение евангелия. Каждение храма совершалось на полиелее, а на непорочных его не полагалось (Служебник 1601 г., л.7 об.; 1602 г., л.7 об.; 1630 г. л.7 об.; 1640 г., л.7 об.; 1646 г., л.4) . В тех случаях, когда в один день совпадали два праздника, имеющие каждый свой полиелей, например, Вознесение Господне и память св.Николая 9 мая, сначала пели полиелейные псалмы, а затем величание главному празднику, далее полагался седален и уставное чтение. Потом исполнялось величание второму празднику, и пели его седален, и полагалось второе чтение. При отправлении такого двойного полиелея иерей на первом величании кадил икону первого праздника и правую половину храма, а на втором – икону второго праздника и левую половину храма (Голубцов. Чиновник Новгор. Соф. собора, стр.36 и Ркп Лен. гос. публ. библ. Кир. No.737, л.29 об.) . Наряду с этой практикой была и другая, когда оба величания пелись подряд и избранный псалом второго читался под главу с праздничным (Ркп Лен. гос. публ. библ. Кир. No.732, л.82 об. и 83) .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

(Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. им. Свердлова, 5) 18 января 10:00 - Божественная литургия;  11:30 - великое освящение воды. 19 января 08:00 - Божественная литургия; 11:30 - великое освящение воды, выход на иордань напротив храма. Погружения в иордань: 19 января с 12:00. Храм иконы Божией Матери " Взыскание погибших " поселка Невская Дубровка (Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. Невская Дубровка, Советская ул., 38) Погружения в иордань: 19 января с 13:00. Храм свт. Николая Чудотворца поселка Воейково (Лен. обл., Всеволожский р-н, пос. Воейково) 18 января 10:00 - Божественная литургия, великое освящение воды; 17:00 - Всенощное бдение. 19 января 10:00 - Божественная литургия, великое освящение воды. Место погружения: пруд у храма. Погружения в иордань: 19 января с 13:00. Храм святой равноапостольной княгини Ольги в Новом Девяткине (Лен. обл., Всеволожский р-н, дер. Новое Девяткино) 19 января 10:00 - Божественная литургия; 14:00 - водосвятный молебен; 14:30 - крестный ход на иордань, освящение воды, начало погружений. Место погружения: у магазина " Магнит " (Озерная ул., 4). Погружения в иордань: 19 января с 15:00. Будут организованы теплые палатки и горячий чай. Тихвинская епархия Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи Кировска (Ленинградская обл., г. Кировск, Набережная ул., 8) Место погружения: на Неве (напротив храма). Погружения в иордань: 18 января с 18:30 до 19:30. Единоверческий храм Тихвинской иконы Божией Матери на Анненском погосте (Ленинградская обл., Кировский р-н, п. Павлово, Ленинградский пр., 93) До поселка Павлово-на-Неве можно добраться электричкой с Ладожского ж/д вокзала. Место погружения: р. Мойка Погружения в иордань: 18-19 января с 23:00 до 01:00, 19 января с 11:00 до 13:00. Храм святой блаженной Ксении Петербургской пос. Приладожский   Место погружения: дер. Петровщина Погружения в иордань: 19 января с 13:00 до 15:00. Храм Успения Божией Матери деревни Лезье Освящение источника в дер. Лезье Погружения в иордань: 19 января с 16:00 до 17:00.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=126...

Захотел в апреле кислых щей! 5 апреля мученика Феодула. Феодул – ветреник. Пришел Федул, теплый ветер подул. Федул губы надул (ненастье). 15 апреля апостола Пуда. Правило: выставлять пчел из зимнего омшаника на пчельник – цветы появились. На св. Пуда доставай пчел из-под спуда. 23 апреля св. Георгия Победоносца. Замечено хозяйственно-климатическое соотношение этого дня с 9 мая: Егорий с росой, Никола с травой; Егорий с теплом, Никола с кормом. Вот и май. Зимние запасы приедены. Ай май, май, не холоден, да голоден. А холодки навертываются, да и настоящего дела еще нет в поле. Поговорка: май – коню сена дай, а сам на печь полезай. Примета: коли в мае дож – будет и рожь; май холодный – год хлебородный. 5 мая великомученицы Ирины. Арина – рассадница: рассаду (капусту) сажают и выжигают прошлогоднюю траву, чтобы новой не мешала. Поговорка: на Арину худая трава из поля вон. 21 мая св. царя Константина и матери его Елены. С Аленой по созвучию связался лен: на Алену сей лен и сажай огурцы; Алене льны, Константину огурцы. Точно так же среди поговорок, прибауток, хозяйственных примет, а порой и «сердца горестных замет» бегут у великоросса и остальные месяцы; июнь, когда закрома пусты в ожидании новой жатвы, и который потому зовется июнь– ay!, потом июль – страдник, работник; август, когда серпы греют на горячей работе, а вода уже холодит, когда на преображенье – второй спас, бери рукавицы про запас; за ним сентябрь – холоден сентябрь, да сыт – после уборки урожая; далее октябрь – грязник, ни колеса, ни полоза не любит, ни на санях, ни на телеге не проедешь, ноябрь-курятник, потому что 1 числа, в день Козьмы и Дамиана, бабы кур режут, оттого и зовется этот день – курячьи именины, куриная смерть. Наконец, вот и декабрь-студень, развал зимы: год кончается – зима начинается. На дворе холодно: время в избе сидеть да учиться. 1 декабря пророка Наума грамотника: начинают ребят грамоте учить. Поговорка: «батюшка Наум, наведи на ум». А стужа крепнет, наступают трескучие морозы, 4 декабря св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Как не похож Его образ научения на тот визг, который сегодня раздается от современных политиков по всему земному шару! Они ищут публичности, потому что за толпою не видят человека. А Сын Божий, даже проповедуя многим, говорит одному: тому, кто услышит. И мы читаем далее: Мф.12:20 . «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы». Блаженный Иероним так истолковал этот стих: «Тот, кто не простирает руки грешнику (чтобы не дать ему окончательно упасть – О.С.) и не несет тяготы брата своего, – [тот] сокрушает надломленную трость. А тот, кто в малых сих презирает слабую искру веры, – [тот] угашает курящийся лен. Христос не делал ни того, ни другого, ибо Он пришел для того, чтобы спасти погибшее» . Если видишь, что брат пребывает в падении, не злорадствуй, а плачь, не устраняйся, а помоги. Так ты и ему поможешь, и о себе позаботишься. Сказано: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). Святитель Василий Великий учил: «под тростию надломленной (надо – О.С.) разуметь такого человека, который подвержен какой-либо страсти, и в то же время желает исполнять волю Божию. Такого человека не надобно сокрушать и отвергать, но наставлять, подобно как Господь наставлял… Курящийся лен означает такого человека, который исполняет заповеди Божии без теплого чувства и не с полным усердием. Он означает еще ослабевшего человека, которого также не должно отвергать, а, напротив, нужно возбуждать и поощрять напоминанием о судьбах Божиих и Божественных обетованиях» . И мы читаем далее: Мф.12:21 . «и на имя Его будут уповать народы». Эти слова Евангелия ненавистны законникам, которые веруют в спасение только своей, узкой касты избранников. Ненавистны эти слова и тем, которые в деле спасения держатся общинно-родовой сотериологии: мол, только наш народ спасется – наше племя, колено, род... Такое мировоззрение могло возникнуть только в древние, общинно-племенные времена. К вере праотца Авраама такие дикарские представления отношения ни имеют, ибо Ветхий Завет не знает понятия нации. Община Авраама – это, прежде всего, те люди, которые последовали за верою Авраама. Они и есть и его семя, и те, кто благословится от его семени. А остальные – или дети диавола, или просто язычники.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Маклаков. Некоторые дополнения к воспоминаниям Пуришкевича и кн. Юсупова об убийстве Распутина. «Сов. Зап.», кн. 1934. Маргулиес. Год интервенции. Берлин. 1923 г. Максаков и Турунов. Хроника гражданской войны в Сибири. М. 26 г. Марков С. Ответ Маркову 2. Вена, 1929 г. Марков С. Покинутая Царская Семья. Вена. 1926 г. Марков Н. «Ловцы правды». «Истина спасения царской семьи». «Вестн. В. Мон. Сов.», 9 – 22 июня 1924 г. Мартынов. Царская армия в февральском перевороте. Лен. 1927 г. Мартынов. Корнилов. Москва. 1927 г. Мельгунов. Предисловие к воспоминаниям Иллиодора «Святой чорт». «Гол. Мин.», 17 г., 3. Мельгунов. Статья о Чрез. След. Ком. «Власть Народа», авг. 1917 г. Мельгунов. «Золотой ключ» к большевистской революции. Париж. 1940 г. Мельгунов. Приоткрывающаяся завеса. «Гол. Мин.» (На Ч. Ст.), I. 1926 г. Мельгунов. Чайковский в годы гражданской войны. Париж. 1929 г. Мельгунов. Трагедия адм. Колчака. Белград. 1930 г. Мельгунов. Красный террор в России. 2-е изд. Берлин. 1924 г. Мельник-Боткина. Воспоминания о царской семье. Белград. 1921 г. Милюков. История второй русской революции, т. I. София 1921 г. Милюков. Мои объяснения. «Посл. Нов.», 17 июня 1932 г. Милюков. Март-апрель 17 г. «Посл. Нов.», 12 июня 1932 г. Милюков. Кто виноват (по поводу доклада гр. Коковцева). «Посл. Нов.», 26 янв. 1936 г. Милюков. Россия на переломе, т. I. Париж. 1927 г. Милюков. Мои сношения с Алексеевым. «Посл. Нов,», 1211, 1214. Мордвинов. Отрывки из воспоминаний. «Рус. Лет.», кн. 5. Мосолов. Царь и его семья. «Посл. Нов» 1931 г. (отдельное издание «При дворе Императора». Рига). М. В. Как Арон Симанович хотел спасти Николая II. «Сегодня», 24 июня 1931 г. Мстиславский. Пять дней февральской революции. Берлин. 1922 г. Мстиславский. Гибель царизма. Лен. 1927 г. Мякотин. Великий переворот и задачи момента. М. 1917 г. Мякотин. Из недавнего прошлого. «На чужой стороне», X. Прага. 23 г. Набоков В. Временное Правительство. «Арх. Рус. Рев.», кн. I. Набоков. Испытания дипломата. Стокгольм. 1921 г. Наживин. Записки о революции. Вена. 1921 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Веселимся. Только в душе как гроб поставили. И так и было, пока с курса не пропал один человек. Пропасть совсем он (точнее, она), конечно, не пропал. Но на занятиях Лены не было. Ползли страшные слухи: дескать, у Лены смертельная болезнь, Лена в больнице… Я спрашивала, в какой, никто не знал. И вот я ее встретила. И ахнула. На больную Лена не была похожа. Скорее в ней было что-то… наконец-то выздоровевшее. С отросшими, своего красивого цвета волосами, в длинной юбке, без краски на лице она смотрелась королевой, сшедшей со старинной картины. Я вдруг почувствовала себя рядом с ней «голодранцем» – если не шутом – с тех же картин, в этих дурацких неудобных обтягивающих штанах, с коричневой помадой и черно-красно-белыми ногтями. – Лена, как ты себя чувствуешь?.. Наш разговор длился час за часом. Он начался в коридорах университета, продолжился в каком-то обшарпанном транспортном средстве не помню какой модели, чуть замедлился у врат кафедрального собора, где я единственной черной перчаткой (со стразами и отрезанными «пальцами») наскоро размазала по щекам авангардную помаду. В соборе я бывала и раньше. Но после рассказа Лены каждая икона – да что там икона! – каждый сантиметр пола по-другому говорил со мной! И я – с ним. Написанная неизвестным мне художником прекрасная властительница на стене прижалась к Кресту Господню. Вот она. Святая царица Елена. И привела меня к ней тоже – Елена. И все мои лучшие подруги – Елены, это точно. «Лен, Лен, я завтра с тобой на исповедь!» Наутро я напугаю Лену сильно потрепанным видом – через родственников в храм пришлось прорываться с дракой, – и долго-долго буду излагать бедному молодому батюшке, чего успела понатворить, чем заложила-закрыла для себя, как кирпичами, дверь к Богу… Шло время. Я работаю. Я никак не заставлю себя прийти на исповедь вновь. Я так и не начала ходить в храм. Чего я боюсь? Не знаю. За эти годы я видела близко только одного батюшку, и то потому что мы его на мероприятие приглашали… Его зовут батюшка Геннадий, и он похож на доброго Деда Мороза. Сказочный и добрый.

http://pravoslavie.ru/41716.html

При этих словах она подняла руки и сама поднялась на воздух. (Слова «на многая лета» означали долгую жизнь матери Анатолии. Лен у блаженной означал молитву, прясть лен – значило молиться.) Затвор схимниц с самого начала был очень строгим, они не выходили даже в церковь . Монастырский священник о. Михаил Гусев сам приходил приобщать их Святых Таин. Все время они проводили в богомыслии и молитве, не разговаривая и между собой. Утром пили чай, в два часа обедали овощами без масла. Игумения Александра как духовная мать, восприявшая их от пострига, не благословила вкушать никакого масла, по словам, написанным на схиме: «Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради». – А лучше вкушайте немного молока, – сказала она. Мать Серафима до смерти выдержала этот пост, а матери Анатолии он оказался не под силу. Слабая от природы, истощенная подвигами и болезнью, она совершенно изнемогла и тогда взяла благословение у блаженной Прасковьи Ивановны на употребление масла. Когда мать Анатолия заболела раком, то ее сестра часто приходила к блаженной и говорила: – Не могу жить без Зои, я без Зои жить не могу, не спасусь. А Прасковья Ивановна говорила про матушку Серафиму: – Девушка хорошая, а вся в земличке, одна голова наружу. Это к близкой ее смерти. И действительно, случилось так, что мать Серафима упала, ударилась, и у нее образовалась раковая опухоль. Рак у нее был безболезненный, она постепенно слабела, слабела и так скончалась. Мать Анатолия рассказывала, что лежит мать Серафима больная, слабая, а глаза горят, и поет: «Христос раждается... » (Рождественский ирмос) Вскоре после смерти сестры у матери Анатолии начались искушения от бесов. Однажды досады демонов были столь сильны, что игумения Александра сказала: «Мать Анатолия больше трех дней не проживет». Враги щекотали и щипали ее с ног до головы, даже под ногтями, не давая ни есть, ни пить, ни спать. Начинались гонения на Церковь , и игумения Александра говорила: «Мать Анатолия борется с невидимыми врагами, а я с видимыми».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010