Вскоре, благодаря успехам византийского оружия, форпост Латинской империи в Малой Азии стал рядовой провинцией Никейского государства. Помимо этого, св. Иоанн III завладел островами Самосом, Хиосом, Митиленой (Лесбосом), Аморгосом и добился признания своей власти со стороны Родосского кесаря Льва Гавалы. Дальше – больше. Никейские корабли вошли в Дарданеллы и начали грабить венецианские колонии на побережье. Затем византийцы без сопротивления овладели Галлиполи, Мадитом, Систом. Во избежание большего зла, император Роберт Куртене срочно заключил соглашение со св. Иоанном III, согласно которому к Никейской империи отошел город Пиги, последняя опора латинян на побережье Мраморного моря, и лен Петра Брашейля. Он посчитал за счастье, что Ватац согласился (пока еще) признать область Никомедии франкской территорией, и возобновил вопрос о помолвке Евдокии с Латинским императором 92 . Как Ватаца любили в народе, так ненавидели в кругах высшей аристократии – минувший урок научил не всех. В 1225 г. св. Иоанну III пришлось столкнуться с заговором сановников, во главе которого стоял Андроник Нестонг, а в состав заговорщиков входил брат царя и начальник царской гвардии. В это время Ватац собирался выступить в поход на латинян и собрал приличный флот, должный обеспечить поддержку сухопутным войскам. И тут пришло сообщение о начале мятежа. Царь, отдав приказ сжечь готовый к походу на французов флот, дабы тот не достался врагу, вернулся в Никею и обезвредил преступников. Правда, наказания, которым они подверглись, были мягкими: только двоих заговорщиков император приказал ослепить, остальные отделались легким тюремным заключением. Сам Нестонг, приходившийся родственником царю, оказался в темнице, но св. Иоанн III сделал все, чтобы тот получил возможность бежать из заключения к туркам. С тех пор св. Иоанн III стал гораздо осмотрительнее и окружил себя стеной телохранителей 93 . Обсуждая ту или иную проблему, он обычно предлагал высказаться своим придворным, никогда не комментируя их слова. О принятом царем решении вельможи узнавали, что называется, «по факту». Нередко молодые аристократы горячечно выговаривали василевсу претензии на этот счет, но Ватац неизменно хранил мудрое молчание. Опасаясь даже близких родственников, император отодвинул в сторону своих братьев Михаила и Мануила и категорически не желал даровать им высокие чины и титулы 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Серебреники или вообще крестьяне, получавшие от господина ссуду, не только должны были обрабатывать землю или платить господину условленную часть плодов, но и отправлять другие работы на господина, какие он найдет нужными по хозяйству. Мы уже видели образчик сих работ в уставной грамоте митрополита Киприана, данной в 1391 году Константиновскому монастырю, где сказано, что крестьяне и церковь наряжали, и двор тынили, и хоромы ставили, и пашню пахали на монастырь изгоном (барщиною), убирали хлеб и сено, и прудили пруды, и сады оплетали, и на неводе ходили, и хлебы пекли, и пива варили, и лен пряли и отправляли другие работы по хозяйству землевладельца. Ясно, что крестьяне этого разряда имели уже характер скорее наймитов, чем наемщиков; в их ссудных записях так и писалось: жить за господином, пашню пахать и всякую черную работу работать. Вся разница их от наймитов состояла в том, что им отводилась доля земли для собственного хозяйства, с которой они должны были платить казенные подати и тянуть в общинные разрубы и розметы. Отношения крестьян между собою Крестьяне по отношению друг к другу составляли общины, которые имели своих выборных начальников, голов, сотских, старост и других. Каждая община составляла отдельное юридическое или скорее, административное целое, впрочем, целое свободное, а не замкнутое; в члены общины каждый поступал по своей воле, садясь на землю, которая или принадлежала к общине или тянула к ней в административном отношении. Крестьянские общины были различны: у крестьян, живущих на черных или общинных землях самою большою общиною была волость, имевшая своего старосту, в эту высшую общину тянули низшие общины, – села и большие деревни, приписанные к волости, имевшие также своих старост; а к селам тянули малые деревни, починки и другие мелкие поселки. У крестьян, живущих на землях частных владельцев, общину составляла вотчина, т.е. все села, деревни и починки, принадлежащие к одному имению и находящиеся в одном уезде. У мелких землевладельцев, имевших по два и по три, и по пять дворов, крестьяне тянули или к общинам волостным, ежели не имели привилегий, или составляли общины из нескольких мелких имений, находящихся в соседстве и состоявших по общественным своим повинностям в одной кости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/k...

9 Халиф аль-Мутасим (833–842 гг.) создал новую столицу вблизи Багдада – Самарру, которая стала центром халифата в период с 836 по 892 г. 11 По одному из эдиктов халифа Мутаваккиля (вступил на престол в 847 г.), преследовавшего христиан, предписывалось сделать изображения дьявола на дверях христианских домов. Упоминание в ЖК этих изображений свидетельствует о достоверности поездки Константина к арабам. 22 «Евангелие апракос»: сборник отрывков из евангельских текстов, расположенных в той последовательности, в какой они читались во время церковной службы в течение года. Этот сборник начинался с первой главы Евангелия от Иоанна, читавшейся в пасхальное воскресенье. Еще одно свидетельство о том, что Константин много трудился, «от Евангелия и Апостола прелагая избор» (т. е. переводя тексты, выбранные из Евангелия и Апостола), мы находим у болгарского писателя начала X в. Иоанна Экзарха. 34 Власть немецких епископов основывалась на прохождении императорской инвеституры и получении епархиальных владений в лен. 38 По житию Мефодия следует, что Мефодий путешествовал на родину в Константинополь, где правил император Василий Македонянин. По мнению некоторых исследователей (например, С. Б. Бернштейна), 13-я глава Жития – поздняя вставка и не содержит подлинных исторических фактов. 40 Некоторые исследователи считают, что свт. Мефодий не просто перевел византийский сборник, но и переработал его, сократив на треть. 41 Существует два различных толкования: первое – что это сборник Житий святых, второе – что это сборник проповедей раннехристианских церковных писателей. 43 В 889 г. Борис оставил трон и стал монахом (название монастыря неизвестно), где и почил в 907 г. 45 Дошедшие до нас наиболее древние восточноболгарские тексты XI в. (Саввина книга, Супрасльская рукопись) написаны кириллицей. 46 В 893 г. св. Климента рукоположили во епископа г. Велицы, или Велики, месторасположение которого с точностью до сих пор не установлено, хотя известно, что этот город находился неподалеку от Охрида.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нося грубую одежду из верблюжьего волоса, он не изменил ее на легкую, мягкую, из тонкого льна; питаясь акридами и диким медом, он доселе не ищет никаких роскошных яств; привыкший жить в пустынной пещере, он не нуждается ни в каких великолепных палатах. Нет, Иоанн – не раб роскоши! НОСЯЩИЕ МЯГКИЕ ОДЕЖДЫ, одевающиеся пышно и роскошно, НАХОДЯТСЯ В ЧЕРТОГАХ ЦАРСКИХ! Не в веселых чертогах Царских, а в дикой угрюмой пустыне проводил свою жизнь великий отшельник; не тонкий и мягкий лен, а грубую шерсть верблюда носил строгий подвижник; не отборные яства, но акриды с диким медом были обычною пищею сурового аскета. Человек с такою могучею волею и закаленным характером конечно не мог возроптать на тяжесть тюремной жизни и изменить свои убеждения; не только тюрьме, но даже и пыткам, даже смерти самой не сломить подобную натуру. Если бы и он хотел носить дорогие одежды, то жил бы не в пустыне и не в темнице, но в царских чертогах. Он одним молчанием мог бы достигнуть величайших почестей. Ибо если Ирод столько, уважал его и тогда, когда он обличал его, и находился в узах, то тем более не стал бы подвергать его казни, если бы он молчал. Итак, могут ли падать такие подозрения на того, кто самим делом доказал свою твердость и постоянство? Конечно нет. Так торжественно, с особым, как бы клятвенным подтверждением, Господь Иисус произнес величайшую похвалу Своему Крестителю. Премудрый сын Сирахов дает правило: прежде смерти никого не называй блаженным; но воплощенная премудрость Божия – Сын Божий, Которому принадлежит Божественное право суда над людьми, делает исключение из этого правила для друга Своего предъизбрания. Когда слышится хвала из уст людей, в душе нашей остаются еще некоторые следы неизвестности и сомнении: не преувеличена ли эта похвала ласкательством, не уменьшена ли нерасположением; но когда Сам Господь прославляет человека, то истина господствует во всей ее полноте и широте, потому что нет судии, равного Ему по всеведению и правосудию. И если величие похвалы оценивается достоинством того, кто произносит ее, то какова должна быть слава Предтечи Господня, которому устами Самого Иисуса Христа произнесена полная и величайшая похвала! Вот почему наша святая Православная Церковь в своих молитвословиях и песнопениях поставляет Пророка Предтечу и Крестителя Господня Иоанна в первом чине прославляемых ею святых Божиих после Пречистой Девы Богоматери и бесплотных Сил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Елена 24 декабря 2013, 00:20 Помнится,я слышала историю о том,что тех,кто приходил исцеляться в Оптину пустынь к Пр.Амвросию Оптинскому-святой отправлял иногда к ПР.Пафнутию Боровскому, не желая для себя славы при жизни, как к более способному в этом деле.По дороге люди исцелялись и возвращались благодарить Батюшку Амвросия .На что тот отвечал,что это случилось по молитвам Пр.Пафнутия Боровского.Вот и сложно было понять-кто же исцелил? Мне очень понравилась эта история и запала в душу. Прошло какое-то время.Мы с мужем ехали в Оптину пустынь. У мужа страшно болели ноги-на педали машины не мог нажимать.Еле терпел.По дороге решили заехать в монастырь Пр.Пафнутия Боровского. И успели прямо к ежедневному выносу мощей Преподобного. Приложились.Поехали дальше.В Оптину успели только на молебен Преподобному Амвросию.Помолились.Подошли к Священнику,который читал молебен, под благословение,а он благословил пойти окунуться на святой источник Пр.Пафнутия Боровского,который недалеко от монастыря. Мы пошли и окунулись.Потом решили пойти в лес-далеко к озеру.Я про больные ноги мужа совсем забыла. Идём молчим.Вдруг муж тихо так говорит: " Лен,а ноги- то мои не болят... " .......... До сих пор так и не знаем,кто же исцелил?! Благодарим обоих Святых!Молите Бога о нас Преподобный отче наш Амвросие Оптинский и Преподобный Пафнутий Боровский!Дивен Бог во святых своих! Светлана 23 декабря 2013, 13:23 Мне помогли Оптинские старцы так. У меня была страшная связь с женатым человеком, которую я долгие годы хотела, но не могла порвать. И вот как-то сниться мне сон, что над моей кроватью в воздухе висит икона Оптинских старцев вся в огне. Вскоре я, как будто случайно,поехала паломническим туром в Оптину Пустынь из Украины, хотя тогда была неверующей еще. И вот в этой поездке я обрела веру, а также сразу же по приезду домой разорвала ужасно мучившую меня связь. Мой друг был в полном недоумении и долго не мог поверить, что это навсегда. Но каково было мое удивление, когда я узнала, что монастырь в Оптиной называется Введенским, а я родилась на Введение 4 декабря. Вот так чудо! Воистину нет ничего случайного в жизни. Оптинские старцы меня спасли.

http://pravoslavie.ru/65133.html

Ответ старца Вонифатия . Женщины должны находить занятия свои в доме своем. Они – главные распорядительницы внутреннего хозяйства, их обязанность – смотреть за всем в доме; поэтому они не должны стыдиться никакого занятия, полезного для их семейства. Приготовление пищи, питья, одежды и разные рукоделия – все это им свойственно и все это не только не унижает, но и возвышает в глазах других людей. Прочтем в Писании изображение истинно доброй супруги и рачительной матери семейства: «Жену доблю кто обрящет,– говорит премудрый в книге Притчей, дражайши есть камения многоценнаго таковая: дерзает на ню сердце мужа ея: таковая добрых корыстей не лишится... обретши волну и лен, сотвори благопотребное рукама своими. Бысть яко корабль куплю дея, издалеча собирает себе богатство: и востает из нощи, и даде брашна дому и дела рабыням. Узревши село купи, от плодов же рук своих насади стяжание. Препоясавши крепко чресла своя, утвердит мышцы своя на дело, и вкуси, яко добро есть делати, и не угасает светилник ея всю нощь. Лакти своя простирает на полезная, руце же свои утверждает на вретено, и руце свои отверзает убогому, длань же простре нищему» ( Притч. 31, 10–20 ). 227. Вопрос посетителя. Как христиане должны вести себя в храме Божием и вне оного? Ответ старца Вонифатия . Мужчины и женщины, идя в церковь Божию, должны быть одеты просто, скромно и прилично, должны держать себя с некоторой важностью, только без всякой изысканности, должны наблюдать благоговейное молчание, возгревать в сердце истинную и пламенную любовь христианскую, должны быть чисты телом и сердцем, должны быть святы, сколько возможно для них, чтобы могли возносить молитвы свои к Святому Святых. И по выходе из храма христиане должны вести себя так же, как и в самом храме, то есть должны быть так же степенны и любообильны к другим. 228. Вопрос посетителя. Какие плоды невоздержания и плотской жизни? Ответ старца Вонифатия . «Утрезвитеся, пиянии, от вина своего и плачитеся; рыдайте, вси пиющим вино до пиянства, яко отъяся от вас веселие и радость», говорит пророк Иоиль ( Иоил. 1, 5 ). «Всяк бо пияница и блудник обнищает, и облечется в раздранная», говорит премудрый ( Притч. 23, 21 ). Кому горе; кому молва; кому судове; кому горести и свары; кому сокрушения вотще; кому сини очи; Не пребывающым ли в вине; и не назирающым ли, где пирове бывают... аще бо на чашы и сткляницы вдаси очи твой, последи имаши ходити нажайший белильнаго (лишенного коры) древа», говорит премудрый ( Притч. 23, 29–31 ). «Горе востающим заутра и сикер гонящим, ждущим вечера: вино бо сожжет: со гусльми бо и певницами, и тимпаны и свирельми вино пиют на дела же Господня не взирают и дел руку Его не помышляют», говорит Исайя пророк ( Ис. 5, 11–12 ). Вот плоды невоздержания и пьянства! 229. Вопрос странника. Что составляет истинное основание земного счастья?

http://azbyka.ru/otechnik/Vonifatij_Feof...

371). III. Счастлив человек, имеющий истинного друга. Сын Сирахов говорит: «Верный друг – крепкая защита; кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены и нет меры доброте его. Верный друг – врачевство для жизни» (Сир. 6, 14–16). Будем помнить это, братия, и не только помнить, но и выполнять на деле, т. е. будем дорожить не той суетной дружбой, которой ныне так славен наш суетный мир, но паче дружбой святой и во всем благополезной. (Составлено прот. Г. Дьяченко по указанным источникам). Поучение 2-е. Преп. дева Пиама (О молитве праведников) I. Cb. девственница Пиамука или Пиама, память коей совершается ныне, взошла на дивную степень духовного совершенства в доме матери. Она жила здесь, как в затворе, – уединенно, принимала пищу чрез день, после молитвы пряла лен. При такой простоте жизни, но и при зорком наблюдении за своей душою, она так преобразовала свою душу, что Господь удостоил ее дара прозрения. Последнее открылось по особенному случаю. Так как река Нил разливом вод своих оплодотворяет поля, то поселения, дорожа благодетельной влагой, задерживают ее на полях искусственными загородями; при этом немощи людские поднимают спор и ссоры, нередко сопровождаемые побоищами. Община, более многолюдная, чем та, где жила Пиамука, поклялась истребить за воду слабое поселение. Но по молитвам Пиамы Бог спас людей от преступления и смертей. Ангел открыл Пиамуке о злодейском замысле соседей. Она, созвав старшин села своего, объявила им о замысле. «Ступайте, – говорила она, – встречайте тех, которые идут на вас, упрашивайте их, чтобы удержались от боя». Старшины в страхе пали ей в ноги и говорили: «Мы не смеем идти навстречу им; мы знаем нетрезвую жизнь их и их буйство; сотвори новую милость с нами, иди сама к ним и уговори их оставить нас в покое». Она не поступила по их просьбе, не пошла к людям, от сношения с которыми давно отказалась, а обратилась к Господу; удалясь в свой домик, провела всю ночь в молитве. И молитва ее была услышана. Неприятели недалеко от села остановились и не могли сдвинуться с места. Им также дано было знать, что задерживает их молитва праведницы. Они прислали послов своих в село и просили мира. «Благодарите, – говорили они, – Бога, Который, по молитвам девы Пиамы, избавил вашу собственность от истребления».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Господь же явил мне, что ценность и сила проповеди зависит не от внешних приемов, а всецело от благодати Божией. Бог — Учитель веры. Он же Помощник и в произнесении слова. Кто из проповедников искренен и говорит от силы Божией, у того слова не скованы, упорядочивается и изъяснение святого учения.   20 мая 1928 года Благодарю я Господа за пути Его Промысла. " От Господа стопы человеку исправляются " (Пс. 36, 23), — сказал Псалмопевец. Поистине водительство Божие сказывалось все годы, прожитые мною в Покровском монастыре. Как орел носит птенцов своих на крыльях, покрывает и защищает от всех врагов, так Бог в саду Покровской обители десять лет долготерпеливо, ради Своего милосердия и молитв Пренепорочной Девы Марии, хранил мою немощь. Душа моя до сих пор исписана безобразными узорами страстей и достойна правосудной казни. Между тем Господь не отверг меня от Своего престола и все означенное время ежедневно допускал до совершения литургии и причащения Святых Тайн. За всенощной я обычно управлял народным и монашеским хорами; литургию же служил. Привычка абсолютно молчать в часы совершения Бескровной Жертвы помогла мне почерпать духовное утешение в литургисании, оживляться благодатной силой, приобретать навык молиться. Иногда литургия с полунощницей тянулась часа четыре–пять. А время пролетало быстро — не заметишь. Литургия даже самого недостойнейшего священника делает лучше, добрее, отзывчивее, осторожнее в поступках. С недостоинством внутренней страстности и я дерзал приступать к Господу, и по неизреченной милости Он щадил мое убожество. При возглашении ектений об удалении из церкви оглашенных я чувствовал, что по душевному настрою мне далеко и до оглашенных. Первого надо бы изгнать из церкви меня, приближающегося к престолу Всевышнего. Бог не щадил лен курящийся, трость надломленную (Ис. 42, 3. Мф. 12, 20) моего сердечного устроения, хотел извлечь честное из моего недостоинства. Незаметно Он привел меня к покаянному порыву, в результате десятилетней службы в обители расположил ко мне молящихся в храме, вводил в соприкосновение с людьми хорошего духовного настроя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=907...

Та же картина наблюдается в духовных грамотах князя св. Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389), его детей и внуков. Личная воля завещателя являлась у нас проводником государственных стремлений. Московские князья усиливали одного наследника за счет других, концентрируя земельные владения в его руках. Только в духовной грамоте Иоанна III (1462-1505) начинают пробиваться слабые ростки государственного сознания, но и здесь трудно найти различие между частным княжеским владением и государственным. Он также воспринимал свое княжество, как вотчину, которой распоряжался по личному усмотрению. При царе Иоанне Васильевиче Грозном (1547-1584) происходит решительная перемена: старшего сына Иоанна Иоанновича (1554-1581) государь благословляет Русским царством (а не уделом), а остальным хотя и выделяет уделы, но тут же добавляет, что они составляют собой принадлежность Великого государства. Могут возразить, что нечто подобное наблюдалось и в Западной Европе – ничуть не бывало. Феодальный лен всегда представлял собой неделимое имущество, переходившее по закону старшему сыну. При этом зачастую личная воля завещателя не имела никакого значения, все определялось по закону. И только при Петре Великом (1682-1725) в «Правде воли монаршей» проявляется государь, призванный Богом блюсти своих подданных в благочестии и чистоте, а не вотчинник, озабоченный интересами собственных детей. «Царей должность есть содержать подданных своих в беспечалии и промышлять им всякое лучшее наставление, как к благочестию, так и честному жительству» . III . Однако, скажут, социальное расслоение общества и нелюбовь к власти не являются исключительной чертой русского общества. И, действительно, эти явления повсеместны и постоянны. Однако, как показывает история других христианских государств, пропасть между разными сословиями микшировалась тем, что даже низшие слои населения имели свой правовой статус. А потому всегда могли апеллировать к суду, защищая свои честь, достоинство, имущество и саму жизнь. Именно благодаря католическому каноническому праву уже к XIV столетию на Западе сформировался юридический принцип неприкосновенности личных прав человека и его имущества от посягательств политической власти . У нас же, увы, этим похвастаться никак нельзя.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/19/...

– Эй! – послышалось недалеко. – Эй, Николай!.. – Аа… – Чего убил? – Ко-лен-ку-уу… – тягуче сказал Николай. В тумане ответ Николая показался особо глупым и безнадёжным. Я присел на коряжку – спешить было некуда, уток перешумели. Было слышно, как медленно чопают впереди охотники. Они перекрикивались каждые две минуты, боялись, что ли, в тумане потеряться. Скоро снова впереди лопнул выстрел. – Эй, чего убил? – Колен-ку-уу!.. – Тьфу ты! – плюнул я и низким торфяным голосом пустил вдоль ручья: – Ээ-э-э-э-эй!.. – Аа-а? – дружно отозвались Николай с приятелем. – В трясину утя-ну-у-уу… – Аа? – Уу-тя-ну-уу… утя-ну-у-уу!.. – снова пригрозил я. – Ты кто? – крикнул Николай. Я ответил таким нелепым голосом, какого и сам от себя никогда не слышал: – Леший я! Ле-е-е-ший… Тут прозвенело что-то. Овалы тумана зашевелились, задрожали, и солнце разом развалило их. Вспыхнул ручей. Стало видно, как он стелется по низкому лугу в глубину леса. Нигде не было охотников – вдаль стояли стога, нахлобученные на обкошенные пригорки. От них лился запах свежего сена… Ясны обычно и солнечны августовские дни. Этот день был особый. То вдруг пригонял ветер облака – становилось темновато, то облака быстро раскисали в воздухе. При светлом небе громыхало неподалёку, и находил на лес пасмурный свет – только какая-нибудь сосна вспыхивала под одиноким лучом. Когда солнце пошло к закату, я бросил пустую охоту, набрал маслят и на краю сосняка у картофельного поля поставил палатку. Надо было костёр палить – грибы варить. Над полем собиралась грозовая туча, да как-то всё не решалась плотно обхватить небо и колебалась над закатом. – Дочк, Дочк, Дочк… – послышалось с поля. По меже шёл парнишка в ковбойке и покрикивал. – Тёлку потерял? – Овцу, – сказал он, подойдя. – Ты из Шишкина? – Нет, с Екатериновки. Генка я, дядипашин. Я знал дядю Пашу, перевозчика из Екатериновки. Он не раз перевозил меня через речку, и мы всегда толковали с ним о погоде. – Ну, садись, суп с маслятами пробуй. – Искать надо… Дочк, Дочк, Дочк!..

http://azbyka.ru/fiction/izbrannoe-jurij...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010