О ПЕРЕВОДЕ КНИГИ СВЯТОГО ФЕОДОРА СТУДИТА Возлюбленнейший о Господе авво пречестнейший, отец архимандрит. Первее всего прошу прияти от меня, грешнаго, искреннее уверение в письменной моей неисправности касательно ответов, не точию пред вами, но и пред многими. Часто не имею возможности не только скоро отвечать, но и скоро прочитывать получаемые письма, при немощи телесной обременяемый людом человеческим, хотя некоторые толпятся и стужают с мыслью угадывания, как некогда спрашивали батюшку отца Макария: «Родится ли в нынешнем году лен?». Второе: прошу прияти от меня усерднейшее поздравление мое с наступающим днем вашего Ангела. Сердечно желаю, чтобы всеблагий Господь за молитвами духовного патрона вашего, угодника Божия святителя Ю., подал вам все блага, не только душевные, но и внешние, с ними же и здравие телесное, как необходимое для прохождения начальственного подвига, по временам небезтруднаго. Третье: прошу прияти благодарение за благоприязненное уведомление о возложении крестного знамения на персех. Лучше бы, по апостольскому словеси, иметь и носить Распятого внутрь персей в сердце; сие было бы и полезнее и безопаснее. А то в нашей стороне видимые сии знамения, аще и спасительные, не проходили без скорбных искушений. Игумен отец И., по получении, так сильно был одержим болезнью, что мы едва не отчаивались в его жизни. У игумена отца Моисея последовало за сим расстройство в старшей братии; а у отца Пафнутия в монастыре был пожар, а кроме того, он был посещен и болезнью телесного. Признаюсь, авво, что я немало удивился, получив ваше уведомление; даже несколько дней думал, не вышло ли тут путаницы консисторской, потому что толк был о предоставлении к награде только действительного духовника, а не заштатного. Последнему не надевать, сидя на кровати. По сих всех почтительнейше уведомляю вас о переводе книги святого Феодора Студита с греческого на русский язык: что одним лицом перевод уже окончен, теперь уже творится просмотр тремя лицами и дошли уже до Пятого слова. Вы делаете свое замечание касательно избежания славянских терминов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Ладь косы и серпы к Петрову дню; 30. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Полупетр. В этот день, собираясь на покос, провожают весну. «Мученик Устин (воспоминемый Церковью 1 июня, Устинов день) – между маем и июнем тын!» – говорили крестьяне. В этот день народное поверье запрещало городьбу городить: «На Устина не городи тына!» Старики сулили пожар тому домохозяину, который ослушается их совета. В этот же день судили по солнечному восходу об урожае, для чего выходили до зорьки в поле и приглядывались к солнечным лучам: взойдет солнышко на чистом небе – быть доброму наливу ржи. А бродят тучи по небу в это утро – бабам на радость: лен-конопель уродится на диво! От Устина – два дня до Митрофанова дня (4 июня). «В канун Митрофана – не ложись спать рано!» В навечерие этого дня оценивали перспективы вызревания хлебов. Деревенский опыт советовал под Митрофана «заглядывать, откуда ветер дует». Во многих местностях Владимирской, Ярославской, Тверской, Тульской и др. соседних губ. существовала старинная примета об этом. «Тянет ветер с полуден – яровому хороший рост!» – говорили там. «Дует с гнилого угла (северо-запада) – жди ненастья!» Ветер «с восхода» (восточный) – к поветрию (повальным болезням). «Сиверок (северо-восточный ветер) ржи дождями заливает!» В старину даже существовал обычай «молить ветер под Митрофана». Старухи сходились для этого за околицей ввечеру, после заката солнечного, и, по данному старейшей из них знаку, принимались выкликать по ветру, размахивая при этом руками, следующее заклинание: «Ветер-Ветрило! Из семерых братьев Ветровичей старшой брат! Ты не дуй-ка, не плюй дождем со гнилого угла, не гони трясавиц-огневиц из неруси на Русь! Ты не сули, не шли-ка, Ветер-Ветрило, лютую болесть-помаху на православный народ! Ты подуй-ка, из семерых братьев старшой, теплом теплым, ты полей-ка, Ветер-Ветрило, на рожь-матушку, на яровину-яровую, на поле – на луга дожди теплые, к поре да ко времячку! Ты сослужи-ка, буйный, службу да всему царству християнскому – мужикам-пахарям на радость, малым ребятам на утеху, старикам со старухами на прокормление, а тебе, буйному, над семерыми братьями набольшему-старшому, на славу!» Это заклинание, по словам сведущих людей, имело непреодолимую силу над ветрами и заставляло их помогать крестьянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- Честно говоря, я на этом и остановился… Но были варианты, причем самые разные. Смысл их сводился к одному: двое умирают, чтобы остаться жить. Идея старая, как Шекспир, о котором, кстати, тоже неизвестно: а был ли такой человек? Ваше появление, Андрей Вадимович, если вы встанете на сторону справедливости, предполагает самое надежное решение сюжета. Но здесь мне понадобится помощь специалистов. Все должно быть настолько натурально… Я думаю, заказчик захочет это увидеть, если не в натуре, то на каком-нибудь носителе — пленке, диске… - Может, вас лучше взорвать? Ну, так, чтобы куски мяса во все стороны? — с тем же непроницаемым лицом предложил Справедливый. - Это возможно? - За деньги теперь все возможно. Разве что места в Раю не купишь. Мне нужно встретиться с Астаховым. 5 Вера в эти дни крутилась, как белка в колесе. Деньги и работа словно чувствовали, что она собирается, подобно Словцову, выброситься с парашютом из этого обреченного лайнера, и сыпали мелкими проблемами и большими контрактами под ноги. Несколько раз приходила Солянова и все пыталась выяснить, что же произошло у нее с Павлом и чего ждать. Но разговора как-то не получалось. Вера никак не могла решить — стоит ли рассказать подруге о задуманном? А однажды просто спросила: - Лен, а если бы Зарайский был жив? - Ты что, Верунь, — испугалась Солянова, — если снится — панихиду закажи. Ты хоть никому не говори такого, так и до больнички недалеко… И Вера решила никому не говорить, в том числе и подруге. Пытаясь отвлечься от суеты в дороге, она совершила поездки по всем предприятиям. Ездила в Нефтеюганск, Сургут, Пойковский, Советский… Возвращаясь вечером из Нягани через новый мост, любовалась куполами храма Воскресения в свете прожекторов. Вот уж где архитекторов Сам Бог вел — храм стал лучшим символом города. Когда машина перевалила Самаровскую гору, Вера попросила водителя повернуть на стоянку к храму. Служба уже закончилась, и тишину в храме нарушало только потрескивание свечей и легкое шарканье старушечьих ног — бабульки вели нехитрую приборку: гасили огарки, протирали пол и то, что, по их мнению, требовало блеска, и по мере движения успевали приложиться к иконам. Немногих поздних посетителей они не тревожили.

http://azbyka.ru/fiction/vid-iz-okna/?fu...

В германской армии был закон: жалобы военнослужащих друг на друга принимались не сразу после инцидента, но по прошествии определенного времени. Это помогало принять правильное решение. В Священном Писании сказано: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4: 26). Святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что в умах гневающихся заходит Солнце Правды – Христос, ибо ум бывает омрачен гневом. Поэтому, конечно, никакого трезвого решения в споре в возмущенном состоянии духа принять не получится. Но вернемся к теме «серьезного разговора». Зарубежный психолог писатель Лен Макмиллан сформулировал основные правила мирного и конструктивного «выяснения отношений». Он делает это на основании той же цитаты из апостола Павла: «Гневаясь не согрешайте; солнце да не зайдет во гневе вашем. И не давайте места диаволу» (Еф. 4: 26–27). Как «гневаться не согрешая»? Надо серьезно взяться за саму проблему, а не раздражаться, нападать на собеседника. Ведь для того и ведется серьезный разговор, чтобы не обижать друг друга, а придти к какому-то решению. В споре очень часто забывается самое главное – предмет спора, люди переходят на личности. Ориентируясь на саму проблему, «не будем давать место диаволу». В разговоре с близкими людьми мы, в первую очередь, должны дать им понять, что по-прежнему любим их, но нам необходимо обсудить и решить определенные вопросы. Важно не перейти грань и не изменить в процессе разговора отношение к ближнему, не прогневаться на него. Наши отношения не должны пострадать из-за обсуждения проблемы. «Солнце не должно зайти в нашем гневе». Нельзя затягивать решение важного вопроса, ибо нет смысла решать проблему, когда оба собеседника уже не владеют собой. Не нужно допускать, чтобы гнев перерос в затаенную горечь и обиду. Спорные вопросы необходимо решать быстро: обида может пустить корни в сердце. Обсуждая сложившуюся ситуацию, нужно говорить прямо, искренне, без лукавства. Если мы будем что-то замалчивать, то вскоре вопрос возникнет опять. Не оставляйте вопроса нерешенным.

http://pravoslavie.ru/29736.html

Молитвенный дом, каменный, построен прихожанами и освящен 2 ноября 1862 г. во имя Архистратига Михаила. Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 176 р. 40 к. и от прихожан 900 р. и 50 д. земли. Живут в общественных домах. Приход – одно селение Новотроицкое. Прихожане – переселенцы из губерний: курской, харьковской, полтавской, черниговской и орловской и из некоторых местностей таврической. Большая часть – малороссы, меньшая – великороссы. Евреев 3 семьи. Прихожан 1039+964=2003. Дух. 3+4. Главное занятие – хлебопашество. Сеют пшеницу, жито, ячмень, овес и просо; в малом количестве – лен и коноплю. В последнее время начали употреблять английские плуги Говарда. Но вообще орут и букарят неглубоко, Земли около 4 д. на душу. Ее делят чрез каждые 3 года, и потому почти никто не заботится об ее удобрении. Средний урожай 3–4 четверти на десятину. Скотоводства мало, по недостатку удобных пастбищ. 34. Софиевка – по берегам речки Буртычии, на ровной, гладкой, однообразной местности, где некогда был ногайский аул Айтамгалы. Вскоре после Крымской войны ногайцы ушли в Турцию. В 1862 г. прибыли сюда, в числе 60 семейств, болгары из Бессарабии, из селения Чакырлы-Китая, находящегося в 30 верстах от Измаила. Потом в 1864 г. прибыли сюда гагаузы. Они называют себя также болгарами, но говорят по-турецки и имеют особый тип, отличный от болгарского: длинный ястребиный нос, большие черные глаза, черные, как смоль, волоса и ноги кривые. Гагауз значит безъязычный. Так называются те болгары, которые, будучи турецкими подданными, не имели права даже в семье объясняться на болгарском языке и потому забыли свой родной язык. Наконец в 1867 г. явилось сюда до 12 человек черногорцев. Каждый переселенец получил по 9 дес. земли на душу. Молитвенный дом, каменный, с такою же колокольнею, построен прихожанами и освящен 12 ноября 1877 г. во имя св. равноапостольных царей Константина и Елены. Причт: священник и псаломщик. Содержание: от прихожан 900 р. и 60 д. земли. Священник живет в общественном доме, а псаломщик – в собственном.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Хозяйственная функция. Нельзя не обратить внимания на то, что икона играла заметную роль в хозяйственной жизни русского народа, святой и его икона освящали труд земледельца, животновода, ремесленника, икона придавала священный смысл хозяйственной деятельности вообще; труд на благо семьи, страны становился трудом во имя Божие. Приведем только несколько примеров проявления этой функции иконы. После отела хозяка вносила теленка в дом, клала на стол в красный угол под иконы, трижды читала молитвы и лишь после этого относила на солому в угол у двери. В праздник Благовещения (25 марта) икону Богородицы ставили в кадку с зерном, предназначенным для посевной, и молились о богатом урожае. Молитве об урожае льна и овса мог быть посвящен второй день Пасхи. Тогда по селу носили запрестольный крест и икону Богородицы. Икону ставили на лен, а горсть овса сыпали ей «в глаза». Икону ставили в кадку с зерном и непосредственно перед севом. Как известно, св. Георгий является покровителем не только земледелия, но и скотоводства. Обычно скотину выгоняли в поле первый раз в день его церковного празднования 23 апреля. В этот день все хозяева молились перед иконой великомученика и в храме (обязательно следовало поставить свечу перед иконой), и дома. После Литургии народ выходил на улицу с иконами и вставал по сторонам. Между двумя рядами икон по этой «святой иконной улице» и прогоняли скот. В других губерниях перед первым выгоном обходили двор с иконой св. Георгия, иногда шли за коровой с иконой святого покровителя до самого пастбища. Святой апостол Петр был рыбаком и потому считается покровителем рыбного промысла. Особенные молитвы возносились ему в Петров день 29 июня – память первоверховных апостолов Петра и Павла. Поставить обычную свечку перед иконой апостола в этот день казалось мало, и в некоторых губерниях рыбаки покупали в складчину большую «мирскую свечу». 1 августа – память прпп. Зосимы и Савватия Соловецких – наступал праздник пчеловодов: пробовали мед нового сбора. По преданию именно прпп. Зосима и Савватий устроили первые пчельники на севере Руси. Иконы их стояли во всех пчельниках. «Без Бога – ни до порога, а без Зосимы-Савватия – ни до улья», – сложили поговорку пчеловоды. И такие свои святые покровители были практически у всех видов хозяйственной деятельности русского крестьянства. К помощи иконы на Руси прибегали практически во всех случаях жизни: при пожаре, эпидемии, засухе, долгой дождливой погоде, наводнении, когда не помогали молитвы, «поднимали» чудотворную икону, т.е. выносили из храма и совершали крестный ход с иконой по городу, вокруг деревни или на поле, где служили молебен перед ней.

http://azbyka.ru/funkcii-ikony-ikona-i-o...

После заключения договора религиозная община обязана представить мне список лиц в количестве 3 человек избранного ею для управления церковным зданием и культовым имуществом исполнительного органа (председатель, казначей, секретарь), а также список 3 членов ревизионной комиссии. Уполномоченный Совета по делам русской Православной церкви при СНК. СССР по Ленинградской области А. Кушнарев ЛОГАВ. Ф. Р-2067. Оп. 1. Д. 140. Л. 4. Подлинник. 128. Отношение уполномоченного по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР по Ленинградской области А. И. Кушнарева председателю исполкома Волосовского райсовета Кокшеву с информацией о регистрации религиозных общин района 18 июля 1944 г. 176 На Ваш 527 от 6/VII-44 г. по вопросу о порядке открытия церквей сообщаю, что исполнительный комитет Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся своим 52-с от 10/III–44 г. подробно вас ориентировал. О состоявшейся регистрации религиозных общин: 1. Церкви Александра Невского, пос. Волосово. 2. Врудской церкви, дер. Вруга. 3. Никольской церкви, село Ястребино. 4. Воскресенской церкви, дер. Яблоницы, мною Вам сообщено 4/VII с. г. за 132 и 141, от 11/VII с. г. за 164 и 166. В отношении регистрации остальных церквей Волосовского района села Редкино, села Коложицы, села Ильеши, ввиду отсутствия в них постоянных священников, утвержденных управляющим архиереем, вопрос остается открытым. Назначением, перемещением и увольнением духовенства по Ленинградской области занимается Григорий архиепископ Псковский и Порховский, временно управляющий Ленинградской епархией, к которому и рекомендуйте верующим обращаться с просьбой за назначением к ним священника. Все материалы, связанные с вопросами, относящимися к русской православной церкви, в том числе и заявления верующих с просьбой об открытии церквей, не вынося своих решений, направляйте их мне. Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР по Лен[инградской], области А. Кушнарев ЛОГАВ. Ф. Р-2067. Оп. 1. Д. 140. Л. 6. Подлинник. 129. Докладная записка Г. Г. Карпова В. М. Молотову об обмене посланиями Патриаршего местоблюстителя митрополита Алексия и архиепископа Кентерберийского 258

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1859 г. жители ст-цы Кременской построили каменную часовню у могилы «Семи братий». Много людей приходили на праздник Вознесения Господня. Крестные ходы к часовне из близлежащих станиц и хуторов начинались за 3 дня до этого. У могилы во время эпидемий молящиеся получали исцеление. В 1861 г. был перестроен настоятельский дом с 5 покоями, буфетом и кладовой. В 1863 г. архим. Маркеллин окончил строительство деревянного братского корпуса с 8 кельями и кухней, а на следующий год - мезонина, соединившего дом архимандрита с новыми кельями, дома для просвирни, 4 келий с отдельным входом. С марта 1867 по 1872 г. в мон-ре пребывал на покое архиеп. Донской и Новочеркасский Иоанн (Доброзраков) . Последние годы проживал с келейником в отдельном доме, построенном донским помещиком М. В. Себряковым для своего сына, принявшего постриг в обители. Архиеп. Иоанн был погребен в Благовещенском приделе Вознесенского собора у правого клироса, но по ходатайству казаков Новочеркасского торгового об-ва и по указу Синода от 1 сент. 1911 г. его останки были перенесены в кафедральный собор Новочеркасска. Во 2-й пол. XVIII в. К. м. представлял собой мощный хозяйственный комплекс. Ежегодно засеивали до 120 дес. земли. Возделывали пшеницу, рожь, овес, просо, лен. Сад насчитывал ок. 1 тыс. деревьев. Мон-рю принадлежали огород, пасека, лес, сенокосы. В 1875 г. в К. м. насчитывалось 72 вола, ок. 50 коров, гужевой скот и до 300 овец. При К. м. был конный завод (до 100 коней), каменотесная мастерская, изготовлявшая надгробные плиты. В XIX в. К. м. получил от войска Донского 1680 дес. земли. В 1878 г. войсковое и епархиальное начальство изучало вопрос, далеко ли мон-рь расположен от железной дороги, т. к. здесь планировалось устроить госпиталь и приют для раненных на русско-тур. войне 1877-1878 гг. солдат. В нач. XX в. при К. м. существовали приют для странников, богадельня, с 1901 г.- школа грамотности. В монастыре проживали архимандрит, 25 монахов и 47 послушников. При обители существовали Пятницкий муж.

http://pravenc.ru/text/2459005.html

Разрешили совершить молебен, запретили обратиться к несчастным со словом пастырского утешения и ободрения. Пришлось импровизировать прошения, заменяющие слово, должное влить в страдальцев силу духовную. Когда все приложились к образу Спасителя, икона буквально утопала в слезах Гитлером обманутых страдальцев. Большим ударом для меня была реквизиция немцами моего велосипеда, которым пользовался для посещения госпиталей и домов моих прихожан. В июле 1941 года состоялось в моей квартире совещание по вопросу открытия к началу учебного года русской гимназии. В совещании приняли участие б. заместитель Директора гимназии Андрей Цыбрук, преподаватель истории и латинского языка Сергей М. Савашинский и настоятель Николаевского храма. Считая недопустимым оставить без внимания детей школьного возраста, решили объявить запись учащихся и открытие гимназии с 1 сентября. Записалось на 1941/42 учебный год свыше 200 человек, разбитых на 6 классов. Гимназия просуществовала в военных условиях лишь 2 учебных года. Тогда же были открыты в здании гимназии Учительские курсы. Большую духовную пищу получал я от преподавания Закона Божия и лекций-бесед на Педагогических курсах. 80% учащихся гимназии составляли дети, родившиеся в СССР, в числе коих были и Владиленсы (Влади/мир/-Лен/ин/-С/талин/) и Украина. Слушатели Педагогических курсов были на 100% «оттуда». Помню мое первое появление в рясе с крестом на груди перед аудиторией молодежи и взрослых. На лицах у детворы недоумение и растерянность. Настороженность и недоверие испарились после первых уроков, после чтения ими в классе стихотворений и выдержек из прозы русских классиков. В них, наученных растлителями русского народа, что все ученые и русские писатели были атеистами и отвергали религию, быстро выветривался дурман безбожия. В их детских и юношеских глазах видно было просветление их душ. С огромным вниманием слушали и курсанты, будущие учителя, лекции-беседы о «Евангельском учении о человеке», «О личности», «О значении религии в педагогике» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Теперь беглец укрылся в Антиохии, у крестоносцев. Из-за скандальной истории с дочерью князя Рай -мунда Филиппом (сестрой императрицы Марии), которую Андроник соблазнил и бросил, ему пришлось перебраться в Иерусалим. Король Амальрих отнесся к опальному Комнину благосклонно, даже дал в лен город Верит. Андроник отличился и здесь, совратил знатную даму, вдову короля Балдуина III Феодору, и, прихватив безумно влюбленную в него женщину с собой, вновь отправился в скитания, еще дальше, к мусульманам, так как Мануил I добивался у Амальриха выдачи и ослепления Андроника. За десять лет он побывал в Багдаде, Иконии, Дамаске и, наконец, обосновался в пограничном с Византией замке Колонии. Набрав дружину головорезов, кузен ромейского василевса занялся разбоем и в короткий срок сделался грозой купеческих караванов. Константинопольский патриарх отлучил его от церкви. От регулярно посылаемых против него византийских войск Андроник либо прятался в неприступных горах, либо отбивался мечом. Карательные экспедиции против непокорного родича попортили Мануилу I немало крови, прежде чем около 1177 г. ромейский стратиг Никифор Палеолог в одном из походов не захватил Феодору и ее детей от Андроника. Тогда последний сдался Мануилу и со слезами на глазах (а в деле притворства он был великий мастер) валялся в ногах у императора, умоляя о снисхождении. «Блудного брата» Мануил простил и на этот раз, но из Константинополя отправил, поручив управление богатым городом Энеем в Пафлагонии. Восторженно встреченный недовольными Мануилом, Андроник стал вождем греческой оппозиции. Император скрепя сердце терпел рост влияния кузена, но потребовал от него принести клятву на верность наследнику Алексею, что тот с легкостью и сделал. Весной 1182 г. пафлагонские войска двинулись на столицу. По пути армия Андроника обрастала как снежный ком жителями восточных провинций, приветствовавшими приход Комнина, освободителя от засилья «латинян». Одно имя Андроника вызывало в столице ликование, про его достоинства народ слагал восторженные песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010