Каждый дом увечных воинов носил имя особы царской фамилии или героя войны 1877–1878 гг.: Государя Императора, Государыни Императрицы, наследника-цесаревича, генерал-фельдмаршала Великого князя Николая Николаевича. Кроме пятнадцати домов, в убежище была построена церковь во имя св. Александра Невского, лазарет имени Императора Александра II, хозяйственный дом, аптека с амбулаторией, баня, оранжерея. В центре убежища размещался Царский павильон, утопавший в цветах. 22 июля 1892 г. на территории приюта состоялась закладка здания Алексеевского приюта для раненых и престарелых воинов. К моменту закладки была подготовлена металлическая доска с надписью: «Здание Алексеевского приюта для раненых и престарелых офицеров, построенное при Алек-сеевском убежище увечных воинов вдовою потомственного почетного гражданина Варварой Андреевной Алексеевой в память ее мужа. Основано 22 июля 1892 года при Государе Императоре Александре III Александровиче, Московском генерал-губернаторе Государе Великом князе Сергее Александровиче, попечителе убежища генерал-майоре Дмитрии Васильевиче Мерчанском, по проекту академика архитектуры Игнатия Павловича Залесского» . Не случайно район Всехсвятской рощи после окончания Русско-турецкой войны стал одним из центров помощи увечным воинам. Тяжело переживала Великая княгиня беду воинов, пострадавших во время Русско-японской войны и старалась помочь им, выполняя завещание Великого князя Сергея Александровича. Есть множество свидетельств непрерывающегося внутреннего союза Елисаветы Феодоровны и Сергея Александровича, что, в частности, выражалось в строительстве Великой княгиней духовно и социально значимых сооружений во имя небесных покровителей Сергия и Елисаветы. Так, 5 июля 1907 г. состоялась закладка Сергиево-Елисаветинского трудового убежища для увечных воинов Русско-японской войны, обеспеченная средствами, завещанными Великим князем Сергеем Александровичем. На молебне по случаю закладки здания присутствовала Елисавета Феодоровна, генерал-губернатор Москвы С.К. Гершельман, почетный опекун А.А. Пушкин (сын поэта) и др.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

По окончании крестного хода и прибытии в КБМ Предстоятеля РПЦ(36) состоялась торжественная закладка памятной (закладной) капсулы в основание воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери, в которой приняли участие Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Первоиерарх РПЦЗ, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (И.А. Капрал), Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ С.Е. Нарышкин, Полномочный представитель Президента РФ в ПФО М.В. Бабич, начальник Генерального штаба Вооружённых Сил РФ - первый заместитель Министра обороны РФ В.В. Герасимов, Президент РТ Р.Н. Минниханов, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (И.А. Ашурков), Председатель ГС РТ Ф.Х. Мухаметшин, Государственный Советник РТ М.Ш. Шаймиев, Мэр города Казани И.Р. Метшин и другие государственные и церковные деятели. В церемонии также приняли участие руководители и представители мусульманских религиозных объединений: в том числе, Председатель Центрального духовного управления мусульман России, муфтий Т.С. Таджуддин, Председатель ДУМ РТ, муфтий К.И. Самигуллин, первый заместитель Председателя ДУМ РФ Д.Х. Гизатуллин и др.(37) Все, кому не удалось попасть непосредственно на место события, могли наблюдать ход торжеств на больших экранах, установленных у входа и на территории КБМ. Наместник КБМ игумен Марк (М.И. Виленский) водворил «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери на место проведения чина закладки храма. После молебна перед святым образом Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения места и закладки собора, в ходе которого был оглашён текст закладной грамоты, вложенной затем в памятную (закладную) капсулу, которую Предстоятель РПЦ поместил в сохранившийся исторический фундамент собора Казанской иконы Божией Матери. Грамота гласила: «Во славу Святыя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы, Ея благоволением и благостию, Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, заложен сей возрождаемый храм в честь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии ради иконы Ея Казанския, в лето 2016 от Рождества по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа в 21-й (8-й) день июля месяца во граде Казани на месте обретения сей чудотворной иконы».

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/13/...

Реституция церковного имущества 17 мая городское правительство утвердило документ, согласно которому в собственность религиозных общин будут переданы как здания, так и земельные участки, в случае, если удастся доказать их принадлежность конкретной конфессии до 23 января 1918 года, то есть до принятия Декрета Совета народных комиссаров РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Попечительский совет Феодоровского собора 17 мая в Ореховом зале Госдумы РФ под руководством ее председателя Б. В. Грызлова прошло заседание Попечительского совета по возрождению храма Феодоровской иконы Божией Матери в честь 300-летия Романовых в Санкт-Петербурге. В заседании приняли участие председатель Петербургского ЗакСа В. А. Тюльпанов, представители РАО РЖД, Внешторгбанка, депутаты Госдумы, руководители КУГИ И КГиОП Правительства Санкт-Петербурга, представители Феодоровского прихода. Были выработаны меры по скорейшему разрешению юридических и имущественных вопросов, препятствующих восстановлению храма, намечен план финансирования работ по проектированию и реставрации храма. Детско-юношеский турнир по рукопашному бою 20 мая в поселке Лебяжье Ленинградской области на базе 33-й Отдельной бригады оперативного назначения внутренних войск состоялся детско-юношеский турнир по рукопашному бою, посвященный памяти воинов-героев. Участие в поединках приняли около 50 подростков 10-16 лет, членов спортивных и военно-патриотических клубов Петербурга и Ленобласти. Помощь в подготовке встречи оказали Администрация Ломоносовского р-на и депутаты областного ЗакСа. Протоиерей Александр Ганьжин и иерей Димитрий Василенко провели беседы о православной вере и экскурсию в местную часовню. Закладка Морского собора в Усть-Луге 22 мая, в день памяти перенесения в город Бари святых мощей Николая Чудотворца, в г. Усть-Луга состоялась закладка краеугольного камня и капсулы с именами храмоздателей в основание Морского собора. Храм будет возведен во имя Пресвятой Троицы с приделами в честь свт. Николая Чудотворца и Тихвинской иконы Божией Матери. Идея строительства возникла еще в начале 90-х годов. В 1992 году на месте будущего храма был воздвигнут крест. Собор намечено возвести к 2009-2010 годам. Он должен стать архитектурной доминантой нового города, который скоро появится на территории Усть-Луги, а его купола будут видны с кораблей, заходящих в порт.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/15...

Вообще случаи, когда храм известен по именованию не главного, а второстепенного престола, не являются редкими (к примеру — знаменитый храм на Красной площади Москвы, широко известный под именем собора Василия Блаженного, хотя этому святому посвящен только один из придельные храмов, а главный престол собора посвящен празднику Покрова Пресвятой Богородицы). Однако в нашем случае вероятнее другое объяснение. Скорее всего, на возведенный в середине XVII века каменный храм жители Городища перенесли название предшествовавшего ему деревянного храма. Еще в конце XIX века в церкви хранилось старинное оловянное блюдо с надписью: «сие блюдо города Костромы св. Илии, что на городище»... Строительство каменного храма Г.И. Морозову в Костромском крае принадлежал целый ряд вотчин — села Минское, Здемирово, Сунгурово с прилегающими деревнями, часть села Селище напротив Костромы и другие. В Костромском кремле у него имелся свой осадный двор (скорее всего, он принадлежал Морозовым и в XVI веке, а к Глебу Ивановичу перешел по наследству). Двор Б.И. и Г.И. Морозовых имелся и в Галичском кремле. Точно не известно, когда село Городище стало собственностью Г.И. Морозова. В конце XVI века оно принадлежало дворянскому роду Апраксиных; затем Никита Беляницын Апраксин и его мать на помин души своего отца пожертвовали село Троице-Сергиеву монастырю. В 1626 году князь Юрий Дмитриевич Хворостинин выкупил Городище у обители; его наследники владели селом примерно до второй половины сороковых годов XVII века, когда его приобрел Г.И. Морозов. Надо полагать, что закладка каменного храма на Городищенском холме состоялась уже в 1649 году (долгожданный наследник — сын Иван Глебович — родился в 1650 году, и, если бы закладка произошла позднее, то в храме наверняка был бы и престол во имя его небесного покровителя). Учитывая богатство Морозовых, окончание строительства храма — к тому же не очень большого по своим размерам — с уверенностью можно отнести к 1652 году. Причиной тому, что Морозовы решили построить храм именно в Городище, могли стать различные обстоятельства (например, пожар, уничтоживший деревянный храм).

http://sobory.ru/article/?object=00649

В мае 1893 года Учрежденный собор испрашивает и получает разрешение на постройку нового здания в Сергиево-Посадской городской управе, после чего собственно и были начаты строительные работы. Через месяц - 13 июня 1893 года - при викариатстве епископа Александра Дмитровского и настоятельстве Московского митрополита Леонтия (Лебединского) произошла закладка нового здания. Вот что сообщают «Московские Церковные Ведомости»: «13 июня в Троице-Сергиевой Лавре после литургии состоялась закладка громадного здания, предназначенного под богадельню престарелой братии и больницу. В здании будут две церкви: во имя прп. Иоанна Лествичника и во имя свв. мучениц Варвары, Анастасии и Акилины. Закладку совершал наместник Лавры архимандрит Павел в сослужении с архимандритами Никоном и Товиею и иеромонахом Досифеем. По совершении закладки провозглашено было многолетие Государю Императору, Государыне императрице, Наследнику Цесаревичу, митрополиту Леонтию и архимандриту о. Павлу, по мысли которого строится это редкое по своим размерам здание. Стечение народа на закладке было громадное». Еще до совершения закладки здания больницы, 5 июня 1893 года, редактор «Троицких листков» архимандрит Никон (Рождественский) получил письмо от владельца типографии Ивана Ефимовича Ефимова, который более 16 лет печатал издания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: «Глубоко сочувствуя доброму делу, которое предпринято Лаврою Преподобного Сергия с целью успокоить немощную братию в богадельне и врачевать приходящих на поклонение Преподобному Сергию богомольцев прилагаю при сем 5%-й банковский билет в 10 000 рублей..., как мое пожертвование на храм при оных богоугодных заведениях с тем, чтобы к именам великомучениц Варвары и Анастасии было присоединено имя мученицы Акилины, и во-вторых, в оном храме ежедневно, вместе с именами графини Варвары (Татищевой) об упокоении упоминалось имя рабы Божией Акилины». Указом Учрежденного собора от 9 июня 1893 года пожертвование И. Е. Ефимова было принято и просьба исполнена, о чем мы видим свидетельство в сообщении «Московских Церковных Ведомостей» о совершении закладки нового здания больницы-богадельни при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_в_честь_п...

Возвратившиеся старцы жили до зимней дороги в обители. По наступлении зимы отец Архимандрит послал Паисия снова в Москву к благотворителям за помощью, а Феофилакт остался в Монастыре. Братия удержала его в облегчение трудов о. Матфея, не дававшего себе покоя. Днем он постоянно корпел на постройке, зорко смотрел за ходом дела; утром всех раньше разбудит пономарей, прежде их, пока они еще одеваются, уйдет в церковь , зажжет лампадки, свечи, и когда придут пономари, то у него уже все готово, таков был Настоятель наш отец Матфей, неуклонно изо дня в день трудившийся, пока не оставили его силы и зрение. V. Иноки обжились и сроднились с обителью. Разнообразие и успех работ по устроению Монастыря. О. Феодосий как архитектор. Приезд в обитель Преосвященного Палладия. Встреча его. Пребывание Владыки в Монастыре. Обзор обители. Отзыв Преосвященного о ней после обзора. Отъезд и проводы. Окончание наружной постройки Собора. Закладка колокольни и корпусов при ней. Штукатурные работы в Соборе и настилка пола. Новый большой колокол. Встреча его и перевозка в обитель. Несчастие при перевозке. Освящение придела в нижнем этаже соборного храма. Продолжение монастырских работ. Новая трапезная. Освящение еще двух приделов в храме. Скопление богомольцев. Командировка старцев на новый сбор Наступил 1871 год; пришла весна, а с нею и забота и хлопоты о работах и занятиях по устроению. При сознании своего долга, при беззаветной покорности послушанию, нам было хорошо в нашей заброшенной в лесную глушь обители в трудах и работах, как никогда не было среди покоя и беззаботной жизни всем обеспеченного богатого Соловецкого Монастыря. Тут мы опытом познали, что в призвании есть отрада и утешение для тех, кто несет крест. И это сознание было не рассудочное и холодное, но объемлющее все силы духа. Под влиянием этого сознания мы трудились и трудились, не чувствуя ни усталости, ни необходимости в отдыхе. С наступлением теплых весенних дней явилось в Монастырь множество рабочих по разным специальностям: кирпичников, плотников, каменщиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С утра Симферополь принарядился по-праздничному и украсился флагами и вензелями Императора Александра III, Императрицы Марии Феодоровны и Императрицы Екатерины II; приостановились по городу работы; народ частыми толпами двигался по улицам. В городских церквах православных и других христианских исповеданий шла божественная служба. В 12 часов дня происходило богослужение в приходских мечетях и главной мусульманской соборной мечети о присоединении Крыма к Российской Державе и о здравии Государя Императора и Царствующего Дома, в присутствии г. начальника губернии и лиц, приглашенных на закладку; за тяжкою болезнию муфтия, в богослужении первенствовал Таврический кадий-эскер Якуб-эффенди. Отсюда все лица отправились в Александро-Невский собор и здесь, по окончании преждеосвященной обедни, подняты св. иконы и хоругви для крестного хода, который в 12 ½ часов двинулся к закладке монумента на городском бульваре, сопровождаемый соборным и городским духовенством и всеми властями. На месте закладки устроен великолепный павильон, украшенный зеленью из пальм, лавр, мирт и других растений, обвивших вензеля Государя Императора и Императрицы Екатерины, превосходно составленные из такой же зелени; стены и ступени в углубление под павильоном, где происходила закладка, обтянуты красным сукном, пол углубления, за исключением места закладки, покрыт коврами. Внутренность павильона обставлена разноцветными флагами и картинами, нарочно на этот случай писанными, с аллегорическими изображениями: Нептуна с трезубцем, головки барашка, змеи, обвившей крест и пьющей из чаши и др.; у края углубления фундамента стояли знамена. Войска расположены были на Бульварной улице, против главных ворот сада и павильона. По обе стороны углубления стояли представители ремесленных цехов со значками и мещанские старосты, а ближайшие к месту закладки части аллеи заняты были воспитанниками учебных гражданских и духовных и воспитанницами женской гимназии и других учебных заведений, остальные аллеи сада предоставлены публике. В средине павильона находились: г. корпусный командир Адлер с г. начальником губернии, начальствующие лица, представители городского и земского общественных управлений с г. губернским предводителем дворянства В.П. Поповым и приглашенные к закладке особы. По прибытии преосвященного Гермогена, совершено водосвятие и закладка монумента, с провозглашением хором архиерейских певчих многолетия Государю Императору, Государыне Императрице и всему Царствующему Дому. После того пропета вечная память в Бозе почившей Императрице Екатерине II, а затем провозглашено еще несколько многолетий по уставу церкви.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/19/stolet...

Этот метод описывается в книге Притч: «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его ( Притч. 3, 11 ). Здесь мы видим два аспекта: наказание и обличение. Наказание (розга) касается внешней стороны, самого поступка непослушания. Обличение касается внутреннего мира, оно учит и дает направления. Другими словами, перво-наперво необходимо установить стандарт, согласно которому ребенок дисциплинируется. Этот стандарт не должен изменяться изо дня в день, не должен колебаться в зависимости от возраста ребенка. Отец несет ответственность за то, чтобы такой стандарт был установлен. Посоветовавшись с женой и руководствуясь библейскими принципами, он должен принять решение, что в семье считается дозволенным, а что нет. 8. Закладка в ребенке здравого эмоционального отношения к Богу Закладка в ребенке здравого эмоционального отношения к Богу: подробные объяснения родителями своей веры в Бога детям, чтобы они познали и полюбили Бога; дисциплинирование – важная область, формирующая отношение ребенка к Богу; эмоциональное отношение, укореняясь в сердце, определяет развитие интеллекта у ребенка; мудрость, большое количество усилий и молитв, чтобы воспитать детей в христианском духе Что делают родители, чтобы дети познали и полюбили Бога? Для этого родители обучают своих детей. Свою веру в Бога они сопровождают подробными объяснениями. Они знают, что ребенок не сможет принять веру родителей, если ничего не знает о ней. Поэтому родители должны просить у Бога мудрости для разъяснения детям того, что сделал для людей Сын Божий, чтобы они познали и полюбили Бога прежде, чем они даже узнали о Нем. Родители любят своего ребенка и желают ему всего хорошего. А ребенок, в свою очередь, проявляет привязанность к своим родителям. И видя пример их веры в Бога, захочет стать чадом Божиим. Как дисциплинирование помогает формировать отношение ребенка к Богу? Дисциплинирование – очень важная область, формирующая отношение ребенка к Богу. К сожалению, часто о Боге речь идет как об угрозе, связанной с дисциплинированием. Это печальная ошибка. Родители, которые прибегают к угрозам, только подчеркивают собственную слабость. Но когда взрослые предлагают логичные приемлемые указания, ребенок учится принимать мудрые решения. Как у ребенка утверждается вера в Бога?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

После ухода о. Гервасия на его место был возведен иеросхимонах Андрей, с самого начала добивавшийся этой должности на том основании, что, в отличие от о. Гервасия, прожившего на Афоне всего три года, он неотлучно пребывал в Ильинском скиту с ранней молодости. Добившись своего, о. Андрей, однако, не удержался в должности дикея и в 1879 г. ушел в пустынную келью, где и скончался. После о. Андрея настоятелем Ильинского скита был избран бывший насельник Ахтырского монастыря Харьковской губернии, 10 лет проживший затем в афонском скиту Кавсокаливия – иеромонах Товия, «личность добрая и симпатичная», 585 не рвавшийся к начальствованию, но, напротив, принявший его «за послушание». При о. Товии в жизни скита произошло важное событие: землетрясением был поврежден соборный храм, в котором появилось множество трещин, и решено было строить новый собор, более вместительный. 22 июня 1881 г. была произведена закладка, в которой участвовали представители императорской фамилии:закладной камень был положен от имени великой княгини Александры Петровны, стоявшей в это время на пароходе у берегов Афона. Месяц спустя скит посетил великий князь Константин Константинович Романов. Закладка нового собора скита неожиданно вызвала протест со стороны главенствующего монастыря Пантократор, потребовавшего, чтобы собор был восстановлен после землетрясения в прежнем, а не в большем размере. 586 Между тем проект заложенного собора был заранее согласован и утвержден Константинопольским патриархом Иоакимом III. Сохранившаяся дипломатическая переписка тех лет свидетельствует о том, что монастырь действовал в данном случае по указанию афинского правительства, находившегося, в свою очередь, под давлением английской дипломатии, 587 не желавшей усиления российского влияния в Балканском регионе. В 1883 г. на Афоне была запущена программа борьбы с «российской экспансией», для продвижения которой на Святую гору были командированы историки Н. Дамалас и П. Павлидис и целью которой было создание общественного мнения, склоняющего патриарха Константинопольского не поддерживать русских. Несмотря на это, Константинопольский патриарх Иоаким III поддержал русских монахов, направив в монастырь Пантократор увещевание. Афонский Протат разрешил строительство нового собора, но ставил при этом трудно выполнимые технические условия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Санкт-Петербург. Собор Троицы Живоначальной ( " Измайловский " ). Троице-Измайловский собор Карта и ближайшие объекты Первоначально в 1754 году на месте нынешнего храма была построена деревянная церковь для гвардейского Измайловского полка. Закладка строящейся церкви была сделана 1 июля 1754 г. Архиепископом Силивестром, им же и освящена церковь 1 июня 1756 года. Главный придел церкви освящен во имя Святой Троицы, второй во имя Святого Иоанна Воина. За семьдесят лет здание сильно обветшало, особенно сильно пострадало оно в наводнение 1824 года. Вместо него в 1828-1835 годах на личные средства Николая I, в память командования им Измайловским полком, был построен монументальный (общая высота около 80 метров) каменный пятикупольный храм. 13 мая 1828 года состоялась торжественная закладка храма. Храм строился 7 лет. Под капитальный фундамент храма шириною и глубиною в 3 аршина забито 5500 свай. Набивка свай, с соизволения Государя, сделана чинами 3 батальона, с платою им по вольной цене. В 1830 году стены храма довели до куполов, в 1832 году закончили купола и поставили кресты. Постройка храма уже близилась к окончанию, как 23 февраля 1834 г. страшною бурею повредило главный купол и снесло с него крест. Купол был укреплен на железных скреплениях. К 1835 году храм был вполне готов. Его автор В.П. Стасов в своем творении стремился сочетать формы классицизма с традиционными приемами русского зодчества. В соответствии с пожеланиями духовенства, зодчий положил в основу плана собора греческий равноконечный крест. Необычно были расставлены им вокруг главного купола и малые купола: не диагонально, а над рукавами креста, по странам света. Голубые купола, усеянные золотыми звездами тесно сдвинуты, благодаря чему издали их силуэт воспринимается как одно целое. Великолепный скульптурный фриз украшает здание; портики из коринфских колонн, чугунные треножники на балюстрадах придают зданию нарядность и пышность. Скульптуры ангелов в нишах изваял скульптор С.И. Гальберг. Освящение храма состоялось 25 мая 1835 года. В этот день рано поутру раздался колокольный звон к водоосвящению, а в половине пятого начато было освящение придела Иоанна Воина, совершенное архимандритом Нилом. В половине восьмого началось освящение южного придела во имя Святой Марии Магдалины, которое совершал архимандрит Феодотий. В 10 часов началось освящение главного придела Святой Троицы, совершенное Митрополитом Московским Филаретом соборне с наместником лавры архимандритом Палладием и инспектором академии архимандритом Платоном. В 7 часов вечера Император с Императрицей и Наследником, возвратившись из Москвы, осмотрели церковь в подробностях, при чем Государь изъявил свое благоволение архитектору Стасову в самых милостивых выражениях. Постройка Троицкого собора оценивалась современниками как крупное достижение отечественного зодчества.

http://sobory.ru/article/?object=01536

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010