„Старший брат мой 1496 был для меня и отцом с детства, давшим мне возможность получить то образование, какое я имею. Для меня всего приятнее, чтобы старший брат лично благословил меня на предстоящий мне брак и принял участие в совершении самого венчания. Зная Ваше Высокопреосвященство, убеждён, что Вы не воспрепятствуете брату, никогда у меня в Казани не бывавшему, отбыть из Твери в Казань по столь важному случаю.“ В тот же день, т. е. 2-го числа, вечером посетила меня Софья Ив. Безстужева – доктор медицины. Она жила недолго в Твери с больным мужем. Софья Ивановна – родная сестра профессора Харьковского Университета Якоби, командированного в 1878 г. в Ветлянку, где начала сви- —625— 1882 г. репствовать тогда чума, занесённая солдатами из Турции. Вместе с братом отправлялась туда и г-жа Безстужева, и, как говорила она, способствовала к прекращению эпидемии, убедивши казаков сжечь заражённые вещи, вывезенные после войны из Турции. От неё получил я в дар брошюру, под заглавием: „Чума и предохранительные меры против неё. Кострома, 1879 г.“ С 7-го на 19-е мая путешествовал я по епархии, с целью обозрения церквей и монастырей. За это время мной осмотрено в уездах – Вышневолоцком, Бежецком и Весьегонском 3 монастыря, более 20-ти церквей и 2 училища; при этом совершено 4 всенощных, 4 литургии и сделана закладка храма. Вот некоторые подробности этого десятидневного путешествия. Вечером 7-го числа выехал я из Твери по Николаевской железной дороге до станции Бологое. От Бологова направился я по Рыбинско-Бологовской дороге до полустанции Малышево, где ожидал меня экипаж из Николо-Теребенской пустыни. 8-го числа, в 11 часов дня, прибыл в Николо-Теребенскую пустынь, где встречен был настоятелем, игуменом Арсением, с братией по обычному чину. В 6 часов вечера началась всенощная, на которой выходил на литию и величание в честь храмового святителя Николая. 9 ч. воскресенье. В 9 ч. благовест к литургии, которую я совершал с настоятелем и братией соборне. После литургии совершена была по установленному чину закладка каменного двухпрестольного тёплого храма в честь Благовещения Пресв. Богородицы и свят. Арсения, епископа Тверского. Стечение богомольцев, при благоприятной погоде, было весьма значительно. Немало было при этом торжественном случае и соседних помещиков. Некоторые из них были приглашены настоятелем к праздничной трапезе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закладка первого камня новой церкви состоялась 18 июня 1878 г. с благословения епископа Саратовского и Царицынского Тихона. Новый приход должен был вмещать 3500 прихожан. Для небольшого Саратова это было грандиозное культовое здание, самое величественное в городе. Строительство велось почти 4 года, «чин на освящение вновь устроенной каменной церкви» во имя Покрова Пресвятой Богородицы был совершен в июне 1881 г. В следующем, 1882 г., были освящены два придела: во имя иконы Казанской Божией Матери и во имя Святой Троицы. Освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 20 января 1885 г. Его произвел епископ Саратовский и Царицынский Павел. В газетах того времени отмечалось, что новая церковь - одна из лучших в городе по своему внешнему и внутреннему убранству и украшению. По прошествии 10 лет, с 1891 по 1892 г.г., в приходе был произведен капитальный ремонт, построены хоры Покровского храма. Долгие годы при Покровской церкви не было отдельно стоящей колокольни. Средства на ее постройку нашлись только к 1897 г., тогда же состоялась закладка первого камня. Архитектором и куратором строительства был назначен уже зарекомендовавший себя с положительной стороны при строительстве Покровского храма А.М. Салько. Колокольня должна была быть самым высоким зданием в Саратове и состоять из пяти ярусов. Постройка колокольни шла долго, только в мае 1902 г. под колокольней был освящен храм в честь иконы Божией Матери «Иверская», и церковь Покрова в Саратове получила свой окончательный вид. В 1886 г. при Покровском храме в Саратове начала работу церковно-приходская школа, расположившаяся в отдельном здании на втором этаже, здесь же были открыты рукодельные классы и воскресная школа, на первом этаже находилась богадельня. С приходом новой власти все имущество церкви было национализировано, Покровский храм лишился здания бывшей приходской школы, двух домов для священнослужителей, приусадебных земель с хутором на 12 дворов. Все церковные книги, документы, метрические записи с 1860 г. были конфискованы советской властью. Само здание церкви до 1929 г. оставалось в собственности епархии и содержалось верующими, однако, уже к декабрю 1929 г. храм Покрова был закрыт.

http://sobory.ru/article/?object=06780

В 1908 году в Москве объявили конкурс на лучший проект - победу в нём одержала работа архитектора Н. С. Курдюкова, однако она не удовлетворила заказчика, требовавшего строгого следования дониконовским образцам. После некоторых раздумий Анисим Мальцев попросил заняться проектом Фёдора Шехтеля (тот входил в жюри конкурса). Последний, даром что модернист, был известен тем, что с охотой сотрудничал со старообрядцами, кроме того, с Шехтелем через Гиляровского водил знакомство старший брат Анисима Михайловича Паисий Михайлович, тоже богатый купец, но в отличие от брата большую часть времени проводивший не в Балакове, а в Москве. Фёдор Осипович с удовольствием принял этот заказ. Работа шла споро, она была в некотором смысле " коллективной " - по всем трудным вопрсам архитектор советовался с братьями Мальцевыми и знаменитым антикваром-букинистом и " по совместительству " великим знатоком старообрядчества Павлом Петровичем Шибановым. Уже 28 июля 1909 года состоялась закладка Троицкого храма, проект которого являл собой причудливое сочетание элементов древнерусской архитектуры и новомодного модерна. Место для строительства выбрал сам Шехтель - на высоком берегу речки Балаковки (после пуска Саратовской ГЭС в 1950-х годах она превратилась в озеро). Он пристально следил за ходом строительства, в 1910-1914 годах регулярно навещая Балаково. Старообрядческий журнал " Церковь " , издававшийся в 1908-1914 годах, сообщал тогда: " Старообрядцами, приемлющими священство Белокриницкой иерархии, после богослужения в существующем уже много лет деревянном храме совершена торжественная закладка нового каменного храма во имя Святой Троицы. Храм сооружается в древнем новгородском стиле и будет построен весь, от основания до верха, не из кирпича, а из глыб белого жигулёвского камня, причём так, чтобы, насколько возможно, и швов не было заметно. Стоимость постройки этого храма, как передают, около 500 тысяч рублей. И это в селе, хотя и большом, бойком, торговом " . Автор этого материала в " цене " несколько ошибся: Анисим Мальцев потратил на строительство Троицкой церкви около 800 тысяч рублей серебром (укладка только одного каменного " кирпича " стоила пять рублей серебром!).

http://sobory.ru/article/?object=07133

Глава XIV. Освящение больничной Скорбященской церкви; начало скита; П.И. Куманин; закладка скитского храма и освящение; кончина Александровой и погребение; ее рассказ из прошлой жизни; 1 мая 1862 года, сильное наводнение на Угреше, повреждение плотины и прудов; поручение мне от владыки в 1863 перестроить Вознесенский Московский монастырь В 1860 году к июлю церковь во имя иконы Всех скорбящих Радости, что при нашей монастырской больнице, была совершенно готова. Совершить освящение угодно было самому владыке, и для сего он приехал накануне определенного дня, то есть июля 23-го, и в этот раз, как и во все прочие разы, он прибыл в утреннее время, передлитургией. Во время всенощной выходил на литию и величание, а на утрене совершено освящение, и после литургии роздано до тысячи небольших финифтяных икон, заказанных еще при жизни Павла Матвеевича, по его собственному желанию, но которые пришлось раздавать уже после его кончины. При освящении в сослужении с владыкой участвовали благочинный отец Паисий, архимандрит Покровский, я и еще два из монашествующих. В Скорбященской церкви обе местные иконы, храмовая Божией Матери и Спасителева из келейных икон Александровых, храмовая пожертвована Марией Григорьевной, которой она принадлежала и которая считала ее чудотворной, но не могу сказать, по какому именно чуду, от нее совершенному. Икона местная Нерукотворенного Образа весьма древняя, и полагают, что она работы известного Андрея Рублева, жившего в конце XIV и начале XV века. К освящению было сделано вновь: 1) вся церковная утварь золоченая серебряная; 2) хоругви, шитые золотом по серебряному глазету, и 3) девять соборных облачений из алого атласа, затканного золотом. Владыка обошел все больничные палаты, аптеку, келии смотрителя, служителей и кропил их святой водой. В этот же день открыта была и богадельня для престарелых на десять человек, устроенная по воле Александрова. Владыка в этот раз был в особенно веселом расположении духа и, пришедши в настоятельские келии, когда я ему поднес чай, он спросил меня: «А много ли лет, что ты здесь живешь в монастыре?» Я отвечал ему, что 27 лет и на это он опять мне сказал: «А я думал, что гораздо более»; пожелал мне жить еще много лет и говорил мне много лестного и отрадного, чего прежде я никогда от него не слыхивал. Когда подали закуску, владыка спросил: «А где же кулебяка?» Я говорю: «Простите, владыка святый, кулебяки нет». – «Ну, какой же это праздник, когда нет пирога?»

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

29 января 1902 года волховского подвижника не стало На похоронах отца Алексия были вереницы богатых карет и тысячная толпа народа. Сначала гроб с телом перевезли в Александро-Невскую лавру, а оттуда - на Успенский остров в склеп под церковью. Через год после смерти отца Алексия на острове было создано Алексеевское общество милосердия с больницей, богадельней и приютом Возведение нового храма было отложено, так как «на первых порах своего существования напрягать все усилия на поддержание основных почившим благотворительных и богоугодных учреждений общество не могло уделить ничего на постройку означенного храма из своих скромных, с великим трудом собираемых средств» (курсив авторов) Только в 1911 году Алексеевскому обществу удаётся приступить к осуществлению мечты приснопамятного о. Алексия. При финансовой поддержке потомственного почётного гражданина Александрова Василия Георгиевича и его брата Александра в память о протоирее Колоколове и о бывшем члене Алексеевского общества, потомственном почётном гражданине Александрове Георгии Александровиче стало возможным сооружение новой церкви. По смете строительства кладбищенского храма в Олешенской лесной даче, составленной членом Совета Общества военным инженером полковником Александром Дмитриевичем Донченко, требовалось 20000 рублей. В этом же году В.Г. Александров вносит 14000 рублей. 28 июля была совершена священниками Успенского острова о. Петром Расцветовым и о. Александром Касаткиным закладка храма во имя Алексия Божьего человека. Знаменательный день так описывается в отчёте за 1911 год: «В этот день, в 5 ч. вечера, всё население Успенского Островка, от мала до велика, кроме дряхлых и больных, двинулось крестным ходом, частью на паром, частью же на пароход, по реке до Олешенской лесной дачи, а затем 2 версты шли лесом до места постройки. После всенощного бдения на открытом воздухе совершена была закладка храма и затем панихида по приснопамятному о. Алексию и рабе Божиему Георгию» Описываемые события 28 июля подтверждают важность открытия нового храма для всего Успенского острова.

http://sobory.ru/article/?object=55956

Отец Досифей на время выехал в Россию по требованию Калужского архиерея, и заготовление строительных материалов для предполагаемой постройки собора было остановлено. За время его отсутствия заведование пустынью Фиваида поручено иеросхимонаху духовнику отцу Измарагду, и об этом 28 октября 1901 года старцам и братии Фиваиды было читано постановительное письмо отца игумена Андрея. Возвратился отец Досифей из России только через полгода, то есть 17 апреля 1902 года. Постройка нового соборного храма (1902–1914 годы) В1901 году архитектором болгарином Христофором Кожевым составлен был новый план соборного храма в честь Успения Божией Матери и преподобных Афонских, и отец Досифей выразил согласие и желание построить сей соборный храм. Вскоре после возвращения отца Досифея из России, то есть 4 июня 1902 года, прибыли в Фиваиду из монастыря старцы: отец наместник Нифонт, иеросхимонах отец Виссарион, казначей отец Аристоклий и иеромонах отец Иакинф (ныне наместник) с архитектором Христофором и с общего совета ими было осмотрено и облюбовано место для постройки соборного храма. Тогда же определили и размер оного, а церкви Вознесенскую и преподобных Афонских предположили впоследствии, когда потребуется, сломать, престолы же их совместить в новом соборе и сделать предельными: с правой стороны Вознесения Господня, а с левой – преподобных Афонских, посредине же сделать главный престол во имя Успения Божией Матери. После молитвы ко Господу и Его Пречистой Матери старцами были прочтены храмовые тропари, и после этого начали копать канавы на местах, означенных архитектором. Несколько лопаток земли выбросил и отец наместник, а после него все старцы и старшая братия. 8 июня рано утром отец наместник, старцы и архитектор уехали обратно в монастырь. Земельные работы для закладки фундамента шли оживленно, вся фиваидская братия усердно трудилась. 14 июня отец наместник Нифонт со старцами и архитектором Христофором паки прибыли в Фиваиду и были торжественно встречены. Архитектор, осмотрев земляные работы канав для фундамента, в тот же день на пароходике уехал, а все остальные остались в Фиваиде на предстоящий храмовый праздник. 16 июня в Фиваиде совпало два храмовых праздника: всех преподобных Афонских в соборной церкви и в параклисе преподобного Тихона Калужского, устроенном отцом Досифеем. 17 июня после Литургии, совершенной соборне, было торжественное освящение места, и после освящения оного была сделана предварительная закладка собора – в канавке, где должно быть горнее место, а 17 сентября того же года игуменом отцом Андреем в присутствии отца Досифея, местных старцев и братства была совершена и сама закладка сего соборного храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы желали бы и со своей стороны оказать некоторое содействие Вашим добрым начинаниям на пользу обители. И вот, к счастью, нам сделалось известным, что в сердце Ваше запала благочестивая мысль соорудить новый храм Господу Богу на новом, приобретенном Вами для обители, месте. Сердечно присоединяясь к Вашей святой мысли, мы ныне просим Ваше Высокопреподобие принять от нас первый камень для будущего храма Божия и положить его в основание этого храма, да будут на жертвеннике его возносимы молитвы за храмоздательницу, сестер обители и нас грешных». Тайный советник С. С. Подгорецкий при этих заключительных словах адреса вручил матери Антонии сделанный в виде кирпича футляр, в который были вложены 3500 рублей – первая жертва на храмоздание, собранные между почитателями игуменья Антонии. После глубокопрочувствованных ответных на сей адрес слов юбилярши, обратился к ней с приветственною речью архитектор А. А. Никифоров, прося игуменью Антонию принять от него, «как ничтожную лепту в знак его высокого почитания и глубокого уважения к ее особе» проект будущего кладбищенского храма 20 . По этому проекту и совершилась 23 августа 1887 года в Алексеевском монастыре закладка нового храма во имя Всех Святых. Литургию в день закладки в главном храме монастыря совершил митрополит Иоанникий; по окончании литургии был совершен крестный ход к месту предназначенному для постройки и совершена была закладка. Храм этот имеет ту особенность, что весь нижний подвальный этаж его на пространств 24 аршин в ширину и 4 аршин в вышину занимает усыпальница. При постройке усыпальницы принята коридорная система, при чем в стенах этих коридоров и размещены отдельные усыпальницы или гробницы. 20 августа 1889 года был утвержден на нововыстроенном храме массивный вызолоченный крест, а в августе 1890 г. были повешены колокола. В храме устроены два придела – главный во имя Всех Святых и боковой – во имя Казанской иконы Божией Матери. Иконостас устроен из мрамора по рисунку архитектора Д. Н. Чичагова в русско-византийском стиле; в главном храме он трехъярусный, а в приделе двухъярусный; основание его из серого мрамора, колонны из красно-желтого, а остальные части из белого итальянского мрамора с сероватыми жилками.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

31 мая 1909 года состоялась торжественная закладка церкви. Чин основания храма совершил святитель Макарий (Невский). Строилась церковь на деньги, выделенные местной городской властью, и на пожертвования народа. 18 декабря 1911 года новый храм был освящен викарным епископом Иннокентием. Главный престол храма был освящен в честь св. первоверховных Апостолов Петра и Павла, южный - в честь обретения главы св. Иоанна Предтечи, а северный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Купола храма, увенчанные сверкающими позолотой крестами, имели небесно-лазурный цвет и были украшены вызолоченными восьмиконечными звездами. В 1920-е годы храм был захвачен раскольниками-обновленцами. 8 февраля 1940 года церковь была совсем закрыта властями и вскоре стала складским помещением Поросинского спиртзавода. 19 октября 1944 года храм был возвращен Русской Церкви. При осмотре храма на колокольне была найдена единственная уцелевшая икона Знамения Божьей Матери и поныне находящаяся в храме. Особое внимание богомольцев, приходящих в храм, привлекает образ святителя Николая, вставленный в опаленный огнем кивот. В 1985 году в соборе вспыхнул пожар. Огонь стал быстро распространяться по храму, безжалостно уничтожая церковную утварь и другие храмовые принадлежности. Однако разбушевавшееся пламя, дойдя до иконы святителя Николая и частично опалив кивот, внезапно было остановлено молитвами Угодника Божия без всякого человеческого вмешательства. В память о чудесном спасении храма было решено не менять обгоревший кивот и до ныне обрамляющий святой образ. http://ppsobor.ru/o-sobore/ 31 мая 1909 года состоялась торжественная закладка церкви. Чин основания храма совершил святитель Макарий (Невский). Строилась церковь на деньги, выделенные местной городской властью, и на пожертвования народа. 18 декабря 1911 года новый храм был освящен викарным епископом Иннокентием. Главный престол храма был освящен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, правый – во имя 1-го и 2-го обретения главы св. Иоанна Предтечи, а левый – в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=07329

– Накануне подписания исторического документа в прессе звучали пессимистичные голоса, что-де многие приходы выйдут из-под омофора Русской Зарубежной Церкви. Называлась даже цифра – до 20 процентов. Оправдались ли эти прогнозы? – Не думаю. Некоторые люди, действительно, перешли в раскольнические образования, но их не так много. Массового исхода из нашей Церкви не было. Большинство наших верующих спокойно и даже с воодушевлением отнеслись к свершившемуся историческому факту – подписанию Акта о каноническом общении. Тем более, что последующее развитие событий не дает повода для тревоги. Наше общение проходит в духе любви и мира: мы имеем прежнюю самостоятельность, никто не посягает на нашу собственность – люди видят добрые плоды нашего общения, и это для них самый главный результат нашего единения. – Какие события за время, прошедшее после подписания Акта о каноническом общении, Вам показались наиболее яркими? – Мне особенно запомнилось богослужение на месте, которое в России называют " Русской Голгофой " , на Бутовском полигоне. Как вы знаете, 19 мая прошлого года в рамках торжеств, посвященных подписанию Акта о каноническом общении, состоялось освящение храма, построенного на территории бывшего полигона НКВД в Бутове, – в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников российских. Святейший Патриарх Алексий II освятил центральный придел верхнего храма в честь Воскресения Христова, а я освящал левый придел – во имя святителя Тихона. В этих торжествах приняли участие, как члены Священного Синода Русской Православной Церкви, так и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. У меня в памяти отложился и тот день, 15 мая 2004 года, когда состоялась закладка этого храма. Тогда на Бутовском полигоне участники делегации Русской Зарубежной Церкви впервые молились за Божественной литургией, совершаемой патриаршим чином. После богослужения, совершенного под открытым небом, состоялась закладка храма. Мне запомнились также наши совместные богослужения в Киеве, в Свято-Успенской Почаевской лавре. После посещения святых мест России мы вернулись в Америку. У себя мы принимали делегацию Русской Православной Церкви Московского Патриархата. К нам прибыло духовенство, хор Сретенского монастыря. Наши верующие имели возможность молиться вместе со своими братьями и сестрами из России, поклониться чудотворной иконе Божией Матери " Державная " , которая прибыла из Москвы.

http://religare.ru/2_51442_1_21.html

В это время снова сменяется епархиальное начальство: в должность вступает энергичный и просвещенный архиепископ Гавриил (Розанов), ставший одним из первых, если не первым, историком Екатеринослава. Новый архиерей составил строительную комиссию, которая занялась подготовкой к строительству. Однако на сей раз, с возражением выступил екатеринославский гражданский губернатор Дмитрий Андреевич Донец-Захаржевский. Он известил архиерея, что «место, отводимое для построения Собора, по низменности своей, по зыбкому грунту земли и по очевидной тесноте, совсем неудобно для предполагаемаго каменнаго величественнаго строения». Губернатор просил о перемене места. Архиепископ Гавриил, со своей стороны, отвечал, что не имеет права нарушать высочайшие распоряжения. Губернатор вступил в переписку с графом Воронцовым, чтобы через него информация об этой полемике была доложена царю. А тем временем император Николай I сам вновь заинтересовался ситуацией со строительством кафедрального собора в Екатеринославе. Узнав о затяжном споре, он вдруг «единым ударом разрешил недоуменный узел». На докладе исполняющего должность Синодального обер-прокурора 10 августа 1829 года Николай I собственноручно написал: «Я считаю лучшим местом то, на коем была закладка покойной Императрицы. Собор не есть здание ежедневнаго посещения, потому временное отдаление его от жилой части города не есть препятствие. По плану предполагаются вокруг Собора присутственные места, стало быть - нет и затруднения для сего назначения от отдаления от воды». 26 августа того же года последовал указ об этом Святейшего Синода, направленный архиепископу Гавриилу. Долгожданная подготовка к строительству, наконец, началась. 20 апреля 1830 года развернулись подготовительные работы, а через месяц - 22 мая состоялась повторная закладка Преображенского собора. Во время церемонии закладки были возвращены на место вынутые во время подготовительных работ 67 рублей и медная позолоченная доска, заложенные императрицей Екатериной Описания церемоний повторной закладки и освящения построенного Спасо-Преображенского собора, в период с 1830 по 1835 годы довольно подробно представлены в ряде работ, прежде всего, самого архиепископа Гавриила (Розанова): «Историческая записка о заложении в Екатеринославе соборного храма и начала самого города» (Одесса, 1846) и «Описание Екатеринославского собора и Самарского Николаевского монастыря. Историко-хронологическое описание церквей епархии Херсонской и Таврической» (Одесса, 1848).

http://sobory.ru/article/?object=05280

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010