Митрополит поднялся на чугунные ступени, окропил памятник и с высоты их осенил крестом во все стороны, как бы от лица Равноапостольного, исполняя то, что и сам он готов бы был сделать в сию радостную минуту. И воды, и горы Киевские – все будто бы отозвалось осеняющему их пастырю. Это было самое торжественное благословение, какое можно себе вообразить в столь великолепной раме, вполне достойное того именитого urbi et orbi, которым хвалится Рим. Оттуда двинулся общий ход по зеленой террасе под сепию тополей на вершину горы; к обители Михайловской по новой дороге, для него прокопанной в углублении горы, и направился мимо собора Софийского прямо к тому месту, где должна была совершиться закладка храма. Проходя мимо памятника св. Ирины, который поставлен над развалинами ее церкви, Митрополит остановился, обошел кругом колонну и окропил ее святою водою; потом в виду древних Златых ворот Ярослава осенил издали сей торжественный вход Великих Князей Русских, Ольговичей и Мономаховичей, в их столицу, которую оспаривали друг у друга. Златыми вратами окончилась летописная местность старого Киева, и начались так называемые новые места, над коими господствует университет св. Владимира. Не доходя его, на обширной площади избрано место для нового храма Равноапостольному, и тут совершилась торжественная закладка в присутствии всех светских и духовных властей Киева. Митрополит заключил священный обряд назидательным словом, напомнив нам, новому Израилю, судьбы старого, чтобы мы не превозносились посреди нашего величия, а смиренно сознавали свое недостоинство, усердием к Церкви выражая любовь свою к Богу. День спустя, еще одно церковное торжество совершилось в близлежащем Вышгороде, бывшем селе Ольгином, которое всегда было уделом наследника великокняжеского престола, и где до разорения Монгольского открыто почивали мощи св. князей Бориса и Глеба. Там усердие местного священника в весьма скорое время, хотя и с весьма скудными средствами, соорудило каменную церковь во имя св. Страстотерпцев вместо убогой деревянной, приходившей в ветхость.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Разумеется, воспитанницы упомянутого духовного училища в означенных выше свидетельствах не будут нуждаться». Это распоряжение, конечно, не мало посодействовало означенной цели, – т. е. более правильному воспитанию детей местного духовенства, почему-либо не поступивших в училища. Из важнейших событий следующего 1865 года для Литовской епархии, в которых так, или иначе, принимал участие маститый архипастырь, было открытие женского монастыря в Вильне и закладка при нем теплой церкви во имя Покрова Пр. Богородицы, совершенная, за болезнью его, преосвященным Александром, епископом Ковенским; открытие Виленского Свято-Духовского братства, освящение часовни на Георгиевской площади, устроенной в воспоминание доблестных подвигов павших воинов и для поминовения в ней всех павших на поле брани, при подавлении мятежа 1863 г.; закладка Пречистенского собора и, наконец, освящение семинарии после капитальной перестройки ее. В этом же году состоялось отпущение 500000 р. из государственного казначейства на возобновление старых и постройку новых церквей в губерниях Виленской и Гродненской, причем Владыка снова пригласил духовенство к молитве за Государя. Но как ни много было поводов к тому, чтобы архипастырь радовался, видя исполнение многих своих заветных желаний, однако, несмотря на все это, здоровье его все более и более ухудшалось. В продолжении всего этого года мы его не видим уже ни на одном торжестве, так что последние теряли, вследствие его отсутствия, значительную долю своей торжественности. Великим утешением для недужного старца было оказанное ему в следующем 1866 г. Высочайшее внимание, выразившееся в пожаловании ему посоха, осыпанного драгоценными камнями, при лестном рескрипте. Препровождая сей рескрипт в консисторию для объявления по всей епархии, Владыка прописал следующее: «Всемилостивейшия слова рескрипта не только лестны милостивым вниманием ко мне Государя Императора, но и знаменательны благосклонною, одобрительною оценкою жизни, пройденной здешнею православною паствою с ея пастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Через десять лет она была закончена вчерне, но в ней оказались трещины, и явилась опасность, что церковь не будет прочна. Боязнь, что столь важный памятник может просуществовать недолго, заставила великую дочь Петра императрицу Елизавету повелеть разобрать всю церковь. Дело тянулось долго, так как строение было большое, разборка требовала осторожности. Были задержки и в изыскании сумм, которых нужно было много. На престоле была уже Великая государыня императрица Екатерина II. По её повелению в 1776 году было приступлено к построению церкви, и 30 августа 1778 года совершена была торжественная закладка в присутствии государыни и всех высокопоставленных лиц. Под алтарем были положены частицы мощей св. Апостола Андрея Первозванного в серебряном, вызолоченном ящичке, который был вложен в особо устроенный мраморный ковчежец и покрыт золоченною червонным золотом доскою с надписью, когда и в чье царствование совершена закладка. Сколько употреблено было денег, сколько положено труда, сколько проявлено искусства при постройке – легко поймет тот, кто только взглянет на этот чудный храм. Но вот храм был окончен, и 30 августа 1790 года совершено было его освящение. Это было редкое и поражавшее всех торжество. Присутствовала сама императрица и все знатные люди. При оглушающей пушечной пальбе и колокольном звоне были перенесены св. мощи из Благовещенской церкви в новый собор. Освящение церкви и литургия были совершены митрополитом Гавриилом с другими преосвященными. После литургии государыня принимала поздравление, желая показать этим, что день освящения собора был радостнейшим для неё. Парадный обед в покоях митрополита закончил торжество. Государыня и все высокие гости принимали, конечно, участие в обеде, который все время сопровождался музыкой, исполнявшей духовные концерты и пальбой из пушек, громко возвещавших, когда участвовавшее на обеде пили за здравие создателей и благодетелей нового храма. Построением и освящением соборного храма бил закончен целый ряд построек монастырских зданий, и скоро указом императора Павла 1 Александро-Невский монастырь был переименован в Лавру и занял третье место после Лавр Киево-Печерской и Троице-Сергиевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евангелие большое напрестольное уставописное в больших каймах, писано на полуалександрийской бумаге в четыре листа. Верхняя (Л. 12) цка, и пять застежек, и корень серебреное золочено, лица резные. Исподняя цка оболочена бархотом червчатым гладким, в средине крест, с репьями, на нем образ Распятия Господня резной, около креста, наугольников и репьев двенатцать мест серебреные резные золочены. Около верхней и исподней цки дорожники гладкие серебреные золоченые ж. Длина тому Евангелию аршин семь вершков, поперег аршин полтора вершка. Закладка, в возглавии у нее деветь каменев червчатых и лазоревых простых, обнизаны жемчюгом средним и мелким, с канителью, обшита бахрамою алою, у нее шесть закладок польского галуну. Евангелие печатное на александрийской бумаге. На верхней цке образ Распятия Господня, на верху и в ысподи серебро золочено чеканное, поля обложены медью, золочены. Застешки медные, обложены серебром чеканным золоченым. Исподняя цка оболочена бархотом золотным. По обрезу золочено . Закладка, у нее в возглавии одиннатцать каменев розных цветов простых, в средине камень лазоревой граненой простой, обнизано жемчюгом средним и мелким, обшито бахрамою червчатою, (Л. 12 об.) у нее двенатцать закладок польского галуну розных цветов, по концам кисти золотные и серебреные. Евангелие ж печатное в десть. Верхняя цка серебреная гладкая золочена, Распятие и евангелисты чеканные. Исподная цка оболочена бархотом червчатым гладким, средина, наугольники и застешки серебреные чеканные золочены. Евангелие ж в полдесть печатное, оболочено бархотом червчатым гладким. На верхней цке в средине образ Спасов да четыре евангилиста серебреные чеканные. На исподней цке средина, и наугольники, и застешки серебреные золочены резные.   На престоле ж Крест золотой благословящей, верхняя цка чеканная, а на нем Распятие Господне и пять дробниц золотых же, с чернью, обнизан жемчюгом средним скатным; на кресте же сверху и в подножии два изумруда, два яхонта червчатые да по сторонам два яхонта лазоревые, (Л. 13) на исподней цке летопись.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

Закладка собора состоялась 5/17 июня 1848 года. Освящение собора состоялось 28 июля/9 августа 1875 года в день празднования иконе Умиление Серафимо-Дивеевской. В честь этой иконы 2/14 июня 1880 года освящён нижний южный придел. 3/15 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день – левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Нижний северный придел игумения монастыря Мария (Ушакова) оставляла неосвящённым в течение 28 лет, ожидая прославления батюшки Серафима Саровского. 22 июля/4 августа 1903 года, сразу после прославления Преподобного, придел был освящён. Автор проекта – архитектор А.И Резанов. Преображенский собор построен по проекту архитектора А.Е. Антонова. Закладка собора состоялась в 1907 году, к 1916 году строительство было в основном завершено. Внутренняя отделка и роспись стен от пола до потолка были выполнены силами сестер иконописной мастерской монастыря под руководством палехского художника П. Парилова. Освятить собор не успели – грянуло революционное лихолетье. В 1991 году собор передан возрожденному монастырю, освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 года. В том же году освящён южный придел в честь собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил безплотных, а северный придел – в честь Всех святых. Трапезный храм во имя Святаго благовернаго князя Александра Невскаго расположен поблизости от Троицкого и Преображенского соборов и вместе с ними образует просторную красивую центральную площадь монастыря. Построен в 90-е годы XIX века при игумении Марии (Ушаковой). В храме служили в основном зимой. Трапезный зал вмещал до 1600 человек. В западной части здания размещалась кухня. 14/27 ноября 2000 года храм вновь освящён митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем. В самом начале обхода Канавки я оглянулся назад и восхитился видом, который и предлагаю на снимке. Здесь видна алтарная часть храма св. Александра Невского, колокольня, Троицкий и Преображенский соборы и земляной вал высотой 2,15 м с внутренней стороны канавки. По верху вала проложена хорошо выполненная дорожка, огражденная металлической декоративной оградой.

http://sobory.ru/article/?object=00902

1473 г. митр. Филиппа I 23 апр. Собор избрал новым митрополитом всея Руси Г. На митрополичий двор он был введен 4 июня, интронизация состоялась 29 июня. За время управления Г. Русской Церковью ее единство не было восстановлено. После смерти в 1472 г. митр. Григория Болгарина не ранее 1475 г. главой Западнорус. митрополии был избран Смоленский еп. Мисаил , вскоре вступивший в переговоры с Римом об унии. 15 сент. того же года К-польский патриарх Рафаил I поставил Киевским и всея Руси митрополитом тверского мон. Спиридона . Не принятый в 1476 г. польск. кор. и литов. вел. кн. Казимиром IV , Спиридон вскоре оказался в заточении. Обстоятельства и время его перехода в Московскую Русь неизвестны, но здесь он между 1483 и 1503 гг. (возможно, при Г.) был задержан и отправлен в Ферапонтов мон-рь. Тверской еп. Вассиан (Стригин-Оболенский) в написанной при его поставлении в дек. 1477 г. грамоте Собору дал обещание «к митрополиту Спиридону, нарицаемому Сатане... или кто будеть иный митрополит поставлен от латыни или от Турскаго области, не приступити мне к нему, ни приобщениа, ни соединениа ми с ним не имети никакова» (РФА. Ч. 3. Прил. 38. С. 689-690). Г. предпринял попытку наладить отношения с Иерусалимским Патриархатом. В июне 1480 г. Иерусалимский патриарх Иоаким , находясь в Каире при дворе егип. султана, принял купца Григория Русина, к-рый просил его написать послание Г. «в порадование и приятельство». Патриарх направил грамоту в Москву с благословением митрополита и его паствы (РФА. Ч. 2. 101. С. 306-307; Каптерев Н. Ф. Сношения Иерусалимских патриархов с рус. правительством с пол. XVI до кон. XVIII ст.//ППС. 1895. Вып. 43. С. 4-5). Закладка палат на митрополичьем дворе. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 91 об.) Закладка палат на митрополичьем дворе. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 91 об.) При Г. начался новый этап формирования ансамбля митрополичьего двора в Московском Кремле.

http://pravenc.ru/text/164853.html

«Старший брат мой 728 был для меня и отцом с детства, давшим мне возможность получить то образование, какое я имею. Для меня всего приятнее, чтобы старший брат лично благословил меня на предстоящий мне брак и принял участие в совершении самого венчания. Зная Ваше Высокопреосвященство, убежден, что Вы не воспрепятствуете брату, никогда у меня в Казани небывавшему, отбыть из Твери в Казань по столь важному случаю». В тот же день, т.-е. 2-го числа, вечером посетила меня Софья Ив. Бесстужева – доктор медицины. Она жила недолго в Твери с больным мужем. Софья Ивановна – родная сестра профессора Харьковского Университета Якоби, командированного в 1878 г. в Ветлянку, где начала свирепствовать тогда чума, занесенная солдатами из Турции. Вместе с братом отправлялась туда и г-жа Бесстужева, и как говорила она способствовала к прекращению эпидемии убедивши казаков сжечь заражения вещи, вывезенные после войны из Турции. От ней получил я в дар брошюру, под заглавием: «Чума и предохранительные меры против нея. Кострома, 1879 г.» С 7-го на 19-е мая путешествовал я по епархии, с целью обозрения церквей и монастырей. За это время мною осмотрено в уездах – Вышневолоцком, Бежецком и Весьегонском 3 монастыря, более 20-ти церквей и 2 училища; при этом совершено 4 всенощных. 4 литургии и сделана закладка храма. Вот некоторые подробности этого десятидневного путешествия. Вечером 7-го числа выехал я из Твери по Николаевской железной дороге до станции Бологое. От Бологова направился я по Рыбинско-Бологовской дороге до полустанции Малышево, где ожидал меня экипаж из Николо-Теребенской пустыни. 8-го числа в 11 часов дня прибыл в Николо-Теребенскую пустынь, где встречен был настоятелем игуменом Арсением с братиею по обычному чину. В 6 часов вечера началась всенощная, на которой выходил на литию и величание в честь храмового святителя Николая. 9 ч. воскресенье. В 9 ч. благовест к литургии, которую я совершал с настоятелем и братиею соборне. После литургии совершена была по установленному чину закладка каменного двухпрестольного теплого храма в честь Благовещения Пресв. Богородицы и свят. Арсения, епископа Тверского. Стечение богомольцев, при благоприятной погоде, было весьма значительно. Немало было при этом торжественном случае и соседних помещиков. Некоторые из них были приглашены настоятелем к праздничной трапезе.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Митрополит Исидор прибыл на Петербургскую кафедру из Киева 11-го августа 1860-го года 4073 и застал в своем доме работы по переустройству домовой церкви. Практичный глаз нового Петербургского владыки нашел все сооружение несоответственным и работы были приостановлены. Митрополит сам занялся этим делом и в следующем году предложил Духовному Собору составленный архитектором Горностаевым план надстройки второго этажа с обеих сторон митрополичьих покоев на одноэтажном монастырском здании. В марте 1861-го года испрошено было высочайшее соизволение на «перестройку флигелей митрополичьего дома с помещением в одном из них церкви», и затем, по указанию митрополита, приступлено было немедля к сооружению надстройки для церкви «с правой стороны дома, то есть Южной». 16-го июня, в день святого Тихона, епископа Амафунтского, с коим совпадало тезоименитство святого Тихона, епископа Задонского, об открытии мощей которого дело тогда приходило к концу, по обычаю произведена была закладка. В феврале 1862-го года художник Савва Постемский подписал собственноручно написанное митрополитом условие на устройство иконостаса за 2.850 рублей. Митрополит сам написал проект изображений в иконостаса. Весною 1863-го года был поставлен на церкви крест, пожертвованный «почетным гражданином и художником» Федором Андреевичем Верховцевым. Потолки и стены, по рисункам академика Солнцова росписан академиком Титовым. Над Царскими вратами копия иконы Успения Богоматери в Киево-Печерекой Лавре. Митрополит, по воспоминанию Киева, посвятил храм Успения Божией Матери, а придел святителю Тихону Задонскому , в день тезоименитства коего была совершена закладка храма. Главная церковь была освящена митрополитом 23-го июня, а придел 13-го августа, в день открытия мощей святителя Тихона. Вскоре по освяшении церкви митрополит ввел ежесубботние акафисты пред иконой Успения с пением по Киевскому напеву. Церковь имеет размер 9х7 сажень 4074 . В 1861-м голу переустроено отопление соборного храма: вместо Амосовских печей, поставлены коробовые 4075 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Потапово, урочище. Церковь Николая Чудотворца (новая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца , Петра апостола , Зосимы и Савватия Соловецких Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1893 и 1897. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ярославская область, Угличский район, урочище Потапово Координаты: 57.496448, 37.863648 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты " Июня 21-го, в погосте Потапове, находящемся по Кашинскому тракту, в 25 верстах от г.Углича, было совершено при торжественной обстановке освящение великолепного трех-престольного храма во имя св.Николая чудотворца, сооруженного усердием коммерции советника П.А. Смирнова (уроженец этой местности, известный виноторговец). Закладка храма была совершена в 1893 году. Настоятель церкви о.Василий Стратилатов " . Освящение новоустроенной церкви в селе Потапове Мышкинскаго уезда (Июня 21) ... Июня 21-го, в погосте Потапове, находящегося по Кашинскому тракту, в 25 верстах от г.Углича, было совершено при торжественной обстановке освящение великолепнаго трех-престольнаго храма во имя св. Николая чудотворца, сооруженнаго усердием коммерции советника П.А.Смирнова. Здесь до сих пор существовала старинная двух-этажная каменная церковь с двумя престолами. С течением времени она пришла в такую ветхость, что в ней совершать богослужения было далеко не безопасно. Кроме того она была мала по своему объему, так что в праздничные дни богомольцы принуждены были стоять во время богослужения на паперти. Уроженец этой местности известный виноторговец П.А.Смирнов пожелал устроить здесь новый обширный храм, и в настоящее время его желание осуществилось. Закладка храма была совершена в 1893 году, а через два года было приступлено и к его внутренней отделке. Вновь сооруженный храм, по своей красоте и великолепной внутренней отделке, принадлежит к числу выдающихся церквей Ярославской епархии. Он выстроен в Византийском стиле, по проекту архитектора Гейнца. Длина церкви с алтарями 17 саженей, ширина 9, а вышина более двенадцати саженей. Все три алтаря расположены в один ряд. Верх церкви увенчан пятью громадными куполами, с вызолоченными крестами. К западной части храма примыкает трапеза, а над западными дверями помещается о четырех ярусах колокольня с шатрообразною кровлею, увенчанной вызолоченною главою и крестом. На третьем ярусе колокольни помещены восемь колоколов, из которых главный весит триста пудов, а остальные более трехсот пудов.

http://sobory.ru/article/?object=39777

Лишь в 1989-м году были предприняты первые шаги по возрождению былой святыни. Этому во многом способствовало и восстановление Ижевской и Удмуртской епархии. На следующий год там, где прежде стоял Михайловский храм, прошло первое богослужение - панихида по землякам, павшим на полях Гражданской войны. Восстанавливать собор предстояло всем миром, и в 1997 году был создан Республиканский попечительский совет содействия восстановлению Михайловского собора. Храм строили только согласно официальной статистике более 40 тысяч человек, реально же это число значительно больше. Поэтому крупнейший из соборов в Удмуртии был возрождён за три года, как раз к своему столетию в 2007 году. 5 августа его освятил тогдашний Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2017 году указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла собору присвоен статус кафедрального храма Ижевской и Удмуртской епархии. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2018 г. В 1855 г. на месте сгоревшей Троицкой церкви (1810г.) построена каменная часовня во имя Святого Архистратига Михаила в память назначения Великого князя Михаила Николаевича генерал фельдцейхмейстером. Часовню в дальнейшем император Николай I пожелал найти возможность обратить в церковь. Сбор пожертвований на строительство Михайловской церкви начат 15 марта 1893 г. в виде удержания из зарплаты с работающих на оружейном заводе по 1 копейке с заработанного рубля. За три года было собрано 7 000 руб. 3 августа 1897 г. в воскресенье в 14 часов на Красной площади Ижевска состоялась торжественная закладка храма. " К молебствию прибыли крестные ходы из всех церквей завода и духовой оркестр, день выдался чудный, завод не работал, закладка состоялась при огромном стечении молящихся " - из воспоминаний священника Спасского. 10 июля 1896 г. обратились с просьбой о проектировании храма к Вятскому губернскому архитектору Ивану Аполлоновичу Чарушину. Условия проектирования: 1). Стиль храма - византийский. 2). Храм должен быть трех придельный, все 3 придела должны быть в одну линию. 3). Вместимость храма должна быть 1200 - 1300 молящихся. 4). Храм должен быть рассчитан на стоимость не более 150 000 руб. 5). К строительству храма приступить с весны 1897 г.

http://sobory.ru/article/?object=48954

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010