848 «Резолюцией Его Высокопреосвященства от 29 Октября 1905 г. за 621 настоятель Гартсгорнской церкви иеромон. Тихон назначен наместником Св. Тихоновского монастыря в Майфильде, Па., а на место его в Гарс горне назначен возвратившийся из отпуска иеромонах Григорий (Варлашкин)». [Официальный отдел//АПВ, 1906, т. X, 1, с. 20.] О иером. Григории см. рапорт преосвящ. Алеутского Святейшему Синоду от 19 июня (ст. ст.) 1903 г. за 75 (РГИА, ф. 796, оп. 184, год 1903, д. 5309, л. 4–4 об.). 849 Хотовицкий А. А. В Свято Тихоновской обители. Закладка монастырского корпуса Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Тихоном, Архиепископом Алеутским и Северо-Американским//АПВ, 1905, т. IX, 24, с. 479. 850 Из письма преосвящ. Алеутского митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 12 декабря (ст. ст.) 1905 г.: «На днях я совершил чин закладки в нашем новом монастыре братского корпуса (16–18 келий) и трапезной церкви при нем; здание деревянное, на каменном фундаменте» (Письма святителя Тихона. С. 214). 852 Хотовицкий А. А. В Свято Тихоновской обители. Закладка монастырского корпуса Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Тихоном, Архиепископом Алеутским и Северо-Американским. С. 480–482. 853 «И вы,– говорил между прочим Владыка,– были званный на вечерю Христову и оказались в числе избранных и делом доказали, що достойны избрания. Вы построили сей прекрасный храм, украсили его множеством святых образов и орнаментами, отворили для детей своих школу, заложили хор, прекрасным спевом которого мы днесь наслаждаемся. И еще не жалкуете грошей на псаломщика и священника, не только их утримуете, но даже им почти сами платите. И Господь благословляет вас за ваши труды. Вспомните, якии тяжкии часы вы пережили... Вам – вследствие бедности вашей – приходилось сбиратися на службу Божию в грязном театре. И когда вы шли туда, вороги смеялись над вами, указывали на вас пальцями. Тогда мало вас было! А теперь посмотрите – сколько вас есть! Хиба во всем том не видна благословляющая рука Божия. Так говорил нам Владыка, и когда сгадал про тяжкие часы, то у многих заблищали в очах слезы». [Освящение церкви в Анзонии, Конн.//Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 45.– 1905 (1906).– 29 декабря (11 января).]

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Поэтому я глубоко убежден, что изнутри Евангелия невозможно дать ответ на ваш вопрос. Можно только (и это относится к каждому человеку в отдельности и к группам людей, которые вместе думают, вместе действуют, могут вслух делиться своими соображениями) единственное нечто попробовать сделать. Вы ставит вопрос так: Церковь учит нас, призывает нас, ведет нас к тому, чтобы строить свою внутреннюю жизнь; и действительно, основная задача Церкви – это закладка и развитие внутренней жизни. Христос нам говорит, что Царство Божие внутри нас ( Лк.17:21 ), это тоже правда. Но вместе с этим внутренняя жизнь непременно выражается вовне. Царство Божие, водворившееся внутри человека, непременно найдет себе выражение в его словах, в его действиях, в его целостном отношении к миру, к событиям, к людям. В момент, когда эта внутренняя закладка проявляется вовне, человек делается общественным лицом, причем всякий человек – во все времена, но в наши времена крайней осложненности политической и общественной обстановки особенно – принадлежит к целому ряду миров одновременно. У него есть свой, глубокий, потаенный мир молитвы, дум глубоких, у него есть отношения со своим ближайшим окружением, он есть член Церкви. Одновременно и как частное лицо, и как член Церкви он является членом того очень сложного общества, в котором живет, которое состоит из верующих и неверующих, из людей агрессивно неверующих или безразлично, теплохладно неверующих, из людей тех или других общественных или политических установок. И он не может избежать того, чтобы постоянно не занимать какую-то позицию по отношению к встающим вопросам. Это может быть семейный вопрос – но и семейные вопросы оттеняются на фоне общества и определяются в значительной мере обществом. Он – гражданин своей страны: что это значит? Это значит, что он чувствует, что народ, которому он принадлежит, его народ, что судьбы этого народа ему дороги, что физическая жизнь его сограждан, их культурное развитие, их убеждения, то, как они действуют в мире – все это не может быть ему безразлично. Это значит, что в целом он не только интересуется, но глубоко переживает историческую судьбу своего клочка земли, своего народа. Где же начинается политическая тема? Если речь идет о том, чтобы организовывать здравоохранение, это относительно просто. Но есть целый ряд тем, которые в одном месте являются политическими, а в другом нет. Я могу дать несколько примеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

1794. О.К. Закладка памятника “Начальнику Москвы” – преподобному князю Даниилу Московскому. – 1997, 5, 17. 1795. СЛОВО Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Пасхальной вечерне в Храме Христа Спасителя. – 1997, 6, 19. 1796. ПОЗДРАВИТЕЛЬНОЕ слово митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию по случаю Праздника Святой Пасхи. – 1997, 6, 21. 1797. О.К. Закладка новой часовни в Москве. – 1997, 6, 37. 1798. СЛОВО Патриарха Московского и всея Руси Алексия II после молебна на Славянской площади Москвы 24 мая 1997 года. – 1997, 7, 19. 1799. О.К. Икона Святителя Николая: путь из Бар-града в Москву. – 1997, 7, 23. 1800. ГУДКОВА Н. Камень веры на улице Шабаловке. – 1997, 7, 28. 1801. ОСВЯЩЕНИЕ храма-часовни во имя святых Бориса и Глеба в Москве. – 1997, 9, 14. 1802. СЛОВО Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при освящении памятника храма-часовни во имя святых Бориса и Глеба. – 1997, 9, 15. 1803. ЦЕРКОВНЫЕ торжества, посвященные 850-летию столицы. – 1997, 10, 23. 1804. СЛОВО Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на церемонии открытия территории, прилегающей к Храму Христа Спасителя. – 1997, 10, 25. 1805. О.К. Открытие памятника. – 1997, 10, 26. 1806. СЛОВО Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на церемонии открытия торжеств по случаю 850-летия Москвы. – 1997, 10, 30. 1807. О.К. “Большой хоровой собор” у стен Храма Христа Спасителя. – 1997, 10, 31. 1808. О.К. Награждение представителей Русской Православной Церкви. – 1997, 11, 43. 1809. О.К. “Возвеститель пути спасительного”. (Торжества по случаю юбилея святителя Иннокентия (Вениаминова) . – 1997, 11, 44. 1810. СЛОВО Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в день празднования юбилея святителя Московского Иннокентия. – 1997, 11, 47. 1811. О.К. Праздничное богослужение в Казанском соборе. – 1997, 12, 8. 1812. ЕЖЕГОДНОЕ Епархиальное собрание города Москвы. – 1998, 2, 15. 1813. ПОЗДРАВИТЕЛЬНОЕ слово Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию, произнесенное митрополитом Крутицким Ювеналием в Богоявлениском кафедральном соборе г.Москвы 8 января 1998 года. – 1998, 2, 44.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Остается вопрос о времени окончания строительного сезона в то время. Когда в 1720-х годах сооружали в Монастыре каменные строения, то, после опыта нескольких лет, было предписано заканчивать строительный сезон к концу августа, по той причине, что позднейшие строительные работы оказывались не вполне прочными. Следовательно, ранее работали по постройке и в сентябре. В 1713-м году работы по продолженью сооружения дороги начаты были в октябре. Таким образом, все соображения сводятся к тому, что начало сооружения Невского прешпекта следует отнести к октябрю 1712-го года. Построение в Монастыре церкви и ее освящение – 25-го марта 1713-го года – обязывали уже и к основанию монастырского общежития, не дожидаясь возведения монументальных каменных строений, на которые не было еще и плана. По «Надлежащему ведению» архимандрита Феодосия, в 1713-м году «были заложены братские кельи мазанками, и в 1714-м году достроены» 111 . По сообщению второй печатной истории Лавры, в книге архимандрита Амвросия «История Российской иерархии», закладка келий была произведена в присутствии Государя 112 . Это сообщение ни на чем не основано и маловероятно в том соображении, что если бы закладка кельи была особым актом в присутствии Государя, то об этом было бы, разумеется, оговорено в «Надлежащем ведении» архимандрита Феодосия. В мае 1713-го года ждали осмотра архитектором Трезиным места, где быть постоянному мосту на Черной речке 113 , но после усиленных просьб дождались только присылки его ученика 114 . В сентябре было уже готово здание, именовавшееся общей братской кельей. Оно еще не было заселено и в нем имели ночлег столяры, служки, шил сапоги сапожник, был окопничник 115 . В сентябре же были уже сооружены архимандричьи комнаты и в них производились малярные работы 116 . В 1713-м году работали «у строения» прешпективой дороги с 1-го по 31-е октября крестьяне деревни Волкова, по 15-ти и 20-ти человек в день пеших, всего по сложности было 525 рабочих дней. Записи расхода также не было, но в виду того, что число рабочих дней было известно. примерного найму рабочим исчислено, по 10 копеек в день, 52 рубля 50 копеек 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Закладка и начало строительных работ по восстановлению Петро-Павловской церкви произошли в период прихода ко власти Временного Сибирского правительства. Глазковский Приходской совет через газеты обратился с воззванием о сборе средств на сооружение храма, который было решено восстановить как памятник в честь «убитых чехословаков и русских воинов Временного Сибирского правительства, погибших за национальное славянское дело». В воззвании подчеркивалось, что «средств на это дело весьма и весьма мало». Закладка храма на главной площади Глазковского предместья на углу Кругобайкальской и Гоголевской улиц состоялась 6 октября 1918 года. Был создан комитет по постройке храма-памятника, который продолжил сбор средств на его строительство, в Сибирском торговом банке открыт счет для перечисления пожертвований. Комитет предложил принять участие в сборе пожертвований Городской управе, ее служащим и думе. В газетах сохранились некоторые свидетельства о перечислении пожертвований: поступили, например, деньги от начальницы и учениц женской гимназии, от учеников коммерческого училища. О ходе восстановления Петропавловского храма за 1919 год никаких сведений не найдено. В январе 1920 года в Иркутске утвердилась Советская власть и первым шагом, который она предприняла по отношению к религии, было постановление ревкома от 27 января 1920 года о роспуске домовых церковных приходов, как «организаций самой черной реакции». Приходские храмы пока не трогались. Петропавловский храм продолжал восстанавливаться. В конце мая 1920 года «доверенные вновь образуемой общины при строящейся Петро-Павловской церкви», Маурин и Некрасов, обратились в Иркутский Епархиальный совет с просьбой об открытии самостоятельного прихода при означенной церкви, в чем им было отказано в связи с тем, что церковь была еще не достроена. Сохранился список недоделок на строительстве храма по состоянию на 18 июня 1920 года: «Крыша с южной стороны не покрыта деревом и железом, протекает. Купол церкви не обит и леса не убраны. Нет крыльца. Внутри храма нет совершенно пола (нет цемента) и печей. Продолжается обшивка тесом и установка решеток на хорах. Леса не убраны. Дверь на крышу с хора не заделана, представляет отверстие. Престол поставлен неправильно. Нет ставней и решеток, в дверях – запоров. Не обеспечен от грабителей». Несмотря на такие существенные недостатки, было решено уже через неделю назначить комиссию для решения вопроса о времени освящения.

http://sobory.ru/article/?object=42423

Ростов-на-Дону. Церковь Всех Святых (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Всех Святых в городе Ростове-на-Дону была известна как кладбищенская. Её история началась в 1785 году, когда первоначальную Покровскую церковь заменили новым, более вместительным храмом. Новый храм строился с использованием материалов разбираемого ветхого Покровского храма. Церковь была построена на старом ростовском кладбище. Её освятили во имя Всех Святых. Закладка церкви совершилась 15 декабря 1785 года. Через полтора года церковь была полностью отстроена, и 19 мая 1787 года освящена протоиереем Иоанном Андреевым. 8 сентября 1864 года на городском кладбище была заложена новая трёхпрестольная Всехсвятская церковь. Строилась она на средства городского головы Андрея Матвеевича Байкова. Новая кладбищенская церковь во имя Всех Святых просуществовала 98 лет. В 1930-е годы была закрыта. В 1942 году в ней возобновились регулярные Богослужения, продолжавшиеся до 1966 года. Этот год стал последним в жизни храма. По решению городских властей церковь была взорвана. Исчезло и городское кладбище, закрытое ещё перед Великой Отечественной войной. В 1967 году на месте кладбища и взорванной Всехсвятской церкви возвели здание Дворца спорта, строительство которого планировалось с начала 1960-х годов. Всехсвятская церковь в городе Ростове-на-Дону была известна как кладбищенская. Ее история началась в 1785 году, когда в Димитриевской крепости первоначальную Покровскую церковь заменили новым, более вместительным храмом. Материал разбираемого ветхого Покровского храма использовали для постройки церкви на старом ростовском кладбище «в районе нынешнего перекрестка улицы Красноармейской и Соборного переулка». Кладбищенскую церковь освятили во имя Всех Святых. Ее закладка совершилась 15 декабря 1785 года в Соборном переулке. Через полтора года церковь была полностью отстроена и 19 мая 1787 года освящена. По мере развития города уже в первой половине XIX века в районе между Доломановским и Халтуринским (бывшим Никольским) переулками, Красноармейской (бывшей Скобелевской) и Филимоновской (бывшей Ермоловской) улицами было устроено новое городское кладбище. 8 сентября 1864 года на городском кладбище была заложена новая трехпрестольная Всехсвятская церковь. Строилась она на средства городского головы Андрея Матвеевича Байкова.

http://sobory.ru/article/?object=34173

В мае 1893 г. Учрежденный собор испрашивает и получает разрешение на постройку нового здания в Сергиево-Посадской городской управе, после чего собственно и были начаты строительные работы. Через месяц - 13 июня 1893 г. - при викариатстве епископа Александра Дмитровского и настоятельстве Московского митрополита Леонтия (Лебединского) произошла закладка нового здания. Вот что сообщают «Московские Церковные Ведомости»: «13 июня в Троице-Сергиевой Лавре после литургии состоялась закладка громадного здания, предназначенного под богадельню престарелой братии и больницу. В здании будут две церкви: во имя прп. Иоанна Лествичника и во имя свв. мучениц Варвары, Анастасии и Акилины. Закладку совершал наместник Лавры архимандрит Павел в сослужении с архимандритами Никоном и Товиею и иеромонахом Досифеем. По совершении закладки провозглашено было многолетие Государю Императору, Государыне императрице, Наследнику Цесаревичу, митрополиту Леонтию и архимандриту о. Павлу, по мысли которого строится это редкое по своим размерам здание. Стечение народа на закладке было громадное». Еще до совершения закладки здания больницы, 5 июня 1893 г., редактор «Троицких листков» архимандрит Никон (Рождественский) получил письмо от владельца типографии Ивана Ефимовича Ефимова, который более 16 лет печатал издания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: «Глубоко сочувствуя доброму делу, которое предпринято Лаврою Преподобного Сергия с целью успокоить немощную братию в богадельне и врачевать приходящих на поклонение Преподобному Сергию богомольцев прилагаю при сем 5%-й банковский билет в 10 000 рублей…, как моё пожертвование на храм при оных богоугодных заведениях с тем, чтобы к именам великомучениц Варвары и Анастасии было присоединено имя мученицы Акилины, и во-вторых, в оном храме ежедневно, вместе с именами графини Варвары (Татищевой) об упокоении упоминалось имя рабы Божией Акилины». Указом Учрежденного собора от 9 июня 1893 г. пожертвование И.Е. Ефимова было принято и просьба исполнена, о чем мы видим свидетельство в сообщении «Московских Церковных Ведомостей» о совершении закладки нового здания больницы-богадельни при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

http://sobory.ru/article/?object=04149

3 августа 1897 года в воскресенье в 14 часов на Красной площади Ижевска состоялась торжественная закладка храма. " К молебствию прибыли крестные ходы из всех церквей завода и духовой оркестр, день выдался чудный, завод не работал, закладка состоялась при огромном стечении молящихся " - из воспоминаний священника Спасского. 10 июля 1896 года обратились с просьбой о проектировании храма к Вятскому губернскому архитектору Ивану Аполлоновичу Чарушину. Условия проектирования: 1. Стиль храма - византийский. 2. Храм должен быть трех придельный, все 3 придела должны быть в одну линию. 3. Вместимость храма должна быть 1200 - 1300 молящихся. 4. Храм должен быть рассчитан на стоимость не более 150 тыс. рублей. 5. К строительству храма приступить с весны 1897 года. Михайловский собор по форме напоминает крест с 8 башнями, в четырех из которых находились колокола. Всего колоколов было 11, самый большой весил 400 пудов. Высота храма с крестом - 32 сажен (равняется 22 - этажному дому), в длину 20 сажен, купол в диаметре - 6,5 сажен. (Сажень - русская мера длины, равная трем аршинам - 2,13 метра, введена в обиход Соборным уложением 1649 года). Образа, иконостасы, иконы писал московский мастер - иконописец Гурьянов В.П. Внутренняя роспись стен собора произведена Шустовым П.К., мастером церковной живописи из Елабуги. Храм имел три престола: главный - во имя Архангела Михаила, южный - в честь Святого Николая Чудотворца, северный - в честь Святой мученицы Александры. Собор был виден за 20 километров, а звон его одиннадцати колоколов, главный из которых весил более 2,5 тонны, был слышен возле Сарапула и Якшур-Бодьи. Собор имел многоугольную планировку, белокаменную отделку и красную кирпичную кладку, выполненную в виде узоров. Лестницы Собора были из белого мрамора, полы – из оранжевой плитки. Собор имел огромное значение для города. Прежде всего, он был самым вместительным храмом. Также это была самая восхитительная и самая высокая постройка в Ижевске. На территории собора для жителей устраивались гулянья, катания на санях, с горок. Приход открыт в июне 1917 года.

http://sobory.ru/article/?object=48954

Закладка совершена в предположенном порядке, со вложением бронзового ларца с новейше отчеканенными серебряными и золотыми монетами разной ценности, выписанными губернским предводителем из Петербурга. Двенадцать камней представителей различных властей и учреждений сокрыли его на вечные времена в краеугольном камне, положенном в основу исторического изваяния бессмертной Монархине; камень закрыт металлическою доской и заделан посредством серебряных лопатки и молотка, нарочито приготовленных губернским предводителем дворянства, Василием Павловичем Поповым. При закладке находился также во главе магометанского духовенства Таврический кадий-эскер, который вложил в приготовленное помещение переданный ему Таврическим муфтием ларец с монетами золотыми, серебряными и медными времен Императрицы Екатерины II и последующих затем годов до настоящего включительно, с следующею золотыми литерами надписью: «1883 года, апреля 8. По Высочайшему соизволению Богом хранимого и всеми народами любимого Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Нашего Императора Александра Александровича, в знаменательный день празднования столетней годовщины присоединения Крыма к Российской Державе, 1783 года, апреля 8, в царствование Императрицы Екатерины Вторыя, и при закладке монумента в память этого события Великой Монархине, - в управление Одесского генерал-губернатора генерал-адъютанта Гурко, Таврического губернатора камергера Всеволожского и Таврического губернского предводителя дворянства Попова, положен в закладку сей ларец от Таврического муфтия, гвардии ротмистра Али Бея-Хункалова, Таврическим кадий-эскером Якуб-эффендием, с магометанским духовенством, в знак глубочайшей и благоговейной признательности всего магометанского народа Державным нашим Покровителям, за обращение нас в мирных граждан, оказываемые нам благодеяния и направление нас к благоденствию наравне со всеми верноподданными. Да будет имя наших Царей свято и благословенно у Царя царствующих на веки! Аминь». В таком же смысле сказал при этом кадий-эскер речь на татарском языке. По окончании божественной службы, во время разоблачения преосвященного, военными хорами исполнена молитва «Коль славен наш Господь в Сионе», а по отдании войсками чести исполнен гимн «Боже, Царя храни». Громадное стечение публики всех наций и сословий, прогремело «ура!» несколько раз, войска, под командою начальника дивизии, генерал-адъютанта барона Корфа, прошли церемониальным маршем мимо места закладки памятника, которая закончилась прочитанным о том обычным актом. Закладка началась в 1 час и окончилась в 2 ½ часа пополудни.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/19/stolet...

Каменец-Подольский. Церковь Трех Святителей при мужской гимназии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В 1837-1841 годах на мощных фундаментах, оставшихся от костёла иезуитов, было построено здание мужской классической гимназии, торжественно освящённое 8 сентября 1841 года. Закладка гимназии была обставлена чрезвычайно торжественно и состоялась в присутствии губернатора, представителей различных конфессий, многочисленных зрителей. Строительство гимназии велось во времена расцвета русского классицизма, хотя авторы проекта отказались от полного использования принципов этого архитектурного стиля. Главный фасад расчленили горизонтально с помощью карнизов, поясов, сандриков. Признаки монументальности фасадам придали высокие полуциркульные окна второго этажа, под каждым из которых утоплены в толщину стены четыре балясины. По центру главного фасада, над входом, был устроен балкон с железной решеткой, опирающейся на четыре декоративные металлические колонны-опоры, образуя крыльцо. Для обеспечения духовно-религиозных потребностей учащихся в гимназии была устроена домовая церковь Трёх Святителей. Согласно архивным документам, она была открыта и освящена 16 сентября 1872 года. Её обустройство обошлось в 6179 рублей 28 копеек. В 1872-1873 годах на аттике восточного фасада здания была установлена небольшая главка с колокольным звоном и лепным гербом Российской империи. Церковь была устроена на 3-м этаже левого крыла здания, над актовым залом. В наши дни в бывших церковных помещениях размещаются аудитории 25 и 25-а, там, где когда-то был иконостас, сейчас стоит доска. http://kamienec.livejournal.com/107957.html В 1837-1841 г.г. на мощных фундаментах, оставшихся от костёла иезуитов, было построено здание мужской классической гимназии, торжественно освящённое 8 сентября 1841 года. Закладка гимназии была обставлена чрезвычайно торжественно и состоялась в присутствии губернатора, представителей различных конфессий, многочисленных зрителей. Строительство гимназии велось во времена расцвета русского классицизма, хотя авторы проекта отказались от полного использования принципов этого архитектурного стиля. Главный фасад расчленили горизонтально с помощью карнизов, поясов, сандриков. Признаки монументальности фасадам придали высокие полуциркульные окна второго этажа, под каждым из которых утоплены в толщину стены четыре балясины. По центру главного фасада, над входом, был устроен балкон с железной решеткой, опирающейся на четыре декоративные металлические колонны-опоры, образуя крыльцо.

http://sobory.ru/article/?object=39567

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010