2 марта 1900 г. в день освящения новых устроенных зданий Николаевского приюта для солдатских детей. Варшава, 1900; Речь, сказанная в Великий Пяток пред Плащаницей. Варшава, 1900; Архипастырское обращение к пастырям Холмско-Варшавских воссоединенных от унии приходов. Варшава, 1905; Высокопреосв. архиеп. Иероним Экземплярский (1836-1905): Биогр. очерк, нек-рые статьи и неск. проповедей. К., 1906. Лит.: Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь: Ист. очерк. К., 1889. С. 88-93; Биогр. сведения о новом Литовском архипастыре Иерониме//Литовские ЕВ. 1894. 21. С. 177-178; Прибытие в Вильну и вступление на Литовскую кафедру преосв. Иеронима//Там же. 24. С. 207-209; Православное торжество в Гродне 20 и 21 нояб.//Там же. 47. С. 449-451; Освящение церкви в селе Беловеже Пружанского у. Гродненской губ. Посещение Преосв. Иеронимом Белостокского собора//Там же. 1895. 6. С. 53-54; Освящение в г. Вильне, на предместье Снипишки, Чудовской церкви-школы//Там же. 37. С. 338-340; Ковенский крепостной собор и торжество освящения его 17 сент. 1895 г.//Там же. 39. С. 358-361; Закладка памятника гр. М. Н. Муравьеву//Там же. 1897. 40. С. 374-375; Вступление высокопреосв. архиеп. Иеронима на кафедру Холмскую и Варшавскую. Варшава, 1898; Красковский Д. Пребывание высокопреосв. Иеронима, архиеп. Холмского и Варшавского, в Холме 2-4 мая 1898 г. Речь архиеп. Иеронима//Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1898. 11. С. 224-230; Прощание высокопреосв. Иеронима, архиеп. Холмского и Варшавского, с бывшей литовскою паствою. Вильна, 1898; Высокопреосв. Иероним, архиеп. Холмско-Варшавский, бывш. архиеп. Литовский и Виленский. Вильна, 1898; Пребывание высокопреосв. Иеронима в г. Холме 24-28 янв. 1899 г.//Там же. 1899. 7. С. 90-93; Пребывание высокопреосв. Иеронима, архиеп. Холмского и Варшавского, в Вене в течение времени 2-8 апр. 1899 г.//Там же. 16. С. 205-208; 17. С. 218-226; Закладка церкви на Вольском правосл. кладбище//Там же. 1903. 27. С. 339-340; Новый храм на Вольском правосл. кладбище//Там же. 1905. 42.

http://pravenc.ru/text/293716.html

Учрежден в 1845 г. с целью приобрести удобство к открытию нового училища для девиц духовного звания, к призрению больных и убогих, и к утешению страждущих душевными недугами, имея сверх того в виду помещать здесь и подчинить строгому надзору монахинь и послушниц, приезжающих из других епархий, которые до открытия м-ря проживали в домах частных людей. В собственность м-ря уступлены церковь Благовещения, на Васильевском остр., между 7 и 8 линиями, с принадлежащими к ней домами и землею, примыкающее к нему здание Синодального подворья и сад. Однако же помещение это признано было неудобным, почему в 1848 г. отведено под монастырь нынешнее место; в 1849 г. произведена закладка храма и зданий, а в 1854 г. инокини окончательно водворены на новом месте. При м-ре учреждены: 8-ми классное училище, мастерские живописи и шитья золотом. София Снессорова. “Спб. Воскресен. 1 класс. жен. м-рь, составл. по подлин. документам”, Спб., 1887 г., в 2 книгах, с портретами, 6 видами и 2 планами; “Полн. собр. закон.”, 1845 г., XX, 18893; “Сенат. вед.”, 1845 г., 37; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1845 г., 10 (учреждение); 1817 г., 79 (выдача 500 руб. взамен рыбн. ловель), 80 (мельница); 1848 г., 9 (об отводе земли под постройку и учрежд. Строит. Комитета), 84 (надел. лесом); 1849 г., 9 (закладка храма и зданий 3 ноября); 1850 г., 90 (надел. лесом 150 десят.), 91 (взамен мельницы предоставлены рыбн. ловли на Финск. заливе по гребному фарватеру); 1854 г., 10 (водв. на новом месте), 15 (освящ. домовой церкви во имя Ватопед. Бож. Матери); 1855 г., 14 (разреш. постр. кладбищ. церк.), 22 (игум. Феофания, восприемница Вел. кн. Алекс. Петровны), 85 (кам. домом, для причта); 1857 г., 100 (устр. ограды при кладбище); 1884 г., 243 (училище); Проценко, “М-ри в 18; “Прибавл. к Церковн. вед.”, 1888 г., 4, 98 (игум. Валентина), 38, 1054 (Князь-Владим. церков.-приход. школа в память 900 летия крещ.); 1889 г, 43, 1302 (женская церк.-учител. школа при м-ре), 44 (открытие этой школы). 139. Воскресенский – Смольный , женский, ныне Институт девиц и собор всех учебных заведений в С.-Петербурге, Литейной части, на берегу р.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Большой крест в руках равноапостольного, а у подножия изображена картина крещения Руси. Толпа народа обступила памятник, как бы приютившись под сень его креста; около него торжественно двигались, по окраине горы, победные хоругви многочисленного клира. Митрополит поднялся на чугунные ступени, окропил памятник и с высоты их осенил крестом во все стороны, как бы от лица равноапостольного, исполняя то, что и сам он готов бы был сделать в сию радостную минуту. И воды, и горы киевские – всё будто бы отозвалось осеняющему их Пастырю. Это было самое торжественное благословение, какое можно себе вообразить в столь великолепной раме, вполне достойное того именитого urbi et orbi, которым хвалится Рим. Оттуда двинулся общий ход по зелёной террасе, под сенью тополей, на вершину горы, к обители Михайловской, по новой дороге, для него прокопанной в углублении горы, и направился мимо собора Софийского, прямо к тому месту, где должна была совершиться закладка храма. Проходя мимо памятника святой Ирины, который поставлен над развалинами её церкви, Митрополит остановился, обошёл кругом колонну и окропил её святою водою; потом, в виду древних Златых ворот Ярослава, осенил издали сей торжественный вход великих князей русских, Ольговичей и Мономаховичей, в их столицу, которую оспаривали друг у друга. Златыми вратами окончилась летописная местность Старого Киева, и начались так называемые новые места, над коими господствует университет святого Владимира. Не доходя его, на обширной площади, избрано место для нового храма равноапостольному, и тут совершилась торжественная закладка, в присутствии всех светских и духовных властей Киева. Митрополит заключил священный обряд назидательным словом, напомнив нам, новому Израилю, судьбы старого, чтобы мы не превозносились посреди нашего величия, а смиренно сознавали своё недостоинство, усердием к Церкви выражая любовь свою к Богу. День спустя, ещё одно церковное торжество совершилось в близлежащем Вышгороде, бывшем селе Ольгином, которое всегда было уделом наследника великокняжеского престола, и где, до разорения монгольского, открыто почивали мощи святых князей Бориса и Глеба. Там усердие местного священника, в весьма скорое время, хотя и с весьма скудными средствами, соорудило каменную церковь во имя святых страстотерпцев, вместо убогой деревянной, приходившей в ветхость. Новое здание поставлено отчасти на старом фундаменте великолепного храма Мономахова, который стёрла с лица земли буря монгольская; но утешительно было видеть хотя и небольшую церковь каменную на этом священном месте, которое господствует над всею долиною днепровскою и далеко видно из Киева. Неутомимый архипастырь, как бы забыв трудный свой подвиг в день святого Владимира, с обновлёнными силами явился на освящение храма сыновей равноапостольного, которых купель только что обновил в долине Крещатика.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Центр монастырской жизни – Свято-Троицкий собор. Он имеет престолы в честь Святой Троицы, в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Иова Почаевского . В Троицком соборе находится главная святыня – Корецкая икона Божией Матери «Споручница грешных». В специальном ковчежце покоятся частицы мощей Киево-Печерских угодников. С левой стороны в храме помещена икона «Собор Киево-Печерских угодников», которая сейчас чудесным образом обновляется. Икона была очень темной, нельзя было прочитать имена святых. Сейчас икона посветлела, нимбы святых засияли позолотой. Особо следует отметить золотошвейное искусство обители. Корецкий монастырь, единственный в Русской Православной Церкви сохранил это древнее рукоделие во всей полноте. Воскресенский Новодевичий женский монастырь Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 100. Императрица Елизавета Петровна пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь, для чего передала свой летний дворец, известный под названием «Смольный», где 20 монахинь положили начало монашеской жизни. Закладка храма во имя Воскресения Христова ознаменовала рождение Воскресенского Новодевичьего монастыря, часто называемого Смольным по месту расположения. Екатерина II учредила при монастыре училище для воспитания девиц из дворянских семей, которое впоследствии переросло в Смольный институт. Постепенно монашеская жизнь угасла с кончиной последних монахинь. Возобновлен монастырь был при императоре Николае I. Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь, освященная в честь Казанской иконы Божией Матери в 1848 году. Из Казанского собора столицы по этому случаю доставили великую православную святыню – старинный чудотворный Казанский образ Божией Матери. В ноябре 1849 года была произведена закладка каменного соборного храма Воскресения Христова. Только в 1854 году в Неделю Всех святых переселились монахини с Васильевского острова в каменный корпус. По сторонам собора в монастырских корпусах устроены были две церкви. Церковь в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери освятили в 1854 году. Список Ватопедской иконы «Отрада и Утешение» был прислан старцем Серафимом Святогорцем со Святой Горы Афон. Вторая церковь во имя Трех святителей вселенских в больничном корпусе освящена в 1855 году. Постройка собора с пятью приделами: в честь Воскресения Христова, Успения Божией Матери, архистратига Михаила, святителя Николая и Всех святых завершена в 1861 году.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В ноябре 2008 г. на восстановление Сергиевской часовни было получено благословение Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Решением Благочинного Пушкинского района часовня была приписана к Местной религиозной организации православного прихода Спасского Храма мкр. Клязьма г.Пушкино Московской области Московской Епархии Русской Православной Церкви. 7 августа 2009 г. на месте часовни был установлен Поклонный крест. В апреле 2010 г. после собрания жителей Тарасовки по поводу сноса части жилых домов, входящих в зону строительства автомагистрали «Холмогоры», было выяснено, что часть выделенного участка под строительство часовни вошло в зону застройки Ярославского шоссе, поэтому конфигурацию согласованного ранее земельного участка пришлось пересматривать и пересогласовывать. На это пересогласование ушел весь 2010 г. и часть 2011 г., после чего на основе старых сохраненных чертежей часовни был разработан новый проект строительства часовни, привязанный к земельному участку в новой конфигурации. В 2011 г. восстановление часовни героям войны 1812 г. в посёлке Тарасовка было включено в программу основных мероприятий Московской области по подготовке и проведению празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 г. 5 мая 2012 г. на средства благотворителей было начато строительство памятника-часовни. В присутствии руководителей Администрации СП «Тарасовское», членов Пушкинского общества краеведов, представителей Пушкинского благочиния и жителей с. Тарасовское произведены закладка и освещение фундамента под возведение часовни на отведенном участке. http://www.sovet1812.ru/proekt/chasovnya.html Часовня в Звягино. В XVII-XVIII вв. в Звягине существовала деревянная Сретенская церковь, в 1772 г. перенесенная в Кудрино. На кладбище на её месте была построена часовня, последняя из существовавших - по проекту 1912 г. В 1912 г., к 100-летию Отечественной войны 1812 г., усилиями владельца куракинской шелкоткацкой фабрики Григория Владимировича Сапожникова и при ходатайстве жителей Тарасовки была построена каменная часовня по проекту архитектора Семена Митрофановича Ерофеева. Она была сооружена в память событий 1812 г., когда Донские казаки и мирные жители Тарасовки смогли остановить продвижение французских войск к Троице-Сергиевой Лавре. Аналогичная часовня была построена в Черкизово. 26 августа 1912 г. состоялась торжественная закладка часовни.

http://sobory.ru/article/?object=29318

24 сент. 1866 г. имп. Александр II утвердил определение Святейшего Синода об учреждении вблизи Екатеринослава жен. общины и о закреплении за ней 2 участков земли, жертвуемых свящ. А. Зосимовичем и мещанином Чабаненко. Одобренный Синодом устав общины предписывал содержание сестер на добровольные пожертвования, «без всякого пособия из казны». По благословению еп. Платона настоятельницей стала бывш. насельница одесского во имя арх. Михаила мон-ря мон. Мария (в схиме Мелетия; † 13 сент. 1873), благочинным общины - прот. И. Деркачёв. По ходатайству Екатеринославского еп. Феодосия 28 янв.- 14 февр. 1877 г. Тихвинская жен. община была обращена в нештатный общежительный мон-рь. Определением Синода от 23 апр. 1878 г. настоятельницей Д. м. стала игум. Олимпиада, в 1911 г.- игум. Констанция. В храмах Д. м. служили 2 священника - Феодор Балабанов и Лазарь Добринский (1911). В нач. XX в. в Д. м. проживало ок. 250 сестер, в 1917 г.- 287 насельниц, в т. ч. 49 мантийных монахинь, 98 рясофорных инокинь и 140 послушниц. В дек. 1866 г. мон. Мария направила еп. Платону прошение о строительстве «на капитал от жертвователей» зимней каменной церкви. В марте 1867 г. еп. Платон выдал храмозданную грамоту, 23 апр. того же года состоялась закладка, 14 янв. 1868 г.- освящение храма во имя вмц. Варвары. В 1867 г. был построен деревянный дом для трапезной и кухни, деревянная ограда, в 1868 г.- каменный дом (с 21 кельей), к которому сделаны с вост. и юж. сторон 2 пристройки (1869-1870), в 1870 г. устроен дом для священнослужителей. В янв. 1869 г. мон. Мария ходатайствовала перед епархиальным начальством о возведении каменного собора в честь Тихвинской иконы Божией Матери с приделами в честь Вознесения Господня и Казанской иконы Божией Матери. 11 мая 1869 г. состоялась закладка собора. На средства жены надворного советника Е. Г. Мизко (30 703 р.) и др. благотворителей в 1874 г. собор и колокольня при нем были построены и освящены. Главной святыней Д. м. стал список с Тихвинской иконы Божией Матери, в 1867 г. принесенный из Тихвина в Екатеринослав и с 1874 г. находившийся за правым клиросом Тихвинского собора обители.

http://pravenc.ru/text/178628.html

Его сам преподобный Трифон окрестил; только он крестился из жадности, ожидая даров, и, не получив их, питал большую злобу и на преподобного, и на Самого Бога и продолжал жить как язычник.И Бог, видно, от него отступил.В 1589 году его оленям приходилось плохо, стужа сковала снега, олени каждый день издыхали от бескормицы, и стадо его таяло, как тает летом льдина на солнце.Обозлился вконец лопарь Иван и начал думать, как ему возвернуть убыток. Думал, думал, запряг кережу (сани) и отправился в иную северную страну, в такое место, где, как он знал, живут зимой морские пираты.Он предложил разбойникам довести их до Печенгского монастыря, чтобы ограбить его. Те обрадовались: давно точили они зубы на монастырь, да боялись и не знали дороги. Ивану атаман обещал 50 серебряных шведских монет да еще двадцать дал вперед. Злоумышленники надели пачеки (шубы, мехом наружу), вооружились, запрягли целую райду (олений поезд) кереж, двинулись и приехали на Печенгу в самый день Рождества Христова.Сбылось пророчество умирающего апостола Севера. Явилось на обитель тяжкое искушение, наступал час многим принять мучение от острия меча.Вот что было дальше, как то записано и передано лопарским преданием. За два часа до нашествия разбойников 51 человек братии и 65 послушников после обедни сели за стол в трапезной, а отец настоятель, прежде нежели благословить трапезу, взял святую книгу и только что раскрыл, чтобы прочесть ее именно в том месте поучения, где у него была закладка, как побледнел, зашатался и упал на землю.Братия подумала, что он ослаб от воздержания. Один из них подбежал, чтобы поднять настоятеля, как вдруг вскричав, закрыл лицо от страха. Все поднялись и увидели с ужасом, что там, где лежала закладка в книге, кровавыми буквами появился помянник по новопреставившимся убиенным и следовал список их имен, начиная с имени настоятеля обители.Поднялся плач и смятение, но настоятель повелел всем идти в церковь и там вместе с братией пал пред иконами. В это время подъехали разбойники, стали ломиться в двери освещенного храма и, окружив деревянный монастырь, подожгли его со всех сторон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1215...

X в. Первые городские укрепления Суздаля датируются 1-й пол. X в. Христианизация Ростово-Суздальского края началась, очевидно, в 90-х гг. X в., с кон. этого столетия захоронения в данном регионе уже совершались по христ. обряду. О раннем Крещении Ростово-Суздальской земли свидетельствуют находки крестов (тельников и энколпионов) рубежа X-XI вв. Об этом же говорят факты сопротивления местного населения христианизации: в 1024 г. и в 70-х гг. XI в. язычники поднимали восстания против властей. (В Новгородско-Софийском летописном своде 1-й пол. XV в. говорится о том, что Суздальская земля крестилась при равноап. кн. Владимире (Василии) Святославиче , к-рый основал Владимир и построил в городе Успения Пресв. Богородицы собор. Эта версия широко представлена в памятниках позднего летописания. Большинство историков считают данное сообщение недостоверным.) Более сложно протекал процесс христианизации Муромской земли, также начавшийся в кон. X - нач. XI в. В этом регионе язычники длительное время занимали доминирующее положение, христианство здесь утвердилось в сер. XI в. Закладка г. Владимира и Успенского собора кн. Андреем Боголюбским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. Л. 133) Закладка г. Владимира и Успенского собора кн. Андреем Боголюбским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. Л. 133) К нач. XIII в. пространство буд. В. е. входило в епархии Ростово-Суздальскую (учреждена не позднее 70-х гг. XI в., затем непродолжительное время являлась частью Переяславской епархии) и Муромо-Рязанскую (учреждена после 1187, ранее территория управлялась Черниговскими епископами). В 60-х гг. XII в. блгв. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский попытался основать независимую от Киева Владимирскую митрополию во главе с Феодором (Феодорцем) . К-польский Патриарх Лука Хрисоверг не согласился с планами князя, впрочем разрешив пребывание Ростовского епископа во Владимире, если «хотети начнет и епископ в нем быти».

http://pravenc.ru/text/154964.html

В келии отца Василия на столе осталась лежать книга Апостол. Кто-то из братий открыл ее на том месте, где была закладка, и прочитал: “…Время отшествия моего настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный…” (2Тим.4, 6-8). В Пасхальное утро отцу Василию предстояло идти на послушание в Скит, он должен был исповедовать причащающихся на средней скитской Литургии. Тихо пропев Пасхальные часы пред иконами в своей келье, он направился к скитской башне, через ворота которой можно выйти на тропинку, ведущую в Скит. Внезапно тишину нарушил колокольный звон. Это иноки Ферапонт и Трофим, прорезая утреннюю тишину, возвещали миру Пасхальную радость. В Оптиной есть добрая традиция: звонить на Пасху во все колокола в любое время на протяжение всей Светлой Седмицы. Но на этот раз звон как-то неожиданно оборвался. Большой колокол ударил еще несколько раз и затих. Отец Василий остановился: что-то произошло. Не предаваясь раздумьям, быстро направился к колокольне. Навстречу ему бежал человек в солдатской шинели. — Брат, что случилось? — спросил отец Василий бежавшего. Тот пробормотал что-то невнятное, делая вид, что направляется к воротам скитской башни. Но, сделав несколько шагов в этом направлении, выхватил из-под полы шинели острый 60 — сантиметровый меч и сильным ударом в спину пронзил отца Василия. Батюшка упал на землю. Убийца хладнокровно накинул край мантии на голову отца Василия и надвинул клобук на его лицо. По-видимому, это действие было одним из правил ритуала, ибо убитых им перед тем на колокольне иноков Ферапонта и Трофима также нашли с сильно надвинутыми на лицо клобуками. …В келии отца Василия на столе осталась лежать книга Апостол. Кто-то из братий открыл ее на том месте, где была закладка, и прочитал: “…Время отшествия моего настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный…” (2Тим.4,6-8).

http://pravmir.ru/tvorchestvo-ieromonaxa...

Новый проект храма на 1400 человек с большим куполом создали гражданский инженер (впоследствии директор института гражданских инженеров) Василий Антонович Косяков и инженер Б. К. Правдзик, которые приняли за образец церковь, возводившуюся в Борках. Однако в это время, 29 апреля 1891, Цесаревич Николай Александрович (будущий святой страстотерпец Император Николай II) счастливо спасся при покушении на него японца-фанатика в городе Отсу, и храм посему был заложен в первую годовщину памяти об этом событии. Закладка храма состоялась по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Исидора (Никольского). Перед началом чина закладки управляющий министерством Финансов — оно принимало живейшее и активное участие в финансировании и строительстве церкви Богоявления — Ф.Г.Тернер огласил телеграмму, присланную наследником цесаревичем: «С глубоким благоговением к милосердному Промыслу Божию, радуюсь, что в годовщину избавления моего, благостию Господнею, от опасности, совершается закладка храма во имя Богоявления Господня. Сердечно благодарю жертвователя на сооружение храма и всех содействующих исполнению этого дела. Николай». Постройка (подрядчик Р.С. Грабов) была вчерне закончена к весне 1893г. Но окончательное строительство храма затянулось, все работы обошлись в 300 тысяч рублей. И только через семь лет, 31 января 1899г., В.А.Косяков устроил осмотр готового храма для членов строительной комиссии, инженеров и студентов. 29 апреля (12 мая н. с.) 1899 года митрополит Антоний (Вадковский) освятил главный придел во имя Богоявления. К началу освящения в церкви собрались: настоятель Кронштадтского Андреевского собора протоиерей Иоанн Сергиев (св. прав. Иоанн Кронштадтский), благочинный протоиерей Казанского собора Николай Головин, архимандриты Владимир, Гедеон и Феогност, настоятель Гутуевской церкви о.Евтихий Баланович и второй священник храма о.Павел Лебединский, а также два хора певчих: Александро-Невской Лавры под управлением И.Я. Тернова и хор диаконов Исаакиевского собора во главе с придворным протодиаконом Громовым.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Богояв...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010