Образное решение храма, созданного Шехтелем, построено на использовании мотивов псково-новгородского зодчества в сочетании с чрезвычайно мощным шатровым завершением. Тема Троицы нашла отражение в трехкратном повторении формы шатра в венчании основного объема, колокольни и крестильни, в мотиве тройных арочных окон на фасадах храма и в других элементах архитектурного декора. Торжественная закладка храма в Балакове состоялась 28 июля 1909 года. Строительство храма, начатое в 1910 году, было завершено к осени 1912-го — в октябре подняли 17 колоколов. Строителем храма являлся, по сведениям местных историков, некий инженер Антонов, который работал под непосредственным наблюдением архитектора Федора Шехтеля. В течение 1912–1913 года Шехтель работал над завершением наружной отделки храма. Участок для строительства церкви архитектор Шехтель выбрал на высоком берегу реки Балаковки, так, чтобы храм просматривался с Волги, где он замыкал перспективу обширной Амбарной площади. В разлив с Волги подходили пароходы и хлебные грузовые баржи к балаковской хлебной пристани, примыкающей к Амбарной площади. Храм стал доминантой многолюдной площади и оставлял у приезжих самые благоприятные впечатления о Балаково. «Церковь в Самарской губернии поражает искусно решенной задачей шатрового перекрытия большой площади»,— писал критик и искусствовед В. Я. Курбатов. В 1911 году журнал «Зодчий» поместил фотографию с проекта этого храма: «Староверческая церковь в г. Балаково Самарской губернии... строится на средства А.М. Мальцева на 1200 приходящих. Стоит она над Волгой и сооружается из жигулевского камня размером 10x13 вершков; им же облицованы главный шатер и шатры над крестильной и колокольней. Мозаичные панно на северном и южном фронтонах и над главным входом исполняются в мозаичной мастерской В. А. Фролова в Петербурге. Иконостас и ризы в пяти ярусах будут выложены серебряной вызолоченной басмой. Церковь исполняется по проекту Ф.О. Шехтеля». Необычность архитектурного облика храма и оригинальность его конструкции широко отмечались в прессе того времени. «Старообрядцами, приемлющими священство Белокриницкой иерархии, после богослужения в существующем уже много лет деревянном храме совершена торжественная закладка нового каменного храма во имя Святой Троицы. Храм сооружается в древнем новгородском стиле и будет построен весь, от основания до верха, не из кирпича, а из глыб белого жигулевского камня, причем так, чтобы, насколько возможно, и швов не было заметно. Стоимость постройки этого храма будет огромна, как передают, около 500 тысяч рублей. И это в селе, хотя и большом, бойком и торговом».

http://sobory.ru/article/?object=07133

По углам видны купола церкви Успения Пресвятой Богородицы и бывшей Никольской. Налево против собора небольшое крытое, выступившее крыльцо ведёт к кельям настоятеля. Против ворот – одноэтажный флигель занят общею монастырскою трапезою, которая примыкает к зимней каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. Над самыми вратами – аптека. В прочих местах – ризница и кельи братии. Во внешнем четырёхугольнике от Святых ворот на западе помещаются, во втором этаже, кельи „Царские“, получившие свое название от пребывания Высочайших Особ. Далее кельи наместника и кельи братии. Против Святых ворот, на северной стороне, в одноэтажном флигеле помещается братская больница. Среди этого флигеля, возвышающийся купол покрывает двухэтажную больничную церковь – Живоначальной Троицы и Живоносного Источника Пресвятой Девы Богородицы. В прочих местах расположены: канцелярия, монастырский архив, иконописная, фотография, просвирня, библиотека и разные мастерские. Все здания монастыря, кроме главного собора, возникли при прежних настоятелях, и в том же виде, но в улучшенном положении, сохраняются по настоящее время. Из числа воздвигнутых прежде храмов, в 1854 г. упразднён только один храм святителя Николая Чудотворца. Причиною упразднения его, с одной стороны–было то, что в станах его оказались значительные трещины, с другой – то, что с построением новой церкви во имя этого угодника Божия на Никольском острове, не было надобности поддерживать в монастыре существование соимённого обветшалого храма. По надлежащем исправлении, здание упраздненной церкви обращено для хранения церковных вещей, требовавших особого от ризницы помещения. Первое место между ними занимает новый соборный храм Преображения Господня, начатый строением в 1887 г. и оконченный в 1889 г. игуменом Иоанафаном с братией, на том же самом месте, где был и прежний, существовавший около ста лет и сломанный в 1887 году. Закладка нового храма сделана была в том же году в присутствии Их Императорских Высочеств Великого Князя Владимира Александровича и Великой Княгини Марии Павловны, причём закладка совершена Его Высочеством своеручно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Здесь же находится возведённая в 1604 г. каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского (второй по времени постройки храм бывшего Свияжского Свято-Троицкого мужского монастыря). В 2010 - 2016 гг. на его восстановление было привлечено более 28 миллионов рублей (из которых 1 миллион составило бюджетное финансирование и более 27 миллионов - средства инвесторов). После посещения Троицкого храма Предстоятель РПЦ благословил верующих и вечером 20 июля 2016 г. отбыл в резиденцию митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (И.А. Ашуркова), расположенную в посёлке Петровский под г. Казанью. Крестный ход и закладка памятного камня (капсулы) в основание возрождаемого собора Казанской иконы Божией Матери 21 июля 2016 г. - в День явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани - в столице Татарстана с участием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошли масштабные торжества, ставшие кульминацией и окончанием первого (подготовительного) этапа реализации проекта воссоздания собора Казанской иконы Божией Матери. Утром Предстоятель РПЦ прибыл к Благовещенскому собору Казанского Кремля, где его встречали Полномочный представитель Президента РФ в ПФО М.В. Бабич, Президент РТ Р.Н. Минниханов, представители духовенства и тысячи верующих. К началу Божественной литургии в Благовещенский собор из Крестовоздвиженского собора КБМ был доставлен «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери. Перед входом в собор Предстоятеля РПЦ на трёх языках - русском, английском и татарском - приветствовали учащиеся Православной гимназии имени святителя Гурия Казанского г. Казани. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поклонился пребывающей в храме частице честных мощей первого архиепископа Казанского и Свияжского, святителя Гурия (Г.Г. Руготина) (ок. 1500 - 1563) и возглавил Божественную литургию, часть которой была совершена на кряшенском (церковно-кряшенском) языке. Богослужение, отличавшееся особой торжественностью, показывалось на установленном у входа в Благовещенский собор большом экране, где находились верующие, которые не смогли попасть в храм. Прямую трансляцию Божественной литургии осуществляли Телеканал «Союз» и Телерадиокомпания «Новый Век», прямые включения из Казанского Кремля шли также в эфире Телеканала «Россия 24».

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/13/...

378 Гатчина. Празднества в учительской семинарии//Царскосельское дело. 1913. (25 октября).С4. 379 Освящение школы Б.-Охтенского отдела Александро-Невского Братства//Родная жизнь. 1915. 42. С.12. 381 Отчет С.-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятыя Богородицы. СПб., 1912. С. IV. 392 Отчет Петроградского Епархиального Наблюдателя о состоянии церковных школ Петроградской епархии в 1912–1913 учебном году//ИПЕ. 1914. 19–20. С.8. 393 Беляев С. Открытие краткосрочных церковно-певческих курсов в Царском Селе//Колокол. 1914. 2440 (21 июня). С.З. 395 Отчет С.-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы за 1911 год. Двадцать восьмой год существования Братства. СПб. 1912. C.VI. 399 Отчет С.-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы за 1911 год. Двадцать восьмой год существования Братства. СПб. 1912. С. XV. 409 Отчет С.-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы за 1911 год. Двадцать восьмой год существования Братства. СПб. 1912. C.VII. 411 Чин погребения Богоматери в Братском храме//Петроградский листок [ПгрЛ]. 1916. 224 (16 августа). С.4 418 Закладка нового храма//ВСПбГ. 1911. 112 (29 мая). С.З; Закладка кладбищенского храма//ИСПбЕ. 1911. 10–11. С.21. 419 Церковно-народное торжество в Колпине//ПбЛ. 1911. 139 (23 мая). С.2; X. Колпино//Царскосельское дело. 1911. 39 (27 мая). С.З. 420 Акт женских гимназий//Петербургские ведомости. 1911. 114 (25 мая). С.5; Окончание учебного года. Акт женских гимназий//ПбЛ. 1911. 140 (24 мая). С.4 422 См. надпись на окладе рамы иконы: Мещанинов М.Ю. Храмы и часовни города Колпино. СПб., 1998. С.47. 427 Беляев С. Совещание духовенства о приходской реформе в Царском Селе//Царскосельское дело. 1916. 20 (21 мая). С.З. 429 XV-лemue деятельности Свято-Никольского Общества трезвости в с. Колпине, Петроградской губернии//Родная жизнь. 1917. 3. С.11–12. 430 Кондратьев Е., протоиерей. Первый свободно избранный Петроградский архипастырь//ИПЕ. 1917. 21–23. С.13.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н.Д. Тихомиров Воскресенский Г.А. Из церковной жизни православных славян: Королевство Сербия. Старая Сербия и Македония. Черногория. Митрополия Карловицкая//Богословский вестник 1902. Т. 2. 7/8. С. 535–566 (3-я пагин.). —535— Королевство Сербия. – Статьи нового государственного устава, относящиеся к сербской церкви и духовенству. – Определения Архиерейского Собора, состоявшиеся в 1901 году и некоторые мероприятия и распоряжения епархиальных архиереев. – К построению храма св. Саввы. – Закладка храма на месте могилы добровольца русского полковника Раевского. – К сооружению памятника пок. митрополиту Михаилу. – Условия конкурса на премию пок. архимандрита Никифора Дучича. – К вопросу об улучшении материального положения священников. – Старая Белградская духовная семинария и новая «богословия» св. Саввы в 1900–1901 учебном году. – Двадцатипятилетие сербско-турецкой войны. – Юбилей издателя «Христ. Весника» прот. А. Илича. – † Драгинья Ст. Петровичева. – Переход бывшей королевы Наталии в католичество. – Старая Сербия и Македония. – Архипастырская деятельность Рашско-Призренского митрополита Никифора Перича. – Печальное положение сербской церкви в Старой Сербии и Македонии. – Мысль о восстановлении Ипекского патриархата. – Посвящение архим. Фирмиллиана в Скопийского митрополита. – Закладка сербского храма в Куманове. – – Происки австро-католической пропаганды в Старой Сербии. – Черногория. – Состояние православной церкви в 1901 году. – Новый закон о пенсионном фонде Черногорского духовенства. – Соглашение между Черногорским правительством и Ватиканом по вопросу о коллегии св. Иеронима. – Митрополия Карловицкая. – † Никанор Попович, епископ Темишварский. – Карловицкое богословское училище в 1900–1901 и 1901–1902 учебных годах. – Столетие со дня кончины архим. Иоанна Раича. Его жизнь и ученые труды. – Открытие в Карловцах православно-сербского народно-церковного конгресса. – Притеснения сербских вероисповедных школ и римско-католическая пропаганда в Австро-Венгрии. 6 апреля 1901 года торжественно объявлен новый государственный устав королевства Сербии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Именно поэтому 11 лет назад, в ноябре 2005 года, по инициативе православной общест-венности Санкт-Петербурга в Александровском парке Царского Села был установлен трехметровый деревянный крест в срубе с надписью: «Сей крест воздвигнут на месте храма во имя преподобного Серафима Саровского, строившегося в начале ХХ века трудами и попечением Анны Александровны Вырубовой, в котором было погребено тело Григория Ефимовича Распутина, царева друга, умученного в ночь на 30 декабря 1916 года» . С тех пор этот крест, как и само это место, стал почитаем многими православными русскими людьми — не только петербуржцами, но и паломниками со всей России. Особенно много людей бывает в день памяти преподобного Серафима Саровского и в день убиения Григория Ефимовича Распутина. Стоит признать, что установка креста не была официально согласована с руководством музея-заповедника «Царское Село», однако прежний директор музея Иван Петрович Саутов, который ушел из жизни в 2008 году, будучи православным человеком, с пониманием отнесся к чувствам верующих и не предпринимал каких-либо действий по сносу поклонного креста. К сожалению, несколько лет назад была предпринята первая попытка сноса креста. 24 сентября 2012 года неизвестными крест был осквернен, поруган и спилен. Но, по милости Божией, уже три дня спустя, в праздник Крестовоздвижения, благодаря почитателям преподобного Серафима Саровского и Царской Семьи, крест был восстановлен . Сегодняшнее руководство музея-заповедника «Царское Село» считает, что крест установлен не на том месте, где была произведена закладка храма преподобного Серафима Саровского. Но как бы там ни было, сотрудники музея не могут не видеть, что на протяжении 11 лет это место весьма почитаемо в народе и большой поток православных людей стекается сюда молитвенно помянуть и Григория Ефимовича Распутина, и Анну Александровну Вырубову, чье тело покоится в Финляндии, и Царскую Семью, верность которой они хранили до последнего дыхания. Позиция, которую отстаивает православная общественность, очень проста: поклонный крест установлен в память о храме, который строился в Александровском парке. И если даже он был возведен в 50 или 100-200 метрах от исторического места — это не столь важно. Тем более что музей-заповедник «Царское Село» вряд ли может со стопроцентной точностью установить, на каком именно участке была совершена закладка храма. Для этого нужно поднимать не только исторические архивы, но и проводить изыскательские работы на местности. Но дело даже не в этом. Это место в Александровском парке является символическим для православных русских людей и для всех, кто любит свое Отечество и интересуется русской историей. За прошедшие годы крест стал исторической и духовной ценностью, с которой православные верующие связывают определенные события нашей истории. Это место намолено, а крест является святыней для верующих и достопримечательностью для всех посетителей парка.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/07/na...

Главными вдохновителями сооружения в Княжеской Долине в Вырице этого сказочного храма стали председатель Братства Казанской иконы Божией Матери протоиерей Порфирий Десницкий и местный лесопромышленник Антип Христофорович Ефремов. Данные им средства были в двадцать раз меньше пожертвований на храм Павла Николаевича Летуновского (8938 руб.), но они послужили началу дела. В июле 1913 г. была совершена закладка храма. Так это событие описывалось в газете «Царскосельское дело»: «14 июля 1913 г. в Вырице в местности Княжеская Долина состоялась торжественная закладка нового храма в память 300-летия Царствующего Дома Романовых во имя Казанской иконы Божией Матери. Новый храм будет деревянным, с тремя приделами. Рассчитана церковь на 600-700 молящихся. Расположен храм на углу Ракеевской улицы и Магистрального проспекта. Торжественное богослужение и чин закладки совершил епископ [Тобольский] Алексий (Молчанов) в сослужении председателя братства о. Порфирия Десницкого, священника Вырицкой церкви о. Георгия Преображенского и прочего духовенства. Постройка храма началась 8 июня. Закончить постройку новой церкви предполагают в сентябре месяце текущего года». К осени 1913 г. постройка была вчерне завершена. Стены храма дышали заветной стариной, высокий шатер венчала крытая металлом главка. Он напоминал собою древнерусский скит или уединенную обитель, будучи окружен вековым сосновым бором. 21 мая 1914 г. было совершено освящение и подъем колоколов на звонницу храма. Деятельное участие в украшении храма приняли: П.Н. Летуновский, оплативший изготовление иконостаса по рисунку арх. М.В. Красовского и изготовление множества прекрасной утвари, член Братства и председатель строительного комитета П.Я. Мешков заказал художественного письма образ Казанской Божией Матери, в серебряном окладе с камнями. Обер-прокурором Св. Синода В.К. Саблером была преподнесена шитая шелком ручной работы икона св. князя Владимира, от патриарха Иерусалимского Дамиана была привезена икона Воскресения Христова с частицей камня от Гроба Господня. Строительство храма обошлось в 30 тысяч рублей. Убранство его и гонорары составили еще 28 тысяч. 6 июля 1914 г. состоялось освящение церкви: из храма свв. апостолов Петра и Павла пришел крестный ход во главе со свящ. Георгием Преображенским. Совершение самого чина освящения возглавил епископ Гдовский Вениамин, будущий митрополит Петроградский, новомученик.

http://sobory.ru/article/?object=00109

Прошло два десятилетия... Мы уже упоминали о фотографии, сделанной во время суда над «церковниками», в июне 1922 года. Почти сто подсудимых... В центре – в белом клобуке митрополит Вениамин. Справа – епископ Венедикт, слева – протоиерей Чуков. Во втором ряду Иван Михайлович Ковшаров, Юрий Петрович Новицкий... За спинами подсудимых – чекисты с наганами. Часть из них в фуражках, часть – в островерхих буденовках. Снимок сделан в большом зале филармонии, где проходили заседания Революционного трибунала. Это удивительная фотография. Часами можно вглядываться в спокойные, красивые и одухотворенные лица людей, которые позаботились «об устроении своего внутреннего храма»... «Закладка совершена... – говорил тридцатилетний Вениамин. – Камень краеугольный, живая вера во Иисуса Христа есть. Но закладка ведь только начало дела. На фундаменте нужно возводить здание. При устройстве вещественных зданий употребляется камень, кирпич, дерево... При создании храма духовного – церкви Бога жива – таковыми материалами являются добрые мысли, желания, дела. Когда ими украшена душа, тогда только Бог может обитать в ней. Много нужно потрудиться, чтобы привести душу в такой вид. Для этого нужно оторвать ее от привязанности ко всему греховному, что требует постоянного бдительного наблюдения не только за делами рук наших, но и за мыслями, желаниями и чувствами, чтобы ничто скверное и нечистое не закралось в душу нашу!» Сам митрополит Вениамин тоже сумел устроить свой внутренний храм. И в этом храме не могло быть места ничему скверному и нечистому. – Нет! – ответил он, отвергая ультиматум Введенского. – Нет! – отвечал он и на процессе на все попытки разделить ответственность с другими подсудимыми. «Мое отношение к Советской власти было отношением законным, – говорил митрополит. – Все декреты и распоряжения, по силе возможности и понимания, я выполнял... Письмо в Помгол я написал по личному убеждению, перед его написанием ни с кем не говорил... С Правлением Общества приходских советов я письма не обсуждал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Проект нового каменного храма в с. Кузнецово был утвержден в 1869 г. и летом этого же года состоялась закладка храма. Об этом событии сообщает священник храма с. Кузнецово: «Сегодняшнего числа, т.е. 29 июня, храмовый праздник настоящей нашей церкви, во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, у нас с. Кузнецово совершена закладка нового храма в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, а в зимнем – во имя Богоявления Господня. Принимая заложение оного храма, как особенную благодать и милость Божию к нам, да молитв ради святых первоверховных апостолов Петра и Павла распространяется свет веры Христовой в нашем приходе, мы и представители прихожан, члены попечители, испрашиваем у вашего высокопреосвященства архипастырское благословение на благоустроенное ведение и окончание построения оного храма. При заложении храма находились: местный наш отец благочинный, села Шапкилей священник Андрей Ильин Сокольский – соседних сёл: Ильинской пустыни священник Константин Григорьевич Шатьминский, Кожваж священник Павел Александрович Александров и Дмитрий Порфирьевич Черкасов». Строительный лес на постройку храма (для лесов, опалубки под кладку итд.) шел из Ардинской крестьянской лесной дачи. Источник: Артур Тумаков «Из истории православных приходов Козьмодемьянского уезда». К 1875 г. было завершено строительство придельного храма и стоял вопрос об освящении и 9 марта состоялось освящение придельного храма в с. Кузнецово во имя Богоявления Господня в сослужении следующих священников: с. Большой Юнги Василия Воздвиженского, с. Чермышево Андрея Леонова, местного Мирила Крестникова, с. Пернянгаши Иакова Чудовичева, с. Шапкилей Василия Богоявленского, с. Троицкий Посад Василия Дмитриева, с. Кожважи Павла Александрова и с. Чемеево Дмитрия Черкасова. Диаконы были следующие: с. Малого Сундыря Платон Воскресенский, с. ПернянгашиМефодий Лавинский, с. Шапкилей Иоанн Кедров, и с. Карачкино Феодор Кондаратский. Псаломщиков было 8. К 1877 г. строительство нового каменного храма приближалось к завершению и стоял вопрос о сломе старого деревянного храма т.к.

http://sobory.ru/article/?object=05484

На создание храма-памятника было проведено два конкурса. В первом конкурсе принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Мельников, А. Витберг, В. Стасов. Во втором - К. Тон, Ф. Шестаков, А. Татищев, А. Кутепов, И. Таманский и многие другие известные архитекторы той эпохи. На первый конкурс было представлено 20 вариантов проекта Храма. Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л. Витбергом. 12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а после смерти Александра I Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено. 10 апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя - на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля., и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разрушены, монастырь переведен в Сокольники. 10 сентября 1839 года состоялась торжественна закладка нового Храма. Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году - сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи храма. Работы по возведению Храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям Императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, по благословению ныне причисленного к лику Святых постоянного члена Святейшего Синода Митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и Епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова); непосредственное руководство работами было поручено Генерал-Губернатору Москвы князю Д.В. Голицыну и возглавляемой им Комиссии по построению Храма. Над созданием Храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого.

http://sobory.ru/article/?object=44392

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010