Сама закладка храма совершается уже второй раз. В первый раз с большой торжественностью совершена была закладка храма 22 июля 1881 года, почти 20-ть лет тому назад. В это время посетила берега Афона Великая Княгиня (впоследствии инокиня) Александра Петровна; ей на пароходе представился настоятель Ильинского скита о. Товия, просивший её положить первый камень в основание нового храма. Великая Княгиня согласилась и 22 июля камень с соответствующей надписью прислала с контр-адмиралом Головачевым, которому поручила положить его в основание нового храма от Её имени. Торжественная закладка была совершена и был составлен план собора, подписанный Вселенским патриархом Иоакимом III-м и бывшим в 1881-м году на Афоне Великим Князем Константином Константиновичем. Но с тех пор и до настоящего времени не приступали к постройке храма в виду того, что на это не давали разрешения монахи Пантократорского монастыря, в зависимости от которого находится Ильинский скит, как построенный на земле, принадлежащей монастырю. Между Пантократорцами и Ильинцами – старинная вражда. Ещё в 30-х годах настоящего столетия Пантократорцы, воспользовавшись внутренними несогласиями в скиту, отняли у него важные исторические документы, особенно, султанский фирман и условие, заключённое Пантократором со старцем Афанасием в 1798-ом году, дававшие Ильинцам свободу и независимость и право на владение землёй. Пользуясь, этим, Пантократорцы стали сильно теснить Илыинцев и —329— не давали им строить новый собор, употребляя для этого всевозможные меры. Начался процесс, который тянулся десять лет и окончился в пользу Ильинского скита. В 93–95 годах нынешний игумен скита Гавриил, с разрешения Святейшего Синода, ездил по России с чудотворной иконой Божией Матери „Млекопитательницы“ для сбора пожертвований, после чего началась подготовка к постройке нового храма. На торжество вторичной закладки Ильинцы пригласили русского посла в Константинополе И. А. Зиновьева, приехавшего на Афон, по просьбе Андреевцев, присутствовать на освящении их нового храма.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не спеша подсудимые рассаживались на стульях, расставленных возле колонн... Сохранился их снимок... На первом ряду, в самом центре – в белом клобуке – митрополит Вениамин, справа – епископ Венедикт, слева – протоиерей Николай Чуков, будущий митрополит Ленинградский Григорий... Во втором ряду Иван Михайлович Ковшаров, Юрий Петрович Новицкий... За спинами подсудимых – чекисты с наганами. Часть из них в фуражках, часть – в островерхих буденовках. Снимок сделан в большом зале филармонии, где проходили заседания Революционного трибунала. Это удивительная фотография. Часами можно вглядываться в спокойные, красивые и очень одухотворенные лица людей, сидящих вокруг митрополита Вениамина... Двадцать лет назад, 12 мая 1902 года, в Самаре совершалась закладка нового храма здешней семинарии. По этому случаю было совершено архиерейское служение. Ректор Самарской семинарии, архимандрит Вениамин произнес речь. «Закладка совершена... – говорил он. – Камень краеугольный, живая вера во Иисуса Христа есть. Но закладка ведь только начало дела. На фундаменте нужно возводить здание. При устройстве вещественных зданий употребляется камень, кирпич, дерево... При создании храма духовного – церкви Бога живаго – таковыми материалами являются добрые мысли, желания, дела. Когда ими украшена душа, тогда только Бог может обитать в ней. Много нужно потрудиться, чтобы привести душу в такой вид. Для этого нужно оторвать ее от привязанности ко всему греховному, что требует постоянного бдительного наблюдения не только за делами рук наших, но и за мыслями, желаниями и чувствами, чтобы ничто скверное и нечистое не закралось в душу нашу!» И вот смотришь на фотографию и понимаешь, что миряне и священнослужители, что уселись вокруг митрополита Вениамина в большом зале филармонии, позаботились «об устроении своего внутреннего храма»... И когда расселись они, как было указано, вдруг оказалось, что своей представительностью, своей духовной массой – было почти сто подсудимых – они как бы задавили суд, и такое ощущение возникало порою, что не их сулят, а они...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Грустно было видеть, как покорно и безропотно мирился он со своим положением: он сначала хотел встать и из окна смотреть, когда владыка пойдет на служение в собор, потом отложил это до времени закладки, и наконец, чувствуя, что встать уже не в силах, только поручил сказать ему, когда закладка совершится, и когда ему об этом передали, он перекрестился и сказал: «Ну, слава Богу! Благодарю Тебя, Господи, что мое желание исполнилось: будет ли Пимен жив или нет, закладка собора сделана, теперь нельзя его не продолжать... Слава Богу, я теперь спокоен»... Возвратясь после закладки в собор, владыка-митрополит разоблачился и, надев мантию, направился при колокольном звоне к настоятельским келиям, где был долгое время задерживаем на пути желавшими принять благословение. Высокопреосвященный Макарий и князь Долгоруков вместе посетили отца Пимена, который был уже не в силах не только одеться, но даже и встать со своего ложа и просил прощения... Они оба успокоили его. Владыка поздравил его с торжеством обители и, пожелав здравия, благословил его и вместе с князем возвратился в приемную настоятельскую комнату, полную приглашенных: все настоятели, настоятельницы и другие ожидали их возвращения, думая, что они после того войдут и поздравят болящего, но И.Н. Новацкий просил всех не утомлять отца Пимена, так что многие уехали, не видав его. После чая и закуски архимандрит Сергий подошел к владыке-митрополиту и князю Долгорукову, а потом и к прочим и просил почтить монастырскую трапезу своим присутствием. В большой трапезной палате было накрыто на 120 человек и, кроме того, в нижней будничной трапезе для братии и младшего духовенства, а для игумений и мирских посетительниц, почтивших праздненство своим присутствием, трапеза была предложена в гостинице. Перед окончанием трапезы в большой трапезной палате протодиакон провозглашал многолетие: Государю императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду и члену оного, владыке митрополиту с богохранимой его паствой, князю В.А.Долгорукову, отцу архимандриту Пимену со всей братией и всем присутствовавшим гостям. В это время продолжался неумолкаемый трезвон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

9 января 2000 г. состоялось освящение первого камня и закладка капсулы в основание реконструируемого собора во имя Святого великого воина Руси. Владыка Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский вознес молитву Господу и выразил благодарность всем тем, кто принимал и принимает участие в восстановлении храма. Восстановление храма продолжается по настоящее время. Кафедральный Александро-Невский собор В центре города Симферополя разбит сквер Победы, в нем на постаменте установлен танк Т-34 - памятник воинам, павшим за освобождение Симферополя в апреле 1944 года. До недавнего времени мало кто знал о том, что на месте этого парка еще в начале века возвышался главный собор города во имя святого благоверного князя Александра Невского. История этого храма интересна и трагична. Он стал одной из первых монументальных построек нового губернского города. Екатерина Великая во время посещения Симферополя высказала идею о возведении собора, но его строительство долго не начиналось из-за смерти Г. А. Потемкина (1791 г.), а затем и самой императрицы (1796 г.). В 1804 году протоиерей Никита Петровский и священник Кирилл Забуженко обратились к Таврическому губернатору Мертвого с просьбой начать строительство храма. Губернский архитектор Карасев разработал проект будущего собора, сметная стоимость которого должна была составить 81 тыс. 529 руб. Но этот проект не был принят. Автором нового проекта стал петербургский архитектор Л. И. Руско. Для строительства нового храма выбрали место на берегу Салгира, в Александровском редуте, который соорудил во время военных действий генералиссимус князь Италийский граф Суворов Рымникский (в настоящее время на этом месте находится гостиница «Украина»). В мае 1810 года состоялось освящение места будущего строительства и закладка храма. Губернатор А. М. Бороздин заключил подряд на строительство собора с французами П. Николом, И. Ферри, Б. Латти. Они должны были не только построить храм, но и отремонтировать Суворовский редут. В то же время сделали заказ в Петербургский иконописный цех К. Венедиктова. Всего за 2 месяца было выполнено 30 икон, среди них образ Христа Спасителя, Богоматери, святого апостола Андрея Первозванного, Воскресения Христова, святых Архангелов Гавриила и Михаила. Все иконы были отправлены в Симферополь.

http://sobory.ru/article/?object=50184

Иером. Геннадий собирался устроить при подворье приют-богадельню для заштатных священников и монастырское кладбище (Освящение храма в честь Успения Божией Матери по Московской ул.//Неделя строителя. 1895. 49. С. 251). 7 мая 1895 г. строитель подворья иером. Геннадий в сослужении наместника Валаамского мон-ря иером. Виталия (Батракова) и свирского иером. Тарасия освятил место под строительство церкви на бывш. участке Ратькова-Рожнова (Городские известия//Вед. С.-Петербургского градоначальства и столичной полиции. 1895. 106. С. 2). 19 мая 1897 г. св. прав. Иоанн отслужил молебен при торжественной закладке 2-этажной каменной церкви в «древне-московском стиле» (Закладка каменного храма за Невской заставой в С.-Петербурге//С.-Петербургский духовный вестн. 1897. 21. С. 410; Известия и заметки//ПрибЦВед. 1897. 22. С. 753; Закладка храма подворья Задне-Никифоровской пуст.//Неделя строителя. 1897. 24. С. 128; Строительная летопись//Строитель. 1897. 11/12. Стб. 455). Церковь строилась на добровольные пожертвования. Одним из подрядчиков при строительстве часовни и церкви выступил А. Благодарев (РГИА. Ф. 799. Оп. 25. Д. 972). В окт. 1899 г. при игум. Митрофане была закончена каменная кладка храма. «Для наблюдения за постройками и приведения… к окончательному благоустройству» он проживал на столичном подворье, где пребывали и большинство братии пустыни - ок. 45-50 чел. вместе с послушниками. О. Иоанн Кронштадтский не только привлекал к строительству благотворителей (Юсов пожертвовал кресты для храма подворья стоимостью 3 тыс. р., изготовленные в мастерской Ефимова; в 1900 были подарены колокола), но и сам жертвовал ежегодно на возведение храма по 1 тыс. р. 23 мая 1901 г. еп. Гдовским Вениамином (Муратовским) в сослужении со св. прав. Иоанном Кронштадтским, игум. Митрофаном и архим. Корнилием из Александро-Невской лавры был освящен главный престол 1-го этажа новопостроенного каменного храма во имя св. прор. Осии и иных святых, празднуемых 17 окт. На следующий день, 24 мая, был освящен один из приделов - во имя ап.

http://pravenc.ru/text/2565546.html

Хотовицкий A.A. Благодарность//АПВ, 1906, т. X , 6, с. 117–119. Хотовицкий A.A. Благословен грядый во имя Господне!//АПВ, 1904, т. VIII, 1, с. 3 –5. Хотовицкий А.А. В Свято Тихоновской обители. Закладка монастырского корпуса Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Тихоном, Архиепископом Алеутским и Северо-Американским//АПВ, 1905, т. IX, 24, с. 473–482. Хотовицкий A.A. В Свято-Тихоновской обители//АПВ, 1906, т. X, И, с. 214–229. Хотовицкий А.А. Из дневника//АПВ, 1909, т. XIII, 17, с. 290–303. Хотовицкий A.A. Из Святочного Дневника//АПВ, 1912, т. XVI, 2, С. 28–34. Хотовицкий A.A. К путешествию Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо Американского. Посещение Пенсильванских приходов//АПВ, 1903, т. VII, 1, с. 8–9. Хотовицкий А.А. От мечты к делу. II. В Свято-Тихоновской обители//АПВ, 1905, т. IX, 16, с. 318–324. Хотовицкий А.А. Отчет о составе, денежных средствах и деятельности Православного Общества Взаимопомощи с м. Мая 1897 г. по 1-е Мая 1899 года//АПВ, 1899, т. III, 12, с. 329–335. Хотовицкий А.А. Памяти Варвары Николаевны Мак-Гахан. (К 40-му дню по её кончине.)//Московские ведомости. – 1904. – 25 марта (7 апреля). Хотовицкий A.A. Поездка на Конвенцию. Из путевых впечатлений//АПВ, 1905, Т. IX, 11, С. 204–219. Хотовицкий A.A. Православная церковь в Нью-Йорке//ПЦВ, 1900, 6, С. 223–229. Хотовицкий A.A. Православное торжество в Нью-Йорке 10 и 22 Октября//АПВ, 1904, т. VIII, 21, с. 413–420. Хотовицкий A.A. Пребывание Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Алеутского и С.-Американского, в Восточных Штатах. III. Пребывание в Нью-Йорке. Закладка церкви в Юнкерсе. Посещение Russian St. Nicholas’ Home//АПВ, 1905, т. IX, 12, с. 237–245. Хотовицкий A.A. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона в С. Луис. Посещение Всемирной Выставки. Освящение церкви в Мадисоне//АПВ, 1904, Т. VIII, 23, с. 450–460. Хотовицкий А.А. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, по Восточным Штатам Америки//АПВ, 1901, т. V, 9, с. 180–183; 10, с. 203– 206; 11, С. 220–229; 12, с. 244–252; 14, с. 294–297; 15, с. 310–315.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

После этого большевистские власти города решили устроить на месте собора увеселительное место, а на месте главного алтаря планировалось разместить туалет. И только заступничество мирового светилы науки академика Владимира Петровича Филатова спасло святое место от осквернения - на месте алтаря установили фонтан с большой мраморной вазой в виде цветка (прозванной впоследствии вазой Филатова). После восстановления собора в 2005 г. этот фонтан был перенесен на место первого городского фонтана на Соборной площади. Строительство храма осуществляется благотворительной организацией - Черноморским Православным Фондом исключительно на пожертвования физических и юридических лиц, жителей города Одессы, а также иностранных лиц, посещающих город. Затраты на строительство, включая проектные работы, составили 32 млн грн. Бюджетные средства на воссоздание собора до настоящего времени не использовались. 25 мая 2008 г. исполнилось 200 лет со дня освящения Спасо-Преображенского собора. Были собраны средства для отливки самого большого на Украине колокола. Его вес составляет 14,5 тонн. Отливали колокол в Воронеже на заводе " Вера " . Хроника восстановления: В 1996-1999 г.г. были проведены раскопки и обнажён старый фундамент собора. 5 сентября 1999 г. - проведено торжественное освящение начала строительства и была произведена закладка в основание Собора капсулы с посланием будущим поколениям Одессы и мощами Георгия Победоносца. 29 ноября 1999 г. - распоряжением городского головы объявлен конкурс на выполнение строительных и реставрационных работ первой очереди храма на Соборной площади. 29 декабря 1999 г. по итогам конкурса генеральным подрядчиком было определено АО «Стикон». 1 февраля 2000 г. - начало строительства нулевого цикла. 29 апреля 2000 г. освящение и закладка первого камня в основание колокольни. Строительство первой очереди собора - колокольни было осуществлено менее чем за год. На Рождество Христово 6 января 2001 г. - при большом стечении народа, под малиновый звон 14-ти колоколов, произошло торжественное открытие колокольни и освящение часовни в её первом ярусе.

http://sobory.ru/article/?object=03754

Необходима ревность к делу. Патриарх Иаков, поставив камень вместо жертвенника в Вефиле, обрек отдавать Господу Богу десятую часть из всего своего имения ( Быт.26:22 ). Такие жертвы приносили Богу и другие праведники, каков, напр., наш равноапостольный князь Владимир, построивший в Киеве десятинную церковь А между нами, если бы побольше нашлось таких ревнителей, которые бы отдали Богу не десятую, а хоть сотую часть своего имения и тогда бы средств на постройку нашу было бы вполне достаточно. Будем надеяться, что Господь подвигнет сердца людей своих и храм будет сооружен на похвалу великого Имени Пресвятой Троицы. – Молитву к Богу, мы положили в основание храма, с молитвой будем и созидать его. Боже Триипостасный! Призри с небесе на место сие, благослови основание созидаемого храма во Имя Твое и сподоби всех нас дожить до окончания его и узреть вполне радостное торжество – освящение его» 4 . После речи сделан установленный отпуст и возглашено многолетие – Их Императорским Величествам, Государю Императору и Государыне Императрице, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду и Высокопреосвященнейшему Митрополиту Иоанникию, а также ревнителям, благотворителям и созидателям храма. После молебствия, церковный староста Михаил Павлович пригласил духовенство, некоторых почетных лиц и более известных прихожан к себе в дом. Там за трапезой прихожане благодарили хозяина за не легкий безмездный труд ведения постройки; благодарили Арсения Арсеньевича Глушкова, как за сбережение церковных сумм, так и за пожертвование своих 10000 р. на постройку; благодарили Александру и Клавдию Гавр. Поповых, подписавших 10000 р. и Ив. Гр. Простякова, подписавшего 2500 р. Богу благодарение, располагающему сердца людей Своих к таким крупным пожертвованиям. Есть надежда, что люди и с небольшими средствами уделят часть своего достояния на дело Божие. Священник Василий Руднев 3 A. А. Глушков, в июле 1869 г., принял от прежнего старосты 22017 р. 12 κ., а сам сдал в декабре 1884 г. новому старосте 68281 р. 71 к. Таким образом, в 15 лет своего служения, он скопил 46264р. 59 к., что в нашем приходе, сравнительно не богатом, могло быть только при самой усердной и благоразумной распорядительность его и несомненном пожертвовании им собственных сумм на покрытие церковных нужд. 4 Размеры заложенного храма: в длину по средине 38½ ар., в углах снаружи 33½ ар., ширина 36 ар. Высота внутри от пола до свода 37½ ар.; снаружи от земли и с крестом 67 ар. Читать далее Источник: Закладка храма во имя св. живоначальныя Троицы, на Шаболовке, в Москве./[Священник Василий Руднев] - Москва: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. - 14 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/z...

Оттуда двинулся общий ход по зеленой террасе, под сенью тополей, на вершину горы, к обители Михайловской, по новой дороге, для него прокопанной в углублении горы, и направился мимо собора Софийского, прямо к тому месту, где должна была совершиться закладка храма. Проходя мимо памятника святой Ирины, который поставлен над развалинами ее церкви, митрополит остановился, обошел кругом колонну и окропил ее святой водой; потом, в виду древних Златых ворот Ярослава, осенил издали сей торжественный вход великих князей русских, Ольговичей и Мономаховичей, в их столицу, которую оспаривали друг у друга. Златыми вратами окончилась летописная местность Старого Киева, и начались так называемые новые места, над коими господствует университет святого Владимира. Не доходя его, на обширной площади, избрано место для нового храма Равноапостольному, и тут совершилась торжественная закладка, в присутствии всех светских и духовных властей Киева. Митрополит заключил священный обряд назидательным словом, напомнив нам, новому Израилю, судьбы старого, чтобы мы не превозносились посреди нашего величия, а смиренно сознавали свое недостоинство, усердием к Церкви выражая любовь свою к Богу. День спустя еще одно церковное торжество совершилось в близлежащем Вышгороде, бывшем селе Ольгином, которое всегда было уделом наследника великокняжеского престола, и где до разорения монгольского открыто почивали мощи святых князей Бориса и Глеба. Там усердие местного священника в весьма скорое время, хотя и с весьма скудными средствами, соорудило каменную церковь во имя святых Страстотерпцев, вместо убогой деревянной, приходившей в ветхость. Новое здание поставлено отчасти на старом фундаменте великолепного храма Мономахова, который стерла с лица земли буря монгольская; но утешительно было видеть хотя и небольшую церковь каменную на этом священном месте, которое господствует над всей долиной днепровской и далеко видно из Киева. Неутомимый архипастырь, как бы забыв трудный свой подвиг в день святого Владимира, с обновленными силами явился на освящение храма сыновей Равноапостольного, которых купель только что обновил в долине Крещатика.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В июле 8 числа благочинным о. архимандритом Исаакием была совершена закладка каменного соборного храма на месте прежнего деревянного, который бел перенесен на кладбище. Поздней осенью настоятельница матушка Евфросиния поехала на монастырскую дачу Рудново, осмотреть высохшую сажалку; в одном месте нога её провалилась в трясину, – сестры с трудом вытащили Матушку, но вскоре все забыли об этом происшествии. Весной следующего, 1890 г., Рудновский староста принес настоятельнице полученное им письмо от неизвестного лица за подписью «Любитель благочестия», который сообщает, что ему известно о существовании в Рудновском хуторе св. колодца, который в настоящее время предан забвению. Когда Матушка настоятельница рассказала об этом Старцу, то он велел искать колодезь на том месте, где она увязла, и действительно в скором времени нашли старый забитый сруб, из которого по открытии показалась вода. В это время некоторые недужные сильно кричали. Батюшка слушал рассказ об этом с большим вниманием, и 1 июля сам приехал в Рудново. Через день он ходил на другую сторону сажалки за плетнем, молился там и, взяв лопату, вырезал на земле крест и велел копать новый колодезь сказав: «вот этот колодезь будет настоящий, а тот пусть останется!» Недужные волновались и кричали ужасно. На следующий день Батюшка вернулся в Шамордино, а 5 числа была освящена церковь на кладбище во имя св. Троицы. Прогостив в Шамордине около 2-х недель, Батюшка собрался уезжать домой. Назначен был день отъезда, и сестры с грустными лицами толпились около его кельи, чтобы проститься с дорогим отцом, принять благословение и проводить его до следующего года. Вот к крыльцу уже подана карета, в которую укладывали его вещи; все было готово, но Батюшка не выходил. Наконец всех стало удивлять такое промедление, тем более, что уже день клонился к вечеру, становилось сыро. Наконец карету отправили назад, объявив, что Батюшка ослабел и не может ехать. Встревожились сестры за своего дорогого гостя, и как ни хотелось им удержать его у себя подольше, но конечно не по случаю болезни. Однако к вечеру Старец отдохнул, и на другой день сборы возобновились, но та же слабость внезапно лишила его возможности ехать. Прошло несколько дней, – Батюшка совершенно оправился и снова пытался уезжать, но непонятное болезненное явление не замедлило явиться, лишив его сил. Приняв это троекратное препятствие за указание воли Божией остаться в Шамордине, Старец более уже не собирался и сказал однажды: «Совсем я здесь приконапатился». «Я задержался здесь, – писал он в Оптину, – по особому промышлению Божию, а зачем, – это означится после».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010