Петра и Павла; а мастер трудился Петр». Известие это нужно принять лишь за возобновление м-ря, игуменом которого уже был Кириак. В начале XIX ст. он пришел в упадок, и нынешним своим блестящим состоянием обязан щедрости граф. Ан. Ал. Орловской-Чесменской и духовника ее архимандрита Фотия, восстановившим его в период 1822–38 год. Ныне к монастырю принадлежат приписные монастыри Перынский и Пантелеймонов. В древнем соборе св. Георгия покоятся мощи преп. Евфросинии, в мире Евдокии, супруги Вел. кн. Ярослава II, и архиеп. Новгород. Феоктиста, перенесенные сюда из упраздненного Благовещенского мон. в 1786 г. В монастыре погребались князья Новгородские и посадники. М-рь содержит начальную школу. Notice historique sur le monastêre de Iouriew, St. Petersb., 1830; К. Попов , “Юрьевский архим. Фотий и его церковно-обществ. деятельность» (напечатано в “Трудах Киев. духов. Академии», 1875 г., февр. и июнь); Архим. Макарий, “Опис. Новгород. общежит. первоклассного Юрьева м-ря, с литографиров. видом оного», М., 1858 г. (первоначально напечатано во 2-ой книге “Имп. Общ. ист. и древн. Россий.» 1858 г.); “Ист. Росс. Иер.», VI, 734 (с грамот.); Ратшин, 369; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 43; “Опис. монаст.», 1817 г., 129; “Свед. о существ. в Росс. лаврах и монаст.», 118; Архим. Макарий, “Археол. опис. церковн. древн. Вел. Новгр.», I, 403; II, 19, 23, 35, 40, 52, 86, 97, 117, 123, 131, 146, 176, 190, 199, 212, 223, 230, 236, 247, 264, 299, 341, 342; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.», 160; “Краткое истор. опис. св. Новгор.», 48; Пушкарев, “Новгород. губерния», 27; “Словарь ист. о свят.», 285; “Трое суток в Новгр.», 68; “Путеш. ко свят. мест. русск.», II, 207; Дмитриев, “Путеводит. от Москвы до СПб.», 464; “Воен. стат. обозр. Новгор. губ.», 161; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 84; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», Отд. II, 53; Озерецковский, “От СПб. до Ст. Руссы», 23; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.», 84; “Остр. Валаам и тамош. мон.», 31; “Книга степенная», II, 124; “Олонец.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1152 См. «Чин действия, каким образом совершилась священнейшее коронование Его Императорского Величества, Благочестивейшаго Государя Императора Александра Николаевича, Самодержца Всероссийского, по церковному чиноположению». Спб., 1856 г. Историч. Вестник к 1896 г. Свящ. В. Жмакина – О чине коронования; Церковн. Вести. 1896 г., 19–20: Чин священного коронования. 1153 У Е. Барсова : Древн. рус. памяти, венчания царей. Им. Общ. Ист. и древн. 1883. кн. 1. У Катаева: «О священ. венчании и помазании Царей». Спб. 1847 г., стр. 54, у Ив. Крылова: «Ист. опис. коронаций княз. и царей росс.». М., 1858 г. 1154 Апостол и Евангелие те же, кои читаются при особом молебном пении в дни коронации и восшествия государя императора на престол. 1155 Для коронования (венчания) императора Петра I с братом его Иоанном изготовлены были новые венцы, взамен и по образу шапки Мономаховой, которая, впрочем, как священная древность выносилась и после всегда при короновании, в числе прочих царских принадлежностей. Нынешняя большая императорская корона, стоящая более 3-х миллионов руб. серебр., сделана при Императоре Павле I («О священном венчании и помазании царей на царство», соч. Катаева. Спб., 1847 г., стр. 86). 1156 Обычай приобщать священному коронованию и миропомазанию императриц был издавна в Греции. В России же, собственно, начался с императрицы Екатерины II, которая, как сказано в манифесте императора Петра I была ему великой помощницей и во многих воинских действиях, отложа немощь женскую, волею с ним присутствовала, и елико возможно вспомогала, а наипаче в Прутской баталии с Турки, почитай отчаянном времени, как мужески, а не женски поступала (Полн. Собр. Зак., τ. VII, 4366). 1157 Этот сосуд есть небольшая сердоликовая чаша с поддоном, украшенная эмалью, и с крышкой, на коей -- финифтяный змей, связанный узлом, как символ мудрости и здравия. Чаша почитается за упоминаемую в летописях и грамотах сердоликовую Августову крабийцу, или крабию, которую вместе с царскою утварью прислал Мономаху Алексей Комнин и которую завещал большему сыну своему. Великие князя, начиная с Иоанна Иоанновича (Древн. Росс. Библиофика, I, 67, 107, 151; Карамаз. История Государ. Росс., VI, пр. 221; Памятники Моск. древности, Ив. Снегирева. Москва, 1842–45 гг., стр. 37. См. там и рисунок чаши. Достопамятн. Москов. Кремля, Александра Вельтм. Москва, 1843 г., стр. 26) Древн. Росс. Госуд. Отд. 1, стр. 67).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Этот второй пишет: «Архимандричьи и властиныя, также братския и учительския кельи о двух этажах с открытыми на каменных столбах, а в некоторых местах и на сводах, утверждающимися переходами по всем четырем сторонам монастыря изрядно построенныя, придают оному немалое украшение». Выше мы сказали, что галлерея у западной линии, или у западного корпуса, келей была уничтожена в 1820–1821 годах. Вероятно, что около того же времени были уничтожены галлереи и других линий, или корпусов. В первой половине XVIII века, как это видим в книге планов и фасадов 1745 года, все здания лавры были покрыты так называемой голландской крышей (как бы двухэтажной и имеющей вид катафалка), которая заменена была на всех зданиях нынешней простой крышей при митрополите Платоне. Все здания в лавре, не исключая и царских чертогов и со включением даже и двух церквей (Духовской и Михеевской), до митрополита Платона покрыты были деревом и постепенно все перекрыты железом при нем. Замощение камнем дорог в монастыре начато было (и может быть, в один прием и произведено было) в 1784 году. Что задворки монастыря оставались, так сказать, в первобытном состоянии до позднейшего времени, видно из того, что какая-то яма за свечной, находящейся в нижнем этаже казначейского, или западного, корпуса, была завалена только в 1832 году. Примечания 1 На восточной стороне монастыря в 1628 году были поставлены две палаты (каменные) по обе стороны Святых ворот, а в следующем, 1629 году – две палаты по правую сторону Святых ворот (Краткий летописец монастыря). Это не кельи для жилья, а здания с каким-либо служебным назначением (как показывает название, ибо кельи называются именно кельями, а не палатами). Когда в 1640 году были ставлены кельи, палаты, вероятно, были разобраны или вошли в состав келей. Во всяком случае, не имеем о них никаких дальнейших сведений. 2 Акт. Истор. Т. II. 240. С. 284 со1. fin. 3 Речи Павла Алеппского о деревянной келии преп. Сергия см. в " Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс. (1898, кн. IV, с. 35). 4 Отзывы Павла Алеппского о погребах с напитками и о самых напитках см. в " Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс. (1898, кн. IV, с. 25–27, 37). 5 См. в статье о. Арсения " О служках Троицкого монастыря " , с. 59. 6 [См. ее вид на фототипической таблице X.] 7 О ней говорит Павел Алеппский (Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс. 1898. Кн. IV. С. 35). 8 Павел Алеппский считает всего 3 пруда (Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс. 1898. Кн. IV. С. 35). 9 Симон Азарьин в житии преподобного Дионисия говорит: " Егда же во гроб положено было тело его, тогда вси со услаждением на него взирали: ибо лице его было благолепно, очи и уста веселы, яко (аки) смеющиеся; сего ради многие от иконописец (монастырских) любве ради благолепие лица его списали, дабы таковый блаженный муж у всех в памяти вечно пребывал " . Из слов этих следует то, что до нас мог дойти более или менее действительный портрет преподобного Дионисия.

http://sedmitza.ru/lib/text/438576/

Тот же историк упоминает об обычае иудеев принимать на себя издержки по содержанию Назореев, исполнявших обет очищения, чтобы таким образом иметь участие в заслугах их обета, и что особенно наблюдали этот обычай (Древн., 19:6,1) больные или находившиеся в опасности. Апостолу Павлу советуют сделать то же ( Деян.21:24 ). Книга Деяний говорит, что первосвященник Каиафа принадлежал к секте саддукейской ( Деян.5:37 ). Флавий подтверждает такое показание (Древн., 20:9,1). В Афинах апостол Павел нашёл жертвенник неведомому Богу ( Деян.17:23 ), αγνστω Φεω. О таких богах, или памятниках неведомым богам упоминают Диоген Лаэрций, Павзаний, Филострат. Между другими подробностями нужно указать на то, что Ирод (Агриппа) называется царём ( Деян.12:1 ). Это имя, по свидетельству Флавия (Древн., 18:6.11), он действительно получил от Императора Калигулы и носил его последние 4 года своего правления. Смерть его описана в Деяниях апостольских (12:23), и описание это разительно сходно с описанием Флавия (Древн., 19:8.2). Множество других указаний, подтверждаемых иудейскими и языческими писателями, ведут нас к убеждению в подлинности книги Деяний. При сем нельзя не указать на то обстоятельство, что книга Деяний, занимаясь сначала апостолом Петром, потом перейдя к апостолу Павлу, оканчивает свой рассказ на том именно месте и времени, где писатель вымышленных событий никогда не остановился бы, то есть на приходе апостола Павла в Рим. Подложному писателю естественнее всего было распространиться в этом случае о герое своего рассказа и показать его подвиги в столице мира. Но правдивый писатель умолкает по той, вероятно, причине, что сам был заключён в темницу и лишился свободы. Существование подложных Деяний апостольских, о которых так часто упоминают древние Отцы и Соборы, служит некоторым образом доказательством существования истинных. Повод к написанию Поводом к написанию книги, как видно из первых слов её, было без сомнения то же, что заставило Евангелиста Луку написать своё Евангелие, то есть желание писателя оставить державному Феофилу утверждение в преподанном ему учении веры или, как выражается сам Евангелист, дать ему второе слово – продолжение того, что было им писано в Евангелии, – и, может быть, намерение Евангелиста довести историю христианства до того времени и места, когда и где сам Феофил (по всей вероятности римлянин) мог быть очевидцем и свидетелем жизни и проповеди апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

976. Николаевский – Белый в Неревском конце, мужской, ныне приписная церковь к Зверину монаст. в Новгороде, на Софийской стороне, в самой ограде Зверина м-ря. О нем в летописи имеются следующие известия: Под 6673 (1165) год. «архиеп. Иоанн ходил со кресты по Загородской стороне, около Деревяного города, и у чудотв. Николы Белого, на Софийской стороне, в Неревском конце, обедню служил, и велел игумену Антонию общину сотворити в том монастыре». Под 6820 (1312) год. «владыка Давыд заложи церковь камену, в Неревьском конци, на своем дворищи, во имя св. отца Николы». В следующем 1313 г. «священа бысть церкы каменая св. Николы, в Неревьском конци, юже созда архиеп. Давыд и створи в неи вседеньную службу, и черньци совкупи». В 1521 г. «постави игумен Илья Цветной, во свое имя, св. Илью, на сенех, в Николине монастыре». В 1552 г. «архиепископ ходил со кресты по Загородской стороны, около города Деревяного и у чудотв. Николы у Белого в Неревском концы обедню служил; и велел Антонию Изящному общину заседати в Николине в монастыре, а тот монастырь был разно, промеж себя братья хлеб ели в кельях». В 1572 г. «ездил в монастырь к чудотв. Николи к Билому, в Неревской конец, служить обидни, при игумени Серапионе». В 1673 г. игумены его поставлены выше протопов Софийского собора. В 1685 г. по учреждении в нем больницы приписан к архиер. дому. В 1764 г. упразднен с припискою к Зверину мон., где до сих пор находится древняя икона во имя Иоакима и Анны, бывшая храмовою в приделе Николаевского мон. Оставшаяся церковь существует с XII ст. “Ист. Росс. Иер.», III, 473; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгор.», 87; Макарий, “Археол. опис. церков. древн. Новгор.», I, 144, 201, 559; II, 104, 114, 115; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож. VI, 141; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 9; “Ист. разгов. о древн. В. Новг.», 81; “Новгор губ. в.», 1851 г., 43 (указат. свят. и древн. Новгор.); Строев, “Спис. иер. и наст.», 105, 40; “Акты истор.», IV, 232 (Указ 1673 г. о степенях игуменов); V, 214 (Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Советы Филарета, которые он при случае предлагал Кириллу, – не идти против собора епископов и не слушаться противников окружного послания, – оставались напрасны; и сам Филарет по необходимости должен был исполнять требования крамольников и составлять для Кирилла разного рода бумаги. Совр. движен., в раск., Москва, 1865 г. стр. 11. 140 Совр. Летоп. раск. вып. 1870 г., стр. 81 в прилож. – В другом старообрядческом документе говорится, что «в заседании 24 февр. в доме Федора Винокурова, в присутствии Г-на митрополита, освященный собор был обруган и опозорен крамольниками». И еще: «в дом Петра Ефимова, по благословению митрополита, ворвались в комнату оные же крамольники, подняли шум и крик, и даже называли епископов еретиками и другими хульными названиями». Рукоп. 8. 144 Там же, стр. 82; а самую грамоту на вручение Афанасию управления российскою церковью см. в Чтен. Имп. Общ. ист. и древн. 1865 г. кн. 3, смесь, стр. 265. 148 Русск. Вестн. 1863 г. май, стр. 393; Чтен. Имп. Общ. ист. и древн. 1865 г. кн. 3. смесь, стр. 274. 149 Русск. Вестн. 1863 г. ноябр. стр. 470; – Сергия Кирилл посвятил во епископа, наименовав его тульским, незадолго до отъезда своего из Москвы, именно 2 марта, и посвятил, не смотря на то, что когда-то сам издал объявление, чтобы этого Сергия за разные противозаконные поступки в высшей чин отнюдь никто не производил. Совр. Летоп. раск. вып. 1870 г. стр. 84 в прилож.; Чтен. Имп. Общ. ист. и древн. 1865 г. кн. 3, смесь, стр. 368–373. 154 Вот имена их: Антоний влад., Афанасий саратовский, Онуфрий, который впрочем скоро выскоблил свою подпись, Иов кавказский, Пафнутии казанский, Варлаам балтовский, Иустин тульчинский, в лице Константина оренбургского иеродиакон Викентий, Савватий тобольский – Русск. Вестн. 1863 г. июль, стр. 431. 155 Выходит таким образом, что если имя Иисус защищать от нападений беспоповцев, то оно будет истинное, если же смотреть на него с точки зрения поповцев, то – ложное; несообразность очевидна сама собою. 161 Чтен. Имп. Общ. ист. и древн.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorich...

Общ. Истор. и Древн. Росс.», 1896, кн. I, «Смесь», с. 6 fin.). В 1668 году в Иверском монастыре – архимандрит и наместник (Истор. иерарх., т. IV, с. 249); то же в 1678 году (ibid., с. 260), других властей не упоминается. В 1688 году в Саввином Сторожевском монастыре власти – архимандрит, келарь, наместник, казначей («Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс.», 1887, кн. I, Varia, с. 161). В 1687 году в Донском монастыре – архимандрит и наместник, в приписном к нему монастыре тогда же наместник вместо строителя, так что наместник-строитель (Описание Донск. мон. Забелина, с. 93, 95). В Воскресенском (Новый Иерусалим) монастыре с самого его начала власти – архимандрит, наместник, строитель (управлявший монастырскими вотчинами), казначей, ризничий, книгохранитель («История монастыря», составл. архим. Леонидом в «Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс.», 1874, кн. IV, с. 126 sqq.). Наместники в наших монастырях со времени патриарха Никона – из Малороссии («Истор. иерарх.», т. IV, с. 220, 249, 260) (архимандрит, взятый из Малороссии в Иверский монастырь, и учреждено в монастыре начальство, как в Малороссии). А о наместниках в Малороссии см. в Описании Киево-Печерской лавры митрополита Евгения. О должности наместника Александро-Невской лавры по уставу Феофана см. в «Истор. иерарх.» (т. II, с. 205). В 1429 году, как значится в записи на одной рукописи Лаврской библиотеки, писанной в сем году, властями Троицкого монастыря были: игумен, строитель и келарь 715, конец, послесловие, Описания, т. III, с. 110). Так как в последующее время мы находим в наших монастырях строителя как чиновника, так сказать, сверхштатного при штатных чиновниках – архимандрите или игумене, келаре и казначее, значение и назначение которого остается для нас не совсем ясным (как будто назначавшегося, иногда, по крайней мере, самим государем, для надзора над обыкновенными монастырскими властями, cfr. статью Н. Успенского «О больших строителях Кирилло-Белозерского монастыря», напечатанную в I кн. «Чтен. Общ. Истор. и Древн.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Преподобнейший архимандрит кр Павел, настоятель единоверческого священного монастыря Преображения 88 . Благодать да будет на Ваше преподобие и мир от Бога. В Москве пребывающий возлюбленный наш во Христе брат, преосвященнейший архиепископ Фаворский кр Никодим, переслал нам по просьбе Вашего Преподобия прежде два куска парчи, один в 5 аршин, другой два с половиной; теперь же послал опять два куска глазета одинаковой меры с вышесказанными, и вместе с тем просил нас убедительно принять их как дар Вашего Преподобия, дабы дополнить некоторые священные облачения патриаршей нашей ризницы, как Вашему Преподобию объяснил наш архимандрит кр Серафим. Хотя, когда мы заказывали эти парчи, мы намеревались основательно, заплатить за них, однако, внемля Вашей теплой просьбе, мы приняли Ваше приношение, и по сему случаю пишем Вашему Преподобию, благодаря Вас сим пастырским письмом за сие доказательство благоговения 89 , и, желая Вам со всеми Вашими сподвижниками всякого душеполезного и спасительного блага от благовоздаятеля Господа Бога, Которого благодать и бесконечная милость да будет с Вами 90 . Патриарх Константинопольский и во Христе богомолец. (Перевод верен) Архиепископ Фаворский Никодим. 2. Письмо о. архим. Павла к патр. Иоакиму. Ваше Всесвятейшество, святейший владыко и милостивейший патриарх вселенский! Благоволите приять от моего недостоинства всенижайшую благодарность за святительское благоснисхождение Ваше, с коим Вы, верховнейший архипастырь, соблаговолили приять наше малейшее приношение и удостоить меня и братию управляемой мною обители Вашего святительского благословения через патриаршеское послание Ваше. Сие благоснисхождение Вашего Святейшества доставляет моей убогой душе особо великое утешение, ибо я родился и воспитался вне общения святой соборной и Апостольской Церкви и некогда не по разуму был ревнителем церковного раскола, ныне же милосердый Господь благоволил помиловать меня и призвать в недра святой православной своей Церкви, и сподобил приять благословение святейшего вселенского патриарха!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Владыка передал это донесение причта Тобольской духовной консистории, приложив к нему результаты личных наблюдений в связи с появлением ряда новых данных, и консистория протокольным определением от 29 ноября 1912 года постановила: «Принимая во внимание, что вопрос о принадлежности кр. слоб. Покровской Григория Распутина-Новаго к секте хлыстов внимательно рассмотрен Его Преосвященством Преосвященнейшим Алексием, Епископом Тобольским и Сибирским, по данным следственного дела, на основании личного наблюдения кр. Григория Новаго и на основании сведений, полученных о нем от людей, хорошо его знающих, и что по таким личным обследованиям этого дела Его Преосвященство считает крестьянина Григория Распутина-Новаго православным христианином, человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой – дело о кр. сл. Покровской Григории Распутине-Новом дальнейшим производством прекратить и причислить оконченным». Такое определение консистории преосвященным Алексием того же 29 ноября утверждено. Самой же важной моей находкой, относящейся к личности Распутина, стало обнаруженное в тобольском архиве дело о покушении на него Хионии Гусевой в селе Покровское. В деле были собраны не только материалы следственных органов, но и множество документов, свидетельствующих о масштабах клеветнической кампании, организованной против Распутина врагами России с целью дискредитации Царя. Все нападки, клевета, ложь, которые обрушились на него, на самом деле предназначались Царю, символизирующему собой Родину и Русское государство. Распутина обвиняли в хлыстовстве, в распутстве, пьянстве. Несмотря на то что ни одно из этих обвинений при расследовании не подтвердилось, клевета в печати не прекратилась. Работая в архивах, я смог установить, что нити клеветнического заговора тянулись в масонские преступные организации, мечтавшие о низвержении русского государственного порядка. Масонам была ненавистна дружба Царской семьи и простого крестьянина Григория Распутина, выражавшая единство верховной власти и народа. Сближение Николая II и Царицы с Распутиным носило глубоко духовный характер: в нем они видели старца, продолжающего традиции Святой Руси, умудренного духовным опытом, способного дать добрый совет. И вместе с тем они видели в нем настоящего русского крестьянина – представителя самого многочисленного сословия России, с развитым чувством здравого смысла, народного понимания полезности, своей крестьянской интуицией твердо знавшего, что хорошо, а что плохо, где свои, а где чужие.

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/26/...

Ее явление имело значение и у других народов, «и в древних семитических религиях, как знак лучшего расположения божества к людям» (Берт. Кр.). Т.о. «импозантная и страшная теофания разрешается дивно милостиво. В бурном облаке несется херувимская колесница; в образе радуги, которая сияет на небе после грозы, останавливается Иегова пред глазами пророка. Припомним при этом видение Илии, где Иегова в конце концов находится не в бурном ветре, но в тихом шелесте» (Берт.). Радуга показывает, что являющийся теперь Бог, являющийся гл. обр. для суда над своим вероотступным народом, «не хочет положить конец своему народу в суде, но смотрит на суд только как на промежуточную ступень, ведущую ко временам гармонического единения между Собою и людьми» (Кр.). Точно также в Апокалипсисе последний ангел носит на голове радугу бесспорно «с отношением к содержанию его возвещения об исполнении плана спасения» (Генг.): «и клялся он Живущим, что времени уже не будет, но в те дни... совершится тайна Божия» (10:6. 7) 93 . «Се видение подобия Славы Господней», заключаете свое описание пророк. Что здесь разумеется под Славой Господней: только ли Сидящий на престоле или все явление? 9:3; 10:4, 18, 19:11, 22 благоприятствуют первому пониманию; за это же говорит сходство выражений этого предложения с 26 ст.: mar’eh demuth (видение подобия) очень близко к demuth kemar’eh (подобие яко вид) ст. 26, которое употреблено именно о Сидящем на престоле (Берт. Кр.). Но 43:2 kevod Iehovah («Славой Господней») называет все явление. И здесь читатель ждет заключения ко всей картине видения, а не к последнему лишь отделу его. «Славой Божией» в В.З. называется всякий образ или способ явления Божия, в чем бы он ни состоял; в таком смысле и облако часто называется Славой Господней. Но приложимое ко всему явлению, наименование «Славы Господней» приложимо этим самым и к Сидевшему на престоле. Этими заключительными словами, пророк еще раз предостерегает читателя насчет истинного смысла тех образов которыми наполнено видение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010