Кацеи (от чешского слова – кацати, брызгать водой) принадлежали к числу ручных ладониц. Там же, стр. 96. 429 Вольячное дело в вещах металлических было то же, что и отливное, литое. О металл. произв. в России Забелина, стр. 38. 433 В описи за 1690 г. сказано о ладонице: «весу по подписи 4 ф. 42 золотн.», следовательно, в то время старинные гривенки равняли фунтам. 437 В Юрьеве монастыре было в текущем столетии большое медное паникадило, приложенное царём Михаилом Феодоровичем, о 4-х ярусах, весом в 18 пуд; но оно передано в валдайский Иверский монастырь. Ист. Росс. Иерарх. Ч. VI, стр. 751. 438 В описи Антониева монастыря за 1696 год из двух паникадил, висевших над ракой пр. Антония, одно значится – «паникадило Римское о двунадцати перах, яйцо медное резное, кисть шёлковая с золотом и серебром». Описание одного паникадила пр. Антония помещено в Зап. Отд. Русск. и Слав. Арх. Т. I. Отд. IV, стр. 23 439 Подл. опись Хутынского монастыря л. 52. В той же описи другое большое паникадило значится не с орлом, а с крестом решётчатым и стоящими под ним людьми со службой. 440 Описание Корсунских врат Аделунга, стр. 93 и 208. О металл. производ. в России Забелина, стр. 28. Рисунок лампады корсунской приложен в Древн. Росс. Государства, стр. 77 под 46 и 47. 441 Древн. Росс. Госуд. Отд. I, стр. 77–79. Здесь предание о лампаде примиряется тем, что она, может быть, посвящена была Новгородом гробу св. благов. князя Владимира Ярославича, в Соф. соборе. 447 Один из рисунков подсвещника приложен в Древн, Рос. Гос. Т. V, стр. 63. В описи архиерейской ризницы в Соф. соборе за 1690 год описаны два подсвещника, названные лампадами: «лампада большая серебряная белая, колена гладкие; на верху блюдо и на средине яблоко и поддон досчаты; верхнее яблоко, что под блюдом, чеканное с каймою; на блюде свечник выймочной; весом по подписи 12 гриненок. Лампада серебряная ж, колена чешуйчатые; блюдо и три яблоки и поддон лосчаты на трёх яблоках 36 камений бирюзы да варовики; на блюде и на яблоках и на поддоне золочено; на поддоне подпись – имя Никона митрополита. Весом по подписи 9 гривенов». Рисунок с подсвещника Питиримова в Древн. Росс. Госуд. Отд. V.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

—35— 2) Чрез начальства духовных семинарий и училищ: В пользу студентов академии Руб. Коп. В пользу бывших воспитанников Руб. Коп. Волоколамского духовного училища – смотрителя Мих. Конст. Казанского Московской духовной Академии Московской дух. семинарии ректора Архим. Анастасия Починковского дух. учил. – смотрителя Дмит. Васил. Лаврова Тамбовской духовн. семин. – ректора Архим. Афанасия Уральского духовного училища – смотрителя Мих. Иван. Беляева Холмского дух. учил. – смотр. священ. Серг. Павл. Косминкова Холмской дух. семин. – ректора, архим. Евлогия 3) Единовременные пожертвования: 1) От Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря 2) От графа Сергия Владимировича Орлова-Давыдова на содержание одного студента 4) От пожизненных членов: От Епископа Волоколамского Арсения, Р. М. Д. А. От Архимандрита Евдокима И. М. Д. А. 1814 С небесе сшедый расстановка слов соотв. греч. в Рейм. и Ал. В век соотв. греч. Остр. Мар. Зогр. Ал. Сей хлеб расст. соотв. греч. у Ал ζσει древнегр. Рейм. живет, – вм. ζσεται. Слав. жив будет, – μου приб. Г и мн. мин. у Св. Кир. только в одном кодексе, но древнейшем (12 в. Барбер.). 1815 Убо Конст. и поздн. вм. же древн. Слово сие согл. древнегр. и древнесл. вм. поздн. греч. и слав: се слово Ал. Слушати древнесл. соотв. греч. ακоυειν вм. Ал. и поздн. послушати. 1817 Животворяй – св. Ал. вм. иже живет Гал. Асс. др. и живит Остр. Юр. др. или: живляет Мар. оживляет – поздн. – Ал. не успеет, Остр. Гал. Мар. др. от плоти несть пользы никоеяже, Юр.: успеха никоегоже. Примеч. Сир. син: «Дух есть (тот или то), что живит тело (sic.), но вы говорите: тело ничем не полезно». 1818 Глаголах – λελληκα древн. и автор. и Остр. Мар. Загр. вм. λαλ – др. и Гал, Мст. Ал.: глаголю. Есть – Ал. вм. суть др. 1821 Ал. из вас. Гал. и Ал. нецыи, др.: друзии, едини, етери. Ал. изначала – точно вм. исперва Остр. искони др. Вм. тепер. кии Ал. которыи, – древн.: кто. Ал: предаяй – соотв. чт. παραδιδος. Du нек. вм. древн.: хотяй предати – παραδσων – один и св. Кир. или μλλων παραδδναι и нек.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Описание города Верхотурья (Сборн. геогр. общ.). Описание новгородского архиерейского дома. Спб. 1857. Материалы для географии и статистики нижегородской губернии (Сборн. статист, свед. 1858). Географ, обществом за статью эту автор удостоен серебряной медали. Город Семенов нижегор. губернии (Вести, геогр. общ. 1858. Ч. 24). Описание новгородского общежительного первоклассного юрьева монастыря (Чтен. в Импер. моск. общ. истор. и древ. 1858, кн. 2. Второе издание М. 1862). О духовных школах и гимназиях прошлого века в нижегородской епархии (педагог. Вести. 1858. Т. 3, 2). О древних титлах на крестах и, на их изображениях (Извест. археол. общ. 1858. Т. I, вып. 4). Археологическое описание церковных древностей в Нове-городе и его окрестностях. Две части. М. 1860. Путеводитель по Новгороду с указанием в нем церковных древностей. Спб. 1861. Древние церковные обряды в Новгороде (Чтен. в моск. общ. истор. и древн. 1861. Ч. 1). Обозрение древних рукописей и книг церковных в Новгороде и его окрестностях (Чтен. в моск. общ. истор. и древн. 1861. Ч. 2). Сборник церковно-исторических и статистических сведений о рязанской епархии (Чт. в моск. общ. истор. и древн. 1863. Ч. 2. 3. 4.). Историко-статистическое описание рязанской дух. Семинарии и подведомых ей духовных училищ. Новгород. 1864. Церковно-историческое в статистическое описание Старой Русы. Новгород. 1866. Исторический очерк нижегородской Семинарии (Нижегор. епарх. ведом. 1866 г. 23). Христианство в пределах архангельской епархии (Чт. в общ. истор. и древн. 1878. Кн. 3). Исторические сведения об Антониевом сийском монастыре (там же). Сверх указанных сочинений значительное число исторических материалов и небольших статей помещено в разных ученых изданиях. 27 . Леонид Краснопевков, магистр. По окончании курса назначен профессором вифанской Семинарии по классу гражданской истории. Пострижен в монашество 28 сентября 1845 года. В апреле 1848 г. переведен в м. д. Академию на должность бакалавра по кафедре патристики. В декабре 1840 г. определен ректором вифанской Семинарии и настоятелем московского Златоустова монастыря. В сан архимандрита возведен 1-го января 1850 г. В 1853 г. в августе переведен в московскую Семинарию на должность ректора и в начале следующего года получил в управление заиконоспасский монастырь. В 1859 г. 26 апреля хиротонисан во епископа дмитровского, викария московской митрополии. В 1876 г. мая 20 назначен архиепископом ярославским и 15 декабря сего же года скончался. Из трудов его, кроме магистерского сочинения о митрополите Филиппе, напечатаны:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

1277 Ср. олицетворение одного моря в виде женщины с распущенными волосами, также в слабых контурах на иконе того же собр. 121. 1279 Didron, Annales archéol., t. XX, p. 164 sq. Sommerard, Alb., 10-e sér., pl. XXXIII. Labarte, II, pl. CIV. Strzygowski, III, 2. Labarte, Récherches, p. 17. 1281 Древн. Росс. госуд., ч. VI, 30. Г. Стриговский напрасно относит к числу византийско-русских памятников новгородские корсунские врата (S. 29): они западного происхождения. Неверна также и их дата 1336 г. См. цит. соч. Аделунга. Суздальские врата автор отнес к XI в. (S. 21), между тем они едва ли древнее XIII-XIV вв. Сборн. Общ. древне-русск. иск., 1866 г., стр. 72. Опис. их в соч. иером. Иоасафа: Церковно-историч. опис. суздальских достопам., стр. 102 и след, Чугуев, 1857. 1282 Сборн. Общ. древне-русск. иск., 1866 г., табл. XVI-XVII. Крест, изд. Пачиоди см. у Крауза (R. Е., II, S. 843; fig. 490). 1283 Описание их: свящ. Богословский, Опис. музея новгор. земства. Д.И. Прозоровский, Опись музея Импер. русск. археол. общ., СПб, 1869. Д.П. Сонцов, Роспись древн. утвари, Москва, 1857. ЮД Филимонов, Опис. памятн. древн. музея Карабанова, табл. VI. Gori, Thesaur., III, p. 32. Древности Росс. госуд., отд. I, 33. Леопардов и Чернев, Сборн. снимков с предм. древн. табл. 4, 23, Киев, 1890. 1286 У Стриговского изображение это ошибочно отнесено к псалтирным иллюстрациям: VII, 7, cf., S. 34. Изд. Моск. худож. – промышл. музея, 1869: под 6 Января. 1290 На рис. Стриговского из Ев. Раввулы благословляющая десница Христа есть, по всей вероятности, ошибка. 1291 Относящиеся к иконографии Иоанна Предтечи сочинения указаны выше. Изображение явления ангела Захарии составлено под влиянием композиции благовещения, рождество Иоанна Предтечи по образцу рождества Христова. В иконографии встречаются нередко и другие эпизоды из истории Иоанна Предтечи: ангел отводит Иоанна Предтечу в пустыню для приготовления к проповеди о Христе ( Мф. 11:7 ; Лк. 1:80 ; ср. Niceph. hist. eccles. 1., I, с. XIV. Migne, t. CXLV, col. 676), причем он изображается чаще в виде дитяти (Ев. нац. библ. 74, л. 107; елисаветгр. Ев., мозаика Св. Марка в Венеции: Куглер, Руков. к истор. жив., стр. 179; сийское Ев., л. 50 и 887; икона в Предтеч. параклисе Афонопантел. мон. и др.); Иоанн Предтеча в пустыне, в черной власянице со свитком (гелат. Ев., л. 153; Ев. нац. библ. 914, л. 96); является на проповедь, иногда в сопровождении ангела, вестника слова Божия ( Лк. 3:2 . Ев. нац. библ. 74, л. 110); проповедует и крестит И. Х. и народ; подвергается заключению в темнице (ibid., л. 75 об., 111 об.) и претерпевает мученическую кончину (Ев. нац. библ. 74, л. 28 об., 75 об., гелат. Ев., л. 18; ср. наше опис. гел. Ев. и табл. IV, 2; Ев. нац. библ. 914; минолог. нац. библ. 1528, л. 197. Афоноивер. стеноп. Ср. R. de Fleury, I, pl. LIII. Западные изображения: Beissel, Taf. IX; франц. Библия нац. библ. 2, л. 406 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

С. Р Лет I. 188: , всех умудряя телесными и «духовными беседами; часто 6о чтяше книги с прилежанием и творяше все по писанному " 20 Он хвалился Поликарпу, что «может сказать ему полезное от всех книг» (Памятн. XII века, CXXVIII) 28 Правосл. Собесед. 1858, 7, с 253 Монах Кирилл, мон. Гурий Тушин переписал два обширных сборника житий «Нилова потружения» (Изв. Ак. Наук по П отд. 1897, I, 78–80) 33 Татищев, Ист. Рос. II, 105, 138, 144, 181, 280; III, 220, 238–239, 416 и 446, пр. 601–602 Показания Татищева принимают. Бутков (Обор. лет. Нест, 165); Соловьев (Ист. Рос, Ш, 88–89, IV, 272); Н. А. Лавровский (О древн. рус. училищах, Харьк. 1854, с. 19–50); М.И. Сухомлинов, О языкозн. в древн. Рос. (Уч. Зап. Ак II. по II отд, 1, 216–229). См. наше замечание (Оп. рус. историогр., II, 1433–1434) 34 Правосл. Собесед 1858, 4, с. 503 и др. Подробнее см наш Оп. рус. историогр., I, 731–749; II, 1120–1126 (здесь и дальнейшая их судьба). 35 Правосл. Собес. 1859, 1 (Соловец. библ, 31). Подробное описание рукописей, поступивших в Казан. дух. акад., составл. Порфирьевым, 3 вып. Каз 1881–1898. 38 Житие Феодосия в Уч. Зап. Ак. Н., II отд., вып. II, 148 (также в Чтен. Общ. истории и древн. и в изд. В.Яковлева) 40 Сказ Рус. нар. Сахарова II, 53, 54. Некоторые считают это известие позднейшим (Соболевский, Юж. слав, влияние, 11). Другие вполне принимают (Срезневский, Макарий, Филарет). В защиту писал Муретов (Богосл. Вести 1898 г. 1, 2) 41 Опис. рукоп. Синод. библ. I, 221–227; Срезневский, Древн. памятн., 52, 212, 250, 379, Опис. рукоп. Рум. музея, 516–517; Строев, Библ. Словарь, 11, 13, 400, 415; Акты историч. I, 8; Макарий, IV, 270–271, Соболевский, Перевод литер. 6–10, 24–31, список книг, писан русскими в Константинополе (см.приложение 2-е) 42 Прибавл. к Твор. св. отц., год VI, кн. 1. О сношениях рус. мон. с Афон. обит., 130, Чтен. Моск. Общ. ист. г. I, 4, О Пантелеймон. мон., 12; Г.А.Ильинский, Знач. Афона в истории славян. письмен. (Ж. М. Н. Пр. 1908, 11, 41) 43 Прав. Собес. 1859 г., 12, 378 Христ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

„Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 3. 84 стр. – Кто такова была «девица редкой красоты» по своему происхождению, мнения исследователей расходятся. По мнению Надеждина («Сборник... » В. И. Кельсиева. III. 108 стр.) и Мельникова („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1672 г. 3. 68 стр. 30 примеч. и 89 стр. 32 примеч.) она есть не кто иная, как дочь известного первоскопленника Сафона Попова, бывшая в замужестве с лебедянским мещанином и потом с ним разошедшаяся; по мнению же Реутского она дочь лебедянского купца Николая Гонева и жена лебедянского мещанина Катасонова (Исслед. Реутского, 161 стр.). Чье мнение справедливее – трудно определить. «Девица редкой красоты» замечательная авантюристка в истории скопчества. Она первоначально жила в Москве в доме Колесникова. Принявши на себя двойное самозванство – религиозное и политическое, она приобрела обширную популярность и уважение в среде московских скопцов. Слух о ней достиг даже до Петербурга и Селиванов, всегда искавший и привлекавший к себе людей способных и искусных, решился вызвать ее в себе. Она действительно прибыла в Петербург и жила некоторое время при лжеискупителе. Однако, последний скоро принужден был раскаяться в своем поступке, так как девица эта, при редкой физической красоте, обладала значительным самолюбием, честолюбием и властолюбием, что уже прямо противно было характеру Селиванова. При том, последний находился даже в опасности потерять чрез нее влияние на окружающих. Поэтому он постарался удалить ее от себя и она после этого жила в доме Васильева до 1819 г. («Сборник... » В. И. Кельсиева. III. 108 стр.). Оставив Петербург, она, вероятно, прежде всего прибыла в Москву. Отсюда разъезжала она по рязанской губернии и в 1827 году была поймана в Раненбурге и посажена в острог под именем московской мещанки Елены Павловой („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 3. 82 и 87–88 стр. показание Будылина). Ей, однако, скоро удалось убежать из острога и в 30-х годах она является действующею в Москве и в серпуховском уезде, но снова была поймана и посажена в Серпуховскую тюрьму под именем Ирины Николаевой, иначе Елены Павловой (там же, 107 и 112 стр.). Что стало с этой авантюристкой впоследствии – неизвестно. Если держаться мнения о происхождении ее Надеждина и Мельникова, то нужно допустить, что она последние дни жизни провела в доме моршанского мещанина Артема Познякова и умерла в глубокой старости (более 90 лет) обеспамятевшую старухою (исслед. Надеждина. «Сборник... » В. И. Кельсиева. III. 108 стр. 137 примеч.). Об этой «девице редкой красоты» упоминает Андреянов в своем донесении под именем Елены Савельевой („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 3, 300 стр.) и архим. Досифей в своем сочинении «Открытие тайностей скопцов» под именем «непотребной девки» (там же, 1. 155–156 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

м-рю; строитель Леонтий 1693 г.). 1135. Росткин – Ивановский или Иоанно – Предтечевский и неправильно Константино – Еленовский с Росткины улицы, женский, совсем уничтоженный, в Новгороде, на Софийской стороне, на Забаевской улице, называвшейся Росткиною, недалеко от нынешней церкви св. Феодора Стратилата. Есть указание, что он уже существовал в XII ст.; под 6687 г. (1179 г. по Р. Хр.) в Новгород. летописи говорится: «Того же лета преставися раба Божия Елисава, игумения святого Иоанна, и поставиша на месте ее Фегнию». Но несомненно, он уже существовал в 1396 г., когда «сгоре церковь св. Иоанн, в Росткине монастыре, и иконы и книги сгореша“. Затем он был возобновлен, именно: в 1406 г. поставлена была церковь «Рождество святого Иоанна Предтеча в Росткине монастыре». В 1547 г. «погоре весь монастырь Рождество Иоанна Предтечи, да у Иоанна святого маковица огорела да и плеча, а креста с церкви с каменной не сняли, сгорел, да трапеза новая сгорела Три Святители». «В 1555 г. монастырь на Роскине улице выгорел весь черницкой Рождество Иоанна Крестителя». В 1764 г. он упразднен и инокини переведены в Сырков мон. В ризнице нынешней церкви св. Феодора Стратилата от Росткина монаст. сохранились: крест сребропозлащенный с мощами и надписью: «лета 7199 (1691) года марта Росткина монастыря», и водосвятная медная чаша, сделанная в 1681 г. на память по игуменьи Марфы схимницы и ее родителях. Оставшаяся, по упразднении монастыря, камен. церковь во имя Иоанна Предтечи за ветхостью разобрана в 1848 г. “Полн. Собр. лет.», III, 17, 97, 103, 152, 158, 252; IV, 94, 109, 141; “Ист. Росс. Иер.», 310; V, 717; Ратшин, 393; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.», 93, 238 в примеч.; Макарий, “Археол. опис. церковн. древн. Новгр.», I, 154, 195, 287, 610; II, 118, 182, 243; “Новгор. сборн.», Отд. 6, 70; “Олонец. губ. вед.», 1850 г., 35 (список с писцовых книг 1628–1629 г. о вотчинах сего монастыря); “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.», 82; Строев, “Спис. иер. и наст.», 105, 39; “Акты Археогр. Эксп.», III, 145 (Ц. гр. 1623 г. о сборе денег на постр. мостов); “Акты истор.», I, 142 (Ж. гр. 1543 г. Георгиев. церкви в Юсковичах); “Новгород. писцов. кн., 1500 г.», III, 791, 792, 795 (здесь назван Коистантинооленовским м-рем с Росткиной улицы; о таковом м-ре не упоминается в летописях, а на Росткиной улице существовал единственно Иоанновский); Макарий, “Ист. Р. Ц.», III, 77 (делая ссылку на Летоп., III, 17, говорит, что находился на Софийской стороне, в Неровском конце, но в Летописи место не указано, а в “Ист. Росс. Иер.», на которую тоже сделана ссылка, описан два раза и под именем Иоанно-Претечева, IV, 310, и под именем Росткина Ивановского, V, 717); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 185, 139 (Судное дело 1595 г. Первушки Просолова с игум. Мариею о владении землею), 385, 148 (Купчая 1612 г. на келью).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Откуда взялась Тверская епархия? Изъяснение этой исторической притчи очень простое. Рязанская епархия, бывшая частью Черниговской, откуда взялась? Разумеется, от Черниговской и другие также. 12 Лета 6797 (1289) великий князь Михаил Ярославич тверской с матерью своей великой княгиней Оксиньей послал игумена Андрея монастыря общего Пречистыя Богородицы в Киев к Максиму митрополиту и поставлен бысть во епископы в Тверь. Бе же сей литвин родом, сын князя Ердаия литовского. Древн. Лет. С. 64. 15 В 1294 г. поставлен митрополитом Максимом в Суздаль и Нижний Новгород епископ Симеон. И он примирил Андрея Александровича владимирского и Даниила Александровича московского и Михаила тверского 1298 г. 16 Он (Андрей епископ) был с митрополитом Максимом в Новгороде для поставления там Новограду архиепископа Феоктиста. Древн. Лет. I, 78. 18 В лето 6831 преставися Андрей, прежде бысть епископ тверской в сем монастыре на Шеши, у святыя Богородицы, и на утрие владыка Варсонофий со священным собором принесоша его в Свят Спас, и певша над ним, положиша его в святыя Введения Богородицы малой церкви. Древн. Лет. I, 112. 19 Не он ли в 1312 году был посвящен в епископа Сарского на место Исмаила и не переведен ли в Тверь? В летописях: в 1315 г. Андрей епископ Тверской, оставил свой, и на его м есто поставлен Варсонофий, т.е. не переведен ли? 20 В 1330 году Варсонофием, епископом тверским венчан был в церкви св. Спаса князь Димитрий Михайлович, в Твери. Древн. Лет. I, 100. 22 В Троицк. Лет. 6385 (1377 г.) сказано, что Феодор поставлен митроп. Алексием, но это ошибка: митр. Алексий посвящен в этот сан не ранее 1354 года. Посвящение Феодора в епископа приписывает митрополиту Алексию и Древний Летописец, I, 315 26 Житие св. Арсения, как известно из портфелей Археографической Экспедиции (см. Журн. Мин. Народн. Просвещ. 1834 r. Ч. I. С. 152), сочинено было еще в половине XVI столетия неизвестным автором. 28 См. Прибавл. о митроп. Герасиме. В каталоге российских митрополитов сказано, что правоверные россияне литовские, считая Григория нацистом, на место его выбрали Герасима. Вот известие современное, найденное Карамзиным в Псков. Лет. Синодальном: «В лето 6941 (1433) Смоленский вдадыка Герасим иде к Царю граду, и патриарх постави его митрополитом».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Справочная книжка по русской агиографии состав. Архим. Леонид. Изд. Графа С. Д. Шереметева. С.-Пб. 1891 г. in 8° на стр. 154–157 читаем: Пафнутий, Преп. Боровский чудотворец † 1473 г. Мая 1. Память 1 Мая. Празднование установлено на Соборе 1547 года «повсеместное». Мощи почивают открыто в Боровском Пафнутиевом Монастыре. Житие написано, как полагают, Вассианом Саниным, (братом преп. Иосифа Волоколамского), Архиепископом Ростовским, в 1506 году. Кончина Преп. Пафнутия и канон ему написаны учеником его Иннокентием. Последний написан до 1531 года, когда Митрополит Даниил благослови петь его. Илия, брат Преп. Пафнутия † XV веке. Некананизован, Погребен в Боровском Пафнутиевом Монастыре. История канонизации русских святых исследование Василия Васильева. Чтения в Императорск. Общ. Истор. и Древн. Росс. 1893 г. кн. 3, стр, 159 и 170. История Русск. Словесносности, Лекции Степана Шевырева ч. IV содержащая XV столетие и начало XVI. М. 1860 г. in 8° стр. 58, 62, 69, 136. Словарь Историч. о святых православных в Российской Церкви и о некоторых подвижниках благочестия местно чтимых С.-Пб. 1836 г. in 8° стр. 225 и 226, Церковь и ея служители, т. I, состав. Е. А. Тихомиров М. 1879 г. in 8° стр. 296 и 297. – А. А. Титов рукописи славянские и русские принадлежащие Действ. Члену Императорского Русского Археологич. Общества И. А. Вахрамееву, вып. II, М. 1892 г. in 8° стр. 183, 255. – Хрисанф Лопарев . Описание Рукописей Императорского Общества Любит. Древн. Письмен. ч. I. С.-Пб. 1892 г. стр. 107, стр. 336. – Древн. IV, 17, Ар. В. 250, 277. Чтения 1892 г. кн. 2, в статье памяти Архимандр. Леонида (Кавелина) стр. 13. – Опыт Русской Историографии В. С. Иконникова , т. I, кн. I и II. Киев 1891/92 г. in 8° стр. 173, 596, 639, 681. 1014, LXVI, CLXVI, CCCLXII. В ст. «Церковно-Историческое исследование о древней области Вятичей, входившей с начала XV и до конца XVIII столетия в состав Крутицкой и частью Суздальской Епархии», сост. I. Л., напеч. в «Чтениях Императорского Общ. Ист. и древн. Росс.», за 1896 г., кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Таким образом, Иисус Христос утверждает вполне подлинность и достоверность книги, а также и богодухновенно пророчественный характер ее. Господь Иисус Христос разъясняет исполнение и другого пророчества Даниила: узрят Сына человеческого, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою ( Мф.24 ­­ Дан.7:13–14 ). Из ветхозаветных пророков Даниил преимущественно и исключительно в мессианском смысле употреблял наименование «Сын человеческий» ( Дан.7:13 ), и Иисус Христос это наименование часто усвоял Себе ( Мк.14:62 ; Мф.8:20; 9:6; 10:23 ), чем также утвердил пророчественный характер книги Даниила и его служения. Кроме священно-библейских свидетельств, подлинность книги пророка Даниила подтверждается ясными указаниями Иосифа Флавия. Изложив речь Даниила к Навуходоносору о сне его и о четырех царствах (согласно 2 гл. кн. прор. Даниила), Флавий замечает: «если же кто, стремясь к истине, желает узнать и о неизвестном (т. е. о камне, сокрушившем тело), то пусть потрудится прочесть книгу Даниила, а найдет он ее между священными писаниями» (Древн. X, 10). И в другом месте Флавий говорит: «окончив жизнь, Даниил стяжал вечную память, ибо книги, которые он написав оставил, читаются у нас еще и ныне. И мы удостоверяемся в них, что он беседовал с Богом. Оставил же сие записанным, что и сделало для нас ясным точность и непреложность пророчества» (Древн. X, 7). Осквернение Антиохом Епифаном жертвенника иерусалимского храма Флавий считает точным исполнением пророчества Даниила (11:31), «произнесенного за 408 лет» (Древн. X, 12; VII, 5). Иосиф Флавий сообщает также, что когда Александр Македонский осадил Иерусалим, то ему показали пророчество о нем в книге Даниила и он, вняв сему, милостиво обошелся с Иерусалимом и даже принес жертву в храме (Древн. XI, 8, 5). Отцы Церкви признавали подлинною всю книгу пророка Даниила и опровергали еретиков, сомневавшихся в сем. Перечисленным внешним свидетельствам о Данииле и его книге соответствуют внутренние свидетельства о происхождении книги от Даниила. Так, здесь очень часто, особенно в 7–12 главах, излагается содержание видений и откровений Даниилу собственными словами пророка: видел я в ночном видении… затем видел я: вот еще зверь… видел я в ночных видениях ( Дан.7:2, 6–9:13 )… пожелал я точного объяснения (7:19). Меня, Даниила, сильно смущали размышления (7:28). Явилось мне, Даниилу, видение… и видел я… и я, Даниил, изнемог… ( Дан.8:1–27 ). Также точно излагаются 9–12 главы. Часто замечается также, что Даниил получал от Ангела повеление «записать» свои видения и даже запечатать их ( Дан.8:26; 12:4 ). Эти повеления он исполнял и «записывал» свои видения (7:1). В первой исторической части (1–6 глл.) ведется повествование, правда, не от лица Даниила, но первая часть, как выше доказано, неразрывно соединена со второю и, естественно утверждать, принадлежит также Даниилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010