Особенно оживилось дело в августе. Тогда были присоединены Городецкого у. Волецкая церковь с 1672 кр., Войханская и Кошанская церковь с 2740 кр., Себежского уезда Ливская церковь с 692 кр.; в Лепельском уезде градская Лепотьская с 1121 кр. и Старо-Лепельская с 3793 кр., Полоцкая Спасо-Юровичская с 1200 кр., в сенгябре – Витебская градская Рыпковая с 300 кр. (400 человек крестьян помещика Гернгросса присоединены были в 1833 г), в октябре – Городецкаго уезда Мишневичская с 500 кр. В Могилевской же губернии в 1834 г. число присоединенных было совсем незначительно – три с небольшим тысячи (Арх.Ун.Митр. 3348). 481 См.стр.78. Прот.Петрашень скоропостижно скончался 20 июля 1834 г. (Св.Син 1875, 1834 г). Пр.Смарагд писал 22 июля 1834 г. архимандриту Платону Рудинскому: «При недостатке людей, умер у нас внезапно от горячки кафедральный протоиерей, достойнейший человек, умевший ладить с униатами» (Киприанович, «Жизнь И.С.» стр. 135). 482 Сообщение пр.Василия хронологически не точно. Священник Станиславовской, Полоцкого уезда, церкви Сченснович был убит в ночь с 27–28 ноября 1836 г., во время поездки в с.Казьяны, вероятно, для обращения Казьянского прихода. В убийстве его обвинялись управитель имения Седлово, Полоцкаго уезда, дворянин Август Буевич, еврей Евсей Шмуйлов и крестьяния Игнатий Адамов; последвие два, как соучастники nepbjro, действовавшие под его влиянием. И Буевич, и Адамов были католики. По всем признакам, убийство было совершено на религиозной подкладке. Сченснович в день смерти заезжал к Буевичу и угощался у него, – значит, он не видел повода к личной вражде с ним. Ненависти к нему Буевича из-за религиозных вопросов, которую поляки умели маскировать, он по простоте мог не замечать. Характерно также и то, что Адамов, которому Буевич поручил провожать Сченсновича, вернувшись домой, ругал последнего матюсловами. Что могло заставить его ругать священника, как не ненависть католика к православному священнику? Сообщение пр.Василия, по указанным основаниям, представляется очень вероятным (П.Д.К.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Переписка с Янушкевичем. Кр. Арх. III. Воспоминания. Берлин. 1924г. Ставка и Мин. Ин. Дел. (1914–16г.). Кр. Арх. XXVI–XXVIII. Тарле. Вопрос о Константинополе. Борьба классов. Кн. 1–2. Лен. 1929г. Тирпиц. Из воспоминаний. Л. 1925г. Тихомиров Дневник. Кр. Арх. кн. XXXIX. Тоболин. Программа Союза Рус. Народа перед февральской революцией (письмо Рим.-Корсакова). Кр. Арх. XX. (Ред.) Хиромант Перрен и русский министр. Кр. Арх. XIV. Троцкий. История русской революции. Берлин, 1936г. Философов. Тяжкие обвинения. «За Свободу». 1924г. 131 и др., по поводу сборника статей Ашкенази «Uwagi». Хвостов (ред.). Письмо Моренгейма о французской политике на Ближнем Востоке. Кр. Арх., кн. LII. Хор Самуил. The fourth Seal (четвертая печать). 1930 (ст. Поляк.-Литовцева. – «П.Н.», 5192, 31г.). Чернов. В дни мировой войны. Гос. Изд. 1923г. Рождение революционной России. Париж, 1934г. Чехословацкий вопрос в царской дипломатии. Ред. Попов. Кр. Арх., т. XXXIII и XXXIV. Шамбрэн. Lettres a Marie – Paris. Шацкий. Германские предложения сепаратного мира Николаю II. «Сов. Зап.». XXXV. Шелькинг. Самоубийство монархии. Ист. и Сов. 1922, III–IV. Шляпников. Канун 17 года. II. Гос. Изд. 1924г. Шульгин. «Дни». Белград. 1925г. Шумский. Правда о гибели Китченера. «Π.Н.» 1939г., 16 июня. Эрцбергер. Германия и Антанта. Гос. Изд. 1923г. Юсупов. Конец Распутина. Париж, 1927г. Письмо имп. А.Ф. Кр. Арх. IV. Яхонтов. Тяжелые дни. Секретные заседания Сов. Министров, 16 июля – 2 сентября. Арх. Рус. Рев. XVIII. Первый год войны. «Возрождение». 36г. Книги С.П. Мельгунова Старообрядцы и свобода совести 1-ое изд. 1907г., 2-ое изд. 1917г. Студенческие организации 80-х и 90-х годов в Москве. 1908г. Церковь и Государство в России. I и II кн. 1909г. Великий подвижник протопоп Аввакум. 1917г. Москва и старая вера. 1917г. Из истории религиозно-общественных движений в России XIX в. 1919г. Религиозно-общественные движения XVII–XVIII вв. 1922г. Дела и люди Александровского времени. 1923г. Красный Террор. 1924г. Гражданская война в освещении П.Н. Милюкова. 1929г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

В задрской богословской школе ректор епископский синкел Иерофей Цветич (с 1903 г.) и 6 преподавателей, воспитанников в 1903–1904 г. было 42, в 1904–1905 г. 34. Богословская школа состоит под непосредственным ведением епархиального епископа. Ректор и все наставники имеют священнический сан. Для бедных учеников имеется общежитие, где могут жить за известную плату и дети состоятельных родителей. 1527 Преподаются следующие предметы: библейская наука (исагогика, герменевтика, экзегетика), введение в богословие, богословие догма- —264— тическое, нравственное и пастырское, история церкви и патрология, церковное право, литургика, гомилетика, церковно-официальный стиль, катехетика, педагогика и дидактика, церковно-славянский язык, новозаветный греческий язык, церковное пение. Дополнительные предметы: логика с психологией и историей философии, латинский язык и общая гражданская история. С начала 1905–1906 учебного года введены новые предметы – гигиена и практическая медицина. Преподаватель доктор Б. Перичич. В далматинско-истрийской епархии имеется не мало фондов на содержание школ и вообще на просветительные и благотворительные цели. По шематизму 1904 г. их 21. Назовем важнейшие: фонд священнических вдов и сирот епархии, основ. 1861 г. – 55. 493 кроны (франков); 1528 фонд Бабича-Вуиновича на стипендии сербским воспитанникам в университетах или русских духовных академиях, основ. 1883 г. – 109.981 кр.; фонд епископа Стефана Кнежевича на стипендии сербским воспитанникам, основ. 1863 г. – 17.804 кр.; его-же – на издание церковно-литературных сочинений, основ. 1878 г. – 3095 кр.; фонд архимандрита Герасима Зелича на стипендии сербским воспитанникам, приготовляющимся к священническому чину, основ. 1825 г. – 65.263 кр.; фонд Иоанна Бована на содержание сербской мужской школы в Шибенике, основ. 1806 г. – 124.739 кр.; фонд иеромонаха Сильвестра Вучковича на образование православного сербского клира, основ. 1853 г. – 19.487 кр.; фонд на построение храма в г. Сплете – 5956 кр. (комитет для сбора добровольных пожертвований на означенный предмет образован в 1899 г. в Задре под председательством преосвященного Никодима Милаша , епископа далматинско-истрийского).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Екатериносл. г. Елисав. у. 4 авг. 1893 г. вне Кр. Шаповал Трофим Крестьян. Черниг. г. Новозыбк. у. Члены Младшего Братского Кружка Штанюк Андрей Чернигов. г. Глухов. у. Федоренко Павел  Мещанин Всего 17 учеников б) Второй приготовительный класс   Фамилии и имена Вероиспов. Сословие Какой губернии и уезда уроженец Время поступления в школу Предварительное образование Пансионер (на чей счет) или приходящий Примечания Баглей Михаил Православного Крестьян. Черниг. г. Городницк. у. 4 авг. 1892 г. В народной земск. школе Пансионеры учредителя Члены Младшего Братского Кружка Егоров Дмитрий Сын отст. фейервер. Чернигов. г. Глуховск. у. Караулов Захарий Сын отст. рядового Клочек Семен Крестьян. Полтавскг. Золотонош. у. 4 авг. 1893 г. Чл. Старш. Бр. Кр. и Старшина Костюченко Андрей Черниг. г. Конотопск. у. 4 авг. 1892 г. Члены Младшего Братского Кружка Коржок Иван Крестьян. Чернигов. г. Глуховск. у. Леляков Тимофей Мещанин Мужило Иван Крестьян. вне Кр. Набока Даниил Члены Младшего Братского Кружка Приходько Николай Черниг. г. Городницк. у. В 2-х классн. учил. Пурис Феодор Чернигов. г. Глуховск. у. В народной школе Сеница Павел Крестьян. Полтавск. г. Переясл. у. Соломка Петр Чернигов. г. Глуховск. у. Старовойт Иллар. Шевченко Феодор вне Кр. Федюшин Иван Дворянин Курской г. Новоскольск. у. Чл. Мл. Бр. Кр. Всего 16 учеников в) Первый специальный класс   Фамилии и имена Вероиспов. Сословие Какой губернии и уезда уроженец Время поступления в школу Предварительное образование Пансионер (на чей счет) или приходящий Примечания Банник Александр Православного Крестьян. Чернигов. г. Глуховск. у. 4 авг. 1891 г. В земск. народн. шк. Пансионеры учредителя Чл. Мл. Бр. Кр. Бондаревский Семен Мещанин 4 авг. 1890 г. Деркачев Алексей Из духов. звания. 4 авг. 1891 г. Чл. Стар. Бр. Кр. Новик Иван Крестьян. Члены Младшего Братского Кружка Новик Феодор Черниг. г. Новг. Сев. у. Панченко Даниил Черниг. г. Сосницкого у. В 2-х клас. училищ. Ребенко Лев Мещанин Чернигов. г. Глуховск. у. Ребус Николай Дворянин

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Neplyu...

1883 г – 109,981 кр.; фонд епископа Сте­фана Кнежевича на стипендии сербским воспитанникам, оспов. 1863 г. – 17,804 кр.; его же – на издание церковно-ли­тературных сочинений, основ. 1378 г. – 8,095 кр.: фонд архимандрита Герасима Зелича на стипендии сербским воспитанникам, приготовляющимся к священническому чину, основ. 1825 г. – 65,263 кр.; фонд Иоанна Бована на содержание сербской мужской школы в Шибенике. основ. 1806 г. – 124,739 кр.: фонд иеромонаха Сильвестра Вучковича на образование православного сербского клира, основ. 1853 г. – 19,487 кр.; фонд на построение храма в г. Сплете – 5,965 кр. (комитет для сбора добровольных пожертво­ваний на означенный предмет образован в 1899 г. в Задре под председательством преосвященного Никодима Милаша , епископа далматинско-истрийского). 3. Епархия боко-которская, дубровницкая и спичанская. Кафедра в Которе. Первым епископом этой установленной 8 ноября 1870 года епархии был Герасим Петранович. Он родился 23 апреля 1820 г. в Шибенике, учился в карловецкой гимназии, слушал лекции по фило­софии в Загребе и по богословию в Карловцах. По окон­чании учения принял монашеский чин в 1844 г., и тогда же посвящен в диакона, а в 1846 г. в священника. В течении шестнадцати лет состоял преподавателем клирикалыюй школы в Задре. Произведенный в архиман­дрита назначен был товарищем председателя задрской консистории. Когда в 1870 г. была учреждена отдельная епархия боко-которская, дубровницкая и спичанская, архи­мандрит Герасим назначен был первым епископом новой епархии, которою и управлял до самой смерти. Два раза предлагали ему кафедру сараевской митрополии, но оба раза он отклонял предложения, не желая расставаться со своими „бедными, но добрыми и искренними бокельями-юнаками“. Как первый епископ только что открытой епар­хии, понятно, он имел много дела, и действительно в течении своего долголетнего управления много поработал для православной церкви в Далмации, – можно сказать вся жизнь его тесно связана с судьбами местного правосла­вия. Это был искренний патриот, ревностный защитник православия и сербской народности, щедрый покровитель просвещения и чрезвычайно добрый и скромный архипа­стырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Покаянный плач . Блажени плачущии: яко тии утешатся ( Мф.5:4 ) Памятование смерти необходимо рождает плач, о грехопадениях и о страшной участи, ожидающей грешника за гробом. «Как всякому слову предшествует мысль, – говорит св. Лествичник: – так плачу и пролитию слез предшествует памятование смерти (Слов. 6, И потому плач служит яснейшим выражением истинного памятования смерти, и как бы совершеннейшим плодом оного. 1. Что разумеется деятельном христианском благочестии под именем покаянного плача? «Плач по Богу, – учит св. Лествичник, – есть унылость души и такое расположение болезнующего сердца, в котором непрестанно с жаром оно ищет того, чего жаждет и при безуспешности искания, неутомимо сие преследует, и громко рыдая, взывает вслед» (Слов. 7, Из такого понятия о плаче открывается, что это есть не случайная скорбь сердца, изливающаяся в слезах, а непрестанное и притом постоянно – возрастающее томление кающейся души, доходящее до самозабвения и как бы истощения в муках раскаяния. «Сокрушение сердца, – объясняет св. Лествичник, – есть непрекращающееся истязание совести (Слов. 7, «есть не кичащееся болезнование души, в котором она не дает себе никакого успокоения, но ежечасно воображает только свое разрешение (смерть), и – как прохладной воды, ожидает себе утешение от Бога, утешающего смиренных и сокрушенных сердцем» (Слов. 7, «Плач есть достигшая полноты скорбь кающейся души, которая ежедневно прилагает скорби к скорбям, как рождающая и ощущающая муки рождения» (В 2. Необходимость плача для преуспевания в деятельном благочестии Слезы, по учению святых отцов Церкви, должны сопровождать подвижника Христова от начала его исхода, во след подвигоположника – Христа до конца жизни: это – его пища и питье в сей юдоли плача и изгнания; это – доля падшего человека, неизбежная и неминуемая если не в сей жизни, то за гробом – на целую вечность». Кто здесь не плачет о себе, – говорил св. авва Пимен, – тот будет вечно плакать там. Итак, необходимо плакать или здесь – добровольно, или там – от мучений» (См. достопам. сказан., стр. 25, «Восплачем, братья, – увещевал Макарий Великий ; – очи наши да проливают слезы прежде, нежели отойдем туда, где наши слезы будут жечь тела» (См. достопам. сказан., стр. 153, Покаянный плач равно необходим и для очищения души, и для преуспеяния в добродетели. «Где нет плача, там нельзя уберечься от искушения», – сознавался св. авва Петр (См. достопам. сказан., стр. 233, А Великий Пимен вообще утверждает: «Кто хочет очистить себя от грехов своих, – очищает себя слезами; и желающий стяжать добродетели, стяживает их слезами». Ибо плач есть путь, указанный нам Писанием и отцами нашими, которые говорили: «плачьте! кроме сего пути нет другого»! (См. достопам. сказан., стр. 214, 3. От чего рождается истинное умиление

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

Кроме того, в Средние века в Европе было распространено ещё и так называемое «Восьмикнижие», включавшее, помимо Пятикнижия, Иисуса Навина, Книгу Судей и КР. Название «Восьмикнижие» засвидетельствовано с VI в., известно немало рукописей X–XV вв., содержащих такое Восьмикнижие. Происхождение и значение этой традиции в значительной степени не изучёны. КР, во всяком случае, при этом структурном подразделении отводится роль финала или эпилога, но она не примыкает к Книге Судей как её часть, а составляет отдельную восьмую книгу. Восьмикнижие, таким образом, кончается упоминанием имени Давида, что имеет смысл пророчества о грядущем счастливом периоде, приход которого осуществится уже за пределами Восьмикнижия. Возможная функция такого единства – сделать Пятикнижие не столько источником Закона, сколько частью большего повествования, охватывающего и сотворение мира, и избрание Израиля, и дарование Торы, и приход в обетованную землю, вплоть до семьи Давида и типологической перспективы появления Давидова потомка. В таком целом завершающая генеалогия КР становится завершением всего этого корпуса, тем самым подчеркивая важность генеалогии рода Давида и становясь пророческой кульминацией истории спасения. См. в Восьмикнижии и рукописях этой традиции. Brandt 2001:174–177. 69 В этой части своего изложения Танаха Иосиф, по всей вероятности, пользовался греческим текстом, так как имя Елимелех передано у него так, как в известной нам греческой традиции: βιμλεχος. Кроме того, он помещает КР после или в конец Книги Судей и перед 1–2 Царств, иначе говоря, в порядке LXX, см. Saebo. 1996–2008:1. 1, 229–230. 86 Рут Рабба ii: 4. Возможно, яркие детали служили мнемоническим задачам для Изучавших Талмуд и мидраши. 87 В Комментарии на КР 1:13 сказано, что «рука Господня» всегда обозначает погибель, pestilence. 88 Kannengiesser 2006:208–209; см. перевод «Толкования Торы», где высказана мысль об авторстве Самуила у Berlin 1991:121–128, а также о том, что КР написана по собственной инициативе в честь Давида Самуилом без Божьего влияния в «Толковании на ранних пророков»: Abrabanel 1955:9.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Обе эти стороны образа Премудрости, на наш взгляд, воплощены в КР. Мифологически Ноеминь и Руфь представляют собой, как мы уже говорили, одно существо, а мистически в них воплотилась любовь без социальной или биологической основы. Эта любовь есть вторжение божественного начала, Премудрости, которое предстаёт в КР в женском обличии в виде двух вдов и дружбы между ними. Мы обнаружили некоторые парадоксы непосредственно в тексте, затем в композиции и стиле, затем мы обнаружили, что эти парадоксы композиции и стиля связаны с глубинными мифологическими мотивами. Но то, что кажется парадоксом в литературе, не является таковым в мифе. У бездетной вдовы и должны быть дети, они ей гораздо нужнее, чем многодетной матери. И когда мы обнаружили всё это в КР, мы пришли к парадоксу, или аномалии удочерения. Это нас заставило видеть за всеми этими парадоксами некое единое объяснение. Мифу не нужно объяснения, но при переносе мифа в литературу или трансформации мифических сюжетов в литературный сюжет объяснение всё-таки становится нужным, потому что мифическая логика здесь уже не работает. Нужны какие-то более внятные и привычные резоны. Мы показали, что таких объяснений мы не обнаруживаем. Вместо этого мифическая логика переходит сразу в мистическую. В КР содержатся элементы сказки, мифа, новеллы, духовной повести, и так из них образуется символическое сочинение – символическая повесть. Автора Руфи отличает чрезвычайная сдержанность по части «исповедания упования», и только при обнаружении всех этих парадоксов то «упование», на котором КР строится, начинает проступать. Глава пятая. Книга Руфи и символические повести в литературе Второго Храма Общеизвестно, что литература Второго Храма создавалась во многом в диаспоре и для диаспоры, соответственно, она нередко описывает события, происходящие в диаспоре. Мы полагаем, что для всей этой литературы КР имела особое значение, поскольку она описывает ситуацию репатрианта и эмигранта-изгоя. Положение Руфи в Вифлееме, как мы уже говорили, так или иначе, соотносится с положением Даниила в Вавилоне, Есфири в Персии, Товита и в Вавилоне и в Персии, Иосифа в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Крестьян. Черниг. г. Новозыбк. у. Члены Младшего Братского Кружка Штанюк Андрей Чернигов. г. Глухов. у. Федоренко Павел Мещанин Всего 17 учеников б) Второй приготовительный класс Фамилии и имена Веро­испов. Сословие Какой губернии и уезда уроженец Время поступления в школу Предварительное образование Пансионер (на чей счет) или приходящий Примечания Баглей Михаил Православного Крестьян. Черниг. г. Городницк. у. 4 авг. 1892 г. В народной земск. школе Пансионеры учредителя Члены Младшего Братского Кружка Егоров Дмитрий Сын отст. фейервер. Чернигов. г. Глуховск. у. Караулов Захарий Сын отст. рядового Клочек Семен Крестьян. Полтавскг. Золотонош. у. 4 авг. 1893 г. Чл. Старш. Бр. Кр. и Старшина Костюченко Андрей Черниг. г. Конотопск. у. 4 авг. 1892 г. Члены Младшего Братского Кружка Коржок Иван Крестьян. Чернигов. г. Глуховск. у. Леляков Тимофей Мещанин Мужило Иван Крестьян. вне Кр. Набока Даниил Члены Младшего Братского Кружка Приходько Николай Черниг. г. Городницк. у. В 2-х классн. учил. Пурис Феодор Чернигов. г. Глуховск. у. В народной школе Сеница Павел Крестьян. Полтавск. г. Переясл. у. Соломка Петр Чернигов. г. Глуховск. у. Старовойт Иллар. Шевченко Феодор вне Кр. Федюшин Иван Дворянин Курской г. Новоскольск. у. Чл. Мл. Бр. Кр. Всего 16 учеников в) Первый специальный класс Фамилии и имена Веро­испов. Сословие Какой губернии и уезда уроженец Время поступления в школу Предварительное образование Пансионер (на чей счет) или приходящий Примечания Банник Александр Православного Крестьян. Чернигов. г. Глуховск. у. 4 авг. 1891 г. В земск. народн. шк. Пансионеры учредителя Чл. Мл. Бр. Кр. Бондаревский Семен Мещанин 4 авг. 1890 г. Деркачев Алексей Из духов. звания. 4 авг. 1891 г. Чл. Стар. Бр. Кр. Новик Иван Крестьян. Члены Младшего Братского Кружка Новик Феодор Черниг. г. Новг. Сев. у. Панченко Даниил Черниг. г. Сосницкого у. В 2-х клас. училищ. Ребенко Лев Мещанин Чернигов. г. Глуховск. у. Ребус Николай Дворянин Черниг. г. Городницк. у. Сухманев Владимир Бесарабск. г. Аккерм. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Владан Максимович и Божидар Иеремич, кандидаты духовных академий, первый – московской, второй – с.-петербургской. Два временных профессора В. Вуич и В. Максимович рукоположены в священники. Обязательных предметов 20, преподаются в течение 4-х лет, приблизительно по 22 часа еженедельно, необязательный – один, русский язык, преподаётся ученикам I класса (2 ч. в неделю) Библиотека в первом из отчётных годов умножилась на 217 а во втором на 293 Значительная часть книг принесена в дар от редакции «Богословскаго Гласника» и от русского Св. Синода. Журналов и газет получалось более сорока. Стипендии получали в первом из отчётных годов 46 слушателей на сумму 17047 крон, пособия – 25 слушателей на сумму 1152 кр., в 1905–1906 г. – 33 слушателя на сумму 15560 кр. и пособия – 5 слушателей на сумму 565 кр. Общество («друштво») св. Иоанна Милостиваго, почерпающее средства от взносов слушателей за учение, от профессорских взносов из экзаменационных сумм и других пожертвований, выдавало пособия беднейшим ученикам в размере от 4 до 50 крон и платило за лекарства, на общую сумму в 1904 – 1905 г. свыше 500 кр., а в 1905 – 1906 г. свыше 600 крон. Специальный фонд для награждения письменных ученических работ к началу 1905–1906 г. учебного года равнялся 1341 кр. и в течение года увеличился на 200 кр. Слушателей в богословском училище в 1904–1905 г. было 104, к экзаменам допущены 89, выдержали экзамены 64, выпускные свидетельства об окончании полного курса учения получили 20 воспитанников. Из письменных ученических работ три получили денежные награды и четыре – похвальные отзывы. – В 1905–1906 учебном году слушателей было 96: в I классе – 24, во II-м – 24, в III-м – 26 и в IV-м – 22. По месту рождения слушателей было из архидиецезы 22, из горно-карловицкой епархии 12, из пакрачской 11, из бачской 31, извертецкой 9, из темишварской 8 и из будимской 3. Трое слушателей окончили реальное училище с аттестатом зрелости, остальные 93 окончили гимназический курс с аттестатом зрелости, из них трое, кроме того, слушали юридической науки в университете. В конце 1905–1906 учебного года

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010