Афанасий, “Опис. Арзамас. Высокогор. пуст.”, 7; “Ист. Росс. Иер.”, V, 375. 2143 . Троицкий – Перенецкий или Пеленицкий, мужской, ныне село Троица-Пеленица, Рязанской губ., Спасско­го у., в 7 вер. от Спасска, при р. Оке. Село это было поселком монастыря, на­ходившегося на противоположном бере­гу и получившего название от образа, который приплыл к нему на пелене и который находится в приходской цер­кви и имеет надпись: «сему образу мо­лился Дионисий, старец Глушицкий». В 1646 г. в м-ре был игуменом Диони­сий, вероятно, постриженник Глушицкого м-ря. В 1651 г. монастырь приписан к Саввино-Сторожевскому мон., за кото­рым состоял и в 1723 г. “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., Отд. I, 127; Баранович, “Рязан. губ.”, 532; Смирнов, “Ист. опис. Саввино-Сторож. мон.”, 106; “Рязан. губ. в.”, 1846 г., 49 (древн. памятн. в Ряз. губ.); 1855 г., 10 (Ольгов м-рь); 44 (быв. м-ри в Ряз. губ.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 14; “Акты Археогр. Эксп.”, IV, 235 (Проезж. гр. 1679 г. Саввину м-рю); “Дополн. к Акт. истор.”, X, 81 (Роспись приписн. м-рей 1683 г.); “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, прилож., CLXVI, XXXVII (ведом. о колич. хлеба в приписн. к Саввину м-рю вотчинах в 1723 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 2361 (переписн. книга 1651 г. вот­чины м-ря Подмонастырской слободки, Старорязан. стана); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1841 г., XL, 490 (древн. Рязан. епархии). 2144 . Троицкий – Пречистой Бо­гоматери, мужской, не оставивший следа, в гор. Полоцке, Витебской губ., за р. Полотою. Делается известным с 1399 года, когда Полотский Вел. кн. Андрей Ольгердович пожаловал м-рю грамоту на бобровые гоны в р. Зване. Сожжен до основания Стефаном Баторием в 1579 г. В 1509 г. упоминается игум. Симон, присутствовавший на духовн. со­боре в Вильне. Без-Корнилович, “Ист. свед. о Белорусс.”, 105, в примеч.; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 506; “Акты истор.”, I, 289 (Духовн. со­бор 1509 г. в Вильне); “Акты Запад. Р.”, I, 13 (Ж. гр. 1399 г. на бобр. гоны), примечания к I тому, 11; Макарий, “Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

57 В 1506 г. января 15 он возведен в сан архиепископа новгородского. Здесь, среди великих бедствий (пожаров и мора), постигших его паству, уготовляются ему новые тяжкие испытания. Иосиф, игумен волоколамский, притесняемый волоколамским удельным князем, обращается к архиепископу Серапиону за разрешением перейдти ему с монастырем под покровительство великого князя московского Василия Иоанновича. Но долговременная язва (с 1507–1509 г.) в Новгороде, прекратившая в сие время сообщение его с окрестным населением, не допустила посланных Иосифом к Серапиону. Тогда Иосиф, по снесении с митрополитом московским Симоном, перешел с своим монастырем под покровительство великого князя по примеру монастырей: Троице-Сергиева, Толгского и Каменного. По прекращении язвы Иосиф посылает извинительное письмо к Серапиону в исполнении своего намерения без благословения архиепископа; посланные не только не принимаются Серапионом, предубежденным против Иосифа происками волоколамского князя Феодора Борисовича, но и посылается ему от архиепископа отлучительная грамота. Тяжко больной Иосиф, получив сию грамоту, не дерзнул приступить к Святым Тайнам даже и в опасной болезни. На вопрос великого князя Иосифу, как он думает поступить в деле примирения с Серапионом, он отвечал, что во всем полагается на волю великого князя. Состоялась воля великого князя отрешить Серапиона от архиепископии и заключить в Андроникове монастыре. 58 По исполнении воли князя в мае 1509 г. начался уже и суд на соборе, созванном по сему случаю в июле того же года и кончился отрешением Серапиона и разрешением Иосифа. Присутствовавшие на соборе брат Иосифа Вассиан, архиепископ ростовский, и епископ коломенский Митрофан, бывший архимандрит андрониковский, переписывавшийся с Иосифом, были составителями разрешительной грамоты Иосифу. 59 Тяжело было Серапиону в Андроникове. Под опалою великого князя и митрополита, под надзором андрониковского архимандрита Симеона, ученика Иосифа Волоколамского, много он вытерпел разных испытаний, 60 хотя и не продолжительное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

2006. Т. 13. С. 191–321, здесь: с. 230 (список грузинских католикос- патриархов)). Проф. И. С. Долидзе (см.: ПГП. Т. 3. С. 1149) склонен датировать документ временем правления в Картли Давида IX (в документе упомянут «царь царей Давид») (1348–1360; у И. С. Долидзе годы его правления указаны как 1346–1360), исходя из палеографических обозначений и особых знаков на рукописи. Т. Жордания (Хроники. Кн. 2. С. 330) датирует памятник периодом с 1505 по 1526 г., но при этом сомневается в верности датировки. Кр. Шарашидзе (Материалы по истории Южной Грузии/Изд. К. Шарашид- зе. Тб., 1961. С. 28–29 (на груз, яз.)) относит документ к периоду 1505–1515 гг. Действительно, в указанный промежуток времени в Картли был католикос Иоанн (Иоанн VIII: 1505–1509) и картлийский царь Давид (Давид X: 1505– 1525). Поэтому предварительно можно остановиться на той версии, что, возможно, по крайней мере в пределах 1505–1509 гг. Ацкурским архиепископом был Николоз. Вероятно, Симеон был преемником вышеуказанного Нико- лоза и возглавлял Ацкурскую кафедру во время написания анализируемой грамоты Антиохийского патриарха Дорофея (1512). С другой стороны, он мог возглавлять Ацкурскую кафедру и до архиепископа Николоза. 689       В титул Антиохийского патриарха Иверия входила вплоть до недавнего времени: «Блаженнейший патриарх великого града Божия Антиохии, Сирии, Аравии, Киликии, Иверии и Месопотамии и всего Востока, отец отцов, пастырь пастырей» (см.: Антиохийская Православная Церковь //ПЭ. 2001. Т. 2. С. 501–529, здесь: с. 501; ср.: http://www.balamand.edu.lb/monastery/ignatios. htm 11.09.12 и 11.09.12). Конечно, это отражает только исторические реалии. Кроме гипотезы о первоначальном юрисдикционном подчинении Православной Церкви в Восточной Грузии Антиохии существует также таковая о ее подчинении Константинополю, она основывается как на грузинских, так и на византийских источниках. Но по крайней мере начиная с церковных преобразований при царе Вахтанге Горгасале (ок. 440–502) Восточная Грузия в церковном отношении формально была подчинена Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1509 г. кн. Дмитрия Иоанн.); II, 60 (Следств. дело 1591 г. об убиении царев. Димитрия); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 24; “Чтения в И. Общ. ист.», 1848 г., IX, Отд. 2, 388 (посещ. в 1553 г. Грозным); 1860 г., III, 142 (в 1774 г. имел крест. 2.964 душ.); “Дворцов. разряды», III, 178 (посещ. в 1650 г. ц. Алексеем Мих.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 347 (в 1700 г. имел 361 двор. крест.); “Опис. документ. и дел архива св. Синода», VI, 411 (в 1724 г. определено быть здесь архимандрии); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 2705 (межев. книга 1653 г. вотчин м-ря пустоши Чернцов Городского стана, села Ордина и пустошей Курцевой и Тимофеевой Кадцкого стана), 2708 (межев. кн. 1671 г. вотчин. земель м-ря в селе Ордине и пустошах Бувекине, Гришине и Овчюкове Кадцкого стана), 2714 (межев. кн. 1683 г. спорной вотчинн. земли м-ря в сельце Омелине и пустоши Короваевой с владельц. села Котова Городского стана), 2729 (межев. кн. 1694 г. вотчин м-ря села Песков с дерев. Городск. стана); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1791 г., XVII, 174 (в мае 1553 г. царь Иван Вас. посетил м-рь); “Продолж. древ. Вивлиоф.», 1789 г., V, 108 (духовн. 1509 г. кн. Дм. Ив. Углицкого; к Покрову Пречистой в м-рь сельцо Архангельское); “Переписн. книги Москвы», 1665–76 г., 114 (подворье Покрова Преч. Богор. Углицкого уез., в Белом гор., по Кобацкому переул.); “Матер. для ист. г. Углича XVII и XVIII ст.», 151 (преп. Паисий был из рода дворян Гавреневых, постригся в иноч. чин 10 лет), 168 (подробная опись м-ря в 1702 г.), 252 (ведом. о м-ре 1731–41 г.), 297 (подробн. опись м-ря и его вотчин в 1764 г.), 357 (выписка из ружн. кн. 1699 г.). 1075. Покровский – Сеннянский – или Сенянский, мужской, ныне приходская церковь села Малой Писаревки или Сеннянского Монастыря, Харьковской губ., Богодуховского у., в 18 вер. к сев.-вост. от Богодухова и в 7 вер. от села Сенного, от коего и получил название, в верховьях р. Мерли. Основан не позже 1682 г. сотником Василием Григорьевым, принявшим иночество под именем Варлаама и бывшим здесь первым настоятелем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Не позднее нояб. 1507 г. Н. возвратился в Иосифов мон-рь. Согласно дошедшим до нас посланию Н. старцу Герману Подольному и «Письму о нелюбках иноков Иосифова и Кириллова монастырей», Н. вместе с Дионисием вторично оставили Иосифов мон-рь и поселились в своих пустыньках близ Кириллова Белозерского мон-ря. В откровенном разговоре с автором «Письма о нелюбках...» Н. сообщает о своем уходе из мон-ря прп. Иосифа в заволжские скиты без благословения преподобного («Егда, рече, бых в велицей нужи и молихся со слезами и въспомянух, яко без благословения изыдох от отца Иосифа из обещания своего пострижения, и о сем зело оскорбихся, и забых всю нужю свою, и бых в страсе велице, и рех во сердци своем: что сътворих, яз окаяный, яко умираю без прощения» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 368)). Можно предположить, что Н. и Дионисий покинули Иосифов Волоколамский мон-рь вторично после нояб. 1507 г., но не позднее весны 1509 г. ( Жмакин. 1881. С. 185, 190; Клосс. 1974. С. 160). Именно в это время развернулись драматические события, связанные с переходом Иосифова монастыря под патронат вел. князя. Поскольку в своих посланиях старцу Герману Н. твердо отстаивал правоту своего учителя в конфликте с Новгородским архиеп. Серапионом, то следует предположить, что причиной ухода Н. из мон-ря послужил не факт отлучения Иосифа Волоцкого архиеп. Серапионом, а гонения, воздвигнутые кн. Федором Волоцким на братию Иосифова Волоколамского мон-ря. Испытывая страх перед казавшимся неизбежным разорением обители, Н. и Дионисий Звенигородский приняли решение заблаговременно уйти в хорошо им известные заволжские пустыни: «...и мы грубии потщихомся, какова наша сила, оставити отечество и свою землю и вместо Египта вселитися в Белозерския страны, хотяще терпети в незнаеме земле всякия скорби и беды от незнаемых человек» ( Жмакин. 1881. С. 193). Как бы то ни было, надежды учеников прп. Иосифа на гостеприимный прием и дружественную атмосферу в заволжских скитах не оправдались. Весной 1509 г. в заволжских скитах стало известно об отлучении Иосифа Волоцкого и братии его мон-ря от Церкви архиеп.

http://pravenc.ru/text/2577627.html

Прибавление в конце ркп. то же, что в предыд. 481. Послесловие: В лето 7009 (1501) мес. августа списана бысть сия Минея при благоверном В. Князе Иване Васильевиче всея Руси и при его внуке, В. Князе Дмитрие Ивановиче и преосвященном архиепископе ростовском Тихоне, созданием раба Божия Феодора Юрьевича в храм св. Георгия в Исаевском, а написана бысть в Ростове мес. августа в 23 день. Молю вы, господье мои, не поклените, понеже с неисправлена списка писана, а писавый груб и неключимый раб Федко (вм. сего зачеркнутого имени на поле написано: Иван). Господоначальная Троице всякому делу благу начало и конец в веки, аминь. Впереди на белом листе: Мес. октябрь конархненая, на другом – иным почерком: Привезена с Москвы. 483. (480.) Минея служ. мес. октябрь, полууст. четкий, напис. 1509 года, в четверть, 269 листов. Послесловие: Се яз многогрешный и недостойный раб Божий диякон Моуисей списах своею грешною рукою дванадесять Миней, а замышлением осподаря нашего святаго Владыки Протасия резанскаго и муромскаго, при благоверном В. Князе Иване Ивановичи резанском в лето 7017 (1509) года. Ныне круг неполный, недостает 4-х книг на мес. сентябрь, декабрь, январь и июнь. На первых листах внизу: Минея Троецка Сергиева монастыря; другою рукою: дал старец Еустафей Головкин в дом Живоначальней Троице, положити в болшую церковь в Успение. 484. (527.) Минея служ. мес. октябрь, полууст., нач. XVI века, в четверть, 283 листа. На верхней доске скорописью: 121 (1613) году февраля 9 день, сию книгу Минею октябрь продал Федор Басов Осипу Панину, а подписал я Федор своею рукою. См. 259. 485. (522.) Минея служ. мес. октябрь, полууст., XVI века, в четверть, 387 листов. На первом листе небрежным почерком: Дмитрей руку приложил. За тем подпись о выдаче сей книги в село Шухобалово та же, что под 476. 486. (526.) Минея служ. мес. октябрь, полууст., напис. 1556 года, в четверть, 315 листов. Впереди на первом порожнем листе: Князии Судцкие, на другом крупным уставом; 2-й мес. октябрь писан лета 7064 (1556).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

живопись 2467–2470 животные 2441, 2885 законодательство 2658–2661 западно-христианские исповедания 1819–1992 зло 1421–1422 знание 1530–1538 Иерусалимская Православная Церковь 597 изобразительное искусство 260–265 иконография 2505–2554 икономия 2378 иконопись 2478–2573 иконопочитание 1481–1491 иконостас 2227, 2228, 2616 имяславие 1506–1509 Индия см. Малабарская Церковь индуизм 1787–1794 информационная деятельность 2745–2852 Ирландия 343, 570, 1220, 1253, 1266, 1267 исагогика 110–119, 169–182 исихазм 2142–2145 искупление 504, 1379, 1428, 1431 искусства церковные 2425–2628 см. также: изобразительное искусство ислам 1776–1784 исповедь 276, 343, 352, 2070–2083, 2201 история всеобщая 2867–2943 Церкви 505–572, 650–1209 см. также: агиография, Библия и др. иудаизм 1772 иудео-христианский диалог 1773–1775 Кавказ 237, 571, 1509 Казанская духовная академия и семинария 1086–1088 календарь 2207–2216 канонизация святых 1183, 1212, 1219, 1223, 1255, 1286 см. также: новомученики, царская семья канонические вопросы см. право церковное каноны церковные 2372 катехизация 1568, 1593, 1663, 2719 католичество см. римо-католичество Кипр 2557 Китай 637–642, 779–781, 2925 китайский язык 72, 105 книги богослужебные 2229–2236 книговедение 2749–2852 книгопечатание 2760–2767 колокола 2582, 2615 коммунизм 1573, 2814 Константинопольская Православная Церковь 592–595 Коптская Церковь (Египет) 2004–2005 Крест Господень 1440, 2542–2543 см. также: Воздвижение Креста Господня крестовые походы 564, 566 крещение (богословский аспект) 222, 366, 409, 1648, 1649, 1652, 1654, 1681, 1818, 1908, 1910, 1915, 1925, 1930, 1984, 1988, 2197, 2795 крещение (исторический аспект) Руси 668, 670–677 Грузии 605 Болгарии 556 Ирландии 570 Крещение Господне 2218, 2517 крюки см. пение культура 224, 258–259, 383, 424–425, 540, 559–560, 665–666, 721–724, 1166, 1288, 1357, 1358, 1527, 1616–1634 культурология 2942–2943 кумранистика 37–44 латышский язык 589 лексикография 2749–2757 литература художественная см. художественная литература литературоведение 2963–3001

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молога (акватория Рыбинского водохранилища). Афанасиевский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1509. Год утраты:1941 (затоплен в 1941-1947) Адрес: Россия, Ярославская область, Рыбинский район, акватория Рыбинского водохранилища Координаты: 58.247482, 38.459358 Проезд:водный транспорт, точка в 5 км на восток от острова Святовский Мох, в 3 км на север от створа Бабьи Горы Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Афанасиевский монастырь, 3 класса, общежительный, в 2 верстах от города Мологи. Впервые упоминается в 1509 году и первоначально был мужским; в 1764 году упразднен и обращен в приходскую церковь, а в 1795 году открыт здесь женский монастырь. Здесь находится Тихвинская икона Божией Матери, принесенная в дар монастырю великим князем ярославским Федором Михайловичем в 1377 году. Она была родовой святыней Ярославских князей со времени святого князя Федора (см. 19 сентября); Тихвинской называется только по сходству изображения; копией ее быть не могла, так как существовала до явления святой Тихвинской иконы. С крестным ходом она носится по окружным селениям для поклонения. При монастыре школа с 1891 года. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Молога — город, располагавшийся при впадении реки Мологи в Волгу и затопленный Рыбинским водохранилищем. В городе располагался монастырь и несколько церквей. Афанасьевский монастырь (с XV в. - мужской, с 1795 г. - женский) располагался в 500 м за городом. Имел 4 церкви: холодную (1840 г.) и 3 тёплых (1788, 1826, 1890 гг.). Главной реликвией была чудотворная икона Тихвинской Божией Матери начала XIV в. Воскресенский собор был построен в 1767 году в нарышкинском стиле и возобновлён купцом П.М. Подосеновым в 1881-1886 годах. Соборный храм имел 5 престолов — главный Воскресения Христова и придельные — Пророка Илии, Николая Чудотворца, Успения Божией Матери и святых Афанасия и Кирилла. Колокольня из трёх убывающих восьмериков выстроена наподобие угличских колоколен.

http://sobory.ru/article/?object=33463

Преемник Иосифа, Иона (Второй), с 1503 г. из архимандритов минского Вознесенского монастыря, бывший прежде священником. Польские и униатские писатели (Дубович, Кульчинский, Стебельский) говорят, что он прибыл с княжной Еленой из Москвы и был ее духовником, и что по ее, будто бы, указанию он и избран в митрополиты. Это был человек простой, но строгий, честный и ревностный пастырь. После смерти его в 1507 г., в достоинство Киевского митрополита возведен смоленский епископ Иосиф Солтан, управлявший до 1509 года и смоленской епархией. Иосиф Солтан был один из самых достойных пастырей западнорусской церкви, соединявший ревность с образованием и тонким общественным тактом. Деяния созванного им состоявшегося под его председательством виленского собора 1509 года служат прекрасным памятником его высоких пастырских достоинств. И, конечно, только полной невозможностью помочь делу можно объяснить то обстоятельство, что и при Иосифе, и после виленского собора, король давал православные епархии в кормленье разным панам и писарям. Преемником его с 1522 года был также Иосиф (Третий), из архиепископов полоцких, скончавшийся в 1534 году. До вступления в иночество Иосиф был женат и имел детей. 260 Один из его сыновей, Иван, полоцкий боярин, прожив с женой Томилой Гитовтовной 18 лет, начал подвергать ее разным истязаниям. Супруга подала жалобу полоцкому владыке Симеону: архиепископ, расторгнув ее брак – о чем она не просила – дозволил мужу жениться на родной племяннице его, архиепископа. Боярыня, жена Ивана, принесла жалобу королю, который повелел рассмотреть дело митрополиту. Это было уже много лет спустя после смерти Иосифа. Чем кончилось дело – неизвестно. 261 В 1534 г. епископ луцкий и острожский Макарий просил себе у короля Сигизмунда I хлеба духовного, митрополии киевской, ссылаясь на то, что сам митрополит Иосиф, еще будучи здоров, уступил ему ту митрополию по своем животе. За Макария ходатайствовали также королева Бона и виленский воевода Гаштольд. Король уважил ходатайство и дал Макарию грамоту на митрополию. Новый митрополит был родом москвич и прибыл в Литву с великой княжной Еленой в качестве священника; после того был архимандритом лещинским, епископом пинским, и с 1528 г. луцким. Церковные неустройства при нем были так сильны, что король (в 1546 году) поручил ему созвать собор для прекращения оных. 262 Митрополит Макарий скончался в 1555 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

889 Н. Тихомиров. Галицкая митрополия, стр. 142. Последним её епископом г. Тихомиров считает Иоанна, умершего после 1404 г. (там же стр. 139–140). У Д. Зубрицкого «Галицкая Русь в XVI стол.» (Чт. Моск. Общ. Ист. и Др. Рос. 1862 г. III кн., стр. 35) Иоанн был жив в 1414 г. 890 М. Макарий. Ист. Рус. Ц., IV, 204. С правом назначать галицких наместников латинскому архиепископу не дано права назначать самих русских священников. Православный митрополит Иосиф Салтан стал даже называться «и галицким» (Акт. Зап. Рос. II, 55 сентябрь 1509 г. Ср. 10, 51, 65, 141 и др). Преосв. Макарий не допускает, чтобы киевские митрополиты раньше 1509 года именовались «и галицкими» (Ист. Рус. Цер., IX, стр. 205–206). 891 Полоцкие владыки назывались епископами и архиепископами. У Евфимия возникли крупные недоразумения из-за титула и старшинства. Он жаловался королю на м. Иосифа, что тот не называет его, Евфимия, архиепископом, как называли прежде, и даже запрещает ему самому титуловать себя архиепископом. Евфимий жаловался и на владимирского владыку Вассиана, но за то, что он «хочет сидеть выше его, а прежние владыки владимирские никогда не сиживали выше полоцких». В 1511 г. король признал Евфимия правым, хотя полоцкие владыки не всегда именовались «архиепископами» (Акт. З. Р., II 67, 68. Ср. I, 62. Акт. Ист. I, 268, 270). Кажется, спор о титуле и месте возник после Виленского собора, в деянии которого Евфимий назван епископом и записан не первым. Первым записан владимирский епископ Вассиан. 892 Опис. Киево-Соф. Собора, прил. 10, стр. 40–48. Тут напечатано деяние Виленского собора и все 15 правил его. На соборе были архимандриты: киево-печерский Иона, Благовещенской патриаршей обители (Супрасльского монастыря) игумен Пафнутий (в деянии поставлен наряду с архимандритами), троицкий виленский Изосима, лаврашевский Арсений, троицкий слуцкий Иосиф, вознесенский минский Сергий, михайловский городецкий из Полоцка Антоний; игумены: троицкий (не известно откуда) Симон, свято-духовский из Смоленска Афанасий, иоанновский островский из Полоцка Евфимий, петровский из Полоцка Алексий, николаевский из Ольшан Иона и николаевский из Лоска Геронтий; протопопы: виленский Матфей, новгородский Иаков, городенский Антипа, слуцкий Феодор, марковский Лукиан, слонимский Косьма и волковыйский Феодор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010