Любопытно, что не только князь Федор Борисович рассматривал Левкиев монастырь как свою собственность. Архимандрит Леонид отмечает, что даже некоторые именитые монахи распоряжались монастырской собственностью как своей. Он приводит в пример Елисея Бибикова, бывшего боярина, монаха и одновременно ктитора Левкиева монастыря. Из его завещания следует, что некоторые монахи не только сохраняли собственность, живя в монастыре, но и частично сам монастырь рассматривали в качестве таковой: «…Да после живота моего сыну моему Ивану в Левкиев монастырь келья моя, а игумену и братия пожаловати в ту келью не вступатися». По сведениям В.В. Зверинского, Левкиев Успенский монастырь также упоминается в завещании князя Дмитрия Ивановича Углицкого (около 1509 г.). Не совсем ясно, о какой исторической фигуре в данном случае идет речь. В 1509 г. скончался князь Дмитрий Иванович, он был старшим внуком Ивана III — первого «государя всея Руси» и сыном Ивана Молодого. С 1498-1502 гг. Дмитрий Иванович был формальным соправителем своего деда. В 1502 г. он был отстранен от власти и лишен права наследовать престол в результате интриг своего дяди, будущего великого князя Василия III. Вступив на престол в 1505 г., Василий III арестовал своего племянника Дмитрия Ивановича, и умер тот в заточении, скорее всего, не написав завещания. Углицким князем же в это время был сын Ивана III Дмитрий Иванович Жилка, умер он в 1521 г. Примечательно, что все упомянутые выше духовные грамоты относятся к первой половине XVI в. Архимандрит Леонид (Кавелин) отмечает, что XVI столетие можно назвать самой цветущей эпохой в истории Левкиевой пустыни. «В числе ее пострижеников являются и бояре; один из них, старец Елисей Бибиков, погребенный в той же обители, имеет неоспоримое право на особую память ее, не только как постриженик, но и как великий, особый ее благодетель. На могиле его еще до недавнего времени лежал камень. Цел и по ныне. Хотя при устройстве новых приделов снят с могилы, вошедшей внутрь храма, где было бы прилично поместить и сей камень (в стене или в полу) с следующей высеченной на оном вязью надписью: лета 7089 (1581) месяца Генваря в 4-й день на память св. 70 Апостолов преставился раб Божий Елисей Васильевич Бибиков, во иноцех инок схимник Елисей. А подписывал Возмицкого монастыря чернеца Никанора».

http://sobory.ru/article/?object=35381

— Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих. Киево-Печерская Лавра и ее святые КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА. Краткий путеводитель Праздник был установлен в 1886 г. киевским митрополитом Платоном в память святых Собора Ближних пещер Киевско-Печерских. — Прп. Харитона Сянжемского (1509). ПРОСТО ПРЕПОДОБНЫЕ Ученик преподобного Евфимия Сянжемского, которого Харитон сменил на настоятельском посту, 40 лет продолжал дело наставника, блаженно скончался в 1509 г.   Православные праздники 13 октября — Сщмч. Григория епископа, просветителя Великой Армении (ок. 335). Священномученик Григорий Просветитель служил армянскому царю Тиридату III , узнав о христианстве Григоря, царь-язычник бросил его в каземат на 13 лет, но затем на Тиридата напало безумие, которое смог исцелить только святой Григорий. После этого Тиридат крестился и в 301 г. сделал христианство государственной религией Армении, Григорий же стал первым армянским епископом. Почитается святым всеми апостольскими церквами мира. — Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца (1442). Преподобный Григорий основал Пельшемский монастырь, вел праведную жизнь и был прославленным духовным наставником. — Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992). Святитель Михаил был первым митрополитом Киевским и всея Руси, начал Крещение Руси, крестил князя Владимира Святого, крестил киевлян, назначил первых епископов, построил множество церквей, был ревностным проповедником.     Православные праздники 14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Покров Пресвятой Богородицы Покров Пресвятой Богородицы Кто такая Пресвятая Богородица О почитании Богородицы Богородица Богородичные праздники Иконы Богородицы Восточнославянский праздник, с которым связано множество народных обрядов и примет. По преданию, когда на Константинополь напало войско язычников, во Влахернском монастыре, где хранилась риза Божьей Матери, состоялось моление об избавлении от захватчиков, юродивому Андрею было видение, в котором Богородица распростерла свое покрывало над молящимися и помолилась за них, после чего язычники отступили. На Руси празднование установлено Андреем Боголюбским, почитавшим Богородицу как покровительницу Владимиро-Суздальского княжества.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Иван III согласился даже принять на себя имя ктитора этой обители, вследствие чего в ней устроена была ктиторская чаша его имени, из которой, по существовавшему обычаю, пила за трапезой вся братия за его здоровье, пока он был жив, а потом на память ему, когда он скончался. Около того же времени приходил в Россию и из другого афонского монастыря по имени Ксиропотамона от лица игумена и всей братии старец Герасим просить милостыни «на прокормление и на подможение» той честной обители, ограбленной турками. Великий князь наделил и этого старца и отпустил в Святую гору, но на пути он был ограблен и взят в плен татарами, потом продан в Астрахань, из Астрахани – в Казань, откуда выкупили его русские и привезли в Москву. Здесь митрополит Симон (1495–1505) принял в нем живое участие и написал окружное послание, в котором, изложив все случившееся с этим старцем, призывал сынов России подавать старцу милостыню как на содержание его обители, так и на уплату тем, которые выкупили его из плена. Присылал, хотя неизвестно в каком году, и Белградский митрополит из Сербии двух старцев, Анастасия и Иоанникия, с просьбою о милостыни, и Иван Васильевич не только принял их милостиво и одарил, но еще пожаловал им от себя грамоту, чтобы и впредь, когда захочет, Сербский митрополит мог присылать с нею в Россию за сбором милостыни. В княжение Василия Ивановича эти же самые старцы действительно еще два раза приходили в Россию, сперва от митрополита Григория, потом (в 1509 г.) от преемника его Феофана. Рассказав новому государю, что сделал для них его отец, они просили Василия Ивановича, чтобы и он оказал милость белградской митрополичьей обители, принял на себя звание ее ктитора и выдал им новую грамоту на проезд в Россию, о чем говорилось также и в грамотах Сербского митрополита и сербского деспота Иоанна, которые они представили нашему великому князю. С этими старцами в 1509 г. прибыли из Сербии еще два старца: Евгений – от вдовы сербского деспота Стефана инокини Ангелины, просившей пособия на построение новой церкви и Иоанникий – от Преображенского Сысоева монастыря в Кучайне.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Столь же неблагоприятной становилась и внешнеполитическая ситуация. Над Венецией сгущались тучи. В продолжавшихся войнах расстановка сил изменилась по сравнению с той, которая была в 1494—1495 годах, система союзов стала иной. В декабре 1509 года в Камбре будет заключен союз, направленный против Венеции и состоящий, по выражению исследователя, из «завистников» ее власти и богатства — настоящая панъевропейская лига, куда войдут короли французский и испанский, папа, император . В 1509 году Альд Мануцйй закроет свое издательское дело в Венеции и переберется в Центральную Италию, а Иоанн Ласкарис уедет в Рим, где будет сотрудничать с папой Львом X Медичи в организации греческой коллегии и развитии образования. Еще ранее туда же отправится Захария Каллерги. Михаил Триволис покинул Италию раньше, около 1506 года, но избрал противоположный вектор (и не только с географической точки зрения) — на восток, на родину предков, в лоно порабощенного отечества. Можно было бы высказать разные предположения и гипотезы об обстоятельствах, сопровождавших его отъезд, о побудительных факторах. Но к этому событию можно подойти по–другому. Глубинные мотивы, по которым человек избирает путь аскезы, монашеского служения, остаются в пространстве его внутреннего мира, он не торопится рассказать о них — либо не рассказывает вовсе. Не будем строить догадок. Опустим занавес. Глава третья СВЯТАЯ ГОРА АФОН Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вотя, пошлименя. И сказал он: пойди… Книга пророка Исайи, гл. 6, ст. 6—9 Монастырская жизнь Жизнь Максима Грека можно уподобить триптиху, центральная часть которого, связующий стержень — Афон, а боковые створки — Италия и Россия — так определил Д. Оболенский роль и место Святой горы в этой биографии . Здесь был заложен фундамент личности, воздвигнуты опоры, позволившие выдержать удары судьбы, испытания, с терпением нести свой крест, груз несправедливых обвинений, клеветы, но также и непрерывавшееся ученое служение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Реформация Борьба против Рима началась одновременно в разных странах Европы, и во главе ее встали столь отличные лица, как немецкий монах Мартин Лютер (1490–1546), французский адвокат Иоанн Кальвин (1509–1564), швейцарский священник Цвингли (1484–1531) и английский король Генрих VIII (1509–1547). Раз вспыхнув, пожар духовной революции охватил своим пламенем всю Западную Европу и казалось, что он повлечет за собой окончательное уничтожение папской власти. После упорной столетней борьбы, которая носила то богословский характер, то принимала форму военных столкновений, перемирие между враждующими партиями было достигнуто. Ни одна из них не добилась победы, и оно оставило Западную Европу разделенной на два лагеря – римской и реформированной Церквей. Большая часть романских народов – итальянцы, испанцы, французы, остались на стороне Рима, но большинство немцев, скандинавцев и англо-саксонцев заняли враждебную Риму позицию. Последствия церковных расколов Таким образом, Запад дорогою ценою заплатил за свое обособление от Православного Востока, но и Восток многое потерял, благодаря прекращению общения с Западом. Он не только оказался бессильным сохранить свою политическую независимость перед лицом торжествующего магометанства, но и его умственная и социальная жизнь лишилась того богатства и той энергии, которые были ее украшением в эпоху неповрежденного единства Церкви. История показывает, что посколько христиане следовали заповеди о любви, они изобиловали дарами благодати и с ревностью проповедовали истину Боговоплощения неверующему и языческому миру. Но там, где они отрекались от братолюбия, они обрекали себя на внутреннее и внешнее поражение. Христианство есть религия свободы, а не принуждения. Члены Церкви могли избирать как путь согласия, так и путь соперничества. Однако, встав на него, они оказывались захваченными круговоротом страстей, становились жертвой национальной исключительности, личных интересов и желаний властвовать друг над другом. В особенности два убеждения, получившие широкое распространение среди христиан, повлекли за собой губительные последствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

И. заботился и о др. мон-рях в своей и в соседних епархиях. Смоленский епископ вместе с Киевским митр. Ионой II 20 июля 1506 г. заверил фундушевую запись смоленского шляхтича полоцкому Иоанно-Предтеченскому мон-рю на имение Чащицы. В марте 1505 г. на сейме в Бресте И. во главе делегации смольнян ходатайствовал о подтверждении привилея кор. Казимира IV Ягеллончика Смоленской земле. В привилее, подтвержденном вел. кн. Александром, содержалось обязательство «християнства греческого закону не рушити, налоги им на их веру не чинити». Вел. князь обещал также «не вступатися» в церковные земли и отказался от взимания «отумерщин» (налога на наследство скончавшегося священника). И. был наречен митрополитом, по-видимому, не позднее окт. 1507 г., поставлен на митрополичью кафедру между февр. и сент. 1509 г. по благословению К-польского патриарха Пахомия I . Первые годы управления И. Киевской митрополией отмечены значительными усилиями по упорядочению церковной жизни и укреплению автономии Церкви перед лицом светской власти. С этой целью на Рождество Христово в 1509 г. в Вильно был созван Собор, в к-ром участвовали все епископы, настоятели мон-рей и протопопы из белорус. части митрополии (кроме них на Соборе присутствовал архимандрит Киево-Печерского мон-ря), рядовые священники. Ряд важных решений Собора был направлен на укрепление дисциплины и порядка в церковной жизни. Так, правила устанавливали, что епископы без возражений должны являться на Соборы, созываемые митрополитом (следующий Собор был созван в 1514 также в Вильно). Устанавливался порядок, при к-ром священник или настоятель мон-ря мог быть смещен с должности. Клирика, совершившего проступок, следовало сначала отстранить на время, и, если он не исправится, епископ «соборне со своим крылосом» должен был запретить ему служить. Такой порядок должен был уберечь священнослужителей от несправедливых решений. Одновременно предписывалось запретить служение клирику, к-рый получил сан, утаив грехи от духовного отца. Епископам предписывалось не принимать священников и монахов из др. епархий без отпускных грамот. Запрещалось рукополагать во иерея диакона из иной епархии без отпускной грамоты и рекомендации своего архиерея. Иеромонахам запрещалось служить без благословения епископа. Не разрешалось совершать богослужение вдовым священникам. Был подтвержден запрет на общение с отлученными от Церкви.

http://pravenc.ru/text/673649.html

Успенский собор в Дмитрове. 1509–1533 гг., 1790 г., XIX в. Фотография. 2014 г. В то время распространился т. н. соборный тип крупного 5-главого храма по типу соборов Московского Кремля - Успенского (1475-1479, архит. Аристотель Фьораванти) и Архангельского (1505-1508, архит. Алевиз Новый), служивший олицетворением идеи «православной державности» в архитектуре ( Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997; Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов XVII в. М., 2009. С. 11). Шестистолпный Успенский собор соединил идею зального продольного пространства с идеей центричности, выраженной в пятиглавии. Реплики кремлевских соборов появлялись в Подмосковье, среди них - редуцированный тип 5-главого 4-столпного собора. Таков Успенский собор в Дмитрове (1509-1533, заказ кн. Юрия Иоанновича) с 3-частными фасадами и полукруглыми закомарами (в 1790 позакомарное покрытие заменено скатной кровлей, а кирпичные барабаны - деревянными с луковичными главами). Собор был окружен 3-сторонней 2-ярусной галереей на аркадах с асимметричной звонницей на юж. стороне (галерея встроена в приделы в XIX в.). Ордерный декор фасадов с карнизами, филенками и круглыми окнами закомар был создан под влиянием Архангельского собора Московского Кремля. Необычна структура 5-главой 4-столпной ц. Св. Троицы в Чашникове Солнечногорского р-на (нач. XVI в.; вотчина Г. С. Собакина, с 1585 Н. Р. Юрьева; перестроена ок. 1690 Л. К. Нарышкиным - Максимов, Торопов. 1969), прямоугольная центрично-осевая (вытянутая по оси «запад-восток», с большим куполом в центре и малыми по углам), объем которой не имеет алтарных выступов. До перестройки фасады были разделены пилястрами на 3 прясла, завершенных килевидными закомарами, а с запада возвышалась звонница. Сейчас фасады украшены кокошниками с белокаменными раковинами наподобие Архангельского собора; возможно, этот мотив перекликается с первоначальным декором, от к-рого сохранились антикизирующие орнаментальные терракотовые фризы. Предположительно 4-столпной и 5-главой была 3-апсидная ц. Покрова в Чиркине Ступинского р-на (нач. XVI в.; вотчина Шереметевых), однако в кон. XVII в. столбы разобрали, а на четверике воздвигли крупный купольный восьмерик, уничтожив древнее завершение храма.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

В заключении соборное уложение было скреплено приложением печатей великого князя Ивана Васильевича и его сына Василия и митрополита Симона, и рукоприкладством митрополита, архиепископа новгородского и всех епископов 88 . Затем оно было разослано посредством грамот по всей России. До нас сохранилась одна такая грамота митрополита Симона в Псков, помеченная 15 июля 1504 года. Она совершенно сходна с соборным определением, с той разницей, что в ней нет подписей и печатей, а в конце её есть приписка, в которой митрополит Симон убеждает псковичей поступать согласно с соборным уложением 89 . Определение московского собора 1503 г. относительно вдовствующего духовенства было занесено, хотя и в краткой форме, и в летописи. Так, в одной из них, под 1503 годом говорится: «Весь св. собор отлучил вдовцов попов и диаконов: обедней им от сих мест не служити, а вечерняя и заутренняя пети им» 90 . В другой летописи, под тем же годом сказано: Того же лета был Архиепископ Геннадий Новгородский на Москве; и собороваша с Симоном Митрополитом всея Руси и с Епископы, и повелеша вдовым попам и диаконам не пети, ни священству касатися» 91 . Причины, заставлявшие иерархию Московской Руси принять строгие меры против вдового духовенства, имели полное действие и в Руси Западной. И здесь безчиние вдовых попов и дьяконов вызвало репрессивные меры со стороны собора, заседавшего в Вильне 18 января 1509 года, и состоявшего, под председательством Киевского митрополита Иосифа, из 7 епископов, 8 архимандритов, 6 игуменов, 7 протопопов и др. священников. В одной из статей соборного уложения говорится «о попах неимущих жён». Эта статья запрещает вдовым попам и дьяконам священнодействовать; им дозволяется постригаться в монашество и тогда они имеют право священствовать, в противном же случае они «причитаются к простой чади» 92 . Определение Виленского собора 1509 г. о вдовствующих попах и дьяконах отличается, в противоположность определению московского собора 1503 г., краткостью и неясностью. Недоумение главнейшим образом вызывается термином «священствовать», «священнодействовать».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/istori...

Переходя к характеристике последней группы церковных учреждений — отдельных церквей и их статуса, следует отметить, что, по заключению Владимирского-Буданова, их зависимость от патронов была особенно значительной . Какого священника определить к той или иной церкви решал патрон. Как видно из правил Виленского Собора 1509 г., достаточно распространенной практикой было вступление священника в должность без благословенной грамоты от епископа и устранение с должности без участия иерарха . Как отметил Владимирский-Буданов, в формулах жалованных грамот «право подаванья» на сельскую церковь упоминалось «наряду с прочими предметами владенья», а во время судебных споров право собственности того или иного лица на соответствующее владение выступало как доказательство права патроната на владение храмом, находившимся на его земле. Не менее важны и наблюдения исследователя, что храм вместе с приписанным к нему имуществом фигурирует обычно как составная часть имущественной описи владения («инвентаря»). Естественно, что из такого представления о церкви как своего рода составной части имения вытекало и право владельца имения распоряжаться церковными доходами. Это право зафиксировано и документально. Так, в грамоте Сигизмунда III Ф. Скумину на церковь св. Николая в Порудомине утверждалось его право «со всих кгрунтов и ярмарков всякие пожитки до нее належачие брати и з них водлуг пристойности и баченья священников там ховати» . В сфере отношений священников и патронов также обнаружены следы практики, заставляющей вспомнить о «jus regalium» и «jus spolii». Так, в правилах Виленского Собора 1509 г. отмечалось как частая практика, что патроны после смерти священника в течение долгого времени оставляли его место вакантным , чтобы присваивать себе полностью все церковные доходы. В грамоте же Сигизмунда II 1553 г. говорится, что после смерти перемышльских священников, утративших привилей, полученный от короля Казимира (т. е. до 1492 г.), их имущество, названное «одумерщина», отбирается в пользу государства .

http://sedmitza.ru/lib/text/442913/

18 янв. 1506 г. в Москве состоялась хиротония В. во архиепископа Ростовского и Ярославского, к-рую возглавил митр. Симон . До отъезда в епархию новопоставленный архиерей обсуждал с митрополитом и вел. князем дела своей епархии, о чем свидетельствует настольная грамота, выданная В. в июле 1506 г. Иоанну, настоятелю Кириллова Белозерского в честь Успения Богородицы мон-ря (в грамоте говорится о том, что Иоанн поставлен на игуменство «по слову великого князя»). При В. в Ростове шла постройка нового здания Успенского собора. В. неоднократно приезжал в Москву, поддерживал прп. Иосифа, о чем известно из сочинений волоцкого игумена. В послании В. А. Челяднину прп. Иосиф писал о поношении в свой адрес со стороны Вассиана (Патрикеева) , добавляя при этом: «А та, господине, татратка ныне у архиепископа у Васиана». В «Письме о нелюбках» говорится, что когда прп. Иосифу сообщили о еретичестве «у пустынников» в заволжских обителях, то он «послал ту грамоту к Ростовъскому архиепископу Васьяну, понежь в его архиепископьи. А в та времена Васьян архиепископ на Москве был. И Васьян архиепискуп ту грамоту подал великому князю». После перехода Волоколамского мон-ря под патронат вел. князя у прп. Иосифа возник конфликт с Новгородским архиеп. св. Серапионом , в епархии к-рого находился мон-рь. Конфликт рассматривался на Соборе в 1509 г., лишившем сана Новгородского владыку; по повелению вел. князя Василия III и митр. Симона В. спрашивал архиеп. Серапиона о причине отлучения им игум. Иосифа. Житие свт. Серапиона объясняет его сведение с престола влиянием на митрополита В., характеризуя его «легка умом и легчайша разумом». Между тем прп. Иосиф свидетельствует, что помимо его брата в качестве главного обвинителя на Соборе против Новгородского владыки выступал игум. Нил (Послания Иосифа Волоцкого. С. 222-223). 8 июля 1509 г. прп. Иосифу была дана разрешительная грамота, его брат был среди участников этого Собора. 3 авг. 1511 г. Ростовский архиепископ возглавил интронизацию нового Предстоятеля Русской Церкви - митр. Варлаама .

http://pravenc.ru/text/149889.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010