самого «Описания»); некоторые присланы между «актами» из архива Министерства иностранных дел ( Ш 18, 23, 24, 25, 29, 34, 36 и 37); один акт 10) хранится в московской синодальной библиотеке 366 , один 2) списан еще – в новгородской софийской библиотеке, один 8) получен из библиотеки гр. П. Н. Румянцева и один 15) в кенигсбергском Радзивилловском архиве, с которым преосв. Евгений познакомился, без сомнения, чрез Румянцева. О грамотах, напечатанных под 45–47, 48, и 49, не можем категорически сказать, откуда они взяты Евгением и были ли ранее известны в печати. Можем лишь заметить о грамоте под 46, что она в 1848 году отпечатана в более уже исправном виде во II т. «Актов западной России» 122) 367 . Устав св. кн. Владимира о церковных судах 2) печатался неоднократно и прежде, на что указывает сам Болховитинов (стр. 5; ср. § 39 его «Истории Словено-Русской церкви»); не раз печатался и потом, – но все с различных списков и редакций, перечисленных, между прочим, в «Истории русской церкви» м. Макария (т. I., стр. 118–119 и примечания к ним); список устава, напечатанный у Евгения, принадлежит к так называемой, 2-й его редакции – средней и относится к XVI или XVII ст. (Макарий, стр. 118 и 238). «Деяние Виленского собора 1509 г.», дотоле нигде еще не изданное» (История киевской иерархии, стр. 115, пр. 64) 368 и уже в 1836 г. с пропусками напечатанное в актах исторических, изданных Археографическою коммиссиею (т. I, 282) 369 . Позднейшие издатели этого «Деяния», напечатанная по списку Императорской публичной библиотеки в «Русской исторической библиотеке» (т. 4, Спб. 1874 г.), говорят об изданиях – Евгениевском и археологической коммиссии, что они «напечатаны с неполных и неисправных списков» (Предисловие, с. V), и указывают, где нужно, разности своего и этих самых изданий. Но разумеются, не вина ученых 20-х и 30-х г.г. текущего столетия, что им не удалось найти тогда лучших списков «Деяния»; и тем уже одним они принесли немалую пользу русской церковно-исторической науке, что опубликовали давно уже забытый и, как им казалось, совершенно неизвестный акт, и, с другой стороны, – а это также весьма важно, – документально опровергли униатских писателей, полагавших цель собора 1509 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Согласно штатам 1764 г., во второклассном Е. м. полагалось 17 чел.: архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 2 монаха на должности пономарей, 3 монаха. При монастыре из бельцов были оставлены подьячий и 16 служителей, за штатом оказались 23 монашествующих и 75 служителей, к-рые впосл. распределялись по др. обителям Суздальской епархии. К кон. XVIII в. в Е. м. штатных монахов уже недоставало, в 1774 г. их числилось 13, в 1793 г.- 15 монахов, послушники и пономарь. С июля 1865 г. штат первоклассного епархиального Е. м. должен был состоять из 33 насельников: архимандрита, наместника, казначея, 8 иеромонахов, 4 иеродиаконов, 13 монахов, 5 больничных. В 1881 г. в Е. м. проживал 21 монашествующий, указной послушник, 13 чел. пребывали на испытании (в составе братии было также 2 поднадзорных монаха), в 1905 г.- 17 чел. братии (настоятель, казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 2 пономаря, просвирник, ключник, чашник), из служителей - привратник, кучер, сторож и др.; в арестантском отделении содержалось 4 чел., среди братии - 16 поднадзорных; в 1917 г. из 32 чел. братии монашествующих было 16. Храмы и другие постройки Согласно краткой редакции Жития прп. Евфимия, еще при его жизни был поставлен каменный собор Преображения Господня, однако эти сведения представляются малодостоверными. Первый каменный Преображенский собор в Е. м. возводился в 1-й четв. XVI в. Даты этапов его строительства, приведенные в Житии, противоречат др. реалиям из того же источника, а также актам мон-ря. Предварительные земляные работы датируются в пространной редакции Жития 4 июля 1507 (Там же. 696. Л. 39 об.) или 1508 г. (Там же. 337. Л. 532), завершение строительства - 1511 г. В таком случае строительством в Е. м. руководил бы архим. Константин (1490-1509), однако в Житии настоятелем, занимавшимся возведением нового храма, назван архим. Кирилл (1511-1526; впосл. архиепископ Ростовский). Т. о., строительство Преображенского храма было начато скорее всего в 1514 г.; к тому же времени относится и обретение мощей основателя Е. м. при копании рвов, о чем архим. Кирилл известил Суздальского еп. Симеона (Стремоухова; 1509-1515). Окончание возведения Преображенского собора следует отнести, вероятно, к 1517-1518 гг. О том, что до 1517 г. в Е. м. шло значительное строительство, косвенно свидетельствует жалованная льготная грамота вел. кн. Василия III Иоанновича игум. Кириллу от 14 мая 1514 г., освобождающая владения мон-ря на 3 года от выплаты податей в великокняжескую казну (Акты суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря 1506-1608 гг. М., 1998. 8. С. 25-26). Вторично временные льготы предоставлялись игум. Кириллу грамотой вел. князя от 22 июля 1523 г., когда в обители предполагалось начать строительство каменной ц. во имя прп. Иоанна Лествичника (Там же. 20. С. 49).

http://pravenc.ru/text/187637.html

Иванищев Николай Дмитриевич (1811–1874) – рус. юрист и историк, собиратель письменных памятников Иероним (II в. до н. э.) – сир. военачальник Иларион – др.-рус. писатель, Киевский митрополит из русских с 1051 Иннокентий III (1160 или 1161–1216) – с 1198 папа рим., всемерно укрепивший папскую власть, инициатор крестового похода против альбигойцев, автор ряда богословских сочинений Иннокентий Камчатский ( Иван Евсеевич Попов-Вениаминов; 1797–1879) – миссионер рус. Америки, с 1840 – епископ Камчатский, Курильский и Алеутский, с 1863 – митрополит Московский Иоанн VI Палеолог (? – 1448) – визант. император с 1425 Иоанн Богослов – один из 12 апостолов, писатель четвертого Евангелия, трех Посланий и Откровения Иоанн Дамаскин (ок. 675 – ок. 753) – визант. богослов, философ и поэт Иоанн Лейденский (ок. 1509–1536) – гол. анабаптист, вождь мюнстерской коммуны (1534–1535) Иоанн Салос (Салисберийский) (1115–1180) – англ. ученый схоласт Иов – ветхозав. страдающий праведник Иордан Христофор – историк готов VI в. Ипполит (первая пол. III в.) – православный епископ Рима. Средневековая рукописная традиция приписывала ему авторство большого числа сочинений догматического, канонического и литургического характера Ираклий (575–641) – визант. император с 610 Ирвинг Эдуард (1792–1834) – шотландец, основатель секты ирвингистов Ириней (между 130 и 140 – ок. 202) – епископ Лионский с 177, церк. писатель Исаак – ветхозав. патриарх Иуда – сын Иакова, родоначальник колена Иудина Иуда (Фаддей) – апостол, автор соборного послания, написанного в к. I в. Кавелин Константин Дмитриевич (1818–1885) – рус. историк, публицист Калед – см. Колье Каликст (III в.) – папа рим. Кальвин Жан (1509–1564) – церк. реформатор Кальдерон де ла Барка (1600–1681) – исп. драматург Калье Рене (1799–1838) – фр. путешественник по Африке Камбис I (ок. 600 – 559 до н. э.) – царь персов Камбис II – царь персов с 529 по 522 до н. э., отличавшийся жестокостью и деспотизмом Капер – доктор богословия из Штутдгарта, автор труда «О религиозном состоянии евангелической Германии»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

И., но количество и размеры уделов его братьев и др. родственников были еще достаточно велики. Волоцкий удел был ликвидирован в 1513 г., после смерти бездетного князя Федора Борисовича. Братья В. И.– князья Семен Калужский и Дмитрий Угличский скончались в 1518 и 1521 гг., оба бездетными, ибо великий князь, не имея наследника, фактически запрещал своим братьям вступать в брак. Их владения перешли к великому князю, то же произошло позднее и с уделом князя Юрия Дмитровского (также бездетного), который был «поиман» в дек. 1533 г., почти сразу после смерти Василия III Иоанновича Лишь самому младшему брату Василия III Иоанновича князю Андрею Старицкому было разрешено жениться в 1533 г., когда у Василия III Иоанновича уже родились 2 сына. Последним крупным полусамостоятельным центром в Вост. Руси оставалось великое княжество Рязанское, потерявшее независимость ок. 1521 г., когда последний рязанский великий князь Иоанн Иоаннович бежал в Литву. В 1510 г. произошло полное подчинение Пскова, решившее важные полит. и военно-стратегические проблемы на зап. рубежах. Город уже давно находился в орбите великокняжеской политики, промосковская ориентация псковичей была обусловлена их желанием видеть в Москве защитника от притязаний Великого Новгорода и союзника во внешней политике. Псков еще сохранял некоторые городские вольности (вече, вечевой колокол и др.), хотя власть великокняжеского наместника усиливалась, особенно после назначения на эту должность весной 1509 г. князя И. М. Репни-Оболенского, отличавшегося особой жестокостью по отношению к псковичам. Во время пребывания Василия III Иоанновича в Великом Новгороде осенью-зимой 1509/10 г. жители Пскова (в делегацию входили посадники и бояре) подали жалобу на наместника. По др. источникам, первым жалобу великому князю. подал наместник, обвинивший псковичей в нарушении своих обязанностей по отношению к правителю («дела государские делают не по прежнему и в суды, и в пошлины, и в оброки, и во всякие доходы у него вступаются»). Челобитные и жалобы продолжались как со стороны князя Репни-Оболенского, так и со стороны псковичей, не только посадников, но и черных людей, которые жаловались и на наместника, и новгородских помещиков, и «на свою братью на пскович».

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

неизвестно Иларион, епископ упоминается после 1405 Никон, епископ упоминается в 1408, 1411 неизвестно Севастиан, епископ рукоположен с 1411 до 1416 неизвестно Герасим, епископ бывший епископ Владимиро-Волынский с 1417 по 1433 с 1434 возведён на Киевскую митрополию, оставаясь в Смоленске Михаил II, епископ упоминается неизвестно Нафанаил епископ упоминается с 1440 по 1445 неизвестно Симеон II, епископ рукоположен Евфимий II, епископ упоминается в XV веке неизвестно Мисаил (Пеструцкий-Друцкий-Соколинский-Бабич, князь), епископ упоминается с октября 1454 по 1475 наречённый митрополит Киевский, 1480 Иоаким, епископ упоминается с 1480 по 1485 (с 1480 по 1494) неизвестно Иосиф (Болгаринович), епископ рукоположен с 1494 по 30.05.1498 избран митрополит Киевским и всея Руси, с сохранением Смоленской епархии; 1501 Иосиф (Солтан), епископ упоминается с 1502 по 1509 митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Варсонофий (Ходыкин), епископ с 1509 по 1514 лишён кафедры и сослан после взятия Смоленска Василием III, заточён; неизвестно Смоленская и Брянская С 1515 года Имена Сведения Иосиф, епископ рукоположен с 15.02.1515 22.06.1532 (1522) Савва (Слепушкин), епископ рукоположен с 20.02.1536 по 1538 неизвестно Гурий (Заболоцкий), епископ рукоположен с 16.03.1539 по март 1555 на покое; неизвестно Симеон, епископ рукоположен с 17.03.1555 28.07.1567 Феофил (Филофей), епископ упоминается в 1568, 1569 неизвестно Сильвестр, епископ рукоположен архиепископ с 1589 до 1592 неизвестно Феодосии, архиепископ рукоположен с 06.03.1592 возможно, январь 1605 Сергий, архиепископ упоминается с 1609 по 1611 взят поляками в плен; после 1616 (1619) Смоленская и Черниговская С 1628 года Имена Сведения Исайя (Копинский), архиепископ бывший епископ Перемышльский и Самборский с 1628; епархией не управлял с 18.11.1631 митрополит Киевский. Галицкий и всея Руси Авраамий, архиепископ рукоположен с 1632 по 1648 переименован архиепископ Смоленский и Дорогобужский Смоленская и Дорогобужская С 1648 года Имена Сведения

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Серапионом за то, что без благословения Новгородского владыки перешли под патронат вел. князя (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 185-186, 262-267). Распоряжение владыки распространялось на всех учеников преподобного. В мае 1509 г. решением митр. Симона и владык отлучение с прп. Иосифа было снято и ему была отправлена благословенная грамота ( Алексеев. 2015. С. 213-214). Но многие из недоброжелателей волоцкого игумена продолжали считать его отлученным. Один из «заволжцев», старец Герман, не ранее весны 1509 г. позволил себе резкие высказывания об Иосифе Волоцком и его учениках. В частности, Герман утверждал, что с учениками прп. Иосифа нельзя поддерживать никакое общение («ни ясти, ни пити»). Эти тяжелые обвинения были высказаны в присутствии Дионисия Звенигородского, не преминувшего поделиться своими впечатлениями об услышанном с Н., к-рого связывали со старцем Германом прежние дружественные отношения. Н. написал старцу Герману послание, в к-ром доказывал, что отлучение, наложенное архиеп. Серапионом на прп. Иосифа и братию, не является действительным, поскольку совершено в нарушение канонических правил и отменено решением церковного Собора во главе с митрополитом («И митрополит Симон и весь собор, изыскав по святым правилам вины ихъ, и тако отца нашего Иосифа и нас разрешили и простили соборомъ и грамоту благословеную отцу нашему Иосифу дали, а архиепископа Серапиона не благословили и отлучили от святых и животворящих тайн и сан архиепископский сняли, понеже дерзостне сотвори и не посоветова ни съ кем от своея братия епископ ниже митрополитомъ») ( Жмакин. 1881. С. 190). Следов., «якоже отец наш игумен Иосиф, такоже и мы вси, его постриженици, благословени и прощени от святых правил, потом же и от всего собора русские митрополия такоже благословении и прощени». По мнению Б. М. Клосса, послание Н. было написано в дек. 1510 г. или в февр.-марте 1511 г. ( Клосс. 1974. С. 160). Эта датировка основывалась на предположении, что при написании послания Герману Н. использовал текст послания Иосифа Волоцкого И.

http://pravenc.ru/text/2577627.html

Россия, еще не окрепшая после монгольского ига, не может о нем позаботиться, так же как и сербские властители, теснимые турками. С середины XIV в. и весь XV век обитель была преимущественно заселена сербами, хотя в двух актах от 1483 г. есть подписи «от Руси» старцев Серапиона и Симеона, а в документе 1531 г. сохранилась запись: «от Руси Симеон Ковач». 494 В русских летописях под 1497 г. встречается известие, что к великому князю Ивану III приходили игумен Паисий и один старец со Святой Горы из Русского Пантелеймонова монастыря «милостыни ради». 495 Около 1509 г. сербская деспотица инокиня Ангелина убедительно просила великого князя Василия Иоанновича также и за русский монастырь на Афоне: великий князь принял это прошение, взяв обитель под свое покровительство (известно общее послание святогорцев к великому князю по случаю сочетания второго брака и разлучения первого брака «чадородия ради», где упомянут и «Пантелеев» монастырь). В том же 1509 г. в Москву прибыли пантелеимоновские старцы Василий, Симеон и Иаков, принесшие великому князю грамоты от прота Паисия и от игумена своего монастыря Саввы. Игумен в ней извещал великого князя, что по его указанию вписаны для поминовения родители великого князя и «братия будут пить, по его приказанию, из ковша усопшего отца его великого князя Иоанна, на память ему. Он имел доброе усердие и желание за сей монастырь вашей ктитории, и вперед больше хотел жаловать, но перешел к Богу и оставил по себе добрую память в сих местах и других»… 496 Великий князь дал старцу ответную грамоту, где обещал помогать милостыней, как и прежде, и разрешил монастырю раз в четыре года посылать своих монахов за сбором в Россию. Прот Паисий поблагодарил князя за милостыню Афону. Это первое после падения Константинополя известное свидетельство об общении России с христианским Востоком. Возможно, такие связи со Святой Горой существовали и ранее, однако документы не сохранились. 497 В 1515 г. прот Паисий писал в грамоте митрополиту Варлааму: «Твой предшественник [митрополит Симеон] миловал святой наш монастырь и память имеет в святых наших поминовениях; так и святыня твоя, сколько тебя наставит Дух Святый, сотвори». Одновременно игумен Паисий написал грамоту и к великому князю Василию, где извещал о миссии от монастыря в Москву трех монахов (Саввы, Пахомия и Матвея): «Прежде писали мы, чтобы поновил ты святый монастырь и святую церковь , которые от прежних времен от твоих дедов и прадедов созданы. Будь новым ктитором отчины своей, дому и обители св. Пантелеймона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. В. м. «был главным поставщиком кандидатов на высшие духовные должности» ( Тихомиров. 1973. С. 125). Брат прп. Иосифа Вассиан (Санин) в 1502 г. был поставлен архимандритом Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , а 18 янв. 1506 г. хиротонисан во архиепископа Ростовского. Не позднее 1504 г. духовником вел. кн. Иоанна III стал близкий к прп. Иосифу настоятель Андроникова монастыря архим. Митрофан (в 1507-1518 епископ Коломенский). Ученик прп. Иосифа Симеон (Стремоухов) в 1509 г. был хиротонисан во епископа Суздальского. Прп. Иосифа в конфликте с Новгородским архиеп. Серапионом поддерживали Вологодско-Пермский еп. Никон и Рязанский еп. Протасий, а также игумен московского Богоявленского мон-ря Нил Грек (в 1509-1522 епископ Тверской) и еп. Крутицкий Досифей (Забела) . В период первосвятительства постриженика И. В. м. Московского митр. Даниила ряд насельников обители заняли епископские кафедры. 30 марта 1522 г. постриженик мон-ря Акакий был хиротонисан во епископа Тверского, 2 апр. 1525 г. племянник прп. Иосифа мон. Вассиан (Топорков) - во епископа Коломенского. 4 марта 1526 г. Новгородским архиепископом стал архимандрит можайского Лужицкого мон-ря Макарий , бывший, как и прп. Иосиф, пострижеником Пафнутиевой Боровской обители. 20 февр. 1536 г. Савва (Слепушкин) был хиротонисан во епископа Смоленского, 16 марта 1539 г. Гурий (Заболоцкий) - во епископа Смоленского, 18 июня 1542 г. игум. Феодосий - во архиепископа Новгородского, 24 февр. 1544 г. архим. Савва (Чёрный) - во епископа Крутицкого, 10 марта 1549 г. архим. Трифон (Ступишин) - во епископа Суздальского. В 1543 г. влиятельный Новоспасский московский мон-рь возглавил настоятель И. В. м. игум. Нифонт (Кормилицын) (с 11 марта 1554 епископ Крутицкий). Старцы Кассиан Босой и Тихон (Ленков) состояли в переписке с вел. кн. Василием III ( Зимин. Переписка старцев. 1963). В 1530 г. старец Кассиан стал крестным отцом наследника великокняжеского престола - будущего царя Иоанна IV. В 1533 г. игум. Нифонт (Кормилицын) провожал посетившего мон-рь смертельно больного вел. кн. Василия III в Москву, присутствовал при его пострижении. Церемония похорон вел. князя проходила под руководством монастырских старцев. 8 февр. 1685 г. архим. Александр был хиротонисан во архиепископа Великоустюжского.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Духовенству принадлежала судебная власть над мирянами по всем духовным делам и особенно в области семейно-брачных отношений, но есть много оснований сомневаться, что эта власть была твердой. На это указывает, в частности, широкое распространение невенчанных браков 131  и многочисленные известные по актам случаи неповиновения мирян церковной юрисдикции. Митрополитом Макарием отмечен и такой характерный факт, как широкое распространение списков Номоканона 132 и использование его не только духовенством, но и светскими людьми, о чем свидетельствует запрет собором 1509 г. чтения Кормчей мирянами. Все это, а также сама практика религиозно-общественной жизни в XVI в., позволяет увидеть, что власть и авторитет духовенства в обществе были весьма непрочными. Церковная администрация, финансы, церковный суд в Киевской митрополии Как в этих условиях функционировала церковная администрация, вершился церковный суд, осуществлялась пастырская деятельность, складывались отношения духовенства и общества? Насколько велика и прочна была власть митрополитов в церкви? Хотя И. Власовский, например, считает, что их власть заметно возросла в XIII–XIV вв. 133 , нужно признать, что во второй половине XV–XVI в. их реальные полномочия были очень ограниченными. Белое духовенство, по наблюдениям митрополита Макария, в целом подчинялось власти владык, но и тут были частыми нарушения со стороны горожан и со стороны лиц, имевших в своем патронате приходские церкви. Что касается монастырей, то они подчинялись епископу только тогда, когда не были под патронатом других лиц 134 . В условиях государства с католической правящей династией, ограниченности прерогатив митрополита и независимости местной церкви от патриарха особенно значительной могла бы быть роль церковных соборов. И действительно, в конце XVI в. и позднее их значение в управлении церковью было очень велико. Но в период до 1590 года даже те соборы, которые созывались (например, собор 1509 г.) не оказывали сколько-нибудь эффективного воздействия на ход церковной жизни 135 . Это происходило, в частности, потому, что никакими инструментами для осуществления принятых решений церковь не располагала. Впрочем, высшее духовенство, рекрутировавшееся в основном из мирян, и не проявляло рвения в исправлении церковных «нестроений», а православное монашество было совершенно не похоже на деятельных и хорошо организованных собратьев из католических орденов. Низшее же духовенство во всем зависело от мирян и светских патронов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

получил в Эрфуртском ун-те степень сентенциарного бакалавра. Ко времени пребывания в Эрфурте в 1509 г. относится 1-е документально подтвержденное знакомство Л. с сочинениями блж. Августина; сохранились издание малых трактатов блж. Августина 1489 г., а также издания сочинений «О Троице» и «О граде Божием» с краткими заметками учебного характера, сделанными Л. на полях (состав изданий и текст заметок см.: Luther M. WA. Bd. 9. S. 2-27). К периоду чтения Л. лекций по «Сентенциям» Петра Ломбардского († 1160) в Эрфурте в 1509-1511 гг. относится сохранившаяся серия кратких заметок на полях этого сочинения (см.: Ibid. S. 28-94). Л. впоследствии высоко оценивал «Сентенции», противопоставляя их теологическим сочинениям схоластов, «суммам» и «вопросам»; такое отношение объясняется тем, что Петр Ломбардский преимущественно приводил в своем компендиуме упорядоченные мнения отцов Церкви, объясняя смысл этих мнений и их взаимную непротиворечивость в собственном богословском комментарии. В «Сентенциях» блж. Августин является наиболее часто цитируемым из всех отцов Церкви, а его мнения представляются в оригинальном виде, а не в философской интерпретации, как у схоластов XIII-XV вв. Т. о., к 1511 г. Л. достаточно хорошо ориентировался в богословии блж. Августина как в оригинальной форме, так и в том виде, в каком оно использовалось в схоластике, однако, вероятно, еще не знал поздних трудов блж. Августина, посвященных тематике первородного греха и благодати (ср.: Hamel. 1934. Bd. 1. S. 1-25; Rogge. 1985. S. 89-90). В окт. 1510 г. Л. отправился в Рим в составе посланной руководством эрфуртского монастыря делегации. Эрфуртские монахи стремились воспрепятствовать воплощению в жизнь принятого папской курией решения об объединении реформированных монастырей обсервантов с др. монастырями саксонской провинции августинцев-еремитов в единую провинцию, инициаторами к-рого были Штаупиц и генеральный приор ордена Эгидий из Витербо ( 1532). Хотя впосл. Л. красочно описывал множество церковных злоупотреблений и суеверий, которые он имел возможность лично наблюдать в Риме, нет оснований полагать, что поездка оказала к.-л.

http://pravenc.ru/text/Лютер.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010