Тогдашний митрополит Иосиф Солтан (1509–21) увещевал свою паству верно служить литовскому своему государю и многих сам приводил к присяге. Митр. Иосиф III, ранее епископ Смоленский, один из лучших митрополитов зап.-рус. Церкви. Он происходил из знатного литовско-рус. рода, что давало ему возможность тверже держать себя. С благочестием соединялось у него просвещение. Он хорошо был известен королю Сигизмунду и патриарху. Будучи еще архимандритом Слуцким, он побывал на Востоке и с любовью изучал обыкновения восточной Церкви. Все это дало ему возможность навести порядок в зап.-русской Церкви, долгое время страдавшей от ряда нестроений. Для этого в 1509 г. он созвал большой собор в Вильне для исправления дел церковных. Собор строго осудил всякие подкупы и искательства мест священного служения и постановил, чтобы впредь избирать на это служение людей достойных, после должного испытания и по установленному на то законному порядку. Епископам предписано было быть послушными митрополиту, не увлекаясь в мирские дела, а занимаясь церковными. Собор, строго осуждая злоупотребления ктиторов и патронов своими правами, твердо определил им знать и соблюдать меру своих прав и обязанностей. Священников, служащих при церкви без благословения архиерея, по воле одного пана, решено было лишать сана. Постановлениями собора духовенство хотело противодействовать вредному влиянию иноверных властей и панов. Митрополит, поддержаный кн. К. И. Острожским, с которым был особенно близок, просил Сигизмунда подтвердить королевской граматой все права православной Церкви. Это было последним исполнено в 1511 г. Митр. Иосиф приглашался королем создать церковную унию. Он в ответ, по совету константинопольского патриарха, сослался на свою зависимость от него, не позволяющую ему самостоятельно предпринимать такое решение. Владыка Иосиф, с согласия короля, первый из киевских митрополитов присоединил к титулу «и Галицкий». В эти двадцать с лишним лет православные в литовской Руси пользовались миром и спокойствием. Возобновлялись древния обители, в числе их в 1529 г. одна из древнейших, Межигорская-Преображенская, с 1240 г. лежавшая в развалинах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

После избрания на Папский престол Александра VI Фарнезе получил должность казначея в Римской курии (6 сент. 1492). Папа, испанец по происхождению, нуждавшийся в поддержке знатных римских семейств, 20 сент. 1493 г. возвел Фарнезе в достоинство кардинала-диакона; 23 сент. он получил диаконию святых Космы и Дамиана (с 29 нояб. 1503 и до 25 сент. 1513 занимал также диаконию св. Евстафия). В апр. 1494 г. он был возведен в сан субдиакона и диакона. 14 нояб. папа назначил Фарнезе легатом в Патримонии св. Петра (1494-1496). 28 апр. 1501 г. он, не будучи пресвитером, стал администратором диоцеза Корнето-Монтефьясконе (1501-1519). 26 нояб. 1502 г. папа Александр VI назначил его легатом в Анконской марке (1502-1509). При следующих папах кард. А. Фарнезе благодаря семейным связям, обходительности и дипломатическим способностям укрепил свое положение: он был администратором диоцезов Ванс (1508-1510), Беневенто (1514-1522, 1528-1530), Сен-Понс-де-Томьер (1514-1534), Ананьи (апр.-июнь 1525), Битонто (1530-1532), Сована (апр. 1532), Сора (янв.-июнь 1534). В окт. 1508 г. стал архипресвитером Латеранской базилики. В 1509 г. назначен епископом Пармы, занимал кафедру до 1524 г. От имени болевшего в то время папы Римского Юлия II (1503-1513) открыл заседания Латеранского V Собора (3 мая 1512). В отсутствие кардинала-перводиакона короновал папу Льва X (19 марта 1513). В авг. 1516 г. сам Фарнезе стал кардиналом-перводиаконом. После возведения в достоинство кардинала-епископа занимал субурбикарные кафедры Фраскати (с 15 июня 1519; в связи с этим назначением 26 июня рукоположен во пресвитера, 2 июля - во епископа), Палестрины (с 9 дек. 1523), Сабины (с 18 дек. 1523), Порто и Санта-Руфины (с 20 мая 1524), Остии и Веллетри (с 15 июня 1524). Декан коллегии кардиналов (с 1524). При папах Римских из рода Медичи - Льве X и Клименте VII (1523-1534) - Фарнезе стал одной из наиболее влиятельных фигур при папском дворе. После смерти папы Климента VII, к-рый рассматривал его в качестве своего преемника, Фарнезе был избран папой Римским.

http://pravenc.ru/text/2578527.html

Авраам Флоринский , из префектов Киевской духовной акад., в 1758–62; перев. в Владимиро- Цареконстантинов мнтрь Даниил Натток-Михайловский ( Мирдамский ) с 1786 в Лебединском Георгиевском, оттуда перев. в 1797 сюда, 1797–1800; перев. в Нежинский Благовещенский. Иоасаф , в 1801–6. Епифаний Канивецкий произведён 1807..., а 6 февр. 1808 перев. в Казанский Спасо-Преображенский мнтрь. Тимофей , бывший архим. Задонский, определён в 1808; уволен на покой 19 дек. 1812; † 2 сент. 1817. Иоиль , в 1813–30. Платон Городецкий , 1831–37, 20 дек. перев. в Костромский Богоявленский мнтрь. (В 1839 вакансия). Платон Городецкий , 1841–43, хирот. в епископа Ковенского (викария Литовской епархии). 152 Евсевий Ильинский , 1841, 1 янв. 1849 хирот. в епископа Ковенского. 153 Иосиф Симашко , митрополит Литовский, управлял в 1849–68. Макарий Булгаков , архиепископ Литовский, с 10 дек. 1868. 2 Виленский Троицкий, в Вильне, известен с конца XV века, – был в XVII и XVIII веке униатский. [III, 540; VI, 441, 458.] Возобновлён около 1850 г. Архимандриты Макарий 1495 хирот. в митрополита Киевского. Зосима , игум, 1509, на соборе. Тихон , 1524 (А. 3. Р., II, 125). Сильвестр Белкевич 1556 хирот. в митрополита Киевского. Софроний в янв. 1597 отказался. Самуил Сенчилович определён 16 нояб. 1605; в 1607 отставлен. Иосиф Рутский , 1607–1611. … Филарет 28 мая 1851 хирот. в епископа Ковенского. Александр Добрынин , 1852–60, 21 нояб. хирот. в епископа Ковенского. Иосиф Дроздов , 1860–68, 14 сент. хирот. в епископа Ковенского. 3 Вознесенского, в Минске, не существующего [в Ист. Рос. Иер. нет]: Игум. Сергий , 25 дек. 1509. Архим. Вассиан 1541 перев. в Киево-Печерский. – Михаил Рагоза с февр. 1579. После в Слуцком. – Паисий Саховский утверждён 10 мар. 1595. После епископ Пинский. [Вознесенского Виленского архим. Иона 1520 хирот. в митрополита Киевского, но сего-ли монастыря?] 4 Богоявленский, в городе Пинске, упреждён в 1795 г., вместо Минского Петропавловского 1-го класса монастыря, обращённого в Кафедральный собор. [V, 551.] Архимандриты

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Были в употреблении и другия казни, как-то: за подделку монеты – отсечение рук и залитие оловом горла 105 . Тут действовали большею частию законы Юстиниановы, а в особенности закон градский и узаконения эклоги императоров Льва и Константина 106 . Духовенство наиболее содействовало распространению в практике на Руси греко-римского права, само руководилось им в своих делах, подкрепляло свои определения 107 , поддерживало свои права, решало дела судебные, и по церковному собственно ведомству, и по гражданскому – в круге, ему подчиненном. Известный собор в Вильне (1509), в своих постановлениях о духовенстве, ссылался, между прочим, на царские заповеди 108 . Митрополит Симон (1509), и на основании божественных правил и царских законов, разрешил Иосифа волоколамского от отлучения, возложенного на него архиепископом ростовским Серапионом 109 . К тем же законам прибегали в делах наследственных и по духовным завещаниям 110 . Стоглавый собор, в рассуждении о правах духовенства, личных (по званию) и судебных, указывал на узаконения императоров Юстиниана, Исаака м Мануила Комненов, также о ставленных пошлинах, и пр. 111 В следствие того же собора определениями о святительском суде положено было – духовных лиц, обвиняемых в уголовных преступлениях (в душегубстве и разбое с поличным), судить градским судьям, по царским законам 112 . Вообще о действии в России греко-римских законов, совокупном с церковными восточными правилами, от самых древних времен и до XVI века (включительно), свидетельствуют замечательные слова митрополита Даниила, по поводу прений с Вассианом в 1531 году: «ведома, говорит митрополит, тебе великая книга священныя правила апостольская и отеческая и седми вселенских собор и поместных, и от градских законов к ним же приложенна и сочетанна, понеже градские законы священным правилом последуют,.. и тоя книги не смея никтоже разрушити, иди чем поколебати от седмаго собора до русского крещения; а в нашей русской земли та книга больши лет пяти сот соборную Церковь содержит и все православное христианство просвещает и спасает, от святого Владимира и доныне неразрушима и непоколебима была ни от кого» 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Около 1480 г. ввели было в архиерейскую присягу клятвенное обещание – не принимать никого ни на митрополию, ни на епископские кафедры от константинопольского Патриарха, именно потому, что Царьград в руках мусульманских. Но сей пункт, по настоянию мудрого Максима, был исключён из присяги: Царьград, говорил преподобный, в руках агарянских, но православие остаётся между греками непоколебимым, и Церковь по прежнему управляется Духом Святым 17 . Впрочем, вызов Максима из Греции как учителя Церкви, показывает, что северная Церковь остерегалась собственно подчинения власти султану, но не прерывала своей связи с Греческой Церковью. То же показывают богатые милостыни Русской Церкви Церквам восточным 18 . Царь Иоанн Вас. испрашивал и получил от констант. Патриарха чин венчания на царство и благословение патриаршее на сан царский 19 . Константинопольская Церковь извещала Русскую Церковь о переменах в патриаршестве, а м. Феодосий посвятил Иосифа в митрополита Кесарии Палестинской 20 . § 3. Внутреннее управление Церкви на юге: епархии и епископы; законы; Собор 1509 г.; другие постановления. Блистательным памятником заботливости южных пастырей о лучшем управлении Церковью Христовой служит Виленский Собор 1509 г. На нём составлены были правила благоразумные, твёрдые, достойные восточного православия. Изобразив печальное состояние южной своей Церкви, частью словами м. Кирилла, Собор поставляет: 1) Не подкупать никого для получения сана епископского, и епископа, поставляющего покупщиков в священство, лишать власти. 2) Не поставлять в священство людей чужой епархии. 3) Поставлять в священство людей достойных, одобренных судом духовника. «Если бы и сам Государь прислал недостойного; то всем епископам с митрополитом, явясь к Государю, объявить недостоинство того, и ни за что не посвящать». 4) Отлучать от священства тех, которые, скрыв своё поведение перед духовником, обнаружат жизнью своё недостоинство. 5) Не допускать до священнодействия священников и иночествующих, когда являются без увольнительной грамоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1513 . Вознесенский – Менский, мужской, ныне церковь на Троицкой горе, близ губерн. гор. Минска. Время основания м-ря неизвестно, хотя, несо­мненно, церковь Вознесения уже суще­ствовала в IX ст. и благотворителями ее были: Андр. Ив. Масленко, Минский бургомистр, и жена его Мария Филип. Известия о м-ре делаются достоверными с XIV ст., когда он уже владел зем­лями, а в 1492 г. королева Польская Елена Ивановна, супруга Александра, к прежним владениям его придала не­движимое имение Тростенец. В 1613 г., по смерти архим. Софрония, король Сигизмуд III, по ходатайству униат. митроп. Поцея, присоединил его к Виленскому Троицкому мон., а в 1635 г. униат. митр. Иос. Рутский соединил его с Минским Духовым м-рем. В 1864 г. остававшаяся древняя церковь в запу­стении была восстановлена гр. М. Н. Му­равьевым, отпустившим на возобно­вление ее 18.000 руб. из сумм допол­нительного 10% сбора по губернии. В это же время было предположено учре­дить близ церкви епархиальное училище. “Ист. Росс. Иер.”, V, 67; 974; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., 200; “Памят. кн. Минск. губ. на 1888 г.”, 89, в примеч.; “Минск. губ. в.”, 1847 г., 26 (стат. опис. Пинск. у.); 1864 г., 32 (восстановл. храма с историею его); Строев, “Спис. иерар. и настоят.”, 12 (архим. Вассиан, упоминается в 1544 г.), 540, 3; “Акты истор.”, I, 289 (Духовн. собор 1509 г. в Вильне, игум. Сергий); Архим. Николай, “Ист. стат. опис. Минск. епар.”, 79; “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, II, 3 (Гр. 1600 г. о монастыр. владениях), 6 (о том же), 44 (Гр. 1613 г. о присоедин. к Вилен. Троицкому м-рю); “Акты Зап. Р.”, I, 224 (Гр. 1506 г. кн. Мих. Глинскому о дозвол. раздавать имущ. в правосл. м-ри); II, 216 (Ж. гр. 1541 г. архим. Вассьяну на Киево-Печер. архимандрию); III, 89 (Ж. гр. 1577 г. земянину Стеф. Достоевскому о предостав­лении м-ря в пожизн. владение), 110 (Ж. гр. 1579 г. земянину Мих. Рагозе о предоставл. ему в пожизн. управл. м-ря с тем, чтобы он всту­пил в монашество и принял сан архиман­дрита); IV, 19 (Ж. гр. 1589 г. архим. Михаилу на Киевскую митрополию), 48 (Собор. гр. 1594 г. о церковн. братствах), 62 (Ж. гр. 1595 г. Бытенскому игум. Паисию на Минскую архиман.), 103 (Собор. гр. 1596 г. правосл. духовенству о вступлении его в союз с Римскою церковью, подписался архим. Паисий), 121 (Судная гр. 1597 г. митр. Мих. Рагозе о праве на влад. сел. Тростенцем); “Русск. истор. Библиот.”, IV, 7 (Виленский собор 1509 г.; с Меньска Вознесенский архим. Сергий), 1039 (Иона, архим. Минский, с 1520 г. митроп. Киевский; у Строева, на стр. 3, неправильно показан из Виленского Вознесен­ского, который никогда не существовал).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1509 г. февраля 19. Грамоту императора Максимилиана I (от этого числа) о торговле ганзейских купцов в России доставили в Ивангород «немцы» Гридя и Еремейко Заморяне. 17 июня получена в Москве. – Ответная грамота послана им в Ивангород из Москвы 9 августа 1509 года. 1513 г. август – 7 марта 1514 г. (выехал). Посол императора Максимилиана Юрий Шнитценпаймер (Schnitzenpaimer, Сниценпамер, Юрий Сницев Памер) – о дружбе и братстве и союзе против Польского короля (С.Г.Г. и Д., т. V, 67) . В Москву прибыл 2 февраля. 1514 г августа 4 – апрель 1515 г. (выехали). Послы императора Максимилиана доктор Яков Ослер и Мориц Бургштеллер (Мавренбурх Стелер) с грамотой императора о союзе против Польского короля. В Москву прибыли 1 декабря 1514 г. Ок. 1515 (7023) г. Николай Юрьев Сницпамер. 1515 г. – ок. апреля 1516 г. (отпущен). Посол императора Максимилиана Панталеон (Пантелеймон) с предложениями посредничества к примирению вел. кн. Василия III с королем польским. 1515 г. – апрель 1516 г. (выехал). Гонец Валтасар Эдер ( Balthasar Oderus) по тому же вопросу. 1516 г. в декабре (выехали из Аугсбурга) – (18–22) ноября 1517 г. (выехали из Москвы). Послы императора Максимилиана I Сигизмунд Герберштейн (Жигимонт Гермонстер). Петр Мракси (Мурачик, умер дорогой до приезда в Москву) и Иоанн фон-Турн (Ян Фантурно), для переговоров о заключении мира с Польским королем. Приехали в Москву 18 апреля. 27 апреля – 13 июля. – 27 апреля Турн отправился из Москвы в Польшу; возвратился в Москву 13 июля. 24 июля – октябрь. – 24 июля он опять выехал в Польшу, а приехал в Москву в конце октября. Из Москвы выехали: Герберштейн – 22 ноября, а Турн с литовскими послами 18 (20) ноября. 1517 г. марта 11–3 октября (еще в Москве). – От императора Максимилиана I Франц, Иаков и Владимир. 1518 г. апреля 20 – январь 1519 г. (выехали из Москвы). Послы императора Максимилиана Франциск де Колла, Антоний де Конти (Antonio de’Conti, от Комит), Иоанн фон Турн (опять) – для переговоров о заключении мира с Польским королем. – В Москву приехали ок. 16 июля 1518 г. – Фон-Турн 16 августа выехал обратно к императору. Приехавший с ними Ганус отпущен в июне 1519 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

107 Вспомним виленский собор 1509 года; – грамоту Сигизмунда 1-го Витебску 1509 г. о свободном исповедании веры; привилегий духовенству 1511 года, и проч. – Смоленский каштелян Мелешко говорил в 1589 г. на варшавском сейме в присутствии короля Сигизмунда III-ro: «дорога нам память Сигизмунда I-ro: он немцев, как собак каких, не кормил, ляхов с их хитристями весьма не жаловал, а Литву и нашу Русь страстно любил, и при нем нам было хорошо». А. Ю. и 3. Р. II 158. 108 А. 3. Р. Т. II, 144, – «Докум., относящиеся к истории западно- русского края». Предисл. стр. LXXX–LXXXVI. Изд. Археог. Ком. Спб. 1865. 112 Первый и второй Статуты в свое время не были напечатаны и только недавно изданы во Временнике Общ. Ист. и Древн. Рос. кн. XVIII и XXIII. Третий Статут изд. был в 1586 г. и потом издаваем несколько раз. Подробная история литовского Статута изложена Данилевичем в I. Т. Юридич. Записок Редкина. 114 Мацеевск. История славян. законодательств. Чтения в Общ. Ист. и Древн. Росс. 1860 г. кн. III, отд. III стр. 169. 116 Статут (Разд. IV, п. 1) требовал: «а писарь земский мает по руски литерами и словы рускими все листы, выписки и позвы писати, а не иншим езыком и словы». 118 В Стат. Лит. разд. III арт. 3 сказано: «Таж ислюбуем и обецуем, иж в землях ваших того великого княжества земель и городов и мест и которых колвек дедицтв, и держаня и теж которых колвек врадов наших, або честей и достойности обчему вле только природным и тубыяцом тех земель наших великого княжества, не будем давати и потомки ваши не будут давати». 119 На брестском сейме 1544 г.: «Затем, што еще просите, абы поляком чужоземцом врадов и иных достойностей у великом княжестве не давано». На виленском сейме 1551 г.: або чужоземцы имений не поседали, а урядов никоторых правом абы не держали». А. З. Р. III, 123 Алекс. Трачевского, Польское безкоролевье по прекращении династии Ягеллонов. Предисл. стр. XXXII. Москва, 1869. 124 Литовцы действительно сносились с московским царем Иоанном IV. (Nist. R. М. I CLXV). Мало этого, в самой Польше, Малой и Великой, народ желал избрания московского царя на польский престол. Но паны были против этого, не столько по какому-нибудь принципу, сколько из опасения, внушенного личными качествами Uoahha IV -го.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

На протяжении XVI в. 24 постриженика Волоколамского мон-ря занимали 19 архиерейских кафедр и столько же раз становились архимандритами и игуменами влиятельнейших мон-рей. Последнее обстоятельство было продиктовано стремлением духовных и светских властей сделать обязательной ступенью карьеры выходцев из Иосифова Волоколамского мон-ря сан игумена или архимандрита в одной из авторитетных обителей: в Новоспасском московском в честь Преображения Господня , в Симоновом Новом московском в честь Успения Пресв. Богородицы , в Угрешском во имя свт. Николая Чудотворца и др. мон-рях. Численное преобладание среди епископата XVI в. выходцев из сравнительно молодой Волоколамской обители имело политическое значение, к-рое хорошо осознавалось современниками. Мон. Досифей (Топорков) писал об основанной прп. Иосифом монашеской общине: «Аще и последи всех начало прият, но многих превзыде, великим же сравнаяся» (Надгробное слово. 1865. С. 171). Еще при жизни прп. Иосифа 2 его сподвижника заняли архиерейские кафедры: брат преподобного Вассиан в 1506-1515 гг. являлся Ростовским архиепископом (с 1502 он был архимандритом московского Симонова мон-ря), ученик Иосифа Симеон (Стремоухов) 21 авг. 1509 г. стал епископом Суздальским. 27 февр. 1522 г. на митрополичью кафедру был возведен игум. Волоколамского мон-ря Даниил , к-рый способствовал поставлению в епископы насельников своей обители. 30 марта 1522 г. на Тверскую кафедру был поставлен постриженик Иосифова мон-ря Акакий, 2 апр. 1525 г. во епископа Коломенского был хиротонисан племянник прп. Иосифа Вассиан (Топорков), 20 февр. 1536 г. епископом Смоленским стал др. постриженик Иосифова мон-ря - Савва (Слепушкин). 16 марта 1539 г. на Смоленской кафедре его сменил также постриженик Волоколамского мон-ря Гурий (Черлёного-Заболоцкий) , к-рый, возможно, являлся настоятелем Симонова (1526-1528) и Пешношского (с 1529) мон-рей. (А. А. Зимин причислял к И. также Митрофана, хиротонисанного в февр. 1507 во епископа Коломенского, Нила Грека, занимавшего Тверскую кафедру в 1509-1521, Досифея (Забелу) , к-рый 23 янв. 1508 был возведен на Крутицкую кафедру. Однако эти иерархи не являлись пострижениками Волоколамского мон-ря, их не следует причислять к И. на том лишь основании, что они не были оппонентами прп. Иосифа и поддерживали его в нек-рых вопросах.)

http://pravenc.ru/text/673717.html

Благоверный же царь и митрополит Макарий и весь соборъ зело похвалиша ю. Бог же, не терпя хулы на Преподобного, посылает Кассиану жезл наказания»... 209 Одно напеч. в Др. Р. Вивл. т. XVI, стр. 240, другое Ркп. Имп. П. Б. по кат. Ркп. Гр. Толстова, II отд. 68, стр. 202. Ркп. Н. С. Б. 1489. 214 Одно нах. в Ркп. Имп. П. Б. по кат. Гр. Толстова, II отд. 68, стр. 275, другое 341, стр. 45. 216 Доп. к Акт. Ист. т. I, 211. Ркп. Гр. Толстова II отд. стр. 277. Здесь послание надписывается: «некоему о Христе брату, еже сохранити сия заповеди царствия ради небесного». 222 Ркп. Иосифа Волок. монастыря в 8 д. 22, в Пуб. Биб. ркп. Гр. Толстова II отд. 68, стр. 202. 224 Ркп. Гр. Толстова II отд. 12, стр. 539 и 341, стр. 77 (здесь по ошибке надписано «Ив. Ив. Челяднину») и 68, стр. 222. 228 Чтобы лучше видеть постепенность развития убеждений Пр. Отца и чтобы показать важность побуждений к написанию того или другого послания, мы считаем себя вправе повторить, у места, некоторые события из его биографии. 229 Этот Вассиан был рукоположен из Спасского архимандрита в епископа Ростовского в 1469 г. (Соф. вр. стр. 96). Ум. 28 марта 1481 г. (Там же, стр. 222). 230 Нифонт из архимандритов Симонова монастыря сделан епископомъ Суздальским, 9 декабр. 1485 г. (Карамз. п. пр. 629). Первые годы иночества провел он в Боровском монастыре, вместе с Иосифом. Будучи епископом, Нифонт принимал деятельное участие в борьбе с еретиками, получил, от Геннадия архиепископа Новгородского, грамоту, касательно открытой в Новгороде ереси (ркп. Гр. Толстова, II отд. 341, стр. 296), присутствовал на первом соборе против еретиков; (Просв. стр. 55; Соф. вр. II, 237. Кар. IV; стр. 324), участвовал в постановлении митрополита Симона (Кар. стр. 326): был на соборе 1503 г. (Акт. Археогр. т. I, 382) и умер 8 марта 1508 г. (Кар. VII, стр. 383). 232 Изложенное в этом месте мнение Иосифа буквально повторяется в посдедних словах «Просветителя». 233 Митрофан пользовался особенной доверенностью Василия Ивановича. В 1506 г. он вместе с другими исходатайствовал у князя помилование Константину Острожскому (Кар. VII. пр. 60), в 1507 г. сделан еп. Коломенским (там же, пр. 383 в 1509 г.); принимал участие в оправдании Иосифа в борьбе последнего с Серапионом (Акт. Ист. т. I, стр. 530) Вас. Иоанн. брал его с собой во время путешествия, в 1509 г., в Новгород и Псков, где Митрофан, за отбытием местного епископа, пробыл целый год, этот епископ оставил кафедру в 1518 г. (Соф. вр. 310).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010