Правосл. верующие немногочисленны, в основном это выходцы из стран Вост. и Юж. Европы. В А. существует небольшой приход, относящийся к Карфагенской митрополии (кафедра в г. Тунис) Александрийского Патриархата. Храма приход не имеет, службы совершаются в молитвенном доме в г. Алжир, священник приезжает из Туниса. В число правосл. верующих входит и часть работающих в А. специалистов из России и др. слав. стран, а также членов Антиохийской Православной Церкви (ок. 350 чел.). Католич . Церковь имеет в стране митрополию Алжир с 2 еп-ствами (Константина и Оран) и непосредственно подчиненное Римской курии еп-ство Лагуат. Из монофизитских Церквей (копт. и яковитской) большая община у коптов. Представлены также протестант. церкви: адвентисты седьмого дня, Евангелическая коптская. Ислам суннитского направления - религия подавляющего большинства населения А., имеющая статус государственной. Распространился на территории совр. А. в VII-VIII вв., в ходе арабских завоеваний . . Традиц. ценности и этические нормы ислама имеют большое влияние в совр. об-ве А. Гос-во занимается строительством мечетей и подготовкой мусульм. духовенства. Собственность религ. учреждений находится в ведении гос. Мин-ва религ. дел. Христианство в А В кон. III в. до Р. Х. на территории А. образовалось гос-во Нумидия. В 46 г. до Р. Х. она была завоевана римлянами и превращена в рим. провинцию. Христианство здесь распространялось со II в. С этой частью территории Сев. Африки связаны имена выдающихся христ. богословов - Тертуллиана , свт. Киприана Карфагенского , блж. Августина . В IV-VII вв. христ. культура на территории совр. А. переживала наибольший расцвет. На А. распространялась юрисдикция Карфагенской Церкви , лишь формально подчинявшейся Риму. В V в. прибрежная часть А. была завоевана вандалами, в VI в.- Византией. В кон. VII в. территория А. была присоединена к Арабскому халифату, и с этого времени христ. Церковь здесь пришла в упадок. Араб. завоевание сопровождалось массовым переходом берберского населения в мусульманство, и уже в VIII в. вместе с многочисленными античными городами, оставленными населением, христианство исчезло почти полностью, уступив место исламу.

http://pravenc.ru/text/114180.html

625 Недавно один землевладелец, производя из любопытства раскопки в своем имении, нашел глиняные кувшины, обломки кинжала, медные кольца и пр. Тавр. губ. ведом. 1884 г. 62. 628 Более подробные сведения об Евпатории можно найти в сочинении Кондораки: Универсальное описание Крыма, IV, ч. 14, стр. 20–36. 629 Тавр. губ. вед. 1885 г. 55. Недвижимое имущество Евпатории оценено в 1885 г. в 549600 р. там же 112. 632 В сезон 1881 г. было больных всего 141 мужчин и 130 женщин с детьми. С 1880 по 1884 г. каждый год был дефицит, так что за 5 лет (1880–84 г.) дефицита было 21983 р. 8 к., т.е. средним числом 4396 р. 61 к. в год. Тавр. губ. вед. 1884 г. 102 и 1885 г. 28. 633 Кроме сакских целебных грязей, обращают еще на себя внимание грязи чокракские при Чокракском соляном озере, в 15 верстах от Керчи, и севастопольские, в нескольких верстах от Севастополя, у самого Черного моря. Кондор. II, ч. 5, стр. 25 и кн. Горчаковой II, 211. 636 Хан Менгу-тимур отдал Феодосию и Старый Крым племяннику своему Оран-тимуру, но последний отдал Феодосию за деньги генуэзцам. Зап. Од. общ. IV, 92–93. 637 В таврич. губерн. ведомостях помещена подробная. ст. г. Виноградова под заглавием: «Описание водоснабжения Феодосии», за 1884 г., начиная с 120, и продолжалась в 1885 и 1886 годах. 638 Зап. Од. общ. III, 652–553. Список консулов с 1263 по 1476 г. включи­тельно помещен в книге г. Виноградова: «Исторический очерк Феодосии», стр. 140–144. 642 По словам армянского архиепископа Иосифа, князя Аргутинского-Долгорукого армяне прибыли в Феодосию в 1262 г.; по свидетельству других, генуэзцы дозво­лили им селиться только за городом, а не в городе (Зап. Од общ. IV, 92; VIII, 305). В начале XIV века они имели за городом не только церкви, но и монастыри, имели даже своего епископа. По Высочайшему повеленью Императора Павла I, данному в Гатчине 28 октября 1799 г., им оставлены были для служения только три церкви: Михаило-архангельская, Георгиевская и Сергиевская и, кроме того, Успенский монастырь на горе, и дарована была земля, издревле принадлежавшая их церквам и монастырям.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

От греческого бога Гефеста до скандинавского Вёланда и кельтского бога-оружейника Гойбну у ирландцев (валлийский Гофаннан). Кузнецы и кузнечное дело в дохристианской Ирландии почитались, поскольку люди, там трудившиеся, имели таинственную связь с друидизмом; их наделяли сверхъестественными дарами и, в сущности, они представляли собой особую жреческую подкасту. Если на Острове Трёх Хоров (см. Кораблик 10) мы обнаруживаем остатки школы филидов-поэтов, их, так сказать, «христианскую транскрипцию», или последователей Celi Dei, то на Острове-вулкане помещены, ни много ни мало, поверженные кельтские боги в соседстве с обитателями библейской огненной геенны. Можно сказать, что отношение к преисподней в кельтском христианстве Средневековья имело свои оригинальные черты. Предание, посвящённое святому Коламбе Айонскому, одному из самых известных и почитаемых иро-шотландских святых (его называли «Голубь Церкви»), рассказывается, что однажды, желая оградить монастырь на острове Айона, преподобный распорядился возвести высокие стены. Целый день работали монахи, и одна стена была готова. Но наутро от постройки ничего не осталось. Святой имел чудесное видение, из которого понял, что закончит задуманное, лишь подчинившись древней традиции: следовало похоронить под фундаментом живого человека. Он вызвалдобровольцев, но только его любимый ученик Оран согласился принести такую жертву. Хотя Коламба очень расстроился, погребение совершилось, и работы продолжились. Спустя три дня, всё еще горюя об ушедшем друге, святой повелел открыть лицо Орану для прощального взгляда. Когда лицо открыли, губы покойного произнесли сокрушающие слова: «Небо не такое, каким его описывали, и ад не такой, каким его все считают». Придя в ужас от подобного святотатства, Коламба тотчас повелел: «Землю, землю в рот Орану, чтобы он больше не болтал!» 74 . «Плавание» можно считать первым литературным документом, имеющим отношение к христианизации Исландии. Историческим – является книга Дикуила, монаха-кельта из монастыря святого Коламбы (о.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но всякий освоенный технический прием останавливается на пороге трансцендентного; такова «Иисусова молитва». Критический разум может описать этот порог, но он не властен пройти дальше – туда, где он более неприложим и ничего не объясняет. 154 Проекция (от projectio (лат.) – бросание вперед, выбрасывание) в психологии – восприятие собственных психических процессов как свойств внешнего объекта. – Прим. ред. 200 Трактат Беракот из Вавилонского талмуда (т. 55) содержит сле дующий отрывок: «Кто во сне поднимается на крышу, поднимется до высот; кто сходит с крыши – сойдет с высоты величия». Тайное желание Сатаны – свести Сына с вершины Его божественного величия. 201 Такое название в латинской литургической традиции имеет песнь серафимов «Свят, Свят, Свят…» – Прим. ред. 237 Добротолюбие. Т. 5. С. 330. Каллист и Игнатий Ксанфопулы в Наставлении для безмолвствующих цитируют св. Исаака. 255 Орден кальмадолийцев (кальмадулов) возник в Италии в X в., а кар тезианцев – в XI в. во Франции, во многом под влиянием первых. – Прим. ред. 258 Янсенизм – течение в католицизме, порожденное книгой Августин епископа Янсения (1585–1638), развивавшей идеи бл. Августина о порочности человеческой природы, предопределении и спасении благодатью. Главой янсенистского движения стал Дювержье де Оран, аббат Сен-Сиранского монастыря, организовавший янсенистскую общину при женском монастыре Пор-Рояль, куда входили Блез Паскаль, братья Арно и другие видные люди Парижа. Движение вызвало резкую реакцию со стороны иезуитов, которые добились того, что янсенизм был объявлен ересью. – Прим. ред. 259 Квиетизм (лат. quies – покой) – направление в католицизме кон. XVII – нач. XVIII вв. Связывается с именами испанского каноника Мигеля Молиноса, г-жи Гюйон и аббата Фенелона. Цель духовной жизни в квиетизме – совершенное мистическое молчание и покой души, в котором Бог беседует с душой и сообщается ей. – Прим. ред. 260 Маргарита-Мария Алакок (1647–1690) – учредительница культа «Святого Сердца Иисуса», канонизирована в 1864 г. – Прим. ред. 275 Сотницы VI, 52. См. Юнг. Психологические типы, параграф 174. Юнг цитирует Синезия, епископа Птолемаиды, для которого воображение есть среднее между вечным и временным и мы живем главным образом благодаря ему. 276

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

41. ВАСИЛИЙ ФЕДОРОВИЧ от Великого Князя прибыл во Псков 17 февраля I491 года и управлял до кончины своей, случившейся в 1496 году по возвращении из Естляндского и Лифляндского похода на Шведов и Рыцарей. 42. АЛЕКСАНДР ВОЛОДИМИРОВИЧ Роставский прислан Великим Князем во Псков на княжение и наместничество в 1496 году марта 24 и управлял до 1501 года, а в оном марта 24 выехал в Москву. 43. ИВАН ИВАНОВИЧ Горбатой, избран самими Псковичами на княжение без отношения к Великому Князю и вступил в правление с 24 апреля 1501. Он оградил деревянной стеной Полонище и Броды и защитил Псков от нашествия Лифляндцев, потом сам ходил с Московскими, Новгородскими и Псковскими войсками против их, и был в славном сражении при озере Смолине 1503 года, но в том же году выведен из Пскова по собственному его желанию, и по неудовольствию на Псковичей. 44. ДИМИТРИЙ ВОЛОДИМИРОВИЧ Ростовский прислан от Великого Князя Наместником во Псков и прибыл 6 мая 1503 года, а в 1507 году отозван в Москву. 45. ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ Великой Шуйский прислан Великим Князем во Псков Наместником в 1507 году, а в 1509 выведен. 46. ИВАН МИХАЙЛОВИЧ Репня Оболенский из Суздальских Князей, прислан во Псков Наместником в 1509 году. Псковичи прозвали его Найденным, потому что он без выбора их к ним нечаянно приехал и узнан уже на Загорском подворье; а потому они с Крестами по обыкновению его не встречали и уже с площади, отпев молебен, привели его в Троицкий Собор и возвели на княжение. Он был последним Псковским Князем на древних еще Псковских правах. В его княжение возникшие между самими Псковичами раздоры, взаимные притеснения, междоусобия и своевольства Вечи, а Князю своему и даже Великокняжеским послам ослушания, заставили Великого Князя Московского Василья Ивановича в 1510 году совершенно смирить, ограничить и покорить Псковичей, так как отец его в 1478 году поступил с Новгородцами, и переменить весь образ их правления, о чем подробно изъяснено уже выше в 1-й части на стран. 157 и след. Вместо Князей, Государь уставил быть во Пскове просто Наместникам своим, хотя многие из них по роду своему были также Князья и правительствовали столь же властолюбиво, как и прежние Князья Наместники. По частым их переменам исчислить всех их не возможно, и Летописцы о редких из них уже упоминают; а остались, многих имена только в Розрядных Списках, в Дворцовых Записках Царей Михаила Феодоровича и Алексея Михаиловича и в некоторых старинных Грамотах. Должность и сила их определена в Судебнике Царя Ивана Васильевича, сочиненном в 1550 году. Читать далее Источник: История княжества Псковского : С присовокуплением плана города Пскова : Ч. 1-4. - Киев : тип. Киево-Печер. лавры, 1831./Ч. 2: [О Псковских князьях, посадниках, тысяцких, генерал-губернаторах, губернаторах и губернских дворянских предводителях, с прибавлением разных грамот к истории Пскова относящихся]. - 145 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Во Вкладной книге монастыря упомянута и фамилия Иакова – Кашин 594 . Он был архидиаконом Серапиона в Новгороде, затем с 1509 года вместе с владыкой, сведённым великим князем Василием Ивановичем с новгородского стола, терпел заключение в московском Андрониеве монастыре, с ним возвратился в Троицкую обитель 595 . В Житии Серапиона говорится: «И с ним прииде ученик его, Ияков, архидиякон его... и по всех скорбех с ним (был) Иаков, муж благоговеин и все всякого зазрения. Некогда пророчествова о сем Иякове великий Серапион, егда бысть еще игумен у Троицы в Сергиеве монастыре. Селящему у него старцам преимущим лаврьское начальство, прииде тот Ияков дело некое поведати игумену Встав игумен и поклонися Иякову со смирением. Старци же удивишася, что игумен тако сотвори юну мниху И глагола игумен старцем: «Аз игумену поклонихся и смирение игумену сотворих» 596 . В 1515 году Иаков действительно становится игуменом, через год погребает своего учителя в монастыре, а в 1520 году оставляет игуменство по неизвестным нам причинам. Игумены Сергиева монастыря часто сменялись тогда по княжеской воле, и три последующих возглавляли обитель ещё меньший, чем Иаков, срок. Дальнейшая судьба его неизвестна, возможно, она была связана с каким-либо северным монастырём (напомним, что крест происходит из Вятки). При настоятельстве и, возможно, по инициативе Иакова в монастыре переписывались книги, на некоторых из них имеются соответствующие пометы 597 . Иаков чтил своего наставника, некоторые исследователи прямо называют его автором Жития Серапиона 598 , другие считают, что Житие было составлено по инициативе Иакова и при его непосредственном участии 599 . Возможно, что драгоценным наперсным крестом Серапион благословил Иакова в период своего трёхлетнего пребывания на новгородском столе (1506–1509), когда он стремится к возрождению утраченного авторитета новгородских святителей, но «не оправдывает надежд государя и сразу противопоставляет свой посох княжескому» 600 , выступает за соблюдение прерогатив духовного суда, отстаивает права новгородского Софийского дома 601 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Текст документа, касающегося галицкого Крилоса, датируется 28 июня 1458 г. Именно под этой датой документ вписан в книги галицкого суда 50-х гг. XV в. (AGZ. T. 12. 4286). Станислав с Ходча, вступивший в 1509 г. в спор со Львовским архиепископом,— сын участника событий, зафиксированных документом 1458 г., который, по-видимому, не был утвержден королем. Он был не галицким, а львовским и каменецким старостой. По-видимому, речь шла о том, что архиепископ предлагал своих кандидатов в наместники, а само назначение наместников было делом государственной власти. См. грамоту Сигизмунда I 1516 г. о назначении Гришки дьяка наместником в Каменец (один из округов Львовской епархии) с правом «визитации» священников и суда над ними (Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. 10. 5). Тогда же Сигизмундом I была подтверждена грамота Ягайлы от 6 октября 1423 г. о праве архиепископа Львовского надзирать за еретиками и схизматиками на территории Львовской области, чтобы они не наносили вреда католической Церкви (там же. 1). Дело не ограничилось включением термина «Галицкий» в официальную титулатуру Киевских митрополитов. Вскоре после Виленского Собора 1509 г. Иосиф II направил Холмского еп. Филарета для проведения «визитации» православных храмов на территории упраздненной Галицкой епархии. Здесь Филарет был арестован по приказу Львовского архиеп. Бернарда, и потребовалось вмешательство Сигизмунда I (его письмо архиепископу от 27 февраля 1511 г.), чтобы Филарет был освобожден. Единственное, чего удалось в данной ситуации добиться православным иерархам, было предписание Сигизмунда I от 2 апреля 1511 г. направлять православных священников с территории Галицкой епархии для рукоположения к Холмскому владыке (Площанский. Прошлое Холмской Руси. Т. 1. С. 108; Acta Tomiciana. T. 1. S. 146–147). Одно из проявлений неравноправного положения православных в городах Польского королевства заключалось в том, что в делах, касавшихся католиков — членов городской общины, православные не могли выступать ни в качестве стороны в споре, ни в качестве свидетелей, так как городские судьи отказывались принимать у них присягу в делах, касающихся «христиан».

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

На архитраве устанавливали иконы Христа и обращенных к нему в молитвенном предстоянии Богоматери (слева от зрителя) и Иоанна Предтечи (справа). Иногда все три изображения помещали на одной доске; нередко вместо образов Богоматери и Предтечи по сторонам Христа писали архангелов. От XII века сохранились две такие иконы - одна с Эммануилом, то есть Христом в младенческом возрасте и двумя ангелами по сторонам, и другая - более распространенного типа - с изображением Христа в зрелом возрасте, Богоматери и Предтечи. Постепенно к ним начали прибавлять иконы с изображениями апостолов. Этот ряд икон в Византии стали называть деисисом (от греческого " деисис " - моление), а на Руси - деисусом (по созвучию с именем Иисус). Внизу под архитравом позднее начали помещать иконы с изображениями местно чтимых святых или евангельских сюжетов, которым был посвящен храм, так называемые храмовые иконы. Этот нижний ряд икон приобрел общее название местного ряда, или просто местных икон. В центре ряда всегда находятся царские врата, а по сторонам от них - иконы с изображениями Богоматери с младенцем (слева от врат) и Христа (справа). Правее иконы Спаса всегда ставится храмовая икона. Помимо указанных икон в местном ряду помещались также наиболее почитаемые образы, такие, как " Троица " , " О тебе радуется " , " Покров Богоматери " , " Успение Богоматери " или иконы особо прославленных святых. Изменение формы алтарной преграды, превращение ее в сплошную стену из рядов икон складывалось постепенно, в течение нескольких веков. До сих пор не воссоздана целостная картина формирования иконостаса. Однако установлено, что к концу XIV века над деисусом уже существовал праздничный ряд икон. Некоторые этапы сложения и расширения состава иконостаса удалось, в частности, проследить на примере главного иконостаса новгородского Софийского собора. Так, число икон деисусного чина здесь выросло от пяти в 1438 году до тринадцати в 1509 году. К центральным иконам (Вседержитель, Богоматерь, Предтеча и два архангела) добавили еще восемь икон (апостолы Петр и Павел, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Николай Мир-ликийский и два великомученика - Георгий и Димитрий). Праздничный ряд в 1341 году состоял из двенадцати сюжетов, а в 1509 году их стало двадцать четыре.

http://pravicon.com/text-5

С 1508 или 1509 года во Пскове наместником был князь Иван Михайлович Репня-Оболенский, а псковичи прозвали его Найденом, потому что, говорит их летописец, приехал он в Псков не по обычаю не будучи прошен и объявлен, нашли его псковичи на загородном дворе, потому священники навстречу к нему со крестами не ходили; и был этот князь лют до людей, прибавляет летописец. Осенью 1509 года великий князь отправился в Новгород и получил здесь от Оболенского жалобу, что псковичи держат его нечестно не так, как держали прежних наместников, и дела государские делают не по-прежнему, в суды и доходы великокняжеские вступаются и людям наместничьим от них бесчестие и насилие большое. Вслед за жалобою от наместника явились в Новгород посадники и бояре псковские, поднесли великому князю в дар полтораста рублей и били челом, что обижены от наместника, от его людей, от его наместников пригородских и от их людей. Великий князь отвечал: «Хочу отчину свою жаловать и оборонять, как отец наш и деды делали; и если придет на моего наместника много жалоб, то я его обвиню перед вами». Отпустив посадников и бояр, Василий отправил в Псков окольничего князя Петра Васильевича Великого и дьяка Далматова с приказанием выслушать князя Оболенского с псковичами порознь и помирить их. Посланные возвратились и объявили, что псковичи с наместником не мирятся, приехали опять посадники бить челом, чтоб государь дал им другого наместника, а с Репнею прожить им нельзя. Тогда великий князь велел ехать к себе в Новгород Репне и всем псковичам, у которых есть жалобы на наместника. Поехал наместник, поехал посадник Леонтий, но поехал жаловаться не на Оболенского, а на товарища своего, другого посадника, Юрия Копыла; Юрий поехал отвечать и скоро прислал из Новгорода грамоту: «Если не поедут посадники из Пскова говорить против князя Ивана Репни, то вся земля будет виновата». Тогда сердце у псковичей приуныло; поехали девять посадников да купеческие старосты всех рядов. Великий князь управы им не дал, но объявил: «Сбирайтесь жалобщики на Крещение, тогда я вам всем управу дам, а теперь вам управы никакой нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

И. Третьякову. А. И. Алексеев привел аргументы в пользу того, что Н. использовал 12-е Слово «Просветителя» ( Алексеев. 2010. С. 267-269). Исходя из этих наблюдений, наиболее вероятным временем написания послания Герману (Подольному) следует признать лето 1509 г., поскольку Н. ссылался на решение церковного Собора (май 1509), оправдавшего Иосифа Волоцкого. Н. указывал старцу Герману на то, что, осуждая прп. Иосифа и его учеников, он противопоставляет себя решениям церковного Собора, одобренным митрополитом и вел. князем. По его мнению, если Герман не признает справедливость этих решений, то ему следует явиться в Москву и обличить тех, кто принял неправедные решения («Аще ли же глаголеши, яко патриархъ и весь собор побояся царя и соиди на слабость и неправо суди, и ты аще будешь мужественъ и многъ разумъ имаши от Божественных писаний, и ты иди и обличи царя и весь соборъ, и тако станетъ всякъ глагол по евангельскому словеси» ( Жмакин. 1881. С. 192)). Как явствует из послания Н., старец Герман являлся противником осуждения еретиков. Он говорил, что «судити не подобает никого - ни верни, ни неверни, но подобает молитися о них, а в заточения не посылати» (Там же. С. 194). Н. указывал своему оппоненту на то, что нападки на Иосифа и его учеников, попытки оспорить решения церковного Собора противоречат монашеским добродетелям («А ныне и ты митрополита и епископов и игуменов судиши, а чернецъ еси простой, яко же и вси есмя иноци»). Н. советовал впредь руководствоваться «не своим разумом», но «от Божественных Писаний» и просил простить свою дерзость «ради нынешнего поста». Он объяснял старцу Герману, что за перо взяться его заставила «великая скорбь», к-рую он почувствовал от «сущей нелюбви» Германа. В ответ на это послание Герман прислал с диак. Илией свою «грамотку», где содержались просьбы о примирении и прощении за то, что он «чужая грехи глаголал». В ответном послании Н. посоветовал ему просить прощения у своего духовного отца («о сицевых вещехъ подобаетъ от священникъ прощения просити, а не отъ нас грубыхъ и недостойныхъ»).

http://pravenc.ru/text/2577627.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010