3) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 634 (л. 1–43) – 60–70-е годы XV века. Филигрань: Гроздь винограда – типа Брике, 13001 (1457 г.). 4) Ярославский историко-художественный музей-заповедник, 14910 (л. 12 об. – 61) – начало 80-х годов XV в. Филиграни: Голова быка под крестом, обвитым змеей – Брике, 15368 (1481 г.); Голова быка под стержнем с 5-лепестковым цветком, под мордой треугольник – Брике, 14873 (1483 г.); Голова быка под крестом, обвитым змеей – Брике, 15367 (1478 г.). 5) РНБ, собр. М. П. Погодина, 786 (л. 1 об. – 52 об.) – кон. XV в. 6) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 581 (л. 123 об. – 130 об.) – нач. XVI в. Кончается рассказом о пострижении Сергия, словами: «И пакы братья число множашеся и преспевая благодатью Христовою. Богу нашему слава». Филигрань: Литера L под короной – Брике, 8285 (1510–1512 гг.). 7) РГБ, ф. 205 (Собр. Общества истории и древностей Российских), 56 (л. 184–251) – нач. XVI в. Филигрань: Рука под 5-лепестковым цветком – Брике, 11165 (1505 г.). 8) РНБ, собр. Общества любителей древней письменности, O.137 (л. 269–309) первая четверть XVI в. Филигрань: Литера Р под 4-лепестковым цветком – Брике, 8636 (1509–1518 гг.). 9) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 4520 (л. 193–202) – первая четверть XVI в. Текст доведен до рассказа о пострижении Сергия, заканчивается словами: «И пакы братья числом множашеся и преспевая благодатью Христовою. Богу нашему слава в векы веком, аминь». Филигрань: Рука под звездой (два варианта) – Брике, 11163 (1490–1509 гг.), 11171 (1520 г.). 10) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), 752 (л. 84 об. – 122 об.) – первая четверть XVI в. Писан с оригинала с перепутанными листами. Филигрань: Гербовый щит с двойной лилией (два варианта) – Тро-монин, 816 (1513 г.), Лауцявичюс, 2131 (1514–1520 гг.), Лихачев, 3807, 3808 (1531 г.). Происходит из Ярославля, по нижнему полю первых листов читается вкладная запись: «Лета 7121-го году, апреля в 1 день, положили сию книгу, глаголемую Соборник, в Ярославле в Поволском на Посаде, в доме Пречистые Богородицы честныя и славныя ея Похвалы и великих страстотерпцев Димитрия и Георгия, того же Ярославля посадцкие торговые люди Василие да Стефан да Георгие, Георгиевы дети Лыткина, по своих душах и по своих родителех безотымочно во веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В февр. 1507 г. прп. Иосиф отдал основанный им в 1479 г. Иосифов Волоколамский (Волоцкий) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , находившийся в юрисдикции Новгородской архиепископии, под патронат вел. кн. Василия III и лишил тем самым покровительства над обителью волоцкого кн. Феодора Борисовича. Поскольку это было сделано без ведома и благословения архиепископа, свт. Серапион отлучил волоцкого игумена от Церкви. Однако на Соборе в Москве 7 апр. 1509 г. решение Новгородского архиепископа было отменено, а он сам был лишен сана, отлучен от Церкви и сослан в московский Андроников в честь Нерукотворного образа Спасителя мужской монастырь , а затем, после снятия 26 апр. 1511 г. митр. Симоном по повелению Василия III отлучения,- в Троице-Сергиев монастырь ( Моисеева Г. Н. Житие Новгородского архиеп. Серапиона//ТОДРЛ. 1965. Т. 21. С. 152-165; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России: (Кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 75-101). Свт. Серапион был сторонником неприкосновенности церковных владений, еще на Соборе 1503 г. он отстаивал перед Иоанном III эту позицию (см.: Бегунов Ю. К. «Слово иное» - новонайденное произведение русской публицистики XVI в. о борьбе Ивана III с землевладением Церкви//ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 352). В составленном во время архиерейства Серапиона Сказании о Тихвинской иконе Божией Матери затрагивалась проблема владения Софийского дома обонежскими землями. В Новгороде при свт. Серапионе был обновлен иконостас Софийского собора, для к-рого приглашенные архиепископом московские живописцы изготовили в 1508-1509 гг. деисусный и страстной чины (см.: Гордиенко. 2001. С. 79-89). 1526 г.- кон. XVI в. 4(5) марта 1526 г., после беспрецедентного по продолжительности периода вакантности Новгородской и Псковской кафедры, на нее был поставлен архимандрит подмосковного Лужецкого Ферапонтова мон-ря свт. Макарий (впосл. митрополит Московский и всея Руси), проводивший промосковскую политику и способствовавший возвращению Новгороду статуса крупного культурного и церковного центра. В начальный период своего архиерейства (1526-1530) святитель провел монастырскую реформу, к-рая подразумевала введение или возобновление общежительного устава, запрещение практики проживания иноков и инокинь в одном монастыре. В Пскове, присоединенном в 1510 г. к Российскому гос-ву, позиции архиепископии укрепились, и в 1535 г. свт. Макарий поставил в этом городе свой двор (ПсковЛет. Вып. 2. С. 228). В 1536 г. свт. Макарий посетил Псков (Там же. Вып. 1. С. 107). При свт. Макарии был отлит большой колокол для Софийского собора (1530), реконструирован его иконостас (1528), поновлены фрески над зап. порталом. В кон. 20-х гг. XVI в. при Новгородской владычной кафедре началась работа над Софийским комплектом Великих Миней-Четиих (12 томов), продолжавшаяся до нач. 40-х гг. XVI в. (см. Минеи-Четьи ).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

с 1480 по 1485 (с 1480 по 1494) † неизвест. Иосиф (Болгаринович) епископ, рукоположен с 1494 по 30.05.1498 избран митр. Киевским и всея Руси, с сохранением Смоленской епархии; † 1501 Иосиф (Солтан) епископ, упоминается с 1502 по 1509 митр. Киевский, Галицкий и всея Руси Варсонофий (Ходыкин) епископ с 1509 по 1514 лишен кафедры и сослан после взятия Смоленска Василием III, заточен; † неизвест. Смоленская и Брянская С 1515 года Иосиф епископ, рукоположен с 15.02.1515 † 22.06.1532 (1522) Савва (Слепушкин) епископ, рукоположен с 20.02.1536 по 1538 † неизвест. Гурий (Заболоцкий) епископ, рукоположен с 16.03.1539 по март 1555 на покое: † неизвест. Симеон епископ, рукоположен с 17.03.1555 † 28.07.1567 Феофил (Филофей) епископ, упоминается в 1568,1569 † неизвест. Сильвестр епископ, рукоположен с 1572 архиепископ с 1589 до 1592 † неизвест. Феодосий архиепископ, рукоположен с 6.03.1592 † возможно, январь 1605 Сергий архиепископ, упоминается с 1609 по 1611 взят поляками в плен † после 1616 (1619) Смоленская и Черниговская С 1628 года Исаия (Копинский) архиепископ, бывший еп. Перемышльский и Самборский с 1628 епархией не управлял с 18.11.1631 митр, Киевский, Галицкий и всея Руси Авраамий архиепископ, рукоположен с 1632 по 1648 переименован архиеп. Смоленский и Дорогобужский Смоленская и Дорогобужская С 1648 года Авраамий архиепископ, бывший архиеп. Смоленский и Черниговский с 1648 по 1653 † неизвест. Лаврентий архиепископ Тверской и Кашинский с марта 1655 по декабрь 1655 временно управлял с 13.03.1656 рукоположен во еп. Полоцкого и Витебского с июня 1657 до 1658 временно управлял Филарет архиепископ, бывший архиеп. Суздальский и Тарусский с 1658 по 1671 на покое: † 1681 Варсонофий (Чертков-Еропкин), архиепископ, рукоположен с 9.04.1671 по 1676 митр. Сарский и Подонский Симеон (Милюков) архиепископ, рукоположен с 9.04.1676 митрополит с 1.09.1681 † 4.01.1699 Сильвестр (Черницкий) митрополит, рукоположен с 25.03.1699 † 5.06.1706 Сильвестр (Крайский) митрополит, бывший архиеп. Холмогорский и Важеский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Том VII Глава I. Государь Великий князь Василий Иоаннович. Г. 1505–1509 Тесное заключение и смерть Иоаннова внука, Димитрия. Общий характер Василиева правления. Посольство в Тавриду. Царевич Казанский принимает Веру нашу и женится на сестре Великого Князя. Поход на Казань. Дела Литовские. Война с Сигизмундом, Александровым наследником. Мир. Союз с Менгли-Гиреем. Освобождение Летифа. Неудовольствия нашего Посла в Тавриде. Мирный договор с Ливониею. Дела Пскова: конец его гражданской вольности. Василий приял Державу отца, но без всяких священных обрядов, которые напомнили бы Россиянам о злополучном Димитрии, пышно венчанном и сверженном с престола в темницу. Василий не хотел быть великодушным: ненавидя племянника, помня дни его счастия и своего уничижения, он безжалостно осудил сего юношу на самую тяжкую неволю, сокрыл от людей, от света солнечного в тесной, мрачной палате. Изнуряемый горестию, скукою праздного уединения, лишенных всех приятностей жизни, без отрады, без надежды в летах цветущих, Димитрий преставился в 1509 году, быв одною из умилительных жертв лютой Политики, оплакиваемых добрыми сердцами и находящих мстителя разве в другом мире. Смерть возвратила Димитрию права Царские: Россия увидела его лежащего на великолепном одре, торжественно отпеваемого в новом храме Св. Михаила и преданного земле подле гроба родителева. Завещание, писанное сим Князем в присутствии Духовника и Боярина, Князя Хованского, свидетельствует, что он и в самой темнице имел казну, деньги, множество драгоценных вещей, отчасти данных ему Василием, как бы в замену престола и свободы, у него похищенных. Исчислив все свое достояние, жемчуг, золото, серебро (весом более десяти пуд), Димитрий не располагает ничем, а желает единственно, чтобы некоторые из его земель были отданы монастырям, все крепостные слуги освобождены, вольные призрены, купленные им деревни возвращены безденежно прежним владельцам, долговые записи уничтожены, и просит о том Великого Князя без унижения и гордости, повинуясь судьбе, но не забывая своих прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

И. был похоронен в ц. во имя св. ап. Луки в Купинове, но через 3 года после смерти (1505/06), согласно сообщению попа Пейо в Житии мч. Георгия Нового Кратовского, его мощи «объявились» целыми. Тогда мать и брат перевезли их в Валахию, а в 1509 г. вернули в Срем и в 1512 г. положили в основанный ими мон-рь Крушедол . Развитию почитания И. способствовала его мать, к-рая считала сына святым и в 1509 г. даже направила в дар рус. вел. кн. Василию III его доспехи (зброй) ( М. Документа koja се тичу односа српске цркве и Pycuje у XVI в.//ССКА. 1903. 34. С. 18; Россия и греч. мир в XVI в./Отв. ред.: С. М. Каштанов. М., 2004. Т. 1. С. 141-142; Москва - Сербия, Белград - Россия: Сборник док-тов и мат-лов. Београд; М., 2009. Т. 1. С. 206, 4). После смерти Ангелины и начала чудотворений на ее могиле мощи деспотицы были перенесены в Крушедол и положены в одну раку с мощами И. В 1716 г., после поражения от принца Евгения Савойского при Петроварадине (ныне Нови-Сад), турки осквернили Крушедол, изрубили и подожгли мощи Бранковичей ( Записи. 2. Бр. 2890); сохранились лишь фрагменты мощей св. Стефана и прп. Ангелины. Не вполне ясны следы почитания И. на Руси (при отсутствии здесь агиографических и гимнографических текстов в его честь) в сер. XVII в., впервые его память встречается под 21 нояб. в рукописи 1621 г. ( Смирнов С. Н. Сербские святые в рус. рукописях//Юбил. сб. Рус. Археол. об-ва в Королевстве Югославии. Белград, 1936. С. 201). Посвящения во имя Иоанна храмов неизвестны. Агиография О пространном Житии И. ничего не известно, существует лишь проложное в Сербляке 1861 г. (Л. 92), написанное, вероятно, непосредственно для этого издания. В лит-ре иногда ошибочно указывается на существование его Жития (см.: Руварац Д. Манастир Крушедол. Сремски Карловци, 1918. С. 13; 1965. С. 137) или Похвалы ему ( В. Рец. на: С. С. Опис рукописа манастира Крушедол. Сремски Карловци, 1914//Jyжhocлobehcku филолог. 1922-1923. Бр. 3. С. 167; 1957. С. 253; Он же. 1958. С. 187-189; 1965. С. 137), написанной на форзаце рукописи мон-ря Крушедол 44 (Минея служебная на окт.; ныне в МСПЦ. 125); в действительности речь идет о стихирах И. Отсутствие Жития компенсируется отчасти обилием житийных мотивов и известий о чудесах в службах в честь святого. Известия об И. (как и о др. святых семейства Бранковичей) содержатся также в начальной части Жития мч. Георгия Нового Кратовского, написанного попом Пейо ( Ангелов Б. С. Из старата бълг., рус. и сръбска лит-ра. София, 1978. Кн. 3. С. 105). Гимнография

http://pravenc.ru/text/468971.html

3) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо–Волоколамского монастыря), 634 (л. 1—43) — 60—70–е годы XV века. Филигрань: Гроздь винограда — типа Брике, 13001 (1457 г.). 4) Ярославский историко–художественный музей–заповедник, 14910 (л. 12 об. — 61) — начало 80–х годов XV в. Филиграни: Голова быка под крестом, обвитым змеей — Брике, 15368 (1481 г.); Голова быка под стержнем с 5–лепестковым цветком, под мордой треугольник — Брике, 14873 (1483 г.); Голова быка под крестом, обвитым змеей — Брике, 15367 (1478 г.). 5) РНБ, собр. М. П. Погодина, 786 (л. 1 об. — 52 об.) — кон. XV в. 6) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 581 (л. 123 об. — 130 об.) — нач. XVI в. Кончается рассказом о пострижении Сергия, словами: «И пакы братья число множашеся и преспвая благодатью Христовою. Богу нашему слава». Филигрань: Литера L под короной — Брике, 8285 (1510—1512 гг.). 7) РГБ, ф. 205 (Собр. Общества истории и древностей Российских), 56 (л. 184—251) — нач. XVI в. Филигрань: Рука под 5–лепестковым цветком — Брике, 11165 (1505 г.). 8) РНБ, собр. Общества любителей древней письменности, O.137 (л. 269—309) первая четверть XVI в. Филигрань: Литера Р под 4–лепестковым цветком — Брике, 8636 (1509—1518 гг.). 9) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 4520 (л. 193—202) — первая четверть XVI в. Текст доведен до рассказа о пострижении Сергия, заканчивается словами: «И пакы братья числом множашеся и преспвая благодатью Христовою. Богу нашему слава в вкы вкомъ, аминь». Филигрань: Рука под звездой (два варианта) — Брике, 11163 (1490—1509 гг.), 11171 (1520 г.). 10) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), 752 (л. 84 об. — 122 об.) — первая четверть XVI в. Писан с оригинала с перепутанными листами. Филигрань: Гербовый щит с двойной лилией (два варианта) — Тро–монин, 816 (1513 г.), Лауцявичюс, 2131 (1514—1520 гг.), Лихачев, 3807, 3808 (1531 г.). Происходит из Ярославля, по нижнему полю первых листов читается вкладная запись: «Лта 7121–го году, апрля въ 1 день, положили сию книгу, глаголемую Соборникъ, въ Ярославле в Поволском на Посаде, в дом Пречистые Богородицы честныя и славныя ея Похвалы и великих страстотерпцев Димитрия и Георгия, того же Ярославля посадцкие торговые люди Василие да Стефан да Георгие, Георгиевы дти Лыткина, по своих душахъ и по своих родителех безотымочно во вки».

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

(Твор. Св. От. Приб. Год 1851, стр. 509 и след.). Великий князь оставил это дело. 58 Князь оскорбился особенно словами Серапиона в отлучительной его грамоте Иосифу: «почему ты отдал в великое государство свой монастырь? Ты отступил от небесного и пришел к земному». Понимая эти слова в ином смысле, великий князь говорил Серапиону: ты назвал князя Феодора небесным, а меня земным. Что я точно земной, это я знаю; но скажи нам, почему князя Феодора назвал небесным? 60 Рук. жит. Серап. Син. Библ. 85: Симеон озлобляше Серапиона зельне, без сомнения, более вследствие недоразумения, коего не избегли и высшие его. 62 По житию Серапиона (Рукоп. Синод. Библиот. 85) выходит, что Серапион был в Андроникове не более трех месяцев с мая 1509 г. «Самодержец Великий слышал, что Симеон Серапиона оскорбляет и повеле Серапиону быти в дому Живоначальные Троицы». Но Симеон того же 1509 г. августа 21 рукоположен во епископа суздальского. 63 В архив. Ростов. летописи сказано: в Лазареву субботу; но в 1516 г. Пасха была 23 марта, след. 16 день падает на неделю Ваий, какой день показан в житии св. Серапиона, как день кончины его. Рукоп. Син. Библ. 85. 66 В Четьих-Минеях он назван Иоанном, сыном священника Василия. Но здесь должно быть смешение имен. Гермоген, чрез 20 лет открывший его мощи, называет не отца, а самого его Василием. Рукоп. Син. Библ. 409. 69 В рукоп. жит. Синод. Библ. 409 говорится, что в Андроникове монастыре он сделался известным своею жизнию самому царю, который и перевел его в Пешношь. В опис. Пешношск. монастыря (стр. 92) и в Четьих-Минеях Варсанофий также прямо из Андроникова переведен в Пешношь; из сего можно заключать, что пребывание его в Твери было не очень продолжительно. По описанию Пешношского монастыря (стр. 92), Варсанофий сделан игуменом в 1547 г., а по автору «Русских Святых» (Чернигов. 1862 г. апреля 11) в 1544 году. 70 В послесловии устава Варсанофиева в Спасо-Преображ. монастыре говорится: «А братии с ним пришло из Пешноши келарь Тихон крылошанин, Феодорит казначей крылошанин, Иев Далматов крылошанин, а постриженцы Пешношские, да Симеон Неронов Андрониковский постриженец крылошанин, да Андроник подкеларник, да Сильвестр служебник Яхонтова, а постриженец Пешношский».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Время его правления (1506–1548) характери­зуется, как время «наибольшего спокойствия и процветания Православной Церкви в княжестве Литовском» (15). На митрополичью же кафедру в это время был избран (в конце 1507 или в начале 1508 г.) Смоленский епископ ИОСИФ, выходец из знатного аристократического семейства Солтанов. В начале 1509 года Патриарх Константино­польский Пахомий утвердил новоизбранного митро­полита с титулом: «Митро­полит Киевский и Галицкий». Митрополит Иосиф II был одним из достойнейших и активнейших архипастырей Литовской митро­полии. При нём 25 декабря 1509 г. в Вильнюсе состоялся первый в Литве собор духовенства, посвящённый не просто избранию митрополита, что бывало и до него, а упорядочению церков­ной жизни. В работе собора вместе с митро­политом принимали участие семь епископов (Полоцко-Витебский, Смоленский, Владимирско-Берестийский, Лунко-Острожский, Туровско-Пинский, Холмский и Перемышльский; не было лишь епископа Черниговского), шесть игу­менов, семь протопопов, и «иные честные свя­щенники» – небольшое число столичного в основном духовенства. Как видим, собор был весьма представительный. Открытие собора в праздник Рождества Христова лишний раз подчёркивало его важность и значимость. Но главное – собор был весьма своевременен. Помимо всё усиливающегося наступления «латинства» (так православные именовали тогда римско-католическое исповедание) как в адми­нистративном плане (княжеский указ 1413 г. назначать на государственные должности только католиков; указ 1480 г. запрещавший православ­ным строить новые и ремонтировать имеющиеся храмы и др.), так и на бытовом уровне, большой бедой для Православной Церкви Литвы оберну­лось право так называемого патроната (jus patro­natus). ПАТРОНАТ (или ктиторство) был поро­ждён благими намерениями, усердием ревнителей Православия, которые строили на своей земле за свой счёт храмы и монастыри, снабжали их всем необходимым, заботились о благолепии богослужения, о приискании достойных свя­щеннослужителей и т.п. «По существу – это ис­конное в Восточной церкви право участия ми­рян в церковном строительстве и церковном обеспечении» (20).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1523 году король дал князю Сангушко право поданья церкви св. Василия во Владимире Волынском. 434 Легальные требования духовной власти в отношении к патронам и обязанности сих последних состояли в следующем. Патроны имели право избирать настоятелей церквей и монастырей и представлять их митрополиту или епископу для поставления; но не имели права поручать им церкви и приходы помимо митрополита или епископа. Собор 1509 г. постановил: «а который священник, по повелению князя или боярина, учнет в церкви священствовати без нашего благословения, таковый поп, по правилам, да будет чуж своего сана». 435 – Патроны, при избрании священников и настоятелей, не всегда обращали внимание на внутреннее достоинство избираемых, вследствие чего избрание упадало нередко на лиц, неимеющих никакого призвания к духовному званию и никакого образования. Заинтересованные только в материальной стороне дела, патроны не заботились о своевременном избрании настоятей и священников, отчего монастыри и церкви, иногда в продолжении нескольких лет, оставались без служения, а прихожане без требоисправления и духовного руководства. Митрополит и епископы, считая своей обязанностью заботиться о замещении настоятельских и приходских мест, напоминали патронам, чтобы они заботились о приискании достойных кандидатов. В 1530 г. митрополит Иосиф III писал к трокскому подскарбию: «вспоминаем, абы твоя милость рачил к монастырю пречистое Богоматери в Троцех своего поданья игумена находити, а до нас его прислати по благословенье; а коли твоя милость там такого священника не найдет, и твоя милость рачи о том до нас отписати, мы вже будем о том печаловати, и такового человека набывши, к тому монастырю пошлем». 436 Поставленного митрополитом или епископом священника патрон не мог устранить от суда епископского. В Свитке Ярославовом сказано: «не имать никто з мирских князей и боляр заступати ни единого пресвитера в каковом-либо деле от епископа, во его же пределе церковь имать, под залогом тысячи рублей грошей широких на церковь соборную, в ней же пребывает епископ, и погублением ктиторства». 437 Ктитор не мог отрешить пресвитера без воли и суда епископа: «не мает моци того священника от тое церкви рушити без осмотренья и воли митрополичье оный державца». 438 Виленский собор 1509 г. постановил:      «а естьли который священник в чем провинит: ино им (князьям и боярам) тую вину узъявити нам (митрополиту или епископу) своим писанием, а нам соборне того обыскати; и аще достоин будет отлучения, тогда мы маем его от церкви отдалили и иному церковь подати нашим благословением:      а князем и паном самем у попов церквей не отъимати. Аще ли князь или боярин у священника церковь отоймет без его вины и без ведания святительского, нам к той церкви священника другого не давати, пока ся тому справедливость станет». 439

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

388 Три весьма древние – Туровский Борисоглебский, Новогродский Лаврашевский, Гродненский Борисоглебский. Затем Минский Вознесенский, с 1490 г., Слуцкий Троицкий, прежде 1489 г. (Акт. Зап. Рос., 1. 94. Ист. Акт. 1, 525), Слуцкий Ильинский прежде 1515 г., Кобринский Спасский прежде 1512 г. (Акт. Зап. Рос. Т. 2. 79.). В 16 веке устроены Николаевский на р. Морочь, существовавший уже в 1539 г. (Библ. Обществ. Ист. 27.), Грозовский Богословский 1585 г., Грозовский Николаевский, Друйский Благовещенский, Новодворский, Купятицкий, Пинский Лещ. Пинский св. Варвары девичий прежде 1580 г., Браславский на оз. Неспише прежде 1581 г. Ист. Иерархии о многих зап. монаст. ничего не знает. См. Вилен. грам. 2, 124. Грамоты в Ист. унии стр. 70. 94. 99. 113, 114. 129. 165. 190. 195. 199. 202. 217. 219. 268. 286. 299. 311. 422. Ист. Акт. 1. 525. Акт. Зап. Рос. Т. 3. 118. 129. 389 Самые древние – Аврамиев, Смядынь Борисоглебский. Смоленские общежительные Троицкий и Спасский прежде 1506 г. (Акт. Зап. Рос. 1, 370), Св. Духа прежде 1509 г. (Акт. Ист. 1, 525.), Св. Арханг. Михаила прежде 1486 г. (Акт. Зап. Рос. 1. 84.), Колочский с 1415 г. Черенский Троицкий, основанный еп. Мисаилом ок. 1470 г. (Акт. Зап. Рос. Т. 3. 101). Рославский Спасский прежде 1560 г., Смоленский Николаевский прежде 1609 г. (Акт. Ист. 1, 518. 174. 293. Ист. Иер.) 390 Грамотой 20 янв. 1582 г. отданы были иезуитам в Полоцке православные полоцкие монастыри: «св. Спаса на р. Полоте, св. Иоанна Предтечи на острове р. Двины под замком (основанный кн. Андреем Ольгердовичем †1399 г. Акт. Зап. Рос. Т. 1, 27.), св. Михаила Городецкий (основанный прежде 1509 г. Акт. Ист. 1, 525.), св. Петра в полоцком замке (основанный Кн. Михаилом †1385 г. Акт. Зап. Рос. 1, 27.); мон. Воскресения Господа нашего, в замке, иначе называвшийся Мотенецким, мон. Козмы и Дамиана, мон. св. Николая на Лучне (основ. еп. Симеоном в 13 в.) См. грамоту у Стебельского Zyw. ss. Evphros. и Par. 2. 158. Акт. Зап. Рос. Т. 3. 137, 143. Эти монастыри упоминаются и в жалобе полочан 1544 г. (Акт. Зап. Рос. Т. 2. 234.), из которой видно, что Предтечевым, Михайловским и Воскресенским заведовали архимандриты; Петровым и Никольским – игумены. Далее известны Витебские монастыри: Предтечев девичий прежде 1553 г. (Акт. Зап. Рос. 3. 12), Марков и Невельский Троицкий 16 века. Онуфриев общежительный в 15 вер. от Мстиславля основ. кн. Симеоном Лугвенем (†1399 г.), Мстиславский пустынный св. Богородицы прежде 1499 г. (Акт. Зап. Рос. 1. 43. 82. 177. 215. 217. стр. 570. «Владыце Полоцкому того игумена Пустынскаго не судити». Слч. Ист. Акт. 5, 368, Ист. Унии 165. 166. 190. 216. 328. 334. 350. 423). Мстиславский Николаевский нагорный прежде 1507 г. Могилевский Спасский прежде 1578 г. (Акт. Зап. Рос. 3. 94. 88. 152).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010