Бондюг. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Одноэтажный пятиглавый с шатровой колокольней храм, построенный в 1853 году. Церковь состоит из следующих основных объемов: алтаря, трапезной с приделом внутри нее, притвором с колокольней над ним и двумя поздними (конец XIX в.) пристройками с южной и северной сторон. Росписи и штукатурку можно отнести к концу XIX века. Основным акцентирующим моментом в оформлении южного и северного фасадов верхнего яруса является аркатурный пояс плоского рельефа, выложенный в стене. Центральная часть снаружи крыта восьмигранным железным куполом, над которым возвышается граненая глава луковичной формы с железным восьмиконечным крестом. Вокруг церкви сохранилась ограда с каменными столбами и железными решетками. Ограда, возможно, более позднего происхождения, чем сама церковь. www.perm1.ru/ По информации сайта prm.ru , " Крест был поставлен жителями Бондюга в память о чуде, которое в этом месте по преданию сотворил на глазах народа Стефан Пермский. Желая продемонстрировать свою божественную силу, он положил на воду камень, встал на него и переплыл реку. Камень, оставшийся лежать на берегу, превратился в объект паломничества, а через некоторое время там же был возведен восьмиметровый лиственничный крест. В 1930-х годах святое место решили прикрыть, но музейные сотрудники успели спрятать крест. Сейчас он хранится в Чердынском Музее истории веры, но уже не в очень хорошем состоянии. Администрация Чердынского района совместно с Центром культурных проектов «Сердце пармы» решили изготовить копию креста и установить в историческом месте " . Здесь мы имеем дело с очевидной легендой. В действительности (судя по Вычегодско-Вымской летописи и жизнеописаниям Святых) ни первокреститель зырян Степан Храп (Св. Стефан Пермский, ок.1340-1396), ни его последователи епископы пермские Исаакий, Герасим и Питирим вообще не были в Великой Перми, проповедуя на территории Малой Перми (по берегам Вычегды, Выми, Сысолы) с кафедрой в Емдыни (совр. Усть-Вымь), лишь иногда (Питирим) добираясь до Печоры и Удоры. На Каму и Колву с проповедью (и топорами, о чем ниже) пришел только епископ Иона в 1462-63 гг.

http://sobory.ru/article/?object=08551

В разных исторических источниках это сооружение имеет свое наименование. Так, например, в «Историческом описании Крестного Онежского второклассного монастыря» 1902 г. обозначено как Усыпальница настоятелей монастыря (стоит заметить, что в списках настоятелей монастыря упоминается имена трех настоятелей, окончивших свой земной путь и похороненных непосредственно на Кий-острове, – архимандриты начала XIX в.: Никон, Кирилл и Амвросий). В целом ряде других источников, в том числе и архивных, это место обозначено как часовня Ярен(г)ских Чудотворцев. Дело в том, что в середине XVIII столетия в Крестный монастырь была перевезена гробница прп. Иоанна Яренгского (память 3/16 июля и 9/22 августа) – святого, над мощами которого на Летнем берегу Белого моря в начале XVII в. был основан Спасо-Преображенский монастырь, впоследствии приписанный к Соловецкой обители и закрытый после секуляризационной реформы 1764 г. Отметим ряд фактов. Во-первых, Иоанн Яренгский почитался и был канонизирован «в паре» с Лонгином Яренгским, так как они оба, будучи насельниками Соловецкого монастыря, погибли в шторме 1561 г. и их тела были вынесены на берег и обретены нетленными. Во-вторых, не очень понятно, почему в Крестный монастырь была перенесена лишь деревянная гробница с ликом св. прав. Иоанна Яренгского, а не его мощи. Заметим также, что гробница в усыпальнице-часовне была помещена на камень местного производства более сажени в длину (сохранился до нашего времени; существует мнение, что этот камень является престолом Крестовоздвиженского собора, как известно устроенного Патриархом Никоном из кийского гранита в форме Гроба Господня), на котором первоначально находилась главная святыня Крестного монастыря – кипарисовый Крест, изготовленный в Палестине и доставленный в монастырь торжественной церемонией. Надо сказать, что Крест, широко известный в церковной среде, всегда был предметом особого почитания, что отразилось в его особом оформлении в Крестовоздвиженском соборе. Значительный интерес представляет мраморный киот для Креста, подаренный Кийскому монастырю архиепископом Олонецким (впоследствии Донским митрополитом) Игнатием (Семеновым), уроженцем Архангельской земли. Этот киот, состоявший из 14 элементов черного и розового мрамора общим весом 462 пуда (7,4 т, стоимость работ составила 5000 руб.) был изготовлен на Карельских мраморных заводах и установлен в Крестной обители в 1844 г. До наших дней сохранились незначительные детали этого произведения искусства русских каменотесов.

http://sobory.ru/article/?object=17151

Санкт-Петербург. Часовня Николая Чудотворца в память храма Спас-на-Водах. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1998 и 2003. Архитектор:Д.А. Бутырин Адрес: Санкт-Петербург, наб. Ново-Адмиралтейского канала, ГП " Адмиралтейские Верфи " Координаты: 59.931505, 30.281758 Проезд:от пл. Труда и моста Лейтенанта Шмидта - по Английской наб. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1995 году архитектор В.Бутырин подготовил проект восстановления церкви и постройки на этом участке часовни. Строительство часовни в память о взорванном храме началось 27 мая 1998 года - в 93-ю годовщину Цусимского сражения. В этот день по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в основание новой часовни были заложены камень, мраморная доска с каноническим памятным текстом и Георгиевский крест.В 2002 году часовня была построена и освящена. Тогда же ей были переданы в дар церковные и морские реликвии, которые хранились в семьях потомков российских морских офицеров. В часовне совершаются панихиды по погибшим морякам. Церковь Христа Спасителя в память Гефсиманского борения и святителя Николая Чудотворца («Спас-на-Водах») — ныне несуществующий православный храм в Санкт-Петербурге на Ново-Адмиралтейском острове. Предполагается его восстановление. Храм «Спас-на-Водах» был построен в память моряков погибших в Цусимском сражении. Место храма в конце Английской набережной, невдалеке от верфей, где рождались корабли Русского флота, было освящено 19 февраля (4 марта) 1909 года на территории Ново-Адмиралтейского завода. Закладка церкви епископом Вологодским Никоном (Рождественским) состоялась 15 (28) мая 1910 года, в годовщину Цусимы, с крестным ходом из Никольского собора. В закладной камень греческой королевой был положен солдатский Георгиевский крест. Сначала 28 июля (10 августа) 1911 года в присутствии родственников погибших военным протопресвитером Г. И. Шавельским был освящён нижний храм. Торжественное освящение верхнего храма состоялось 31 июля (13 августа) 1911 года. На нём присутствовал император с дочерьми, королева Ольга Константиновна, её брат — великий князь Константин Константинович и другие члены императорской семьи.

http://sobory.ru/article/?object=01695

15. О мирском мученичестве Есть христиане, которые завидуют мученикам и их великим подвигам и чудесам, которые совершают сии при помощи благодати Божией; но св. мученик Понтий говорит: «мученик не тот только, кто проливает свою кровь; но и тот, кто без крови каждый день ради Христа старается умереть греху, распиная плоть свою со страстьми и похотьми». Итак, желаешь угодить Богу и заслужить славу и честь равную с мучениками, – умерщвляй и распинай свои страсти, то есть не исполняй ни одного грешного своего желания, не поступай по своей воле. У тебя родилось желание напиться, но воздержись от этого желания, и благо тебе будет; явилось недоброе желание осудить ближнего и оскорбить, – удержи себя от этого. Ты наблюдай за своими мыслями, желаниями и за своей волей: неужели не отличишь худых мыслей и желаний от хороших, грешных от не грешных? Быть не может, что согласно с заповедями Божиими и с Евангелием, то все хорошо и законно; а что противно заповедям и словам Евангелия, то греховно и пагубно. Говорю, если ты желаешь быть мучеником, получить долю с мучениками, наслаждаться вечной славой наравне с мучениками, то Бог никому в этом не откажет; но только требует, дабы и мы понесли крест страданий, не телесный, но душевный, который бывает далеко тяжелее и мучительнее телесного: испытай, попробуй. Отказывай себе во всем, чего тебе хочется, что взбредет на мысль, а решись во всю жизнь быть кротким, смиренным, и ты понесешь крест, – смирение есть фундамент, основание, камень, на котором утверждается крест. Решись прежде никого в мире не обидеть и ничем не обижаться; попробуй не обижаться ни словами, ни действиями ближнего, ты будешь нести крест, ты будешь страдать, но страдания твои не останутся без вознаграждения. Попробуй не смотреть на то, что приятно очам, не слышать того, что приятно слуху, решись внимательно наблюдать за каждой своей мыслью: какая она? Хорошая или худая, святая или грешная – и худые, и грешные мысли выбрасывай из головы, а старайся думать о чем-нибудь святом, Богу приятном.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

В белом столбушке стоять Немерцающего света! Из цикла «Северные письмена» Преображение …Он приплыл, когда север сгустил холода. Брызги – жала пчелиного роя. Вроде август, но темная нынче вода… И над водами тучи – горою. Свет не светит. Молчит приграничная Русь. Берег моря открыт и пустынен… И сказал: «Коли плачу я так и томлюсь, Свет-то есть, да на горней вершине. Высоко! Я же точно в колодце на дне…» Помолился… «Господь Всемогущий, Ты же знаешь, как здесь хорошо по весне!..» И построил для Господа кущу Там, где остров не так продуваем и гол, Там, где сосны и скалы оградой… Крест из веток смолистых, да камень – престол, Да в коричневой плошке – лампада… Словно в Божьих ладонях, заснул на земле… Буря ветры ломала о скалы… Бездны Бога хвалили, и всюду во мгле Тварь безликая трепетала: Се, грядут времена!.. И дробить, и колоть Будут иноки скалы упрямо… И отдаст просветленную новую плоть Белый остров на белые храмы. И когда дни настанут – пусты и черны, И падут с неба звезды… Ликуя, Малый камень, обломок церковной стены, Будет петь и в огне «Аллилуйя!» И сотрется имен и названий словарь… Но по-прежнему верная Чуду, «Не забуди!» – восплачет безликая тварь. И услышит в ответ: «Не забуду». Валерий Латынин С молитвой сплетается тяжкая дума: «Небесный Заступник, воитель Ермак, Ушел в твое войско Владимир Наумов – Великого Дона великий казак. Он доблестный воин, прими как родного, К Отцу-Вседержителю с честью введи. Ни делом, ни думой, ни праведным словом Не сбился казак сей с Христова пути. Жаль – пожил недолго. Но кто же в России Из верных сынов за Отчизну не пал?! Поэтому всюду – мутантов засилье, Телец иорданский правителем стал. Неужто не видно из вышнего рая Какая повсюду умножилась гнусь? Крестьянская Русь на глазах вымирает. Уходит на небо духовная Русь. Последних защитников наших теряем И тонем, как ты, не в воде, а в крови. Прими, атаман, от донцов ходатая И Божию милость России яви». Музыка Евг. Мирошниченко (2008). С молитвой о спасении России (Из цикла стихов о морском походе, посвященном 90-летию исхода Русской армии из Крыма) На кладбище в Бизерте

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

В мае 2003 года 11 колоколов, освященных Архиепископом Димитрием, были подняты на колокольню. В июле 2003 года уже звучал самый большой, 10-тонный колокол. Около 2 миллионов рублей пожертвовали горожане на колокол весом в 1950 кг, сообразно году обретения Ханты-Мансийском статуса города. В мае 2005 года Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием освящена часовня в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а в июне в храме впервые Его Высокопреосвященством был отслужен молебен. 22-24 мая 2006 года в г. Ханты-Мансийске состоялись Всероссийские дни славянской письменности и культуры. В рамках этого праздника 24 мая 2006 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил первую Божественную литургию и малое освящение храма в честь Воскресения Христова. С 2006 года проводятся занятия в новом помещении православной гимназии, которая находится на территории храмового комплекса. http://www.ihtus.ru/102010/st01.shtml Главный престол собора освящен в честь праздника всех христиан - Светлого Христова Воскресения. Престол северного придела храма освящён в честь Всех святых, в земле Сибирской просиявших, престол южного придела храма — в честь святого благоверного князя Александра Невского. Храм Воскресения Христова — пятикупольный храм с отдельно стоящей колокольней. Высота главного купола почти 60 м, высота подкупольной части внутри храма 41 м. Под куполом находится центральное паникадило, изготовленное в г.Омске. Высота колокольни 62 м. На колокольне 12 колоколов, один из них, «Губернаторский», весом 10 тонн. Отливались колокола на Московском заводе «ЗИЛ». Купола и Кресты храма изготовлены в г. Волгодонске. В 1988 году епископом Тобольским и Тюменским Антонием было выбрано место под строительство Храмового комплекса и позднее здесь был установлен крест, где в дальнейшем служились молебны и проходили крестные ходы. 10 декабря 1999 года Высокопреосвященнейший Димитрий, архиепископ Тобольский и Тюменский, освятил закладной камень на месте строительства будущего комплекса. В 2001-ом на месте строительства была забита и освящена первая свая, в фундамент под центральный алтарь храма заложен камень, привезенный из Соловецкого монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=06733

В правобережье города Волхов встанет первый Храм мая 2018 24 мая в Волхове на Кировском проспекте у бывшей водонапорной башни, а ныне интерактивно-познавательного центра " Пятнадцатый элемент " АО " Метахим " прошло освящение креста и закладного камня на месте строительства Храма во имя святого Апостола Андрея Первозванного . Церемония освящения открылась общей молитвой работников и руководства АО " Метахим " , волховчан и руководителей Волховского района на благословение Господом благого начинания. Торжественный молебен провёл Благочинный отец Виталий . Будущий Храм св. Апостола Андрея Первозванного будет возведён по инициативе и на средства компании " ФосАгро " , оказывающей постоянную благотворительную помощь в восстановлении и строительстве православных святынь в России и за рубежом. " ФосАгро " возродило традицию строительства заводских храмов, существовавшую в России до революции - в непосредственной близости от мест работы и отдыха работников компании в Кировске и Череповце открыты четыре церкви, строятся новые храмы. В приветственном слове генеральный директор АО " Апатит " Михаил Рыбников назвал происходящее у стен " Метахима " " волнующим историческим событием " : - Наша компания с момента своего создания поддерживает православные духовные ценности, - отметил Михаил Константинович. - Возведённые " ФосАгро " храмы посещают не только наши работники, но и все горожане. Храмы востребованы, и мы бесконечно рады, что череда знаменательных освящений продолжается. Несколько дней назад мы освящали закладной камень на месте строительства церкви в Кировске, завтра в Балаково будет освящён и распахнёт свои двери перед прихожанами Храм св. Спиридона, сегодня освящается крест и закладной камень будущего Храма св. Апостола Андрея Первозванного. Выступавший напомнил о возрождении славных традиций дореволюционной России, когда на каждом заводе и при каждой фабрике имелся свой православный храм и выразил надежду, что молитвы, которые скоро зазвучат в новом Храме, помогут каждому в труде и жизни. В заключение, М.К. Рыбников ещё поздравил присутствующих с большим историческим событием и с наступающим профессиональным праздником - Днём химика. - Мы присутствуем на очень важном для нашего города событии, закладке камня под основание нового Храма, - сказал глава администрации Волховского района Александр Белицкий. - За всю историю города Волхова в его правобережной части никогда не было действующей церкви. Уверен, что храм Андрея Первозванного послужит формированию в душах волховчан таких общечеловеческих качеств как доброта и милосердие, мораль и нравственность.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Горнецкое. Церковь Николая Чудотворца. Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1867. Адрес: Россия, Новгородская область, Маловишерский район, деревня Горнецкое Координаты: 58.691104, 32.224292 Проезд:Между Малой Вишерой и Любытино. Поворот на Бургу, далее Добрая вода, Дворищи, Горнецкое. В Горнецком, примерно в центре деревни направо метров 300 и слева на горе будет кладбище и церковь. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Деревня Горнецкое расположена к югу от райцентра Малая Вишера и удалена от него на 20 км, от Дворищ удалена на 9 км и расположена к северу от Дворищ. Название села Горнецкое объясняет – горам конец или гор нет. В селе сохранилась церковь святителя Николая Чудотворца, построенная в 1867 г. Церковь деревянная, ее украшали 7 колоколов, 6 маленьких и один большой. Говорят, когда звонил большой – было слышно в Новгороде. Церковь была закрыта в 1937 г., диакон церкви Александр Иванович Братолюбов (1888 г. р.) был приговорен 14.03.1938 года к расстрелу. В 1939 году колокола увезли на переплавку. А когда снимали большой, уронили его и он разбился. Была еще староверская церковь, построенная в 1880 г. В 1932 г. ее сдали под школу. Есть часовня святых мучеников Флора и Лавра, покровителей лошадей, построенная в 1906 году. Была песня: «Как на Кивяги горы - Есть со камень со крестом - Вы не троньте этот камень - Пусть лежит он со Христом». На камне крест, след руки и ноги. В писцовых книгах упоминается: «Был монастырь Горнецкий Спасский». Живет в деревне легенда ли, быль ли, что во время войны произошло такое событие. В церкви был размещен взвод солдат. Кому-то вздумалось пострелять в настенные росписи. После этого по ночам к ним стал приходить какой-то святой в образе старичка и велел солдатам покинуть храм, что они и сделали. Со страхом покинули солдаты деревню, а может просто был приказ поменять дислокации. Однако пулевые отметины на ликах святых сохранились и по сей день.

http://sobory.ru/article/?object=21303

Крестный ход начался у железнодорожной станции Шарташ (в 1918 году Ekamepuhбypr-II), где установлены памятный крест и закладной камень. На этом месте будет построен храм в честь иконы Божией Матери «Валаамская» одной из трех чудотворных икон, явленных в годы правления Николая II. Здесь, по одной из версий, состоялась высадка из поезда императора Николая Александровича, императрицы Александры Федоровны и великой княжны Марии Николаевны 30 апреля (по н.с.) 1918 года. Далее шествие проследовало по улице Восточной, где на пересечении с улицей Шевченко построен храм в честь иконы Божией Матери «Порт-Артурская». На этом месте, как предполагается, 23 мая (по н.с.) 1918 года высадили из поезда цесаревича Алексия, великих княжон Ольгу, Татьяну и Анастасию, а затем повезли в дом Ипатьева. В 2008 году во время крестного хода «Под звездой Богородицы» здесь был заложен памятный камень, а в 2017 году завершено строительство храма в честь иконы Божией Матери «Порт-Артурская», освящение которого совершил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. С улицы Восточной крестный ход повернул на улицу Челюскинцев, а затем в переулок Невьянский, где расположен храм в честь иконы Божией Матери «Державная». Он был освящен в 2011 году митрополитом Кириллом. Этот храм построен рядом с железнодорожным вокзалом на станции Ekamepuhбypr-I, куда 30 апреля (по н.с.) 1918 года прибыл поезд с арестованными императором Николаем Александровичем, императрицей Александрой Федоровной, великой княжной Марией Николаевной и слугами. Здесь поезд простоял несколько часов. Свернув на улицу Свердлова, крестный ход проследовал по ней до улицы Царской и подошел к Храму-памятнику на Крови, где была совершена Божественная литургия. За Литургией митрополиту Кириллу сослужили епископ Нижнетагильский и Невьянский Иннокентий , епископ Каменский и Алапаевский Мефодий, епископ Среднеуральский Евгений, епископ Серовский и Краснотурьинский Алексий, духовенство Екатеринбургской митрополии . Богослужебные песнопения исполнил сводный хор, состоящий из участников архиерейского певческого коллектива, хора духовенства Екатеринбургской епархии и детской певческой капеллы «Октоих».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5188103...

Муром. Церковь Параскевы Пятницы. Пятницкая церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Время первоначального основания церкви в честь святой мученицы Параскевы, нарицаемой Пятницы, не известно. В сотной книге г. Мурома 1574 г. она не упоминается и первые сведения о ней мы находим в описи Бартенева в 1637 г. " Да по конец посаду церковь великой мученицы Христовой Параскевы, нарицаемой Пятницой древяна клетцки и с трапезой. А в церкви Божией милосердия образ местный великой мученицы Христовой Парасковеи, нарицаемой Пятницой. А тот образ и венец обложен серебром басменым, позолочен, да четыре гривны серебреных позолочены басменые ж, да гривна серебреная чеканная золочена, да 4 серги каменье червцы, да 4 креста серебреных позолочены, да 10 копеек позолочены. Да образ местный Пречистой Богородицы Одигитрии на празелени, венцы да две гривны серебреные позолочены, басмены, камень червец, двои серги, да две же серги камень серовик, да 9 копеек позолочены. Да перед местными образами две свечи. Двери Царские и сень и столбцы и в тябле деисус на празелени. Да в алтаре образ пречистой Богородицы запрестольный на празелени, венец и гривна серебреные позолочены, басменые. Крест воздвизальный серебреный. Да на жертвеннике сосуды церковные древяны. Да в церкви ж книг: Евангелие напрестольное, евангелисты серебреные позолочены, да Апостол письменный; Шестодневец; Триодь постная; Трефоль; Минея; Святцы; Тропари; да Псалтырь; да Часовник - все письменные. Да на колокольнице 4 колокола невелики, а по смете в них весу полтрети пуда. А церковь и в церкви Божия милосердия образы, свечи, книги и ризы и на колокольнице колокола и все церковное строение мирское приходных людей. А земли под тою церковью и что около церкви кладбища в длину 30 сажен, поперек 22 сажени. Да на церковной же земле двор попа Ивана. В длину его двора и с огородом 30 сажен, поперек 24 сажени. Да на церковной земле бобыльских дворов: дворишко вдовы Ульянки Васильевской жены Березова, двор вдовы Ненилки Кузминой жены сапожника, двор Власки Федорова сына. Да на Курпилке дворе двор Гаврилки сына Крупенникова, двор вдовы Фотиньицы Левкинской жены Парамонова. И всего 6 дворишек бобыльских, людей в них тож. А оброку они платят пятницкому попу Ивану со дворишка на год по две гривны, итого рубль, 6 алтын 4 денги. А земли под теми бобыльскими дворами 86 сажен, поперек 56 сажен. Да пятницкий же поп Иван пашет за своим двором и бобыльскими дворишками церковную землю, что дана к той же церкви прежним попам в руги, место в поле 4 чети без полутретника, а в дву потому ж. А владеет он, поп Иван, той землей по старине как прежние попы владели. А по приправочным книгам Григория Кириевского 132 г. платил он с той пашни с сошными людьми с живущего по полутретника пашни. А ныне ему, попу Ивану, платить с той пашни с сошными людьми с живущего по прежнему с полутретника так же, что и Воздвиженскому дьякону Леонтию " .

http://sobory.ru/article/?object=45766

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010