«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 9, 2007 год «Каждый камешек ждет своего часа» Владимир Михайлов - русский художник-самоучка, камнерез. Прикладным искусством занимается с 1985 г. Основная тема его творчества - православные сюжеты и образы святых. За двадцать лет работы с камнем мастер достиг высокого уровня каноничности и точности художественной формы. Его стиль относится к новгородской, северной школе русского искусства, которой исторически присущи лаконичность, простота и в то же время - выразительность и одухотворенность. Ирина Бондаренко корреспондент С 2005 года работы Владимира Михайлова начали выпускаться на производственной базе «Балтийской Ювелирной Компании». Иконы, кресты с клеймом «Владимир Михайлов» востребованы и духовенством, и светскими людьми в России и во всем мире, они получили признание на международных выставках ювелирного искусства и стали украшением частных коллекций. Сейчас, спустя много лет кропотливого ручного труда, мастер пользуется современными технологическими возможностями, но по-прежнему работает в своей маленькой мастерской, оборудованной прямо у него в доме, под Новгородом… Владимир, какой была ваша первая работа? Помню, нашел на берегу реки голыш, который сам лег в руку, и вместо того чтобы запустить его в воду блинчиком, принес домой. Полистал книги по новгородскому искусству, вырезал священнический крест сантиметров восемь высотой и подарил знакомому батюшке. С тех пор у нас завязалась дружба. Стали появляться заказы: изобрази такой образ, изобрази другой. В камнях у нас недостатка нет, окатыши всех оттенков устилают землю… Предложений было много, даже в промышленных масштабах: мы тебе заготовим плашек, камней - только режь! Но не пошло: нужно самому найти камень, самому его обработать, отшлифовать - только тогда родится образ. Через усердие и кропотливость. Иначе камень остается холодным.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/9/23...

Прп. Киприан Устюжский. Икона. 2-я пол. XX в. (?) (ц. свт. Стефана Пермского в Вел. Устюге) Устная традиция, отразившаяся в устюжских летописцах, помещает в один временной период земные жизни К. и блж. Прокопия Устюжского († 1303). По Житию блж. Прокопия, К., как и отец свт. Стефана Пермского Симеон, был другом и собеседником блж. Прокопия. Символично, что блаженный приходит принять «разрешение от земных телесных уз» к стенам Михаило-Архангельского мон-ря. По мнению А. А. Турилова , Михаило-Архангельский мон-рь, игуменом к-рого К. оставался до своей кончины, был основан им в 1276 г. Л. Вологдин в летописце сообщает: «Начальник монах Киприян и погребен в том же монастыре, близ святых врат. А по времени над гробом его создана каменная церковь во имя Преполовения Господня. Гроб же его внутрь церкви за левым криласом при стене, и над ним устроена гробница, которая и доныне всеми видима» (Там же. С. 130). В кон. XIX в. еп. Димитрий (Самбикин) так описывал погребение святого: «Гробница над могилою преподобного Киприана каменная, на ней находится писанное на холсте его изображение. Дикий камень, служивший преподобному возглавием, лежит близ гробницы; от сего камня многие, отскабливая частицы, по вере врачуются от болезней. Из вещей, принадлежавших преподобному Киприану, доныне хранится небольшой деревянный напрестольный крест с литым серебряным распятием» ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 201). Почитание В нач. XVII в. (ок. 1614) стала вестись запись чудес К. Рассказы о них собраны в «Летописце» из устюжского Архангельского мон-ря сер. XIX в., объединившем все устные предания о К. (РНБ ОР. F I. 788. Л. 62-83), в житийном соч. «Жизнь и сказание о основателе обители устюгского Архангельского монастыря преподобном отце нашем Киприане» (РГБ. Ф. 199. 326. Л. 37-62, на рус. яз.). В этих произведениях, а также в более ранних редакциях Устюжского летописца отразился сложившийся в местной устной традиции образ святого-богатыря. Одним из аскетических подвигов К. было постоянное ношение тяжелого камня («взимал тот камень в руки и держа в сплетенных перстами руках своих пред собою, по тех пор пока преодолен будучи сном, испустит оный из рук своих» - РНБ ОР.

http://pravenc.ru/text/1684702.html

Скачать epub pdf Лекция одиннадцатая. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа I. Явление воскресшего Господа в Иерусалиме и его окрестностях Когда именно и каким образом последовало преславное Воскресение Господа нашего, – известно только Воскресшему и Тому, Кто воскресил Его Духом Своим. – Мы, подобно оным старцам израилевым, можем только поклоняться следам славы Божией, явившейся над гробом начальника и совершителя спасения нашего. Солнце мира духовного взошло из Своего гроба прежде солнца мира вещественного, ибо жены, шедшие ко гробу, «утру глубоку» как уже не нашли при нем стражей. Восход сего Солнца равно как прежде захождение Его на Крест, сопровождалось, по сказанию святого Матфея, сотрясением земли. Это были необходимые болезни великого рождения, ибо из утробы земли восходил первенец из мертвых, – выходил не по обыкновенным законам рождения в жизнь вечную, как некогда восстанут все почивающие во гробах, а по ускоренному действию всемогущества, разрушившему узы ада и смерти. Землетрясение сие, при всей важности его, чувствуемо было во всей силе своей, однако же, по-видимому, только в вертограде и его окрестностях, ибо жены спокойно совершали путь свой, не думая о страшных явлениях природы. Кроме трепетной работы земных стихий великому чуду Воскресения Господа удостоились послужить и силы горние. И, во-первых, один из Ангелов, «сошед с неба» ( Мф. 28:2 ), выражение, употребляемое в описании при самых важных случаях, – отвалил камень, заграждавший вход в пещеру. Действие сие, совершенно не нужное для Воскресшего, Которого пречистое тело, как увидим, проходило сквозь заключенные двери, нужно было для последователей Его, дабы они, пришед на гроб, скорее могли узнать, что в нем нет уже Погребенного. Притом явление Ангела и отваление камня могло послужить для стражи вместо объявления о Воскресении Иисуса, ибо Воскресший кажется не благоволил явить стражам (может быть, дабы не потребить их от земли живых) собственного лица Своего. Вид Ангела, отвалившего камень, был, по словам святого Матфея, как молния, а одеяние его было, как снег. Обыкновенная форма явлений в нашем мире существ мира горнего, которую более или менее принимают на себя и тела человеческие в минуту их приближения к миру невидимому, как то последовало со Спасителем на Фаворе, с Моисеем на Синае.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Храм апостола Иоанна Богослова (Барнаул) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Строительство храма апостола Иоанна Богослова было начато по благословению преосвященнейшего Максима (Дмитриева), епископа Барнаульского и Алтайского в 2003 году. Это одна из главных достопримечательностей города. Содержание История [ править править код ] Официально приход апостола и евангелиста Иоанна Богослова был зарегистрирован в апреле 1996 года, а уже в мае того же года Преосвященнейший Антоний (Масендич, +2001) освятил крест и камень на месте будущего храма. Больше года камень с крестом стояли в чистом поле... Первым фактическим настоятелем прихода стал игумен Алексий (Просфирин), который смог быстро организовать своих духовных чад. С их помощью за один месяц была поставлена " коробка " временного помещения для богослужения. 9 октября 1997 года, в престольный праздник, уже была отслужена первая литургия. Этот день можно считать днем рождения прихода. Времянку построили быстро, а вскоре рассчитывали начать строительство основного храма. Приходская жизнь постепенно налаживалась. Пусть во времянках-вагончиках, но появились воскресная школа, трапезная. Построили и келию - домик для послушников, которых набралось немало. Вспоминают, что иногда обед готовили в пяти ведерных кастрюлях: кормили и сотрудников храма, и послушников, и прихожан. Со временем появилось подсобное хозяйство: козы, курочки... Обо всем этом, а более всего о душах паствы имел попечение игумен Алексий. В делах по хозяйству всегда находились добровольные помощники. Но, пожалуй, правой рукой настоятеля в хозяйственных вопросах являлась Нина Андреевна Петрова. Несколько раз временное помещение храма расширялось, поскольку не вмещало постоянно увеличивающееся число прихожан. Несмотря на активную жизнь прихода, нужно было заниматься и строительством храма. Управление архитектуры выделило участок земли в три гектара. По замыслу архитекторов, будущий храм должен находиться в центральной части архитектурной композиции всех прилегающих кварталов.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_апостола_...

Сия древняя деревянная церковь имеет два престола: верхний храм, в честь воз­несения Богоматери на небо после её успения, освящен митрополитом Филаретом 28-го сентября 1844 года, а нижний храм, в па­мять Гефсиманского моления Спасителя, освя­щен им же 8-го июля 1845 г. Иконостас в верхнем храме сделан из кипариса. В церкви нет ни позолоты, ни красок; все богатство её – в простоте. Замечатель­ные предметы в ней следующие: 1) в притворе старинные иконы во весь рост святителей Иоасафа и Серапиона и архиман­дрита Дионисия – те самые, которые прежде стояли над гробницами их в Троицкой Лавре. 2) В церкви на левой стене – образ Иорданской Божией Матери, который, говорят, принадлежал св. Иоанну Дамас­кину. 3) Тут же старинное, писанное на холсте, поясное изображение преп. архиманрдрита Дионисия. 4) На правой стене об­раз распятия Спасителя, принадлежавший, как говорят, св. Феодору Студиту . Он привезен А. Н. Муравьевым с Афонской горы, где стоял в келлии патриарха Иеремии, жившего там на покое в половине XVI века. 5) Между местными иконами в образе преп. Сергия вставлен крест с золотым сосудцем, в котором хранятся капли крови Христовой. 6) На аналогии в ковчеге – часть древа животворящего креста Господня; крест с мощами, устроенный из дски престола древнего Подсосенского храма; камень от гроба Богоматери и часть масличного дерева из палестинской Гефси­мании. 7) В олтаре на горцем месте за­престольный крест и образ Божией Матери взяты из древнего Подсосенского храма. 8) На стене за стеклами висят два холщовые антиминса, один 1616, другой 1619 года. Взяты также из Подсосенской церкви. На первом антиминсе следующая надпись: «лета 7124 (1616) месяца маия в 12 день, на память иже во святых отца нашего Епи­фания, освятися олтарь пречистыя Богороди­цы, честнаго её успения, при Благоверном Царе и Великом Князе Михаиле Феодоро­виче всея Русии, при митрополите Филарете, при архимандрите Дионисие, и при священ­нике Феодоре.» На другом антиминсе напи­сано: «освятися олтарь во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во храме пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго её успения, при Благоверном Царе и Вели­ком Князе Михаиле Феодоровиче всея Русии, и при митрополите Филарете Московском и всея Русии, и при келаре Аврамие Палицыне, и при казначее Иосифе Панине, в лето 7127 (1619) марта в 21 день, на память св. мученика Иакова исповедника, индикта в 1.»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Чинопоследования церкви. Молебные пения Чинопоследования при основании и освящении храма Чин на основание церкви Основание и построение храма может совершаться только правящим архиереем церковной области или посланным от него священником. Виновный в сооружении церкви без благословения епископа подвергается определенному наказанию как презирающий епископскую власть. После закладки фундамента для храма совершается «Чин на основание храма» – все вместе называется закладкой церкви. На месте будущего Престола, по указанию Требника, ставится приготовленный заранее деревянный крест. Основание церкви (если она каменная) устраивают следующим образом. 1 . По периметру будущего храма выкапывают рвы. 2 . Готовят строительные материалы: камни, известь, цемент и другие, необходимые для закладки. 3 . Приготавливается специальный камень, имеющий четырехугольную форму. На нем высекают или изображают крест. 4 . Под крестом (по желанию епископа) может находиться место для вложения святых мощей, и в этом случае делается закладная надпись: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа основася сия церковь в честь и память (указывается наименование праздника или имя храмового святого), при Патриарсе Московстем и всея Руси (имя его), при святительстве Преосвященнейшаго (имя епископа и града его), и положены суть мощи святаго (имя его). В лето от сотворения мира (такое-то), от Рождества же по плоти Бога Слова (год, месяц и день)». Основание храма может быть совершено и без положения мощей святого и закладной надписи. Если церковь будет деревянной, то вместо рвов выкапывают две ямы: для закладки четырехугольного камня под будущей алтарной абсидой и для установки креста на месте Престола. Должны быть приготовлены и бревна для фундамента. Чин на основание храма может совершаться в двух вариантах. 1 . Сокращенный чин по Большому Требнику. 2 . Чин по Дополнительному Требнику. Перед совершением чина по Дополнительному Требнику архиерей или священник, если чин совершает он, облачается во все священные одежды своего сана. Начинается крестный ход, когда архиерей (или священник) идет к месту закладки храма в сопровождении всего клира. Архиерею (или священнику) предшествуют два диакона с кадилами, священники с крестами, хор поет литийные стихиры празднику или святому, в честь которого будет заложен храм. На месте закладки заранее ставится стол с Евангелием и крестом. Последование чина на основание храма

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

о.Мелхиседек: Нет, это факт жизни и истории. Там копии величайших христианских святынь: Гроб Господень, гробница Божией Матери, Камень помазания. Мы пообещали, что возобновим ту прекрасную традицию, когда были вместе тогда, хотя душой мы всегда вместе, конечно. А неделю назад с одним близким мне человеком мы шли на престольный праздник Крестовоздвижения. Я подумал, как прекрасно, что у нас такая осознанная жизнь, через преподобного Сергия – история России, через Иоанна Богослова – история святых. Мы внутри этой истории. Мы так ее переживаем. А люди какие несчастные, которые живут вне христианства, вне православия. Ну разве Новый год, день рождения, юбилей могут сравниться с нашими церковными праздниками? Не все знают историческую деталь, связанную с подворьем Оптиной пустыни, храмом Петра и Павла в Ясенево. Там 1821 году венчались родители Льва Николаевича Толстого. Поэтому Толстого приходится часто вспоминать. Пусть это не удивляет. Мудрые греки говорили, что и во врагах достойное похвалы нужно хвалить. Я почему-то часто цитирую Толстого. Когда он был еще в трезвом уме, говорил: на могильном памятнике миллионов людей можно было бы написать: «они жили и не знали, зачем они живут». Мы счастливы тем, что уже одно понятие имеем, что жизнь наполнена смыслом, содержанием, перспективой, что смерть - это ворота, дверь, в ней нельзя удержаться. Когда умерла моя мама, и мы хоронили ее, то на могильном памятнике написали не слова из Писания, а слова, которые я когда-то прочитал: смерть есть к жизни приближенье, к жизни той, где смерти нет. С одним этим упованием только насколько легче! Я по роду службы столько людей отпеваю, и на лицах неверующих людей всегда вижу - тупик. Для меня это самое страшное таинство: люди стоят, ничего не соображают, у них нет веры, перспективы, нет надежды. Не знаешь, как достучаться. Какие они несчастные. Вспоминаю одного из святых. Ему угрожали отрубить голову, сжечь. Он соглашался, не противился. А ты не боишься? – Нет, ведь так вы меня быстрее отправите к моему любимому Христу. С такой-то перспективой жить?! Смерть не страшна! Надо не бояться смерти, надо бояться пустой жизни. Книга ценится не за толщину, но содержание. Неважно, сколько лет в твоей жизни, важно, сколько жизни в твоих летах. Мы стараемся жить так. Вот посмотрите, какие у нас имена - они наполнены смыслом. Это перспектива на вырост. Нам есть куда расти, на кого равняться. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София - их путь – путь тысяч мучеников. Путь исповедания. Крест или жизнь? Крест! У них всех такой путь. Почему такие почитаемые на Руси эти мученицы? Их имена означают добродетели.

http://radonezh.ru/2023/10/13/zlo-vokrug...

Освящение храма В Православной Церкви существует несколько чинопоследований, связанных со строительством нового храма: чин на основание церкви, чин поставления креста на купол церкви, чин благословения колокола и великое освящение храма. Кроме того, существует чин малого освящения храма, совершаемый после ремонта уже освященного храма, если при ремонте не сдвигался престол. Освящение антиминса совершается, как правило, одновременно с освящением храма, однако может быть совершено и отдельным чином. Также отдельно могут совершаться чины освящения различных предметов церковной утвари и икон. Чины основания и освящения храма – весьма древнего происхождения. Уже Барбериновский Евхологий конца VIII века включает в себя молитву на основание храма, чин освящения новосооруженного храма и чин положения в нем святых мощей (в более поздних рукописях два этих чина объединяются в один). Подробное описание чина освящения храма, в основных чертах оставшегося неизменным до сего дня, содержится у Симеона Солунского . Основание храма Чин основания храма в славянском Требнике существует в двух вариантах – кратком и пространном. Краткий чин совершается архиереем в омофоре и епитрахили. Чин начинается, как обычно, с «Трисвятого по Отче наш», после чего поется тропарь святому, в честь которого будет сооружен храм, «и иныя тропари, яже хочет предстоятель». Далее читается молитва, в которой архиерей просит Бога сохранить основания храма «нерушима и непозыблема». Следует отпуст, после которого архиерей берет камень и, начертив им крест, полагает его в основание храма со словами: Основа и вышний, Бог посреде его и не подвижится: поможет ему Бог утро заутра ( Пс.45:6 ). На месте, где будет находиться святой престол, архиерей водружает крест, произнося молитву, в которой просит Бога благословить и освятить место для храма. На кресте начертывается надпись с указанием даты основания храма. Более полный чин, содержащийся в Требнике дополнительном, предполагает участие архиерея, облаченного по полному чину (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf 9.08 Служба святому священномученику Амвросию, епископу Свияжскому На велицей вечерни На Г осподи, воззвах: поставим стихов 8 со стихирами, глас 5. Подобен: Р адуйся: Радуйся, священномучениче Амвросие,/крест свой взем, Христу последовал еси,/даже до смерти верен пребыв, блаженне./В смирения ризы облеченный/непрестанныя злохуления бесовския посрамляше,/имея непобедимое оружие – Крест Господень,/имже вооружився к небесным от земли вознеслся еси./Предстоя же Христу моли о нас,//почитающих память твою. (Дважды) Радуйся, священномучениче Амвросие,/бисера Христа Единаго в сердце своем ношаше,/о Немже немалорадев, но пострадав радуяся,/в небесных воцарился еси./О, отче блаженне,/изгнание правды ради,/мучения страх не объят души твоея,/понеже Словом Божиим,/мечем обоюдуострым,/разсекл еси тму неверия./Радуемся ныне, пребогате,/тя имуще молитвенника,//выну за ны ходатайствующа. Ины стихиры, глас 8. Подобен: Ч то вас наречем, святии: Что тя ныне именуем, богомудре Амвросие?/Камень, на немже Господь Церковь Свою основа,/юже адовы враты не одолеют./Мирови светильник на свещнице церковнем сияй/и просвещаяй, приходящих к тебе верою./Соль земли, яко осоляеши вся концы вселенныя познанием Бога Истиннаго:/вышних селений сожителю,//моли спастися душам нашим. Что ти ныне провещаем, богомудре Амвросие?/Мученик добльственных сословие умножил еси,/добродетелей сосуде,/исполнь масти благовонныя,/яже слезныя моления/и крови пролитие суть./Сошедшеся днесь восхвалим тя/победы венец приявша:/елеем радования угобзи сердца наша, язвы грехов носящыя,/да избавимся от тления и бед молитвами твои//совершающе верою всечестную память твою. Что ти ныне//богомудрие Амвросие, воспети?/Заре ли еси Солнца мысленнаго,/теплоту Духа носяща и вся согревающа?/Свещник позлащенный,/Христа мирови свет являюща,/поборник еси борющим противу злочестия,/в жертву благоприятну себе принесый,/но и ученик множество яве образ предлагая привел еси,/с нимиже моли даровати душам нашим//мир и велию милость. Что ти ныне принесем, богомудре Амвросие, в похвалу?/Лицы бо ангельстии предъидуще/крепость твою воспевают, хваляще тя,/яко Христу последующа и душу свою полагающа,/пастырю добрый,/о них же Господь Кровь Свою пролия./Сего ради, стяжав нетленную славу,/венчаешися во граде Царя Небесного://молися непрестанно, спастися нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Содержание Допускаем ли мы саму возможность сверхъестественного? Библейские «противоречия» и наивный фундаментализм Расхождения в деталях обычны для воспоминаний живых свидетелей Пример: отмененная казнь петрашевцев Особенности античных биографий Что доказывают расхождения в деталях?     Один из повторяющихся доводов противников христианства – это противоречия в евангельском повествовании вообще и в свидетельствах о Воскресении особенно. Вот как об этих противоречиях говорит, например, популярный среди неверующих автор Барт Эрман: «В какой день умер Иисус и в какое время дня? Умер ли он за день до того, как ели Пасхальную трапезу, как отчетливо говорит Иоанн, или же Он умер после того, как ее съели, как отчетливо говорит Марк? Умер ли Он в полдень, как у Иоанна, или в 9 часов утра, как у Марка? Нес ли Иисус крест Сам всю дорогу, или же Симон Киринеянин нес Его крест? Это зависит от того, какое Евангелие вы читаете. Оба ли разбойника злословили Его, или же только один разбойник злословил Его, а второй Его защищал? Это зависит от того, какое Евангелие вы читаете. Или возьмите рассказы о воскресении. Кто пошел к могиле на третий день? Была ли это одна Мария или же Мария с другими женщинами? Если это были Мария и другие женщины, то сколько было этих женщин, кто входил в их число, и как их звали? Когда они пришли туда, камень уже был откачен в сторону или нет? Что они увидели в могиле? Одного человека, двух человек или ангела? Это зависит от того, какое из повествований вы читаете. Что им было велено сказать ученикам? Должны ли были ученики оставаться в Иерусалиме и увидеться с Иисусом там, или они должны были пойти в Галилею и увидеть Иисуса там? Рассказали женщины кому-нибудь об этом или нет? Это зависит от того, какое Евангелие вы читаете. Ученики не покидали Иерусалим, или же они немедленно покинули Иерусалим и отправились в Галилею? Все это зависит от того, какое из повествований вы читаете». Некоторые из этих расхождения объясняются очень легко – в Библии ангел и выглядит как «муж в светлой одежде», как же еще? Но некоторые представляют определенную трудность для согласования. Нам стоит заметить, что, хотя задача такого согласования может быть очень интересной, она не является обязательной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010