До I-ro в. до р. Хр. о кельтах имеются очень скудные сведения. Цезарь был первый, описавший их в своих сочинениях (De bello gallico). Он описал собственно религию и жрецов у галлов. Цезаря, видно, не удивили верования галлов и не показались ему необычными. Deum maxime Mercuriuin colunt… Post hunc Apollinem, Martera, Jovem et Miuervam (6,17). Уже после Цезаря эти имена действительно входят в религиозный словарь галлов, но при Цезаре их не было, а боги носили другие имена и только по своим свойствам показались Цезарю соответствующими называемым им римским божествам. Культ их показался Цезарю соответствующим знакомым ему римским культам; вследствие этого он и отожествил богов побежденного народа с богами народа победителя. Но на самом деле имена главных галльских божеств были следующие: 1) богов – Belen, Barvo, Esus (Меркурий). Teufatés, Taranis, Grannus, Abellio, Cernnnnos, Ergé, Slino, Segomo, Vincius; 2) богинь – Aciona, Bormona, Belisama, Epona, Ura, Rosmetra (женская сторона Меркурия) и затем еще 20 других божеств. Усердно галлами почитались божества местныя: Arduenna – богиня Арденн, Sequana – богиня Севы, Matrona – богиня Марны, Исаита – богиня Ионны, Divona – источник около Бордо. Только впоследствии к этому циклу богов присоединились всеблагой и величайший Юпитер, царица Юнона, Минерва, Великая Мать (Цибела), Венера, Аполлон, Сатурн, Диана, Эскулап, Виктория. Римские боги легко смешались с галльскими, потому что одни были похожи на других. Религия кельтов была подобна религии других арийских племен: – частный и общественный культ, обоготворение сил природы, священные места, священные рощи. Предшественники кельтов на европейской почве воздвигали мегалитические памятники, сооруженные из громадных камней. Таковы: менгиры (мен – камень, гир – высокий) – каменные столбы; долмены (мен – камень, дол – стол) – каменные столы; кромлехи – круги из менгиров. Из камней делались сооружения, удобная для жертвоприношений и для погребений. Очевидно, мегалитические памятники увековечивали события, отмечали священные места, служили религиозным целям. Кельты воспользовались ими для своих религиозных надобностей. Многие памятники украшены кельтскою религиозною символикой. Из религиозных символов обращают на себя особенное внимание свастика и изображение колес. Свастика есть гаммический крест (т. е. из четырех гамм), символ широко распространенный за много веков до р. Хр. Бертран в своем капитальном труде La Religion des Gaulois полагает, что это – символ солнечный, ибо свастика всегда изображалась вместе с солнечными богами, с явными солнечными символами. Гаммический крест есть самое упрощенное изображение свастики, но он изображался и в виде четырех человеческих ног, исходящих из общего центра: – тогда получалось изображение кругового движения, говорящее о солнце. Гаммический крест, несомненно, имел значение профилактического амулета. Подобное значение имели изображения колеса, порой со свастикой внутри, уже явно указывавшие на солнце.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > И скажет и камень, и крест, где легли... В Калининграде торжественно открыт первый в юбилейном году в России монумент памяти героев Первой мировой 08.06.2014 1343 Время на чтение 8 минут Замечательное событие, но вызывает оно и горечь и радость одновременно. Горько, что за сто лет мы не удосужились поставить столь монументальный памятник нашим соотечественникам, которые сложили головы на той жестокой войне, второй Отечественной, как называли ее те, кому посчастливилось выжить. Выжить, но не победить. Может быть, поэтому так упорно старались потом не вспоминать ее, не славить ее героев и полководцев. А ведь было кого... Понадобилось целое столетие, чтобы переосмыслить свою не столь уж давнюю старину. Как бы ни хаяли советские историки «бездарных царских генералов», а все же они не пропустили немецкие войска в коренную России, к Москве и Волге, держали фронт в Польше и Латвии, в Галиции и Белоруссии... И вот вспомнили их к столетнему юбилею, когда никого уж из участников той войны не осталось в живых. Спасибо Российскому военно-историческому обществу, которое выступило с инициативой такого памятника! Вполне символично, что монумент поставили в Калининграде, в былой столице Восточной Пруссии. Ведь именно здесь русская армия и вступила в свои первые бои, начав 17 августа 1914 года наступательную операцию. Начиналась она столь успешно, что казачьи разъезды достигали восточных фортов Кенигсберга. В городе объявили эвакуацию населения, на запад потянулись беженцы... Но именно здесь же, на полях Восточной Пруссии, разыгралась и трагедия 2-й армии, которой командовал генерал от кавалерии А.В. Самсонов. У Александра Васильевича была возможность выбраться в тыл. Но он остался со своими окруженными войсками. Когда же поражение стало очевидным, генерал приставил к виску револьвер и нажал на спуск... Это произошло в лесу у фермы Каролиненгоф (4 км юго-западнее Вилленберга и 2 км северо-западнее Гросс-Пивниц). Там тело командующего 2-й армии обнаружили немцы и похоронили его. Теперь на этом месте стоит скромный памятный знак, поставленный трудами земляка генерала историка Виктора Петракова и писателя Кира Булычева. На нем надпись «Генерал Самсонов против генерала Гинденбурга».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Крест над бурятским селом Уникальная христианская община семейских процветает в окружении буддистов и шаманистов 30.09.2019 644 Время на чтение 3 минуты Недавно мне довелось побывать в Бурятии и обнаружить там островки христианской жизни в местах, где традиционными религиями считаются буддизм и шаманизм. Оказывается, уже 250 лет здесь действует уникальная община старообрядцев. Даже камень сделали плодородным Их называют «семейские». Они появились на этой земле не по своей воле. Во второй половине XVIII века императрица Екатерина приняла решение переселить в Сибирь старообрядцев, которые в своё время бежали от преследования в Речь Посполитую. Почти 35 тысяч человек вынуждены были начать новую жизнь в Сибири и Забайкалье. Ссылали целыми семьями, именно поэтому их прозвали в народе семейскими. Благодаря религиозной изоляции семейские сохранили свою культуру практически в первозданном виде. Мне удалось познакомиться с этим феноменом в двух сёлах, одно называется Тарбагатай, второе - Десятниково. Тарбагатай - большое и очень красивое село. Название означает место, где много тарбаганов. Тарбаган - монгольский сурок. Старообрядцы семейские поселились тут в 1765 году. Свою первую часовню построили в 1810 году. В середине XIX века в Тарбагатае жили 900 человек, а к началу XX века в селе были уже пять старообрядческих церквей и кафедральный собор. О семейских говорили, что они «даже камень сделали плодородным». Дисциплинированные, без вредных привычек, трудолюбивые, они некоторое время привыкали к суровой природе, а потом подняли земледелие на очень высокий уровень. Прежде бесплодные места стали житницей. Во многом благодаря этим крестьянам, работавшим с молитвой, отпала необходимость ввозить в Забайкалье хлеб и другие сельскохозяйственные продукты. Шуточная свадьба стала настоящей Особая история - фамилии семейских: по ним можно определить, из какого села родом тот или иной житель. Самые распространённые в Тарбагатае старинные роды Чебуниных, Думновых, Калашниковых, Банновых, Ефимовых, Медведевы х; в Десятникове - Матвеевых, Михалёвых, Степановых, Чистяковых; из фамилий, образованных от имён, - Родионовы, Борисовы, Николаевы, Емельяновы, Афанасьевы, Тихоновы.

http://ruskline.ru/opp/2019/sentyabr/30/...

О смерти Я стою у безвестной могилы со сломанной железной оградой. Земля осела, и могильный камень вошел в глубь нее, как опускается тонущая лодка в воду. Кажется, что мертвец в сгнившем гробу чувствует тяжесть навалившейся на него земли и надгробной плиты, с которой уже давно стерлась надпись. И мне слышится, что мертвец отвечает на мои мысли из могилы: «Мы, мертвые, не ощущаем тяжести земли, как вы, живые, не чувствуете тяжести небосвода. Но я изнемогаю от груза, который лежит на мне,– от тяжести моих грехов. Единственное, что осталось со мной,– это грехи. Все остальное превратилось в прах, все исчезло: сгнил гроб, истлела одежда, в которую меня одели, черви съели мое тело. Мои кости почернели, стали трескаться и крошиться под тяжестью земли, однако я не чувствую этой боли. Я смотрю на свое тело, как на снятую одежду. Но кто освободит меня от моих грехов, которые превратили мою душу в живого мертвеца? Я кричу: “Помогите мне, спасите меня, помолитесь обо мне, дайте, как выкуп за мою душу, слезы своего сердца”,– но никто не слышит меня. Беззвучный голос мертвого не достигает слуха живых. Мне не страшны дожди, затопившие мою могилу; не страшны змеи, обитающие в норах рядом со мной; не страшны черви, облепившие меня, как лист дерева – тля, которая сосет его сок. Тело мое – из земли; оно отдано земле и теперь превращается в землю, но моих грехов земля поглотить не может,– их способен сжечь лишь огонь, невидимый огонь благодати. Скажите тем, кто приходит на кладбище, что это город мертвых, в котором много нищих и голодных. Они ждут милости, они ждут подаяния. Когда проходишь мимо могилы, остановись хоть на мгновение, как около нищего, подай милостыню мертвому, скажи: “Господи, помилуй раба Твоего…”. Живые сами могут заработать себе на пропитание своими руками, а у мертвых руки связаны, поэтому не обойдите своей милостью мертвых; они больше нуждаются в жалости и сострадании, чем живые». Я стою у могилы с черным холмиком недавно насыпанной земли, поверх нее пока не успели положить камень и водрузить крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Сортировать по Исключить новости Письмо русской девочке, завербованной ИГИЛ Один из признаков истинной мудрости – это благоразумие. 15 июня, 2015 Один из признаков истинной мудрости – это благоразумие. Девочка-отличница Варвара Караулова сбежала со второго курса философского факультета лучшего российского университета, чтобы воевать в рядах ИГИЛ. Как хотите, а это событие, достойное романа или уж, во всяком случае, повести. К слову, во времена Достоевского и Тургенева тоже являлись такие девушки. Только убегали они, движимые любовью к утесняемым единоверцам, что и нашло отражение в творчестве великих писателей. Наша же героиня совершает нечто обратное. Будучи по крещению православной, она снимает крест и отправляется туда, где мучают и убивают христиан. И главное, о чем хотелось бы поговорить в этой связи, – о том, как вино превращается в уксус, как любовь к мудрости перерождается в любовь к безумию. Но что же есть истинная мудрость, а что есть безумие? Сложный вопрос, ответ на который, тем не менее, прост и дан со всей определенностью в Священном Писании. Истинная философия, то есть любовь к мудрости, – есть любовь ко Христу, победившему смерть и даровавшего нам вечную жизнь. Как и сказано: «Мы проповедуем Христа распятого… Божию силу и Божию премудрость» (1Кор. 1: 23–24). То есть высшую мудрость. А высшая мудрость в том и состоит, что Бог ради любви к нам вочеловечился и умер на кресте для искупления наших грехов. И только Им мы обретаем новую благодатную жизнь и надежду на вечную радость, которую «никто не отнимет у нас» (Ин.16: 22). Иначе говоря, высшая мудрость исходит от Бога и приобретается не посредством академических знаний и схоластических упражнений, а послушанием Богу, путем последовательного исполнения Его заповедей. Почему и говорится, что начало премудрости – страх Господень. Под страхом разумеем веру, благоговение и крайнее внимание, обращенное к Богу. Но и послушание Богу должно быть правым, потому что именно под видом послушания Богу проповедуются в наше время самые безумные и бесовские идеи. Что же значит «правое послушание»? А это значит… И вот здесь я в который раз скажу очень неприятную для многих, но совершенно необходимую вещь. Так вот: правильное послушание Богу означает, прежде всего, смирение перед Его Церковью, которая есть «столп и утверждение истины» (Тим. 3: 15). И это тот краеугольный камень, отвергая который, многие напрасно надеются обрести какую-то ещё «высшую истину». Именно потому, что этот камень утвержден Самим Богом как основание для всякого доброго строительства. И именно Христос, Спаситель мира – есть единственное основание подлинной мудрости. А всякая иная «мудрость», противящаяся Ему, есть по сути глупость, в какую бы форму она ни была облечена.

http://pravmir.ru/pismo-russkoy-devochke...

Владимир Скиф Иркутск Стихи-молитвы Клятва Сохранить Россию-матушку, Ее реки и поля – Скорбным ликом Богоматери Я клянусь тебе, земля! Я клянусь: в невзгодах выстоять, Не прервать славянства нить! И Библейской Вечной Истиной Дух Отчизны огранить. Я клянусь и душу пестую – Биться на передовой, Чтобы Русь была невестою, А не сирою вдовой. Чтобы мы вконец не пропили Совесть, стертую до дыр. Чтоб духовные Чернобыли Не убили русский мир. Я горячею аортою Растоплю беды сугроб, Разбужу Отчизну мертвую, Разобью стеклянный гроб. Я клянусь! Я тщусь! Я верую: Бог Россию не предаст! И в молитвах полной мерою И отпустит, и воздаст! 1986 Мамина молитва Я помню, как мама шептала с утра, С молитвою истово слита: «Поди, лихолетье! Поди со двора Под камень, под комель, где черна кора! Да быть тебе крыту-зарыту! Поди, лихолетье! Сквозь пади – пади! Поди-пропади ты, злосчастье! Небесная влага и благо, приди. Помимо семьи не ходи, не блуди Сладимое, чтимое счастье. Мой муж, ворочайся, ты – детям отец, Мой суженый, ряженый, нужный. Далеко мой муж от родимых крылец... Скворец-молодец, ты – от мужа гонец: Неужто лежит он недужный? Поди, лихолетье! Поди-пропади! Не делайся туже и хуже. Беда, как большая вода, не вреди! Всекрестная сила, беду отведи, Спаси мне и сына, и мужа! Не надо, гора, мне добра-серебра, Сыр-бор, не шуми за поветью...» И я повторяю за нею с утра: – Послушайся мамку, поди со двора, Трехглавый дракон – ЛИХОЛЕТЬЕ! 1987 Русская Голгофа Христос Великий, ниспошли Нам – всепрощение – греховным! Нас наши беды извели В бою кровавом и безкровном. Христос всезнающий, внемли Молитвам нашим, нашим бедам! О, скольких мы не сберегли! Конец и горек и неведом. О, скольких бросили в пути В лохмотьях и пробитых платьях. Христос недремлющий, прости Своих земных ничтожных братьев. На Божьей, праведной тропе Мы потерпели катастрофу, Но не забыли о Тебе, Взойдя на русскую Голгофу! 1993 Крест Николаю Ряполову В поле Вечный Крест вознесся От земли и до небес, Мировою ставший осью, Освятивший дол и лес.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Дожили: в парке «Торфянка» вместо Храма собираются устроить языческое капище Православные москвичи возмущены решением муниципалов создать сатанинское капище для жертвоприношений; язычник Лебедев призвал депутатов демонтировать находящийся рядом православный Крест 04.09.2019 2405 Время на чтение 8 минут 21 августа на внеочередном заседании Совета депутатов муниципального округа Лосиноостровский было рассмотрено обращение жителя Лосиноостровского района города Москвы - Е.И.Лебедева об установке в парке «Торфянка» языческого капища, сообщили «Русской народной линии» православные граждане северо-востока столицы. Язычник Лебедев подготовил на рассмотрение Совета депутатов МО Лосиноостровский проект, который, по его мнению, является «уникальным с исторической точки зрения». Данная «уникальность» проекта заключается в «архитектурном ансамбле», который будет называться - «капищем», которое «развевало бы мифы о язычестве и родноверии». По мнению Лебедева, «это было бы полезно молодому поколению и детям». Также он предложил вокруг данного «капища» в парке установить стенды «полезные» при изучении «язычества» и проводить «языческие праздники». Лебедева поддержал муниципальный депутат - Бускин Игорь Владимирович (Место работы - Государственное автономное учреждение культуры города Москвы «Парк культуры и отдыха «Бабушкинский», директор), который предложил организовать «капище» не только в парке Торфянка, но и в других скверах и парках Москвы. По мнению Лебедева, «капища» должны быть сделаны сторонней организацией, которая имеет опыт реконструкции на основании раскопок. Также главой муниципального округа Лосиноостровский Федоровой Анной Александровной было зачитано обращение Лебедева, который в нем просит демонтировать Православный крест, находящийся по адресу - Осташковский проезд вл.4 (парк «Торфянка) и вместо него поставить камень в честь «Перуна». Данное обращение было принято к сведению Советом депутатов МО Лосиноостровский. Глава управы Лосиноостровского района города Москвы - Литовченко Павел Павлович, присутствовавший на заседании Совета депутатов МО Лосиноостровский, сказал следующее: «Я ничего в этом плохого не вижу. У нас много еще будет благоустройств и поэтому ничего в этом плохого нет! Нужно только проработать отходы и проходы. Может быть, всё это рассмотреть более-шире».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/04/do...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — июль 2014 г. 12.07.2014 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Дорогой отец Александр! Благодарю Вас за яркий, глубокий разбор гностицизма и восточных духовностей в журнале «Русский Дом» и в Вашей книге «Миражи любви и мир». Действительно, как Вы пишете, «глубина вражеского захвата» душ человеческих в современном мире, в том числе именующим себя христианским, велика. Но ведь есть, наверное, что-то и полезное в разбираемых Вами духовностях. Богоизбранный народ в свое время, по исходе из плена, унес с собой многие египетские сокровища, обобрав своих угнетателей. Некоторые богословы видят в этом образ христианского отношения к тем языческим ценностям, которые не следует торопиться отвергать. Не лучше ли, говорят они, взять на вооружение этот опыт, собираемый в течение тысячелетий? Известно, какое распространение получили восточные методы медитации, в особенности дзен, среди современных христиан Европы и Америки. А вот один мой знакомый сказал, что это желание «в Индию духа купить билет» (так писал поэт Николай Гумилев), — одного поля ягода с другим не менее интересным явлением. В свое время оно заразило всю Латинскую Америку, да и не только ее. Это так называемое «богословие освобождения». Иначе говоря, как будто незримое «духовное» может быть вполне зримым. М. Караулов, г. Санкт-Петербург Ответ на этот вопрос может быть только один: нет и нет. Духовность, в которую входят восточными упражнениями, — результат тренинга, то, чего человек может достигнуть сам систематическими занятиями концентрации и отвлечения. В христианстве — это дар благодати всецелой самоотдачи Христа на Кресте. Страшный опыт, превосходящий всякую меру, завершающийся сознанием, что значит потеря Бога навсегда и что значит спасение мира. Нигде с такой глубиной не открывается Крест Христов как камень преткновения. И только так можно определить — является ли та или иная духовность христианской или нет. Подлинный крест — крест данный, а не взятый самовольно. Он никогда не бывает состоянием приятного покоя нирваны. Но он только там, где существует реальная возможность утраты всего — Бога, а также спасения мира.

http://moral.ru/dom07_2014/

Последование малого освящения воды Поставляется столец посреди Церкви, паволокою покровенный, на обычном месте и вода в сосуде: священник же взем епитрахиль и фелонь, держа в руках честный крест с василки (кропилом), предыдоша ему диаконом с кадильницей и двумя свеченосцами с свечами. Пришед же пред столец, полагает на нем крест и, взяв кадильницу, кадит воду крестообразно и начинает обычно. Господи, услыши молитву мою, внуши молению моему в истине Твоей, услыши меня в правде Твоей: и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой: посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениях руку Твоею поучахся. Воздех к тебе руце мои: душа моя яко земля безводная Тебе. Скоро услыши меня, Господи, исчезе дух мой: не отврати лица Твоего от меня, и не уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах: скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой: дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имени Твоего ради, Господи, живиши мя: правдою Твоею изведеши от печали душу мою: и милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь. Диакон Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во Имя Господне Во глас 4 Стих 1: Исповедайтеся Госповеди, яко Благ, яко во веки милость Его. Стих 2: Обышедше обыдоша мя, и именем Гсподним противляхся им. Стих 3: Не умру, но жив буду, и повем дела Господни. Стих 4: Камень, егоже небрегоша зиждушие, сей бысть во главу угла: о Господе быть сей, и есть дивен во очесах наших. Лик же поет на глас 4: Бог Господь, к коемуждо стих И настоящие тропари, глас 4: К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смирении, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множество прегрешений, не отврати Твоя рабы тци, Тя бо и Едину надежду имамы. (дважды)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Беседа 68 «Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его» ( Лк. 20:13, 15 ). «И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?» ( Мф. 21:33–42 ) Толкование притчи о винограднике. – Христос предрекает отвержение иудеев и принятие язычников. – Иудеи сами виновны в своей погибели. – Блага будущие должно предпочитать настоящим. – Жизнь монашеская вожделеннее мирской жизни. – Описание образа жизни монахов. – Сравнение удовольствий, даваемых театром и монастырем. – Увещание поучаться жизни среди монахов. 1. Настоящею притчею Христос научает многому: что Бог с давних времен промышлял об иудеях; что они с самого начала склонны были к убийству; что приняты были всевозможные меры для их исправления; что даже по избиении ими пророков, Бог не отвратился от них, но еще послал к ним Сына; что и один и тот же есть Бог Нового и Ветхого Завета; что чрез смерть Христову совершено великое дело; что иудеи за крест Христов и за злодеяние свое понесут крайнее наказание; что будут призваны язычники, иудеи же отвержены. Притчу эту Христос предлагает после предыдущей для того чтоб тем показать всю тяжесть и совершенную непростительность греха их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010