Хроника: Освящение второго храма в Бутове Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 16 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 19 мая 2007 г. в Бутове был освящён второй из храмов — каменный, просторный, двухэтажный. Совсем, казалось бы, недавно здесь, на Старо-Варшавском шоссе, был только глухой забор, ограждающий “что-то” от глаз людских. Внутри располагался Бутовский полигон, — страшное место, где были “опробованы” методы массового уничтожения — расстрел на краю рва. Здесь были убиты тысячи людей, в подавляющем большинстве совершенно ни в чём не виновных; более трёхсот из них ныне прославлены в лике новомучеников. Летом 1993 года родственникам убитых впервые позволили войти в ворота. А люди стали ставить поминальные свечи. Осенью на полигоне установили мемориальный камень. После того как полигон был передан Русской Православной Церкви, здесь проводились кропотливые исследования захоронений; одновременно составлялась Книга памяти — гигантский список жертв тайного массового убийства. На полигон шли поклониться памяти невинно убиенных; здесь служили панихиды. 8 мая 1994 г. (в Фомино воскресенье) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на полигоне был водружён поминальный Крест-Голгофа. А вскоре Святейший Патриарх написал резолюцию на прошении верующих о строительстве храма в Бутове: “Благословляется строительство храма на этой Русской Голгофе”. Осенью того же года была зарегистрирована община храма Святых новомучеников и исповедников Российских; ктитором общины был избран Кирилл Глебович Каледа, внук священномученика Владимира Амбарцумова, лежащего в одном из бутовских рвов. 25 июня 1995 г., в день Всех святых, в земле Российской просиявших, в Бутове в палаточном храме, установленном перед Крестом, была совершена первая Божественная Литургия. 11 декабря 1995 г., в день мученической кончины священномученика митрополита Серафима (Чичагова), возглавителя сонма бутовских новомучеников, был водружён крест над деревянным храмом. Через год храм был освящён, начались регулярные богослужения. С апреля 1998 г. настоятелем храма стал рукоположенный во иерея Кирилл Каледа.

http://pravmir.ru/hronika-osvyashhenie-v...

Черкутино. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1736. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Собинский район, с. Черкутино, ул. Молодёжная, Черкутинский психо-неврологический интернат, бывш. котельная. Координаты: 56.18498, 39.76587 Проезд:Дорога г.Владимир-г.Кольчугино. На 49 км с. Черутино. На въезде справа от трассы Колокольня утраченной Богородице-Рождественской церкви (в настоящее время Свято-Никольский храм), слева от трассы в 200м бывш. ансамбль усадьбы Салтыковых, теперь Психо-неврологический интернат, на его территории недействующая котельная - Никольская церковь. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ред.2012 В 2009 году начат ремонт основного объема. Весь подлинный белый камень карнизов уничтожен, стены обложены красным перегородочнм кирпичом без каких либо украшений проемов вообще. Перемычки проемов из прокатных стандартных уголков. Устроена кровля в барочном стиле. В 2010 году дело встало, главу и крест не осилили. К Пасхе 2012 года устроены глава и крест. На июнь 2012 основной объем раскрыт и в свободном доступе, строительные работы и службы не ведутся. Ред. 2010   В 2010 году бесхозное состояние бывшей котельной психиатрического интерната прекращено. Фасады основного объема перелицованы рифленым полнотелым кирпичом " под штукатурку " , при этом оригинальные резные белокаменные карнизы окончательно уничтожены, откосы окон и дверей выложены без четвертей, а новые кровли оказались без водосборных устройств (желобов, водосточных труб). Тот же основной объем покрыт металлической кровлей синего цвета. К осени 2010 подготовлена установка главы и креста. По неясным соображениям некоей экономии каменный свод восьмерика изнутри, в интерьере храма, обшит второсортным тёсом, скорее всего под последующую штукатурку. Исторические сведения:      " Одновременно с церковью Рождества Пресвятой Богородицы в селе Черкутине издавна существовала другая церковь деревянная во имя святителя и чудотворца Николая. В 1736 году помещик адьютант лейб-гвардии конного полка князь Иван Алексеев Салтыков вместо обветшавшей деревянной Николаевской церкви построил каменную в честь того же Святителя.

http://sobory.ru/article/?object=02874

Чин освящения храма Фото сайта Нижегородской епархии Христианину, посвятившему себя служению Богу, прилично освящать все благие свои начинания призыванием помощи Божией и благословения, так как «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126, 1). Тем более надлежит призывать Бога при основании дома Божия, где будет воздвигнут престол Божий. После заложения основания (фундамента) для храма совершается «чин на основание храма», что обыкновенно называется закладкой храма. При этом бывает и водружение креста. Так как правилами Церкви (Апостольское правило 31; Антиохийского Собора, пр. 5; Халкидонского, 4; Двукратного, 1 и др.) постановлено, чтобы устроение храма начиналось по благословению епископа, то чин на основание храма совершает или сам архиерей, или посланный от него и получивший благословение архимандрит, или пресвитер, или иерей. Чин богослужения на основание храма помещен в Большом Требнике. Богослужение на основание храма Божия состоит, после обычного начала и начальных псалмов, в каждении вокруг основания при пении тропаря святому, во имя которого будет воздвигнут храм. Потом настоятель читает молитву, в которой просит Господа, чтобы Он соблюл строителей храма невредимыми, а основание храма незыблемым и совершен показал дом к славословию Бога. После молитвы совершается отпуст, на котором упоминается святой, во имя которого созидается храм. По отпусте настоятель, взяв камень и начертав им крест, полагает его в основание, произнося: «Основ а и (его) Вышний, Бог посреде его и не подвижится, поможет ему Бог утро заутра». Затем настоятель водружает крест на том месте, где будет святая трапеза (престол), при этом произносит молитву, в которой просит Господа, чтобы Он благословил и освятил это место силою и действом Честного и Животворящего и Пречистого древа Креста в отгнание демонов и всякого сопротивного. На месте закладки храма обыкновенно полагается металлическая доска, на которой делается надпись, в честь какого праздника или святого освящен храм, при каком патриархе и епископе, какого года, месяца и числа. Изложенный чин закладки и водружения креста обыкновенно совершается после молебна с водосвятием.

http://pravoslavie.ru/2325.html

  разделы   рассылка  распечатать Соловки XXI столетия: святыня и/или культурно-мемориальный комплекс? Источник:  Татьянин день В этом году – 20 лет возобновлению монашеской жизни на Соловках. Примерно столько же – общему, в том числе государственному, вниманию к архипелагу как месту страданий невинных людей в лагере СЛОН. Мемориал " Соловецкий камень " на Лубянке в Москве стал святыней для множества людей. Какими будут Соловецкие острова в новом столетии, каково будет участие Церкви и государства в жизни архипелага и монастыря, будет ли в Москве стоять Соловецкий крест и построена часовня-памятник, говорили на круглом столе " Соловецкая святыня в жизни России XXI столетия " 4 ноября в Манеже. Круглый стол по замыслу не предполагал дискуссии, но противостояние различных подходов было явным. Председатель Комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов напомнил о проблемах минувшего десятилетия, которые в основном начали разрешаться, но отметил, что продолжение развития поставило перед нами новые проблемы и задачи. Депутат Госдумы призвал готовить комплекс предложений, который можно было бы представить и Святейшему Патриарху, и Правительству. " Считать, что кто-то сделает это за нас – наивно " , – подчеркивает Сергей Попов. По его словам, " сегодня никто не сможет доказать, что какая-то идея является самой идеальной, единственной и неповторимой. Нужно сформировать банк таких идей и предложений, а уже дальше экспертировать их и определяться, какая из них наиболее перспективна " . Каждую идею нужно рассматривать комплексно: юридически, финансово, экономически. Вопросов много: от имущественных до религиозных. Нужно " общественное проектное бюро " или " общественный совет " , поскольку сторонним " профессионалам за деньги " заказать проект развития национальной святыни невозможно. Сложились ли озвученные далее на круглом столе идеи в " банк " , говорить пока рано, но выступления часто имели полемический характер.

http://religare.ru/2_80380.html

Арзамас. Кафедральный собор Воскресения Христова. Воскресенский собор Карта и ближайшие объекты В знак победы над Наполеоном и в память о погибших отважных сынах России, в 1842 году арзамасцы воздвигли величественный пятиглавый, с 48-колонными, кафедральный собор Воскресения Христова. Храм стоит на высоком холме Арзамаса, завершая ансамбль Соборной площади. В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора безраздельно господствуют над застройкой, подчиняя себе все многообразие храмовых зданий города. Собор строился 28 лет с 1814 года, причем на средства, пожертвованные арзамасцами на строительство. Проект собора выполнил Михаил Коринфский (1788-1851), местный уроженец, выдающийся мастер классицизма, ученик известного в России архитектора Андрея Воронихина. Роспись в соборе выполнена учениками школы академика А.В. Ступина. Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста - 22 сажени (46 м 86 см). На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: " Воскресение Христа " (восточный фронтон), " Явление св. Троицы Аврааму " (южный), " Собор всех святых " (западный), " Покров Пр.Богородицы " (северный). По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский собор не имеет себе равного среди классических соборов Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова. Чтимые святыни: Животворящий Крест Господень, чудесным образом обретенный у Макарьевского монастыря; иконы вмч. целителя Пантелеимона, святителя Николая Чудотворца, Казанской Божией Матери. Воскресенский собор в городе Арзамасе был воздвигнут как благодарение Господу Богу за победу в Отечественной войне 1812 года и как памятник героическим русским воинам. После триумфа над Наполеоном жители Арзамаса были единодушны в желании возвести новый храм: на центральной площади города был установлен ящик для сбора пожертвований. В результате собор целиком построен на народные деньги, более того, каждый житель города считал своим долгом внести посильный вклад в строительство: кто-то лепил и обжигал кирпичи, кто-то добывал камень, кто-то плавил руду, а кто-то перевозил грузы. На здание ушло 5,5 млн. штук кирпича, 1000 кубов бутового камня для фундамента и 164 тонны железа.

http://sobory.ru/article/?object=00903

Братовщина. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь Карта и ближайшие объекты Древнее государево дворцовое село Братовщина находится на старой Ярославской дороге по пути от Москвы до Сергиева Посада. История возникновения села теряется во глубине веков. Из летописных свидетельств известно, что в апреле 1613 г. из Москвы вышел торжественный крестный ход, которым представители высшего духовенства, бояре и простой люд встречали здесь «умоленного на царство» будущего царя Михаила Романова. Через село на богомолье к Троице «памяти чудотворцевой поклониться» с XIV по ХХ вв. прошествовали практически все высшие церковные иерархи и великие князья и цари Российской державы. Известно, что в 1653 г. патриарх Никон останавливался в Братовщине по пути «на богомолье в Дом Живоначальной Троицы». В 1923 г., на второй день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, совершил Божественную Литургию в Благовещенском храме села Братовщина. К началу XVIII века в селе было три храма: Благовещенский (деревянный до 1717 г.), Покрова Пресвятой Богородицы и дворцовая церковь – Святителя Николая Чудотворца с приделом свв. Флора и Лавра. Нынешний Благовещенский храм был воздвигнут в 1806-1808 гг. вместо обветшавшего храма, построенного императрицей Анной Иоанновной в 1731 г. При возведении храма был использован камень, заготовленный в 1775-1778 гг. по распоряжению императрицы Екатерины II для перестройки второго от Москвы путевого дворца, реконструкция которого была начата ещё при императрице Елизавете Петровне в 1749-1754 гг. Храм имеет три придела: главный, посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы, правый – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, левый – во имя Святителя Николая чудотворца. Престолы Благовещенского храма освящены в память церквей, которые стояли ранее в селе Братовщина. Храм построен в стиле позднего русского классицизма: восьмерик на четверике с окнами и купольной полусферой, завершающейся барабаном, на котором водружен крест. Центральный объем безстолпного храма с северной и южной стороны украшен треугольными фронтонами, поддерживаемыми четырьмя полуколоннами, между которыми расположены круглые окна. Вместе с притвором и двухъярусной колокольней храм имеет форму корабля.

http://sobory.ru/article/?object=05956

За богослужением молились руководитель общественного фонда «Фонд ЭМО» Г.Г. Сосновский, православные жители города Рудного. На закладке храма присутствовал заместитель акима Рудного А.К. Искаков. Перед началом богослужения митрополит Александр обратился к собравшимся со словом, в котором рассказал о значении храма для духовной жизни христианина. Владыка митрополит процитировал слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Тот, кто строит и восстанавливает храмы, входит в историю. Не только человеческую историю. Имена этих людей особо записываются в Книгу Жизни». После совершения уставных молитв митрополит Александр возлил на закладной камень елей и окропил крест, место строительства и участников богослужения освященной водой. Далее была оглашена грамота об основании храма, подписанная владыкой митрополитом. Документ был помещен в металлическую капсулу и заложен в особую нишу в фундамент строящейся церкви. В благословение приходской общине будущего храма архиерей передал Феодоровский образ Царицы Небесной. Участники богослужения на молитвенную память о событии получили от митрополита Александра иконки Рождества Пресвятой Богородицы. Секретарь Костанайской епархии иеромонах Геннадий (Бурдюжа) поблагодарил владыку Александра и представителя городского акимата. На память о закладке Казанской церкви глава Митрополичьего округа подарил заместителю акима города А.К. Искакову книгу «Храмы Казахстана. XXI век» , рассказывающую о созидании церквей в республике с момента обретения страной государственного суверенитета, и диск с записями митрополичьего хора под управлением заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова. В завершение митрополит Александр пообщался с жителями Рудного и ответил на вопросы журналистов, освещавших событие. 16 сентября, в день памяти святителя Пимена, епископа Верненского и Семиреченского — первого мученика за Христа на земле Казахстанской, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил закладку духовно-культурного и просветительского центра Костанайской епархии имени исповедника веры епископа Тимона (Русанова) в Костанае.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5843676...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Жизнь победила смерть " Митрополит Варсонофий поздравил духовенство, монашествующих и мирян епархии со Святой Пасхой 01.05.2021 957 Время на чтение 3 минуты ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, духовенству, монашествующим и всем верным чадам Церкви Христовой в Санкт-Петербургской митрополии " Крест претерпевый, и смерть упразднивый, и воскресый из мертвых, умири нашу жизнь, Господи, яко Един Всесилен " (Стихира на Хвалитех) Возлюбленные о Господе преосвященные архипастыри, всечестные отцы, братья и сестры! Вновь наступает самый радостный период церковного года, когда мы вместе со всем православным миром глубоко переживаем свидетельство святых апостолов о Воскресении Христовом и вместе с ними восклицаем, от всего сердца приветствуя друг друга: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! По свидетельству книги Деяний, Господь после Своего воскресения в продолжение сорока дней являлся ученикам, говоря им о Царствии Божием (Деян. 1, 3). Что это означает для нас? В первую очередь, это свидетельство о Воскресении нашего Спасителя не как о благочестивом предании, но как об историческом факте. И в этом несомненном факте все торжество нашей веры, торжество правды, торжество добродетели, торжество жизни и бессмертия. Воскресение Христово - это краеугольный камень нашей веры. Без Воскресения гроб Спасителя стал бы и гробом христианства: потому что Его ученики перестали бы верить, и не приняли бы на себя труд проповедовать Христа умершего, но не воскресшего. Воскресение Христово - это торжество не только нашей веры, но и правды. Какая может быть победа над злом, если пострадавший ради правды Христос не воскрес? Но Он воскрес, правда и добро оказались сильнее неправды и зла. Его Воскресением открылась возможность спасения каждого, кто в эту правду верит. Воскресение Христово - это торжество и нашего с вами бессмертия. Жизнь победила смерть, и мы можем воскреснуть вслед за Христом, вместе с апостолом Павлом воскликнув: " Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?.. Христос воскрес их мертвых, первенец из умерших. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его " (1 Кор. 15, 55; 15, 20-23).

http://ruskline.ru/opp/2021/05/01/zhizn_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Любовь к нему миллионов людей — факт очевидный» Инок Максим (Смирнов) о дне памяти русского воина Евгения Родионова 27.05.2015 1368 Время на чтение 4 минуты 23 мая — день памяти героя-пограничника Евгения Родионова, почитаемого в народе святым. Напомним, что в этот день, который одновременно является и днем рождения Жени в 1996 году солдаты-пограничники Евгений Родионов, Андрей Трусов, Александр Железнов и Игорь Яковлев за отказ отречься от веры и родины, и принять ислам были казнены после ста дней пыток в чеченском плену в Бамуте. У Жени Родионова на груди был крестик. Чеченские боевики дали ему последний шанс остаться живым — снять с груди крест в знак отречения. Женя отказался. За это ему отрезали голову. За последние 19 лет после гибели Жени и его друзей мы имеем дело с удивительным и, можно сказать, чудесным феноменом, который писатель Александр Проханов прекрасно выразил в следующих поэтических строчках: «Палач булатный нож о камень точит, Солдат последний раз встречает свет зари. Теперь его иконы мироточат, Теперь ему возводят алтари». Почитание святости подвига Жени идет с каждым годом, что называется, по нарастающей линии. И разговоры о том, будет ли он прославлен Русской Церковью или не будет (в Сербии — он местночтимый святой) теряют всякий смысл перед этим феноменом возрастающей с каждым годом славы русского святого солдата, славы, которая давно уже перешагнула пределы нашей страны. Очевидно, что он уже прославлен Богом и людьми. И любовь к нему миллионов людей — также факт уже очевидный… Слово Любови Васильевны Родионовой к балабановским солдатам и обнинским кадетам на могиле сына 23 мая 2015 года: «Я немножко расскажу вам о новых событиях, связанных с почитанием подвига Жени. В прошлое воскресенье в Переславле-Залесском была названа улица именем Жени. Была Валентина Терешкова, крупные чиновники, много разных людей было… Смотрите, они ведь ушли очень молодые. В разных войнах погибают в основном молодые люди. И есть в этом огромная несправедливость. Что такое улицы с именем героев? А это их возвращение. Они возвращаются к нам в названиях улиц, поселков, школ, скверов. И в этом продолжение их жизни. Ведь она оборвалась очень рано.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/05/27/ly...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что забыл наш священник, вольно или невольно ставший германизатором? О ложных суждениях протоиерея Георгия Урбановича и не только. Взгляд из Калининграда. Часть 3 13.05.2018 2414 Время на чтение 9 минут Часть 1 Часть 2 О. Георгий Урбанович высказывает столь ложные суждения, очевидно, бессознательно, по внедрённой германизаторами «местной моде» перевёртывать всё вверх ногами с некой тайной целью. Православные давно знают, что именно «дух рождает себе формы». Н.М. Карамзин специально уточнил, что «не формы, а люди важны». То есть носителями духовности и культуры выступает живой народ с его душой. Соответственно, наследовать мы можем только своей народной духовности и культуре, в нашем случае «заквашенной» природным русским чувством правды, удали, шири и, конечно, Православия. У нашего же священника культура - это принадлежность мёртвого немецкого камня. Он полагает, что раз немцы построили нечто, ныне нами отремонтированное и используемое, как, например церковь в пос. Родники, то, значит, мы возродили германо-прусскую «кирху Арнау», как он и выражается, а местные жители автоматически якобы становимся хранителями «немецкого культурно-архитектурного наследия» (см. выше выделенные места в цитатах). Так наш батюшка невольно меняет местами живую русскую душу и мёртвый камень, делая носителем культуры не народ, а бывшие немецкие кирпичные стены, которые мы используем как законный трофей, давно ставший нашей национальной принадлежностью. Таким образом, перед нами софистика, говорящая языком подмены правды ложью. То ли забыл отец священник, то ли не знал, что культуры разных народов никогда не сливаются в некий бесформенный симбиоз. Тем более - религии, пусть и имеющие элементы общности. Запад только тогда сможет с нами духовно общаться, когда он признает свой преступный односторонний выход из когда-то Единой Церкви и раскается. Но даже в этом случае отдельные культуры не сольются. Итак, надо иметь в виду императивную разницу культур. Так, все новые храмы Калининградской области Русская Церковь строит по своим родным канонам, используя собственные архитектурные стили, например, шатровый, как в Багратионовске. Культуры никогда не сольются в некую усреднённую амальгаму, как этого бы ни хотелось неким безродным персонам для устранения своих комплексов. Русским, как и россиянам в целом, - б у лгарам-татарам, «друзьям степей» калмыкам, горцам с Кавказа и т.д. странно слышать пропаганду национальной самоликвидации под предлогом какого-то вымышленного «гения места». Мол, попал сюда, «на землю Канта, черепицы и брусчатки»... и ставь крест на своей народной принадлежности. Это циничная ложь, сконструированная во вред единству России.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/14/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010