Бодуэн I и Бодуэн II – основатели межкультурного диалога на Христианском Востоке О двух франкских рыцарях, выходцах из Булони и Арденн, осевших на Востоке после Первого крестового похода – третья лекция историка Сергея Брюна из цикла «Хранители Христианского Востока. Люди диалога». Не будем бросаться словами Сегодня мы возобновляем наш лекционный проект «Хранители Христианского Востока. Люди диалога» – проект, который мы начали в прошлом году. У нас было уже две лекции из этого цикла, обе доступны на портале «Правмир». Одна была посвящена христианским врачам на Ближнем Востоке, на Арабском Востоке. Вторая лекция посвящена была удивительной и очень противоречивой личности – Алексею I Комнину, византийскому императору, которого можно назвать спасителем (а кто-то скажет – ложным спасителем) Византийской империи. Третья лекция называется «Первые короли Иерусалима: Бодуэн I и Бодуэн де Бург». И сегодняшний вечер мы с вами посвятим общению с первыми двумя графами Эдессы, первыми двумя королями Иерусалима, уйдем вглубь эпохи крестовых походов. Сразу следует сказать, что о каждом из этих людей можно просто устраивать цикл лекций, поэтому сегодня мы пойдем достаточно спешно. Когда мы говорим о крестовых походах, вряд ли можно найти более противоречивую эпоху, где было все – от совершенно удивительного, неожиданно рождавшегося диалога с другим, до латинского патронажа – когда под властью крестоносцев создавались великолепные произведения искусства и сохранялись древние святыни… Были и чудовищные преступления и деяния, от которых просто волосы дыбом могут встать у любого человека. Иногда и то, и то, и то – и диалог, и преступление – было делом рук одного и того же человека, и это очень важно, когда мы рассуждаем о наследии этой эпохи. Сергей Брюн. Фото: teos.fm К сожалению, мало кто относится к эпохе крестовых походов как к тонкому и сложному явлению. Обычно словами «крестовые походы» просто бросаются всуе. Как и понятием «средневековье» или «феодализм». Говорят – «феодальный беспредел». Но беспредел – это беспредел, а феодализм – это система, где права и обязанности каждого человека очень строго прописаны и не нарушаются. Любой уважающий себя французский рыцарь знал, кому он был обязан за землю, которой владел, и кому он обязан за эту землю служить – кстати, служить бесплатно только 40 дней в году, остальное время за деньги.

http://pravmir.ru/pervyie-koroli-ierusal...

Всеми любимый святой Николай Чудотворец. Одно из древнейших изображений Было время, когда я знала акафист святителю Николаю наизусть. Весь. Сама удивляюсь! А ведь просто читала его каждый день, вот и запомнила – в конце 1990-х вместе с сестрами милосердия молилась о строительстве в Минске храма, нижний, криптовый, придел которого ныне освящен в честь этого святого. Спустя годы, в сентябре 2015-го, впервые увидела Италию. И там посчастливилось побывать в городе Бари у мощей святителя Николая Чудотворца. А в сентябре 2019-го, будучи в Турции, побывала в том месте, где родился, жил и служил всеми любимый святой. Никого из приходящих к нему он не отвергает, будь то даже разбойник или иноверец Почему Николай Чудотворец так любим народом христианским, да и теми, кто верующим себя не считает? Его икона – в каждом храме, и порой не одна. В памяти многих поколений он – пастырь, защитник плачущих, помощник немощных и утешение обиженных. Никого из приходящих к нему не отвергает, будь то даже разбойник или иноверец. Для всех христиан этот святой – добрый, понимающий, что ли, хотя и строгий одновременно… Вот и турок-гид в экскурсионном автобусе с теплотой и почтением на ломаном русском всю дорогу восхвалял святого Николая. Правда, перестарался с описанием его святости, поставив его на один уровень со Спасителем и Богородицей. Ну, что с него возьмешь, если он и крестовые походы упорно называл «крестовскими». Хотя и в Италии гиды тоже не всегда были корректны и точны при рассказе о христианских святынях. Один из них (совсем не турок) почему-то называл миро словом «мира». Зато в обоих путешествиях был хороший повод самой поискать и почитать более достоверные сведения о жизни, мощах и чудесах святителя Николая. Мира, Миры Ликийские (Демре) В окрестностях Демре Осколки древности По мнению большинства исследователей, родился святитель Николай в III веке в городе Патара римской провинции Ликия. В то время большинство жителей там говорили по-гречески. Нынче это один из регионов Турции под названием Анталия.

http://pravoslavie.ru/157844.html

Древний город Бари Бари – город древний. Когда-то он являлся перекрестком морских путей Средиземноморья. Люди селились здесь, начиная с третьего тысячелетия до нашей эры: греки, римляне, сарацины, византийцы, норманны. Впервые римское поселение Бариум упоминается в 181-м году до нашей эры. Апулия на карте Старый Город Бари – главный город сельскохозяйственного региона Апулия, что вытянулся узкой полосой вдоль побережья Адриатического моря. Иногда Апулию называют «пяткой итальянского сапога», и действительно, если глянуть на карту, этот регион похож на «каблучок сапога». По количеству жителей (более 300000 человек) Бари занимает третье место в Южной Италии, после Неаполя и Палермо (столицы Сицилии), но гораздо безопаснее и того, и другого. Иммигрантов здесь всего 1%-2% – албанцев, 0,5% – греков, остальные жители Бари – коренные итальянцы. По сравнению с населением севера и центра Италии, южане проще и общительнее. Атмосфера здесь более спокойная и расслабленная, в основном никто никуда не спешит, кроме, пожалуй, паломников, желающих все увидеть и везде успеть. И меня, в том числе. Старый и Новый Бари Старый Город Старая часть города отделена от нового Corso Vittorio Emanuele II – проспектом Виктора Эммануила II (первого короля единой Италии нового времени с 1861 года). Это довольно широкий и просторный проспект с тенистыми деревьями, красивыми особняками, множеством магазинов и кафе. Здесь находится старейший театр города, построенный в 1854-м году и названный в честь композитора Никколо Пиччини, уроженца Бари. Но для паломников особый интерес представляет Старый Бари (Bari Vecchia). Старый Бари – прекрасный и таинственный, и его улицы хранят многовековые тайны. Эти брусчатые улочки – настолько узкие и извилистые, что по ним не ездят автомобили. Вокруг очень чисто. Каждое утро маленькие машинки поливают и чистят белые камни древнего города. Старинные дома лишены подъездов и порогов, а двери квартир выходят просто на улицу. Улочки Бари Английский писатель, журналист и путешественник Генри В. Мортон написал книгу «От Рима до Сицилии. Прогулки по Южной Италии» (1969 год издания), которую сами итальянцы рекомендуют иностранцам в качестве путеводителя по Италии. В книге Мортон писал о соседстве Старого Бари с Новым так: «Как и большинство старинных портов Адриатики, старый город соседствует с новым. Последний часто превосходит старый город размерами и совершенно на него не похож. Старый Бари живописно расположился вокруг собора и церкви Святого Николая и старинной гавани, служившей местом отправления рыцарей в крестовые походы.

http://pravoslavie.ru/109261.html

Друг из России, исповедь у «бомжа» и другие штрихи к портрету Иоанна Павла II Иоанна Павла II часто называют особенным благодаря многочисленным «папским» рекордам. Не менее интересен он просто как человек 16 мая, 2014 Иоанна Павла II часто называют особенным благодаря многочисленным «папским» рекордам. Не менее интересен он просто как человек Католической Церковью недавно был канонизирован понтифик Иоанн Павел II. Историк и священник, клирик московского храма иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке иеромонах Иоанн (Гуайта) в интервью журналу «Дорога вместе» рассказал о личных встречах с Папой, его деятельности и малоизвестных фактах из жизни понтифика. Когда умер папа Иоанн Павел II, газеты на Западе сразу стали писать о том, какие у него были «рекорды». То есть: он первый папа-не итальянец после того, как в течение 455 лет не было пап-не итальянцев, и вообще он первый папа-славянин. Иеромонах Иоанн (Гуайта) Его понтификат – один из самых длинных в истории, третий, кажется, по продолжительности. Папа Иоанн Павел II – один из самых молодых пап на момент избрания: его выбрали, когда ему было 57 лет. Он первым созвал Международный день молодёжи, который стал устраиваться регулярно, раз в два–три года, и эту традицию продолжили его преемники. Иоанн Павел II много путешествовал. Журналисты подсчитали, сколько он совершил паломничеств и визитов, и даже «измерили» преодолённое им суммарное расстояние – оно не меньше, чем от Земли до Луны. Иоанн Павел II – безусловно, самый спортивный папа . Он катался на лыжах, любил плавать. Известно, что он отправился к морю прямо после своего избрания. Никто его ещё не знал в лицо, и он взял и поехал на пляж под Римом, где вволю поплавал. Далее. Иоанн Павел II больше всех пап пополнил ряды святых: кажется, он один канонизировал святых в полтора раза больше, чем его предшественники за последние четыре века. Вот такой «рекордный» папа. Ещё очень важно, что через него Церковь покаялась за ошибки прошлого. Сюда вошло всё: он просил прощения за крестовые походы у православных и у мусульман, потом за Лютера, за Галилея и так далее. Впервые в истории первоиерарх от имени всей Церкви признал огромное количество серьёзных ошибок, о которых совершенно честно говорил: да, вот здесь переборщили, если так можно сказать, здесь перестарались, здесь вообще человека не поняли, здесь просто ошиблись…

http://pravmir.ru/drug-iz-rossii-ispoved...

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин: «Нам не надо оправдываться за наших бабушек» Источник: Православие и современность Нас часто обвиняли в том, что Церковь — самозамкнутая структура, недоступная никакой критике. И вдруг в последние годы произошел некий прорыв: мы открылись, стали доступны критике, более того, с каждым годом количество самокритических материалов о Церкви только множится. Их авторами становятся не только церковные журналисты, но и духовенство. Причем, как это часто бывает в нашей стране, от одних крайностей мы бросаемся в другие. Равнение на Запад? Это отчасти напоминает ситуацию, которая сложилась в католической Церкви после II Ватиканского Собора, когда, решив проявить открытость к миру и пойти навстречу тем чаяниям, с которыми обратилось к ней современное общество, католическая Церковь начала крестовый поход… покаяния по всем. Она каялась перед евреями, перед мусульманами… Каялась за крестовые походы, которые, возможно, были одной из самых героических страниц ее истории, поскольку задумывались, как освобождение Святой Земли и христианских святынь от иноверного ига, каялась перед масонами — перед всеми. На любое критическое замечание в свой адрес католическая Церковь отвечала: «Да-да, действительно, мы в этом виноваты, и даже больше, и не только в этом…». В результате диалога с миром так и не получилось. Мир привык, что католиков можно винить во всем по поводу и без повода. И сейчас думающие люди в католической Церкви с ужасом пожинают плоды этой открытости, к которой когда-то они так стремились. И мы сейчас повторяем, с естественным для нас опозданием в 20-30 лет, все западные ошибки. В нашей самокритике тоже появилось несколько штампов. Как у католиков — Галилео Галилей, или, скажем, Джордано Бруно, так и у нас возникли «бабушки», или как крайне неудачно и оскорбительно выразился отец Андрей Кураев, мой большой друг и, на мой взгляд, один из самых ярких, активных и результативных современных миссионеров, — «церковные ведьмы». Миф о страшных бабушках

http://pravoslavie.ru/36828.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Европейские ценности» сегодня и тысячу лет назад 16.04.2014 446 Время на чтение 12 минут Антироссийскую позицию Западной Европы в вопросах воссоединения Крыма с Россией, помощи Южной Осетии в 2008 г. и в других, массированные бомбардировки авиацией НАТО Ливии, Югославии и других стран наши либералы объясняют отдельными ошибками, непониманием отдельных руководителей Европы. А россиян по-прежнему призывают преклоняться перед «европейскими ценностями», которые они отождествляют с общечеловеческими. Увы, теории расового и религиозного превосходства и ксенофобия были присущи Западной Европе еще тысячу лет назад. Возьмем, к примеру, те же крестовые походы. До сих пор его участники воспеваются СМИ, о них писали и пишут душещипательные романы, снимают героические киноэпопеи. Крестоносцы - герои Европы высшей пробы! Десятки тысяч рыцарей, да и простых горожан в альтруистском порыве отправились освобождать христианские святыни от поругания нечестивыми мусульманами. 27 ноября 1095 г. папа Урбан II обратился к Клермонскому собору с вдохновенным призывом к крестовому походу: «То, что Святая земля, и прежде всего сам Иерусалим, была по-прежнему занята неверными, представляло собой оскорбление для всего христианского мира; паломники-христиане в настоящее время подвергаются всевозможным унижениям и обидам. Долг каждого доброго христианина - поднять оружие против тех, кто осквернил землю, по которой некогда ступал Христос, и вернуть ее под власть поборников истинной веры» 1 . Урбан II откровенно заявил: «Земля эта, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, она стеснена вашей многочисленностью, обилием же богатств не преизбыточествует и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите друг другу множество смертельных ран. Пусть же прекратится ваша ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и заснут всяческие распри и раздоры. Становитесь на стезю Святого Гроба, исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе. Земля эта, как гласит Писание, течет медом и млеком. Иерусалим - это пуп земли, край, плодоноснейший по сравнению с другими землями, он словно второй рай. Он жаждет освобождения и не прекращает молить о том, чтобы вы пришли ему на выручку».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сирийский епископ: Христиане – соль Сирии. И мы остаемся жить на своей земле 16.12.2016 455 Время на чтение 6 минут Церковь в Сирии сегодня переживает тяжелый период гонений. Уничтожаются церкви и монастыри, памятники культурного значения, гибнут люди. Как выживает Церковь в Сирии в условиях войны - редакции «Православной Жизни» рассказал викарий Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Иоанна Х епископ Эрзурумский Кайс (Садик). Фото: © Наталья Горошкова/Православная жизнь - Владыко, все христиане искренне сочувствуют своим братьям в Сирии. Расскажите, пожалуйста, как Церковь в Сирии выживает в условиях войны? - С давних времен известно, что Антиохийская Церковь - это Церковь святых мучеников, которая своими испытаниями несет свидетельство о вере Христовой. Поэтому то, что происходит сегодня, не ново. Земля наша обильно поливалась кровью христиан с самых первых веков: она пережила приход арабов-мусульман, крестовые походы, нашествие монголо-татар, власть мамлюков, турецкое иго. Безусловно, это отражается на жизни Церкви, которая постоянно пополняется святыми и мучениками. Недаром у нас говорят, что наша земля была крещена кровью мучеников. Когда мы употребляем выражение «арабы-христиане», то подразумеваем христиан Сирии, Ливана, Иордании, Палестины, Ирака, Египта и Судана. Это та благословенная земля, где жил Сам Христос, где путешествовало Святое Семейство, где проповедовали апостолы и подвизались многие святые. Сейчас главные игроки на мировой политической арене ведут между собой борьбу и сводят счеты, а мы являемся жертвой этой игры. Как известно, наша Церковь сейчас переживает тяжелый период гонений и подвергается атакам. В воскресенье в центре египетской столицы в коптском кафедральном соборе Св. Марка случился теракт , который совершил смертник. В результате взрыва около 30 человек было убито и 60 ранено на месте - в основном это женщины и дети. До сих пор пострадавшие умирают от ранений в больницах, так что жертв на самом деле больше. В Сирии и Ираке уничтожаются церкви и монастыри, а также памятники культурного значения, которые входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все эти трагедии способствуют тому, что мы еще больше дорожим нашей землей и нашей Церковью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/d...

Каппадокия — христианская жемчужина Турции Турция буквально пропитана христианством, на десятки метров вглубь эта земля сохраняет святыни первых лет молодого христианства. Здесь можно прикоснуться к камням, на которых сидели апостолы. 23 августа, 2010 Турция буквально пропитана христианством, на десятки метров вглубь эта земля сохраняет святыни первых лет молодого христианства. Здесь можно прикоснуться к камням, на которых сидели апостолы. Путешествие в глубь Земли к югу от центра Вселенной Страна, не одну сотню лет претендовавшая на звание центра исламского мира, а последние десятилетия известная в основном своими курортами, на самом деле ни то, ни другое. Турция буквально пропитана христианством. Причем в прямом смысле, на десятки метров вглубь эта земля сохраняет святыни первых лет молодого христианства. Разве не чудо, что можно прикоснуться к камням, на которых сидели апостолы? Увидеть и даже провести ночь в тех пещерах, где жили первые христиане? Как хорошее вино без употребления годами выдерживается в подвалах, так и тут святыни каким-то чудом сохраняются и ждут своих ценителей и часа торжества. Goreme Open Air Museum – Музей под открытым небом рядом с деревней Гереме – множество церквей, вырубленных в скалах поблизости друг от друга. В 1984 году он был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Все эти храмы появились около X-XII веков Побережье двух морей Здесь, как в Греции, все есть. Античность, смешанная с первыми веками христианства, а поверх — крестовые походы и трагическая гибель Византии, османское Средневековье, мощнейшая исламская империя и затем новая Турция, фактически европейская страна, возникшая благодаря Мустафе Кемалю Ататюрку в XX веке. Христианство возникало здесь на фундаментах античных времен в прямом и переносном смысле. Удобнее всего поселиться где-то в центре Средиземноморского побережья (в районе Антальи и близлежащих к ней городов), тогда вы будете равноудалены от всего. Можно ехать и в Стамбул, Никею, на запад, и в Тарс, на восток, и в Каппадокию, в центр страны; все вылазки при желании укладываются в рамки одного-двух дней.

http://pravmir.ru/kappadokiya-xristiansk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Давид Строитель, Возобновитель, св. - житие 26 января (8 февраля по новому стилю) Грузинская Церковь празднует память святого благоверного царя Давида Строителя (по другому переводу - Возобновителя). Вступил он на престол очень рано - в 16 лет, приняв корону от своего еще не старого отца, который не вынес тягот правления разоренной и опустошенной захватчиками страной. Житие царя Давида показывает нам не только пример веры, смирения, трудолюбия и иных христианских добродетелей, но и выдающуюся государственную мудрость. За время своего царствования он, с Божьей помощью, вывел Грузию из состояния полной разрухи, объединил страну, изгнал захватчиков, исправил нестроения в Церкви, реорганизовал структуры управления государством, упорядочил финансы, создал регулярную армию и еще многое другое сотворил, оставив страну независимой и сильной. Попытаемся хотя бы вкратце описать облик святого царя и некоторые шаги по возрождению страны, которые он предпринимал в течение 36 лет своего правления. Печальное зрелище представляла собой Грузия в 80-е годы XI века. По всей стране хозяйничали турки-сельджуки, которые селились в равнинах, превращая плодородные земли в пастбища для скота, вытесняя население в горы. Как пишет летописец, " разорена была Картли, и кроме как в крепостях, не было жителей нигде, и не было строений никаких " . Царь вынужден был платить туркам дань. Некоторые высокородные князья, видя слабость царской власти, верности царю предпочитали переговоры с захватчиками. Вступив на престол (это произошло в 1089 г.), юный царь начал кропотливую работу по воссозданию армии. Не зная покоя, умножал и снаряжал войско, обучал воинов. Постепенно расширялась территория, контролируемая царем. Народ возвращался в покинутые дома, своевольные князья присмирели. Надо сказать, деятельности царя способствовали некоторые внешнеполитические обстоятельства. В 1092 г. скончался великий султан сельджуков Малик-шах, и их государство распалось на множество небольших эмиратов. А в 1099 произошло еще одно очень важное событие - начались Крестовые походы, которые существенно сковали силы сельджуков. " В ту пору пришли франки, захватили Иерусалим и Антиохию " , пишет грузинский летописец. Воспользовавшись этим, царь перестал платить султану дань.

http://pravicon.com/info-2129

Когда мой муж стал священником отцом Владимиром в середине девяностых, народ был совсем религиозно непросвещен, а подчас и вовсе дик. И с него стали спрашивать “за всю Православную Церковь” во все времена ее существования: почему она гнала протопопа Аввакума, почему не раздала нищим по рублику из тех денег, которые пошли на строительство храма Христа Спасителя… А Галилея зачем сожгли? А Жанна д’Арк! Известный писатель матушка Олеся Николаева читает один из новых рассказов специально для Правмира. Когда мой муж стал священником отцом Владимиром в середине девяностых, народ был совсем религиозно непросвещен, а подчас и вовсе дик. И с него стали спрашивать “за всю Православную Церковь” во все времена ее существования: почему она гнала протопопа Аввакума, почему участвовала в “сергианстве”, почему не раздала нищим по рублику из тех денег, которые пошли на строительство храма Христа Спасителя и т.д. Но и этого мало — круг претензий к нему сильно увеличивался за счет братьев-католиков: а как же Крестовые походы? А Галилея зачем сожгли? А Жанна д’Арк! Православных и католиков среднестатическое сознание бывшего советского человека не различало, как двух китайцев, которые казались на одно лицо… Как-то раз мы пошли с моим мужем в гости, и там слово за слово очень интеллигентная дама, искусствовед, вдруг сказала: — Нет, в православную церковь я теперь ни ногой! Как-то раз мы проходили с подругой мимо храма. Дай, думаем, зайдем. Только вошли, и тут же прямо к нам как направится священник, идет, да еще на нас дымящимся кадилом машет: мол, пошли отсюда, пошли! Вот я вас! Дым коромыслом! Ну мы отпрянули и — оттуда бегом. А за что он нас гнал? — Так он кадил образу Божьему, который в вас, — пояснил мой муж. — Вовсе не образу Божьему! Он замахивался! Ударить хотел! Грубый такой! И много у него было, особенно поначалу, скорбей, недоумений и просто курьезных случаев. Пришел как-то к нему на беседу молодой человек с хвостиком — по всему видно: монашествующий. Но не “профессионал” — не монах, а так сказать — любитель и по всему — самочинец. И говорит:

http://pravmir.ru/dengi-dlya-savaofa-vid...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010