А.А. Федоров-Давыдов Глава четвертая. Конец первого крестового похода I. Ссоры князей Кажется, все благоприятствовало крестоносцам, и им надо было бы только теснее сплотиться, потому что их оставалась только часть былого ополчения. Нужно было сойтись теснее уже потому, что конечная цель похода – Иерусалим, город Царя царей, был недалеко. Все крестоносное войско было благочестиво и мужественно настроено, и воины прямо-таки требовали, чтобы рыцари вели их в Иерусалим. Не тут-то было! Между рыцарями поднялись распри и мелочные счеты. И все это на почве зависти. Вы помните, что Балдуин давно уже владел Эдесским княжеством; пример его и Боэмунда, который теперь стал хозяином Антиохии, никому решительно не давал покою; и каждый из князей, обуреваемый кипучей завистью, забывал о главной цели крестового похода и думал только о том, как бы отнять у более счастливого союзника завоеванную крепость. Как видно, зависть во все времена всецело владела человеческим сердцем. И именно она в данном случае имела влияние на многие последующие неудачи и беды. Князья не хотели уходить из Антиохии, оставив ее в пользу Боэмунда. Раймонд Тулузский занял цитадель и готовился защищать ее от Боэмунда, оправдываясь тем, что Антиохию надо предоставить власти императора Алексея. Но Алексей сам себе повредил: до князей дошел слух о поступке Алексея, который пользуясь смятением мусульман, завоевал в западной Малой Азии Смирну, Сарды, Лаодикею и другие города и целые области, а как только узнал о полчище Кербоги и о стесненных обстоятельствах крестоносцев, так и не подумал идти на выручку Антиохии, а преспокойно вернулся домой. Можно ли было теперь снова обращаться с поклонами к Византии? Против этого восстали уже не только Боэмунд, но и все остальные рыцари. II. Повальная болезнь А между тем мешкать было нельзя. Воздух весь был заражен, и в течение одного месяца развившаяся заразная болезнь унесла до 50.000 человек с собою, и самое печальное было то, что при этом погиб епископ Адемар, – единственно, кажется, человек, который был далек от всяких личных интересов и свято соблюдал основную идею крестового похода, скорбя о мелочности и ссорах рыцарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тамплиеры. История ордена С Тамплиерами погиб целый мир; рыцарство, крестовые походы кончились с ними. 19 ноября, 2012 С Тамплиерами погиб целый мир; рыцарство, крестовые походы кончились с ними. Тамплиеры (от французского templiers — «храмовники») — это духовно-рыцарский орден, основанный в 1119 году на Святой Земле. Содержание статьи Тамплиеры: кем они были? Тамплиеры (от французского templiers — «храмовники» ) — это духовно-рыцарский орден, основанный в 1119 году на Святой Земле. Главой ордена стал французский рыцарь Гуго де Пайен. Он и восемь его товарищей предложили свои услуги по сопровождению и охране пилигримам, совершающим паломничество в Иерусалим. В те времена передвижение по дорогам Святой Земли было небезопасным. Рыцари, участвовавшие в Первом Крестовом походе, считали свою миссию выполненной, покидали Иерусалимское королевство и возвращались к своим семьям. Дороги, по которым передвигались паломники, наводнили убийцы и грабители. Защитить многочисленных пилигримов было некому. Эту функцию вызвался выполнять орден «Нищих рыцарей», в состав которого, помимо Гуго де Пайена вошли Тамплиеры были настолько бедны, что имели одну лошадь на двоих. В память об этом на созданной позднее печати Ордена был изображен конь с двумя всадниками на нем. Братья-храмовники не принимали монашеского сана, однако по сути вели монашескую жизнь. Вот как об этом написал епископ Тирский: «Некоторые знатные люди рыцарского происхождения, преданные Богу, религиозные и богобоязненные, заявили о своем желании провести всю жизнь в целомудрии, послушании и без имущества, предав себя господину Патриарху на служение по примеру регулярных каноников». Первоначально у братьев Ордена не было своего устава. Они соблюдали устав ордена Святого Августина Блаженного. Король Иерусалимский Балдуин II «Прокаженный» благоволил Ордену. Расцвет В 1120 году он выделил рыцарям место под штаб-квартиру в юго-восточном крыле Иерусалимского храма. Благодаря этому факту рыцари получили название «храмовники». По наущению короля Балдуина II Гуго де Пайен отправился к Папе Гонорию II с требованием организовать Второй Крестовый поход. Необходимость этого похода диктовалась бесчинствами мусульман на территории Иерусалимского королевства.

http://pravmir.ru/tampliery/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ I Патриарх Александрийский (до марта 1209 - нач. 1243). Патриаршество Н. пришлось на очередное обострение противостояния мусульман и крестоносцев, пытавшихся овладеть Египтом. В годы 5-го крестового похода (1217-1221; см. ст. Крестовые походы ) в среде вост. христиан получили широкое хождение апокалиптические пророчества, предсказывавшие скорый конец мусульм. владычества. Н. явно разделял эти настроения и стремился установить тесные связи с Римским папой, главой христ. Запада. В течение мн. лет Н. обменивался посланиями с Римскими понтификами. Первоначально темой обсуждения было положение франк. пленников в Египте. Письма Н. не сохранились, но известны ответы, отправленные ему папой Иннокентием III , и упоминания о переписке с Александрийским патриархом в посланиях папы к др. адресатам (лат. Иерусалимскому патриарху, пленным латинянам в Египте). Самое раннее из папских писем датировано 23 марта 1209 г., что задает terminus ante quem для начала правления Н. ( Potthast. RPR, N 3691). В послании от 18 янв. 1212 г. (Ibid. N 4365) папа ответил согласием на просьбу Н. разрешить ему рукоположить одного из пленников во диакона для помощи престарелому лат. священнику в духовном окормлении франк. невольников (очередная война мусульман с крестоносцами в 1210-1211, вероятно, привела к увеличению числа военнопленных в Египте, что стало темой посланий папы Иннокентия как к ним самим, так и к лат. Иерусалимскому патриарху Альберту - Ibid. N 4363, 4366). Патриарх писал также о бедственном положении восточных христиан под мусульм. властью; папа ответил ему словами утешения и пригласил к участию в церковном Соборе для обсуждения вопроса об освобождении Св. земли от мусульман (Ibid. N 4726). Речь шла о Латеранском IV Соборе (1215), куда Н. отправил своим представителем диак. Германа. Прямым следствием Латеранского Собора стал 5-й крестовый поход. После непродолжительных военных действий в Галилее осенью 1217 г. крестоносцы перенесли свой натиск на Египет и 29 мая 1218 г. высадились около крупного г. Дамиетта (Думьят), в устье самого восточного из рукавов Нила. Армии айюбидских правителей Египта и Сирии пытались остановить франков; ожесточенные сражения вокруг Дамиетты продолжались до нояб. 1219 г., когда крестоносцы наконец овладели почти вымершим за время осады городом. Папский легат Пелагий учредил в Дамиетте лат. митрополию и причислил ее к диоцезу лат. Иерусалимского патриарха. Однако дальнейшее наступление армии европ. рыцарей вглубь Египта закончилось их окружением в болотистой местности среди рукавов Дельты в авг. 1221 г. Вожди крестового похода были вынуждены принять тяжелые условия мира: платой за беспрепятственный уход из Египта стало возвращение Дамиетты мусульманам.

http://pravenc.ru/text/2566040.html

Первый Крестовый поход и Византия А.А.Васильев. История Византийской империи Эпоха Крестовых походов является одной из наиболее важных в мировой истории, особенно с точки зрения экономической истории и культуры в целом. Длительное время религиозные проблемы заслоняли другие стороны этого сложного и разнородного движения. Первой страной, где была полностью осознана значимость крестовых походов, была Франция, где в 1806 году Французская Академия и затем Национальный Институт учредили специальную премию за лучшую работу на тему: «О влиянии крестовых походов на гражданскую свободу европейских народов, их цивилизацию и прогресс науки, торговли и промышленности.» Конечно, в начале XIX века было еще преждевременно обсуждать эту проблему всесторонне. Она и теперь еще не решена. Однако важно отметить, что с этого момента о крестовых походах перестали говорить исключительно с религиозной точки зрения. Две работы были отмечены Французской Академией в 1808 году. Одна из них — исследование немецкого ученого А. Херена (A. Heeren), опубликованная одновременно на немецком и французском под заголовком «Исследование о влиянии крестовых походов на Европу,» и работу французского автора Шуазель-Делькура — «О влиянии крестовых походов на состояние европейских народов.» Хотя с современной точки зрения обе они устарели, эти книги представляют интерес, особенно первая. Крестовые походы были, конечно, самой важной эпохой в истории борьбы двух мировых религий — христианства и ислама — борьбы, тянувшейся с седьмого века. В этом историческом процессе играли роль не только одни религиозные мотивы. Уже в первом Крестовом походе, наиболее сильно отразившем в себе идею крестоносного движения за освобождение святых мест из рук неверных, можно отметить мирские цели и земные интересы. «Среди рыцарей было две партии — партия религиозно настроенных (the religiousminded) и партия политиков.» Цитируя эти слова немецкого ученого Б. Куглера, французский ученый Ф. Шаландон добавляет: «Это утверждение Куглера совершенно верно.» Однако, чем более внимательно историки изучают внутренние условия жизни Западной Европы в XI веке, в особенности экономическое развитие итальянских городов этого времени, тем более они убеждаются, что экономические явления также сыграли весьма значительную роль в подготовке и проведении первого Крестового похода. С каждым новым Крестовым походом эта мирская струя пробивалась в них все сильнее, чтобы одержать наконец окончательную победу над первоначальной идеей движения во время четвертого Крестового похода, когда крестоносцы взяли Константинополь и основали Латинскую империю.

http://sedmitza.ru/lib/text/434304/

А.А. Федоров-Давыдов Глава двенадцатая. Крестоносцы в Византийской империи I. Положение Константинополя Константинополь был прекрасно укреплен, и войска в нем было достаточно, так что сорокатысячному войску крестоносцев было не под силу овладеть им. Но делу помогало то, что Алексей III был ничтожный, трусливый и притом ленивый человек. Достигнув престола, он удовлетворился тем, что мог жить в роскоши, в праздности в роскошном дворце, предоставив все правление своей жене и ее любимцам. Народ страдал от неурядиц в правлении и от страшных, обременительных поборов. И все деньги шли не на нужды народные, не на укрепление города и страны, а на безумные выходки сытых людей, на одни развлечения и баснословные пиршества. Войско было распущено, флот лишен снастей, которые были проданы ввиду нехватки денег. В провинциях начальники и богатые землевладельцы устраивали род особых независимых княжеств. Границы империи отпадали, и Византия могла легко пасть от одного решительного и смелого удара. II. Завоевание Константинополя В конце июля флот прибыл в Босфор и бросил корь вблизи Скуттари. Первое время Алексей III безучастно относился к этому, а когда опомнился, стал спешно собирать из провинций в Константинополь воинов, кое-как запер оставшимися судами и цепью вход в бухту Золотой Рог. Но все суда его были никуда не годным хламом, а солдаты трусливы и плохо обучены. Перед битвой Алексей III предложил откупиться деньгами, но крестоносцы и слышать ничего не хотели. Крестоносцы подошли к европейскому берегу, оттеснили византийское войско в Константинополь и затем, затопив корабли, ворвались в гавань Золотой Рог. Пехота приближалась к Константинополю по берегу залива и остановилась у северного угла крепости. Флот следовал за ними. 12-го июля началась ожесточенная битва. Греки сначала старались частыми вылазками ослабить силу крестоносцев, но не успели в этом, хотя и отбили приступ их на следующий день. Между тем венецианцы взяли башню и часть стены города и утвердились здесь довольно прочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Федоров-Давыдов Глава девятая. Иерусалимское королевство I. Бедствия Антиохии Уехали Людовик и Конрад из Святой Земли, и со всех сторон стали мусульмане жестоко теснить крестоносцев. Сын Ценги, Нуреддин (Нур ад-Дин), энергично расширял свою власть. Ворвавшись в Антиохийское государство, он занял несколько замков, но, отбитый Раймундом, отправился на юг, чтобы напасть на иерусалимцев, около Босры. Однако, те соединились снова с Анаром, отбили его, и тогда Нуреддин повернул назад, чтобы начать свои завоевания в северной Сирии. Он разбил Раймунда и прошел с войском истребительным походом все Антиохийское государство; Антиохия спаслась только надежной обороной со стороны Аймериха и вдовствующей королевы Констанцы. Но кроме Нуреддина Антиохии угрожала еще новая сила магометан под начальством султана Мазуда Иконийского. Молодой король Балдуин III с сильным войском напал на Нуреддина и Мазуда и кое-как заключил с ними мир. Но через год, когда магометане снова ворвались в христианские владения, Балдуин уже не отважился выйти против них, потому что не надеялся на свои силы. Византия предложила ему защитить остатки Эдесского княжества и прислала даже людей на помощь. Но в несколько месяцев Нуреддин разбил греков и не оставил на северо-востоке от Антиохии ни одного клочка земли во владении христиан. Эти года (1149–1150) были самыми бедственными для христиан. Но хуже всего было то, что Балдуин III оказался неспособным стать передовым и главным борцом всего христианского Востока. II. Внутренние беспорядки Балдуин не мог водворить покой и внутри самого королевства. Король враждовал со своей матерью, Мелизендой, которая не хотела передавать свою власть сыну. Ссора эта кончилась тем, что сын и мать по взаимному соглашению разделили всю иерусалимскую область на четыре части: две взял король, две – его мать. Но от этого разлад только усилился, и Балдуин был принужден оружием заставить мать отказаться от своей власти. В Антиохии дела шли не лучше. Констанца вышла замуж во второй раз за рыцаря Райнальда, который начал вражду с патриархом Аймерихом и выгнал его от себя. Рыцарь Райнальд был замечательно красив собой, отважен, но вспыльчив и невоздержан. За все время своей жизни он совершил целый ряд дерзких, несправедливых нападок на магометан и каждый раз только все сильнее и сильнее раздражал неприятелей против христиан вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Федоров-Давыдов Глава девятая. Падение Иерусалимского королевства I. Христианские владения на Востоке На севере этих владений Антиохия вела совершенно обособленную жизнь. Бурный поток великих событий последних лет почти не коснулся ее. И если она печально влачила свое состояние, то это происходило не от тяжелых внешних обстоятельств, но от своих собственных внутренних беспорядков, от лени и распущенности, чему способствовало и ничтожество ее правителей. Затем, Армения тоже была обособлена от христианских сил; она в то время враждовала с Антиохией, но все это были простые, мелочные ссоры и недоразумения, которые как быстро возникали, так и улаживались, Собственно Армения в то время понемногу собирала свои силы и незаметно выростала наряду с терявшей прежнее высокое значение и падавшей все ниже и ниже Антиохией. Более всего за последнее время приняли на себя горя и разрушения Триполис и Иерусалим. На них преимущественно обрушивались силы магометан, и от них более всего требовалось военной силы и продовольствия, потому что частые набеги неприятелей значительно опустошали их поля. II. Хозяйственное положение крестоносных колоний Крестоносные государства за все время тяжелых испытаний, однако, крайней нужды или лишений не терпели, благодаря чудному климату, плодородной земле и большому числу земледельцев. Население освежалось время от времени наездами рыцарей, купцов, пилигримов, воинов из западных государств; благочестивые люди Запада не переставали жертвовать некоторые суммы денег крестоносцам. Не падали и промышленность, и торговля, хотя последняя обогащала более отдельных лиц, купцов, но не самое государство, которое пользовалось только пошлинами, да и то в мирное время. Государство не имело в себе прочности; этому мешали частые войны, постоянная дума о самообороне; этому помогали также и недальновидность, и неумелость правителей в деле ведения государственной жизни. Много способствовало неустойчивости и то, что за все время не образовалось цельного народа, своей национальности; пришлецы из разных европейских государств так и оставались гостями: французы оставались французами и держались своего образа жизни и привычек, немцы – немцами, итальянцы – самими собою, и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Федоров-Давыдов Глава одиннадцатая. Крестовый поход Англии и Франции I. Решение Брожение умов и волнение народа и в Англии, и во Франции начались почти одновременно с другими государствам; и там эта возбужденность давно уже готова была вылиться через край и вырваться, как из омута, на простор, в далекий неведомый путь, к далекому, отвлеченному идеалу, который создали народу религия, с одной стороны, с другой – насилие, обиды и притеснение народа. Крестовый поход нужен был им как частичка чистого свежего воздуха, потому что под гнетом закованного в латы барства было уже невозможно дышать свободно. «Святая Земля» влекла людей к себе по религиозным воспоминаниям и по возможности легче вздохнуть вдали от тех мест, где с детства приходилось терпеть одну нужду, страх за свою жизнь, угрозы гордого баронства и беспощадные налоги. Но вырваться на волю народу было нельзя. Правители откладывали это дело, так как они без конца ссорились и друг с другом, и со своими подданными-вассалами, на что уходили почти все силы и средства. Каждая крупная неудача в Палестине не разочаровывала в дальнейших походах, а, наоборот, воодушевляла всех. И главная победа Саладина над крестоносными ополчениями тотчас вызвала всеобщее одушевление, но оно не скоро было приведено в исполнение. В декабре 1187 года дошла весть об ужасном сражении при Гаттине (Хаттине). Старший сын английского короля Генриха II, Ричард, и граф Пуату после первого же известия дали обет принять участие в крестовом походе. А когда узнали о падении христианского Иерусалима, сам Генрих II и французский король Филипп II выразили желание принять на себя знамение креста. До тех пор эти короли находились в глубокой непрерывной вражде между собою, но теперь они протянули друг другу руки, обнялись и приняли на себя крест. Это случилось 21-го января 1188 года. Пример королей сразу увлек все сословия; жены убеждали мужей, матери – детей зачисляться в крестоносное ополчение, а старые люди отдавали последние свои сбережения на нужды крестового ополчения. Вновь раздался голос папы, обещавшего отпущение грехов, прощение долгов и повинностей принимающим на себя крест. Для покрытия расходов по составлению этого ополчения был объявлен особый налог       – «Саладинова десятина», сбор десятой части доходов и имущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Федоров-Давыдов Глава одиннадцатая. Четвертый Крестовый поход I. Смерть Саладина Султан Саладин после перемирия с Ричардом объехал Сирию, расстроенную войнами, возвел новые укрепления, успокоил народ; но это были уже последние его распоряжения, и в начале 1193 года он умер в Дамаске, так как бурные события, волнения боевых операций окончательно подорвали его силы. Смерть его избавила христиан от самого страшного их противника, который обладал не только смелостью и ловкостью командования своими силами, но и широтой взглядов на дело и редкой дальновидностью. Военные таланты его, щедрость, доброта и справедливость оставили редкую добрую память о нем в современниках и в дальнейших потомствах. После Саладина осталось семнадцать сыновей, между которыми он так разделил свои обширные владения: старший Алафдаль, получил Дамаск и Южную Сирию, с титулом султана; Аназис – Египет, а Азагир – Галеб. Остальные сыновья Саладина, как и брат его, Альмелик Аладин, должны были удовольствоваться отдельными крепостями. II. Вражда Самое разделение государства должно было непременно гибельно подействовать на цельность и мощь Саладиновых областей. Недальновидный, неспособный Алафдаль быстро возбудил против себя вражду неумелым правлением и потерял свое могущество в пользу Аназиса Египетского. Но Аназис скоро умер, оставив после себя малолетнего сына; и тогда всю власть, все земли постепенно захватил в свои руки умный, хитрый Альмелик, брат Саладина. Он стал повелителем Египта, Сирии, Месопотамии, затем – горной страны Северной Месопотамии и Аравии и был объявлен султаном, а халиф наградил его титулом «короля королей, друга князей верных». В лице его поднималась новая, страшная сила против христиан, но на это потребовалось очень много лет. III. Силы христиан Между тем силы христиан на Востоке были незначительны. По берегу от Тира до Иоппе правил граф Генрих Шампанский, у которого в руках были пока остатки рыцарских отрядов и пилигримов после окончания Крестового похода. Да и на севере Сирии, в Антиохии и Триполисе дела обстояли не лучше; там за счастье считали, что удалось удержать от действий врагов главные города и области княжеств Антиохии и Триполиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Федоров-Давыдов Глава пятая. Новые крестовые ополчения I. Воскресший дух Святой Гроб Господень освобожден!.. Эта весть возбудила общий восторг в Европе и снова, с былою силой подняла упавший дух народа. Всюду шел один восторженный говор о подвигах и победах крестоносцев. И, как было это перед началом первого крестового похода, снова единодушно поднялся весь народ от знатных людей до бедняка и нищего, чтобы идти туда же, к Святому Гробу. Те, кто приняли крест перед первым походом и не пошли, кто бежал из войска, подвергались всеобщему гонению и презрению. Вновь явились проповедники-монахи среди народа. И теперь те более положительные люди, которых не захватил в общий народный водоворот энтузиазм Клермонтского собора, – теперь, говорю, они были впереди других и деятельно собирались к походу в Святую Землю. Слава старой Франции воодушевила Италию и Германию. Ополчение пошло быстрыми шагами вперед. Это происходило в 1101 году. Пилигримов собралось к походу до пятисот тысяч… Но словно что роковое висело над новым ополчением крестоносцев. Три армии, которые сформировали они, потерпели поражения одна за другой. И вот как было это дело по порядку. II. Первая армия Свыше ста тысяч собралось пилигримов-ломбардцев; все горели нетерпением достигнуть Святой Земли, чтобы сразиться с неверными, и неудержимо рвались вперед. Они никого не хотели слушать, ничего не хотели знать; им казался таким легким тот подвиг, который они принимали на себя, а это было потому, что они понятия не имели о тех трудностях и неурядицах, которые им предстояло одолеть на своем долгом пути. Словом, над ними вновь повторился тот ужас, который навлекли на себя передовые части первых крестоносцев. Что можно было сделать с ними? Какая сила могла их сдержать? Они шли добровольно и ни о какой дисциплине слышать не хотели. Страшной ордой прошли они провинции Болгарии и Греции, разрушая и уничтожая на своем пути решительно все и внушая этим невероятный ужас населению. Византийский император хорошо помнил эту страшную силу и придумал верное средство сдержать этот наплыв гибельного ополчения: из ворот Константинополя, по его приказанию, были выпущены на крестоносцев стаи обученных львов и леопардов. Кое-как, всеми неправдами переправились, наконец, ломбардцы через Босфор и раскинулись лагерем под стенами Никомидии. Сюда подошли к ним со своими отрядам коннетабли германского императора Генриха III Конрад, герцог Бургонский, граф Блуасский, епископ Суассонский во главе французов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010