Содержание Предисловие к русскому изданию Введение Глава I. Папская церковная реформа 1. Церковь в феодальном обществе 2. Libertas ecclesiae 3. Папство на подъеме 4. Еще одна реформа: новые формы монашеской жизни Глава II. Первые крестовые походы: последствия для церкви 1. Попытки церковного примирения до 1095 года 2. Усиление христианского милитаризма 3. Церковный колониализм 4. Нарастание вражды между Востоком и Западом Глава III. Традиционные восточные церкви 1. Демографический аспект проблемы 2. Яковиты, армяне, марониты и несториане 3. Египет, Эфиопия, Нубия 4. Грузинская православная церковь Глава IV. Византийская церковь в XII столетии 1. Противоречивые течения: первенство Рима 2. Изменение методов богословия: Запад 3. Направления мысли: Восток 4. Становление христологии Глава V. Осажденная церковь 1. Папский «экуменизм» 2. Вселенский патриархат: единение православия в изгнании 3. Восстановление Византийской державы 4. Влахернский собор 1285 года Глава VI. Поместные церкви на Балканах 1. Болгарские церкви: Охрид и Тырново 2. Сербская церковь: св. Савва, Охрид и Печский патриархат 3. Церковь в румынских землях 4. Течения в литературе, искусстве и духовной жизни Глава VII. Исихастские споры 1. Монашество в поздней Византии 2. Исторический фон 3. Богословие живого богообщения 4. Плоды победы паламитов Глава VIII. Русская митрополия: от Киева до Москвы 1. Наследие Владимира и Ярослава 2. Церковь и Монгольская империя (1237–1380) 3. Преподобный Сергий и его братия. Митрополит Киприан и возрождение универсализма 4. Флорентийский собор и самоопределение Москвы Глава IX. Переход к новому времени 1. Раскол папства 2. Угроза для папской монархии: соборное движение 3. Ферраро–Флорентийский собор 4. Вероучительные дискуссии на Флорентийском соборе: «непогрешимая» вера? Глава X. L " eglise Apres Byzance(Цepkobь после Византии (фр.). Список сокращений     Исследование посвящено периоду церковной истории, которого учебники касаются мимоходом; первым четырем столетиям после отделения Западной церкви от Восточной. Взаимоотношения двух церквей рассмотрены на широком фоне церковно–исторических событий всего христианского мира – от нехалкидонских церквей до Русской митрополии. Специальные главы исследуют ключевые моменты эпохи, определившие дальнейшую судьбу православно–католических отношений: крестовые походы, исихастские споры, Ферраро–Флорентийский собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Крестовые походы в Прибалтику. Орден меченосцев Историки А. Вассар и Г. Наан определяют рассматриваемый период истории Эстонии как «феодально-католическую агрессию под флагом крестового похода против Прибалтики, вдохновителем и организатором которой выступила воинствующая римско-католическая Церковь во главе с папой» . Папа Иннокентий III, объявивший крестовый поход в Ливонию, призвал купцов оказывать епископу Альберту всяческую поддержку. В 1201 г. епископ Альберт избрал поселение Рига на берегу Даугавы в качестве своего местопребывания и стал строить там крепость и город и именоваться Рижским епископом. Через два года он послал в Рим монаха-цистерцианца Теодориха получить согласие папы на образование духовно-рыцарского ордена, его организацию епископ начал еще в 1202 г. Орден создавался постепенно , поскольку первые упоминания о рыцарях свидетельствуют, что они — «верные миряне, которые в одеянии тамплиеров храбро и могущественно сопротивляются варварам» . Учреждая Орден, епископ намеревался создать военную силу, способную охранить и защитить новую Церковь. Члены Ордена воинства Христова (fratres militiae Christi) давали, кроме обычных монашеских обетов, еще и обет борьбы с язычниками (неверными). Папа, утвердив Орден, подчинил его епископу и дал ему устав тамплиеров . Он призвал всех оказывать новому Ордену посильную помощь. Члены Ордена делились на три класса: братьев рыцарей (fratres servientes), братьев священников (servi fratrum militiae) и братьев служащих (famuli). Во главе стоял магистр Ордена, ему подчинялись и некоторые второстепенные должностные лица. Отличительным знаком рыцарей было изображение на левом плече белого плаща, красных креста и меча. Отсюда и пошло их название — меченосцы. Первый магистр носил имя Венно или Винно и пребывал в Риге. При рижском соборе в честь Пресвятой Девы епископ учредил капитул (совет каноников). Во главе его стоял пробст. После смерти первого пробста Энгельберта (1209), брата епископа Альберта, из Вестфалии был приглашен монах Ордена премонстрантов Иоанн. В капитуле был введен устав премонстрантов. Орден меченосцев стал мощным и жестоким орудием феодалов и католической Церкви при захвате Восточной Прибалтики в начале XIII в. По названию местных жителей — ливов, вся завоеванная территория стала именоваться Ливонией. Это наименование распространилось также на латышскую и эстонскую земли, и как общее их название удерживалось до начала XVI в.

http://sedmitza.ru/lib/text/430091/

12. Четвертый Крестовый поход и Византия Четвертый Крестовый поход представляет собой в высшей степени сложное историческое явление, в котором нашли свое отражение самые разнообразные интересы и переживания; высокий религиозный порыв, надежда на воздаяние в будущей жизни, жажда духовного подвига и верность взятому на себя крестоносному обету перемешивались с жаждой приключений и наживы, склонностью к путешествиям и феодальной привычкой проводить жизнь в войне. Но в четвертом походе можно отметить специальную черту, которая, правда, давала уже себя чувствовать и в предыдущие походы: в нем получили особенное преобладание мирские чувства и материальные интересы над порывами духовно-религиозными, что с полной очевидностью выразилось во взятии крестоносцами Константинополя и основании Латинской империи. В конце XII века, особенно в эпоху Генриха VI, германское влияние было преобладающим в Италии, а его уже известные нам восточные планы являлись грозной опасностью для Восточной империи. После его неожиданной смерти обстоятельства изменились. Новый избранный в 1198 году папа, знаменитый Иннокентий III, задался целью восстановить папский авторитет, подорванный политикой германских государей, в полной силе и стать самому во главе христианского движения против ислама . Италия встала на сторону папы в его борьбе с германским преобладанием. Видя главного врага папства и Италии в Гогенштауфенах, папа стал поддерживать в Германии Оттона Брауншвейгского, избранного частью Германии королем против Гогенштауфена Филиппа Швабского, брата покойного Генриха VI. Казалось, что и для византийских императоров, по мнению одного историка, представлялся прекрасный случай осуществить планы Комнинов, а именно, на месте немецкого универсального государства создать такое же византийское. По крайней мере, в таком смысле, вероятно, писал император Алексей III папе Иннокентию III в год избрания последнего на папский престол: “Мы являемся двумя единственными мировыми силами: единая римская церковь и единая империя наследников Юстиниана; поэтому мы должны соединиться и постараться воспрепятствовать новому усилению могущества западного императора, нашего соперника.” 235 В действительности тяжелое внешнее и внутреннее положение Византии не позволяло надеяться на возможность успеха столь обширных планов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

А.А. Федоров-Давыдов Глава десятая. Третий Крестовый поход I. Настроение на Западе Еще король Амальрих, а затем Балдуин IV видели, насколько серьезная опасность растет в среде мусульман против христиан Востока, и посылали посольства на Запад просить о помощи средствами и людьми. Общее настроение в западных европейских государствах не оставляло желать ничего лучшего; везде посольства встречали полное участие, но крупной помощи в виде большого ополчения или крупных вкладов для нужд Востока не находилось. Как мы уже говорили выше, силы западных народов были заняты своими делами. Германские императоры враждовали с папами, короли Франции не ладили с английскими королями. Но теперь дело приняло иной оборот: известия о победах Саладина, о падении христианского могущества на Востоке возбудили во всех глубокое горе и яростную ненависть против мусульман. Папа Григорий VIII, несмотря на то, что рознь духовенства с императором Фридрихом I привела к решению отлучить последнего от церкви, оставил все политические соображения, решив направить все свои силы на устройство дел в Святой Земле. Полетели во все концы послания к государям и ко всем христианам, призывающие к единодушному восстанию против могущественного роста азиатских народов в ущерб народам Запада. Для возбуждения духа в народе власти прибегали вновь и к влиянию религиозного чувства народа, и к обещанию за готовность идти в новый крестовый поход улучшить материальное положение народа, выхлопотать прощение долгов, повинностей, принять на себя заботу о семьях. Духовенству предписывалось отрешиться от блестящей, богатой жизни, вести строгий образ жизни, отдавая свои доходы на военные издержки, и тем показывать пример мирянам. На семь лет был объявлен всеобщий мир. Папа Григорий VIII, начав это дело, вскоре умер, но дело его проповеди продолжал с той же энергией его приемник, папа Климент III. Развиваясь постепенно, единодушное восстание приняло огромные размеры, напоминая собою ополчения первого крестового похода. В Италии государи и города тоже оставили всякие междоусобия и деятельно готовились к походу, так что несколько эскадр вскоре вышли к сирийским берегам. Воодушевились на священный поход многие тысячи и на севере Европы, в Дании и Швеции. В то же время три самые могущественные государства деятельно готовились к вооружению крестового ополчения – Германия, Франция и Англия, и впереди всех вышло ополчение немецкое. II. Немецкое ополчение

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот уже более 950 лет прошло с того печального времени, когда Христианская Церковь разделилась на Восточную и Западную. Но и сегодня приходится с прискорбием отмечать, что Ватикан, используя современную политическую нестабильность в мире, разворачивает очередной, который уж раз по счету, крестовый поход на Восток, прикрываясь при этом благим призывом к «единению Церквей». Полезно, однако, помнить, что имеет в виду Римская курия, говоря о «единении», тем более что установка эта не меняется на протяжении многих столетий: «Святая Римская Церковь утверждает каноны, но не связана ими и не покоряется им сама». Один из католических иерархов в XII веке высказался ясно и открыто: отбрасывая догматические и литургические различия двух Церквей, он пояснял, что главное – это физическая, экономическая и политическая власть Рима над миром. Вспомним, с чего все начиналось. Вековые претензии римских пап на главенство над Церковью привели в конце концов к тому, что легаты папы Льва IX положили 16 июня 1054 года на центральный алтарь собора Святой Софии в Константинополе папскую буллу (сам папа, послушный исполнитель воли своего кардинала-субдиакона Гильдебранда, к этому времени уже два месяца как умер), обличающую и предающую анафеме и Константинопольского патриарха Михаила Керулария, и всю Православную Церковь. После этого резко активизируется военная экспансия Рима на Восток. В 1071 году герцог Апулии норманнский викинг Роберт Лукавый захватывает все владения Византии в Южной Италии и нападает на греческие острова. В 1081 году он разбивает византийцев на Балканах под Дурраце, а на следующий год доходит до Салоник. Только на время он оставляет Грецию в 1084 году, чтобы спасти своего друга Гильдебранда, ставшего папой Григорием VII, которого в замке Святого Ангела в Риме осадил император Генрих IV, его враг и постоянный оппонент в споре о приоритете власти духовной над светской. В 1096 году осуществляется мечта почившего папы Григория VII: монах-аскет Петр Пустынник и папа Урбан II при содействии византийского императора Алексея Комнина организуют первый крестовый поход. Но, еще не завершив благих планов по освобождению Святых мест от неверных, крестоносцы уже показывают свое лицо. Так, сын Роберта Лукавого герцог Отранте Боэмунд, завоевав Антиохию в 1098 году, пишет будущему освободителю Иерусалима Готфриду Бульонскому: «Знай, что тебе приходится иметь дело с низкими животными и недостойными людьми, которые думают только об истреблении всего племени латинского. Я знаю постоянную злобу и упорную ненависть греков к самому имени латинян». На что Готфрид отвечает, что «сам он ежедневно в том убеждается».

http://pravoslavie.ru/5715.html

XIII. Унионистские переговоры. «Авиньонское пленение» папства. Великий западный раскол. Куриалисты и консилиаристы Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Papadakis; Previte-Orton; Runciman, The Fall of Constantinople; Runciman, The Great Church; Tierney, The Crisis of Church and State; Southern; Walker; Gill J. The Council of Florence. Cambridge, 1959; Head, The Imperial Twilight; Ostrogorsky, History of The Byzantine State; Vasiliev. 1. Вся вторая половина XIV в. прошла в постоянных переговорах об объединении Церквей. Многим в Византии было очевидно, что без помощи Запада Империи не выжить. Эти люди считали, что если такую помощь можно получить лишь ценой подчинения Православной Церкви Риму, то на это необходимо пойти, ибо альтернативой является только гибель. Так думал, например, Михаил Палеолог, подписавший Лионскую унию. Однако она была отвергнута народом. Но теперь положение стало куда более угрожающим. Уния стала нужна уже не чтобы откупиться от врагов-христиан, а чтобы заручиться поддержкой в борьбе против постоянно наступающих неверных. Тем не менее лучшие люди в Церкви весьма обоснованно сомневались, стоят ли любые политические выгоды отказа от правой веры и вечного спасения. Но для интеллигентов-гуманистов высшей ценностью было эллинистическое культурное возрождение, естественно, немыслимое под турецкой властью. Ввиду этого никакая цена за спасение Константинополя не казалась им слишком дорогой. Но они не были политическими реалистами. Тот бесконечный торг - уния за крестовый поход или крестовый поход за унию, - который императоры постоянно вели с папами, походил на разговор двух глухих. Папы ошибочно считали, что императоры располагают достаточной властью, чтобы заставить свою Церковь и свой народ принять унию. А императоры ошибочно считали, что папы располагают достаточной властью, чтобы заставить все западное христианство отправиться в крестовый поход на турок. Но к XIV в. эра крестовых походов ушла в невозвратное прошлое. Папы слишком долго и охотно пользовались этим инструментом, провозглашая крестовые походы против язычников на севере Европы, против еретиков на юге Франции, против своих политических врагов в Германской империи и, наконец, против врагов французских королей, под чьей властью они находились с 1309 г. Произошла девальвация понятия, и призывы пап к священной войне уже никто не воспринимал всерьез, тем более что европейские государства слишком глубоко были погружены в свои собственные проблемы, выяснения отношений и дрязги, чтобы обращать внимание на далекую восточную окраину. И наконец, для многих в Западной Европе греки были еще отвратительнее турок. Например, Петрарка писал: «Турки - враги, а греки - схизматики, и значит - хуже врагов».

http://sedmitza.ru/lib/text/434826/

§3. Дальнейшее служение – на Востоке и в России – по духовно-учебному ведомству (1847–1857) Восток христианский, с его главным центром, Иерусалимом, из которого впервые воссиял и свет Христов, просвещающий: всех, издавна обращал на себя внимание всего христианского мира. С самых первых времен христианства начинается паломничество в святую землю для поклонения местам, освященным стопами Господа Иисуса Христа и Его Апостолов; а со времени завоевания святой земли иноверными, начинаются разнообразные попытки, если не к отнятию ее у иноверных, то к охранению святых мест от поругания и к облегчению положения как тамошних христиан, так и паломников. Одной из самых видных попыток такого рода служат крестовые походы средних веков. В частности православная Русь почти с самых первых времен существования в ней христианства обращала свои взоры к православному востоку, откуда и для нее воссиял свет Христов. И еще по древним былинам русские тогда же начали свое паломничество в святую землю, чтобы «Святой святыне помолитися, Господню Гробу поклонитися, Во Ердань-реке искупатися». Но так как христианство по времени разделилось на разные исповедания, не только несогласные, а и враждебные одно другому, для которых однако же святая земля одинаково была дорога, то уже со времени крестовых походов, совпавшего с временем окончательного отделения от восточной церкви, западных христиан, началось и между различными христианскими общинами соперничество из-за обладания святыми местами Иерусалима и Палестины. К соперничеству чисто религиозному естественно примешиваться стало и соперничество политическое, так как одно правительство и государство считало себя покровительствующим одному, другое – другому христианскому исповеданию. Россия издавна, особенно со времени падения Византийской империи, считала себя естественной покровительницей восточного православного исповедания, и к ней сами православные сыны востока всех национальностей обращались обыкновенно для защиты своих прав от притеснений со стороны иноверных исповеданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

А.А. Федоров-Давыдов Глава вторая. Начало крестовых походов I. Передовые отряды Тяжелы и безрезультатны были первые шаги крестоносцев. Стремление-то искреннее было, но в минуту увлечения, за сборами никто даже представить себе не мог, чего стоит достигнуть Палестины. По примеру Петра Амиенского еще двое рыцарей, Вальтер Пексей и Вальтер Голяк, собрали большие толпы жаждущих идти на освобождение Гроба Господня, и вся эта пестрая, неустроенная масса поднялась и двинулась в путь как попало. Идут первые крестоносцы по немецким землям, а немцы подсмеиваются над ними, укоряют их. – Вот, – говорят, – поддались простаки на обманные, несбыточные надежды, бросили свои дома и идут неведомо куда. Но уже весною следующего года и сами немцы, увлеченные общим настроением, тревожимые мыслями о гневе Божием, собрали сотни тысяч крестоносцев из бедных, разоренных людей – монахов, крестьян, бродяг и мелких преступников – и отправили их за передовыми отрядами следом. Была Пасха, когда первые крестоносцы дошли до немецкого города Кельна. Рыцари–вожди Пексей и Вальтер Голяк пошли дальше, а Петр- Пустынник остался здесь, потому что проповеди его народ слушал с увлечением, так что он намеревался увлечь за собою и немцев. Прошли крестоносцы Германию, Венгрию и кое-как дошли до болгар. Нужда, голод заставляли крестоносцев на пути брать все, что только ни попадалось им. Само собой разумеется, что болгары, обиженные, разграбленные, оказали им отчаянное сопротивление, и здесь толпы крестоносцев были почти рассеяны болгарами; только небольшая часть добралась до Константинополя. А Петру Амиенскому удалось между тем в Германии собрать крестоносцев всего около 40.000, с которыми он и двинулся в поход. Много на пути пришлось им переносить нападений, разных лишений, но все же в июле этого года они добрались до Константинополя. II. А сила все растет!.. Тою порою сила крестоносной проповеди все развивалась да развивалась на Западе. Поднялась чернь, которая терпела в жизни большую нужду, а сама ничего за душой не имела, в Италии, в Испании, Англии, Скандинавии. Множество кораблей перевозили эту толпу по частям со всех сторон, высаживая их во французских гаванях; здесь крестоносцы соединялись кое-как в отряды и прямо отправлялись в путь. Безумно это было, но восторженность общая, подъем духа не хотел знать никакой преграды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Федоров-Давыдов Глава тринадцатая. Пятый крестовый поход I. Положение Сирии в 1205 году Пока в Византии крестоносцы старались, хотя и тщетно, утвердить свое господство, сирийские христиане бедствовали до последней крайности. Боэмунд Антиохийский вел свои бесконечные войны с Львом Армянским. В то время, о котором мы здесь говорим, в начале 1205 года, умер король Амальрих. Иерусалимское королевство перешло к его падчерице Марии-Иоланте. Ведь его жена Елизавета раньше была замужем за Конрадом Монферратским, – ей, следовательно, и принадлежал иерусалимский престол. Сыну Амальриха, Гуго, достался в наследство о.Кипр. Но и Мария, и Гуго были еще несовершеннолетние; за них правили опекуны их, т.е. регенты. Стали подыскивать супруга Марии, и выбор пал на рыцаря Иоанна Бриенна, который был регентом в Константинополе, – помните?.. Но, став Иерусалимским королем в 1210 году, Иоанн все-таки не мог начать завоевания Иерусалима. И средств, и людей было у него для этого слишком мало. Вот и надо было, следовательно, поэтому крестоносцам жить в мире да согласии с мусульманами да поджидать какого-нибудь нового крестового ополчения с Запада для поддержки. Но дело в том, что во время этого перемирия султан Альмелик Аладин все укреплял да укреплял свое могущество в передней Азии и в Египте; вот почему умный султан охотно шел на перемирие, – за это время он успел настолько прочно укрепить за собой землю, что у крестоносцев не могло быть никакой надежды когда-нибудь вырвать ее у него из рук. В то же время он завязал с венецианцами тесные, дружеские отношения. II. Мысли о новом Крестовом походе Положение крестоносцев в Сирии было ужасное; но и в Европе шли все войны и войны без конца. В Италии, в Германии, во Франции шли междоусобные войны; Англия вела наследственную войну с Францией. Но зато папа Иннокентий не упускал из виду положения восточных крестоносцев. Он мечтал с полным убеждением о власти Западной Церкви над европейскими государствами, а также над греками и над мусульманами, и завоевание Иерусалима стояло в его мыслях на первом плане.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В юбилейном 2000 году, при начале своей деятельности, сайт назывался «Православие 2000.Ru». Вниманию читателей предлагаются материалы, вызвавшие тогда наибольший интерес читателей, интервью с известными церковными и общественными деятелями, аналитические статьи, обзоры и другие публикации. Эпохи смут, распадов государств и страшных бедствий народных — лучшее время для процветания воров, предателей и бесчисленных шарлатанов. В эти эпохи никто не мешает им заниматься своим привычным делом, и поэтому воры безнаказанно воруют, предатели — предают, и с ними все вроде ясно. А чем пробавляются шарлатаны?.. Напомним, что шарлатанами в прошлом называли в Европе бродячих торговцев " лекарствами от всех болезней " , а попросту говоря — невежд, обманщиков и плутов. Обычно к шарлатанам в России относили гадалок, колдунов, знахарей, лекарей без дипломов и им подобный сброд. Но глубина нынешней российской смуты нашла неожиданное отражение в том, что теперь в шарлатаны полезли даже... академики из РАН. На книжных развалах, среди лакированных обложек примитивнейших " комиксов " , часто можно встретить " научные труды " академика А. Т. Фоменко, математика из МГУ, который решил заняться на досуге историей и для начала — перекроить всю историю мировую, а также историю России. В числе " научных открытий " А. Т. Фоменко главным является утверждение о том, что все события прошлого надо " омолодить " примерно на тысячу лет. За этим " фундаментальным открытием " явилась полная перекройка всей мировой истории. Например, Древняя Греция, Древний Рим, Вавилон, Ассирия, Иудея и т. д. существовали, оказывается, в X—XIII веках нашей эры. Иисус Христос жил в XI веке и являлся не Сыном Божиим, а просто-напросто Римским папой Григорием VII (Гильдебрандом). Воспетая Гомером Троянская война была, по А. Т. Фоменко, не между греками в XII веке до н. э., а совсем недавно, в XIII веке и включала в себя средневековые крестовые походы для освобождения Гроба Господня от мусульман. И завершилась Троянская война в 1453 году взятием Константинополя, но не турками-османами, основавшими Оттоманскую империю названную так по имени турецкого бея Османа I (1258—1326), а русскими и монголами (Ордой) вместе с турками-атаманами, иначе говоря, казаками, входившими в состав единой русско-монгольской Орды... Кажется, трудно придумать что-нибудь более нелепое, но это, как говорится, " еще не конец " .

http://pravoslavie.ru/733.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010