«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Исторический очерк церковной унии. Её происхождение и характер В работе «Исторический очерк церковной унии. Её происхождение и характер» Константин Зноско исследует феномен унии (подчинение восточных церквей Ватикану) на примере двух самых ярких её примера: Флорентийской и Брестской (соответсвенно первая и вторая части книг Зноско). Исследуются предпосылки заключения унии, исторический ход, характер, и влияние. Показывается бесплодность унии и причины этой бесплодности. Протоиерей Константин Зноско. Исторический очерк Церковной унии. Ее происхождение и характер. Предисловие В 1054 г. в Церкви Христовой произошло великое смятение. Западная Церковь отделилась от Восточной, и, хотя этот раскол пока еще не имел формальных последствий, однако, между Церквами было нарушено взаимное согласие, и Западная Церковь в последующие времена стала все более и более отдаляться от Вселенской Правды и от Православно-Кафолической Церкви, носительницы этой Правды. Главным источником этого разрыва служили те изменения, которые допустила Римская Церковь внутри себя как в догматическом отношении, так и в иерархическом строе, противном канонам Вселенской Церкви и ее древним обычаям. Дальнейший ход истории папства доказывает, что требования римских первосвященников, противоречащие канонам Вселенской Церкви, сделались неумеренными. Их могущество стало столь необъятным, что единение Вселенской Церкви с Восточной в духе братской любви становилось невозможным, и если оно иногда и проявлялось, то только внешне, принужденно, так как в основе не имело тех связующих начал, которые могли бы послужить к их внутреннему, духовному единству. Немаловажным фактором, сыгравшим великую роль в деле непримиримой розни двух «Римов», являлись также крестовые походы, вначале предпринятые против неверных мусульман, а затем закончившиеся нападением на Константинополь и разграблением его православных святынь. Константинопольский патриарх должен был временно подчиниться папе, и греческий восточный обряд стал подвергаться гонениям. В самой Римской Церкви образовался великий раскол (схизма), длившийся почти 60 лет, и на папском престоле восседало сперва двое, а потом и трое пап, доведших Западную Церковь до болезненных унижений и потребовавших от самой Западной Церкви ограничения папской власти и коренных церковных реформ. Все это не могло служить связующим звеном в деле единения Церквей, а, напротив, вызывало еще больший разлад между ними.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

П.В. Безобразов Записка о положении Иерусалимской церкви от 12 Октября 1844 г., представленная 28 Октября того же года в Константинополе В.И. Титову 20 Палестинская церковь до завоевания Иерусалима арабами имела своё величие и свою славу. Тогда в пределах её считались четыре митрополии, двадцать пять архиепископств и семьдесят пять епископств. На патриаршем престоле сияли лучезарные светила. В пустынях, вертепах, горах и юдолях спасались великие подвижники, которые вместе с патриархами утверждали сию церковь в православии, так что она никогда не колебалась и не омрачалась никакой ересью. Но по неисповедимым судьбам Божиим учение аравийского лжепророка разлилось потоком в Палестине и напоило большую часть христианского народонаселения её. Усилия крестоносцев лишь на время остановили бурное стремление сего потока. А посольства греческих царей к могучим преемникам Магомета спасли от разорения лишь один гроб Господень и некоторые святые места. Крестовые походы прекратились, греческое царство пало; и с тех пор церковь Палестинская под тяжким игом и неправосудным владычеством турок ещё более умалилась и ослабела. В наше время из семидесяти пяти епископств существует только одно за Иорданом 21 из двадцати пяти архиепископств уцелели только шесть 22 , да и паства в пределах их и трёх митрополий 23 весьма малочисленна. Значительная часть её давно отторгнута и присоединена к церкви Римской. Святые места сохранены, но служат предметами разорительных тяжб и даже кровопролитий между греками, латинами и армянами. Наконец недавно явились новые противники православия в Св. Земле, протестанты. I Настоящее внутреннее состояние Палестинской церкви весьма опасно. Она сама в себе носит древние и сильные зародыши разрушения. 1) Предстоятель её патриарх, по примеру своих предшественников, живёт в отдалении от неё. Разъединение его с нею – не законно, не нужно, не выгодно и вредно. Не законно, ибо противно правилам вселенских соборов, по которым каждый архипастырь должен находиться при своей пастве. Не нужно, ибо по делам церкви Палестинской ходатайствует пред Портой патриарх константинопольский, а не иерусалимский: следовательно, сему последнему достаточно иметь в Царьграде одного поверенного в делах архиепископа своего. Не выгодно, ибо иерусалимский владыка, пребывая в Константинополе, иждивает вольно и невольно слишком много денег, так что церковь Палестинская остаётся бедной и неустроенной. Вредно, ибо дела по внутреннему управлению сей церкви идут весьма медленно, по причине отдалённой переписки с предстоятелем её; арабское духовенство и православный народ давно уже отвыкли видеть в нём свою духовную главу и своего предстателя пред местными властями, и потому весьма легко принимают унию.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Парадокс агитатора Если вы боитесь, что протестанты станут закваской российского Майдана, зачем помогать этому? 2 апреля, 2015 Если вы боитесь, что протестанты станут закваской российского Майдана, зачем помогать этому? Сергей Худиев – о попытках превратить политическое противостояние в «крестовые походы» Звучит тревожная музыка, и суровый взволнованный голос за кадром рассказывает о зловещем Западе, который хочет погубить Православие, и о его агентах – протестантах. Прежде всего, украинских, но от них мостик перекидывается и к российским, чтобы показать зрителю внутреннего врага. Есть ряд особенностей ролика, которые я, как православный верующий, нахожу неприемлемыми. Духовное и политическое лежат в разных плоскостях, переводить политический конфликт в религиозную плоскость недопустимо. Текущий конфликт не является конфессиональным столкновением между православными и протестантами, он не является ни «священным», ни «крестовым походом» ни с той, ни с другой стороны. Позиция Русской Православной Церкви была ясно обозначена Патриархом еще в апреле прошлого года: «Наша принципиальная точка зрения заключается в том, что Церковь должна быть поверх любой схватки. Церковь должна сохранять свой миротворческий потенциал даже тогда, когда всем кажется, что никакого в принципе миротворческого потенциала не существует». Православная Церковь несет служение на обеих сторонах; как сказал человек, находящийся в самой горячей зоне конфликта, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан, «Священник должен помнить о своей пастырской ответственности. Должен сам себе задать вопрос: если я стану на эту сторону баррикад, что мне говорить людям, которые будут на другой стороне, которые ко мне относятся как к пастырю? Не потеряю ли я при этом право пастырского окормления людей, которые находятся с другой стороны? Священник должен удалять себя от этого соблазна» . Церковь ищет примирения враждующих и не занимается политической агитацией ни на той, ни на другой стороне; пытаться представить конфликт как конфессиональный – значит пытаться навязать Церкви роль, от которой она ясно отказалась.

http://pravmir.ru/paradoks-agitatora/

Патриарх Кирилл: Сегодня некоторые историки склонны скептически воспринимать героические страницы нашей истории 7 декабря, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Прошли годы, десятилетия и столетия, но память о святом благоверном князе не исчезает в нашем народе. 6 декабря 2014 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма св. Александра Невского в Калининграде и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии Предстоятель обратился к верующим с проповедью. Ваши Преосвященства, досточтимые владыки! Дорогие отцы! Уважаемый Александр Георгиевич (мэр г. Калининграда А.Г. Ярошук — прим.ред. ), дорогие братья и сестры! Сегодня совершенно особый день для города Калининграда. Он совпал с особым днем для всей Церкви нашей — днем памяти святого благоверного великого князя Александра Невского. И, наверное, это неслучайно, потому что память о святом Александре Невском должна быть особенно сильна в нашем народе, живущем здесь, на западном порубежье Руси, на берегах Балтийского моря. Святой благоверный князь Александр Невский сделал все для того, чтобы ни одно нашествие с запада не завершилось победой. В бытность его князем дважды были такие попытки: один раз со стороны шведов, второй раз со стороны Ливонского ордена. И он отразил эти нашествия, наголову разбил врага и приостановил то, что в сознании многих на Западе воспринималось как крестовый поход. Не удались крестовые походы на Русь именно потому, что силой своей веры, мудростью не по годам, силой духа, полководческим талантом Александр остановил это нашествие. Сегодня некоторые историки склонны скептически воспринимать героические страницы нашей истории, утверждая, что не такие большие это были битвы. Смотря с чем сравнивать. Ведь огромных битв, в которые были бы вовлечены миллионы людей, вообще в то время не было. Но эти небольшие по современным меркам битвы иногда определяли историческое и цивилизационное дальнейшее развитие народов. Битвы, в которых, может быть, не сражались сотни тысяч людей, были решающими с точки зрения определения исторического пути Руси.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-segodn...

поиск:   разделы   рассылка Патриарх Кирилл Выступление на открытии XVI Всемирного русского народного собора " Разделение Церквей и последовавшие затем крестовые походы на Восток, как и орденские нашествия на северо-запад Руси, привели к расколу европейской цивилизации " . 1 октября 2012 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя открылся XVI Всемирный русский народный собор " Рубежи истории – рубежи России " . Церемонию открытия и первое планарное заседание возглавил глава ВРНС Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемый Сергей Борисович! Уважаемый Президиум! Участники XVI Всемирного русского народного собора! Тема нынешнего Собора – " Рубежи истории – рубежи России " . Я хотел бы вместе с вами поразмышлять над этими словами. Смысл первой части фразы понятен: речь идет о памятных датах, которые мы отмечаем в нынешнем году. Гораздо сложнее и глубже, однако, значение второй части, где говорится о рубежах России. Какие рубежи мы имеем в виду? Идет ли речь о чем-то исключительно материальном, осязаемом, вещественном? Или о чем-то большем? О ценностях, идеалах и смыслах, о том, что нельзя измерить в квадратных километрах и в рублях? Для нас, собравшихся в этом зале, очевидно, что рубежи России – это не только ее географические границы. Вне всякого сомнения, понятие рубежей наполнено духовным смыслом. Оно включает в себя, прежде всего, нравственные границы, нравственные пределы, за которые мы не можем и не должны отступать. Вспомним слова, произнесенные в суровые дни 1941 года, когда смертельный враг стоял у ворот столицы: " Отступать некуда, позади Москва! " Но не раз и не два в русской истории возникали моменты, когда полчища противника не бряцали оружием и по карте не пролегала линия фронта, однако нашим предкам приходилось произносить такие же священные слова: " Отступать некуда, за нами – наша страна, православные святыни, сердце нашей цивилизации " . Наверное, именно такой ответственностью вдохновлялись в свое время Патриархи Гермоген, Тихон и Сергий, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святые новомученики и исповедники нашей Церкви.

http://religare.ru/2_97047.html

Предисловие Сразу оговоримся, наш труд не является фундаментальным исследованием православия. Мы не претендуем на всесторонний анализ процессов, происходивших в обществе за последний период. Однако нам было интересно понять, какое место занимает вера в жизни современного человека, нашего соотечественника, и чего мы лишаемся, предвзято и настороженно относясь к своей традиционной религии. Сегодняшние взаимоотношения человека и Церкви нельзя назвать безоблачными и безконфликтными. И со стороны общества, и со стороны церковных институций порой звучат такие слова и совершаются такие поступки, что кажется, диалог грозит окончательно прерваться. Наша книга – это попытка в очередной раз напомнить, что за любыми институтами всегда стоят люди. Их действия и высказывания не всегда бывают продуманы, точны и безошибочны. Но самое главное, что стоит за христианством и является его основой, – это идеи и личность Христа. И только это имеет значение. Мы все не совершенны, что не исключает нашего стремления к совершенству. И мы должны понимать, что, отворачиваясь от чего-то, мы тем самым только лишаем и обделяем себя. Отказываться от возможности встретиться в лице Церкви с собственной религиозной культурой, во многом определяющей человека как личность, сегодня было бы непростительной ошибкой. Протоиерей Алексей Уминский, журналист и писатель Этери Чаландзия Глава 1. Церковь Главная заслуга христианства заключается в том, что оно изменило мир. Именно оно дало законы, в соответствии с которыми мы живем. Христианская антропология определила человеческую личность, созданную по образу и подобию Божиему, как наиглавнейшую ценность. Именно Церковь сыграла решающую роль в вопросах равенства людей независимо от их расовой принадлежности, цвета кожи, социального положения. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил о том, что перед Богом раб и владыка, царь и убогий – все в равном достоинстве. Церковь возвысила роль женщины и помогла справиться с рабовладением. История христианской Церкви столь же драматична, что и история человечества. Здесь, с одной стороны, крестовые походы, ереси, инквизиция, симония 1 , предательства и измены, а с другой – несомненный подвиг святости, культура, живопись, музыка, архитектура и, конечно, наука, которую исторически часто неоправданно противопоставляли религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

— Разговоры об этой канонизации исходят из обновленческих, экуменических кругов, которые сейчас начинают поднимать голову. Раньше в нашей стране экуменизм насаждался в основном государством, и поскольку он как бы навязывался Церкви извне, то основная полнота церковного народа его не принимала. Такое вмешательство государства в дела Церкви и все, что от государства исходило, естественно, принималось настороженно и в общем-то враждебно. И вполне справедливо, потому что советское государство, которое было атеистическим и прямо называло себя враждебным Церкви, разумеется, ничего хорошего Церкви не желало. И экуменизм был нужен с одной целью — чтобы насаждать «мир во всем мире». Естественно, мир коммунистический. Далеко не весь мир признавал советское государство, и в те круги мировой общественности, куда не имели доступа советские дипломаты, туда посылали маленькую миссию «церковных людей». Сейчас время изменилось, светское государство уже не является враждебным Церкви: наоборот, Церковь получает понимание и поддержку в лице президента и правительства, даже слышно некое раскаяние за прошедшие годы гонений. Экуменизм теперь в основном исповедуют такие интеллигентские круги, которые пришли к Богу недавно. Ведь Церковь сегодня состоит на 60–70 процентов из неофитов. И вот, не совсем понимая историю Церкви, догматику Церкви, ее каноны, эти люди приносят с собой современные, как они говорят, «демократические тенденции». Они утверждают, что учение Церкви устарело, что сейчас начинается эпоха объединения всех народов, стирание всех границ, различий; создается единая мировая экономика, вырабатываются единые «общечеловеческие ценности». Поэтому должна быть и Единая Церковь, ибо от вражды между верующими исходит много отрицательных последствий для земной жизни людей. Конечно, от вражды ничего хорошего не происходит, и не может Православие разделять взгляды католиков, протестантов, иудеев, магометан. Но Православная Церковь в России никогда не относилась враждебно к верующим других религий: все иноверцы и инородцы всегда имели полную возможность жить в условиях своей культуры Другое дело — враждебность по отношению к Православию, прозелитизм, «крестовые походы», которые вели не только католики, но даже протестанты против Православия.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/20/sootve...

Разделы портала «Азбука веры» ( 252  голоса:  4.3 из  5) Деньги для Саваофа Когда мой муж стал священником в середине девяностых, народ был совсем религиозно не просвещен, а подчас и вовсе дик. И с отца Владимира, а заодно и с меня, стали спрашивать «за всю Православную Церковь» во все времена ее существования: почему она гнала протопопа Аввакума, почему участвовала в «сергианстве», почему не раздала нищим по рублику из тех денег, которые пошли на строительство храма Христа Спасителя и т. д. Но и этого мало — круг претензий к нам сильно увеличивался за счет братьев католиков: а как же Крестовые походы? А Галилея зачем сожгли? А Жанна д’Арк! Православных и католиков среднестатическое сознание бывшего советского человека не различало, как двух китайцев, которые казались на одно лицо… Как-то раз мы пошли с моим мужем в гости, и там слово за слово очень интеллигентная дама, искусствовед, вдруг сказала: — Нет, в Православную Церковь я теперь ни ногой! Как-то раз мы проходили с подругой мимо храма. Дай, думаем, зайдем. Только вошли, и тут же прямо к нам как направится священник, идет, да еще на нас дымящимся кадилом машет: мол, пошли отсюда, пошли! Вот я вас! Дым коромыслом! Ну мы отпрянули и — оттуда бегом. А за что он нас гнал? — Так он кадил образу Божьему, который в вас, — пояснил мой муж. — Вовсе не образу Божьему! Он замахивался! Ударить хотел! Выгонял! И много у моего мужа было, особенно поначалу, скорбей, недоумений и просто курьезных случаев. Пришел как-то к нему на беседу молодой человек с хвостиком — по всему видно: монашествующий. Но не «профессионал» — не монах, а, так сказать, — любитель и по всему — самочинец. И говорит: — Батюшка, как так получается, что масоны уже не стесняются и повсюду свои знаки расставляют. Что уж говорить — вон даже на иконе Преображения Господня в Благовещенском соборе, в Московском Кремле, — проглядывается перевернутая пентаграмма. А на Суздальском соборе — пятиконечные звезды… А на центральном куполе Архангельского собора — так там тоже… Они — везде, везде!

http://azbyka.ru/fiction/nebesnyj-ogon-i...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  4.3 из  5) Давний христианский обычай ходить на богомолье к святым местам по северной московской дороге обрел постоянство и силу в XIV в. вместе с ростом и укреплением Троице-Сергиева монастыря, вместе со всенародной, всероссийской славой его основателя – преподобного Сергия Радонежского . Особо прославила монастырь по всей Руси его героическая оборона в начале XVII b. Мощи преп. Сергия Радонежского Северная дорога, Троицкая, Патриарший тракт, Ярославское шоссе – по-разному называли древний богомольный путь. Начинался он у Никольской башни Московского Кремля и шел по улицам Никольской, Лубянке, Сретенке, Мещанской и дальше через Крестовскую заставу на Ярославскую дорогу. Паломничество в Троице-Сергиев монастырь (в 1744 г. ему присвоено звание Лавры) всегда занимало особое место в сознании русского общества. В середине XIX в. Троицкая дорога уже выложена камнем, а затем (1862 г.) строится первая на Руси частная железная дорога Саввы Мамонтова. Главные города по Ярославской дороге по пути в Сергиеву Лавру – Мытищи, Пушкино, Софрино, Хотьково. Вдоль этого пути исстари строили храмы, ставшие светлыми вехами для богомольцев. Богомольный путь от Москвы до Троице-Сергиевой Лавры С незапамятных времен, от самой зари православия на Руси стал Троицкий путь дорогой паломников и богомольцев. Сначала к святыням Ростова и Суздаля , потом Владимира и Переяславля-Залесского , а с конца XIV столетия – к стенам Сергиевой обители. В память о подвижнике, который, как известно, никогда не ездил верхом, многие шли пешком. Так сложилась традиция пеших походов из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. Одни шли поклониться чудотворным иконам и святым мощам, другие – испросить здоровья, удачного свершения дел. Со временем обустроилась дорога, и возникли на ней красавицы-церкви, ставшие путеводными вехами для многих поколений русских богомольцев. Строительство Ярославской железной дороги и особенно безбожное XX столетие подорвали, ослабили древнюю традицию. Тем не менее встречаются трехдневные пешие походы в Сергиев Посад и в наше время.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/bogomoln...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий Про любимый аргумент атеистов Расшифровка видео Среди многих доводов и аргументов, предлагаемых атеистами против религии, чаще всего встречается указание на грехи (подлинные или мнимые), совершенные церковнослужителями или какими-либо верующими. Попы на «мерседесах», яхта патриарха, костры инквизиции, крестовые походы и так далее. Наверняка вы встречали подобное. Пожалуй, это можно назвать одним из столпов атеистической пропаганды. Распространенность данного приема или аргумента тем удивительнее, что он не выдерживает никакой критики. Давайте разберемся, почему. Итак, атеист предполагает, что я, верующий человек, должен перестать быть верующим и стать атеистом, — то есть принять его мировоззрение, — если узнаю о том, что какая-то гадость была совершена каким-то верующим человеком. Но возникает вопрос: а разве среди атеистов нет людей, которые совершают аналогичные гадости? Есть, и немало. А значит, руководствуясь той же логикой, верующие могут вернуть этот аргумент самим атеистам. Мол, ты вот считаешь себя атеистом, а разве не знаешь, что атеисты делали в истории, да и в современности? Почитай, что вытворяли «адские колонны» Тюрро в Вандее, что делали во время «войны кристерос» в Мексике, какие преступления против верующих совершались в Советском Союзе, Камбодже, Албании и в других странах или территориях, где атеизм становился правящей идеологией. Да и не только там можно найти примеры атеистов-злодеев. Не стыдно тебе оставаться атеистом после всего этого? Давай, бегом в церковь!  Разумеется, атеисты не сочтут этот аргумент сколь-либо убедительным для себя самих, но при этом считают, что он должен быть очень убедительным для верующих. Налицо  логическая ошибка, известная как «двойные стандарты» . Если возвращаешь этот аргумент атеистам и начинаешь указывать чудовищные преступления безбожников прошлого, то нередко в ответ слышится: «Это были неправильные атеисты, у которых был неправильный атеизм», и потому, дескать, ответственность за эти преступления не должна распространяться на того атеиста, с которым мы разговариваем. Что самое забавное, эту же логику он не применяет к верующим, хотя что мешает сказать точно так же, например, что данный согрешивший христианин не был настоящим христианином?

http://azbyka.ru/video/pro-lyubimyj-argu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010