Во введении (C. 9–33) автор, прежде всего, характеризует эпоху, в которую жил и действовал Никифор Влеммид. По суждению автора, эта эпоха «была одной из самых мрачных в истории Византии»: это было время, с одной стороны, господства латинян в Константинополе (1204–1261 гг.), а с другой – создания и упрочения греками Никейской империи. Крестовые походы, предпринятые западными ополчениями для освобождения Гроба Господня от господства мусульман, принесли Православному Востоку немало бедствий. Греки потерпели от крестоносцев гораздо больше вреда, чем мусульмане (Мишо). Бедствия эпохи не только обострили религиозную рознь, но и увеличили национальную вражду греков к латинянам. Разорение латинянами цветущего города Фессалоники в 1185 г., завоевание Константинополя в 1204 г., сопровождавшееся диким разгромом столицы православной Империи, грабежом храмов и монастырей и оскорблениями греческого духовенства, монашества и народа на почве церковно-национальной розни, систематические притеснения греков в области религиозных отношений, подавление православной веры и угнетение Церкви в период господства латинян в Византии – вот некоторые исторические следствия западного крестоносного движения на Восток. И Восток ответил на такое отношение Запада непримиримою ненавистью и глубокою враждою, которая надолго сделалась характерной особенностью в сношениях греков с латинянами. Однако потеря гражданской независимости в Константинополе дала толчок к образованию другого центра политической свободы византийцев, который возник в Никее, ставшей столицей Никейского царства. Под управлением династии Ласкарисов Никейское царство унаследовало преемство всех основных начал византизма – гражданского и церковного и явилось продолжателем исторической жизни разоренной Византии, которой оно в 1261 г. вновь и передало сохраненное им наследие византизма. Большая заслуга никейско-византийских императоров состояла в том, что они сохранили не только политическую, но и церковную свободу своего народа и содействовали восстановлению Византийской империи в прежней силе и могуществе, а равно и дальнейшему процветанию Православной Церкви, которая в эпоху латинского господства в Константинополе много страдала от произвола и насилия западных церковных деятелей. Но свою великую миссию в отношении к государству и Церкви никейские правители совершили при содействии выдающихся своих современников, которые то внушали им правила политического благоразумия и житейской опытности, то помогали в великом униональном деле между Востоком и Западом, считая соединение Церквей залогом мира между народами и разностороннего их процветания, то занимались научно-литературной деятельностью с целью просвещения современного общества и наибольшего оцерковления его. К числу таких деятелей XIII в. относился знаменитый Никифор Влеммид.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Глава 3. История римско-католической пропаганды в Сирии и Палестине до преосв. Кирилла Начало римско-католической пропаганды в Сирии и Палестине относится ко времени крестовых походов. Бесспорно, что главною целию этих последних было освобождение Гроба Господня и других святых мест из-под власти неверных. Но с этою главною целию соединялась и другая – распространение римско-католического учения в пределах восточно-православной церкви, которая незадолго пред тем окончательно отделилась от своей заблудшей сестры. Не может подлежать никакому сомнению, что римские первосвященники возлагали очень большие надежды на крестовые походы в этом именно смысле 33 . И расчеты их, хотя и не вполне, оправдались. Со времени крестовых походов начинается деятельная пропаганда римско-католиков в Палестине. В то время, как войско первых крестоносцев медленно подвигалось к Иерусалиму, этот последний был отнят арабами у сельджукских турок. Пред Антиохией крестоносцы получили от арабского халифа сообщение о завоевании им Иерусалима вместе с предложением восстановить христианские храмы и святыни и защищать их, если только крестоносцы придут к нему в качестве мирных паломников. Но крестоносцы не пожелали делать какое-либо различие между последователями ложного пророка и отвечали халифу, что, с Божиею помощию, они сами надеются взять и владеть землею, которая должна принадлежать им по праву как достояние их отцов. Надежды их, действительно, осуществились. 15 июля 1099 года Иерусалим был взят крестоносцами. Взятие его сопровождалось сценами хищничества и зверства, позорными для христианского имени. Крестоносцы не щадили ни возраста, ни пола. Было избито до 70 000 магометан. С образованием крестоносцами иерусалимского королевства существенно изменилось положение палестинских христиан. Православный иерусалимский патриарх, который пред осадой города был выслан арабами, умер на о. Кипре. Его место занял латинский патриарх Дагоберт 34 . В 1100 г. латинский патриарх был поставлен и в Антиохию. Вместе с патриархами поставлялись в Сирии и Палестине и латинские епископы, которые постепенно заменяли здесь православных епископов. Латинская иерархия относилась с презрением и даже с ненавистью к низшему арабскому духовенству и православным мирянам. Таким образом, сирийские и палестинские христиане, как схизматики, оказались в положении гонимых. Гонения и притеснения, какие практиковала в отношении к ним высшая латинская иерархия, были настолько чувствительны и сильны, что православные сирийские и палестинские христиане скоро начали сожалеть о том времени, когда они жили под управлением иноверных мусульман. Главная забота латинской иерархии была направлена на обеспечение доходов своих церквей и приобретение недвижимых имуществ. Как только утверждался где-либо латинский епископ, тотчас же начинались споры с обладателями земель.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Дмитрий Орехов: «Россия должна помочь Западу» 27.03.2023 14:05:39 Нынешняя ситуация поставила перед нами важнейший вопрос: как относиться к Западу, развязавшему против нас очередную бесчестную войну? Как относиться ко всей западной цивилизации, с которой нас связывает общий средиземноморский исток? Понятно, что отказавшийся от своих христианских корней современный Запад симпатии не вызывает. Но что же это за болезнь, которая довела нашего оппонента до такого плачевного состояния? Западная цивилизация родилась в восьмом веке, во времена Пипина Короткого и его сына Карла Великого. Тогда из великих смут и междоусобиц начала подниматься христианская империя франков, впервые со времен Рима объединившая значительную часть Западной Европы. Этой империей управлял Пипин, человек некоролевского рода, и вся эта ситуация нуждалась в каком-то объяснении и оправдании. Римский епископ короновал Пипина и под страхом отлучения от Церкви велел франкам служить новому королю и его потомкам, однако законность подобных действий вызывала очень большие сомнения. Ситуацию спасли с помощью подлога. Именно тогда появился так называемый Константинов дар (Donatio Constantini) – сфабрикованная от лица императора Константина Великого грамота, даровавшая Римскому папе полноту верховной власти на всей территории Европы. Согласно этой грамоте, Константин Великий, якобы исцеленный папой Сильвестром от проказы, добровольно удалился из Европы в восточные страны, оставив и светскую, и духовную власть понтифику. Собственно, с этого подлога и берет начало столь любимая Западом теория исключительности: мы правильные (единственно правильные), потому что нас благословляет папа, законный наследник императоров Рима. Враки, как известно, доводят до драки. Самомнение Запада оказалось вредным и разрушительным как для него самого, так и для его соседей. В 1054 году папа Лев IX написал Константинопольскому патриарху Михаилу Керуларию письмо, в котором он заявлял о своем верховенстве, обосновывая его «даром Константина». Михаил, ссылаясь на решения Вселенских соборов, свою подчиненность не признал. Папа, взбешенный «непослушанием», предал патриарха анафеме. Не стоит маскировать те события в терминах «раскол» и «взаимное отлучение». Все было куда проще: настаивая на лжи о своей исключительности, Запад сам, добровольно, отколол себя от православного мира, положив начало нескончаемой череде бед. Ведь дальше были людоедские Крестовые походы франков на восток, разорение Константинополя, религиозные войны между протестантами и католиками, и в результате всех этих судорожных и болезненно-страстных действий – усталость от христианской религии как таковой.

http://radonezh.ru/2023/03/27/dmitriy-or...

Закрыть itemscope itemtype="" > Забытый фельдмаршал 02.07.2020 888 Время на чтение 66 минут Очерк деятельности Главнокомандующего в Русско-турецкую войну 1877 - 1878 г.г. на Балканском полуострове На Туркестанской выставке В.В. Верещагина в числе картин была одна: «Забытый», - это убитый русский воин, оставленный в степи. Государь Император Александр Николаевич нашел ее тенденциозной и выразил свое неодобрение. Верещагин ее уничтожил. В Петропавловском соборе, среди царственных могил, по­коится также «забытый русский воин», и это победоносный полководец, Генерал-Фельдмаршал, Великий Князь Николай Николае­вич. Цель настоящего очерка - нарушить это забвение. ВСТУПЛЕНИЕ Восточный вопрос. Его развитие до войны 1853-1856 г., включительно Начало возникновения восточного вопроса во всемирной истории определить трудно. Мнения историков в данном случае резко расходятся. Многие считают его началом крестовые походы, когда Европа, поднявшаяся на защиту Гроба Господня, двинулась на борьбу с Исламом. С течением веков борьба эта в большей степени пере­шла в руки Польши, стремившейся к освобождению славянских христианских народов на Балканах от ига турок. Но Польша впоследствии оказалась не в силах продолжать эту борьбу, и Россия, заместившая последнюю во главе славянства, приняла ее на свою долю. Таким образом, подчиняясь неизбежному ходу исторических событий, наследие крестоносцев перешло в наши руки. Спрашивается, что выдвинуло Россию на арену этой вековой борьбы? Многие историки приписывают это естественному стремлению к Черному мору Русского Государства и вытекающему из этого стремления возрастанию нашего влияния среди народов Балканского полуострова, связанных с нами религиозным и кровным родством. Первые признаки этого стремления относятся к древнейшим временам нашей истории, а именно к походам на Царьград Олега, Святослава и других. Рельефнее оно обозначилось, начиная с средины XVII века, т.е. как раз к началу окончательного ослабления польского королевства. В течение всей второй половины XVII века взаим­ные отношения Московского государства и Турции были враждебны.

http://ruskline.ru/analitika/2020/07/02/...

Закрыть «Идёт открытая война против православия во всем мире»: сербский эксперт прокомментировал кризис в Черногории Катарина Лане   10:02 13.02.2020 426 Время на чтение 7 минут Веселин Конатар, профессор юридического факультета Университета Нови-Сада и Высшей школы криминалистики города Ниша, в интервью порталу standard.rs объяснил глубинную причину черногорских процессов, где народ больше месяца протестует против принятого парламентом закона о свободе вероисповедания. По мнению профессора, на православие в Черногории направлен удар, о котором ранее предупреждала Россия. «Синхронность антицерковных кампаний во всем мире свидетельствует о целенаправленной атаке на православие. Ситуация в Черногории подтверждает это», — говорит сербский профессор. Он полагает, что невиданные по своей массовости крестные ходы, молебны и народные шествия черногорских сербов поставили ребром вопрос о возможности и методах защиты национального самоопределения и веры. «Создаётся впечатление, что наступил судьбоносный момент борьбы добра со злом», — считает Веселин Конатар. Он полагает, что речь идёт о политической проблеме, которая выходит далеко за пределы Черногории. «Черногория — лишь эпизод в целом списке стран, где притесняют православие. Это подтвердил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он один из немногих, кто открыто поддержал борьбу Сербской православной церкви в Черногории (в отличие от Папы Римского, который ограничился только общими словами по поводу ситуации). Русская православная церковь сама уже долгое время противостоит давлению извне и изнутри, поэтому словам русского патриарха можно верить», — убеждён сербский аналитик. Он приводит в пример слова шведского дипломата Карла Бильдта, который заявил, что «православие — это главная угроза западной цивилизации», а «новая антизападная и антидекадентская политика Путина основана на консервативных православных идеях». Разница в том, что в прошлом «крестовые походы» начинались в Ватикане, а сейчас в этой шахматной партии участвуют и другие игроки, объясняет Веселин Конатар. Он приводит ряд исторических фактов, подтверждающих стремление католичества любыми способами подавить усиление российского православия. Так, к примеру, католическая церковь приветствовала разгром России большевиками, во время которого Русская православная церковь понесла невосполнимые потери.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/13/idet_o...

Закрыть СВО – это преодоление иллюзий ума 30.08.2023 505 Время на чтение 6 минут На фото: казанский боец Хан отправляется с нашей гуманитаркой на фронт. Источник: блог автора Лет 10 назад, когда сожжение Корана в Европе еще не стало мейнстримом, но карикатурами на мусульманских пророков уже были заполнены все западные СМИ, я много дискутировала об этом с немцами. Спрашивала: «А как бы вы отреагировали на осмеяние и уничтожение ваших святынь?» – «А что такое святыни? – не понимали вопроса немцы, – Выдуманные глупые символы? Камушки и бумажки?» Тогда же в разговорах с европейцами о религиях я часто слышала и такое мнение: «Пусть лучше моя дочь будет лесбиянкой или трансгендером, чем завернется в платок!», «Я пойму, если моя жена мне изменит с другим или с другой, но если она увлечется религией, я с ней разведусь!» Религиозность в Европе давно и изощрённо осмеивается, а беседа «о священном» вызывает отторжение, протест: «Только идиоты могут поклоняться картинке. Только сумасшедшие могут рисковать жизнью ради какой-то книжки с арабским шрифтом!» Позже, когда мусульманки в Германии мне рассказывали, как на них нападают «цивилизованные немцы», и когда я сама шла на службу в дармштадскую русскую православную церковь, боясь быть побитой из-за «поддержки русских агрессоров», вспоминала древний исламский хадис: «В последние дни верующий будет ходить, скрывая свою веру». Последние дни в Европе настали? Интересная закономерность: все самые долгие и мучительные войны, какие знает человечество, велись на территории Старого Света или были развязаны европейскими политиками. Заявляя о свободе и позднее о либерализме, в основе которого лежит латинский корень «libero» – «свободный», они кроваво искореняли в первую очередь любое инакомыслие. И их жестокость по отношению в том числе и к своим же гражданам, мыслящим иначе, их гордыня не идет ни в какое сравнение с правителями других государств. Заметьте, исстари Европа мастерски, ожесточённо воюет прежде всего на ментальном, мировоззренческом фронте. Ее элиты с давних времен ставили своей целью уничтожить истинную свободу человека – духовную. Толкали христиан-католиков в бой со своими же братьями – христианами-протестантами, Папы Римские собирали крестовые походы детей, ведя их на бессмысленную и неминуемую гибель. В огне инквизиции горели миллионы христиан. Под фашизмом в ХХ веке Европа прогнулась легко за считанные месяцы, а после Великой Отечественной либеральный европейский «Красный Крест» спасал и финансировал бежавших от возмездия фашистов. Сейчас либерал Папа Римский склоняет голову перед нацистами и сатанистами, европейские фанатики-либералы жгут священную для миллиардов мусульман книгу, уничтожают Православие на Украине, расстреливают православных священнослужителей, воюют с многонациональным народом России, который объединяет вера в Господа.

http://ruskline.ru/opp/2023/08/30/svo__e...

Искажение русской истории Коровин П. «Взятие Казани Иваном Грозным» Редакция нового журнала «Возрождение», не имеющего, впрочем, ничего общего с созданной П. П. Струве в 1925 году русской национальной газетой «Возрождение», сочла уместным поместить в первом же номере, обычно дающем программу органа, статью барона Нольде «Имперские судьбы России». Статья излагает сначала замысел целой книги и затем дает отрывки из нее: «Завоевание Казани», «Пермь Великая», «Строгановы и Ермак». Это произведение писалось по-французски и предназначалось для просвещения руководящих кругов мировой политики через посредство «Института международного права», председателем коего господин Нольде был избран незадолго до своей смерти. Автор посвящает четыре странички присоединению Казани, две странички присоединению Пермского края и одну страничку присоединению Сибири. Это, конечно, не научное исследование и не мобилизация ученого материала; это даже и не конспект лекции, а всего только небрежные наброски, вскрывающие, однако, основную тенденцию задумывавшейся книги. Остановимся на первой главе. В изображении автора завоевание Казани Иоанном Грозным (1552) было проявлением «империализма», якобы характерного «до конца» для всей русской монархии. Служилый класс не хотел этой войны, поддерживая «малодержавную» программу; часть духовенства (архиепископ Новгородский) тоже не сочувствовала делу и даже укрывала «детей боярских от воинской повинности». Завоевания требовали Иоанн IV и митрополит Московский Макарий. Оснований для этого похода, в сущности, не было, кроме монархического и церковного империализма. Напрасно Макарий пишет якобы в духе западного католицизма (папа Урбан II и крестовые походы), будто начинается священная война против неверных, «проливающих кровь христианскую, оскверняющих и разрушающих церкви православные». Барон Нольде знает лучше, что было и чего не было: «Тут, — пишет он, — несомненное преувеличение; не имеется никаких подтверждений, чтобы казанские татары того времени действительно оскверняли и разрушали русские церкви. Но таков уж был заказ официальной пропаганды в то время».

http://pravoslavie.ru/2375.html

История и вероучение древней христианской Церкви (I–VIII вв.) Что бы мы ни думали по существу дела о религии вообще, о христианстве и христианской церкви в частности, считаем ли мы религию самостоятельной стихией деятельности духа или лишь особой формой проявления иных стремлений (познавательных, нравственных, эстетических или даже чисто материальных), считаем ли мы предмет религии реальным или фантастическим, считаем ли мы христианскую мораль и метафизику положительным или отрицательным фактором в историческом процессе, считаем ли мы историческое христианство и церковь за воплощение мысли ее Основателя или за ее искажение – во всяком случае, громадное историческое значение религии, христианства, церкви не подлежит сомнению; а следовательно отрицать в принципе важность изучения церковной истории можно, лишь отрицая или важность вообще исторической науки, или возможность самой истории как науки. Значение факторов религиозного и церковного в общем ходе истории так велико, что в любом курсе всеобщей истории очень важные и крупные отделы отводятся церковно-историческим темам: вспомним только, какое видное место в истории средних веков занимают папство, духовные рыцарские ордена и крестовые походы. Курс новой истории распадается собственно на два отдела, на историю Реформации и историю революции. Гонения на христиан и торжество новой религии в империи, христианизация варваров и их переход от арианства к римскому православию, роль «зеленых» и «голубых» в византийской империи, религиозная сторона борьбы империи и калифата – все эти вопросы входят целиком в сферу как нашей науки, так и науки всеобщей истории; между тем преподаватель последней, если и хочет и может, то времени не имеет останавливаться сколько бы следовало на анализе всех этих явлений с их внутренней, религиозной стороны. Этим определяется задача преподавания церковной истории на историческом (а не богословском) факультете, – как задача дополнить курс всеобщей истории обзором главных явлений религиозной жизни тех народов и государств, о которых трактуют эти курсы.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Когда в 1098 году афонские монастыри подверглись опустошению от турецких разбойников, византийский император Алексей I Комнин сказал докладывавшему ему об этом проту Илариону: «ведай, святый мой старец, что… и города и страны бичуются за беззаконие одного грешного человека. Это – я“. 1 А в знаменитой новелле 1107 г., de electionibus et clericis 2 он оплакивает печальное состояние Константинопольской церкви с такой искренностью, что не оставляет никакого сомнение в том, насколько близка была его царственному сердцу вера христианская, православная. 3 Само собой, понятно, что такой император должен был заниматься религиозными и церковными делами империи не только потому, что этого требовали византийские традиции, возлагавшие на царей обязанность заботиться о вере и Церкви, но и по побуждениям личного свойства, из желания послужить Церкви Божией для спасение своей души. Тем интереснее познакомиться со всей совокупностью исторических данных, характеризующих церковно-религиозную деятельность великого византийского самодержца. I.   Как относился Алексей I Комнин к латинскому западу и римским папам? Этот вопрос имеет существенное значение для характеристики церковных воззрений императора, при котором возникли первые серьезные попытки к церковному примирению запада с востоком и в связи с этим начались крестовые походы, сопровождавшиеся столькими бедствиями для греко-восточной Церкви. 16 июля 1054 года в Константинополе совершился, как известно, формальный разрыв между церквами восточной и западной. В этом разрыве повинны почти исключительно папские легаты, позволившие себе оскорбить религиозное и национальное чувство греков и безрассудно отсечь себя от единства с греко-восточной Церковью . Бестактность поступка кардинала Гумберта почувствовал вскоре и сам Рим: ближайшие преемники Льва IX предпринимают, хотя и безуспешно, некоторые шаги к примирению с востоком, очевидно, сознавая свою вину перед греками. При Григорие VII для восстановления нарушенного церковного единства открывается весьма благоприятный повод в том обстоятельстве, что имп. Михаил Парапинак обращается в 1073 году к папе с просьбой о помощи против неверных. Посольство и письмо византийского императора произвели такое сильное впечатление на знаменитого папу, что в его голове тотчас возник план подчинения греческой церкви Риму и «восстановления древнего согласия между римской церковью и её дщерью – церковью константинопольской“ 4 через оказание грекам политической помощи, и он принял твердое решение двинуть на защиту византийской империи всю Западную Европу. К фактическому осуществлению этого широкого плана Рим мог, однако приступить лишь в конце XI в., в царствование Алексея I Комнина, при папе Урбане II, организовавшем первый крестовый поход.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Москва, 27 октября 2005 г. 27 октября 2005 года исполняется 500 лет со дня кончины великого князя Московского и всея Руси Иоанна III – государя, завершившего объединение русских княжеств в единое Российское государство, сообщает Седмица.Ru. Консолидация русских земель под политической властью Московских государей и Русская Церковь Великий князь Иван III. Миниатюра из Титулярника, XVII в. Спор между двумя аскетическими направлениями мог бы пойти на пользу иночеству, если бы обе стороны сделали из него правильные выводы и признали, что вопросы аскетического окормления монахов и устройства монастырской жизни вообще являются чисто церковным делом. Хотя во время этого спора обнаружилось, что аскетические воззрения теснейшим образом связаны с государственно-политической жизнью страны — мы имеем в виду вопрос о монастырских владениях,— и иосифляне, и нестяжатели могли бы найти средний путь и тем самым устранить из жизни монашества негативные последствия спора, если бы они проявили умеренность, чего как раз и требовало от них иноческое смирение. Однако этого не произошло — не из-за чрезмерного рвения иосифлян или из-за упрямства нестяжателей, а потому, что оба эти направления оказались вовлеченными в мощный поток государственно-политических мнений, идеологий и идей, который буквально затопил Московское государство в XVI в. Видимо, не случайно спор об основах подвижничества вспыхнул в то время, когда Московское царство вступило в решающий период своей истории. Вся история монашества, и на Востоке, и на Западе, говорит о том, как трудно отделить монастырь от внешнего мира и, если монахам приходится исполнять свое послушание в миру, как трудно оградить монашество от обмирщения. Великие церковные и политические события разрушают монастырскую ограду и вовлекают иночество в поток мирской жизни. Иконоборчество в Византии, клюнийское движение на Западе, крестовые походы служат хорошим подтверждением этой закономерности. Успенский собор Московского Кремля События, происходившие в Московском государстве, были судьбоносными и впечатляющими как для современников, иосифлян и нестяжателей, так и для следующего поколения.

http://pravoslavie.ru/14959.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010