Скачать epub pdf Май Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 2: гл. 34 (Ин. 3:344:6)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1900. Т. 2. 5. С. 257272 (1-я пагин.). (Продолжение.) —257— гое что означает изречение: едино есма, – знает именно как Сына, а не как творение, – Сына же, разумею, из сущности Его (рожденного), а не удостоенного только одного названия сыновства. Ведает, что Он есть точный образ Его собственных свойств, так что отображается в Нем вполне и отображает в Себе неизреченно Воссиявшего из Него по природе, и как имеет в Себе Сына, так и Сам пребывает в Сыне, по тожеству сущности. Вот, еретик, уразумев это, ты освободишь себя от тяжелого недуга, а нас – от неприятности словопрений. Его же бо посла Бог глаголы Божия глаголет. Если буквально понимать это изречение, то что же опять будет досточудного в Сыне? Разве и каждый из святых не был посылаем Богом и не возвещал слова Его? Так и к священноначальнику Моисею сказано: и ныне гряди, послю тя во Египет ( Деян.7:34 ) и возглаголеши к Фараону: сия глаголет Господь ( Исх.4:22 ), – или Иеремии священнейшему: не глаголи, яко отрок аз есмь, ибо ко всем, к нимже послю тя, пойдеши, и вся, елика повелю тебе, возглаголеши ( Иер.1:7 ). Что же поэтому большего будет в Сыне по природе, говорящем слова Божии, потому что Он послан Им? Пророком, как видим, Он опять должен оказаться пред нами, и ничем другим, если будем относить эти слова только к образу Его служения. Итак, слово «посла» здесь должно разуметь или в отношении к вочеловечению и пришествию с плотью в этот мир, или же опять относить к божественному и досточудному (рождению Сына от Бога Отца). Ведь Бог не сокрыл в Себе Сына, но воссиял Его из собственной природы, как отблеск из света, по неизреченному и неизъяснимому об- —258— разу божественного рождения. Это и Сам Единородный изъяснил нам в словах: Аз от Отца изыдох и приидох (16:28). Исшел от Отца в Собственное существование Сын, хотя и в Нем по природе пребывает, – и что нам обозначает в том «изыдох», на это же указывает опять здесь слово »посла». Итак, говорит, из Отца явившееся и излученное Слово, как Бог из Бога, будет употреблять слова, подобающие Богу, а Богу подобающие слова должны быть истинными и чуждыми всякого обмана. Посему приемлющий свидетельство Спасителя запечатлел, что Бог истинен, ибо Он есть действительно Бог по природе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   В этом мире Литургия наиболее адекватно отображает то, что мы именуем ипостасной молитвою, т.е. молитвою, подобною Гефсиманской Самого Христа. Пройдет не малое число лет, прежде чем мы вырастем до способности углубляться в ее, Литургии, подлинные измерения. Внимательно следуя всему порядку и содержанию сей службы Богу, мы вводимся в созерцание Бытия Божественного и бытия космического. Мы вспоминаем многие важные события от «Начала», т.е. когда Бог творил Небо и Землю; когда в Совете Троицы Святой вспыхивает решение «создать Человека по образу и по подобию Богу» (Быт.1:26); затем страшное падение сего «образа», нашего Праотца Адама; далее трагические судьбы всех его, Адама, сынов; сострадательное пришествие в нашей плоти Творца и Бога, облекшегося в Им же созданный образ; впитываем Его учение, благоговейно почитаем Его страдания ради нашего искупления; робко следуем в Гефсиманию и даже на Голгофу; мы с Ним на суде Каиафы и Пилата; мы с ужасом слышим дикие крики: «распни Его»; мы поражаемся и крепимся, когда Он говорит сораспятому разбойнику: «ныне же будешь со Мною в раю»... и вслед за сим: «Для чего Ты оставил Меня?»... «Совершилось! И преклонив главу, предал дух». И дальше: Погребение, Воскресение, явление апостолам и многим другим; Вознесение; ниспослание Духа Святого... и всякая деталь полна недостижимого для нас смысла. Так мы научаемся жить в планах двух реальностей: Божественной и нашей тварной. Мы в ожидании Его Второго Пришествия; мы в каждый литургический момент и во времени сем, и в вечности; в нас еще течет жизнь растленная падением и смертоносная, и вместе с нами Его слово, Его Свет, Его жизнь. И сколько бы мы ни повторяли сие служение, данное нам по Его благому о нас Промыслу, — сколько бы ни наполнялись мы все новыми и новыми проникновениями в литургическую действительность, мы никогда не достигнем ее «конца». Но все же мы и в радости, и в страхе — причащаемся Божественной Жизни, и уже не в силах оторваться от открывающейся нам невместимо великой мысли Творца и Отца нашего. Воистину Бог возлюбил нас и пригласил быть с Ним во веки веков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Однако понадобилось более длительное время, чтобы Устав Филофея был принят в странах византийского влияния за пределами Греции и Константинополя: славянские рукописи воспроизводят новый Устав лишь два столетия спустя. Вместе с тем еще до конца XIV века Устав Филофея был дважды переведен на славянский язык, а новосавваитский обряд попал на Русь до конца XIV века при митрополитах Алексии и Киприане. При митрополите Фотии он постепенно начал вытеснять старый студийский. Троице-Сергиева лавра приняла его в 1441 году. В Новгороде он был принят тогда же, а к 1494 году этот обряд достиг крайних пределов — Соловков на Белом море. К XVI веку местные традиции окончательно уступили дорогу новой системе. Тем самым богослужение Русской Православной Церкви было реформировано под влиянием в первую очередь афонской практики. Южнославянские переводы Иерусалимского устава и расположенных по нему гимнографических книг, а также Служебник Константинопольского патриарха Филофея в редакции будущего болгарского патриарха Евфимия образовали основу русского богослужения. До настоящего времени богослужебные книги Русской Церкви несут явный отпечаток святогорского влияния: помещаемые в Служебнике описания священнодействий вечерни, утрени, литургии основываются на «Диатаксисах», или Уставах, патриарха Филофея. Русский Типикон многократно ссылается на обычаи Святой Горы. Предписания принятых ныне богослужебных книг могут быть соблюдены в точности только в монастыре, устроенном по образцу афонского. «Новосавваитский обряд, кодифицированный на Афоне, — отмечает Р.Ф.Тафт, — по сути своей обряд Великой Лавры в игуменство Филофея — отображает не только победу исихастского монашества над городским студийским вариантом богослужения… [он] стал обрядом всего православного мира. И он есть то, что мы знаем как “византийский обряд” (31, 102). Интересно, что в самой Греции, как свидетельствует протоиерей Димитрий Церпос, литургическая традиция Святой Горы осталась в пренебрежении. После изобретения книгопечатания Греческая Православная Церковь сразу перешла от многообразия рукописных литургических книг к единообразию печатных изданий. Рукописи, которые имели в своем распоряжении издатели первых печатных литургических книг, происходили главным образом из греческих областей, управляемых турками, таких, как Ионические острова или Крит. В итоге распространение получил тип богослужения, представленный именно в этих рукописях (24, 412).

http://pravoslavie.ru/31856.html

Святителя Николая мы чествуем как «правило веры и образ кротости»; в церковных песнопениях и молитвах прославляем всю жизнь сего Угодника Божия; недостанет времени рассказать о его добродетелях и подвигах. Дорог он православному христианину. Внешним видом своим он много говорит сердцу каждого. Убеленный сединами, взором своим решительный, всем лицом своим отображает твердую непоколебимую веру. Что еще говорит решительный вид его, взор, пронизывающий человека? О неиспорченности природы его, о неисчислимых добродетелях его, о беспредельном милосердии его. Морщины, обыкновенно придающие мрачность, свидетельствуют о многоплодной жизни Святителя Николая, об опыте его жизни; они свидетельствуют о добрых чувствах, о соболезновании, он знает, как трудно удержаться искушения, уныния, падения, греха; он дышит любовью, рад помочь каждому христианину, стремится внушить решимость к доброй жизни, чуждую двусмысленности. Душа его пряма, проста, ясна, и вся его жизнь ясна, как день. Веруя в Бога, все содержащего в Своей власти, он в душе был прост, прям, без всякой двусмысленности. Он при строгости был беспощаден к себе, знал только одну жизнь с верой в Бога; он хотел, чтобы все люди исполнились решимости, правды, строгости к себе и стремились к жизни вечной. Он узнает о неправедном осуждении на смерть и со всей чистой и решительной верой исторгает меч из рук палача. Он узнает, что где-то, в другом месте, неправедно осудили на смерть, является во сне царю, требуя немедленного освобождения и угрожая искать правды у Царя Небесного. Видел трех дочерей прежде богатого человека, а ныне бедного, готовых к падению; он, крадучись, дает золото, чтобы сохранить их от погибели и привести к вечной жизни. Узнает, что в море погибают от бури, является туда и спасает от потопления. Всегда он был там, где нужно. Чтобы правда Божия исполнялась; где же она нарушалась, там являлся на защиту ее с верой одушевленной, горячей, пылкой. Своим примером Святитель воодушевлял других и вел их к оправданию перед Богом. Он дышал верой и упованием; эти чувства обдержали душу Святителя Николая до самой смерти; жизнь его исключительно для Бога не прерывалась до самой кончины. В борьбе с врагами не падал духом, не смущался неудачами, всех ободрял, призывал к молитве, к дерзновению перед Господом Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Наконец, и в отдельных действиях Божиих в отношении к миру и человеку последняя цель их есть слава Божия. Спаситель свидетельствует, что величайшее дело любви Божественной – искупление человеков имеет целью славу Божию: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем, говорил Он в прощальной беседе с учениками ( Ин.13:31 ; сн. 8:50, 54; 17:1, 4). Точно также и второе пришествие Господа на землю будете ради славы Его: приидет (Спаситель мира), говорит апостол, прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших ( 2Фес.1:10 ). Короче, все действия Божии имеют одну цель – Его бесконечную славу, или проявление Его вечных совершенств во временном и внешнем бытии: Все сделал Господь ради Себя (по переводу некоторых с еврейского – «чтобы соответствовало Ему» – Притч.16:4 ), говорит Мудрый. По словам апостола: все Им и для Него (εις Ατον – для Него) создано ( Кол.1:16 ), для Которого все и от Которого все ( Евр.2:10 ); Ибо все из Него, Им и к Нему (εις Ατν) ( Рим.11:36 ). Все направлено к тому, да будет Бог все во всем ( 1Кор.15:28 ). Примечание. – Сотворение мира ради славы Божией не стоит в каком-либо противоречии с учением о сотворении всего для блаженства тварей. По существу – это не две цели, а только две стороны одной и той же цели, рассматриваемой с разных точек зрения и в различных отношениях. Слава Божия не есть что-нибудь подобное славолюбию человеческому. Бог ищет Себе славы не так, как ищут ее люди: Его слава неразрывно соединена с блаженством тварей, – она и есть их совершенство и блаженство. На сколько тварь усвояет или отображает славу Божию или Его совершенства, и чрез то приобщается к Творцу, источнику истинного совершенства и блаженства, на столько возможно и блаженство ее. Слава Божия в природе видимой есть ее красота и благосостояние, в существах разумно-свободных – их духовный совершенства и соединенное с ними блаженство. Мир чистых духов есть мир полного блаженства, доступного твари, потому что ангелы Божии сознательно и свободно, постоянно и неизменно служат Богу, и в этом служении – их высокое совершенство, их ближайшее общение с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Все вышеназванные трудности не мешают Украинской Православной Церкви оставаться самой многочисленной конфессией Украины, объединяющей людей разных национальностей, политических взглядов и культур. Однако, в последнее время активизировались некоторые общественно-политические силы, которые предпринимают попытки дискредитировать Украинскую Православную Церковь в глазах украинского общества, спекулируя ее, как они утверждают, " несамостоятельным " статусом. Они игнорируют особый статус Украинской Православной Церкви, обусловленный Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года, и при этом ссылаются на ныне действующий Устав Русской Православной Церкви. Поэтому сегодня, во избежание дальнейших спекуляций, направленных на подрыв авторитета Украинской Православной Церкви в глазах миллионов украинцев, представляется необходимым подчеркнуть особый статус Украинской Православной Церкви, выделив его в Уставе Русской Православной Церкви. В действующем Уставе Русской Православной Церкви статус Украинской Православной Церкви прописан в пункте 18 Главы XI под названием " Самоуправляемые Церкви " . Учитывая то, что указанный пункт 18 Главы XI Устава РПЦ не в полной мере отображает Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года о предоставлении Украинской Православной Церкви независимости и самостоятельности в ее управлении, предлагается в действующий Устав РПЦ внести следующие изменения: 1. Пункт 18 Главы XI " Самоуправляемые Церкви " Устава Русской Православной Церкви выделить в отдельную Главу Устава РПЦ под названием " Украинская Православная Церковь " , поместив ее после Главы IX " Церковный суд " . Дело в том, что, согласно " Определению Юбилейного Архиерейского Собора об Украинской Православной Церкви " 2000 года, пункты 4, 8 и 9 Главы VIII Устава Русской Православной Церкви, принятого в 2000 году, к Украинской Православной Церкви не относятся. В нынешнем Уставе РПЦ - это пункты 4, 8 и 9 Главы XI. Согласно данному " Определению " , в вопросах, предусмотренных этими пунктами (избрание Предстоятеля, образование и упразднение епархий, а также избрание архиереев), Украинская Православная Церковь должна руководствоваться нормами Грамоты Патриарха Московского и всея Руси 1990 года.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Все вышеназванные трудности не мешают Украинской Православной Церкви оставаться самой многочисленной конфессией Украины, объединяющей людей разных национальностей, политических взглядов и культур. Однако, в последнее время активизировались некоторые общественно-политические силы, которые предпринимают попытки дискредитировать Украинскую Православную Церковь в глазах украинского общества, спекулируя ее, как они утверждают, " несамостоятельным " статусом. Они игнорируют особый статус Украинской Православной Церкви, обусловленный Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года, и при этом ссылаются на ныне действующий Устав Русской Православной Церкви. Поэтому сегодня, во избежание дальнейших спекуляций, направленных на подрыв авторитета Украинской Православной Церкви в глазах миллионов украинцев, представляется необходимым подчеркнуть особый статус Украинской Православной Церкви, выделив его в Уставе Русской Православной Церкви», - подчеркнул митрополит. Он напомнил, что в действующем Уставе Русской Православной Церкви статус Украинской Православной Церкви прописан в пункте 18 Главы XI под названием «Самоуправляемые Церкви». Учитывая то, что указанный пункт 18 Главы XI Устава РПЦ не в полной мере отображает Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года о предоставлении Украинской Православной Церкви независимости и самостоятельности в ее управлении, по словам владыки, предлагается в действующий Устав РПЦ внести следующие изменения. В частности, пункт 18 Главы XI «Самоуправляемые Церкви» Устава Русской Православной Церкви выделить в отдельную Главу Устава РПЦ под названием «Украинская Православная Церковь», поместив ее после Главы IX «Церковный суд». Дело в том, что, как отметил владыка Онгуфрий, согласно «Определению Юбилейного Архиерейского Собора об Украинской Православной Церкви» 2000 года, пункты 4, 8 и 9 Главы VIII Устава Русской Православной Церкви, принятого в 2000 году, к Украинской Православной Церкви не относятся.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/30/vz...

Три упомянутых волхва, возблаговевшие пред Богомладенцем, до глубины души умилились зрением Его — Царя неба и земли, — и вместе ужаснулись крайней нищеты, окружавшей Его. В самом деле, " что хуже вертепа? Что униженнее пелен, в которых просияло богатство Христова Божества " . Возвращение их на восток совершилось уже не чрез Иерусалим, а иным путем. Царь Ирод счел такой поступок восточных правителей насмешкой над собой и в ярости дал приказ об избиении всех еврейских младенцев от 2-х лет и ниже, как в самом Вифлееме, так и в его окрестностях. Кровавый замысел Ирода не коснулся Богомладенца. Прав. Иосиф пред этим кровопролитием, повинуясь откровению свыше во сне, ночью взял Богоматерь с Богомладенцем и бежал в Египет. Во время бегства Пресвятая Богородица, по словам песнопевцев, держала в объятиях Своего Сына и Бога, и между прочим, говорила Ему: " Сыне! При Твоем удивительном рождении Я избегла болезней. Ныне же душевно смущаюсь от печали, видя Тебя бегающим от Ирода " . Богомладенец в ответ как бы так отвечал Пречистой: " О, Мать! Я иду в Египетскую землю, но там землетрясением низвергну египетских идолов. Моих же врагов, напрасно ищущих души Моей, пошлю во ад, как Единый Державный. Почитающих Тебя вознесу и спасу " . Приведенный диалог Богоматери и Богомладенца, фиксируемый в богослужебных тропарях, явно отображает черты древнего предания о следствиях пребывания новорожденного Спасителя в Египте. По древним сказаниям, в местах остановки св. семейства на Египетской территории все идолы действительно чудесно низверглись в капищах и разбились. Окидывая мысленно историю Рождества Христова, изложенную выше по литургическим творениям св. отцов Церкви, мы находим в ней существенное единство с Евангельским повествованием. При всем том, в частностях святоотеческое освещение данной истории имеет нечто оригинальное и характерное. У песнопевцев отчасти вновь описано неизвестное из Евангелия душевное состояние Пресвятой Богородицы в доме Иосифа Обручника и в час рождения Богомладенца в Вифлееме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Затем: в александрийской теософии вспомогательное участие прерывается его недостаточностью и подавляется высшим. У Апостола провозглашается диаметрально противное, что чрез Сына доставляется всякое совершенство, не допускающее дальнейшего улучшения. Поэтому Господь бывает не пассивно страждущим и до конца сохраняет автономную активность: Он Сам передает Свое царство и Сам же покоряется, поскольку теперь Его благодатное достояние стало Отчим приобретением. Ясно, что тут в Сыновнем подвиге точно отражается величие восприемлющего Отца. Посему и покорность не выражает подчинения низшего высшему; она отмечает прекращение искупительного главенства Христова по исчезновению самомалейшего отклонения его от верховенства Отчего, как покорение всего Сыну знаменует уничтожение всякого раздора. С этой стороны дело Господа утверждает Его натуральную божественность и обеспечивает за Ним достоинство истинного «образа Божия», которое и усвояется Ему Апостолом (во 2Kop. IV, 4 ). Верно, что это изречение не всегда выражает момент тожества ( 1Kop. XI, 7 ) и ныне применяется ко Христу превознесенному. При всем том мы вправе находить здесь квалификацию самой природы Избавителя. Он отображает Бога именно по Своей славе, ибо это есть слава Божия, сияющая нам в лице Иисуса Христа ( 2Kop. IV, 6 ). По своему существу отблеск равен светочу и, значит, не менее эссенциален в историческом носителе, будучи неотъемлемым от самой его индивидуальности. 934 В результате это гласит, что слава Христа было божественной в Нем и натурально и изначально. Тогда вся разница между оригиналом и копией будет в том, что первый созерцается людьми лишь во второй, поскольку слава Отчая доступна нам только в прославлении Сына. Едва ли нужно напоминать о предметной аналогичности этого положения свидетельству Колосского послания, что Господь был видимым отражением невидимого Бога. 935 Все важнейшие пункты апостольской христологии имеют внутреннее сродство с кардинальными элементами доктрины предсуществования, развиваемой свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

IV. История Иверской иконы:от Афонского до Монреальского образа Повествование о Чудотворной иконе Иверской Божией Матери со св. горы Афон и о ее трех чудотворных списках Ирина Ткачук «Верую видети благая Господня на земли живых...» ( Пс.25 ) Мы – современники явления Чудотворной иконы Иверской Бояаей Матери со св. горы Афон, почти 15 лет источавшей благодатное Миро и своею целительной силой хранящей нас даже после октября 1997 г., когда икона скрылась, а неизменный и преданный Ее хранитель зверски умучен и убиен. Мы, потрясенные, осознаем, что эти события, по Промыслу Божию, глубоко затронули души и сердца наши и как бы сняли пелену с глаз наших на наше вразумление и просветление. В эти скорбные и знаменательные дни нашей православной юдоли живым призывом к нам звучит обращение св. апостола Павла: «...и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых...» ( Еф.1:18 ). С изначальных времен христианства и ныне Господь оказывает верующим помощь через чудесные явления, освящая путь к Его Истине – к строению христианского мира и любви в сердцах наших. Этот живой путь ко Христу ознаменован первым Евангельским Благовестием Пресвятой Владычицей Богородицей и Апостолами, их примером святой жизни и смерти за Господа. И в последующие времена исповедники Христовы учились утверждать этот путь в послушании Заповедям Христа, учились воплощать их в жизнь. С первых христианских времен святые места, малые и большие обители, пустыни и пещеры подвижников Христовых, мощи святых – истинные свидетельства духовного и крестного пути Православия. Святая Икона являет собой образ этого крестного пути. Она, икона, несет в себе мир, не равный ни миру бытия, ни миру сверхбытия. Она своим святым образом отображает действенную связь с Первообразами и несет нам, грешным, чудо тайны общения тварного и нетварного мира. Икона, своим образом, открывает тайны Евангельского учения, благовествует и через видимый образ ведет мышление к невидимому Божеству: «...созерцая телесный вид Его, мы восходим, насколько это возможно, к созерцанию и славы Его Божества...» (Преп. Иоанн Дамаскин , 3-е слово, глава 8-я, PG, 94,1, 1328).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010