Юлия 1 октября 2017, 12:30 И все-таки, полезнее было бы читать, что семя тли именно " во мне " , а не " в нем " есть. В качестве толкования к этому месту можно было бы взять слова свт. Игнатия (Брянчанинова): " Когда приступишь к исполнению велений Евангелия, тогда с упорством воспротивятся этому исполнению владыки твоего сердца. Эти владыки — твое собственное плотское состояние, при котором ты подчинен плоти и крови, и падшие духи, которым подвластная страна — плотское состояние человека. Плотское мудрование, его правда и правда падших духов потребуют от тебя, чтоб ты не уронил чести своей и других тленных преимуществ, защитил их. Но ты с мужеством выдержи невидимую борьбу, водимый Евангелием, водимый Самим Господом " . Наталья Богоявленская 30 сентября 2017, 17:59 Крещением все порочные семена из души вымываются. Но дьявол, " аки лев рыкающий " , ходит рядом и забрасывает в душу семя тли. Человек же волен это семя либо взращивать в себе, то есть предаться греху, либо постараться выкорчевать, уничтожить его. Во втором случае он спешит к Святому Кресту и Евангелию, к Святой Чаше. А дальше -- снова дьявол со своими семенами, которых у него полное лукошко. И эта брань духовная будет длиться до самой нашей смерти. Победителю -- награда: Царствие Небесное. Спасибо, отец Михаил, вы провели серьёзное исследование и прояснили многие вопросы. Вадим К. 30 сентября 2017, 16:06 В этом мире оставлено место действовать и злому семени, в ином мире соблазны будут удалены. Итак, мы еще не вполне новая тварь, а призваны, исправив подвигом свою волю, ею стать. Вольно согрешая, мы свободу, данную нам в крещении, теряем и уже отчасти снова становимся должниками злого и начинаем поневоле уже ему работать. Чем больше согрешаем, тем в большее рабство попадаем. А кто из нас не согрешил? Нет таких ни одного! Итак, и нынешний вариант молитвы не погрешает против истины и даже более ясен и лучше настраивает к покаянию, хотя это конечно же уже личное мнение. Вадим К. 30 сентября 2017, 15:58 Далее. Апостол Павел в послании к римлянам так и говорит о двух законах, воюющих в нас, о двух человеках, живущих в нас - внешнем, душевном или плотском и о внутреннем, духовном. В крещении первый еще остается в нас (в Христе его нет!), но нам дана возможность жить вторым, которой у нас не было до крещения. У нас еще остается таким образом свобода выбирать, и так мы искушаемся выбором того или другого. После смерти этого выбора у нас не будет. Об этом говорится в другой притче Христа, которую автор почему-то не привел. Это притча о двух семенах, посеянных на одном поле Человеком и Его врагом. Она хорошо отображает состояние этого мира и мира после Второго Пришествия.

http://pravoslavie.ru/106684.html

Святые афонские подвижники, продолжатели дела святого Григория Паламы, учили о Божественном свете и пытались этот свет привлечь. И удивительно — у них это получалось. Они сидели многие часы, устремив свой взгляд в область сердца, и читали одну и ту же молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Невозможно автоматически часами повторять одни и те же слова — с ума сойдешь, или скучно станет. Но они повторяли их в течение многих часов, потому что вникали в смысл каждого слова, и не столько проникались рациональным пониманием этих слов, как входили, через призывание имени Божиего, в реальное общение с Господом. И свидетели говорили, что на них отображалась печать Фаворского света, — это были светлые люди. Печать Фаворского света, Божественной энергии, Божественной благодати отображается и на нас, простых людях. Ведь каждый из вас наверняка встречался с кем-то, так что, взглянув в его глаза, говорил: какой светлый человек, как с ним хорошо! Как, наверное, многие из вас встречались и с теми, про кого, взглянув в глаза, говорили: страшный человек. Внешность человека отображает его внутреннее состояние, и потому неслучайно отблеск Фаворского света пребывал на ликах афонских старцев. Их называли исихастами, и это греческое слово сохранилось до сих пор и в нашем богословии, и в нашей аскетической практике. А святитель Григорий Палама является носителем этой исихастской традиции. Именно от нее получил свое духовное воспитание преподобный Сергий — это та же самая эпоха, XIV век. Многие монастыри на Руси устраивались по законам жизни афонских обителей, имея пред своим взором пример святителя Григория Паламы и афонских монахов. А почему мы говорим об этом во второе воскресенье Великого поста? А потому что пост направлен именно на то, чтобы стяжать Божественную благодать. Мы должны понять, как это важно для преодоления болезни — не только физической, но и духовной болезни, болезни нашей собственной, болезни общества, болезни государства, болезни всего человеческого рода.

http://patriarchia.ru/db/text/2881717.ht...

Наталья 11 декабря 2019, 12:47 А какой красивый храм в Митинском парке в честь святых равноапостольных Константина и Елены! Только недавно возвели. Это просто украшение всего района. И вдруг такое чудо юдо, по другому не скажешь. Останови Господи! Не пропусти! Жаль что усилия людей, хороших людей,будут потрачены на это... Катерина 11 декабря 2019, 00:40 Алла10 декабря 2019, 21:08 - княгиня Волконская так восхищалась Италией и культурой католических священников, что в конце концов поменяла конфессию. Нет, это дело, конечно, хозяйское... но эстетика внешних форм отображает внутреннюю тенденцию эстета... к определенным вещам, к идеологии, которая заложена в эстетике. Архитектор думает кирпичом в руке:) глазом моргнуть не успеете, как окатоличетесть. Антоний 10 декабря 2019, 22:04 Дорогая сестра Катерина, Божией Вам помощи и благословения! " Последние 3% верующих разбегутся " . Не разбежимся, нас Советская Родина-мать закалила как сталь, под западную дудку не пляшем, протестантскую архитектуру отторгаем ничтоже сумняшеся. Ходили, ходим и будем ходить в Храмы и славить Бога. Зато вспомнились мне строки Маркса из далёкого далёка. И, пожалуй, здесь они уместны: " Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще " . Вот-вот. Содержание духовной жизни (несерьёзное для большинства граждан к ней отношение) порождает форму подобных храмов. А их форма порождает несерьёзное отношение к духовной жизни у их прихожан. Алла 10 декабря 2019, 21:08 Мне не нравится. Именно с точки зрения эстетики. Если хочется какой-то экзотики, почему бы не обратиться к готической и неоготической архитектуре? Этот стиль является для меня архитектурной квинтэссенцией благоговения - одним своим видом готические соборы вызывают религиозный трепет, то самое идеальное сочетание любви к Богу и страха перед Ним. Вероника 10 декабря 2019, 16:11 В Митино, например, есть храм Всемилостивого Спаса. Он совершенно не вписывается в окружающую обстановку, но он прекрасен, как цветок среди сорняков. И душа там встречается с Богом. Давайте прославлять Бога в том числе и в архитектуре ! Без всякого либерализма.

http://pravoslavie.ru/126146.html

Но все многочисленные искусители ничего не нашли в Нем себе подходящего, не успели поднять ни одного, даже малейшего похотения в Его святой душе. Христос в Себе Самом всегда находил достаточно мудрости, великодушия, терпения, твердости и силы, чтобы отразить все эти искушения. Он вполне чужд греха, совершенно свят, и, следовательно, Он не простой человек, а Богочеловек, так как один Бог без греха.    Святость человека заключается в подражании, уподоблении Богу: «святи будите, яко Аз свят есмь» (Лев. 19:2). Но если для людей Святой Бог навсегда останется недосягаемым идеалом, к которому человек может лишь приближаться, то Христос Спаситель так-же совершенен, как совершенен Отец небесный; в Нем мы видим те-же совершенства, те-же свойства, какие находятся и в Боге.    В чем состоит сущность Божества, — это для ограниченного человеческого разума не доступно. Однако, нам открыто в Боге такое свойство, в котором существо и жизнь Его выражаются особенно широко, полно и разносторонне: «любовь Божия, больше прочих свойств, отображает в себе самое существо Божие, — больше, нежели какое иное свойство исчерпывает беспредельное море бытия и жизни Божества», почему и Апостол Иоанн называет Бога любовью (1 Иоан. 4:8). Совершеннейшее обнаружение любви находим мы и во Христе: что такое любовь и что она может сделать, — об этом во всей полноте и глубине мы узнаем из жизни Христа, которая была одним великим делом любви.    В ветхом завете Бог из всех привязанностей человеческих выбрал для выражения Своей любви к Израилю любовь матери: «Может ли женщина забыть грудное дитя свое? не пожалеет ли она сына чрева своего? если даже и она забудет, то Я не забуду тебя» (Ис. 49:15). Это потому, что материнская любовь представляет высшую форму любви на земле, и более, чем что-либо, напоминает любовь Божию. Никакая другая любовь земная не может быть так сильна, так всецело, так неусыпна, так преданна и так способна на жертвы, как любовь материнская: любовь матери, потрудившись день, прободрствовав ночь, считает для себя достаточным вознаграждением одну улыбку, ласку дитяти; она охотно прощает и любит даже и тогда, когда дети постыдно забывают о ней; словом, мать узнается по любви к своим детям, как узнал истинную мать и Соломон.    И Христос Спаситель также указывает на материнскую любовь, как на изображение Своей любви к людям (Матф. 23:37). И Его любовь — любовь чистая, нежная, сильная, всеобъемлющая, готовая на всякие жертвы (Матф. 20:28; Иоан. 10:15, 13и друг.), — любовь, которая широким потоком струится из Его Божественного сердца и изливается на всех, милуя, спасая и благотворя. Вся жизнь и деятельность Христа проникнута безграничною любовью. Какую бы сторону жизни Его мы ни взяли, в каждой из них любовь Его светит таким ярким, поистине, небесным светом, проявляется с такою всеобъемлющею полнотою, с такою святою и чистою пламенностью, что и без особых разъяснений она очевидна даже и для темного по уму читателя Нового Завета, ощутима и для немягкого сердца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4001...

Адам отображает и предотпечатлевает Воплощение и телесную плотяность человеческого рождения нетленного и невещественного Бога Слова и в том, что он, вместо нетленного, бессмертного и близкого к невещественному тела, которым обладал [до грехопадения], был переоблачен Богом в тело нынешнее – более дебелое и страстное. На такой смысл наготы и одевания Адама указывают и свт. Григорий Богослов в Слове 45 «На святую Пасху»: «Когда же, из-за зависти и обольщения жены, которому она подверглась как слабейшая и которое произвела как искусная в убеждении…, человек забыл данную ему заповедь и побежден горьким вкушением; тогда через грех делается он изгнанником, удаляемым в одно время и от древа жизни, и из рая, и от Бога, облекается в кожаные ризы (может быть, в грубейшую, смертную и противоборствующую плоть), в первый раз познает собственный стыд и укрывается от Бога. Впрочем, и здесь приобретает нечто, именно смерть – в пресечение греха, чтобы зло не стало бессмертным». Если из слов свт. Григория можно предположить, что ризы эти были действительно сняты с закланных Богом животных, смертных по своей природе, почему и Адам стал смертным, то преп. Анастасий настаивает на богозданности этих риз. Дебелое наше тело – тоже творение Божие (хотя и после грехопадения) ибо символизирует человеческое естество Христа: Бог [облачил Адама], не совлекши и не отняв [эти ризы] у какого-либо скота, но бессемянно и боголепно поставил его над [всяким прочим] естеством. Отсюда ризы эти – не скотоподобны, не берут свое начало в неразумном естестве, но, как и сам человек, созданы рукой Божией. Ведь [тем самым] ясно и несомненно предначертана богозданная и бессемянная плоть Бога Слова, которую соделал Ему [Сам] Бог… Итак, несмотря на то, что Адам был облачен в кожаные ризы нашей смертной дебелой плоти после своего грехопадения, эта плоть создана Богом. Это дает основание преп. Анастасию отвергнуть манихейство с его учением о греховности тела. Кстати, такое святоотеческое толкование «кожаных риз» можно использовать для формулирования православного отношения к теории эволюции. Святые отцы, задумываясь над вопросом о схожести человека с животными, говорили, что мы уподобились животным после грехопадения.

http://bogoslov.ru/article/1208544

Тем не менее уже был митрополит Алексий, по-гречески «умевший» и переводивший Священное Писание на российский лад, и преподобный Сергий, жизнью своей раскрывавший свое сердечное знание о Живоначальной Троице. Вот почему Андрей Рублев открывает русское возрождение, русское «кваттроченто», не только красотой почти античной формы, но и глубокой «умной» проповедью — «умозрением в красках». Икона Святой Троицы воистину открывает новые горизонты богословия, превосходящие даже скупость догматических определений, скованных апофатикой. Что мы знаем о свойствах Лиц Святой Троицы из догматического учения Церкви? — только границы — и это верно; остальное дается верой и интуицией: рождение, исхождение, нерожденность — все и ничего, много и очень мало. Что мы знаем о Троичном Единстве? — только исповедание: Единосущие и Нераздельность. То, что нам раскрывает Андрей Рублев, тоже не может быть высказано, но может быть почерпнуто образно. Этот образ Троичной жизни Великого Совета Пресвятой Троицы вокруг жертвенной чаши взят и воспринят (и претворен затем) у преподобного Сергия Радонежского. Смутный намек на это есть в житии преп. Никона — ученика Сергиева. Этим предположением не следует пренебрегать. Сергий — носитель веры — предпочитал дело, а не слово. Рублев — восприемник откровения учителя Российского — предпочел слову — образ. И этот образ точнее богословской форму-лировки. Как сказал прот. А. Шмеман, рублевская Троица есть «откровение, явление и видение Единства как самой Божественной жизни, как Сущего». К сожалению, у преподобного Андрея не было достойных продолжателей. Даже первые русские богословы-толкователи икон не способны были оценить этого откровения. Икона Троичного единства опять вернулась к литературному сюжету Библии: явлению трех странников в ангельском обличии, а споры XVI и XVII вв. будут о том, кто же из них — образ Христа, и писать ли нимбы крещаты у всех или у Единого… Но есть надежда, ибо Троица заново обрела жизнь только в 1918 г., а Рублев признан святым иконописцем в 1988 г. За это время Троица стала главной иконой христианского мира. Она невидимо собирает распадшееся тело Церкви. Она сама, как некогда явленные иконы, ушла бродить по свету, возвещая о Церковном Единстве, ибо являет собой Единосущие и Единство. Икону эту можно встретить даже в протестантских храмах Запада, ибо перед ней бессильны иконоборческие доводы. Она не изображает Бога и не отображает Его, она от образа возводит к Первообразу, от типа к Архетипу — Творцу всех.

http://pravmir.ru/propoved-v-den-pamyati...

Божия Матерь, как говорит прот. Булгаков, оставаясь человеком, со вселением в Нее Святаго Духа, приобрела «двуединую жизнь», человеческую и божескую, т.е. совершенно обожается, почему в своем ипостасном бытии является живым тварным откровением Духа Святаго» (стр. 154). Существо Ее «из человеческого стало Богоматерним. Ибо Богоматерное существо не есть уже человеческое существо, хотя и нераздельно связано с ним» (стр. 174 и дальше). «Она приняла Духа Святаго и сделалась с Ним нераздельна». «Мария есть поэтому совершенное явление Третьей Ипостаси; в творении Ее человеческий лик отображает ипостась Духа Св., ибо для него прозрачен». Таким выражением прот. Булгаков определяет то, что подразумевает под «вселением в Марию Святаго Духа» и затем прямо заявляет, что именно через Марию Дух Святый действует в мире. При этом он различает откровение Отца, откровение Сына и откровение Святаго Духа. Сын открывается во Христе Иисусе, а Дух Святой через Марию. Система получается очень стройная, но не православная. «Ипостасное откровение Св. Духа совершилось, совершается, и в полноте совершится в будущем веке, в царстве Духа Св. через Марию», – говорит автор. Присутствие Богородицы при Пятидесятнице он объясняет, как предстоятельство Ее и возглавление Церкви и человеческого рода, как соединение Ею неба и земли. По нему выходит, что Дух Св. не может являться в мир без посредства Девы Марии. Откуда взял свое учение прот. Булгаков? В этой части своего учения он не ссылается ни на какие святоотеческие творения или молитвы церковные. Он здесь философствует, рассуждает, но отнюдь не излагает и не отыскивает учения церковного. Православное учение, основанное на Божием откровении, не делит это откровение на «откровение Отца» «откровение Сына» и «откровение Духа Св.». Действия Пресвятой Троицы нераздельны (Еп. Феофан Затворник . Толков. послан. Ефес.). Ни видение, ни пророчество не бывают от Отца, или Сына, или Святаго Духа отдельно. ( Василий Великий . Против Евномия V). Явление или откровение одного лица Святой Троицы есть откровение и явление всей Троицы: «Видевый Мене виде Отца: и како ты глаголеши: покажи нам Отца? не веруеши ли яко Аз во Отце и Отец во Мне есть? Глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю: Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела» ( Ин. 14:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

– Надо читать книги, которые укрепляют в вере. Для верующего человека, особенно начинающего воцерковляться, необходимо не только познакомиться с христианством, а постараться глубоко его изучать, чтобы четко знать, во что, почему и зачем он верит? Иначе вера останется на уровне стереотипов, порой очень далеких от истинного христианства. Любой христианин должен углублять свои знания о вере еще и потому, что окружающие, зная, что он верит в Бога, периодически задают ему вопросы о вере. И надо уметь дать ответ. «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет. 3:15 ). Прежде чем что-то исполнить, это надо узнать. Читая аскетические и догматические творения святых отцов, можно приблизиться к той глубине их веры, которую они стяжали своей подвижнической жизнью. В начале воцерковления надо читать Закон Божий, толкование Святого Евангелия, наставления о духовной жизни, жития святых. 22.12. Что читать, чтобы стать членом Церкви? – Членом Церкви становятся через Крещение, перед которым желательно пройти курс огласительных бесед. После Крещения надо регулярно участвовать в богослужениях и приступать к Таинствам. Кто три воскресных дня подряд пропустил церковную службу, тот отлучается от Церкви. 22.13. Можно ли читать Евангелие сидя? – Евангелие читать сидя можно, но, не умаляя благоговения. 22.14. При чтении Псалтири встречаются места, где говорится о врагах. Какие враги подразумеваются? – Это невидимые враги – лукавые злые духи, которые вредят людям греховными помыслами и толкают к грехам. 22.15. Что делать с неправославной литературой? – Как и в любой другой сфере жизни, содержание книг зависит от того, что исходит из сердец их авторов. Если это грех и страсти – тогда произведение пропитывается ими и передает их другим людям. От таких вещей истинный христианин отвращается и старается ограждать себя и своих близких. Если же произведение художественно отображает богатство жизни, созданной Богом, а тем более высокие душевные и даже духовные стремления, исходя из которых автор создавал свое творение – тогда приобщение такой литературе христианину не только дозволительно, но и необходимо.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Итак, спросим себя еще раз: что же именно в человеке достойно называться образом и подобием Божиим, «иконой» Божества? В чем лежит его человеческое достоинство? Ответ будет такой: духовная личность обладает этим достоинством, это она «драгоценна перед Богом» как Его образ и подобие. Все великие Отцы Церкви приходят к этому результату, но не все с одинаковой глубиной раскрывают аксиологическое богатство (ценности), заложенное в личности, в самости. Сказать, что богоподобная личность человека есть просто душа, как это говорит Тертуллиан , значит почти ничего не сказать; сказать, что эта личность есть «разумное животное», как говорит вслед за Аристотелем Фома Аквинат, значит говорить общие места. Сказать, что богоподобная личность есть ум, свобода, творчество, власть над низшими силами природы – значит схватить нечто существенное в личности, но отнюдь не исчерпать ее богатства, не постигнуть ее тайну. В смысле этого последнего постижения Григорий Нисский , пожалуй, возвышается над всеми. Образ Божий в личности получает у него широчайшее, прямо всеобъемлющее значение. Так, прежде всего личность способна любить и в этом ее богоподобие, ибо Бог есть любовь и человек есть любовь. Где нет любви, там искажены все черты образа Божия. Далее, личность стремится к бессмертию, и в этом есть богоподобие, ибо бессмертие человека связано с вечностью Божией. Но всего этого мало: «образом Божиим в человеке должно быть признано все, что отображает божественные совершенства, то есть вся совокупность благ, вложенная в человеческое естество». Сродство с Богом состоит в том, что человек «украшен и жизнью, и логосом, и мудростью, и всеми прекрасными и божественными ценностями». И все это богатство личности, – говорит Григорий Нисский . – книга Бытия выражает в одном многообъемлющем слове: сотворен по образу Божию. Вот почему богоподобие всеобъемлюще и не заключается в какой-либо одной черте. Не следует удивляться тому, что образ Божий в человеке, по мере того, как мы всматриваемся в него, вырастает до беспредельности и потому как бы теряет определенность.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Апостол Павел призывает нас — « Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим » (2 Фесс 2, 15). Этот стих я не выделял маркером, так как в нем употреблены два выражения, которые мне не нравились: «держите предания» и «[устным] словом». Такие фразы противоречили моему пониманию авторитета Библии. Но затем я стал соображать: Тот же Бог, обратившийся к нам со Своим письменным Словом, говорил также и через апостолов Христовых, когда они лично учили и проповедовали. Само Писание учит в этом стихе (и в других), что нам надлежит хранить эту устную традицию! Письменная и устная традиции не враждуют друг с другом, но суть части одного целого. Это объясняет нам, почему отцы учат о том, что тот, кто не знает Церковь как мать, не имеет Бога как Отца. Осознав это, я сделал вывод, что слишком перестарался в отрицании устного Священного Предания . В своем недружелюбии к иудейской устной традиции, отвергающей Христа, я отринул христианское устное Священное Предание, которое отображает жизнь Святого Духа в Церкви. И я отказывался от идеи о том, что это Предание позволяет нам полным и должным образом понимать Библию. В качестве иллюстрации к этому моменту позволю себе привести недавний свой опыт. Я решил соорудить сарай за своим домом. Для подготовки я изучил книгу о плотницком деле, в которой было «все» о нем. Множество рисунков и диаграмм, достаточных, чтобы «ее инструкции мог следовать и ребенок». Меня уверяли, что она все сама объяснит. Но, сколь бы простой она себя ни подавала, все же чем больше я ее прочитывал, тем больше вопросов у меня возникало, и тем больше был я обескуражен. Чувствуя раздражение от неспособности понять то, что выглядит таким немудреным, я пришел к выводу: книга нуждается в разъяснении. Без помощи извне я не мог применить ее на практике. Мне нужен был кто-нибудь сведущий, кто мог бы растолковать мне это руководство. По счастью, у меня был друг, способный мне показать, как исполнить замысел. Он приобрел навык при изустной передаче. Опытный плотник его научил, а он, в свою очередь, обучил меня. Письменная и устная традиции совершили совместную работу. Что было первым?

http://pravmir.ru/dzhejms-bernstajn-iz-i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010