1. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа . На третий год Своей проповеди на земле Господь Иисус Христос всё чаще говорил Своим ученикам о Своих близких страданиях, а вместе с тем – и о славе Своей после страданий на кресте. Дабы Его предлежащие страдания совсем не обескуражили Его учеников и дабы не отпали они от Него, Он, Премудрый, захотел прежде Своих страданий явить им отчасти Свою Божественную славу. Посему, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, взошел он с ними ночью на гору Фавор и преобразился там перед ними. И просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет [ Мф. 17:2 ; в серб.: как снег (ср.: Мк. 9:3 ). – Пер.]. И явились подле Него Моисей и Илия, великие ветхозаветные пророки. Видя сие, ученики изумились. И сказал Петр: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии ( Мф. 17:4 ). Но пока еще Петр говорил, Моисей и Илия удалились, а Господа и учеников осенило светлое облако, и из облака раздался голос: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ( Мф. 17:5 ). Услышав сей голос, ученики как мертвые пали ниц на землю и оставались так лежать в страхе [и трепете], пока Господь не подошел к ним и не сказал: Встаньте и не бойтесь ( Мф. 17:7 ). Почему Господь взял с Собой только троих учеников, а не всех? Потому что Иуда не был достоин видеть Божественную славу Учителя, Которого намеревался предать; а его одного Господь не хотел оставить под горой, чтобы предатель тем самым не оправдывал своего отступничества. Почему преобразился Он на горе, а не на равнине? Дабы научить нас двум добродетелям: трудолюбию и богомыслию. Ибо восшествие на высоту требует усилий, а сама гора отображает высоту наших мыслей, то есть богомыслие. Почему преобразился Он ночью? Потому что ночь более, чем день, подходит для молитвы и богомыслия, заслоняя мраком всю земную красоту и отверзая великолепие звездного неба. Почему явились Моисей и Илия? Дабы не оставить камня на камне от иудейского заблуждения о том, что Христос – якобы некий из пророков: Илия, Иеремия или кто-то еще. И потому являет Он Себя Царем над пророками, а Моисей и Илия обнаруживают себя Его рабами. Дотоле Господь неоднократно показывал ученикам Свою Божественную силу, а на Фаворе явил Он им Свое Божественное естество. Это созерцание Его Божества и слышание небесного свидетельства о Нем как о Сыне Божием должно было во дни Господних страданий послужить Его ученикам к укреплению непоколебимой веры в Него и в Его окончательную победу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Вспомним библейское событие о том, как поразил Бог смертью Озу за то, что он дерзнул неосвящённой рукой прикоснуться к Ковчегу Завета ( 2Цар. 6 ). Вопрошу вас: откуда произошла столь великая святыня Кивота, что прикоснувшийся к нему поражён был всемилостивым, но и всеправедным и страшным Богом смертью? Ковчег, как мы знаем, был сделан из обыкновенных веществ и материалов, освящения особого над ним никакого не было произведено большего, против других святынь Скинии, ибо все Святыни одинаково помазаны были кровью жертвенной; но почему же столь великой Святыней признавался и был Ковчег? – Потому что, как говорится в той же главе, в которой повествуется о смерти Озы, потому что над ним призываемо было «Имя Господа Сил» ( 2Цар. 6:2 ). Однажды в год в праздник Очищения входил, как мы говорили выше, Первосвященник во Святая Святых и там шёпотом произносил над крышкой Ковчега таинственное и хранящееся в тайне полное и пространное Имя Иеговы, почему и Ковчег столь почитался святым и был свят, что за одно незлонамеренное прикосновение к сей святыне, над которой призывалось таинственно Имя Господа сил, дерзнувший сие сделать был осуждён как презритель Имени Божия и наказан чудесно смертью! О, благодать Нового Завета! О, величие кротости и долготерпения Божия! Нам дано ныне на каждом месте владычества Господня дерзновение призывать Всесвятое Имя Его и Имя Сына Его «Иисус», и, вот, облагодетельствованные сим благодеянием, люди, вместо того, чтобы ещё и ещё более благоговеть пред святыней Имени Божия, презрели ныне сию Святыню, ту самую, сила которой возродила их во св. крещении, и дерзают приравнивать Божество Имени Божия к простой идее о Боге и в Имени Божием видеть лишь одни звуки! Глава 11. Понятия «Имя Божие» и «Сам Бог» в богослужении совмещаются Божественное почитание Имени Божия в богослужения перенято Новозаветной Церковью от Ветхозаветной Всё богослужение Православной Церкви явно отображает в себе исконную веру Церкви во Имя Божие и исконное благоговение к нему, которое Новозаветная Церковь преемственно переняла от Ветхозаветной. В Ветхозаветной Церкви служение Богу Невидимому всегда совершалось «о Имени Его», «духом и истиною», словесно во истине Имени Его, чем это истинное словесное служение Богу и отличалось от чувственного идолопоклонства. Совмещение понятий: Имя Божие и Бог в богослужении

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

В этом страхе Бог оказывается забыт не только как причина и конечная цель бытия и жизни, как смысл и центр существования. Он равным образом отвергается, не замечается, отрицается в промыслительном действии и благом попечении по отношению к каждому существу. Страх свидетельствует о том, что человеку кажется, будто он предоставлен самому себе, может или должен рассчитывать только на собственные силы, что он лишился помощи Божией. «Одного старца спросили: «Почему мне страшно, когда я иду по пустыне?» Он ответил: «Потому что ты думаешь, будто одинок, и не видишь, что Бог пребывает с тобой " » 1498 . Сам Господь Иисус Христос обличает это заблуждение, напоминая человеку, что Бог постоянно заботится о нем 1499 . Вот почему страх – это признак неверия в Промысл Божий: Что вы так боязливы? как у вас нет веры? ( Мк. 4:40 ) – сказал Господь Иисус Христос Своим ученикам, убоявшимся бури. Кроме того, страх отображает неверие в духовные блага, потому что если бы человек был к ним привязан, то только их он и боялся бы потерять: «Единственная мука, – говорит преподобный Максим Исповедник , – это лишение Божественного» 1500 . Только духовные блага имеют для человека действительно абсолютную ценность и жизненную значимость. Человек, который доверил себя Богу, став участником воскресения Христова и Божественной жизни, не должен больше бояться никаких посягательств на душу и тело, даже смерти, которая убивает тело лишь на время и больше ничего не может сделать 1501 . Соединившийся с Богом обретает в Нем все блага целиком и не боится лишиться чего-либо чувственного. Страх – это не только неверие в духовные блага, единственно реальные, это еще и тщетная вера в чувственные блага, реальность которых иллюзорна, в блага преходящие, как трава и сокровища, которые моль и ржа истребляют и воры крадут 1502 . Рано или поздно человек теряет чувственные блага либо потому, что они непостоянны, либо по причине собственной смерти, так же как и наслаждение от обладания ими, которое, как мы видим, само по себе мало что значит по сравнению с радостью благ Царства Небесного. Именно из-за ложного представления о подлинной реальности чувственных вещей и удовольствий, к которым падший человек привязан, в нем и может поселиться страх: если бы он знал их истинную природу, то оставался бы равнодушным к их утрате.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Олег К 1 января 2020, 20:22 Почему-то часто в один ряд ставят жизнерадостные комедии Л.Гайдая и ироничную " Иронию судьбы " Э.Рязанова. Хотя, они являются противоположными по своему духовно-нравственному воздействию на зрителя. Не очень согласен с разбором Автора фильма по методу " от противного " , хотя некоторые рассуждения интересны и справедливы. Фильмы Гайдая добры, умны и выражают состояние советского народа, фильмы Рязанова выражают состояние советской интеллигенции, ставшей составной частью постсоветской элиты, в т.ч. " культурной " , которая просто ни на что хорошее не способна, о чем свидетельствуют новогодние программы на ТВ. Наталья Богоявленская 1 января 2020, 20:09 По поводу разводов. В 70-е годы я работала в редакции одного журнала, в штате которого состояло 5 женщин, из них -- три вдовы, две разведённые и одна мать-одиночка. Разводы в то время были не просто популярны, но в них усматривалась некая " изюминка " . А если чья-то бабушка-вдова так и не вышла замуж, то это частный случай, причины которого требуют своего исследования. Наталье (31 декабря, 8:30): авиабилеты в 70-е годы продавались строго по паспорту, и в них вносились все данные пассажира. Утверждаю это совершенно точно, потому что в ту пору очень много летала. Да и как иначе, ведь самолёт -- транспорт повышенной опасности, сколько их разбивалось, и как составить списки погибших? Олег 1 января 2020, 20:04 Интересная разборка фильма, и, наверное, автор прав, что фильм отображает позднесоветскую действительность. Но данный фильм должен все-таки нести положительный посыл, раз его смотрят миллионы людей. А посыла-то и нет, что и не удивительно, т.к. для большинства Новый год это лишний повод поесть и попить, т.е. расслабиться. Так что данный фильм очень даже под этот праздник подходит, особенно для рожденных в СССР (ностальгия, наверное). Интересно, что как я пришел в церковь 10 лет назад, так перестал его почему-то смотреть, неинтересно. А вот нижеупомянутый американский фильм 1946 года «Эта замечательная жизнь» смотрю с удовольствием. А ведь этот фильм по всем американским каналам крутят

http://pravoslavie.ru/126796.html

Вот почему я  считаю, что такого рода миссионерские эксперименты не могут жестко предлагаться всей Церкви — скажем, в виде синодальных постановлений. Однако не будем и мешать тем, кто находит возможность через умное, правильное слово будить в людях религиозность, поддерживать где-то там, на глубине сердца, то, что, быть может, почти угасло. Все то, о чем вы меня спросили, отображает многообразие нашего мира. И если мы научимся жить в Церкви при всем нашем многоообразии — сохраняя, как говорит св. Викентий Леринский, единство в главном, давая возможность быть свободными во второстепенном, но во всем пребывая в любви, — тогда мы непременно научимся преодолевать те проблемы и те дилеммы, которые волнуют и вас. — (Нижегородская епархия, радио «Образ») Ваше Святейшество, сегодня для решения многих социальных проблем необходима помощь добровольцев, но лишь небольшое количество молодых людей интересуются добровольческой деятельностью. Как Вы считаете, как Церковь может стимулировать развитие волонтерского движения в России? — Мы только что говорили здесь о создании синодальных учреждений. Реорганизация Синодального отдела по социальному служению и благотворительности привела к тому, что в масштабах всей Церкви была организована работа по оказанию помощи пострадавшим от пожаров. Это очень яркий пример того, как структура может помочь организовать процесс. На Архиерейском совещании, состоявшемся в феврале нынешнего года, было принято решение о том, чтобы в каждой епархии была создана примерно та же структура, что и в Патриархии. В каких-то епархиях, может быть, и не в полной мере, в каких-то епархиях могут быть созданы несколько иные учреждения — жестких инструкций никто никому не дает; но важно, чтобы на уровне епархий были профессиональные работники, способные организовать, в числе прочего, социальное служение, а также деятельность в области образования, работу с молодежью и т.д. Но сейчас речь идет не о епархиальном уровне. Знакомясь с отчетами епархиальных архиереев, я вижу, что практически везде все это уже существует. В одних епархиях это более развито: есть специальный бюджет, есть люди на зарплате. В других эту работу ведут, по совместительству, священники, что, может быть, не самый лучший выход, но если получается, то почему бы и нет? Но на уровне благочиний нам нужно иметь, по крайней мере, трех профессиональных специалистов, которые получали бы зарплату, — это специалист в области социальной работы, специалист в области работы с молодежью и профессиональный педагог-методист.

http://patriarchia.ru/db/text/1300471.ht...

Петр 14 ноября 2019, 20:32 " Афонские монастыри тоже никакой такой " новый стиль " не признают. Несмотря на то, что Афон в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Думаю, афонские монахи лучше нас понимают, какой календарь " точнее " и имеет ли точность какое-то значение в данном случае " . Афонские монастыри сейчас лучше вообще не вспоминать. Они поминают Варфоломея, а это запрещено. Там россиянам даже причащаться нельзя. Алла 14 ноября 2019, 19:42 Иоанна, это просто научный факт, что григорианский календарь верно отображает реальное время года, а юлианский - нет. Никакие церковные статьи не могут изменить научных фактов. Потому что весеннее и осеннее равноденствие измеряются по длине дня и ночи, и в этом нет ничего сакрального. Виктор Лазовский 14 ноября 2019, 17:57 Доброго всем дня! Не хочется никого обижать, особенно " умниц " с их рассуждениям и оценками, но прошу помнить вы даёте оценку и рассуждаете о делах Божьих. Ведь Владыка Онуфрий не просто слуга Бога живого Он предстоятель Его Церкви и все что он говорит то говорит в нем Бог.ибо он предстоит пред Господом лицом к лицу и молитва его в ушах Божьих. И это истинно так. А все остальное это соблазны. И по слову Господа: Соблазнам надо придти,но горе тому через кого они приходят. А пцу это дьявольский коммерческий проект и капитал человеческие души. Всем должно быть ясно что где попрана истина там нет благодати ни в каком виде. Антоний 14 ноября 2019, 17:02 Редакция Православие.Ru: Возникает вопрос, почему мы говорим только о чужих нарушениях и отступлениях? Как-будто у нас нет в РПЦ некрещеных, нерукоположеных " иереев " перешедших из католичества, как будто у нас на литургии верных не присутствуют еретики, будто у нас не происходит совместных молитв с еретиками, и много много можно ещё перечислять, сами наверняка знаете. Мы пытаемся показаться такими правильными ревнителями отеческих преданий а нас самом деле что? Почему мы скрываем свои отступления и раздуваем чужие? Где хоть одна статья о нарушение наших иерархов канонов? Там где мы боимся наказания там молчим...

http://pravoslavie.ru/125482.html

Но нам почему никто не интересен, и почему мы не угадываем великое в немногом? Искусство отображает и осмысливает жизнь. Иногда оно пытается осветить дорогу тусклым фонариком интуиции. Но сначала должна быть жизнь. Если нет искусства, значит, нет жизни. Скажите это, и вы не ошибетесь. У коров нет искусства, потому что они не люди. У народа нет искусства, потому что он либо не умеет осознавать и пропускать через сердце многообразие бытия, либо самого бытия у него нет, а есть коровье (волчье) существование. Нельзя никого удивить балетом или загипнотизировать кинематографом, если вы никого не любите и ни о чем не плачете; ничего не читаете и ни к кому не прислушиваетесь. Сначала – внутренняя жизнь, потом – все остальное. Говорят «Давайте снимем кино. Где взять денег?» Но не говорят «Давайте обсудим один из уже снятых фильмов» А ведь шедевры имеют каприз рождаться от диалога, и для гения нужна среда обитания. Вне специфической среды гений – заурядный обыватель и тоскующий налогоплательщик. Специфическая среда человека, умеющего под орех разгрызать смыслы, это вовсе не СПИДоносная богема и не циррозно-алкоголический бомонд, а пара-тройка людей, погруженных в смысловое поле и между собой общающихся. Такие люди есть. Их даже много. Но, видимо, они не общаются. Не общаются же люди либо от самодовольства, либо от уныния. Наше общество больно и тем, и другим. Одна его часть унывает, а другая – надувается от любви к себе, как жаба. За первых нужно молиться, вторых Бог смирит, как Сам знает. Получается, что люди, которым есть о чем говорить, молчат по углам, а люди, не имеющие ни одной своей мысли, трещат, не закрывая рта. Буквально все не совсем так, и я сгущаю, но тенденция именно такова. Во времена одичания то искусство, которое не просто развлекает или развращает, но которое в поисках природных черт лица стремится смыть с современника бесовскую сажу, является другом Церкви. И Церкви предстоит узнать друга в том искусстве, которое не жертвует совестью ради кассовых сборов. А серьезному искусству было бы важно ощутить свои корни в небольшой книжечке под названием Новый Завет. Иначе будет то, о чем сказал некто проницательный и небезразличный: «Искусство расцерковлено, а Церковь обескультурена». Эта фраза настолько емкая и точная, что может служить диагнозом, и в нее стоит вдуматься и вдумываться.

http://radonezh.ru/monitoring/otrazhenna...

Но есть и искажения этого Богом определенного порядка. Это поиск в эротизме только физического удовлетворения, или желание обладать кем-то, не отдавая себя. Или… искажений таких много, и все этоне Божье. Значит, эротическая энергия – от Бога, а болезненное ее извращение, уродство, которое мы называем страстью, – от диавола.   Почему двое должны соединиться в браке? Почему, скажем, размножение не было устроено как-то иначе? Конечно, мы этого не знаем… Но можем сделать некоторые предположения. Бог, говорим мы, творит мир энергией Своей любви и творит его единственно из стремления поделиться Своей изобилующей любовью. И мир, как чадо, как любимое дитя, несет на себе отпечатки и черты своего Родителя. Мир несет в себе любовь, некую силу влечения всех частей миробытия друг ко другу. Все в мире стремится друг к другу, к взаимообщению и взаимопроникновению. В трактате «Шестоднев» свт. Василий Великий это тяготение элементов мира к единству называл «симпатией». Благодаря биологическим связям возможен животный мир. Наконец, человек, как вершина творения, как образ и подобие Божие, в самом полном смысле отображает в себе качества своего Творца и Господа. Человек также стремится к единению с другим. С тем единственным, с которым он разделит и душу, и тело, и саму жизнь свою… А такое взаимодополнение возможно только между людьми, психофизически принципиально разными. Мужчина и женщина – как раз такие разные существа. Может быть, это тяготение к единству можно назвать онтологической причиной влечения людей друг к другу… Но есть еще иная причина. Назовем ее педагогической причиной. В Библии мы читаем, что Господь говорит Адаму: «нехорошо человеку быть одному». И создает жену как помощницу, «соответственную Адаму». Вот это слово – «соответственную» – правильнее было бы перевести с древнееврейского как «ту, которая была бы перед ним». Ева нужна Адаму как та, в которой он смог бы увидеть самого себя со стороны. Святые отцы говорили, что это очень важно: видеть себя не своими глазами, субъективными, льстящими, а глазами другого человека, любящего нас, желающего нам добра и совершенства. Видеть и исправляться.

http://azbyka.ru/parkhomenko/otvety-na-v...

Не каждое свидетельство окружающий нас мир воспринимает с удовольствием, с готовностью слушать и слышать его. Нередко свидетельство вызывает протест, даже если оно в точности отображает действительность или адекватно представляет мысли и знания человека. Нередко свидетельства встречают борьбой, конфронтацией и даже гонениями на того, кто свидетельствует. И вот в сегодняшнем апостольском чтении (2 Кор. 11:21 - 12:9) нам повествуется об опыте свидетельства апостола Павла. Он говорит: «пять раз я был подвержен бичеванию и получил по 40 ударов без одного». 195 раз страшный бич опускался на спину апостола. Трижды он был побиваем палками. Трудно себе представить, чем было в то время избиение палками и как после этого избиения апостол оставался живым. Единожды он был побиваем камнями, а побиение камнями было распространенным и узаконенным средством умерщвления людей в израильском обществе. Но он не погиб, он чудом остался жив.  И далее апостол говорит, что ему пришлось претерпеть: он был в опасности на море, трижды терпел кораблекрушение, был в опасности от разбойников, от единоплеменников, от язычников и даже от лжебратьев. За что же он получал эти удары бичом, палками и камнями? Почему он трижды тонул? Почему на него обрушивался гнев единоплеменников, язычников и лжебратьев? Потому что он не мог не свидетельствовать о Христе — Сыне Божием и Сыне Человеческом. Он отправлялся в свои тяжелейшие путешествия, он вступал в реальную смертельную конфронтацию с теми, кто не желал слышать его слова.  И мы знаем, что жизнь святых первоверховных апостолов Петра и Павла завершилась мученически. Петр был распят вниз головой в Риме во время гонения при императоре Нероне, а апостол Павел в то же самое время претерпел в Риме казнь, будучи усеченным мечом.  Это означает, что свидетельство, которое несли людям апостолы и которое продолжает нести Церковь, — не безобидное свидетельство. Мы знаем, что именно это свидетельство произвело такую перемену в жизни людей и во всей человеческой истории, что в научные и даже бытовые представления вошло понятие о христианской эре. И летоисчисление наше — от Рождения Господа Иисуса Христа как действительно судьбоносного, переломного момента в жизни всей человеческой цивилизации; и оно стало таковым из-за свидетельства, которое святые апостолы, а вслед за ними епископы, служители Церкви, проповедники, учители, простые люди несли по всему миру, встречая в большинстве случаев проявление человеческой злобы, непонимания, вражды, ненависти и жестокости. 

http://patriarchia.ru/db/text/2338783.ht...

«В основе любого произведения, в основе труда художника лежит стремление отразить гармонию — гармонию личности, гармонию Богом зданного мира, — или обратить внимание на безобразие дисгармонии. Почему так? А потому что Богу было угодно, чтобы закон гармонии лежал в основе бытия. На что бы ни посмотреть — на звездное небо, как нас призывал Кант, на природу, на человеческие лица, на все, что нас окружает, — на всем печать гармонии, — продолжил Предстоятель. — Глубоко убежден: если гармония будет разрушена, то не будет жизни. Когда Достоевский сказал свои знаменитые слова о красоте, он, конечно, имел в виду именно этот потрясающий, основополагающий для бытия человеческого рода закон гармонии. И никто иной видимым образом не выражает этот закон так, как художник, живописец или скульптор». «Но ведь существует и другой Богом вложенный в человеческую природу закон — нравственный, — напомнил Святейший Патриарх. — Отрицая схоластические доказательства бытия Божия, широко распространенные в средние века, тот же Кант говорил о благоговении, которое вызывают две вещи — звездное небо и нравственный закон в сердце. Почему так? Потому что законы гармонии, звездное небо и нравственный закон — это константы. И художник может называться художником лишь тогда, когда он передает людям красоту этой Божественной гармонии». «Речь в данном случае идет не о способах передачи, — полагает Святейший Владыка. — Некоторые считают, что изображение должно быть реалистичным, другие — что оно может быть символическим, а некоторые убеждены, что и сочетание красок, как на полотнах абстракционистов, может вселять чувство гармонии. Меня иногда спрашивают: " Как Вы думаете, что художник изобразил на этой абстрактной картине? " Я отвечаю: " Для меня не имеет значения, что он изобразил, — важно настроение, которое создается этим полотном " ». «Художник творит по-настоящему великие произведения тогда, когда он отображает присутствие закона гармонии и нравственного закона. В этом случае он оказывает реальное воздействие на умы и сердца людей, и через приобщение к искусству человек может приближаться к пониманию величайших истин, которые лежат в основе всего нашего бытия, — подчеркнул Предстоятель. — Музей воспитывает, возвышая душу человека, и в этом Церковь и музеи близки друг другу. Мы сохраняем традицию, мы сохраняем нравственную парадигму человечества, но нравственность и эстетику оторвать практически невозможно, а если они отрываются друг от друга, то в оставшемся нет либо нравственности, либо эстетики».

http://patriarchia.ru/db/text/4615216.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010