I 9). Признавая условность антропологических аналогий, свт. Афанасий вместе с тем пользовался ими для объяснения сущностного единства Отца и Сына: как разумное слово (логос) происходит из ума и есть выражение этого ума, имеющее в себе его сущность и в себе самом показывающее ум, так и Божественный Л. (Сын) вечно отображает Ум (Отца), а Ум вечно проявляется в Л. Совершенство Бога как Ума и Света не допускает того, что Бог когда-то существовал без Сына, Его Л., Премудрости и Света, поскольку в этом случае Он оказался бы «бессловесным, немудрым и несветящим», т. е. лишенным совершенства божественной сущности (см.: Ibid. 19-20; Idem. Or. contr. gent. 41, 45, 46). Свт. Афанасий соглашался с традиц. мнением, что Л. есть Устроитель и Хранитель мира, многообразно действующая в мире Божественная Сила, однако корректировал его, замечая, что творение мира Отец мог осуществить и без Л., поэтому Л. не рождается для творения, но всегда участвует в творении с Отцом. Бытие Л. и бытие творения противопоставляются у свт. Афанасия посредством введения фундаментального богословского различения: Сын рождается не по воле, а по природе и по сущности Отца, поэтому Его бытие вечно и необходимо, тогда как мир возникает во времени по воле Бога. Правосл. учение свт. Афанасия получило общецерковное утверждение в решениях Вселенского II Собора (381) и было развито в сочинениях отцов и учителей Церкви, принадлежавших к Каппадокийской школе богословия: свт. Василия Великого , еп. Кесарии Каппадокийской; свт. Григория Богослова , архиеп. К-польского; свт. Григория , еп. Нисского. В богословских рассуждениях каппадокийцев на основе аристотелевской логики было проведено строгое и последовательное различение понятий «сущность» и «ипостась», которое позволило отделить сущностные свойства единого Бога от ипостасных свойств Лиц Св. Троицы (общий обзор см.: Фокин. 2014. С. 282-294). Триадология каппадокийцев дала ясное и убедительное объяснение того, почему Сын именуется Л., а также того, почему это именование нельзя считать собственным, единственным и абсолютным именем Ипостаси Сына.

http://pravenc.ru/text/Логос.html

Но в Своих творениях, преимущественно разумных, по отношению к ним Он распространяется Собою и в естестве. Отсюда понятно иконопочитание. Здесь разумная, но ограниченная естеством тварь – человек, нуждающийся поэтому как бы в естественном осязании Бога, получает эту возможность, ибо Бог благодатью Своею отображает Себя в естестве и проявляет чрез него Свои дары. Чем земнее человек, тем это для него необходимее. Чем выше в нем интеллект, тем эта необходимость бывает более выражена в очень строгих, соответственных первообразу формах и видах. А так как это бывает редко возможно, то и внешних образов первообраза здесь очень мало. Вот почему у евреев не было икон, а лишь изображения херувимов в скинии. По появлении же христианства были иконы Иисуса Христа (посланная Им Авгарю и данная мироносице Веронике) и Божией Матери, написанная апостолом и евангелистом Лукой, как совершенно соответственные первообразам своим, а других икон мы долго еще не видим во Св. Церкви. Да и западные народы, принявшие христианство, были с более развитым интеллектом, нежели восточные, почему и икон у них в употреблении очень мало. Русский народ особенно земен, и вот мы видим в Св. Церкви русской особенное обилие икон, а интеллект его очень слаб, но зато Господь восполняет немощь эту Своею благодатию, а потом, и духом своим он весьма могуч и велик: Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать ( Рим. 5:20 ). Всякое место есть барометр и термометр духовного состояния прежнего и настоящего времени его, например Иерусалим, как имеющий мировое значение, Троице-Сергиева Лавра, как имеющая всероссийское значение, Серафимо-Дивеевская лавра, как имеющая общецерковное значение и т.д.; а малые места определяются малым объемом их значения, например Виленский Свято-Духов монастырь, как имеющий значение для православия в отношении католичества в северо-западном крае бывшей России (или северо-восточном нынешней Польши). Так и каждая отдельная церковь или монастырь имеет свое местное значение и суть показатель его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Хорошо раскрыта мысль о подобии пребывания души человека в его теле с пребыванием Бога в этом мире у равви Бермана: «Но ведь и Мир, его контуры – одежда Бога, Его отпечаток [ " силма» (одежда), «цель» (отпечаток) – слова, родственные с «целем» (образ). – Г.Ф.]. И Мир, созданный Творцом, выражает Его в образе... Есть тело Мира, и есть у Мира душа. В макротеле Мира отпечатывается мировая душа [в творении – Творец. – Г.Ф.]. Так же и человеческое тело – это «целем», образ для человеческой души. Тело наше, начиная с лица, есть отображение на материальном уровне нашей души. С другой стороны, тело человека отображает духовную структуру мироздания. В этом – честь и достоинство человеческого тела, его значение» 132 . Образ Божий во владычественном положении человека в мире Учителя антиохийской школы, с их приверженностью буквальному пониманию Писания, в вопросе об образе Божием в человеке избегали отвлеченных рассуждений, придерживаясь самого текста. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями) и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле ( Быт. 1:26 ). Прп. Ефрем Сирин : «Почему же мы – образ Божий? Моисей объясняет сие следующими словами: да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и всею землею. Почему в господстве, какое приял человек над землею и над всем, что на ней, состоит образ Бога, обладающего горними и дольними " 133 . Св. Иоанн Златоуст : «Сказав, сотворим человека по образу Нашему и по подобию, (Бог) не остановился на этом, но последующими словами объяснил нам, в каком смысле употребил слово образ. Что говорит? – И да обладают рыбами морскими и птицами небесными, и всеми гадами, пресмыкающимися по земле. Итак, образ Он поставляет в господстве, а не в другом чем. И, в самом деле, Бог сотворил человека воспитателем всего существующего на земле, и нет на земле ничего выше его, но все находится под его властью» 134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

После этого благословения следует чтение Апостола. За чтением Апостола сразу же следует чтение Евангелия. Молитву, которая читается перед Евангелием, я вам прочитаю: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный Свет, и мысленныя наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение; вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе, и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Эту молитву священник читает теперь тоже про себя, потом дает Евангелие диакону, диакон торжественно обносит его вокруг престола и выходит на амвон. Чтение Евангелия, чтение Апостола, как вы сами понимаете, есть наше общение со Христом в слове, а вообще, когда мы с вами молимся, это наше слово, к Богу обращенное. А когда мы читаем Священное Писание, то Слово Божие обращено к нам. Получается беседа. Но чтение Евангелия – это не просто беседа, это и проповедь Христова, и Слово Божие, которое особенным образом отмечает сегодняшний день, сегодняшний праздник. Евангельские чтения поделены по дням года не случайно, разделение здесь специальное – так, что в течение года в церкви, где служится литургия, прочитывается, по существу, все Четвероевангелие. На праздники читается Евангелие, относящееся к данному празднику, то есть Евангелие, которое отображает то или иное евангельское событие. Есть Евангелие, специально назначенное на чтение о памяти святых, есть Богородичное Евангелие. Конечно, чтение Евангелия – это одно из главных мест первой части литургии, которая называется особенным и несколько странным именем: литургия оглашенных. Почему так называется эта часть литургии? В древности был особенный разряд присутствующих в храме – тех, кто готовился к принятию святого крещения. И эти готовящиеся к крещению люди оглашались Словом Божиим и словом проповедническим, словом святительским. Поэтому они и назывались оглашенными. И на первой части литургии они могли присутствовать, в отличие от второй ее части – литургии верных, где могли находиться только крещеные, только уже ставшие верными. Именно поэтому первая часть литургии получила такое название: верные стоят с самого начала, а оглашенные должны будут потом уйти.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

После этого благословения следует чтение Апостола. За чтением Апостола сразу же следует чтение Евангелия. Молитву, которая читается перед Евангелием, я вам прочитаю: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный Свет, и мысленныя наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение; вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да, плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе, и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Эту молитву священник читает теперь тоже про себя, потом дает Евангелие диакону, диакон торжественно обносит его вокруг престола и выходит на амвон. Чтение Евангелия, чтение Апостола, как вы сами понимаете, есть наше общение со Христом в слове, а вообще, когда мы с вами молимся, это наше слово, к Богу обращенное. А когда мы читаем Священное Писание, то Слово Божие обращено к нам. Получается беседа. Но чтение Евангелия — это не просто беседа, это и проповедь Христова, и Слово Божие, которое особенным образом отмечает сегодняшний день, сегодняшний праздник. Евангельские чтения поделены по дням года не случайно, разделение здесь специальное — так, что в течение года в церкви, где служится литургия, прочитывается, по существу, все Четвероевангелие. На праздники читается Евангелие, относящееся к данному празднику, т. е. Евангелие, которое отображает то или иное евангельское событие. Есть Евангелие, специально назначенное на чтение о памяти святых, есть Богородичное Евангелие. Конечно, чтение Евангелия — это одно из главных мест первой части литургии, которая называется особенным и несколько странным именем: литургия оглашенных. Почему так называется эта часть литургии? В древности был особенный разряд присутствующих в храме — тех, кто готовился к принятию святого крещения. И эти готовящиеся к крещению люди оглашались Словом Божиим и словом проповедническим, словом святительским. Поэтому они и назывались оглашенными. И на первой части литургии они могли присутствовать, в отличие от второй ее части — литургии верных, где могли находиться только крещеные, только уже ставшие верными. Именно поэтому первая часть литургии получила такое название: верные стоят с самого начала, а оглашенные должны будут потом уйти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

После этого благословения следует, как вы знаете, чтение Апостола. За чтением Апостола сразу же следует чтение Евангелия. Я думаю, что нет смысла читать вам все возгласы, но молитву, которая читается перед Евангелием, я вам прочитаю: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный Свет, и мысленныя наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение; вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да, плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе, и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Эту молитву священник читает теперь тоже про себя, потом дает Евангелие дьякону, дьякон торжественно обносит его вокруг престола и выходит на амвон. Чтение Евангелия, чтение Апостола, как вы сами понимаете, есть наше общение со Христом в слове, а вообще, когда мы с вами молимся, это наше слово, к Богу обращенное. А когда мы читаем Священное Писание, то Слово Божие обращено к нам. Получается беседа. Но чтение Евангелия — это не просто беседа, это и проповедь Христова, и Слово Божие, которое особенным образом отмечает сегодняшний день, сегодняшний праздник. Вы знаете, что евангельские чтения поделены по дням года не случайно, разделение здесь специальное — так, что в течение года в церкви, где служится литургия, прочитывается, по существу, все Четвероевангелие. Вы знаете, конечно, что на праздники читается Евангелие, относящееся к данному празднику, т. е. Евангелие, которое отображает то или иное евангельское событие. Есть Евангелие, специально назначенное на чтение о памяти святых, есть Богородичное Евангелие, которыхтолько два. Конечно, чтение Евангелия — это одно из главных мест, может быть, даже кульминация первой части литургии — литургии, которая называется особенным и несколько странным именем: литургия оглашенных. Почему так называется эта литургия, эта часть литургии? Потому что в древности был особенный разряд присутствующих в храме — тех, кто готовился к принятию святого крещения.

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

Церковь как хранительница и истолковательница Божественного Откровения Нам особенно отрадно говорить о церкви в собрании нашего общества, которое по некоторым сторонам своей жизни отображает в себе жизнь вселенской Христовой церкви, как ее отображали древние христианские общины, присельствовавшие в языческих городах. Действительно, вспомним картину жизни тогдашней и картину жизни теперешней. Положим, пред нами большой языческий город, напр., Рим, со всеми его театрами, общественными банями, цирками, увеселительными заведениями, со всеми гнездящимися там пороками, отвратительным служением скверне языческой, со всеми своими жестокостями и злодеяниями, ужасавшими мир. Но вот в этом мире «греха, проклятий и смерти» открывается иной мир «правды и мира и радости о Дусе Святе»; в древнем Риме языческом оживает иной Рим христианский, из различных, друг другу некогда враждебных людей, «эллинов и иудеев, варваров и скифов, рабов и свободных» составляется одно тело, тело Христа. И в то время, как язычники со своими дикими празднествами, соединенными с нечеловеческим развратом и возмутительными убийствами, приводят в трепет вселенную, в это время из погребальных пещер возносится песнь святых угодников Божиих, воспевающих воскресение Распятого. Там все удивляются изощрениям ума и воли в служении страстям, а здесь смиренные рабы Всевышнего превышают законы естества, исцеляя молитвой больных и воскрешая умерших. Ныне нет пред нами поклонников языческих божеств, прекратились те страшные релегиозные злодеяния; ныне государи, синклиты, войска, народы поклоняются кресту Спасителя. Но разность жизни Христовой или жизни церкви с жизнью мирской не прекратилась и, конечно, останется навсегда, как в обществах, так и в каждом отдельном человеке. В христианских обществах, согласно предсказаниям евангелия, «оскудела любовь» настолько, что уже издавна в местах с большим народонаселением иные, вовсе не религиозные начала стали привлекать внимание людей. Еще Златоустый учитель церкви Иоанн, живший едва 350 лет после воскресения Христова, выражал постоянно скорбь о том, что столичная жизнь оторвалась от Христа и занимается только театрами, цирками, пересудами, модами, скоплениями богатств, а не изучением божественной воли. В наше же время эти мирские интересы настолько овладели обществом, что религиозная жизнь, кроме, впрочем, церковного богослужения, начала становится делом личной совести каждого, которое каждый тщательно скрывает от ближних. У нас всегда было много благочестивых людей, но не было благочестивого общества, благочестивой общей жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2709...

Безусловная нерасторжимость не присуща одобренному и завершённому браку по его природе. По существу, он тождествен браку «одобренному, но не завершённому», который, однако, может быть расторгнут. Если первый расторгнут быть не может, то только в силу «позитивного Божественного права», то есть зависит он исключительно от воли Божией. Причина такой Божественной воли объясняется Пием XI следующим образом: «Если мы захотим благоговейно исследовать глубинную причину этой Божественной воли, ... то мы легко найдём её в том мистическом значении христианского брака, которое полностью и во всём совершенстве заключается в завершённом браке между верными. Ведь, по свидетельству Апостола в его ... Послании к Ефе- сянам, христианский брак отображает собою совершеннейший союз, существующий между Христом и Церковью: ‘Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви’ ( Еф 5. 32 ). Пока будет жив Христос, а через Него – Церковь , этот союз, разумеется, никогда нельзя будет расторгнуть никаким разделением» 206 . Такова причина уместности, в которой человеческое учительство, зная о том, что оно прикасается к тайне, пытается «благоговейно» постичь глубинное, сокровенное основание, в силу которого Бог пожелал, чтобы «одобренный и завершённый» брак был абсолютно нерасторжим. Однако доказательство существования Божественного распоряжения не связано с очевидностью факта, которому приписывается причина того, почему Бог пожелал и решил именно так, а не иначе. Действительно, одно дело – утверждать, что та или иная истина явлена в Откровении, а та или иная норма относится к Божественному праву, и другое – установить глубинную причину, по которой эта истина и эта норма по воле Божией являются таковыми, а не иными 207 . Доказательство истин, явленных в Откровении, и позитивного Божественного права основано не на доводе уместности, который служит для того, чтобы дать человеческому разуму смутное разъяснение, но на Божественном Откровении, единственным толкователем которого является «живое Учительство» Церкви. В этом живом Учительстве всегда осознавался и отстаивался принцип, установленный в кан. 1141: «Одобренный и завершённый брак не может быть расторгнут никакой человеческой властью и ни по какой причине, кроме смерти».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

В этой молитве вся сила освящения приписывается Богу, Который «есть источник освящения», и испрашиваются у Бога всякие благословения для тех, кто будет чтить, кланяться и молиться Богу пред этой иконой, подобно тому, как царь Соломон призывал Божье благословение на всех, кто будет молиться Богу в им построенном храме ( 3Цар.8:30 ). Потому освященная икона приносит в дом благословение Божье при благоговейном к ней отношении. 5) Иконы нужны для прославления Бога искусством. Всяким даром, который имеет человек от Бога, он должен прославлять Его, в том числе и даром изобразительного искусства. Мы знаем, что Бога можно прославлять даром слова (устного или письменного), пения, стихосложения, и т.п. Художественный дар не исключение. 6) Иконы нужны для украшения храмов Божиих. Заходя в типовой, хорошо расписанный Храм, чувствуешь, что это настоящий дворец, построенный и украшенный действительно для великого Царя, и служит достойным земным отражением славы Божией. VI. Теперь несколько слов о разности икон . От протестантов, в связи с иконопочитанием, нередко можно услышать аргумент, что изображения Христа – разные, непохожие друг на друга. Какое же из них действительно отображает истинный лик Христа, и почему они не одинаковые? Прежде всего, нужно ответить так: не такие они разные , как кажется протестантам, а наоборот – очень похожие! Если развесить на стене множество икон различных святых без всяких подписей, среди которых будут несколько икон Христа, то практически любой человек, вовсе не специалист, и даже предубежденный протестант, не говоря уже о человеке православном и воцерковлённом, узнает, где Христос. Ведь даже фотографии одного и того же человека бывают значительно различными, при том, что фотокамера достаточно точно передает реальную картину. Сколько раз, просматривая фотоальбомы своих друзей, люди восклицают: «это ты? а я тебя на этой фотографии не узнал!» Но нас это не смущает, и мы не отказываемся от фотографий по причине их полной неидентичности. Мы понимаем, что различность изображения может меняться по многим причинам: другое освещение, другая обстановка, другая перспектива, другое приближение объектива, другие: положение и разворот тела, одежда, выражение лица, прическа, настроение, и в итоге – значительная разность фотографий.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

12, Суббота. Бог есть зодчий и человек есть зодчий. Бог создал и устроил мир так, что все существующее в нем отображает Его помышления; и в зодчестве человека проявляются Его мысли. Что означают четырнадцать колонн в храме Синайской обители? Иисуса Христа, Его Матерь и двенадцать апостолов. Что знаменует четыре столпа в наших старинных церквах? Четыре Евангелия. Что выражают многочисленные главы, кии, сваи, гребни на крышах храмов Киевской лавры? Вырастание всех наилучших качеств русского гражданина из корней христианина. Почему в Киеве колокольни отделены от церквей? Так как в церкви возвещается догмат вечно-неизменный, который приемлется верою в молчании ума, а колокольный звон, который начинается и прекращается, есть только призыв людей к исповеданию догмата и шумное выражение переменчивых обстоятельств жизни, радостных и горестных, тихих и тревожных; посему колокольне подобает стоять отдельно от церкви, дабы не смешивалось вечное с временным и переменчивое с неизменяемым. Арфу ставят не в той клети, где тайно и тихо изливают душу перед Богом, а в горнице, где принимают гостей и веселятся с ними шумно. Таков разум у человека; он отличает небо от земли, отделяет молитвенную клеть от гостиной горницы, отставляет колокольню от церкви. 13, Воскресение. Позлащенная глава на православном храме напоминает существенный догмат христианской веры: глава церкви – Христос. Посему любо зреть ее на святилище Господнем. А на колокольне я желал бы видеть длинную и острую стрелу зодчественную. По мне она есть как бы перст, указующий нам небо среди наших житейских забот и тревог. 17, Четверток. Сегодня был у меня болгарский иеромонах Нафанаил. Он с 1889 г. обучался в Кишиневе, Одессе и в здешней духовной академии; на днях отправляется в Москву и в С.-Петербург. По словам его, наш Св. синод уже давненько дал 10000 руб. сер. на учреждение средоточного болгарского училища; пожертвованы также церковная утварь, ризница, книгопечатный прибор и почти все русские книги церковные и другие. Но это училище не учреждено, потому что в сие дело вмешался известный Александр, по прозванию Экзарх, молодой болгарин, получивший образование в Париже, и убедил нашего посланника Титова в Константинополе раздать помянутую сумму на разные училища болгарские, уже заведенные. Сумма роздана и теперь не на что вывезть из Одессы книги, типографию и церковные вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010