Михаил, Пятигорск 01 июля 2017г. 12:18 Кожаные ризы - уже образ воплощения Бога-Слова по прп. Анастасию Синаиту. Так что без образа не бывает :) Иконопочитание - это догматика веры. Сурожского приводить не надо, он далеко не святой отец. Василий 02 июля 2017г. 19:47 Наиболее частое объяснение кожаных риз как грубой плоти, которая закрывает духовный мир от человека и тем самым оберегает от его прямого воздействия. Михаил, Пятигорск 03 июля 2017г. 10:11 " Адам отображает и предотпечатлевает Воплощение и телесную плотяность человеческого рождения нетленного и невещественного Бога Слова и в том, что он, вместо нетленного, бессмертного и близкого к невещественному тела, которым обладал до грехопадения, был переоблачен Богом в тело нынешнее – более дебелое и страстное. Этот пример, я имею в виду наготу и одевание Адама, показывает, как это представляется и божественным Григориям, что нагой и непокрытый Бог Слово будет покрыт и облачен в некие нерукотворные и богозданные, кожаные и плотяные ризы нашего естества. Поэтому человек и был сотворен нагим и не являлся самооблаченным наподобие скотов и птиц, обладающих естественно присущим им покровом благодаря перьям, толстой коже, шерсти и волосам. А человек, будучи первоначально нагим, нетленным и бессмертным, затем был облачен в бессемянные кожаные ризы во образ и подобие нагого Слова; ибо Бог облачил Адама, не совлекши и не отняв эти ризы у какого-либо скота, но бессемянно и боголепно поставил его над всяким прочим естеством. Отсюда ризы эти – не скотоподобны, не берут свое начало в неразумном естестве, но, как и сам человек, созданы руцей Божией. Ведь тем самым ясно и несомненно предначертана богозданная и бессемянная плоть Бога Слова, которую соделал Ему Сам Бог, подобно тому, как сотворил Иаков пеструю ризу собственному сыну Иосифу (Быт. 37, 3). И если кожаные ризы не предначертали Воплощения нагого второго Адама, то почему Бог не одел его в ризы виссоновые, льняные или сотканные из какого-либо иного материала? " (прп. Анастасий Синаит. Три слова об устроении человека по образу и подобию Божиему 2, 3).

http://bogoslov.ru/article/5408427

2 . (Порядок) же святых архангелов 871 – единочинен с небесными началами. 872 У них ведь и у ангелов, как я сказал, иерархия одна и (одно) устроение. 873 Однако поскольку нет иерархии, не имеющей первых, средних и последних сил, святой архангельский чин общительно – благодаря срединному положению в иерархии – соприкасается с краями. И со святейшими началами он общается, и со святыми ангелами, 874 – с одними потому, что он изначально устремлен к сверхсущественному Началу и Его, сколько возможно, отображает, и ангелов единотворит своим благоупорядоченным, чинным и невидимым предводительством; 875 с другими же – потому что он принадлежит пророческому чину, иерархически через первые силы получающему богоначальные осияния и благообразно возвещающему их ангелам и через ангелов являющему нам, по священной мере каждого из божественно осияваемых. Ангелы 876 ведь, как мы уже говорили, окончательно завершают все порядки небесных умов как последние среди небесных существ, 877 обладающие ангельскими особенностями, и они с большим, чем первые (небесные силы), правом называются нами ангелами, поскольку их иерархия существует около более (нам) очевидного и более близка к миру. 878 Ведь первый, высочайший, как сказано, порядок, как расположенный первым по отношению к Сокровенному, сокровенным, надо разуметь, образом священноначальствует вторым, второй же, составляемый святыми господствами, силами и властями, является наставником иерархии начал, архангелов и ангелов, и хотя он более открыт, нежели первая иерархия, 879 но более сокровенен, чем та, что за нею; а провозвестнический порядок начал, архангелов и ангелов – наставник человеческих иерархий, – друг (наставляет) друга, 880 чтобы возведение, обращение, приобщение к Богу и единение происходило по чину, равно как и от Бога всем иерархиям подобающим благу образом даруемое и (всех), объединяя, посещающее выступление. Поэтому богословие подчинило нашу иерархию ангелам, 881 именуя правителем иудейского народа Михаила, и (как-то иначе) ангелов других народов. Ведь Всевышний «поставил пределы народов по числу ангелов Божиих».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

но Ваш цикл статей первое серьезное богословско-научное исследование, приводящее к синхронизации как библейское и святоотеческое наследие, так и естественнонаучный багаж. Как минимум в моей голове. :-) Уже писал в комментарии к предыдущей статье цикла, что «недостатком» всего цикла является достаточное высокое требование к уровню понимания читателем физики, астрофизики. На уровне, скажем так, хорошо усвоенной (и выше) школьной программы. Плюс требуется некоторая эрудиция, подразумевающая интерес читателя, как минимум, к последним научно-популярным работам. Те же книги Стивена Хокинга могут помочь читателю «наверстать» упущенную школьную программу. Физическое значение того же 2ЗТ, вызывающее у некоторых читателей недоумение, вполне понятно физику и астрофизику. Утрируя можно сказать, что 2ЗТ из всех физических законов единственный можно озаглавить как «Закон суеты». Отдельный интерес вызвала Ваша теория «опрокидывания», как я ее для себя назвал, вектора времени после грехопадения. Принципиальных возражений пока нет, но для меня пока не ясен вопрос с видом на «проекцию» первых дней творения с точки зрения прародителей. Согласно рис.4 у прародителей за каждой конкретной «точкой преломления», соответствующей дню творения в проекции все же оказывается пустота. Вы пишите, что «для Адама и Евы… с их точки зрения они произошли мгновенно». Этот тезис не поддается сомнению. Однако рис.4 все же не достаточно, на мой взгляд, наглядно отображает мгновенность процесса изменения мира. Не исключаю, что это по причине принципиальной ограниченности графических методов для отображения описываемых процессов. А может просто причина в ограниченности моего воображения. :-) Как минимум – дали серьезный материал для размышления. Пока за отправную точку размышлений взял идею Николая Станиславовича. 19 марта 2016г. 09:26 Василий Васильевич, благодарю Вас за цикл статей. А почему бы проще не посмотреть на взгляды науки и Православной церкви? Классическая теория строения атома. Атом состоит из ядра (нейтрона) – Бога и электрона и позитрона (Адама и Евы). Согласно

http://bogoslov.ru/article/4873408

Итак, дорогие братия и сестры, таким должно быть наше покаяние, чтобы соделаться ему благоприятным Богу и спасительным для нас! Аминь. В Неделю сыропустную Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры! Накануне Великого поста Святая Церковь предлагает нашему вниманию спасительное для души воспоминание изгнания Адама из рая. Стихиры, молитвословия, канон — все сегодняшнее богослужение отображает неизгладимую печаль в связи с этим изгнанием. Наш праотец Адам, глубоко опечаленный, сидит против дверей рая и проливает горькие слезы раскаяния. Но он не отчаялся. В его печали — сознательное, искреннее раскаяние в том, что он совершил. Человеколюбивый Господь милостиво призрел на Адамово покаяние, пришел на землю, избавил, очистил, обновил его душу и даровал в воскресении новый, лучший благодатный рай жизни. Такое глубокое и спасительное значение имело для Адама воспоминание о потерянном им рае и оплакивание греха. Такое же духовно-спасительное влияние может иметь на нас покаянное воспоминание о потерянной нами благодати, дарованной нам Господом в купели крещения и ниспосылаемой нам в таинстве святого причащения. Мы должны уяснить себе, что нас гонит от благодатной жизни во Христе, что приносит нам неисчислимые скорби, печали и самую смерть? Причина кроется в преступлении воли и заповедей Господних. Грех лишил праотца Адама рая, он же и нас с вами гонит от благодатной жизни Христовой, лишает вечного блаженства. И прежде всего это грех злопамятства, затем грехи тщеславия и гордости. Ничего нет более противнее злопамятства. Царство Божие есть царство мира и смирения, царство единодушия и братской любви. Может ли быть принят в это Царство человек гордый и злопамятный? Конечно, нет. Вот почему накануне молитвенного и спасительного подвига Великого поста Спаситель в Евангелии еще раз настойчиво указывает, что отпущение грехов зависит от нас самих, что Суд Божий над нами — в нашей же власти; что все наши подвиги: частое хождение в храм для молитвы, усиленный пост, исповедь — только тогда будут угодны Господу Богу, тогда принесут от Всевышнего полное прощение, когда мы будем жить в мире и любви, когда изгоним из своего сердца всякую вражду, злобу и лукавство.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

процессе размышления над Вашей статьей и идеей Николая Станиславовича пришел к компромиссной идее о векторах времени с нефиксированным взаимным расположением. Т.е. временные векторы отличаются, но и не зафиксированы строго относительно друг друга. Почему возникла такая идея, станет ясно далее. 2) «Мгновенность «проклятия земли»» вполне удовлетворяет богослова, но не может удовлетворить физика, для которого нулевой промежуток времени тождественен бесконечности. Следовательно для наблюдателя, оказавшегося в проклятой вселенной, какими безусловно являемся мы, прошлое должно иметь либо нулевую продолжительность, что абсурдно. Либо бесконечную продолжительность, что не соответствует данным геологии. В конце концов, планковское время мгновенности далеко не нулевое. ;-) 3) Двумерная модель взаимодействия векторов времени, предложенная Вами в иллюстрациях к статье, не совсем отображает действительность. В том виде, в котором Вы приводите иллюстрации для наглядности теории, они замечательны для популяризации идеи, но не отражают суть реальных процессов. Вы сами указываете в статье, что время неотделимо от пространства. Поэтому, на мой взгляд, рассматривать вектор(а) времени в отрыве от пространства некорректно. Теперь сама идея. Чтобы никто не обвинил меня в ереси, назову дальнейшие рассуждения фантазией. :-) Каяться в грехе мечтательности проще, чем смывать обвинения в ереси. :-) Мы объективно принадлежим к четырехмерному пространству-времени. Рассматривать наш мир мы можем как четырехмерную фигуру, одним из измерений которой является время. О «физике» неискаженного грехом мира нам, по большому счету, мало что известно. Как одно из доказательств - предположение об отсутствии в нем 2ЗТ. Взяв на себя смелость, сформулирую так: о размерности фигуры пространство-время горнего (для нас теперь) мира нам ничего не известно. Известно только, что в нем происходят события и сейчас, а следовательно сохраняется некий вектор времени. А теперь давайте предположим, что оба вектора это не два

http://bogoslov.ru/article/4873408

Не это ли побудило Святую Деву воскликнуть вечные слова:«И Свято Имя Его!», — скажем мы от себя? Ибо Та, Которая, имея совершеннейший дар созерцания, созерцала Бога во именах Его из творения и из Писаний Ветхих являемых, сколь же еще обширнейшую дверь к созерцанию обрела во Имени Иисус, которое возвестил Ей Архангел! Уверовав в благове–стие Архангельское, что Она зачала Сына Божия, Господа своего и Христа Своего Иисуса, Пресвятая Богородица несомненно все время содержала в уме и в сердце Своем сие Имя, еже»паче всякого Имени», и первая познала величие и сладость его, почему и воскликнула:«И Свято Имя Его!» В приведенных текстах иеросхимонаха Антония прослеживается влияние византийских и русских аскетических писателей, на которых он ссылается. Однако из всего многообразия святоотеческих представлений о молитве Иисусовой он делает акцент на одном — а именно, на том, что сила молитвы Иисусовой обусловлена непрестанно повторяемым именем Иисуса и что в молитве невозможно обходиться без произнесения имени Божия. При всем уважении, которое Отцы Церкви оказывали молитве Иисусовой, они допускали и другие формы молитвы, в том числе и без произнесения имен Божиих и вообще без слов. Можно в связи с этим вспомнить учение преподобного Исаака Сирина о»духовной молитве» — состоянии за пределами словесной молитвы, когда»все молитвенное прекращается, наступает же некое созерцание, и не молитвою молится ум»   . Можно также вспомнить мысль святителя Феофана Затворника о том, что молитва Иисусова — «не талисман», но лишь одно из средств для достижения подлинного богообщения. Богослужение, Литургия, таинства, священные символы Выше мы говорили о том, что в Ветхом Завете имя Божие отождествлялось с Самим Богом и было объектом богослужебного поклонения. Мы также упоминали о том, что библейское почитание имени перешло в Новый Завет и в христианское богослужение. Тот факт, что православное богослужение восприняло из Псалтири и других книг Священного Писания культ имени Божия, по мнению иеросхимонаха Антония, является красноречивым подтверждением верности имяславского понимания имени Божия как»Самого Бога»: Все Богослужение Православной Церкви явно отображает в себе исконную веру Церкви во Имя Божие и исконное благоговение к нему, которое Новозаветная Церковь преемственно переняла от Ветхозаветной.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Сегодня Божественная литургия Василия Великого по уставу соединяется с вечерней, и богослужение начинается вечерней. Так в древности и было — эта служба совершалась вечером. Ныне, для удобства прихожан, по сложившейся традиции мы совершаем это богослужение утром. Во время вечерни полагается чтение паримий. Паримии — это отрывки из ветхозаветных книг. В частности, сегодня был прочитан небольшой отрывок из пророчества Иеремии. Великий пророк Иеремия многое предвидел, многому учил своих соплеменников с огромной силой веры и дерзновением. И в сегодняшнем чтении содержатся такие поразительные слова пророка Иеремии: угодное Богу разумно и для нас (см. Вар. 4:4). Если глубже вдуматься в эти замечательные слова, то каждый поймет: то, что угодно Богу, и является высшей ценностью для человека, является истиной. Оно разумно для нас. И не только для древних жителей Палестины, к которым обратил Иеремия это пророчество в связи с особым прозрением Рождества Христова, — эти слова и сегодня звучат для нас как набат, потому что, наученные иными учителями, мы разумным почитаем то, что с Богом вовсе не связано. Мы почитаем разумными деяния человеческого разума. Мы почитаем разумным правильное управление жизненными процессами, включая политику и экономику. Мы почитаем разумным рачительное отношение к деньгам. Мы почитаем разумным многое, что не является волей Божией, а проистекает из опыта человеческого. И эту человеческую мудрость не нужно с легкостью отбрасывать в сторону. Если ты человек верующий, и эта человеческая мудрость должна быть востребована, но нужно помнить, что эта человеческая мудрость способна послужить благу людей только тогда, когда она соединяется с мудростью Божественной, с Божественной истиной. Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума — всё о том же. Свет разума — это и есть Божественная мудрость, это и есть Божественная истина, которая открыта людям через Господа нашего Иисуса Христа. Это конечная, абсолютная истина; и какое великое счастье, что Бог дал эту истину, эту мудрость роду человеческому. Он дал нам некое мерило правды, мерило истины, ведь человеческий разум может производить на свет не только то, что в полной мере отображает опыт и мудрость людей, но и то, что является производной от его греховного начала.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210146...

Когда мы в конце Божественной Литургии провозглашаем эти священные слова хвалы нашему Господу: “Слава Тебе, Христе Боже”, — мы вкладываем в них и особый смысл. Божественная Литургия в своих священнодействиях отображает нам всю земную жизнь Господа Иисуса Христа от Его рождения (проскомидия) до Его преславного Вознесения на небо, когда священник со Святой Чашей в руках произносит в царских вратах: “Всегда, ныне и присно, и во веки веков”, напоминая слова Спасителя, сказанные Им в день Вознесения: “…Я с вами во все дни до скончания века” ( Мф.28:20 ). За этой самой торжественной православной службой мы вспоминаем искупительный подвиг Спасителя, Его крестную смерть; за Литургией бескровно закалается Агнец Божий; совершается чудо пресуществления приуготовленных хлеба и вина в Пречистое Тело и Животворящую Кровь Христовы. Все верующие призываются “со страхом Божиим и верою” приступить к Святой Чаше Спасения. И хотя мы не умеем очистить себя как должно от множества своих прегрешений и полны смрада греховного, Господь входит под кров нашей души и тела Своими Божественными Тайнами и питает нас, соединяя с Собой навеки. Какая же это милость Господня и какое счастье для верующей души — соединиться с Господом и телом и душой! Даже ангелы — чистые и бесплотные духи — не удостоены этого счастья. Только мы, которых Господь назвал Своими детьми, являемся причастниками Божественного Тела и Крови Господних Когда в конце Божественной Литургии вы слышите восторженные слова: “Буди имя Господне благословенно отныне и до века”, — влагайте в эти слова, повторяя их своим сердцем, всю вашу любовь, благоговение, преданность, благодарность Богу за то, что Он благоволил “нас ради человек и нашего ради спасения” принять крестную смерть; за то, что благодатью Своей очищая наше сердце от грехов, Он не лишает нас чести и радости быть Его причастниками, хотя по грехам нашим мы заслуживаем не этой превеликой милости, но праведного наказания Божия. Вы слышите и в конце панихиды и отпевания после “надгробного рыдания” те же слова хвалы: “Слава Тебе, Христе Боже”. Поплакав над гробом своего дорогого и близкого, мы и в эти минуты воздаем славу Господу. За что? Святой апостол Павел говорит, что только язычники, не имея “упования”, впадают в отчаяние и плачут безнадежными слезами, провожая в вечность своих близких. Мы славословим Господа и, стоя у гроба, за то, что Он в каждого из нас вложил бессмертную душу, за то, что и тот, кого мы провожаем в “путь всея земли”, не умер, но своей бессмертной душой отходит ко Господу, нашему общему Небесному Отцу. Никогда не умирающую душу мы провожаем с надгробными песнопениями в это Царство будущего века. Мы благодарим Господа за то, что и сами не умрем душой и, уйдя туда, где не будет разлуки с близкими, если будем достойны, увидим и своего отца, и свою мать, давно почивших, увидим там, где все верующие в Господа соберутся у ног своего Сладчайшего Спасителя, имя Которого да будет благословенно отныне и до века.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Как мы видим, по убеждению преподобного Анастасия, степень «христообразности» в человеке – начиная с момента его сотворения – как бы «возрастает» поступательно, постепенно реализуясь и осуществляясь: сначала через человеческое грехопадение, а затем благодаря его славе – обретенной в восприятии людского естества Божественным Словом. Именно в момент Воплощения, по мысли Преподобного, человек делается существующим по образу Божию даже в большей степени, чем ангелы 141 . Это происходит потому, что человек отныне отображает собой уже не только Бога невидимого, но и Бога, ставшего плотью. Но человек делается существующим по образу Божию даже в большей степени, чем ангелы еще и по той причине, что Сын Божий отныне становится навеки пребывающим по образу человеческому. Осуществляется как бы некий «обмен» образами между Творцом и тварью; Создатель и Его создание вступают отныне в природное сродство – и по общему для них человечеству, и по дару благодати, подаваемому Богом людям. Как пишет преподобный Анастасий, «если человек после своего преслушания и был «умален малым чим от ангел» (см. Пс. 8:6 ), как ставший смертным, то, благодаря ипостасному единению с ним Бога Слова, он был сразу намного предпочтен ангелам. Ибо некогда бывший по образу Божиему, ныне стал вместе с Богом, и прежде сопричаствующий образу Божию стал теперь передающим образ свой Богу...» 142 . Заметим, что по Булгакову, в отличие от Преподобного, Сын Божий «самовольно» и властно вступает в земную реальность, как бы «забирая» то, что Ему онтологически необходимо – человеческое естество; ведь, как мы помним по о. Сергию, Господь непременно «должен» воплотиться и реализовать Свое потенциальное «предвечное Богочеловечество». Потому-то здесь, по сути, и не может осуществиться свободное согласие человека на подобное Воплощение. Для преподобного же Анастасия, равно как и для всех обращавшихся к данной теме представителей целостной святоотеческой традиции, важнейшим является именно то, что человек (в лице Богоматери) свободно передает свое естество Богу и что без такого людского «вольного» согласия на Воплощение Сын не пришел бы в мир. Кроме того, по о. Сергию, Слово «от века» уже существует по образу человеческому, в то время как по преподобному Анастасию, Сын Божий приобретает этот образ – во всей его целостности – лишь через Свое фактическое ипостасное единение с людским естеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

Благодаря тому, что душа создана по образу и подобию Божию, что разум души есть образ Слова Божия, душа имеет высочайшее предназначение после телесной смерти. Преп. Анастасий как никто другой из святых отцов превозносит разумную душу, достигшую спасения, ставя ее превыше ангельского мира: «Поэтому богочтимая душа наша после освобождения от тела не посылается на служение, как посылаются Ангелы. Последние суть духи служащие и подневольные, а души же святых, которые [удостоились быть] по образу Божию, суть духи господствующие. Ведь если человек после своего преслушания и был умален малым чим от ангел , как ставший смертным, то, благодаря ипостасному единению с ним Бога Слова, он был сразу намного предпочтен Ангелам. Ибо некогда бывший по образу Божиему, ныне стал вместе с Богом, и прежде сопричаствующий образу Божию, стал теперь передающим образ свой Богу, Которому слава во веки веков. Аминь». Здесь преп. Анастасий говорит о еще одном смысле образа Божия в человеке, смысле христологическом. Это толкование раскрывается им во втором Слове из «Трех слов об устроении человека по образу и подобию Божию». Антропологическую парадигму в христологии, как и христологическую в антропологии, Синаит использует и в других своих произведениях.  Преп. Анастасий довольно оригинально толкует непростые для экзегезы слова Божии, сказанные Творцом после грехопадения прародителей: «Слова: Вот, Адам стал – после преступления [заповеди] – как один из Нас (Быт. 3, 22) ясно и недвусмысленно представляют телесную плотяность Воплощения Бога Слова, Одного от [Святой] Троицы… В устроении сложного Адама было ясно предначертано таинство Вочеловечивания Христа, и поэтому он назван ставшим словно Одним [из Святой] Троицы». Преп. Анастасий, как мы видим, утверждает, что Адам стал вещественным и тленным только после грехопадения. До вкушения запрещенного плода он имел другое –  нетленное, бессмертное и близкое к невещественному – тело, и лишь после обольщения змием был одеян в «кожаные ризы», то есть настоящую плоть. Этим как раз «Адам отображает и предотпечатлевает Воплощение и телесную плотяность человеческого рождения нетленного и невещественного Бога Слова» . Само Слово еще не воплотилось, но в Превечном Совете уже существует план спасения падшего человека посредством Боговоплощения. И одетый в дебелую плоть Адам прообразовательно символизирует Господа нашего Иисуса Христа, воспринявшего вместе с этой дебелой плотью все человеческое естество.

http://bogoslov.ru/article/1243127

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010