Преподобномученик Илия Ардунис. В молодости отрекался от Христа, потом девять лет был в покаянии на Афонской Горе и, не находя покоя в душе, ушел на родину и исповедал Христа там, где отрекся от Него. Турки бросили его в пламя, но огонь не коснулся Илии. Пострадал он 31 января/13 февраля 1686 года. От мощей его исходило благоухание. Преподобномученик Роман. В Солуни исповедал Христа истинным Богом. Турки подвергли его мучениям, но христиане выкупили Романа, и он жил на Афоне в посте и молитве. Позже прп. Роман ушел в Константинополь и там опять исповедал свою веру. Его били, держали сорок дней в колодце, мучили, потом отсекли голову. Пострадал прп. Роман 16/29 февраля 1694 года. Преподобный Нил Мироточивый своими подвигами превзошел даже древних подвижников. Он воспитывался дядей-монахом, ибо родители его рано умерли. Нил с дядей удалились на Афон и поселились у святых камней, где удобно было безмолвствовать. В диком месте построили храм и келлии, но прп. Нил отыскал еще более дикое и суровое место среди скал, неприступное даже для зверей, и поселился там. Он нес великие подвиги в слезах и посте, и житие его было равноангельское. Преподобный почил в 1694 году и был погребен при своей келлии. Из его мощей в изобилии истекало благовонное миро, даже до моря. Многие исцелялись его молитвами. В 1815 году был построен храм при пещере прп. Нила. Преподобномученик Никодим был родом из Албании. Увлекся чувственной жизнью и изменил вере Христовой, но Бог призвал его, и на Афоне он вспомнил райскую красоту и оплакивал себя за богоотступничество, изнуряя плоть свою. Потом Никодим ушел на родину и перед турками исповедал Христа. Его сбросили с высоты, но св. Никодим опять пришел, и его три дня мучили, а потом обезглавили. Он пострадал 11/24 июля 1722 года. Преподобный Никодим просиял в пределах ватопедских. Память его совершается 11/24 июля. Преподобный Акакий Новый. Был благочестивым юношей и любил молитву и благочестие. Ушел на Афон, где в местности Кавсокалива в безмолвии и молитве предавался подвигу. Прп. Акакий питался хлебом и водой через два, а иногда три дня. После двадцати лет своих трудов он переселился в пещеру прп. Максима Кавсокаливита и усилил подвиги, питаясь только травами. Много претерпел преподобный от демонов. Помогал братии, ибо имел дар прозорливости. Спал он всего полчаса и имя Иисусово носил в сердце своем. Отошел дух его в райские обители 12/25 апреля 1730 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Внутри трапезных палат Вид из окна трапезных палат на Южные ворота — главный вход в монастырь с надвратной часовней. Архивное фото. До начала реставрационных работ. Нижний уровень Троицкой церкви (1819) с усыпальницей Тутолминых. Вид из окон трапезных палат на деревянные хозяйственные постройки Внутреннее убранство церкви Живоначальной Троицы, построенной в 1819 году на средства генерал-майора Алексея Тимофеевича Тутолмина. Купол Троицкой церкви Южный неф Вид на алтарную преграду Царские врата Потолочная роспись над Царскими вратами Архитектура Троицкой церкви очень необычна. Центральное пространство лишено пола, сквозь большое круглое отверстие в межуровневых перекрытиях видно убранство нижнего уровня — усыпальницы Тутолминых, центром которой является стела. Вид сверху на вход в Троицкую церковь Стела в усыпальнице Тутолминых — нижний уровень Троицкой церкви Кованая ограда Вид внутри Троицкой церкви от Церковных врат Справа — Трапезные палаты, слева — монастырские стены Слева — надвратная церковь во имя св. Иоанна Богослова (1694) с арочной галереей, построенная на месте сгоревшей в 1681 году кирпичной церкви, справа — основной комплекс строений Ночной вид внутреннего двора монастыря Старицкий Успенский мужской монастырь. Общий вид Южные ворота с надвратной часовней и стены с внешней стороны Вид на Волгу от монастыря Западные ворота с надвратной церковью св. Иоанна Богослова (1694). Вид снаружи Внешний вид со стороны северо-запада на стены и башню монастыря. Реставрационные работы продолжаются Рабочие греют бетонно-песочную смесь на открытом огне Отделка стен Справа к надвратной церкви св. Иоанна Богослова примыкает гостевой дом (2009). Сейчас там принимают паломников в расположенных на втором этаже кельях, на первом — устроена трапезная. Настоятельский (1530-е годы — XIX вв.) и братский корпуса (XVI — XVIII вв.) Храм Успения Пресвятой Богородицы (1530) из белого тесаного камня с пятью большими главами, украшенный кокошниками. Построен князем Андреем Старицким. В храме находятся мощи схимонахини Пелагии — матери патриарха Иова

http://pravmir.ru/poslednyaya-obitel-per...

DAT KRUVS MAKEN KAPTEIN PITER VAN. H. CHR. 1694 Сей крест поставил Капитан В лето Христово 1694 По поставлению оного Государь при благополучном ветре отправился в Соловецкий монастырь. Крест сей стоял на том месте до 1805 года, а в 1805 году, по Монаршему изволению Государя Императора AЛEKCAHДPA I, на всеподданнейшую просьбу Архангельского города граждан о перенесении сего креста в Архангельский кафедральный собор, последовавшему 29 Июня, перенесён и поставлен в оном соборе. А на том месте, где стоял этот крест, в Пертоминском монастыре сооружена каменная церковь . Великий Государь во время бытности своей в монастыре в знак своего благодарения Всевышнему за избавление, а паче для того, что в монастыре на строение много Царского иждивения употреблено, благоволил приказать и прочие строения монастырские каменным зданием докончить. И потому Его Царским Указом был определён для присмотра в строении один Майор, которой через два лета, находясь при монастыре, построил весьма порядочные каменные для братии кельи, и саженей за двадцать от келий – ограду, а на углу – башню. Оставшиеся материалы перевезены на ладьях в Новодвинскую крепость, начавшуюся тогда строиться. Перцова пустынь А в других грамотах именована Персова , Троицкая мужская пустынь, ещё до Штатов 1764 года упразднённая. Находилась в Вологодской Епархии в Грязовецком уезде от города Грязовца к Арсеньеву монастырю на половине пути, а от Вологды к юго-востоку в 35 вёрстах. Пустынь сия основана около 1499 года Преподобными Авксеньтием и Онуфрием, коих и мощи там почивают под спудом. В 1588 году она и с селением своим приписана была к Корнильеву Комельскому монастырю. В половине XVII столетия освящён в тёплой церкви престол во имя Благовещения Богородицы Корнильева монастыря Игуменом Антонием. Ныне на месте этой пустыни стоит приходская церковь во имя Живоначальной Троицы с приделами св. благоверных Царей Константина и Елены и Великомученика Димитрия Солунского, и при них один Священник с причтом. Перынь или Перынский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

18. Иосиф, упоминается около 1558–1563 гг. 19. Иона (в мире Иоанн) Борзобогатый-Красенский 22 , был епископом в 1567–1585 гг. 20. Исаакий Борискович-Черичицкий, хиротонисан в Киеве в 1620 г. Иерусалимским патриархом Феофаном, умер в 1630 г. на покое в Киево-Печерской Лавре. 21. Афанасий, а по другим Александр Пузына, 1630–1651 гг. 22. Иосиф Чаплиц, 1651–1657 г.; чрез него митрополит Киевский Иов Борецкий сделал предложение царю Михаилу Феодоровичу принять Украину под своё покровительство. 23. Дионисий Балабан, переведён из епископии Холмской в 1657 г; в этом же году он был избран в митрополита Киевского, но царём Алексеем Михайловичем в этом сане не был утверждён. 24. Гедеон (в мире Григорий) Святополк, князь Четвертинский, с 1657 г. В 1684 г., гонимый униатами, он удалился в Чигирин под защиту Малороссийского гетмана Ивана Самойловича, и 8 июля 1685 г, был избран на митрополию Киевскую. При нём был положен конец зависимости Киевской митрополии от Константинопольского патриарха: он принял посвящение в сан митрополита не от этого патриарха (как до сих пор было), а от Московского патриарха Иоакима в 1685 г. 8 ноября. 25. Афанасий Шумлянский, 1685–1694 гг. 26. Дионисий II (в мире Димитрий) Жабокрицкий, поминат – (только наречённый) епископ Луцкий (двоеженец) и прототроний митрополии Киевской, избран 11 марта 1694 г. В 1702 г. он принял унию; Луцкое братство пожаловалось Петру I и Жабокрицкий был схвачен и заточён 23 . 27. Кирилл Шумлянский, хиротонисан в 1711 г. в Киеве и был последним православными епископом Луцким и вообще на Волыни. Гонимый униатами, он в 1712 г. удалился в Киев; в 1715 г. определён был в Переяславль со званием коадъютора Киевского митрополита, где и умер. Вместе с ним прекратило своё существование и Луцкое православное братство 24 . Литва, завладев в 1321 году западнорусскими областями, не теснит русской народности, но сама усвояет её себе. Когда ещё не существовала Литовская письменность – русская имела уже издавна на церковном наречии библию и богослужебные книги, а на общеупотребительном – не только законодательные, дипломатические и судебные акты, но и летописцев, сохранивших от забвения историю западного русского края и достоверные известия о самой Литве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

К этому списку можно добавить еще один пункт: 13. Покровская церковь знаменитого ансамбля на острове Кижи (республика Карелия, Медвежьегорский район, остров Кижи). По результатам последних исследований, было установлено, что ее возводили в несколько этапов: в 1694 году, затем в 1720-е годы. В 1764 году ее перестроили в нынешнем виде. В 1694-1720-е годы она по конструкции и декору представляла собой храм прионежской школы Вполне вероятно, что первоначально ее венчал высокий шатер (или, во всяком случае, должен был венчать согласно первоначальному замыслу зодчего, подготовившего для него опорные конструкции, сходны с такими же опорами в согинском храме) хотя некоторые исследователи не разделяют эту точку зрения Таким образом, храмы прионежского типа образуют группу, состоящую на данный момент из 18 церквей. Из них девять утрачены и известны только по описаниям и фотографиям, четыре нуждаются в срочной реставрации, а одна перестроена до неузнаваемости. Делать какие-либо обобщающие наблюдения при таком положении вещей можно только очень приблизительно, так как часто мы не располагаем даже точной датой возведения того или иного храма. Тем не менее, в этой группе были выделены две подгруппы по этнографическому и конструктивному признакам. Прежде чем говорить об их особенностях, уместно назвать признаки, общие для всех храмов прионежской школы. Первый из них – ярусное построение конструкции. В большинстве случаев храмы этого типа представляют собой тип «восьмерик на четверике». Обычно на четверике установлены два восьмерика, при этом каждый ярус имеет расширение снизу вверх. Верхний восьмерик значительно меньше по высоте и увенчан шатром. В некоторых случаях (Петропавловская церковь в селе Лычный остров – 1620 год, Варваринская церковь в Яндомозере – 1650 год) второй восьмерик достраивали уже в XVIII столетии Каждый из ярусов завершается широким повалом. Характерная деталь - декор в виде фризов из фронтонов (их могло быть один или два). На разных храмах фризы расположены в верхней части восьмериков или проходят на середине высоты. Трапезная и алтарный прируб чаще всего прямоугольные в плане и перекрыты на два ската, но иногда имеют и завершение в виде бочки

http://sobory.ru/article/?object=05946

Григорово. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь, Пророко-Ильинская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Илии Пророка , Казанской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1808 и 1815. Адрес: Владимирская область, Александровский район, Григорово Координаты: 56.309376, 38.472359 Проезд:По дороге с.Площево - г.Струнино, после поворота на " Лизуново, Гидеево, Перематкино " , следующий поворот налево, перед автобусной остановкой, далее по грунтовой дороге. Указателя населённого пункта нет. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В конце 17 века в двух верстах от Григорова находилось кладбище на реке Грязевке. На этом кладбище священник села Тимофеевского Анания Исаев в 1694 году построил деревянную церковь во имя Пророка Илии. Ныне существующая каменная церковь построена на месте деревянной в 1808-1815 годах. В советское время закрыта и разорена, разрушена глава и колокольня. Из книги протоиерея Олега Пэнэжко " Храмы г.Александрова и окрестностей " , 2003 год. Небольшая церковь в духе традиционного зодчества. В трапезной помещался Казанский придел. Григорово-Нееловский приход. " Село Григорово-Неелово находится в 140 верстах от губернского города и в 20-ти от уездного. В конце XVII столетия в двух верстах от нынешнего села Григорова-Неелова на речке Грязевке находилось пустое кладбище, время и причины запустения коего неизвестны. На этом пустом кладбище священник села Тимофеевского, вотчины кравчаго Кирилла Алексеевича Нарышкина, Анания Исаев построил вновь в 1694 году церковь во имя св. пророка Илии: " и Св. иконы и книги и всякую церковную утварь покупал и заводил на свои деньги " . При церкви тогда числилось 6 приходских крестьянских средних дворов, земли церковной пахатной 13 четв. в поле, сенных покосов 20 копен и дани было положено 17 алтын, заезда гривна. Самостоятельного священника к церкви не было определено; хозяином церкви и церковной земли оставался вышеназванный поп Анания Исаев, который и нанимал от себя священников на определенное число лет, а иногда и сам " наездом " отправлял богослужение и требы.

http://sobory.ru/article/?object=06841

42 . ГЕДЕОН Вишневский хиротонисан в 1728 году, Июня 19, из Ректоров Московской Академии. Скончался в 1761 году, Февраля 2. Погребён в Соборной церкви. 43 . ПАРФЕНИЙ Солковский. В 1761 году, Марта 7, переведён из Викариев Новгородских. В 1795 году, Марта 7, скончался. 44 . ДИМИТРИЙ Устинович. В 1795 году, Мая 12, переведён из Переславля. В 1805 году, Мая 26, скончался. 45 . СЕРАФИМ Глаголевский. В 1805 году, Июля 7, переведён из Вятки и находится доныне. Глава III. Епархия Нижегородская и Арзамасская Епархия сия учреждена при Государе Царе и Великом Князе Алексии Михайловиче в 1672 году. А) Митрополиты Нижегородские и Алаторские 1 . ФИЛАРЕТ, хиротонисан в 1672 году, Июня 2, из Архимандритов Владимирского Рождественского монастыря. Через 13 лет и 9 месяцев правления, в 1686 году, оставил Епархию, и в 1694 году, Сентября 22, посхимившись, скончался в Макарьевском Желтоводском монастыре по 9-летнему там пребыванию. В схиме же имя ему Феодосий. 2 . NABEЛ I хиротонисан в 1686 году, Марта 7, из казначеев Нижегородского Архиерейского дома. Скончался в 1697 году, Сентября 22. Погребён в Кафедральном соборе. 3 . ТРИФИЛЛИЙ Инихов хиротонисан в 1697 году из Архимандритов Новоспасского монастыря. В 1699 году, Июля 23, переведён на Епархию Крутицкую. 4 . ИСАИЯ хиротонисан в 1699 году, Июля 23, из Архимандритов Новоспасского монастыря. Сослан в Кирилло-белоезерский монастырь по ссоре с болярином Иваном Алексеевичем Мусиным-Пушкиным. 5 . СИЛЬВЕСТР Волынский хиротонисан в 1708 году из Архимандритов Троицы Сергиева монастыря. В 1719 году, Марта 22, переведён в Смоленск. Б) Архиепископ 6 . ПИТИРИМ хиротонисан сперва в Епископа в 1719 году, Марта 23, из Архимандритов Успенского Кержебельмашского монастыря, потом пожалован Архиепископом в 1734 году. По 19-летнему правлению, в 1738 году, Мая 8, скончался. Погребён в Кафедральном Соборе. В) Епископы 7 . ИОАНН Дубинский хиротонисан в 1739 году, Февраля 25, из Игуменов Черниговского Думницкого монастыря. Уволен от Епархии в 1744 году за болезнью. Скончался в 1743 году, Января 21. Погребён в Нижегородском Кафедральном Соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

401 Раскольники так, действительно, и делали, нося при себе запасные дары в особых мешочках, как это видно из примера олончанина Марка (Евфросин, стр. 68). 403 Игнатий, посл. 3, стр. 170. – Собр. пост. по в. п. и. V, 135, 136. – Неизвестно также, откуда брал «причастие» чернец Тимофей рогозерский, о котором шел слух, что он, «пересвятив» по своему церковь в Пудожском погосте 21 июля 1693 года, – будто бы в ней и «литургию служил» (А. И. V, 386–9). 404 Розыск, стр. 604. М. 1847. – Хотя свидетельство это записано около 1708 или 1709 года, но оно важно и для истории раскола XVII века, ибо говорит не о раз бывшем случае, а об обычае, который установился издавна. И само собою разумеется, что раскольники не могли пробавляться остатками дониконовских запасных даров десятки лет. По всей вероятности такой же смысл следует придавать и известию об одном из сибирских расколоучителей – чернеце Иване кодском, который «да надолзе пребудет причастие» – к нему «примешивал овсяную муку». (Игнатий, посл. 3, стр. 60–1). 410 «Сказание о московском поповщинском соборе 1779–80 года» говорит, что в первые времена раскола была случаи перевенчивания полным венчанием брачившихся в церкви в случае их присоединения к расколу (М. 1888, стр. 13–14). 411 На Яике поп Петр венчал, как и вообще «службы отпускал, в неосвященной церкви» (Доп. А. И. XII, 215, 217). 414 «Житие» Феодосия Васильева: Н. Попов – «Мат. для ист. безпопов. соглас. в Москве». М. 1870, стр. 5. 415 Евфросин, стр. 57. – На Керженце проживал расколоучитель диакон Стефан. Его последователя «брак блудом нарицали, себя называли девственниками», случаи блудного падения «не ставили в грех». Хотя это свидетельство записано около 1708 или 1709 года, но Стефан тогда уже умер и, может быть, он «учил» еще в XVII веке («Розыск», 605–6. М. 1847). 416 Несколько позднее сам Феодосий явился нарушителем правил собора 1694 года. Легко было определить, чтобы присоединяющиеся к расколу супруги расходились на девственное житие, по гораздо труднее оказалось применить это определение к делу. Всякому было понятно, что толк впредь не может рассчитывать на большое число новых последователей. В то же время и тем, которые уже состояли в расколе и вели брачную жизнь, приходилось или нарушать заповедь безбрачия, подвергаясь и епитимьям и отлучениям, или же разорвать узы семейной жизни, что, конечно, было не легко. В виду этих затруднений Феодосий Васильев стал учить, что брак, заключенный до перехода в раскол есть брак законный и расторжению не подлежит. Это было прямым нарушением четвертого правила собора 1694 года. Тогда Феодосий со своими единомышленниками жил уже в Польше, куда он ушел в 1699 году. Протест последовал со стороны поморских ревнителей «чистого жития», скоро кончившийся разделением между поморцами и федосеевцами. Памятниками этой борьбы служат послания начала XVIII века: а) с Выга в Польшу и б) из Польши на Выг (Ркп. Публ. библ. О. I. 358).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Все определения собора касаются чистоты жизни отцов и чад федосеевской церкви. Ничего нового, сравнительно с определениями Новгородского собора 1694 года, приговор 1739 г. не дает. Даже самый текст последнего является очень близким перифразом определений 1694 года, а иногда и буквальным их повторением. Несомненно, таким образом, что отцам 1739 года определения 1694 года были хорошо известны. Впрочем они и сами ясно подтверждают это в конце своего «приговора», заявляя: «а прочее все творити нам как у прежних отцев и страдальцев в писме положено» (л. 62 обор.). Сходство предмета и выражений в обоих памятниках показывает, что под «писмом прежних отцев и страдальцев» разумеются именно определения 1694 года А эта близость текста «приговора» 1739 г. к Новгородским определениям 1694 года легко объясняется тем, что это последнее рукописание для федосеевцев последующего времени должно было иметь чуть ли не символический авторитет, и выражения его, как выражения «отцов и страдальцев», в официальных случаях должны были являться т. ск. классическими. Мотивы собора 1739 г. не указаны в его «приговоре». Можно однако предполагать их на основании самого содержания «приговора». В начале его отцы заявляют: «приговорили мы вкупе чтобы нам по правилом святых отец чинить»; – а затем тотчас и подтверждают правила 1694 года касательно целомудрия жизни самих же наставников… Была значит нужда в специальном соборном понуждении к исполнению отеческих правил. А если в 1694 году Новгородские отцы делали свои постановления вследствие того, что раньше было «слабенько попущено» много погрешностей в жизни наставников, то значит и теперь жизнь пастырей и пасомых опять стала слишком заметно уклониться от должной чистоты. – Затем мы должны принять во внимание в качестве одного из мотивов для созвания федосеевцами собора в 1739 году и поезд в Марте этого года в Поморье «комиссии» Самарина. Со времени этой «комиссии» вера поморская пала в глазах федосеевцев еще более. Возможно, что заботливые федосеевские отцы, составляя свой приговор 11 июня, и имели, между прочим, в виду напоминанием отеческих заветов укрепить веру своих пасомых и предохранить их от новых поморских соблазнов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Еже, – отвечало послание, – вы прислали исповедь попа Алексея... мы ту исповедь слышали... Тому... Алексею ради настоящего нужного времени и ради его страдания... служити». Новопоставленный поп Алексей, «страдавший» за раскол – лицо неизвестное. 149 Для истории внутренней жизни в расколе настоящее послание имеет важное значение: оно показывает, какие вопросы волновали раскол в то время, и какое значение имели для решения их руководственные послания Аввакума. Печатаем настоящее послание под 5. 8. Приговор или уложение новгородского собора 1694 года Ркп. Каз. Ак. 1750, в 4-ку, лл. 256–64. Отрывки из этого уложения известны со времени издания «Полного исторического известия о раскольниках», 150 но в труде первого историка раскола было допущено нечто такое, вследствие чего и доселе в литературе по расколу держится неверное мнение. Было два собора у новгородских раскольников – один в 1692, другой в 1694 году. Между тем исследователи говорят лишь об одном соборе – 1694 года. Причиной этого служит то, что у Иоаннова соединены в одно два документа. Отмечая это здесь под строкой, 151 мы печатаем текст уложения 1694 года в приложениях под 6. 9. Р. S. «Жития». – «Сказания». – «Повести». – «Слова» Чтобы закончить первый отдел источников для внутренней жизни раскола, в Р. S. назовем еще составленные в рассматриваемый нами период времени: а) «жития», которые писаны были собственно с ближайшею целью прославления раскола, но имели и некоторое руководственное значение для жизни раскольнических общин, и во всяком случае содержат в себе характерные указания для истории внутренних вопросов в расколе; б) особые »сказания« и »повести " : они – тенденциозного происхождения, имеют в основе или ложно освещенные факты, или нечто прямо вымышленное, но по этой именно своей тенденциозности являются характерным показателем настроенности раскола и помогают понять значение интересовавших его вопросов. Итак, мы называем здесь следующие памятники: а) Житие протопопа Аввакума, им самим составленное. V, 1–113.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010