Учителя семинарии, одетые в однообразные парчёвые стихари, перенесли крест, весь украшенный натуральными цветами, из кегостровской церкви на катер. Медленно и величаво было шествие этого креста, окруженного множеством судов, наполненных окрестными жителями. Колокольный звон во всех церквях и выстрелы береговых орудий как бы нетерпеливо привлекали его к стенам города. Преосвященный Евлапий, олачённый в саккос, пожалованный в этот же самый день за сто лет с лишком Петром I-м Архиепископу Афанасию, встретил желаемое сокровище с духовенством, военными и гражданскими чинами на таможенной пристани. Здесь выдающиеся купцы приняли крест на свои рамена и процессия двинулась к Собору между двумя рядами войска, отдававшего честь с музыкой и барабанным боем. По внесении в Собор, крест поставлен был на южной стороне храма. В скором времени городским обществом было устроено для него помещение под балахином, основанном на четырёх столбах. На верху утроен Российский герб и вензельное изображение имени Императора Александра. По сторонам креста, на тумбах, поставлены резные изображения ангелов, которые держат овальные щиты, украшенные при епископе Неофите в 1822 году. На правом щите сделана следующая надпись: «Петр Великий, Самодержец Всероссийский, шествуя по Белому морю в 1694 году в Соловецкий монастырь, воспящен был морским волнением, но улучив благоприятный вход в губу, унскими рогами называемую, сей святой крест при Пертоминском монастыре, где вышед на берег Июня 2-го дня и воспел в храме благодарственные Господу Богу, Царю Царей, Помазанников Своих спасающему, своими руками соорудив, нес оный из монастыря до того самого места, на котором после бури вступил на берег со своей знаменитой свитой, где и поставил оный во славу Христа Спасителя, и в память грядущим родам положив на подножие креста сего надпись собственную рукою вырезанную: DAT KRUIS VAKEN KAPTEN HITER VAV. A .CHT. 1694. СЕЙ КРЕСТ ПОСТАВИЛЪ КАПИТАНЪ ПЕТРЪ ВЪ ЛЪТО ХРИСТОВО. На левом щите сделана надпись: «Александр Первый, Самодержец Всероссийский, прославляя дела Петра Великого – сей святой крест - сто одиннадцать лет на бреге Пертоминском монастыре стоявший, Всемилостивейше, снисходя прошению Архангельского общества, благоволил повелеть перенести в град Архангельск, который со священным благоговением с места своего поднятый и препровожденный, и с торжественной почестью из Кегострова прихода усретенный, в сем храме Пресвятой Троицы поставлен 1805 года Июня 29 дня во украшение и славу града и самим Государем Императором Александром Первым при Высочайшем посещении града Архангельска, и осматривании сего, достолепным поклонением почтен 1819 года Июня 30 дня».

http://sobory.ru/article/?object=15384

Во время второй поездки в Архангельск в 1694 году царь со свитой отправился в Соловецкий монастырь на новой яхте " Святой Петр " , построенной к его приезду. На подходе к Унской губе судно попало в шторм, только чудом вышло в безопасное место близ Пертоминского монастыря, все люди остались живы. В честь этого государь собственноручно вытесал из сосновых бревен крест и велел установить его на морском берегу. На кресте он вырезал надпись по-голландски: " Сей крест поставил капитан Петр в лето от Христа 1694 " . Эта святыня до сих пор хранится в Архангельском музее. Религиозность и любовь Петра к православной традиции выразились в любви к церковному пению - он пел на клиросе и читал за Божественной литургией Апостол. Сохранились многочисленные свидетельства о его отличном знании церковной службы - государь нередко поправлял в храме священников, когда те сбивались или путались. О глубокой вере свидетельствуют не только эти факты, но жемчужина Санкт-Петербурга - Исаакиевский собор. Будущий император родился 30 мая 1672 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, и очень почитал святого. Первая Исаакиевская церковь появилась напротив Адмиралтейства в 1707 году, и через продолжительное время, после многих планов и построек превратилась в то, что мы видим сейчас, - в величественный Исаакиевский собор. Многие знают про реформы Петра Великого, касающиеся многих сфер жизни общества, но мало кто знает, что в начале XVIII века начался процесс полноценного православного освоения и подвижничества в Сибири. К середине XVIII века количество храмов в Российской империи выросло втрое, но процесс этот начался еще в начале века. Несмотря на противоречия, исторический образ - именно образ и пример самоотверженного служения Петра Первого - важны для научения подрастающего поколения и для вдохновения на новые свершения для блага государства и общества. Но самая важная часть в наследии Петра - это становление России в качестве полноценной империи, самостоятельной части мира, которая подарила человечеству великолепные образцы искусства. Именно это наследие должно стать фундаментом, на котором произойдет единение российского общества.

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-mitr...

а) В церковном архиве хранятся: манифест о смерти Петра I и восшествии на Всероссийский престол супруги его Екатерины Алексеевны, напечатанный 1725 г. генваря 28 дня; манифест о смерти императрицы Екатерины Алексеевны, присланный 1727 г. мая 12 дня; манифест о присяге Петру II, печатанный 1727 г. мая 7 дня. б) В самой описи 1804 г. написано: «Антиминсов три, тонкаго холста, первый данный в оную церковь от Преосвященнаго архиепископа Досифея в 1732 году, во всем крепкий, вторый и третий – от Преосвященнаго епископа Епифания в 1694 году». Следовательно, ясно, что придельные престолы освящены никак не позже 1694 г. в) На то же указывает находящаяся в церковной библиотеке постная Триодь м. п. 1693 г., на которой надпись говорит: «В Димитриевскую церковь села Ряснаго, в отчину стольника и полковника сумскаго полка Андрея Герасимовича Кондратьева», т. е. того самого, который в 1708 г. был умерщвлен раскольничьеюшайкою бунтовщика Булавина па Дону. Кроме помянутой Триоди в нынешнем храме сохраняются древние книги: Евангелие в лист м. п. 1697 г. , другое м. п. 1748 г., цветная Триодь м. п. 1692 г., Служебник ч. п. 1747 г. В 1814–1815 гг. в Рясном построен каменный храм с тремя прежними престолами усердием владельцев Димитрия Андреевича и сына его Константина Димитриевича Хрущовых. Новый великолепный храм освящен был ахтырским протопопом Феодором Щербинским в октябре 1816 г. В настоящее время богослужение совершается на одном только среднем престоле, посвященном чествованию святого великомученика Димитрия (Мироточивого); престолы же, находящиеся в южной и северной стороне храма, по усердию благодетельного помещика Константина Хрущова, обновляются и приводятся в благолепное состояние. Храм отличается богатою утварью. Исповедные росписи и метрики Димитриев-ской церкви с. Рясного начинаются с 1739 г. По переписи 1732 г. в Рясном 412 душ муж. пола. По ведомостям число прихожан, жителей Рясного, Александровки и Таратуты, в 1730 г. – 578 муж., 558 жен., в 1750 г. – 619 муж., 603 жен., в 1770 г. – 660 муж., 674 жен., в 1790 г. – 700 муж., 708 жен., в 1810 г. – 744 муж., 772 жен., в 1820 г. – 673 муж., 732 жен., в 1830 г. – 673 муж., 655 жен., в 1840 г. – 688 муж., 773 жен., в 1850 г. – 903 муж., 1007 жен. пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В самом начале его святительства по его благословению был создан Печеникский девичий монастырь, и он сам освятил храм этой обители в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1694 году по его благословению был основан Любецкий скит в двух верстах от Любеча; в 1694 году святитель освятил в Домницком мужском монастыре храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а летом 1695 года — величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине горы Болдинской, близ древнего Ильинского монастыря. При святителе Феодосии в Черниговской епархии замечается особый подъем в усилении иночества. Святитель уделял также большое внимание духовенству и был строго разборчив при выборе кандидатов священства. Он особенно покровительствовал черниговским духовным школам, приглашал в них из Киева ученых монахов, среди которых был святой Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский, сделавшийся впоследствии помощником и преемником святителя и устроителем черниговских духовных школ. К нему часто обращались за помощью и советом не только православные, но и лица других исповеданий. По преставлении преосвященного Лазаря (3 сентября 1693 г.) управление Черниговской епархией святителем Феодосием продолжалось недолго. Чувствуя приближение смерти, он вызвал к себе в Чернигов наместника Брянского Свенского монастыря святого Иоанна (Максимовича) и возвел его из иеромонаха в архимандрита Черниговского Елецкого монастыря. В новом архимандрите он заранее готовил себе преемника. 5 февраля 1696 г. святитель Феодосий скончался и был погребен в Черниговском кафедральном Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в особо сделанном для того склепе. Впоследствии его преемник святитель Иоанн (Максимович) построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах в благодарность за чудесное исцеление от тяжкой болезни. С тех пор благоговейное почитание святителя Феодосия становилось все распространеннее. О необычной скромности святителя Феодосия, как особом благодатном даровании, свидетельствовала вся его подвижническая жизнь и сокровенная помощь тем, кто возносил ему молитвы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Поэтому в церкви сохранилось много принадлежностей монастыря, именно: 1) напрестольный крест сребропозлащенный осмиконечный с частями животворящего древа и св. мощей угодников, сооруженный в 1703 году при игумене Софронии; другой крест осмиконечный же, обложенный тонким сребром без надписи. 2) Богослужебные сосуды: дискос, потир, лжица и звездица сребропозлащенные и при них два блюдца серебрянные; потир, дискос и тарелочки оловянные; кадило сребропозлащенное; все эти сосуды, кроме оловянных, пожертвованы при игумене Ефреме в 1700 году. 3) Богослужебные книги: Евангелие в лист, изд. 1698 г., евангелие в ½ листа, изд. 1662 г. таковые же, изд. 1701 и 1694 г.; апостол, изд. 1726 г. лествица, изд. 1647 г., скрижаль, изд. при патриархе Никоне; месячные минеи за весь год, изд. 1692 г., 1694 г., 1693 г.; триодь цветная и постная, издан. 1699 г. Из письменных памятников остался от монастыря синодик с подписью: " Синодик (сей) города Уржума, Спасского Чепоцкого монастыря, писан на Москве лета 7196 г. июля в 19 день при игумене Макарии " . Синодик писан частию киноварью с таковыми же орнаментами. Синодик очень объемистый, в нем записано несколько сот родов с различными вкладами (книгами, иконами, деньгами, животными и т. п.). В синодике запись велась с 1688 по 1770 год. 4) Иконы: Преображения Господня размера 1½ ар. х 1 ар. 5 в., половина серебряная, половина медная; Владимирской Божией Матери, пожертвованная Тихоном, митрополитом Казанским, при освящении им храма в 1718 г., в сребропозлащенном окладе с таковым же венцом, размера 7х6 в. с надписью кем и когда пожертвована: Смоленской Божией Матери в сребропозлащенной ризе с массивным чеканным венцом, размер 9х8 вер., пожертвована в монастырь Иосифом Архиповым на вечное поминовение; Пресвятой Живоначальной Троицы с небольшими серебряными венцами и медным окладом, размера 1 ар. 10 вер. х 1 ар. 5 вер.; Господа Вседержителя, древнего дорятского письма по золотому фону, размера 2½ ар. х 1 ар. 15 вер.; Тихвинской Божией Матери с медными венцом, подвескою и окладом, размера 1 ар.

http://sobory.ru/article/?object=35165

В 1694 г. Л. были отстранены от преподавания в Славяно-греко-латинской академии. Судя по документам Посольского приказа, одной из причин их отстранения было послание Иерусалимского патриарха Досифея II, выдвинувшего ряд обвинений против Л. Братьям было разрешено остаться в Москве. В 1694-1697 гг. они давали уроки итал. языка, в 1697-1700 гг. преподавали в школе по изучению итал. языка, состоявшей в ведении Разрядного приказа. В янв. 1704 г. Л. были удалены в Ипатиевский во имя Св. Троицы мужской монастырь в Костроме, где пробыли до янв. 1706 г. Там они продолжали полемическую деятельность, составили учебник греч. грамматики пространной редакции. В нач. 1706 г. Новгородский митр. Иов добился освобождения Л. и позволения переехать в Новгород, где они почти сразу открыли школу. В кон. 1707 г. Софроний Лихуд был вызван в Москву, возглавил школу греч. языка (в академии в то время греческий не преподавался). В 1712 г. он был привлечен к работе над исправлением слав. перевода Библии, к-рая велась на Печатном дворе. Текст, к-рый был правлен в 1713-1721 гг. Софронием Лихудом и его коллегами по библейской комиссии ( Феофилактом (Лопатинским) , Поликарповым-Орловым, Н. Головиным и др.) (правленная рукопись: ГИМ. Син. 22), был положен в основу издания в 1751 г. Елизаветинской Библии. Показательно, что основная тенденция справы состояла в устранении специфически книжных «еллинизмов», что делало церковнослав. язык более понятным и приблизило его к русскому языку (см.: Бобрик М. А. Книжная справа 1-й пол. XVIII в. и проблемы нормализации русского литературного языка: АКД. М., 1988. С. 6-7). В 1723-1729 гг. Софроний являлся архимандритом Солотчинского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря , в 1730 г. переведен в Новоспасский московский в честь Преображения Господня монастырь , скончался в том же году. Иоанникий Лихуд вернулся из Новгорода в Москву в 1716 г., умер в следующем году, погребен в Заиконоспасском монастыре. Л. стали основателями филологической школы, во многом определившей развитие лингвистической мысли России в 1-й пол. XVIII в. Лингводидактическая концепция, воплощенная, в частности, в учебных пособиях Л. по греческому и церковнославянскому языкам, получила дальнейшую реализацию в грамматических трудах их учеников - просветителей и педагогов Поликарпова-Орлова («Технология»: РНБ. Ф. НРСК 1921. 60; РГАДА. Ф. 381. 1241; Ф. 201. 6) и Ф. Максимова, выпускника греко-слав. школы в Новгороде (Грамматика славенская, вкратце собранная. СПб., 1723). Богословско-полемическая, проповедническая деятельность

http://pravenc.ru/text/2110625.html

Они здесь провели три дня. В память избавления от бури царь срубил крест с голландской надписью: «DAT KRUYS. MAKEN. KAPTEIN. PITER VAN. A. CHT. 1694.». (Сей Крест поставил, капитан Петр, в лето Христово 1694). Крест этот был четырехконечным 1 ½ сажени высоты; находился в монастыре до 1805 года, затем был перенесен в Архангельский кафедральный собор, а на его месте была установлена точная копия петровского креста. Тогда Петр I внес в монастырь значительный денежный вклад: на строительство ограды 2000 гривен, содержание братии 600 гривен, другие дары впоследствии подтвердил грамотами. Монастырь в свое ведение получил территорию Красный горы со всеми озерами, рыбной ловлей, пахотной землей, покосами, лесами и варницами, а также все тони от Красной горы до речки Чухчи и другие земли. В то лето царь оставил своего офицера для строительства монастырских зданий, при котором были построены каменные для братии кельи, «и от келей саженей на дватцать ограду и на углу башню» выстроил. Параллельно велось строительство жилищных и хозяйственных сооружений, из которых до наших дней в перестроенном виде дошел каменный корпус келий 1700 года. За пределами монастыря располагались конный и коровий дворы, гумно с овином, мельница ветряная, кузница, кирпичный завод. На самом берегу стояла рыболовная изба. На пристани «Лодейной» стоял амбар «гостиной», около пристани – две лодьи с парусами, карбасы. В 1764 году по установлению новых штатов Пертоминский монастырь оказался в числе упраздненных. Монахи были переведены в Ламбасскую пустынь Пинежского уезда, а сама обитель обращена в приходскую церковь. Однако в 1778 году, по ходатайству братии, монахи из Ламбасской пустыни возвращены обратно, и Пертоминский монастырь вновь возродился. Следующий строительный этап приходится на XIX век. Монастырское хозяйство к этому времени было внушительным. Монастырь продолжал заниматься кирпичным производством и смолокурением: имел кирпичный и смольный заводы. Солидным подспорьем были конный и скотный дворы, кузница и другие хозяйственные постройки.

http://sobory.ru/article/?object=15384

Устюжна. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Хорошо сохранившаяся церковь Устюжны — в честь Казанской иконы Божией Матери — возведена в 1694 году на деньги купца Строганова и является образцом нарышкинского барокко. Расположена на самом красивом и возвышенном месте города Устюжна, на правом берегу реки Ворожи. Как и другие строгановские храмы, Казанская церковь замечательна белокаменными узорами вокруг окон. Основной квадратный обьём храма поднимается над низкими приделами, гранёные главы стоят на двухъярусных барабанах. Рядом с ней — шатровая колокольня, построенная в 1764-1767 годах. Внутри фрески XVIII века. Церковь действующая, рядом с храмом находится городское кладбище. Ансамбль Казанской церкви - памятник культуры и истории федерального значения - находится в восточной части города и замыкает собой главную улицу города Карла Маркса. В него входят: церковь Казанской иконы Божией Матери, часовня, колокольня, сторожка, усыпальница и несколько хозяйственных построек: ворота, ограда. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ История Устюжны, особенно в ту эпоху, когда здесь появилось множество новых церквей, в том числе и храм Казанской иконы Божией Матери, косвенным образом связана с преобразованиями Петра Великого. В первые годы XVIII века Пётр велел построить в Устюжне Ижинский железоделательный завод, который долгое время обеспечивал мушкетами и пушками всю русскую армию. Впрочем, ещё в допетровские времена, в XVII веке, Устюжна была, как бы сейчас сказали, крупным металлургическим центром, - пожалуй, вторым по известности после Тулы, знаменитой своими оружейными заводами. Город даже носил название Устюжна Железнопольская. Большую роль в истории Устюжны и всего Вологодского края сыграло семейство Строгановых, крупных промышленников, землевладельцев и государственных деятелей. Григорий Дмитриевич Строганов - промышленник, финансист и политический деятель - особенно часто наезжал в Устюжну в конце XVII века. Во время своих приездов Строганов останавливался в принадлежавших ему домах на другом берегу реки Мологи, где постоянно жили его приказчик и дворовые люди. На средства Строганова и была возведена в 1694 году церковь Казанской иконы Божией Матери. Храм возник не на случайном месте. Ещё в XVII веке, до появления здесь деревянной церкви, на том самом месте произрастал сосновый лес. Поводом к его возведению послужило явление Казанской иконы Богоматери местному юродивому Афанасию, по прозвищу Железный Посох. Афоня подолгу молился в дремучем лесу на окраине города и однажды увидел на дереве неведомо откуда там появившуюся икону Казанского образа Богородицы. Это был знак свыше. Устюженцы решили возвести на этом месте храм, в честь этого знаменательного события.

http://sobory.ru/article/?object=00239

Пертоминскому монастырю «взамен была оставлена точная копия с него», установленная в, специально построенной для этого, часовне 577 . По внесению в Свято-Троицкий собор, крест был поставлен на южной стороне храма между иконами Святых апостолов Петра и Павла. Спустя некоторое время, по инициативе городского общества было устроено для него помещение под балдахином, основанном на четырех колоннах. Наверху устроен герб Российский и вензельное изображение имени Императора Александра I. По сторонам креста, на тумбах, поставлены были резные изображения ангелов, держащих овальные медные щиты, украшенные при епископе Архангельском и Холмогорском Неофите в 1822 году. На правом щите была сделана следующая надпись: Великий, Самодержец Всероссийский, шествуя по Белому морю в 1694 году в Соловецкий монастырь, воспящен был морским волнением, но, улучив благоприятный вход в губу, Унскимн рогами называемую, сей святой крест при монастыре, где вышел на берег июня 2 дня и воспсв во храме благодарственная Господу Богу, Царю Царей, Помазанников Своих спасающему, своими руками соорудив, нес оный из монастыря до самаго места, на котором после бури вступил на берег со всею знаменитою свитою, где и поставил оный, по слову Христа Спасителя, и в память грядущим родам, положив на подножие креста сего надпись, собственною рукою вырезанную: СЕЙ КРЕСТЪ ПОСТАВИЛЪ КАПИТАНЪ ПЕТРЪ ВЪ ЛЕТО ХРИСТОВО 1694» На левом щите, сделанная надпись гласила: «Александр Первый, Самодержец Всероссийский, прославляя великие! дела Петра Великого, – сей святый крест, сто и одиннадцать лет на береге при монастыре стоявший, Всемилостивейше снисходя прошению Архангельского общества, благоизволил повелеть перевести во град Архангельск, который, со священным благоговением, с места своего поднятый и провоженный, и с торжественною почестию из Кегострова прихода усретенный, в сем храме Пресвятыя Троицы поставлен 1805 года нюня 29 дня во украшение и славу града и самим Государем Императором Александром Первым при ВЫСОЧАЙШЕМ посещении града Архангельска и осматриванием сего, достолепным поклонением почтен 1819 года, июня 30 дня» 578 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Государь Император Александр снисходя прошению Архангельского градского общества о перенесении в сей кафедральный собор находившийся Архангельской епархии в Пертоминском монастыре деревянного четвероконечного, мерою шестиаршин, креста, устроенного собственными руками Государя Петра 1694 года, в воспоминание избавления его от ужасной морской бури во время плавания его в Соловецкий монастырь, Всемилостивейше на перенесение онаго благосоизволил; и оный крест 1805 года июня в 29 день, по привезении уже из Пертоминского монастыря в Кегостровский приход, военным губернатором, статскими чиновниками и членами градского общества перенесен в присутствии преосвященного епископа Евлампия, служившего св. литургию в жалованном Государем Петром Великим саккосе, и поставлен в верхней большой церкви на южной стороне; не в долгом после того времени от градского общества сделано нарочитое место на четырех столбах под балдахином на полимент вызолоченных, а на верху того балдахина устроен Российский герб и вензеловое Императора Александра Первого Высочайшее имя. По сторонам того креста при тумбах на пьедесталах поставлены по одному резному и на полимент вызолоченному ангелу, кои держат овальные щиты, устроенные в 1822 году, при преосвященном епископе Неофите; на правом из тех щитов следующая надпись: «Петр Великий Самодержец Всероссийский, шествуя по Белому морю в 1694 году в Соловецкий монастырь, воспящен был морским треволнением, но улучив. благополучный вход в губу, Унскими рогами называемую: Сей святой крест при Пертоминском монастыре, где вышел на берег июня 2 дня, и воспев в храме благодарственные Господу Богу Царю Царей, помазанников своих спасшему, своими соорудил руками, и на монаршеские возложив рамена, нес оный из монастыря до того самого места, на котором после бури вступил на берег со всею знаменитою свитою, где и поставил оный в славу Христа Спасителя, и в память грядущим родам, положив на подножии Креста сего надпись собственною рукою вырезанную: DAT Сей KRUVS MAKEN Крест поставил

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010