Сравнивая церковные описи 1685 и 1698 годов, мы находим, что к началу столетия в монастыре церквей прибыло, именно, внутри соборного храма Воскресения Господня: 1) церковь Архангела Михаила; 2) церковь во имя Всех Святых (под колокольнею); 3) церковь Св. Николая Чудотворца, устроенная Царицею Прасковиею Феодоровною, и 4) подземная церковь во имя Св. Константина и Елены. Кроме сего устроены усердием Царевен Татьяны Михайловны и Правительницы Государства Софьи Алексеевны: а) теплой соборный храм Рождества Христова по Вифлеемскому образцу, и настоящая освящена в присутствии самой храмоздательницы, Благоверной Царевны и Великой Княжны Татьяны Михайловны, 14 Декабря, 1692 года, и снабжена ею всей необходимой утварью и ризницею с истинно Царскою щедростью; б) церковь каменная над св. вратами во имя Входа во Иерусалим Христа Спасителя, начата строением в 1694 году, а окончена и освящена в 1697 году. Из уцелевшего антиминса видно, что и до построения нынешней каменной ограды (1690–1694), на св. вратах прежней деревянной ограды была церковь того же наименования, освященная в 1685 году; в) церковь трех Святителей: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, которая первоначально была устроена на городовой стене, при кельях Святейшего Патриарха Никона , при построении же вкруг монастыря каменной ограды была перенесена на западную сторону монастыря, к, устроенной вновь усердием Царевны и Великой Княжны Татьяны Михайловы, каменной больнице; освящена в 1698 году, 18 Апреля. Все эти церкви также снабжены утварью и ризницею. Сравнивая описи XVII столетия с последнею (составленною в 1837 году) и с наличными вещами, мы удостоверяемся, что все главные драгоценные вещи (утварь) сохранились в целости до настоящего времени; из числа же облачений XVII столетия сохранилось лишь несколько риз (пять) Царских вкладов, оставленных на память, а остальные, по ветхости, уничтожены и заменились в течении XVII столетия новыми. Исчислим вкратце, какие именно из вещей, значащихся по описи 1685 года, уцелели, приводя их в том самом порядке, в каком они следуют по описи (для чего и представлены нами в оной вещей Арабскими цифрами, чего нет в подлинной описи),и с означением, где ныне находятся. По описи 1685 года

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

167. Богоявления, в Богоявленском монастыре. Построена в 1693 г. Внизу церковь Казанской Божией Матери. Приделы внизу: 1) Алексея Митрополита, 2) Феодосия Углицкого, 3) Георгия Великомученика. Приделы вверху: 1) Тихвинской Божией Матери, 2) Св. Пантелеймона, 3) Рождества Предтечи. Последний придел устроен после того, как была разобрана в 1905 году церковь того же имени, построенная около 1672 года, находившаяся при самой улице рядом с часовней. 168. Михаила Архангела, в Андроньевом монастыре. Построена в 1691–1694 годах Царицею Евдокией Феодоровной. Вверху престол Алексея Митрополита. В среднем этаже, кроме главного, престолы: Александра Команского и Иоанна Предтечи. Внизу усыпальница Лопухиных и престол Знамения Пресвятой Богородицы. 169. Воскресения Словущего, что в Кадашах. Находится между Полянкой и Ордынкой, близ набережной. Церковь и колокольня построены в 1687–1695–1713 годах. Обновления и переделки были также в 1802 и 1860 годах. Внизу престолы: 1) Успения Божией Матери, 2) Тихвинской Божией Матери, 3) Николая Чудотворца. 170. Смоленской Божией Матери. Хитров рынок, Подколокольный переулок, при Орловской лечебнице. Построена в 1695 году. 171. Успения Божией Матери, что в Печатниках. Угол Сретенки и Рождественского бульвара. Главная церковь и колокольня построены в 1695 году, нынешние трапезная и часовня в 1898–1903 годах. Приделы: 1) Иоанна Крестителя, 2) Николая Чудотворца. 172. Успения Божией Матери, что в Казачьей. Полянка, угол Казачьего переулка. Главная церковь построена стольником В. Полтевым в 1695 году, обновлена в 1723 г. Нынешние трапезная и колокольня выстроены генеральшей Поздняковой в 1795–1797 годах. Приделы: 1) Утоли моя печали, 2) Семиозерской Божией Матери. 173. Успения Божией Матери, что на Покровке. Построена гостем Иваном Матвеевичем Сверчковым. При входе есть такая надпись: «Лета 7514 октября 25 дня. Дело рук человеческих. Делал именем Петрушка Потапов». В нижнем храме престол Петра Митрополита, на колокольне Рождества Предтечи. 174. Тихвинской Божией Матери, что в Новой Слободе. Новое Сущево, Тихвинская улица. Главная церковь построена в 1694–1696 годах купцом И.Ф. Викторовым. Колокольня выстроена после 1812 г. Пристройки переделаны в 1901–1902 годах. Приделы: 1) Андрея Первозванного, 2) Всех Скорбящих Радости, 3) Серафима Саровского , 4) Феодосия Углицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

5 . ИОАНН, а по Никоновой летописи ИСАИЯ, хиротонисан около 1080 года. В 1112 году, Марта 23, скончался. 6 . ФЕОКТИСТ хиротонисан в 1112 году, Января 11, а по другим – 12, из Игуменов Киево-Печерского монастыря. Скончался в 1123 году, Августа 6. 7 . ГЕРАКЛИД. 8 . ПАНТЕЛЕИМОН скончался в 1142 году. 9 . ОНУФРИЙ хиротонисан в 1145 году. В 1147 году скончался. 10 . ФЕОТЕКН. 11 . ЕВФИМИЙ упоминается в 1148 году. 12 . АНТОНИЙ упоминается в 1158 и 1159 годах. В 1168 году изгнан Князем. 13 . ПОРФИРИЙ упоминается в 1187 и 1238 годах, если только не другой того же имени. 14 . НЕОФИТ был в 1238 году. 15 . ЗAXAPUЙ I. 16 . ГРИГОРИЙ хиротонисан в 1354 году. 17 . ИСААКИЙ пришёл из Царьграда в чине Архиепископа в 1390 году и упоминается в 1401 году. 18 . ИСАИЯ упоминается в 1415 году. 19 . ЕВФИМИЙ. В 1465 году, оставив Епархию, отошёл в Москву, и там скончался. Между-Архиерейство 200 лет. Примечание. В сии 200 лет Черниговская Епархия принадлежала к Смоленской, как видно из надписей Архиереев Смоленских. Б) Черниговские и Новгородо-северские 20 . ЗAXAPUЙ II. 1653 год. 21 . ЗОСИМА Прокопович. 1655 год. В) Архиепископы Черниговские и Новгород-Северские 22 . ЛАЗАРЬ Баранович, в 1657 году, Марта 8, хиротонисан в Яссах из Ректоров Киевской Академии сперва в Епископа, а затем, в 1668 году, Сентября 8, пожалован Архиепископом от Восточных Патриархов с дозволением служить в саккосе. В 1694 году скончался. 23 . ФЕОДОСИЙ Углицкий хиротонисан из Архимандритов Черниговского Елецкого монастыря в 1693 году, Сентября 11. В 1696 году, Января 7, скончался. 24 . ИОАНН Максимович хиротонисан из Архимандритов Черниговского Елецкого монастыря в 1697 году, Января 1. В 1712 году переведён в Сибирскую Епархию. 25 . АНТОНИЙ Стаховский хиротонисан в 1713 году, Сентября 20, из Архимандритов Спасского Новгород-Северского монастыря. В 1721 году переведён в Сибирскую Епархию. 26 . ИРОДИОН Жураковский хиротонисан в 1722 году, Мая 3, из Архимандритов Киево-межигорского монастыря; оставив Епархию, отошёл в оный Киево-межигорский монастырь в 1734 году, и в1736 году в Октябре там скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

42. Варлаам 1-й, с 1575 по 1577 год. 43. Иона 2-й, с 1577 по 1584 год. 44. Митрофан, Дмитровец, с 1584 по 1588 45. Киприан, Балахонец, то есть урожденец города Балахны, с 1588 по 1594 46. Кирилл 2-й, Завидов, переведенный в 1594 году из архимандритов Новгородского Антониева монастыря, в 1605 году поставленный в архиепископы 47. Иоасаф 3-й, переведенный в 1605 году из игуменов Пафнутьева Боровского монастыря, выдержавший в монастыре осаду Поляков, тотчас после осады возвратившийся или возвращенный в Пафнутьев монастырь и здесь убитый Поляками 5 июля 1610 года при взятии и разграблении монастыря Сапегой. 48. Дионисий Зобниновский, Ржевитин, то есть родом из города Ржева, преподобный, поставленный в феврале 1610 года, скончавшийся 10 мая 1633 года, принимавший деятельное (прославившее лавру) участие в освобождении отечества от Поляков, усердно заботившийся о призрении разоренных и избитых Поляками жителей Москвы, исправлявший требник и другие богослужебные книги и подвергавшийся за свои исправления страданиям, один из знаменитых мужей своего времени (местный святой Троицкой лавры). Об обвинении его и келаря Авраамия Палицына в неблаговидном приобретении места для мельницы («Акты юридич.», 1838 г., 37, с. 85, со1. 2 нач.). 49. Нектарий Вязлетин (Вявлетин, Вязмитин), из игуменов Песношских, с 1633 по 1640 50. Адриан, из игуменов Ярославского Толгского монастыря, с 1640 по 1656 51. Иоасаф 4-й, Новоторжец, то есть уроженец города Торжка, из архимандритов Владимирского Рождественского монастыря, с 1656 по 1667 год, в котором поставлен был в патриархи всероссийские. 52. Феодосий 2-й, Арзамасец, бывший священник села Подсосенья, постриженник Троицкий, поставленный из архимандритов Новгородского Юрьева монастыря, с 1667 по 1674 53. Викентий, из архимандритов Владимирского Рождественского монастыря, с 1674 по 1694 54. Иов, постриженник Троицкий, из архимандритов Московского Петровского монастыря, с 1694 по 1697 год, в котором поставлен был в митрополиты Новгородские. 55. Евфимий, постриженник Троицкий, из архимандритов Московского Знаменского монастыря, с 1697 по 1700 год.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

В середине XIX века усадебные палаты были перестроены. В 1866 г. была возведена колокольня с трапезной, а в 1912 г. с юга пристроен придел в честь святителя Николая. В 30-е годы XX века храм был закрыт. Часть иконостаса была вывезена в запасники музея в Коломенском, остальное убранство полностью утрачено. Возрождение церкви началось в 1994 году. http://agios.itkm.ru/8998 Смоленский храм в Софрине был возведён в 1690-х годах стараниями нового владельца бывшего дворцового села Фёдора Петровича Салтыкова, пожелавшего украсить свою усадьбу каменной домовой церковью, красота которой подчеркнула бы его высокое положение при российском дворе. Село, стоящее на древней Троицкой дороге из Москвы в Сергиеву обитель, когда-то называлось Супоневым; имя же Сафарино получило, видимо, в конце XV века, когда эти земли приобрёл купец Иван Сафарин, торговавший в Крыму с иностранцами. Софриным оно стало уже в конце XIX века. Как владение Ивана Сафарина, село упоминается в датируемой 1572 годом духовной грамоте Ивана Грозного, который в ожидании появления на свет дочери, обещал передать ей некоторые подмосковные сёла, и в том числе " село Супонево, Сафарынское Ивана Сафарина " . В эпоху Смуты Сафарино сильно пострадало, превратившись в деревню, ибо от существовавшей в нём прежде деревянной церкви осталось, согласно Писцовым книгам начала 1630-х гг., лишь " церковное место " . В документе 1677 года Сафарино значится дворцовым селом (то есть храм в нём уже действовал), а спустя семь лет переходит в руки боярина Фёдора Петровича Салтыкова - повелением государей Ивана и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны. Вскоре здесь поднялись роскошные двухэтажные палаты, а рядом, буквально в нескольких метрах к востоку от них, - красивейший Смоленский храм, выполненный в формах " нарышкинского барокко " . Храм начали возводить рядом с ветхой деревянной церковью и старинным погостом. В 1740 году ветхую сельскую церковь было решено заменить на такую же деревянную. В одном из выпусков " Русской старины в памятниках церковного и гражданского зодчества " А. Мартынова и И. Снегирёва (М., 1860), в статье, посвящённой сафаринской церкви, указывалось, что на её колокольне имеется колокол, отлитый, согласно надписи на нём, в 1694 году. Этим же годом датировались иконы из иконостаса. Таким образом, с большей вероятностью можно допустить, что именно 1694 год является годом окончания строительства и освящения Смоленского храма.

http://sobory.ru/article/?object=00462

Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи, построенная в 1694 г., является непревзойденным образцом, вершиной народной деревянной архитектуры. В этом произведении с наибольшей полнотой воплотились лучшие традиции русских плотников, крестьянский образец красоты, рожденный в повседневном труде, в постоянной связи с полем, лесом, рекой, родной избой. Здесь соседствуют величие и простота, сила и изящество. Церковь Рождества Иоанна Предтечи является самым интересным образцом деревянных ярусных церквей типа «четверик на четверике». Еще в 1887 году писалось, что «по части русского зодчества наружность церкви представляет редкость и интерес». Такой тип храма некогда был распространен. Так, известно существование подобной церкви в середине XVII века в Ниловой Столобенской пустыни. По метрике, составленной священником Ширковской церкви С. Ильинским к вопроснику, предложенному Императорской Археологической комиссией Академии художеств в 80-х годах XIX века, на основании клировых ведомостей, не дошедших до нас, церковь датируется 1694 годом. За время своего существования деревянная ц. Рождества Иоанна Предтечи подверглась неоднократным ремонтам и дополнениям. В 30-40-х годах XIX века с западной стороны по цептральной оси церкви была пристроена колокольня (не сохранилась). В конце XIX столетия в результате «благолепных поновлений» пластичность деревянных венцов была скрыта под унылой тесовой обшивкой, а трепетные переливы осинового лемеха на куполе сменились металлическим свечением жестяного покрытия. Вот что об этом записано на доске, установленной в храме: «1876 года мая 13 дня... обшился сей Святый Храм при местном притче: Иерей Глеб Соколов, Диакон Михаил Соловьев, Дьячек Дмитрий Постников и пономарь Федор Голубев.» В 1903 году церковь была впервые обмерена академиком архитектуры В.А. Щуко и архитекторами Л.Л. Шретером и Н.Е. Лансере. К 60-м годам ХХ столетия с запустением всего Ширкова погоста деревянная ц. Рождества Иоанна Предтечи пришла в аварийное состояние. Прогнили нижние венцы сруба, из-за протечек в кровле обветшали и прогнили углы четвериков, почти полностью была утрачена главка церкви. Существовавшее вокруг церкви кладбище было закрыто. Кирпичные столбы с ажурным кованым ограждением утрачены. В 1960 году она детально обследована доктором архитектуры А.В. Ополовниковым. Под его же руководством был разработан проект реставрации и восстановления первоначального облика памятника архитектуры. Реставрационные работы на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры выполнены в 1974-1977 годах Осташковским реставрационным участком Тверской области реставрационной мастерской.

http://sobory.ru/article/?object=07387

Орловской Епархии заштатный мужской. Находится при уездном городе Мценске, на левом берегу реки Зуши. Этот монастырь до 1694 года находился внутри самого города в среднем малом остроге, где теперь стоит каменная Петропавловская церковь ; а в 1694 году, Декабря 22, по представлению Игумена Германа, за неудобностью местоположения, резолюцией Преосвященного Евфимия, Митрополита Сарского и Подонского, в области коего состоял тогда город Мценск, переведён на нынешнее место и вновь устроен. Здания в монастыре сем в настоящее время следующие: 1)  ЦЕРКОВЬ каменная соборная во имя св. Апостолов Петра и Павла; 2)  ЦЕРКОВЬ каменная над святыми воротами во имя св. Николая; 3) ОГРАДА каменная; 4) КЕЛЬИ и прочие службы деревянные. Настоятельство Строительское. Мшенская Пятницкая пустынь Упразднённая в 1764 году и в приходскую церковь обращённая, находилась в Новгородской Епархии в Валдайском уезде, расстоянием от Валдая к востоку в 30, а от Новгорода в 180 вёрстах. До Штатов 1764 года приписана была к Иверскому монастырю. В этой пустыни находится ныне одна ЦЕРКОВЬ деревянная во имя св. Мученицы Параскевы, наречённой Пятницы и КОЛОКОЛЬНЯ; при ней земли 30 десятин и 127 дворов приходских. Мыгалевская пустынь Тверской Епархии заштатная мужская. См. Могилёвская. Мытинский Вознесенский монастырь Владимирской Епархии мужской, упразднённый, находился в Гороховецком уезде при селе Мыту на берегу реки Луха. Мядынская Тихонова или Медынская пустынь См. Тихонова Мядынская. Мядынский или Медынский Благовещенский монастырь См. Благовещенский Медынский. Мячева пустынь Мужская, упразднённая. Находилась во Владимирской Епархии в Юрьевском уезде. 11 См. Историю Российской Иерархии, часть II, стр. 624 и след. PDF стр. 785. Абзац начало 13 В Минске, сверх чинимого благочестивым жителям великого гонения и беспрестанного к Унии принуждения, Униатский Плебан Салган Юрьевич приезжал (в 1601 году) с Римлянами и Униатами в Минский Петропавловский монастырь, покушаясь монахов оного обратить в Унию; и едва того монастыря Архимандрит Пётр Пашкович с братией и с благочестивыми, сидя в оном монастыре с оружием в руках и с камнями, через трое суток оный защитил. См. Историческое Известие о возникшей в Польше Унии, собранное и изданное Николаем Николаевичем Бантыш-Каменским 1805 года в долю листа, стр. 146 и 299.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Пушкино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты В 1585 году в селе Пушкино была построена деревянная церковь во имя свт. Николая. Она несколько раз перестраивалась, горела. В 1692 г. св. Патриарх Кир Адриан благословил строительство новой каменной церкви во имя Николы Чудотворца. В 1694 году новопостроенная церковь была им освящена. Позже, в 1871-1876 годах, пристроены колокольня и приделы во имя прп. Сергия и апостола Иоанна Богослова. В середине 1940 года храм был закрыт и разграблен, а в середине 1947 года он был возвращен верующим. С тех пор в храме регулярно совершаются богослужения. По материалам сайта Православное Пушкино - http://www.pues.ru/orthodox/ Белокаменная церковь святителя Николая была построена попечением патриараха Адриана взамен обветшалой деревянной Никольской церкви. Он сам выбрал место для будущего храма и благословил его. В 1694 г. патриарх Адриан освятил церковь. Об этом гласила надпись на белом камне, вделанном в стену внутри Пушкинского храма: «От миросоздания 7200 года, от Рождества же Христова 1692, благоволением Всетворца нашего Бога, с помощью Пресвятые Девы Богородицы Марии, господин святейший Кир Адриан Архиепископ царствующего града Москвы и всея России и всех северных стран патриарх созда сей храм Господен в честь угодника Божия Святителя и чудотворца Николая. Строена из домовния патриаршия казны. Освяти его чинодейством святейший Адриан патриарх со всем священным собором в 7202 году месяца июня в 17 день. Бысть же сие во дни православных монархов и благочестивых наших царей и князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича». Пушкино было в то время патриаршим селом, через него шли богомольцы поклониться нетленным мощам преподобного Сергия Радонежского. Московские иерархи и многие богомольцы избирали его для своего отдыха, здесь был устроен митрополичий двор с домовой церковью. Пятиглавый храм был благолепен, но внутри со временем в нем стала тесно. Пушкинский приход прирастал рабочими людьми строящихся в округе мануфактур. Зимою в праздничные дни было столько народа, что невозможно было совершать богослужение. Богомольцы стояли на паперти, а многие из прихожан оставались дома. Это заботило настоятеля храма отца Димитрия Сперанского, назначенного в этот храм в 1853 г. Долгие поиски средств не давали результатов. Пока Господь не послал помощника – купца Николая Ивановича Авученкова. В 1868 г. он был избран на должность церковного старосты. Решено было пристроить к храму два придела и соединить их открытыми арками. В июне 1874 г. началось строительство приделов – с северной стороны во имя преподобного Сергия Радонежского и с южной – во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=03506

4) Введенское-Першино, при р. Москве, в 3 верст. от Звенигорода, при звенигородском тракте, с каменною церковью во имя Введения во храм Пр. Богородицы, построенной в 1812 году. В межевом акте 1504 года упоминается Введенский монастырь в Звенигороде. Мы относим это указание к селу Введенскому-Першину. По Писц. книгам 1593 и 1624 гг. значится погостом, с церковью Введения Пр. Богородицы. По Ландр. книге 1715 г. значится селом за боярином Михаилом Петровичем Головиным. В 1786 г. село это принадлежало обер-гофмаршалу, действительному камергеру князю Николаю Михайловичу Голицыну; ныне принадлежит фабриканту г. Якунчикову. В церкви замечательна икона Спаса Нерукотворенного образа, старинного, так называемого греческого письма; поступила в церковь от гг. Головиных. 5) Вяземы-Никольское, при пруде, в 15 вер. от Звенигорода, близ Смоленского тракта, с каменною двухъярусною церковью, внизу во имя св. Николая, а вверху во имя Преображения Господня, с приделом свв. Бориса и Глеба; нижняя церковь из белого мячковского камня, верхняя кирпичная. При церкви особная колокольница в виде башни. Эта церковь есть старейшая из всех сельских церквей Звенигородского уезда. Она построена царем Борисом Федоровичем Годуновым, еще в то время, как он был боярином в 1590 годах (по клировым ведомостям, в 1600 г.) Церковь первоначально была освящена во имя Св. Троицы. Кроме сей церкви до 1694 г. была в Вяземах еще приходская деревянная церковь во имя Святителя Николая, почему и самое место называлось и доселе называется «Никольским». В 1590 г. село Вяземы уже было вотчиною Годунова; посылая пристава для встречи польских послов, он велел им сказать: «надобно было вам стоять на Вяземе, а тут (в Можайском уезде) деревни в стороне от дороги и дворцы худы; по боярским селам у великих людей не ставятся, но ко мне указ пришел от конюшего боярина: велит нам с вами стоять в своем селе Вяземе; делает он это, желая между великими государями братскую любовь видеть, а вам, великим послам, почесть оказывая». По кончине царя Бориса (†1605), Вяземы остались в Дворцовом ведомстве; в 1611 году село это разорено поляками. В 1694 году пожаловано царем Петром Алексеевичем дядьке своему князю Борису Алексеевичу Голицыну, за услуги его во время первого стрелецкого бунта, и доныне находится в их роде. По свидетельству Петрея (приводимому князем Хилковым в его истории), при этой церкви был устроен царем Борисом мужской монастырь, разоренный во время литовского нашествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

KAPTEIN Капитан Петр VAN A СНТ в лето от Христа 1694 1694 На левом щите: Александр Первый Самодержец Всероссийский Прославляя великие дела Сей Святый Крест сто и одиннадцать лет на бреге при Пертоменском монастыре стоявший, Всемилостивейше снисходя прошению Архангельского общества, благоизволил повелеть перенести во град Архангельск, который со священным благоговением с места своего поднятый и препровождаемый, и с торжественною почестию из Кегострова прихода усретенный в сем храме Пресвятыя Троицы поставлен 1805 года июня 29 дня во украшение и славу града и самим Государем Императором Александром Первым при Высочайшем посещении града Архангельска и осматривании сего достолепным, поклонением почтен 1819 года июля 30 дня». Архангельское мещанское сословие, в изъявление благодарности Государю Императору Александру I за увольнение от подушных повинностей на 20 лет, по ходатайству г-на генерал – губернатора Алексея Федотовича Клокачева и за пожалование по старанию Архангельского купца Андрея Очапова полупроцентных доходов от привозных и отвозных по портовой таможне товаров на общественные расходы, устроило 1815 года икону Святого Благоверного князя Александра Невского, мерою шесть четвертей, и на оную сребрянную под золотом ризу весом 14 фунтов 7 золотн., и принесло в дар Господу Богу. Икона сия поставлена в том же верхнем соборе на южной стороне против, заднего столба в нарочито сделанной от того же мещанского сословия киот под вызолоченным на полимент балдахином, и на оном вензеловое Государя Императора имя, а на верху Российский двуглавый на полимент же вызолоченный герб. Как соборные старинные документы, так и консисторские прежних годов дела, которые тогда хранились при соборе в нынешней свечной палатке, по удобству находившейся в близости тогда консистории, сгорели, и дела особенно нужные выписываемы были из Вологодской консистории чрез нарочито отправленного тогда присутствующего в духовной консистории священника Михаила Шустова. В 1846 году украшен нижний храм Богоявления Господня, сделаны при входе в него каменные пристройки к паперти с южной и северной сторон с колоннами по углам и с двумя в каждой пристройке полустеклянными по верху дверями; а в 1851 году для внутреннего благолепия расширены окна нижнего храма с полукруглыми верхами и заменены старые рамы новыми вместо 16-ти стекольных 6-ю стекольными, чем доставлены особенная красота и освещение собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010