Данилово. Выговская Богоявленская старообрядческая мужская пустынь. Выго-Лексинское общежительство /// Объект утрачен Деревянный монастырь.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1694. Год утраты:1857 Адрес: Россия, Республика Карелия, Медвежьегорский район, дер. Данилово Координаты: 62.965397, 35.70782 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Выговское, или Выго-Лексинское, общежительство, основанное в 1694 году, было крупнейшим центром старообрядцев-беспоповцев. Выговский суземок, где с конца 1670-х гг. появились отдельные скиты и поселения староверов, находился на северо-восточном берегу Онежского озера, по верхнему и среднему течению реки Выг. Этот труднодоступный и незаселенный район стал местом прибежища для ревнителей «старой веры», недовольных церковной реформой патриарха Никона. Из Соловецкого монастыря, осажденного царскими войсками за непризнание церковных реформ, уходили на материк и на реку Выг многие соловецкие подвижники, проповедовавшие древнее благочестие. С усилением гонений на старообрядцев все более массовый характер приобретало переселение в этот район окрестных крестьян, которые основывали на новых местах свои поселения, расчищали земли под пашни и сеяли хлеб. Из соединения таких поселений под единым управлением в октябре 1694 года образовалось Выговское общежительство, основанное церковным дьячком из с. Шуньга Даниилом Викулиным и посадским человеком из Повенецкого рядка (ныне пос. Повенец, Карелия) Андреем Денисовым. Первоначально в общежительстве существовало 2 типа поселений: мирские («становища») и скитские (основанные иноками), в последних не допускалось совместное проживание мужчин и женщин. Общежительство состояло преимущественно из мирян, монашеский постриг не принимавших, но было устроено по типу общежительного монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=36214

Весу в тех досках 20141 пуд. Цена всему 7475 руб.; тако же и на покрытие великой главы меди положено 500 пудов. Крест построен зело художественно на той великой главе и позлащен преизрядне. По смете на ту великую главу и в покрытие и меди и прочего вящше 4000 рублей денег. В покрытии главы по Указу Великих Государей благо потщательно потрудися царственного града Москвы колокольного ряду купечествуяй чином Кадашовец Феодор Яковлев сын Турчанинов (племянник Строителя старца Сергия). Совершена та великая глава покрытием 7202 (1694) году, Июня в 22 день. А в Июле месяце 11 числа того же года Цари и Великие Князья Иоанн и Петр Алексеевичи посетили Воскресенский монастырь для осмотра оконченных по оному работ, о чем читаем во вкладной монастырской книге следующее известие: «Лета 7202 (1694), Июня в 27 день, прислана Великих Государей в Воскресенской монастырь грамота, а в подлинной пишет: «От Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича, всея России Самодержцев, в Воскресенский монастырь богомольцам Нашим, Архимандриту Никандру, Строителю старцу Сергию с братиею, как к вам ся Наша, Великих Государей, грамота придет, и вы б в Воскресенский монастырь Нашего, Великих Государей, пришествия, ожидали Июля к 11 числу нынешнего 202 (1694) года. Писал на Москве лета 7202, Июня в 17день». По записи о самом посещении, к сожалению, во вкладной книге недостает. 87 Отходя от сего света благочестивая Царевна передала попечение о любимой обители своей племяннице, Царевне Марии Алексеевне († 1723 г.). В одном акте XVIII столетия мы встретили известие, что обе Царевны до самой своей кончины преемственно жертвовали из собственных средств по 100 рублей в год на ежедневное служение литургии в приделе Св. Иоанна Предтечи Господня, где погребен Святейший Патриарх Никон для его поминовения. Читать далее Источник: Историческое описание Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам настоятелем оного архимандритом Леонидом. - Москва : О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1876. - IV, 768, II с., 1 л. фронт. портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Не выходил Анфологион из Львовской братской типографии и в 1691 году. Это (независимо от других данных и соображений) явствует из напечатанных г. Крыловским протоколов Львовского братства, для нашей цели достаточно сохранившихся за 1691–1694 г.г. Из этих протоколов узнаем, что 7-го апреля 1692 года состоялась ревизия всех книг, находившихся в братских складах, – причем оказалось в наличности: Триодей Цветных 851 экземпляр; полу-часословцев –750; полу-уставов на толстой бумаге – 750; на тонкой – 1070 и т. д. и т. д.; но Трефологиев (==Анфологионов) оставалось в складе всего только два экземпляра. Без сомнения, это обстоятельство (распродажа Анфологионов) и побудило Братство предпринять новое издание этой книги. В июле 1692 года велись об этом переговоры с типографом Симеоном Ставницким, который на известных условиях и согласился печатать Анфологион в количестве 1500 экземпляров. Условие подписано было Ставницким 9 августа (по новому стилю) 1692 года. (Архив Юго-Зап. России, ч. I, Т. XII, стр. 398–399). После этого тотчас же и началось печатание Анфологиона, закончившееся к 15 марта 1694 года, – о чем, хотя не особенно складно, заявляется в послесловии к означенной книге, где – между прочим – читаем: „Вначале же бысть напечатана (sic!) в лето от создания мира 7200 и от воплощения Господня 1692, месяца августа 3. В конец же совершения доспе в лето была мира 7202 и смотрения Владычня 1694, марта 15”. Если к сказанному прибавим, что и самая опись, которой в данном случае руководился профессор Титов, при сколько-нибудь критическом отношении к ней (о чем см. сейчас в примечании) 7 , не давала ему основания оповещать о новом, якобы до сих пор неизвестном, издании Анфологиона (1691 года), – то речь об этом можно и закончить. Б. Апостолы. До настоящего времени библиографам остается неизвестным первое издание Апостола, вышедшего из типографии Львовского братства. О существовании этого издания – узнаем из братского Апостола 1666 года, в послесловии к которому говорится, что эта книга, Апостол названная, второе (братством ) типом издана, чем предполагается первое издание этой книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

При издании положения о монастырских штатах Пертоминская обитель была признана подлежащей закрытию, и потому все имения были от нее отобраны. Но затем, по ходатайству Иоасафа, епископа Архангельского, монастырь был восстановлен под именем заштатного, а в половине прошлого столетия (1861 г.) переименован в общежительный. Часть имений, отобранных при закрытии, была возвращена. В настоящее время обитель содержится, главным образом, на доброхотные пожертвования благотворителей. Управляет ею игумен. В истории Пертоминского монастыря большой след оставило посещение его императором Петром Великим. 2 июня 1694 г. Петр, застигнутый бурей во время путешествия из Архангельска в Соловки, принужден был высадиться на берег возле обители, в которой и пробыл несколько дней со всею своею свитою. Свое пребывание здесь он ознаменовал открытием мощей Вассиана и Ионы. В его присутствии св. мощи были извлечены из могилы и освидетельствованы архиепископом архангельским Афанасием, бывшим в свите императора, и затем с честью положены в Преображенском соборе обители 5 июня 1694 года. В память своего спасения от бури Петр собственноручно сделал деревянный крест в 1,5 сажени высотою и водрузил его на том месте, где он вышел на берег. На подножии креста он вырезал надпись на голландском языке: «этот крест сделал капитан Петр в лето Христово 1694». Теперь этот крест хранится в архангельском городском соборе. В монастыре имеется четыре храма. Один храм деревянный, в честь Преображения Господня. Второй – каменный, в честь Успения Божией Матери, с приделом во имя прпп. Вассиана и Ионы, пертоминских чудотворцев. Храм этот новый, освящен в 1899 году. Третий храм каменный, во имя препп. Зосимы и Савватия. Четвертый храм деревянный, в честь Воздвижения Креста Господня. Мощи прпп. Вассиана и Ионы покоятся в приделе Успенского храма в серебряной раке. Празднование их совершается дважды: 12 июня, в день памяти их, и 5 июня, в день обретения их мощей. В обители совершаются крестные ходы, в Воздвиженскую церковь 5 июня, 14 сентября и 17 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Нелазское. Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Михаила Архангела. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Между 1694 и 1895. Адрес: Вологодская обл., Череповецкий р-н, с.Нелазское Координаты: 59.188838, 37.642945 Проезд:С А-114 поворот в Нелазское, слева от центральной площади Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Архитектурный ансамбль в Нелазском составляют две культовых сооружения: церковь Успения Пресвятой Богородицы, деревянная, завершенная строительством в 1694 г., и каменная церковь Михаила Архангела (1895). В большей степени мое внимание было приковано деревянной постройкой, поэтому речь пойдет в основном о ней. Не имея своих собственных сведений, опираюсь на материал А. Рыбакова «Устюжна, Череповец, Вытегра» (Ленинград, изд. «Искусство», 1981). «На землях Череповецкого уезда, в XVII—XVIII веках розданных во владение многочисленным дворянским родам, построек ранее XVII столетия не сохранилось. Первое место среди ныне существующих здесь памятников древнерусского зодчества по праву принадлежит деревянной Успенской церкви в Нелазском (в 25 километрах от Череповца) — большом селе, жители которого успешно занимались экипажным и сапожным промыслами. Описание деревянной церкви в с. Нелазское Успенская церковь в Нелазском построена в 1694 году. Четверик главного объема с четырьмя прирубами образует в плане равноконечный крест. Каждый из прирубов завершается бочкой с полицами, примыкающими к срубу четверика. Центральный объем увенчан крещатой бочкой, над которой возносится стройное пятиглавие. С трех сторон храм окружен крытой галереей, устроенной на далеко вынесенных консолях. Из крытого крылечка у западного фасада лестничный марш, обшитый тесом, ведет в галерею. С недалекого расстояния, особенно со стороны речки, Нелазская церковь кажется сказочным парусным кораблем, по какому-то волшебству занесенным в эти поля да так и застрявшим. Из галереи в помещение церкви ведет красивый портал с килевидным подвышением, сделанный по образцу перспективных порталов в каменных храмах. Боковые грани входа трижды перехвачены спаренными резными «веревочками». Этим же мотивом резного декора с накладными розетками портал украшен вверху и по внутренней кромке у дверных косяков.

http://sobory.ru/article/?object=19357

К тому времени, когда «марсовы потехи» царя Петра готовы были стать «настоящим делом», выработались довольно разнообразные формы, в которых обнаруживалась деятельность боярской думы. Она заседала с государем или без него, в присутствии одного патриарха или с участием всего Освященного собора высшего духовенства. Постоянное отделение думы разбирало частные дела по челобитьям, восходившие к боярам из приказов; по временам государь призывал к себе в ближнюю думу некоторых бояр для обсуждения тайных дел, которые не докладывались думе «всех» бояр или общему собранию совета; в случае надобности из членов думы составлялись временные тесные комиссии для разных поручений, для «ответа» или переговоров с иноземными послами, для суда по местническим делам. С 1694 г. высшее правительство постепенно изменяется; но ход изменения не вполне ясен. Прежде всего становится незаметна деятельность Расправной палаты. Изредка на время отлучек государя остается на его дворе в Москве по-прежнему то десять думных людей, то не более трех; но не видно, чтобы эти люди и при государе постоянно находились «у росправных дел». По изданному в марте 1694 г. указу скорее можно заключить, что особой Расправной палаты при думе уже не существовало. Этим указом предписано было судные дела по докладам из приказов и по челобитным слушать у государей «в верху в Передней бояром и думным людем всем». В Золотой палате нет уже судебного присутствия: частные лица высших чинов только приносят сюда свои челобитные на имя государей; думные дьяки принимают эти челобитные и взносят «в верх к бояром». В февраль 1700 г. велено было все дела, которые «в прошлых годех» по частным челобитьям взнесены были из разных приказов в Расправную палату «к бояром для рассматривания», разобрать и раздать в приказы, откуда они были взяты, при чем замечено в указе, что «в прошлых годех» в этой палате были думный дьяк Никифоров и «думный советник» Возницын, а они в последний раз упоминаются в состав палаты в 1694 г. Расправная палата является здесь учреждением, давно переставшим действовать, от которого остался только архив.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

95–7). Правда, начало этой части – кончая словами «и им в том не потакать» – с дополнениями и вообще в переделке читается в 14, 15, 16 и 17 статьях определений 1694 года, но это легко объяснить тем, что в основу этих статей были положены статьи 1692 года. Вместе с тем последний отдел данной части – со слов «а которые до сего совета братского» – буквально сходен с выпиской из грамоты 1692 года, приведенной в первой выдержке названного казанского сборника: это ничем иначе нельзя объяснить, как единством источника – для того и другого извлечения, так как в уложении 1694 года в таком виде правило не повторяется. Наконец, последний отдел «копии» у Иоаннова почти буквально приводит 8 статью определений 1694 года, в основе которой, очевидно, лежит статья 1692 года, как эта последняя приводится в казанском сборнике. 6. Итак, первый собор новгородцев происходил 1 июля 1692 года. Он был вызван частью нестроениями в общине новгородских раскольников, а еще более известием о зарубежном расколоучителе Иване Коломенском. «По изветным грамоткам зарубежных учителей... что извещали нам, новгородцам, на старого и прежнего соперника вашего... Ивана Коломенского с товарищи»: так гласит соборная грамота о поводе для собора. Автор «Полного исторического известия» высказал мысль, что Иван Коломенский и его «товарищи» возбудили против себя негодование новгородцев тем, что убедили многих обратиться к церкви (стр. 89–90). Мысль эту подтвердил и преосв. Макарий (История раскола. Спб. 1855, стр. 266), за которым её повторяют и до сего дня («Отразит. писание». Спб. 1895, стр. 020). Но это ошибочно. Собор осудил Коломенского за то, что «он, Иван, не правый, но пагубный и широкий, а не Христов путь и не христианский закон устави». Между прочим, по словам собора, последователи Коломенского говорили, что «несть греха в сообщении с неверными никонианы». Эти слова уже показывают, что последователи Коломенского не сделались еще «никонианами». Что же это значит? А то, что Коломенский решился принимать беглых от церкви попов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Сообщая о том же и в письме к Адриану, Варлаам Ясинский прибавляет, что после прочтения второй книги Четиих-Миней он «елико по его рассмотрению, в ней ничтоже противно, но вся душеполезна обретох». Чтение Варлаамом Ясинским декабрьских житий святых и составление для второй книги предварительных статей, заняло более месяца, так что Лаврская типография только с 10 июля могла приступить к ее набору и печатанию. «Июля 10-го, – отмечает Святитель в Диарии, – в день памяти Антония Печерского, начал печатать месяц декабрь» 200 . Два другие месяца, очевидно, еще были у него на исправлении. Святитель не торопился отдавать их в типографию и, оставаясь в Лавре, продолжал дополнять и исправлять их по Acta Sanctorum. В этой работе прошел весь 1693 год. В начале следующего, 1694 года Святитель должен был на время оставить Четии-Минеи и выполнить поручение, данное ему патриархом Адрианом. Будучи еще митрополитом Казанским, Адриан, по поводу случившейся там повальной болезни, построил храм в честь девяти мучеников Кизических. Теперь он обратился к свят. Димитрию с просьбой написать службу свв. мученикам и составить их житие. Святитель исполнил желание патриарха и к марту месяцу 1694 года 201 составил и послал в Москву «Врачество безмездное свв. девятичисленных, иже в Кизице, мученик». Это сочинение содержит: а) службу свв. мученикам; б) описание страданий их; в) сказание о прославлении их в Казани и г) слово на день их памяти. Переписанная набело рукопись «Врачества» находилась в Московской Патриаршей библиотеке и имеет внизу надпись: «труды грешного иеромонаха Димитрия Савича животописателя». На полях ее немало ссылок на источники, и по ним мы можем судить, сколько труда и внимания уделил свят. Димитрий этой работе 202 . Впоследствии часть ее (житие мучеников) он внес в третью книгу своих Четиих-Минрй под 29-м апреля. Исполнив поручение патриарха, свят. Димитрий опять занялся Четиими-Минеями. Окончательное исправление января и февраля завершено было им, вероятно, не ранее июня 1694 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Образ кремлевского столпа развит в 7-ярусной К. Воскресенского собора Новоиерусалимского мон-ря (1658-1685). Верхний восьмерик, водруженный на мощном квадратном основании, завершен луковичной главой. Колоссальная 10-ярусная К. Иосифова Волоколамского мон-ря (кон. XVII в.; не сохр.) имела в основании древний столпообразный храм XVI в. Верхние ярусы К. были богато украшены в стиле узорочье; ни в одном из ярусов мотивы не повторялись. Нарышкинский стиль вобрал в себя достижения предыдущего периода и в то же время привнес много нового. Шестиярусная К. Новодевичьего монастыря (1683-1689) во многом повторяет архитектуру колокольни «Иван Великий». Равномерно убывающие по ширине ярусы и богатый ордерный декор создают классически гармоничный торжественный образ. К. Высокопетровского монастыря (1694) и построенная по ее образцу К. при трапезной Пафнутиева Боровского мон-ря (90-е гг. XVII в.) представляют собой упрощенный вариант ярусной композиции из неск. восьмериков на четверике. В посадских храмах применялись шатровые К. (ц. Воскресения в Кадашах, 90-е гг. XVII в.). Колокольня московского Новодевичьего мон-ря. 1683–1689 гг. Колокольня московского Новодевичьего мон-ря. 1683–1689 гг. Вотчинные храмы строились по типу «иже под колоколы». Получила распространение ярусная центрическая композиция из неск. восьмериков на четверике, обычно с 4-лепестковым планом. Над большим световым восьмериком расположен малый восьмерик звона, на который попадали по внутристенной лестнице. Наиболее ранняя постройка такого типа - Успенский храм в Петровском-Дурневе близ Москвы (1684-1688; не сохр.) с 12-лепестковым планом. Четырехлепестковая ц. Покрова в Филях (1690-1694), 3-частная ц. Св. Троицы в с. Троице-Лыкове (1690-1695; ныне в черте Москвы), а также Преображенская ц. в с. Уборы близ Москвы (1694-1697) стали образцами стиля. Более поздняя вариация на эту тему - 8-лепестковая ярусная надвратная Тихвинская ц. Донского мон-ря (1713). Кроме того, существовали экзотические варианты К. Напр., в московской ц.

http://pravenc.ru/text/1841778.html

Село Сергиевское по писцовым книгам 1627 – 28 гг. – деревня Серина, на вражке, Московского уезда, Сосенского стана, поместье стольника Федора и Дмитрия Михайловых детей Толочановых, что преж сего было за боярином Петром Никитичем Шереметевым, в деревне двор помещиков, в нем живет приказчик и 2 чел. деловых людей, а владеют Толочановы тем поместьем по ввозной грамоте, за приписью дьяка Андрея Вареева. В 1652 г. Дмитрий Толочанов отдал свое поместье родному брату Федору Михайловичу, а от него перешло к его сыну Семену. Дер. Серина находилась в межах с селом Тропаревым – вотчина Новодевичья монастыря и дер. Балажутиною, Брюхово тож - вотчина жены князя Ивана меньшого Голицына вдовы княгини Марьи. В 1678 г. в дер. Сериной был двор вотчинников с 4 чел., а крестьян нет. В 1704 г. Серина – село по церкви Сергиевское, в селе двор вотчинников, в котором жили приказчик и деловые люди. После Семена Федоровича Толочанова, умершего в 1708 г., имение досталось его родным внучкам Марье и Настасье Васильевнам Толочановым, они между собою имения разделили, и село Сергиевское досталось Настасье Васильевне, вышедшей замуж за Сергея Алексеевича Голицына. В 1757 г. селом владели князья Николай и Алексей Сергеевичи Голицыны с родными сестрами княжнами Анною и Татьяною. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г. Троицкая церковь в селе Троицком Конкове (Конькове) построена в 1694 г. Об этом под 1694 . говорится так: «в 1692 г. 20 июня по указу патриарха и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина, новопостроенная церковь Пресвятой Троицы, которую построили постельничий Гавриил Иванович Головкин в поместье своем и стольник Федор Ильич Безобразов в вотчине своей в Московском уезде, в Чермнем стану, в деревне Степановской, Емеленская и Бесова тож, на попа с причетниками положить дани по указной статье… 12 алтын 4 деньги, заезда гривна, и те деньги по указу патриарха велено имать с 1694 года и о взятье тех денег к старосте поповскому послан указ».

http://sobory.ru/article/?object=01958

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010