Гигантская 10-ярусная колокольня (ок. 1690; взорвана в 1941, сохр. нижний ярус) с древней 8-гранной ц. в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» в основе, выдержанная в смешанных формах узорочья и нарышкинского стиля, была самой высокой в России (более 80 м). В Новоиерусалимском монастыре мощным акцентом в панораме стала устремленная ввысь 5-ярусная надвратная ц. в честь Входа Господня в Иерусалим (1694-1697, мастера Я. Г. Бухвостов, Ф. Папуга, братья Е. и Л. Михайловы) типа восьмерик на четверике с 4-лепестковым планом (и 3-лопастным алтарем). Самым ярким явлением нарышкинского стиля стали ярусные вотчинные храмы «иже под колоколы» типа восьмерик на четверике с лепестковым планом в виде квадрифолия. У истоков типологии стояла ц. Успения в Петрово-Дальнем Красногорского р-на (1684-1688, заказ кн. П. И. Прозоровского и кн. В. Голицына; разрушена в 1939, воссоздана в нач. XXI в.; Тимин. 2012), еще скромная по архитектуре, почти без декора, но с развитым 12-лепестковым планом (по 3 с каждой стороны) и пятиглавием по сторонам света. «Эталонный» тип ц. Покрова в Филях был развит в Покровской ц. в Тешилове Сергиево-Посадского р-на (1703, заказ Нарышкиных, не сохр.) с простым 4-лепестковым планом и пятиглавием по сторонам света и в одноглавой ц. Спаса в Уборах Одинцовского р-на (1694-1697, мастер Бухвостов, заказчик кн. П. В. Шереметев) с 12-лепестковым планом. Церковь Нерукотворного образа Спасителя в Уборах. 1694–1697 гг. Архит Я. Г. Бухвостов. Фотография. 2011 г. Церковь Нерукотворного образа Спасителя в Уборах. 1694–1697 гг. Архит Я. Г. Бухвостов. Фотография. 2011 г. Отдельно в истории мировой архитектуры стоит белокаменная Знаменская ц. в Дубровицах (городской окр. Подольск; 1690-1704, артель мастеров из кантона Тичино под руководством, как сказано в источниках, «самого в знании превосходнейшего архитектора, родом итальянца», заказчик кн. Б. А. Голицын; Чернышев. 2012), близкая к стилю сев. маньеризма. Столпообразный храм с 12-лепестковым планом обильно декорирован орнаментальной и фигуративной скульптурой (резной снаружи, лепной внутри), что было уникально для русской архитектуры того времени.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Церкви. В апр. 1693 г. он провел епархиальный собор, постановления к-рого в 1694 г. были опубликованы на польском языке под заголовком «Устав церковного управления». Их лат. перевод епископ направил в Рим для утверждения папой. 26 окт. 1693 г. скончался глава униат. Церкви в Речи Посполитой митр. Киприан Жоховский . Папский нунций в Речи Посполитой А. Санта-Кроче назначил администратором (временным управляющим) униат. Киевской митрополии Владимиро-Волынского и Брестского еп. Льва Заленского , что подтвердил указом кор. Ян III Собеский. Зимой-весной 1694 г. Л. Заленский на правах администратора совершил визитацию униат. Киевской митрополии и епархий униат. Церкви в Речи Посполитой; в Полоцке, Новогрудке и Минске провел местные соборы духовенства. По итогам визитации папе был отправлен отчет с описанием плачевного состояния земельных владений униат. Киевской митрополии по причине ее материального оскудения. В апр. 1694 г. синод архиереев Киевской митрополии избрал Л. Заленского новым главой униат. Церкви в Речи Посполитой. 22 сент. 1695 г. И. утвердил его в должности Киевского митрополита униат. Церкви. Папа способствовал урегулированию конфликта между митр. Львом Заленским и Пинским еп. Маркианом Билозором. Оставив Владимиро-Волынское еп-ство под управлением митрополита, папа обязал уступить Полоцкое еп-ство М. Билозору. 1 окт. 1696 г. М. Билозор направил в Конгрегацию пропаганды веры жалобу на Л. Заленского, к-рый продолжал управлять Полоцким еп-ством, не считаясь с папским решением. В апр. 1697 г. М. Билозор был официально утвержден И. архиепископом Полоцким и Витебским. При И. окончательно решился вопрос о присоединении к униатской Церкви правосл. Львовской епархии. Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) , тайно перешедший в унию в 1677 г. и подтвердивший свое решение в 1681 г., долгое время открыто не объявлял об этом, опасаясь реакции противников унии (на епархиальном соборе во Львове в дек. 1694 большинство участников высказались против унии). Лишь в 1699 г. епископ под давлением властей Речи Посполитой согласился объявить о переходе в унию, и 6 июня 1700 г.

http://pravenc.ru/text/468795.html

Креховского мон-ря Дионисием (Околовичем), игуменом Манявского скита и др., к-рым в 1688-1689 гг. из России направлялись щедрые подарки. В сер. 90-х гг. XVII в. Московский патриарх Адриан прекратил контакты с И. Патриарх поддерживал Киевского митр. Варлаама (Ясинского) в его стремлении вернуть т. н. заграничные монастыри Киевской митрополии (Дятловичский и др.), захваченные И. в 1682 г., а также имения митрополии. Львовский епископ не только отказался это сделать, но и 26 апр. 1694 г. назначил своим новым наместником в Киевской митрополичьей епархии Иоиля (Холодовского), игум. Колодяженского мон-ря. Не получив разрешения из Москвы, И. 21 апр. 1692 г. обратился к папскому нунцию с предложением восстановить Галицкую митрополию, но получил отказ. Поскольку план И. предполагал наличие в Польско-Литовском гос-ве 2 униат. митрополий - Киевской и Галицкой, Римская курия опасалась раскола в униат. Церкви. Планы И. восстановить и возглавить Галицкую митрополию не осуществились в т. ч. в связи с отрицательным отношением королевской администрации к контактам православных на украинско-белорусских землях с заграничными православными иерархами, из-за намерения властей заключить «новую унию», а также вследствие оппозиции униатского митр. Киприана Жоховского, с мнением которого И. всегда считался. Вероятно, на нежелание И. объявлять во Львовской епархии о своем подчинении Римскому папе оказали также влияние события, к-рые произошли на Волыни после смерти Луцкого еп. Афанасия (Шумлянского) и передачи королевским привилеем от 21 июля 1694 г. Луцкой кафедры под управление И. Большая часть волынской шляхты и духовенства была настроена против принятия унии, главным выразителем антиуниат. настроений был один из лидеров луцкого Крестовоздвиженского братства - Д. Жабокрицкий (см. Дионисий (Жабокрицкий) ). Луцкое и Кременецкое братства, а также некоторые мон-ри (Белостокский Михайловский в Луцком повете, Загоровский Рождество-Богородицкий во Владимир-Волынском повете) отказались признать власть И. и платить ему гиберну (церковный налог), избегая при этом открытой конфронтации. В кон. июля 1694 г. И. захватил луцкий кафедральный собор св. Иоанна Богослова с мон-рем при нем, назначив своим наместником в Луцкой епархии игум. Колодяженского мон-ря Иоиля (Холодовского), к-рому поручил собирать налоги с приходов. Вскоре И. подчинил своей власти Почаевский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. 19 сент. 1694 г. посланные И. комиссары сместили настоятеля, назначив игуменом Мардария (Столпинского), к-рого вскоре сменил Иосиф (Добромирский). В то же время И. помиловал бывш. наместника Почаевского мон-ря игум. Иосифа (Саевича) , осужденного за участие в 1693 г. в восстании почаевской братии против тайного униата Вениамина (Рыбчинского) (бунт Ягельницкого). И. восстановил Иосифа (Саевича) в должности наместника и снял с него все канонические прещения.

http://pravenc.ru/text/578563.html

1104 Дамаскин (Семенов-Руднев), еп. Библиотека Российская. С. 48−49, 73, 79; Каратаев И.П. 1) Хронологическая роспись славянских книг. С. 62, 63, 68, 94, 111, 125, 146; 2) Описание славяно-русских книг. С. 479, 485, 500; Зернова. 152, 155, 166, 297, 355, 409, 457, 490; Лукьянова Е.В. 1) Московские кирилловские издания в собраниях РГАДА 133, 140, 160; 2) Московские кирилловские издания в собраниях РГАДА. Вып. 3. С. 106−107. У еп. Дамаскина из поздних упомянуты публикации 7187 (1667 так!), 1688 и 1699 гг.: Дамаскин (Семенов-Руднев), еп. Библиотека Российская. С. 79. Издание 1694 г. 1054) «Акафист, служба и житие св. Николая Мирликийского» в «Хронологической росписи» И.П. Каратаева указано как киевское: Каратаев И.П. Хронологическая роспись славянских книг. С. 135. См. также следующее примечание. 1105 В.М. Ундольский упоминает московские издания 1640, 1641, 1643, 1662, 1688, 1694, 1696 и 1699 гг., киевские – 1680, 1694, 1696 и 1698 гг.: Ундольский В.М. Очерк славяно-русской библиографии. С. 55, 60, 62, 65, 89, 105, 115, 122, 126, 129, 132. В Каталоге книг библиотеки А.Н. Кастерина В.М. Ундольский назвал издания 1640, 1643, 1652, 1679 и 1694 гг. (московские) и 1680 г. (киевское): Каталог славяно-русских книг церковной печати библиотеки А.Н. Кастерина. С. 12, 13, 19, 22, 23, 26. П.М. Строев называет московское издание 1662 г. и киевское 1680 г.: Строев П.М. Описание старопечатных книг славянских, служащее дополнением к описаниям библиотек графа Ф.А. Толстого и купца И.Н. Царского. М , 1841. С. 182−183, 197. Под номером 40, числящимся в Указателе, в самом описании помещён Октоих, а не «Службы и житие Николая Мирликийского». 1110 Ундольский В.М. Очерк славяно-русской библиографии. С. 55. В Каталоге книг библиотеки А.Н. Кастерина, подготовленном В.М. Ундольским, это издание отсутствует (см.: Каталог славяно-русских книг церковной печати библиотеки А.Н. Кастерина). 1111 В октябре 1615 г. по царской грамоте, инициированной, видимо, келарем Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным, в Москву из этого монастыря прибыл Арсений Глухой. Книгохранитель старец Антоний Крылов, также упомянутый в грамоте, не явился, ссылаясь на болезнь. Зато вместо него приехал Иван Наседка. Понимая сложность поставленной задачи и сознавая свою ответственность, будущие справщики по инициативе Арсения Глухого обратились к властям с просьбой привлечь к работе архимандрита Дионисия Зобниновского и старца Антония Крылова, перенеся исправление книг в Троице-Сергиев монастырь (Исправление богослужебных книг при патриархе Филарете//Православный собеседник. 1862. Ч. 2, август. С. 374−379; Казанский П. Исправление церковно-богослужебных книг при патриархе Филарете. М., 1848. С. 3−4; Опарина Т.А. Иван Наседка и полемическое богословие киевской митрополии. Новосибирск, 1998. С. 37). П. Казанский упоминает среди справщиков ещё чёрного диакона Закхея и указывает, что царь в грамоте от 6 ноября 1616г. повелел приобщить к делу и других старцев, знающих грамматику и риторику.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О биографии митр. Иова известно не так много. Постриженик Троице-Сергиевой лавры, Иов какое-то время жил в Москве как архимандрит Петровского монастыря, а в 1694 году был переведен патриархом Адрианом архимандритом в Троице-Сергиев монастырь. Мы можем предполагать, что в бытность архимандритом столичной обители Иов общался с образованными людьми первопрестольной. В июне 1697 года Иов был хиротонисан в митрополиты Новгородские и в сентябре 1698 году прибыл на свою кафедру 529 . Скорее всего, владыка Иов не имел какого-либо систематического образования. Между тем, для своего времени он был достаточно хорошо начитан – возможно, здесь сказались годы, проведенные в таком культурном центре, как Троице-Сергиева лавра. Многолетнее обращение в московской культурной среде привили ему крайнее уважение к школьному просвещению. Поэтому, после того, как были разрешены насущные проблемы митрополии, митр. Иов задумывает создать в Новгороде училище для духовенства и мирян. В 1702 году он пишет письмо к братьям Лихудам, с 1694 года жившим в Ипатьевском монастыре. В этом письме он повествует о дошедших до него сведениях о неком высокообразованном трапезундском греке, пожилом мирянине, проживающем в Бухаресте. Иов изъявляет свое желание «от тамошней страны умолить (его) к себе, пользы ради Христовой церкви» 530 и просит, в том случае, если указанный человек знаком Лихудам, дать рекомендательное письмо. Здесь следует упомянуть о том, как сложилась жизнь братьев Лихудов после окончание евхаристических споров. События, произошедшие в 1690-е годы, привели братьев-греков от руководства Славяно-греко-латинским училищем к ссылке в костромской монастырь. Причинами такого неожиданного поворота в их судьбе стал конфликт Лихудов с иерусалимским патриархом Досифеем, а также несколько скандалов скорее бытового характера. В 1694 году Лихуды были отстранены от преподавания в основанной ими школе и направлены в качестве справщиков на Московский Печатаный двор. В 1698 году, после дела диакона Петра Артемьева, обвинявшего братьев в прокатолических симпатиях, Лихуды были отстранены от типографии и преподавания и отправлены в Новоспасский монастырь. Здесь братья приступили к активной литературной работе, продолжая развернутую незадолго до этого полемику с протестантами. Лихуды дополняют свое сочинение «Лютеровы ереси», начатое еще при патриархе Иоакиме, а в 1701 году пишут проповедь «Слово о предопределении», которое было прочитано самими Лихудами великим постом 1701 года, сперва в Академии (такой статус школа получила с 1701 г.), а затем – и в московском Успенском соборе. В начале 1700-х Лихуды участвовали в доработке «Лексикона Трехъязычного» Федора Поликарпова, опубликованного в 1704 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Здания в монастыре сем первоначально были все деревянные, но с 1647 по 1685 год при Игуменах Корнилии, Ионе, Нифонте и Афанасии сооружены каменные и доныне существующие, следующие: . 1) СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ Спасо-Преображенская, по которой монастырь ещё называется Спасским; 2) тёплая двухпрестольная ЦЕРКОВЬ во имя Рождества Богородицы и Сретения Господня, в два этажа, из коих в нижнем – братская трапеза, с поварней, несколько келий и службы; 3) над св. вратами ЦЕРКОВЬ во имя Великомученика Георгия. Построена была тщанием Архимандрита Иоасафа, но по ветхости в 1799 году сломана, на место же оной по новому вкусу, с колоннами и с приделанными к ней с обеих сторон о двух этажах братскими кельями, сооружена при Архимандрите Евграфе и освящена им же 1806 года Октября 26 дня; 4) КОЛОКОЛЬНЯ; 5) ОГРАДА кругом монастыря с башенками. Настоятельство в монастыре сем было с самого начала до 1694 года Игуменское, а в 1694 году по Указу Государей Царей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича, в уважение прошения Арзамасских граждан и благолепия обители, учреждена Архимандрия, и от Патриарха Адриана первому Архимандриту Павлу дана нижеследующая настольная грамота. Потом при сочинении Штатов в 1764 году этот монастырь положен в третьем классе, с Настоятельством Игуменским; но в 1798 году, на основании Именного Высочайшего Указа от 18 Декабря 1797 года, паки учреждена Архимандрия 3 класса. До Штатов 1764 года было крестьян 1530 душ. Из Настоятелей упоминаются: А) Игумены: 1) СЕРГИЙ, в 1585 году. 2) КОРНИЛИЙ. 3) ИОНА. 4) НИФОНТ. 5) АФАНАСИЙ. Б) Архимандриты: 6) ПАВЕЛ, из крестовых Патриарших Иеромонахов в 1694 году. 7) АФИНОГЕН. 8) МАТФЕЙ Шушерин. 9) ЛАВРЕНТИЙ. 10) ИОАСАФ. 11) ДАВИД. 12) ИОВ Чернуцкий. 13) АМВРОСИЙ. 14) КАЛЛИСТРАТ. Потом с 1764 года были Игумены, а с 1798 года паки Архимандриты: 15) ИОАНН, с 1798 года. 16) ГАЛАКТИОН, переведён из Тульского Предтечева монастыря. 17) ЕВГРАФ, в 1800 году переведён из Рязанского Троицкого монастыря. 18) MEЛXICEДEK, бывший Ростовского Яковлевского монастыря Настоятель. 19) АЛЕКСАНДР, 10 Апреля 1810 года произведён в Москве из Иеромонахов и Наместников Ново-Спасского монастыря. Он находится и доныне. Данные же от Патриархов сему монастырю различные привилегии в следующих изображены грамотах.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Посмотрим теперь на опись, которой пользовался проф. Титов. Нужно заметить и подчеркнуть, что эта опись, составленная в Свенском Ново-Печерском монастыре, выдается из ряда других наибольшей исправностью (в других описях встречаются такие указания на годы выхода в свет книг, в какие даже книгопечатания-то не было, не только в России, но и вообще где бы то ни было. Прошу замечание это запомнить: пригодится при дальнейших речах). Особенность этой описи, по сравнению с другими, состоит в том, что в ней обозначаются двойные даты: от сотворения мира и от Рождества Христова, и притом, как и в самых книгах, числовыми славянскими буквами, – что, в совокупности взятое, с одной стороны, придает большую значимость указаниям сей описи, а с другой – дает возможность легко заметить вкравшиеся в опись ошибки (при несоответствии дат между собою). Теперь посмотрим, какие даты имеет Анфологион действительно Львовским братством изданный, т.е. Анфологион 1694 года, и затем укажем какие даты сообщает нам опись об Анфологионе, по мнению проф. Титова, яко бы вышедшем в 1691 году. В печати для большей ясности приведем рассматриваемые даты в нижеследующем порядке. Дата от сотворения мира, действительно вышедшего в свет Анфологиона: зсв (7202). Дата от сотворения мира (в описи) Анфологиона, относимого проф. Титовым к 1691 году: зсв (7202). Дата от Рождества Христова действительно вышедшего в свет Анфологиона: ахчд (1694). Дата от Рождества Христова (в описи) Анфологиона, относимого проф. Титовым к 1691 году: ахча (1691). Так как даты от сотворения мира и Рождества Христова в описи между собою не сходятся, то совершенно ясно, что в нее вкралась ошибка, «а в какое именно летосчисление – писал я – вкралась ошибка, об этом, при существовании Анфологиона, вышедшего в свет в 1694 году, догадаться не трудно». Но проф. Титов, очевидно, под влиянием столь естественного волнения, охватывающего ученых при тех или иных открытиях, не заметил означенной несообразности в датах, отсюда и произошло то, что он, восполняя каталог львовских братских изданий, внес в него Анфологион, якобы вышедший в свет в 1691 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Москва. Церковь Параскевы Пятницы в Качалове. Карта и ближайшие объекты Небольшая деревянная церковь во имя великомученицы Параскевы Пятницы существовала в селе Киово-Качалово уже в XVI веке, но во время польско-литовского нашествия была уничтожена. По переписи 1627-1628 годов упоминается лишь церковная земля в селе Киово: «...что была церковь во имя великомученицы Парасковеи нареченная Пятницы, пашня церковная за рекою за Обицею, от Большой Серпуховской дороги к земле деревни Качалово…» В 1692-1694 гг. владелец села князь Иван Иванович Щербатов построил уже каменный храм, который был освящен в 1694 г. К началу ХХ века храм сильно обветшал. В 1901 году утверждается проект реконструкции архитектора Московской епархии И.Благовещенского. Храм был значительно расширен, колокольня надстроена на один ярус, а весь архитектурный облик изменен в такой степени, что можно считать храм построенным заново. 0священие второго каменного храма во имя великомученицы Параскевы Пятницы состоялось в 1904 году. В конце 30-х годов храм был закрыт и отдан в распоряжение местных властей. Здание использовалось в производственных целях и к моменту передачи его РПЦ в 1990 г. было почти полностью разрушено. Восстановленную церковь освятил 10 ноября 1998 года, в день памяти великомученицы Параскевы Пятницы, Святейший Патриарх Алексий II. В 1999 г. на средства благотворителей были вызолочены купола и закончено обустройство колокольни. По материалам сайта храма и книге П.Г.Паламарчука «Сорок сороков», т.4, М., 2005 г. Более четырехсот пятидесяти лет назад на территории храма была небольшая деревенская церковь во имя великомученицы Параскевы, в то время это было село Киово-Качалово в Московском уезде в Чермном стане. К нему была приписана церковь. Во время польско-литовского нашествия в начале XVII века церковь была сожжена неприятелем. Строительство нового храма было начато в 1692 году князем Иваном Ивановичем Щербаковым, который владел этим селом. Через два года каменная церковь была построена и в 1694 году освящена.

http://sobory.ru/article/?object=03291

По обещанию Царицы Наталии Кирилловны и по указу Петра I, церковь сия начата строиться 1691 года Июня 30, и окончена 1692 года Августа 18, на иждивение Стрелецкого Приказа, под заведыванием Боярина Князя Ивана Троекурова и освящена Октября 28, того же года. В то же время поставлена колокольня с двумя келлиями. (4) Земских дел Приказ снабдил сию церковь колоколами и утварью. Потом в 1694 году пристроена к ней трапеза. О времени построения сего обетного храма, кроме дел монастырского Приказа, засвидетельствует следующая надпись, высеченная на каменной деке над западными дверьми трапезы: «Сия святая церковь во имя Пресвятыя Владычицы Богородицы и приснодевы Марии чудотворныя ея иконы Владимирския повелением Великих Государей, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича всея великия и малыя России самодержцев, по обещанию матери Государской, благоверныя и великия Государыни Царицы и Великия Княгини Наталии Кирилловны и их Государских супруг и Наследника их Государскаго, благороднаго Государя Царевича и Великаго Князя Алексея Петровича всея великия и малыя и белыя России, и благородных Царевен и сродников их, а строена Государскою казною из доходов Стрелецкаго приказу, при сиденьи Боярина Князя Ивана Борисовича Троекурова; зачата бысть в лето 7199 (1691) Июня в 30 день, совершена 2 году, Августа в 18 день, а трапеза в той церкви сделана в 202 (1694) году Сентября в 22 день; освящена Октября в 28 день.» Царица Наталия Кирилловна не дожила до окончания сей церкви; она скончалась в 1694 году, Января 25. Из выручки же денег за приклады к храмовому образу с 1692 по 1702 год, крестов, серег, перстней, запан золотых с алмазами, яхонтами и изумрудами, золотых ефимков, построена при игумене Палладие исподняя церковь в Заиконоспасском монастыре. В Мичуриновом чертеже Москвы 1739 года церковь Владимирския Богоматери показана в числе приходских, а потом ружною и монастырскою. В приходе ее был дом графов Шереметевых. В делах Коллегии Економии 1737 и 1750 годов упоминается богадельни Владимирская, на которую ежемесячно отпускалось из Коллегии по 17 и 18 рублей. (5) По имени церкви и сделанные в стене Китай-города ворота называются Владимирскими, а по улице Новоникольскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Вахитовский район. Храмовый комплекс. Собор Владимирской иконы Божией Матери и церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Татарстан, город Казань, улица Московская, д. 23. Координаты: 55.790968, 49.106445 Проезд:По улице Московской до перекрестка с улицей Чернышевского (ост. " Улица Чернышевского " ) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На левой стороне Булака, недалеко от Успенского собора, находится собор Владимирский. Первоначальное сооружение Владимирской церкви, переименованной в последствие времени в собор, на основании некоторых документов, относится к XVII ст. Владимирская церковь первоначально была не одна. Будучи холодною, она имела около себя, кроме приделов, еще церковь теплую. О последней известно, что она освящена в 1687 г. В документах о Владимирском соборе говорится: «Церковь и собор Владимирской Богородицы близ Булаку. При ней церковь теплая положение ризы Господней, при ней же два придела: первый – мучеников Флора и Лавра, второй – мученицы Парасковеи, нареченной Пятницы, оная церковь теплая освящена в 1687 г., и церковь Пресвятой Богородицы всех скорбящим…». Из этого сведения открывается, что при Владимирском соборе были еще две церкви. Из надписи на Евангелии, пожертвованном в церковь Владимирской Божией Матери Иоанном Колтовским, известно, что сия церковь существовала в 1682 г., но была она, вероятно, деревянная. Когда она возникла – неизвестно. В «Клировых ведомостях» о Владимирском соборе говорится, что холодный каменный собор построен в 1694 г. на сумму, собранную от доброхотных дателей. В 1860-х гг. на Владимирском соборе перекрывали крышу, снимали железные стропила для облегчения крыши, и в это время в верхней главе собора найдена была медная доска, на которой написана крупным полу-уставом следующая летопись собора: «начата сия святая церковь каменная постройкою во имя Богородицы Владимирской от Рождества Христова 1694 году при державе всепресветлейшего императора и самодержца всероссийского Петра Великого… по благословению преосвященного Маркелла, митрополита казанского и свияжского, а освящена сия святая церковь… 1718 году апреля 5 дня преосвященным Тихоном, митрополитом казанским и свияжским, и со всем освященным собором, а в 1732 г. ноября 5 дня, по благословению преосвященного Иллариона, архиепископа казанского и свияжского, у сей св. церкви быть собору и произвел протопресвитером Иоанна Семенова, ключарем Андрея Петрова, а зиждема сия св. церковь приходскими людьми и других доброхотию подателей». Из этой летописи понятно только, что каменная церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской начала строиться с 1694 г.; освящена в 1718 г. и сделана собором в 1732 г. Почему она так долго строилась, именно 24, года летопись умалчивает.

http://sobory.ru/article/?object=51410

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010