43) Устав, напечатанный в Москве в 1682 году при царях Иоанне и Петре Алексиевичах и при Патриархе Иоакиме. Из подписи по листам сей книги видно, что она принадлежала Преосвященному Варсонофию, Митрополиту Сарскому и Подонскому. 44) Увет духовный, печатанный в Москве в 1682 году. 45) Вечеря душевная на праздники Господские, Богородичны и святых нарочитых, из пищи слова Божия, душам христиан православных в насыщение духовное иеромонаха Симеона Полоцкого . Книга сия напечатана в Москве в 1683 году при Царях Иоанне и Петре Алексиевичах и при Патриархе Иоакиме. В начале сея книги от автора напечатано: «разсуждению церкви труд сей подлагаю, аще что согрешися, исправы желаю». 46) Служебник, печатанный в Москве в 1684 году, по благословению Патриарха Иоакима. 47) Пролог, или синаксарий, с марта по август месяц, печатанный в Москве в 1685 году, при Царях Иоанне и Петре Алексиевичах и при Патриархе Иоакиме. 48) Минея – март, печатанная в Москве в 1691 году, по благословению Патриарха Адриана. Пожалована во Владимирский Успенский собор Патриархом Адрианом в 1692 г. 49) Минеи – январь, май и август, печатанные в 1691 г. и пожалованные в собор Патриархом Адрианом. 50) Служебник, напечатанный в Москве в 1693 году, по благословению Патриарха Адриана. 51) Ирмолог, печатанный в 1694 году и пожалованный в собор Патриархом Адрианом. 52) Триодь постная, пожалованная в Собор в 1694 году Патриархом Адрианом «с печатнаго двора, из его казны, безденежно». 53) Устав, печатанный в Москве в 1695 году. На первом листе сей книги собственною Патриарха Адриана рукою написано: «Адриан милостию Божиею Архиепископ Царствующаго великаго града Москвы и всея России и всех северных стран Патриарх пожаловал сию книгу устав во град Владимир в соборную церковь Успения Пресвятыя Богородицы. Келейная». 54) Псалтирь с восследованием, печатанная в Москве в 1695 году, при Царе Петре Алексиевиче и Патриархе Адриане. 55) Анфологион, печатанный в Москве в 1697 году. 56) Евангелие учительное, воскресное, печатанное в 1697 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

После осуждения и ссылки в 1666 году патриарха Никона в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастыри Вологодской епархии Воскресенский монастырь было запрещено именовать Новым Иерусалимом (вплоть до середины XVIII века), всякое строительство в нем прекратилось. В период с 1666 по 1678 год монастырь подвергается разорению: по распоряжению патриарха Иоакима из монастыря вывозятся ценные книги, рукописи, святыни, мощи, личные вещи патриарха Никона, типографский станок и т.д.; отзываются в Москву строительных, изразцовых, литейных и иных дел мастера, прерываются строительные работы; за монастырем закрепляются лишь владения, сформированные до 1658 года. Второй период – 1670-е годы – конец XVII века – возрождение богословских и архитектурно-ландшафтных идей, связанных с замыслом патриарха Никона. В царствование царей Федора, Иоанна и Петра Алексеевичей возобновляется монастырское строительство, начинает изменятся топография святых мест: соответствие историческому прообразу сочетается с условно-символическим. С 1678 года в монастыре вновь устанавливается разработанный и утвержденный патриархом Никоном богослужебный устав, к обители приписывается 20 монастырей, устраивается система монастырских прудов. В 1679 году возобновляется строительство Воскресенского собора, а в 1685 году совершено его освящение; в этом же году освящена надвратная Входа Господня в Иерусалим деревянная (каменная – в 1694 году) церковь. В 1681 году патриарх Никон возвращен из ссылки и погребен в Иоанно-Предтеченском пределе Воскресенского собора (в 1682 году от восточных Вселенских Патриархов получены разрешительные грамоты патриарху Никону с повелением почитать его в сонме патриархов Московских, ибо он есть «столп благочестия непоколебимый, Божественных и священных канон оберегатель искуснейший, отеческих догмат, повелений же и преданий неизреченный ревнитель и заступник достойнейший»). В 1683 году возводится каменный дворец (палаты) царевны Татьяны Михайловны. С 1686 по 1692 год ведется строительство теплого соборного храма Рождества Христова с трапезными палатами вдоль западной монастырской стены. В 1690 году освящаются: земляная церковь равноапостольных Константина и Елены, церкви архистратига Божия Михаила и всех сил бесплотных, Всех святых, Николая Чудотворца. С 1690 по 1694 год Яковом Бухвостовым возводится каменная крепостная стена взамен деревянной. В 1698 году ведется строительство больничных палат с Трехсвятским храмом. К концу XVII века все каменные постройки монастырского ансамбля завершаются.

http://pravoslavie.ru/31237.html

Девянный Преображенский храм был продан в с. Коростовку и на его месте около 1694 года построили двухэтажный каменный храм, в верхнем ярусе которого был Престол в честь Преображения Господня, а в нижнем - во имя святого мученика Иоанна Воина. Под Алтарем последнего позднее была основана усыпальница князей Барятинских. В это же время над Святыми вратами построили каменную колокольню. В 1694 году князь Даниил Афанасьевич Барятинский начал строительство храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, которое окончил его брат князь Алексей Афанасьевич Барятинский. Этот храм был освящен в 1697 году. В 1710 году был построен деревянный храм во имя святого мученика Иоанна Воина, который в 1730 году заменили на каменный. В 1766 году монастырь был упразднен. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с 1768 года стал приходским, остальные храмы и здания обители передали Тверскому карабинерскому полку. С 1779 года в келлиях монастыря размещалось Духовное училище, в 1798 году переведенное в г. Севск. Монастырские здания простояли до пожара 1845 года. Брянским Кафедральным Собором издревле был Спасо-Преображенский на Владычних гробех храм. Вероятно, после упразднения Брянской кафедры (около 1500 г.), Брянским Собором был наименован Покровский храм. Согласно указу Святейшего Правительствующего Синода Епископу Орловскому и Севскому Аполлосу от 12 ноября 1798 года Брянским Собором был наименован приходской Преображенский храм Поликарпова монастыря с оставлением прежнего названия «Покровский Собор». В 1862 году храм в честь Преображения Господня был разобран и вместо него на средства городского головы купца Николая Алексеевича Вязьмитина в том же году началось строительство соборного храма. В 1875 году храм был вчерне окончен, но 16 июля этого года произошел страшный пожар, во время которого сгорел и обвалился купол вновь построенного храма. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы так пострадал от пожара, что его в 1881 году вследствие опасной трещины разобрали. На месте этого храма был поставлен каменный столп с надписью о времени его построения и освящения. От построек времени существования монастыря сохранилась лишь каменная шатровая колокольня, облик которой был изменен при реставрации после пожара.

http://sobory.ru/article/?object=41247

Мало по малу, разоренные монастыри и церкви, но далеко не все, стали возобновляться, а по некоторым местам даже и вновь были воздвигнуты св. храмы. Так в 1617 году устроена церковь в Староладожском Успенском женском монастыре. Нынешнего новоладожского уезда, в селе Петропавловском построена в 1621 году деревянная церковь св. апостолов Петра и Павла. В селе Кусяге построены две деревянных церкви: Преображения Господня в 1619 году, и св. Николая Чудотворца в 1699 году. В селе Прусине церковь св. Иоанна Предтечи, деревянная, построена 1688 года, и в Помялове деревянная же, в 1694 году. В селе Калголеме деревянная церковь св. Иоанна Милостивого устроена в царствование Алексея Михайловича при патриархе Иоакиме. В селе Чупровой горы, в нынешнем Лужском уезде, 1661 года, построена деревянная церковь в честь св. великомученицы Параскевы. В Буборине селе, принадлежащем Зеленецкому монастырю, построена после 1684 г. небольшая деревянная церковь во имя св. пророка Илии и снабжена достаточно всеми необходимыми принадлежностями богослужения. В 1734 г. церковь сия перенесена в село Заболотье. В нынешнем Гдовском уезде, в Покровоском Озерецком присуде, был монастырь, ныне упраздненный, церковь которого деревянная, построенная в 1687 году, и поныне существует. В 1694 году построены: деревянная церковь св. Николая Чудотворца в селе Заянье, Гдовского уезда, и церковь Покрова Пресв. Богородицы в селе Югостицах. Монастыри, разоренные шведами, также обновлялись  и приводились в лучшее состояние. Так в летописи Зеленецкого монастыря рассказывается, что по удалении шведов из России, настоятель и монашествующие, и бельцы, служители и работники все в обитель собралися и приуготовили на построение леса, келью настоятельскую, и братские кельи, и около монастыря ограду, служительские и скотский двор – все через два года построили, и монастырь возобновили паче прежнего. В 1684 г. преосв. Корнилий, митрополит Новгородский, при державе царей Иоанна и Петра Алеесеевичей, по благословению святейшего Иоакима патриарха, на собственные средства привел Зеленецкий монастырь в то состояние, в котором он и ныне находится. По указу же Корнилия, в Староладожский Николаевский монастырь перенесена была из Зеленецкого монастыря каменная церковь Божией Матери Тихвинская с приделом св. Иоанна Златоуста , построенная препод. Мартирием, по усердию Симеона, царя казанского, и на его казну. В 1617 году, по ходатайству старицы Акилины, при царе Михаиле Феодоровиче и новгородском митрополите Исидоре, 1-го июня освящен Староладожский Успенский женский монастырь игуменом Медвецкого монастыря Феодоритом с другими священниками. В 1628 г. Успенская церковь была каменная, и в монастыре было 25 сестер с игуменьей Марфой. Валаамские иноки заняли и устроили Васильевский монастырь, разоренный шведами. Первым строителем в нем, по возобновлении, был старец Сильвестр. Царь Михаил Феодорович щедро наградил этот монастырь своими милостями (см. Валаамский монастырь, изд. 1864 г., стр. 51–53).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Заключение Пора заключить выступление. Канон вдохновляет говорить и размышлять о нём часами, но наше расписание не позволяет это. Давайте закончим, снова рассмотрев вступительный ирмос Великого Канона, который я процитировал вначале: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отец моих, и вознесу Его: славно бо прославися». [(Бог) – Помощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он Бог мой, и прославлю Его, Бога отцов моих, и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился]. В этом от всего сердца был убеждён преподобный Андрей, и это без конца исповедует наша Святая Церковь-Матерь: что Бог отцов наших прославляется . И каждый следующий за этим вступлением тропарь канона красиво показывает, каким образом Он прославляется. Здесь – не венцами, не силой, не царствованием, не славой, не ликованием. Конечно, Бог всем этим прославляется. Но более всего Он «славно прославляется» покаянием Его детей. Пришествием их к Нему с очищенным сердцем, готовым начать новую жизнь. Итак, самая истинная слава Божия – в сладчайшем уповании человека. Чего хочет Он, и чего хотим мы – или чего подобает нам искать – то же самое. Величайшая радость пастыря – найти потерянную овцу; и самое истинное наслаждение заблудшей овцы – снова видеть лицо, слышать голос её хозяина. Преподобный Андрей напоминает об этом именно так: «Ты еси Пастырь Добрый, взыщи мене агнца, и заблуждшаго да не презриши мене». [Ты – Пастырь Добрый, отыщи меня – агнца, и не презирай меня, заблудившегося]. – Песнь 3.6, ср. Ин. 10, 11–14. «Ты еси сладкий Иисусе, Ты еси Создателю мой, в Тебе, Спасе, оправдаюся». [Ты – вожделенный Иисус; Ты – Создатель мой, Спаситель, Тобою я оправдаюсь]. – Песнь 3.7. Врата Царствия Небесного, которые уже открыты для кающихся грешников, могут быть открыты для нас Покаянный бег ещё не окончен. Он в самом разгаре. Он будет продолжаться до дня смерти. И пробежать его надо как следует, с сокрушенным сердцем, но радостным духом; ведь на финише этого бега – тот образ, который был потерян, та слава, которая была отвержена, и врата Царствия Небесного, которые уже открыты для кающихся грешников и могут быть открыты для нас.

http://pravoslavie.ru/159250.html

Здесь две каменные церкви, из коих соборная во имя апостолов Петра и Павла, построенная, вместо бывшей деревянной, брянскими помещиками г.г. Соловыми, в 1702 году. В этой обители погребен внук св. Михаила Черниговского, князь Олег (в иноч. Леонтий) Романович, Черниговский и Брянский, живший в XIII веке. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. в уездном городе Брянске; основан в 1694 году по обещанию князя Даниила Афанасьевича Борятинского, иждивением его, а трудами Преподобного Поликарпа, который и был в нем первым игуменом. По смерти кн. Даниила, строение монастыря продолжал брат его, кн. Алексей. Обитель упразднена в 1764 году. В ней две каменные церкви: 1) Соб. Преображения Господня, в которой почивают под спудом мощи Преподобного Поликарпа; 2) Рождества Богородицы, заложенная 2 мая 1694 и освящена в 1697 г. ВОСКРЕСЕНСКИЙ, женский, в уездном городе Брянске. О времени основания его ничего неизвестно. Здесь была каменная церковь во имя Воскресения Христова. В 1706 году обитель эта упразднена, церковь сломана и инокини переведены в бывшую Предтечевскую или Белозерскую пустынь, где и находились 12 лет; а 1718, по просьбе старицы Неонилы Сапажковой с сестрами, указом императора Петра Великого повелено обитель эту перевести опять на прежнее место, где вновь построена каменная же церковь Воскресения Христова иждивением доброхотных дателей, и освящена в 1741 году. Напоследок, в 1764, монастырь этот упразднен и церковь обращена в приходскую. ПРЕДТЕЧЕВСКАЯ-БЕЛОЗЕРСКАЯ, пуст. муж. в Брянском уезде, за рекою Десною. О времени основания ее сведений нет; в начале XVIII века она упразднена, и в 1706 году были сюда переведены инокини из Воскресенского Брянского монастыря, которые и пребывали здесь до 1718 года. После этого времени Предтечевская пустынь осталась уничтоженною. ЖИ3ДРИНСКИЙ, муж. в Брянском уезде, о котором только одно известно, что в конце XVII века он был приписан к Московскому Донскому монастырю. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. в уездном городе Севске. Основан был 1618 года, а в XVIII веке уничтожен и обращен в архиерейский дом, в котором и пребывали с 1764 епископы Севские и Брянские, бывшие Викарными Московской епархии; а с 1788 поныне он служит для жительства местных епископов, Орловских и Севских. – Здесь две каменные церкви: 1) Преображения Господня и 2) Пророка Илии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В смутное время храм был сожжен, село разорено поляками. В 1628 г. храм был восстановлен. В селе Алешне в 1646 году находились 44 двора крестьянских. Много лет Алешня была дворцовым селом, то есть доходы с него шли на содержание царского двора. Но в 1691 году оно было пожаловано боярину Федору Семеновичу Урусову (умер в 1694 г.) Ф.С. Урусов (троюродный брат царя Алексея Михайловича) был воеводой в Новго­роде, возглавлял Рейтарский, Иноземный и Пушкарский приказы. В 1700 году вдова боярина Фекла Семеновна отдала Алешню в приданое за дочерью Марьей Федоровной, выданной замуж за владельца соседнего Ельдигина князя Бориса Ивановича Куракина (1676-1727 гг.). В 1702 в Алешне была построена новая церковь, а старую перевезли в небольшое селение Максимково на Клязьме (8 крестьянских дворов), им тогда владели князья Львовы, дядя и племянник, которые выделили из своей земли 16 десятин для церковных нужд. Собранная в Максимкове церковь была освящена в честь иконы Казанской Пресвятой Богородицы, последнее упоминание о ней в документах за 1789 год. В 1704 году в Алешне находился двор вотчинников и 80 дворов крестьянских. В 1730 году село Алешино — владение А.Б. Бутурлина (1694-1767 гг.), женатого на до­чери Бориса Ивановича Куракина. Бутурлинский период - один из примечательных в истории села. Фельдмаршал граф Александр Борисович Бутурлин начинал карьеру денщиком для секретных поручений у Петра I и особенно возвысился при Елизавете Петровне, фаворитом которой был. Окон­чил морскую академию, участвовал в Персидском походе (1722-1723 гг.), русско-турецкой войне (1735-1739 гг.), служил московским генерал-губернато­ром, в 1760 году получил графский ти­тул. П.А. Бутурлин (1734-1787 гг.), сын А.Б. Бутурлина, — посланник в Испа­нии, Д.П. Бутурлин (1763-1829 гг.), внук, — директор " Эрмитажа " с 1810 по 1817 гг. В Алешне А.Б. Бутурлин построил богатую усадьбу, где часто бывал в ней наездами, каменную домовую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери необыкновенно изящных архитектурных форм, разбил парк, на речке устроил пруды.

http://sobory.ru/article/?object=04056

В 1504 году в монастыре была возведена небольшая каменная трапезная на подклете - одна из немногих сохранившихся в Москве построек 16 века. В 1691-1694 годах к ней была пристроена трёхярусная церковь в стиле московского барокко. В её нижнем ярусе располагается престол во имя Знамения Богоматери, во втором - престол во имя св. Архангела Михаила, в третьем - престол во имя св. митрополита Алексия. Эту трёхэтажную церковь называют посто церковью Михаила Архангела. Её строила царица Евдокия Фёдоровна Лопухина (Прасковья Илларионовна) (1669-1731), первая жена Петра I Алексеевича (1672-1725), а поводом для постройки стало рождения наследника престола царевича Алексея (1690-1718). Радостная мать, горя желанием возблагодарить Пресвятую Богородицу, поспешила пожертвовать средства на сооружение церкви в память об этом событии - недаром один из её престолов освящён во имя св. Алексия.  Практически завершённая к 1694 году, она после ссылки Евдокии в монастырь 45 лет простояла не освящённой, " без пения " , и была освящена только в 1739 году. Надвратная церковь Рождества Богородицы, стены и башни монастыря построены во второй половине 17 века. Тогда же были построены настоятельские покои. В подклете церкви Михаила Архангела находится фамильная усыпальница рода Лопухиных. Здесь погребены отец царицы Евдокии, боярин Илларион (Фёдор) Абрамович Лопухин (1638-1713), а также генерал-аншеф Василий Абрамович Лопухин (1711-1757). В 1653 году в Спасо-Андрониковом монастыре в течение четырёх недель содержался в заточении вожак старообрядчества, протопоа Аввакум (Петров) (1620-1681). При Петре I при монастыре было устроено училище для незаконнорожденных детей, а с 1810 года - духовное училище. В 1795 году на средства купца первой гильдии Семёна Прокофьевича Васильева в Спасо-Андрониковом монастыре началось строительство огромнейшей колокольни. " По ндраву своему " купец пожелал, чтобы его сооружение было выше колокольни Ивана Великого. Но пыл купца охладил император Павел I Петрович (1754-1801), приказавший уменьшить высоту строившейся колокольни. Её возведение было завершено в 1803 году. Высота колокольни составила 72,5 метра, что на 8,5 метра ниже Ивана Великого. Автором проекта, как считают, был известный московский зодчий Родион Родионович Казаков (1758-1803). В 1930-1931 годах колокольня Спасо-Андроникова монастыря была разобрана.

http://sobory.ru/article/?object=03109

Таблица 3. Динамика открытия церквей на Украине во время оккупации 358 Год Доля открытых церквей (%) Такой же процесс происходил и в российских оккупированных областях. В Воронежской области 66 храмов, или 93% церквей, действовавших в области к апрелю 1944 г., были открыты во время оккупации. В Орловской области таких церквей было более 100, или 90%, действовавших к апрелю 1944 г., в Курской – 219, или 86%. В Брянской и Белгородской областях число открытых церквей доходило до 300 в каждой. В Ленинградской области, входившей в сферу деятельности Псковской миссии, в одном только 1942 г. было открыто 156 храмов против пяти, действовавших до войны, а всего на северо-западе службы начались в порядка 470 храмах. В Калининской области почти половина церквей, в которых к середине 1944 г. проходило богослужение, были открыты в период немецкой оккупации. В Краснодарском крае тогда же были открыты 192 церкви: 100 патриарших и 92 обновленческих, тогда как в 1941 г. действовали только 7. Причем здесь процесс открытия церквей не прекратился сразу после освобождения, и к 1 апреля 1944 г. в крае насчитывалось 219 храмов (133 патриарших и 86 обновленческих). Также обстояло дело в Кабардинской АССР, где во время оккупации (конец 1942 г.) было открыто 6 храмов, а после освобождения в начале 1943 г. еще 4. Около 130 церквей (и патриарших, и обновленческих) было открыто в Ставропольском крае. В Крыму в 1941–1943 гг. была открыта 71 церковь . Всего, по подсчетам М. В. Шкаровского, на оккупированных территориях РСФСР стали действовать 2150 храмов. Как и на Украине, пик открытия церквей пришелся в этих областях на первые два года войны. Например, на Орловщине в 1941–1942 гг. были открыты 75 церквей (67 патриарших и 8 обновленческих), а в 1943–1944 гг. – 24 (19 патриарших и 5 обновленческих) 359 . Столь стремительное и масштабное возрождение церковной жизни было возможно лишь при условии, что общины и священники, открыто заявившие о себе при немцах, к 1941 г. уже находились на соответствующих территориях, но не имели регистрации в советских органах власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никак нельзя думать, что такое учение св. Григория Нисского относится к именам не богооткровенным, т. е. не употребленным в Св. Писании. Это было бы невероятно уже потому, что за самыми небольшими исключениями все употребляемые нами имена Божии встречаются и в Св. Писании и, если бы св. Григорий Ниский имел в виду лишь имена Божии, в Св. Писании не встречающиеся, он бы непременно оговорил это, чего он нигде не делает. На самом деле о небогооткровенных именах Божиих св. Григорий говорит только тогда, когда указывает, что Евномий напрасно ссылается на Священное Писание, так как, то имя, которому он придает особое значение, в Св. Писании не встречается. Во всех же остальных случаях св. Григорий говорит об именах Божиих богооткровенных, встречающихся в Св. Писании, например: Сый, Бог, Господь, Отец, Сын, Св. Дух, Единородный, Иисус, Христос, Судия, Царь, Князь мира, Бог над всеми, великий Бог, Дверь, Хлеб, Путь, Лоза, Пастырь, Свет и др. 347 И помимо того, св. Григорий неоднократно прямо говорит, что он имеет в виду имена, встречающиеся в Священном Писании, имена богооткровенные 348 . Затем, если, по мнению имябожников, все имена Божии, встречающиеся в Св. Писании, нужно считать действиями Божиими, Богом, так как они открыты Богом, то в таком случае нужно считать Богом и все без исключения слова, встречающиеся в Библии, так как они также открыты Богом, открыты в том же смысле, как и имена Божии. Но быть может имябожники не отождествляют богооткровенность с нахождением в Св. Писании и считают богооткровенными не все имена Божии, находящиеся в Св. Писании, а лишь некоторые, о которых прямо сказано в Св. Писании, что они открыты Богом. Но и такое ограничение не может спасти учения имябожников. И к этому ограничению уже прибегал некогда Евномий, но св. Григорий Нисский выяснил, что и таковые имена Божии образованы не действием Божиим, а действием человеческого измышления и лишь употреблены богодухновенными писателями тогда, когда они говорят «как бы от лица Божия». И мы уже видели, что даже «главное имя Божие», – имя «Сый» или «Иегова» образовано людьми и Моисеем употреблено в книге Исход ( Исх.3:14 , Исх.6:3 ) в качестве имени, известного и ранее евреям и лишь «как бы от лица Божия».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010