Девичий. См. Хатьковский Покровский. Покровский Хотмышский монастырь Девичий, упразднённый. См. Хотмышский Покровский. Покровский Шилов Новгородский монастырь См. Шилов Покровский. Полбинская Предтечева пустынь Мужская, Орловской Епархии. Находится в Брянском уезде, от города Брянска в 9 вёрстах, на низменном месте, отовсюду окружённом лесом. В ней ЦЕРКОВЬ каменная во имя Св. Иоанна Предтечи, построенная Игуменом Настоятелем этой пустыни, но когда – неизвестно. До Штатов 1764 года находилась приписной к Брянскому Петропавловскому монастырю, с которым и состояла в ведении Святейшего Синода до учреждения Севской Епархии, а потом в ведении Преосвященных Епархиальных Севских Викариев Московских. По Штатам же оставлена на своём содержании. Поликарпов Спасский Брянский на Козьей Степи монастырь Мужской, упразднённый, Орловской Епархии. Находился внутри города Брянска. Основан в 1694 году по обещанию Князя Даниила Афанасьевича Борятинского иждивением его собственным, а трудами Пр. Поликарпа. По кончине Князя Даниила брат его Алексей Афанасьевич продолжал строения своим коштом. До Штатов 1764 года было за монастырём сим 1.053 душ крестьян, а по Штатам оставлен на своём содержании и вскоре упразднён. Здания от монастыря сего примечательнейшие остались следующие: 1)  ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня, в которой почивают под спудом мощи основателя этой обители Пр. Поликарпа, скончавшегося в 1699 году, Февраля 23; 2)  ЦЕРКОВЬ во имя Рождества Пресвятой Богородицы, начатая строением в 1694 году, Мая 2, а освящена в 1697 году. Полистский Николаевский монастырь Мужской, упразднённый, Новгородской Епархии. Ныне приходская церковь , находится в Новгородском уезде на левом берегу реки Волхова, при устье речки Полисти, впадающей в Волхов, расстоянием от Новгорода к северу вниз по течению реки в 70, от села Грузина к югу в 14 вёрстах. О начале построения этого монастыря сведений не имеется. Но в переписях означен таким образом: «1) 1615 года: монастырь на Полисте; храм каменный Никола Чудотворец, трапеза деревянная;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

11) Грамота царя Михаила Феодоровича послушная на деревни: Тимошево и Исакову и пустоши: Бовыкино и Михалево в Малоярославецком уезде по смерти Афанасия Леотьева сына Яцкого по его завещанию отданная в Пафнутиев монастырь 1631 года. 12) Запись меновая Григория и Семиона Васильевых, детей Акчуриных в 1694 году дана в том, что променяли они в Пафнутиевом монастыре находящиеся в Оболенском уезде на речке Кечайке их пустоши: Алферово, Кузминскую и Соракаево со всеми угодьями на вотчинную Монастырскую землю Верейского уезда Вышегородского стана в пустоше Рязанцевой. Сия запись меновая в поместном приказе явлена в 1700 году. 13) Духовная запись боярина князя Константина Осиповича Щербатова в 1694 февраля в 11 день, по которой предоставляет в вечное и неподвижное владение Пафнутевому монастырю в Оболенском уезде в прародительской вотчине села Воскресенского на пустоше Лешках, да на пустоше Игнатово железную руду, с тем, чтобы пользоваться монастырю промыслами руды по смерти его или по пострижении в монашество, но пашни, лесов и прочих угодий не касаться. 14) Выпись с книг Тарузского уезда писма меры 1628 и 1629 года в Селитском стане село Васильевское – Татьянское тоже и на деревни Залужье и Орехово; да в Мышецком стане на сельцо Семеновское на речке Головенке, село Ленинское на речке Мышеге, деревни Пдъелки, Голодна, Жаличка на речке Жаличке; пустоши Ивановская – Черкасово тоже, Заклевина и Тычинино на речке Головенке; писанные за монастырем по государевой жалованной тарханной грамоте в 1622 году. Дана сия выпись для вотчинного владения в 1672 году. 15) Запись меновная стольника Тараса Акимова сына Карпова в том, что променял он в Пафнутиев монастырь вотчинную свою в Мышецком стане с пашней, лесом и со всеми угодьями на вотчинную монастырскую землю Верейского уезда Вышегородского стана в пустоше Рязанцевой 1686 года февраля 3 дня. 16) Грамота царя Михаила Феодоровича на владение в Московском уезде, в Сурожском Стану, деревней Бовыкино Осеево тоже, как издавна монастырю принадлежавшую 1635 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Новый польский король Ян Собесский, хотя и подтвердил, как и прежние короли, права братства, но в своей грамоте дал понять братству, что ему необходимо вступить в добрые отношения с епископом Иосифом Шумлянским, который пользовался расположением короля, как его прежний товарищ по оружию. Проживая часто в Львове, Собесский одной рукой поддерживал братство, которому даже подписывал разные декреты, заготовленные заранее братчиками, а другой рукой поддерживал и Шумлянского, с которым охотно проводил время, и при всяком удобном случае обеими руками брал деньги и подарки от братства. Со вступлением на престол Яна Собесского, как известно, вышло —303— и сеймовое постановление о запрещении православным, под страхом смерти и конфискации имущества, всяких сношений с Константинопольским патриархом, а Шумлянский уже в 1679 году принял унию в Варшаве. Все эти события заставили братство стать на стороже. Оно, однако, до самого конца XVII столетия пользовалось относительным спокойствием, откупаясь деньгами от епископа Шумлянского, который за один только период времени с 1691 по 1694 г. перебрал у братства свыше 4000 злотых. Таким образом, в продолжении нескольких лет братство могло спокойно заниматься умножением своих доходов, украшением храмов, печатанием книг, и вообще приведением в порядок своих церковных и хозяйственных дел. Равным образом, братство продолжало безмездно снабжать богослужебными и другими церковными книгами, не только местные церкви и монастыри, но также, по старой памяти, и Виленское братство (в 1691 г.), а в 1690 году, получив в подарок от православного киевского митрополита Гедеона (князя Четвертинского) книгу «жития святых», в благодарность за это послало ему богато переплетенный «Октоих» собственного издания. В братскую кассу всё еще от времени до времени поступали вклады и пожертвования; так, в 1694 году, старший братчик Степан Лавришевич завещал на церковь 3.700 злот., а несколько ранее, именно в 1690 г., король уплатил братству свой долг в 200 злот. При ревизии кассы братства в 1695 году оказалась в остатке крупная сумма в 49.747 злотых.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во всяком случае известно, что спустя несколько времени, монастырь в 1558 году 17 августа весь выгорел 1413 . Вскоре после построения каменной величественной церкви, Сыркова пустынь начала процветать. В конце XVI века, около 1585 года, выдавалось Сыркову монастырю из Соф. дома руги 2 рубли игумену с братиею на воск, на ладон и на темьян 1414 . В начале XVII века, по росписи церквей 1615 года, в монастыре были: «храм камен пречистая Владимирская; трапеза древянная, а в ней храм Никола чудотворец, да в роще храм древян Вознесенье Христово». 1415 . Когда именно учрежден сюда крестный ход, неизвестно. Но в первой половине XVII века он каждогодно совершался со всем торжеством в день праздника, 26 августа. В этот день с рассветом был благовест к молебну и чрез час владыка новгородский ходил с крестным ходом в Сыркову пустынь. На пути пели молебен в пять статей: 1-я статья Успению и святителю Никите; 2-я Благовещению и св. Николаю на Разваже; от Розважи шли за город в Козмодемьянские ворота по старой дороге; 3-я статья Знамению и святителю Иоанну против Спаса, что в Калачниках; 4-я статья на Голыневе у креста за всяко прошение и Александру Свирскому ; 5-я статья Владимирской Божией Матери и трем святителям московским. В пустыни вместе с иноками сырковскими встречал владыку вяжицкий игумен, совершивший здесь праздничную вечерню и утреню. По приходе в пустынь, владыка освящал здесь воду пред церковию, отирал губою кресты и иконы Соф. собора, а иконы в церкви приказывал отирать архимандриту, благословлял крестом и окроплял св. водою себя и народ, и за тем отпускал крестный ход в город. После того входил в церковь со служащими, прикладывался к иконам по тогдашнему обычаю 1416 , совершал литургию и по окончании, отправлялся домой 1417 . В конце XVII века, в Сырковой пустыни, кроме соборной каменной церкви во имя Сретения пресвятой Богородицы с приделом, была каменная церковь Вознесения Господня четырехпрестольная с трапезою. Сия последняя церковь в 1694 году названа новым строением. Была еще в роще деревянная церковь во имя преподобного Феодосия, принадлежавшая также к монастырю 1418 . Не смотря на все устройство монастыря и на уважение, какое имели к Владимирской чудотворной иконе, архимандрит Вяжицкого монастыря Боголеп хотел сделать Сыркову пустынь приписною к своему монастырю, представив начальству разные к тому предлоги, и успел было в своем намерении. Но вскоре клевета и несправедливость архимандрита открылись. В 1694 году сначала царскою (14 Февраля), а потом патриаршею (18 июля) грамотами Сырковская пустынь опять была отписана и оставлена самостоятельною 1419 . До XVIII века Сырков монастырь был мужеским и управлялся строителями. И с XVIII века он переименован на женский и назван Новодевичьим. Штат переведен в него из упраздненного Росткина Предтеченского монастыря, находившегося в Новгороде на Соф. стороне, на Забаевской улице, между нынешними церквами Фло- ровскою и Феодоровскою 1420 . В 176 (году женский монастырь положен во 2-й класс.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

11 . Грамота Царя Михаила Феодоровича Послушная на деревни: Тимошево и Исакову и пустоши: Бовыкино и Михалево в Малоярославецком уезде, по смерти Афанасия Леонтьева, сына Яцкого, по его завещанию, отданные в Пафнутьев монастырь 1631 года. 12 . Запись меновная Григория и Симеона Васильевых, детей Акчуриных, в 1694 году дана в том, что променяли они в Пафнутьев монастырь находящиеся в Оболенском уезде на речке Кечайке их пустоши: Алферьево, Кузьминскую и Соракаево со всеми угодьями на вотчинную монастырскую землю Верейского уезда Вышегородского стана в пустоши Рязанцево. Сия запись меновная в поместном Приказе явлена в 1700 году. 13 . Духовная Запись Боярина Князя Константина Осиповича Щербатова в 1694 г. Февраля в 11 день, по которой предоставляет в вечное и неподвижное владение Пафнутиеву монастырю в Оболенском уезде в прародительской вотчине села Воскресенского на пустоши Лешках, да на полпустоши Игнатово железную руду, с тем, чтобы пользоваться монастырю промыслами руды по смерти его или по пострижении в монашество, но пашни, лесов и прочих угодий не касаться. 14 . Выпись с книг Тарусского уезда письма меры 1628 и 1629 г, в Селитском стане село Васильевское – Татьянское тож и на деревни: Залужье и Орехово; да в Мышецком стане на сельцо Семеновское на речке Головенке, сельцо Ленинское на речке Мышеге, деревни: Подъелки, Голодна, Жаличка на речке Жаличке; пустоши: Ивановская-Черкасово-тож, Заклевина и Тычинино на речке Головенке; – писанные за монастырем по Государевой жалованной Тарханной Грамоте в 1622 году. – Дана сия выпись для вотчинного владения в 1672 году. 15 . Запись меновная Стольника Тараса Акимова, сына Карпова, в том, что променял он в Пафнутиев монастырь вотчинную свою пустошь Гребенково в Тарусском уезде, в Мышецком стане, с пашней, лесом и со всеми угодьями на вотчинную монастырскую землю Верейского уезда Вышегородского стана, в пустоши Рязанцовой 1686 г. Февраля 3 дня. 16 . Грамота Царя Михаила Феодоровича на владение в Московском уезде, в Сурожском стане, деревней Бовыкино, Осеево-тож, как издавна монастырю принадлежавшую 1635 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Ветлужские священники Иоанн и Онисифор по иерейской совести показали, что оба они получили исцеление, причем Онисифор страдал тяжкой глазной болезнью, и ему возвращено зрение. Ныне от древней обители остается храм во имя апостола Варнавы , в котором и почивают мощи преподобного под спудом. Этот храм теперь служит соборным для образовавшегося здесь города Варнавина Костромской губернии, в 387 верстах от Костромы. Память празднуется 11 июня. 12-й день. Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские Святые подвижники Соловецкие, Вассиан и Иона, были учениками святого митрополита Филиппа, когда он был игуменом в Соловках. В 1561 году, за послушание святому игумену, Вассиан и Иона отправились на судах за известью на твердую землю. На возвратном пути, на устье Двины, буря разбила суда; тела утонувших Вассиана и Ионы выброшены были на восточный берег Унской губы. Крестьяне Унского посада нашли нетленные тела преподобных и похоронили их там, где нашли. Мамант, старец Сергиевой лавры, управлявший соляными варницами в Унском посаде, повинуясь чудесному во сне видению, 12 июня 1599 года построил над мощами их часовню. Вслед затем близ часовни поставил себе келлию отшельник и пришли другие; а при мощах праведников совершались по временам чудеса. Инок Ефрем построил храм. Позднее храм был освящен в честь Преображения Господня и образовалась Пертоминская обитель в ста двадцати верстах от Архангельска. Ныне мощи преподобных Вассиана и Ионы почивают там под спудом в каменном храме Успения Богоматери, освященном в 1691 году. Память их празднуется 12 июня. Пертоминский-Преображенский, заштатный (с 1764 года) монастырь находится в Архангельской губернии и уезде, на мысе Белого моря, известном под именем Красный Рог, при входе в Унскую губу, в двадцати четырех верстах к северо-востоку от Унского посада. В соборном храме Преображения, построенном в 1680 году, император Петр принес благодарение Богу за спасение жизни в 1694 году от сильной бури на Белом море. И поныне цел огромный крест, сделанный им собственноручно; царь нес его на плечах своих до берега и поставил там с надписью: «Сей крест поставил капитан Петр в лето 1694». 13-й день. Преподобные Андроник и Савва Московские Преподобный Андроник, «тихий, кроткий, смиренный», по отзыву летописца, был родом из той же Ростовской области, из которой происходил его великий авва. Святой наставник очень любил своего святого ученика за его добродетели и безответное послушание и особенно молил о нем Бога, чтобы покрыл эту невинную душу от вражеских козней и помог ему довершить свое течение до конца. Андроник давно питал в душе желание основать свою общежительную обитель и не таил сего желания от старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В сельце Дуброве была построена вновь церковь во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста в 203 (1695) году. Первое сведение о существовании сей церкви находим в приходных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа за 7203 (1695) год. В них написано: «В нынешнем в 203 (1694) году октября в 29 день, по указу святейшего патриарха и по помете на выписке Андрея Даниловича Владыкина, велено новопостроенные церкви Всемилостивого Спаса, которую построили стольник Илья Михайлов сын Дмитриев-Мамонов, да Алексеевская жена Чаплина вдова Авдотья Иванова дочь (Ододурова) в вотчине своей – в Русском уезде, в Замошской волости, в селе Дуброве на попа с причетники положить дани. А по сказке человека Кутузова Матюшки Махова с дворов; с попова, с дьячкова, с Пономарева, с просвирницына, с дву вотчинниковых, с 15 крестьянских, да по памяти из Поместного Приказа 195 (1687) году, с церковной пашни с 10 четвертей в поле, а в дву потому ж, с сенных покосов с 10 копен по указной статье 16 алтын 3 деньги, заезда гривна и по тому окладу те данные деньги велено имать на нынешний 203 (1695) год старосте поповскому, и о том писано в освященной грамоте Волоколамского (собора) протопопу Ивану. И марта в 1 день те деньги на нынешний 7203 (1695) год платил поп Василий. В записной книге о выдаче антиминсов за 7203 (1694) год значится: «Октября в 30 день, по благословенной грамоте дан антиминс к освящению церкви Всемилостивого Спаса, в Русский уезд, в Замошскую волость, в село Дуброву, взял антиминс той же церкви поп Григорий и расписался». (Там же, Патр. Прик. кн. 153, стр. 453 и кн. 138, стр. 75). Спасская церковь в тех же приходных книгах Патриаршего Приказа с 7204 (1696) по 1740 год писалась под Русской десятиной в следующем порядке: « церковь Всемилостивого Спаса в селе Дуброве, в вотчине стольника Ильи Михайлова сына Дмитриева-Мамонова», с обозначением дани 16 алтын три денги, а в 1720–1737 годах – 29 алтын 5 денег» и 1740 году – 89½ копеек. (Там же, Патр. Прик. кн. 252, стр. 571, кн. 418). После Ильи Михайлова сына Дмитриева-Мамонова селом Дубровой владели дети его Александр (1700 года) и Иван (1700–1715). (Там же, Вотч. Колл, по городу Торжку мол. л. кн. 11, дела 10, стр. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

обители не износить. Пожаловала сие Евангелие Святое своима Царскима рукама в пришествие свое, егда же освящение бысть юже она Государыня Благородная Царевна построи во святой обители сей церковь во имя Рождества Христа Спасителя нашего Бога, прекрасну, и к ней присовокупи три трапезы каменные зело велики: едина общая всем человеком приходящим молитися, вторая братии, идеже ясти, третия гостиная мирским ясти всяких чинов людям. А церковь Рождества Христова новую каменную трапезную святил Великий Господин, Святейший Кир Адриан, Архиепископ Московский и всея России и всех Северных Стран Патриарх, того же лета и месяца Декемвриа дня 1З, на память Св. Мучеников: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста; тогда бысть во обители Настоятель сей же обители, постриженец Святейшего Никона Патриарха , Архимандрит Никанор, Строитель старец Сергий Турчанин; братии тогда было не менее двою сот, а подписал сие Евангелие аз, Архимандрит Никанорис, властною рукою, по преставлении Патриарха в 12 лето». А в предшествовавшем 1691 году, 7 Генваря, Царевна Татьяна Михайловна пожертвовала в Воскресенскую обитель драгоценное сокровище: «длань десные руки Св. мученицы Татианы», в сребро позлащеном ковчеге. В 1690 году, по Указу Царей Иоанна и Петра Алексеевичей началось строение вокруг монастыря новой каменной ограды вместо прежней (деревянной), к строению которой был определен Стольник Михаил Протасьевич Аксаков. Окончена в 1694 году. Вид ее представляет неправильный шестиугольник; наружная вышина стен 4 сажени и 7 вершков, окружность 432 сажени с небольшим. На ней, по углам и в средине, 8 башен, которым приданы имена врат Иерусалимской городской стены. В средней башне восточной стены над св. вратами устроена каменная церковь во имя Входа во Иерусалим Христа Спасителя, начата строением в 1694 и освящена в 1697 году (в Мае месяце). Церковь трех Святителей, Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, устроенная первоначально на городовой стене при кельях Святейшего Патриарха Никона , при построении вокруг монастыря новой каменной ограды, перенесена на иное место, а именно: на западную сторону монастыря, в устроенной там усердием Царевны и Великой Княжны Татьяны Михайловны, каменной больнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

По записи священника Федора Словинского в 1802 году следует, что на храмозданном кресте была такая древняя надпись:”освятися олтарь Господа и Бога и Спаса нашего Iucyca Христа къ церкви соборной святаго Aлekciя человъка Бoжiя въ городъ Суминъ въ лъто отъ coздahiя мipa 7169, индикта четырнадцатаго, а отъ bonлoщehi Слова Бoжiя 1661, марта въ 17-й день, при Благовърномъ Государъ Царе и Великомъ Князъ Aлekciъ, всъя beлukiя и малыя и бълыя Pocciu и при Великомъ Государъ Святъйшемъ Никонъ, Nampiapxъ Московскомъ и всея beлukiя и малыя и бълыя Pocciu.” Первый деревянный храм находился несколько севернее нынешнего собора, ближе к реке и крепостной стене. После одного из татарских набегов в 1659 году, во время большого городского пожара, он сгорел. Но в 1694 году на том же местеполковником Герасимом Кондратьевым храм был вновь выстроен. Имя строителя было вырезано при входе на дверях. Освящение жертвенника в храме Преображения Господня было осуществлено 18 мая 1694 года Преосвященнейшим Авраамием, митрополитом Белгородским и Обоянским. Этот собор просуществовал 60 лет. При протопопе Матфее Гресовском в 1754 году он перестраивался. По благословению Преосвященнейшего Аггея (Колосовского), епископа Белгородского и Обоянского, 13 июля 1776 года – при соборном протопопе Иоанне Словинском, священниках Феодоре Словинском и Стефане Куликовском, а также при участии церковного старосты Матфея Гордеенкова – был заложен каменный соборный храм. Место под храм и заложение фундамента освящал архимандрит Товий Кремневский, живший тогда на покое в Сумском Успенском мужском монастыре. Строительство и благоукрашение собора продолжалось двенадцать лет. Храм был каменный, двухярусный: нижний во имя Преображения Господня, а верхний Благовещения Божией Матери. Освящен он был 12 октября 1788 года. Нижний храм освящался на поздней литургии Преосвященнейшим Феоктистом (Мочульским), епископом Белгородским и Курским, а верхний на ранней литургии того же дня игуменом Белгородского Николаевского монастыря Иосифом Лазаревым.

http://sobory.ru/article/?object=12158

Однако в том же 1687 году по просьбе старца Кирилла монастырь был переведён в основанный годом ранее в восьми верстах ниже по течению Волги городок Кашпир, монастырь стал именоваться Кашпирским. Отведённый монастырю земельный участок также отошёл к Кашпирскому монастырю. На прежнем месте, в Сызрани, была построена часовня, там осталось жить несколько членов братии во главе со старцем Филаретом. Второе создание [ править править код ] Несколько лет спустя оставшиеся монахи и сызранские горожане вновь обратились с прошением об открытии монастыря в Сызрани, и о возвращении от Кашпирского монастыря Сызранскому пожалованной тому земли. В 1691 году патриарх Адриан разрешил воссоздание монастыря. Началось строительство, в том числе возведение однопрестольной деревянной Вознесенской церкви, на которую была пожалована небольшая сумма из царской казны. Из-за недостатка средств строительство шло медленно, и было окончено только в 1694 году. Кроме храма и колокольни было построено 4 деревянных кельи для монахов, которых тогда насчитывалось 7 человек. Вскоре монастырю были переданы во владение земли, возвращённые от Кашпирского монастыря, однако не полностью, а лишь 825 десятин 2135 сажен. Остальная же земля отошла к городам Сызрани и Кашпир. В 1694 году казанский митрополит Маркелл обратился к царям с просьбой приписать Сызранский Вознесенский монастырь в его, митрополита, вотчинные владения. 11  (21) января 1695 года его прошение было удовлетворено, монастырь был приписан к Казанскому архиерейскому дому. При передаче монастыря со всеми владениями в ведение митрополита была составлена подробная опись всего монастырского имущества. Тогда в монастыре имелось шесть деревянных келий да деревянная «мельница на реке Сызран три амбара, в них пять поставов жерновых каменьев да толчевых ступ, в которых толкут просяные и иные хлебные крупы, семь ступ с песты». Каким образом новосозданный монастырь, братия которого находилась в нужде, оказался владельцем большого и сложного гидротехнического сооружения, исследователям истории обители пока не известно.

http://azbyka.ru/palomnik/Сызранский_Воз...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010