Причтение к лику святых благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, преставившегося в Орде 22 ноября 1318 г. началось непосредственно вслед за тем, как тело его было привезено из Орды чрез Москву в Тверь. Соборно к лику святых он причтен был в 1549 г. Святые мощи же его обретены в 1632 г. нетленными и ныне открыто почивают в тверском кафедральном соборе. Местное почитание святителя Московского Петра началось по случаю чудес, совершившихся со времени преставления его 21 декабря 1326 г. В 1339 г. Митрополитом Феогностом установлено ему общецерковное празднование, а святые мощи его были открыты спустя 133 года после установления общего празднования. Преподобный Савва Сторожевский (Звенигородский), преставившийся 3 декабря 1406 г., к лику святых причтен Собором в 1547 г. а святые мощи его были открыты в 1652 г. Святой Моисей, архиепископ Новгородский, преставился 25 января 1362 г., точное время установления празднования его неизвестно, но несомненно, что установлено оно было до второй половины XVII в., так как к Новгородскому Сковородскому монастырю был пристроен придел в честь его и освящен митрополитом Питиримом, занимавшим новгородскую кафедру с 1664 по 1672 г. Мощи же его обретены и открыты в 1686 г. 19 апреля в Сковородской обители. Некоторые святые канонизированы после открытия святых мощей на том основании, что не тотчас после сего открытия, а спустя некоторое время после открытия начали совершаться чудеса. Святой Исаия, епископ Ростовский, преставился в 1090 г., мощи его были обретены и открыты 15 мая 1164 г., а празднование памяти его установлено архиепископом Варлаамом в 1474 г., ради явившихся чудес. Благоверный князь Всеволод Новгородский, сын Мстислава Владимировича, во святом крещении Гавриил преставился в Пскове 11 февраля 1138 г., почему и именуется Псковским. Мощи обретены были 27 ноября 1192 г., канонизирован собором 1549 г. Преподобный Евфимий, архимандрит Суздальский, преставился 1 апреля 1405 г.; мощи его обретены 4 июля 1507 г., канонизирован же собором 1549 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Romans...

Из подготовленного леса под непосредственным руководством подьячего Илимской съезжей избы Никиты Лазарева острог стро­ился всем миром: и служилыми людьми, и ружниками, то есть людьми духовного звания. В 1669 году воевода Оничков перешел на жительство в новый острог. Илимский острог находился в 951 версте от Енисейска — «от Енисейского же острогу вверх по Енисею и по Тунгуске (так тогда называлась Ангара. — Ю . Л.), и по Илиму рекам до Илимского острогу ходу 6 недель». Согласно имеющимся опи­саниям, он располагался в узкой долине реки Илим, зажатой с двух сторон высокими горами. Ширина Илима в этом месте в 150 верстах от его устья составляла 40-50 саженей, а ширина всей долины с рекой — 80-100 саженей. Четырехугольный в плане острог был размещен на правом берегу Илима и состоял из вось­ми деревянных башен, три из которых были проезжими. Башни соединялись стенами, представлявшими собой ряд отвесных, скрепленных друг с другом остроконечных бревен (тынин). Про­езжие башни располагались посередине трех стен: той, которая выходила к воде (южная), и двух перпендикулярных к ней (запад­ная и восточная). Противоположная от воды стена и каждый угол острога имели глухие («наугольные») башни. Внутри острожных стен общей длиной в 319 саженей были поставлены церковь во имя Спаса, воеводский двор, съезжая изба, амбар для соболиной казны, а позже и другие постройки. Илимский острог протянулся вдоль реки на четверть киломе­тра. Высокие, почти десятиметровые башни и более чем четырех­метровый тын из толстых, диаметром 25-30 сантиметров, вкопан­ных вертикально бревен общим количеством почти в 3 тысячи, создавали внушительную для местных «туземцев» крепость. В 1670 или 1671 году на башнях нового острога было установлено пять пушек, привезенных из Тобольска, которые, однако, так и не пригодились, ибо в истории Илимска, в отличие от Братского или Верхоленского острогов, не случилось военных событий. Известно, что в 1687-1688 годах Илимский острог был немно­го достроен, а в 1694 году «оветшалой» острог подвергся капи­тальному ремонту. Его военное значение к тому времени умень­шилось, и на вооружении острога в 1694 году осталось только две медные пушки на деревянных станках (одна в 16 пудов весом, другая в 17 пудов), 121 железное ядро к ним, 24 пищали, 2 карабина, 16 пудов пороха, 34 пуда свинца, 8 бердышей и копья. В 1727 году последние пушки по указу из Тобольска были отправле­ны в Якутск, а в Спасской башне долгое время оставалось «два стана пушечных, деревянных. У тех станков по обеим сторонам петли, 8 колец, 4 крюка железных».

http://sobory.ru/article/?object=40267

XVII в.); стена монастыря с восемью башнями (1690—1694)); Кузнечные палаты (1690—1694). Монастырь в XIX — начале XX вв. был одним из центров русского паломничества; с постройкой железнодорожной линии Москва-Виндава число посетителей возросло. К 1913 г. монастырь ежегодно посещало около 35000 человек. В 1919 году монастырь был закрыт, в 1921 году в его стенах был образован краеведческий музей (с 1935 года — Московский областной краеведческий музей). В 1941 году здания обители сильно пострадали в результате военных действий; многие архитектурные памятники были уничтожены. В 1959 году музей возобновил работу; сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — исполинской ярусной звонницы XVII века. В 1994 году обитель открылась вновь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/medvedev-obeshhaet-res...

Замечательны также: громадное паникадило для 40 свеч и большие лампады, висящие пред местными иконами; первое-дар храмоздателя, а вторые- приношение Ивана С. Дряблова (1761 г.). Достойно также внимания серебряное позлащенное кадило, похожее по форме и украшениям на колокольню Петропавловского собора-дар храмоздателя и серебряный ковчег-дар Анисима Сатирина (1768 г.). Из священнослужительских облачений, пожертвованных Михляевым, сохранились три свящ. ризы и стихарь, унизанные жемчугом. Приход Петропавловской церкви очень не велик (20 домов), но прихожане любят свой храм и заботятся о нем, что по всей справедливости особенно следует сказать как о достопамятном обновителе внутренности храма-Василие Н. Унженине (ныне уже умершем), так и о его семье. 3. Владимирский собор 229 . Владимирский собор один из древних и лучших храмов г. Казани. Особенно живописным положение его сделалось с того времени, как близь него развели садик и на углу, выходящем на две самые людные улицы, поставили часовню в древнем стиле. Почти ни один из посетителей г. Казани не преминет полюбоваться этим храмом, тем более, что он находится при въезде в город с р. Волги и на главном пути в нем. Мимо его снуют постоянно и вагоны конно-железной дороги. Особенно поражает посетителя высокий шпиль на колокольне и предлинная галлерея, ведущая от колокольни к главному Владимирскому храму во имя Чудотворной Владимирской Иконы Божией Матери, празднуемой 23 июня. Владимирский храм, как видно из надписи на древнем Евангелии, пожертвованном сюда Колтовским, существовал еще до 1682 года 230 . Сначала он был деревянным, а потом в 1694 году заложен был каменный храм, который освящен был в 1718 году. Эти последние сведения добыты были совершенно случайно. В 1860 году во Владимирском соборе перекрывали крышу, снимали железные стропила для облегчения крыши, и вот в это время в верхней главе собора найдена была медная доска, на которой крупным полууставом написана следующая летопись собора: „Начата бысть сия каменная церковь строиться во имя Пресвятой Богородицы Владимирской в лето от создания мира 7202 году мая 1 дня, а от Рождества Христова 1694 году при державе всепресветлейшего державнейшего Императора и Самодержца всероссийского Петра Великого, отца отечества, по благословению преосвященнаго Маркелла, митрополита Казанского и Свияжского, а освящена сия св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

С прибытием в 1685 году греков – братьев Лихудов с особой силой развернулась борьба с «латинствующей» группировкой. Между главными представителями обеих партий особенно остро развернулась полемика по вопросу о пресуществлении Святых Даров. Греки и православные русские учили, что пресуществление происходит после троекратного призывания Святаго Духа на словах: «И сотвори убо хлеб сей...» и т. д. «Латинствующие», в согласии с католическим богословием, утверждали, что это совершается на возглашении слов Спасителя «Приимите, ядите...» и т. д. Такой взгляд на вещи был назван «хлебопоклоннической ересью». Южнорусские киевские иерархи в 1688 году высказались в пользу православного учения. Партия «эллинистов» победила. Сильвестра Медведева отстранили от должности старшего справщика Печатного двора. В 1689 году вспыхнул новый стрелецкий бунт. Петр и Нарышкины бежали в Троице-Сергиеву лавру. Софья послала для переговоров с ними патриарха Иоакима, который остался с Петром, решительно поддержав его тем самым всей силой патриаршего авторитета. В том же году бунт был подавлен. Церковный Собор обвинил Сильвестра Медведева в ереси, лишил сана и отправил в ссылку. Но через год его казнили как государственного преступника за связь с партией царевны Софьи. Вся эта партия была разгромлена, Софья – заточена в Новодевичий монастырь. В 1690 году патриарх Иоаким созвал еще один церковный Собор, который анафематствовал «хлебопоклонническую ересь». Было решено также удалить из Москвы иезуитов и впредь допускать для нужд иностранцев, проживающих в России, лишь обычных священников, не принадлежащих к ордену «Общества Иисуса». При поддержке патриарха Иоакима братья Лихуды и их русские сторонники сумели создать высшую школу. Она размещалась сначала в Богоявленском, затем в Заиконоспасском монастыре. С 1686 по 1694 год в этой школе был преподан курс наук, включавший грамматику, пиитику, риторику, логику, физику. За три года обучения слушатели осваивали греческий и латинский языки так, что могли свободно на них разговаривать и переводить с них книги. Старшие ученики сами становились преподавателями для младших. Но против Лихудов была кем-то устроена очень сильная интрига через иерусалимского патриарха Досифея, приславшего братьев-греков в Москву. Теперь, поверив чьей-то клевете, он же стал настаивать на отстранении Лихудов, обвиняя их в «латинстве». С 1694 года они прекратили преподавание в школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

31 мая 1688 года Троице-Сергиев монастырь посетил 16-летний царь Петр. В 1689 году, ночью с 7 на 8 августа, в Троице-Сергиев монастырь прибыл царь Петр, бежавший из подмосковного села Преображенского, опасаясь быть убитым верными царевне Софье стрельцами. В тот же день в монастырь прибыли мать, жена и сестра царя Петра, а также стрелецкий Сухарев полк. 5 сентября по вызову царя Петра из Москвы в Троицкий монастырь прибыли иностранные офицеры. 7 сентября в Троицкий монастырь привезли выданного стрельцами Шакловитого. Вечером того же дня к воротам монастыря прибыли главные советники и слуги царевны Софьи и среди них князь В. В. Голицын. В монастырь они допущены не были. Вечером того же дня призванному в Троицкий монастырь князю В. В. Голицыну и другим ближним советникам царевны Софьи на крыльце Царских чертогов были зачитаны приговоры о лишении их имений и ссылке по дальним монастырям и острогам. 11 сентября был казнен Федор Шакловитый, полковник Семен Рязанов и несколько стрельцов на площади перед Троицким монастырем. 6 октября – возвращение царя Петра в Москву. 16 ноября 1691 года царь Петр I «молился в дому Живоначальные Троицы и пожаловал вкладом в колокол денег 1000 рублев». 1692 год – в Троице-Сергиевом монастыре в присутствии царей-соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей последний российский Патриарх Адриан совершил освящение новой трапезной церкви во имя Преподобного Сергия. В 1693 году государи Иоанн и Петр Алексеевичи «пожаловали в дом Живоначальные Троицы вкладом в новой большой колокол денег 1000 рублев». Отлитый на царские деньги колокол весил 3335 пудов. В том же году по благословению Патриарха Адриана началось строительство новой надвратной церкви во имя Иоанна Предтечи (1693–1699). В 1694 году настоятелем монастыря стал архимандрит Иов (1694–1697), впоследствии Митрополит Новгородский. Наступило петровское время – очень тяжелое для русских обителей. Петр I, считая монастыри бездонным хранилищем праздно лежащих сокровищ и одновременно скопищем тунеядцев, душил их поборами. Тем паче это относилось к славной своими богатствами Троице-Сергиевой обители. В 1695 году по указу Петра I Троице-Сергиев монастырь передал 50 000 рублей «на ратных людей».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

1694. (этотъ крестъ сдлалъ капитанъ Петръ въ лто Христово 1694) " . Мощи святых Вассиана и Ионы покоились в Преображенском храме до 1814 года, после чего были перенесены Зосимо-Савватиевский храм. В 1899 году они были положены в серебряной раке в приделе их имени, в храме Успения Богоматери. В 1764 году в ходе Секуляризационной реформы монастырь был упразднён, но уже в 1778 году восстановлен. При монастыре на западном Яренгском Рогу находилась спасательная станция. В 1920 году монастырь был закрыт. В нём предполагалось разместить коммуну имени Сталина, но в 1929 году разместили трудовую детскую колонию. Тогда снесли все церкви, сильно исказили перестройками другие сооружения. До нашего времени сохранился монастырский комплекс XVIII — начала XX века. Он состоит из двух двухэтажных зданий и четырёх угловых башен ограды. Также недалеко от монастыря на побережье сохранилась копия креста, установленного Петром I. На начало XX века в монастыре существовали следующие здания и постройки: Деревянный  собор в честь Преображения Господня  (построен в 1679-1680 гг., освящён в 1684 г.) с приделом великомученика Феодора Стратилата. Каменный пятиглавый трёхъярусный  храм в честь Успения Божией Матери  (построен по грамоте и на пожертвование царей Иоанна и Петра в 1683-1692 гг., освящён в 1692 г.). Придел Успенского храма во имя преподобных Вассиана и Ионы, пертоминских чудотворцев (построен и освящён в 1899 г.). Каменный храм во имя  преподобных Зосимы и Савватия  (построен в 1807-1814 гг. и освящён 1814 г.). Деревянный в честь  Воздвижения Креста Господня  (построен и освящён в 1894 г.). Гостиница для богомольцев (с 1869 г.). Спасательная станция на западном Яренгском роге (с 1897 г.) Кроме этого, в монастыре были конный и скотный дворы, ветряная мельница, кирпичный завод, кузница. Пертоминский монастырь не имел такого исторического значения, как, например, Соловецкий или Сийский монастыри. Возможно, по этой причине история формирования обители исследована недостаточно. Настоящее сообщение построено на анализе как письменных источников, так и данных натурного изучения памятников монастырского ансамбля, расположенного на восточном берегу Унской губы Белого моря, к юго-востоку от пос.

http://sobory.ru/article/?object=15384

2 . В 7202/1694 году, Января [ ? ] дня Государыня Царица Марфа Матфеевна пожаловала 30 рублей. 3 . Того же 7303/1694 года Государь I в первое своё пришествие в город Архангельский пожаловал по Матери своей Государыне Царице Наталье Кирилловне в поминовение 6 рублей. 4 . В том же 7202 году, Декабря 25, Государи Цари, Иоанн Алексеевич и Пётр Алексеевич пожаловали в подаяние для церковного каменного строения Архистратига Михаила и на пропитание братии 500 четвертей хлеба. О преимуществах До состоявшихся Штатов в 1764 году, когда были за монастырём сим вотчины, жалованы были многие преимущества и грамоты следующего содержания. 1 . Так названная несудимая, которою велено крестьян судить в монастыре Игумену, а не в светских приказах. Пошлинникам, надельщикам и проезжим в монастырских дворах не стоять, корма своего и конского без денег не брать, на Вологде и Каргополе с десяти возов пошлин соли не брать, и обратно с тех же возов на монастырь с приписьми пошлин, мостовщины и перевозного не брать; так же и в Москву с проезжающих о монастырских делах с Игумена или с двух старцев и с трёх слуг при них, всем пошлинникам мыта, перевоза, мостовщины и иных никаких пошлин не брать. Дана Февраля 7050/1542 года, а сзади грамоты написано: Князь Великий Иван Васильевич всея Руссии. 2 . От Государя Царя Феодора Ивановича, которой, вместо семидесяти четвертей ржи, и семидесяти четвертей овса, велено на Двине давать деньгами в монастырь по пяти рублей и по семнадцати алтын, по две деньги на год. Дана грамота сия 7104/1396) года Марта 12, а сзади оной подписано: Царь и Великий Князь Фёдор Иванович всея Русии. Грамота, сия подтверждена и Самозванцем Отрепьевым в 7114/1606 году, 13 Февраля, особой, данной на то грамотой, которые все три подтверждены были также: 1-я – 7150/1641 года, Сентября и подписано на ней: Царь и Великий Князь Михаил Фёдорович. 2-я – От Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича 7157/1649 года, Марта 30. 3-я – От Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича 7185/1677 года, Января 27.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Однако в 1698 г. вскоре после назначения начальником Печатного двора Кариона Истомина, Поликарпов вновь вернулся на Печатный двор: по царскому и патриаршему указу он был назначен справщиком. В 1700 г., после смерти патриарха Адриана, царь Петр, своим указом назначил Поликарпова начальником учреждения вместо Кариона Истомина 513 . Возможно, царь уже знал Федора как человека образованного, кроме того, Поликарпов, в отличие от Истомина был относительно молодым человеком, мирянином и не обладал обширными связями в церковной и придворной среде. После создания Монастырского приказа Печатный двор подчинялся главе приказа, Мусину-Пушкину, а через него – непосредственно царю. Нетрудно увидеть, что до своего назначения главой Печатного приказа, Федор Поликарпов был тесно связан с Карионом Истоминым. Истомин преподавал ему греческий язык в Типографской школе, затем они вместе обучались у Лихудов. Скорее всего, руководство Славяно-греко-латинской школой после ухода Лихудов было поручено Поликарпову по рекомендации Истомина. А после того, как Истомин становится во главе Печатного двора, к нему из академии переводят и Поликарпова. Таким образом, Поликарпов был своего рода протеже Истомина. Логично будет предположить, что и после отставки Истомина, он продолжал оставаться для Поликарпова ближайшим советником. О самом близком друге митр. Димитрия Ростовского , Феологе, мы знаем значительно меньше. Сам иеромонах в 1730-х сообщал о себе, что принял монашеский постриг в 1694 году в Флорищевой пустыни под Нижним Новгородом, и в том же 1694 г. был по приказу патриарха Адриана вызван в Москву и направлен в Чудов монастырь. В 1698 году Феолог был включен в штат Печатного двора как писец. О личности и образовании Феолога мы можем судить по косвенным сведениям. Мы знаем, что он был достаточно образован, для того, чтобы в 1698 году начать работу при Печатном дворе. Тогда же, в 1690-х годах, насельником Чудова монастыря становится и другой церковный деятель этого времени, иеродиакон Дамаскин, прославившийся своим полемическим сочинением «Сто пять ответов», отосланным в 1705 году новгородскому митрополиту Иову. В этом сочинении, представлявшем собой ответ на критику «Опровержения на Остен» Гавриила Домецкого, Дамаскин продемонстрировал незаурядные познания в богословии, церковной истории и языках 514 . У нас нет никаких сведений о том, что Феолог или Дамаскин обучались у Лихудов, однако несомненно, что они были знакомы 515 . Очевидно, они принадлежали к учёной традиции, заложенной Епифанием Славинецким и продолжавшей существовать в Чудовом монастыре вплоть до 1690-х гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В 1694 году Лихуды были отстранены от преподавания в Славяно-греко-латинской академии. Судя по документам Посольского приказа, одним из важных доводов для их отстранения было послание патриарха Иерусалимского Досифея II , выдвинувшего ряд обвинений против Лихудов (в основном, ввиду конфликтов корыстного характера и доносов). Братьям было разрешено остаться в Москве. В 1694-1697 годы они давали частные уроки итальянского языка, в 1697-1700 годы указом Петра I им было поручено обучать 55 человек в школе по изучению италянского языка (из 55 учились лишь 10, остальные отговорились). Эта школа находилась в ведении Разрядного приказа и располагалась, вероятно, на Печатном дворе. Братьев продолжали обвинять то в ересях, то в каких-то политических интригах в Царьграде, поэтому в январе 1704 года они были удалены в Ипатьевский монастырь в Костроме, где пробыли до января 1706 года. Там они продолжали писать полемические произведения, а также составили греческую грамматику. В 1706 году новгородский митрополит Иов выхлопотал перевод братьев в Новгород, где поручил им устройство славяно-греко-латинской школы по образцу московской. Преподавание в ней велось по тем же учебникам. Новгородская школа Лихудов подготовила первое поколение русских филологов. Школа разместилась в новгородском Детинце, в здании, которое с тех пор получило название «Лихудов корпус». В школе не стали преподавать на латыни, оставив в качестве языков лишь два (поэтому она и называлась «Греко-славянской»). Уже в конце 1707 года в Москву был вызван Софроний Лихуд, где он возглавил школу греческого языка (в академии в то время этот язык не преподавался). В 1712 году он был привлечен к работе над исправлением славянского перевода Библии, которая велась на Московском печатном дворе. Около 1720 года, после смерти Иоанникия, Софроний был назначен настоятелем Солотчинского монастыря в Рязанской епархии. Монахи не любили настоятеля-гречина, получившего эту должность не по их выбору. Он отправился в Москву, где его жалобы не имели успеха, возможно, вследствие подкупа судей монастырскими стряпчими, ненавидевшими Софрония за то, что тот препятствовал расхищению ими монастырского имущества. В 1730 году его перевели в Новоспасский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioannikij-i-So...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010