Определенное указом императрицы Анны Иоанновны число членов Святейшего Синода служило руководственной для Синода нормой при восполнении по временам оскудевавшего его состава. Оскудение это началось тем, что прежде других синодальных членов, утратили это звание два архимандрита: чудовский Ефемий Колетий и Ипатского монастыря Платон Маленовский. Оба они подпали под следствие по делу Рейбары, заподозрены в не православии, устранены от настоятельства при монастырях с лишением и звания синодальных членов (1734 г.). Вместо них в составе Святейшего Синода являются тоже два архимандрита чудовский Аарон и симоновский Амвросий, которые вскоре были назначены, первый архиепископом архангелогородским, последний-епископом вологодским, который оставался в Синоде вовсе время царствования Анны Иоанновны, и впоследствии, как увидим, с именем архиепископа новгородского, занимал первенствующее место в Святейшем Синоде. В 1736 г., согласно прошению и докладу Святейшего Синода, уволен из числа синодальных членов Леонид, архиепископ крутицкий, который при открытии Синода, в звании архимандрита Высокопетровского монастыря, занимал место синодального советника, и со времени назначения на крутицкую епархию в 1722 г., жил в Москве при отправлении синодальных дел; в 1732 г. Леонид, вместе с прочими членами Святейшего Синода переехал в С-Петербург, здесь в 1734 году заболел, продолжая посещать заседания Синода, а в марте 1736 года он уволен от звания члена Святейшего Синода. 8 сентября 1736 года скончался и Феофан Прокопович , архиепископ новгородский. В то время в Синоде находились: Питирим, архиепископ нижегородский, Амвросий вологодский и Аарон архангелогородский. Из них прежде других выбывает Аарон. 6 июля 1737 г. Июля 21 состоявшимся указом повелено в Синоде быть членами: архиереям четырем, архимандритам трем, протопопам двум персонам. А ныне в Синоде обретается членов токмо пять персон, а именно: архиереев два, архимандритов два, протопопов один. Того ради у Вашего Императорского Величества Синод всеподданнейше требует: не соблаговолите ли Ваше Императорское Величество в число синодальных членов определить обретающегося в С.-Петербурге Соловецкого монастыря архимандрита Варсонофия.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

М. Я. Морошкин, подробно изучивший период обер-прокурорства графа Протасова, пришел к выводу: «Хотя и не имея, как некогда Голицын, звания министра духовных дел, Протасов созданными им новыми при Святейшем Синоде учреждениями был, в сущности, настоящим министром... Оппозиция Протасову Филаретов кончилась невыгодно для них. После их отбытия в епархии Протасов наполнил Синод по большей части людьми с слабым характером, но честолюбивыми и искавшими его благосклонности, которые вызывались сюда на год или на два, «калифами на час», по меткому выражению одного из них, были вовсе не знакомы с синодальными делами и не имели даже возможности познакомиться с ними по краткости своего здесь Через 20 лет, при обер-прокуроре графе Д. А. Толстом, мало что изменилось. Власть обер-прокурора опиралась на многолетнюю традицию. Епископ Никодим Казанцев, современник Толстого, писал в 1873 г. в своих записках «О Святейшем Синоде»: «Обер-прокурор, олицетворяющий собою светскую власть в Синоде, с одной стороны, есть ничто в Синоде, потому что не имеет голоса в нем (т. е. в синодальном Присутствии.— И. С.); но с другой стороны, он же есть все в Синоде, потому что в его полном распоряжении состоят: 1) письменное производство дел Синода; 2) сношения Синода со всеми государственными властями, со всеми архиереями и всем духовенством; 3) представление синодальных дел государю и принятие повелений государя Синоду. Одно это есть все. Посему члены Синода суть как птицы без крыльев, как машина, движущаяся стороннею пружиною; образ и вид власти без самой власти, призрак ее, а не жизнь. Синод рассуждает о делах как бы на площади, под наблюдением и угрозою сторонней а) После внезапной кончины Петра I (28 января 1725 г.) наступил период внутренних неурядиц, продолжавшийся несколько «Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди, чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков, коренились, с одной стороны, в состоянии царской семьи, а с другой — в особенностях той среды, которая управляла делами...

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

К описанному составу Синода в 1780 г. (11 марта) был назначен состоящей на петергофской дороге, Троицкой Сергиевой пустыни архимандрит Иоасаф (Заболотский) . Вскоре, именно в 1781 году, умер Андрей (Михайлов), протопоп гвардии преображенский. На его место к Преображенскому собору 9 июля 1781 года указано было Святейшему Синоду назначить находившегося в Париже священника Симеона Коронацкого, который, однако вступил в присутствие Святейшего Синода лишь с 8-го января 1783 года, когда ему всемилостивейше повелено присутствовать в Синоде «на том же основании, как оного Лейб-Гвардии Преображенского полка бывший протоиерей Андрей Михайлов присутствовал». До назначения Коронацкого, по смерти Михайлова, Синод с 25 апреля 1782 года оставался при трех членах: двух архиепископах-Гаврииле новгородском, Иннокентии псковском и духовнике государыни протопопе благовещенском Иоанне, -ибо означенного числа архимандрит сергиевский Иоасаф был назначен епископом в Нижний Новгород «с оставлением при нем звания члена Синода». Из них 22 сентября 1783 года, первенствующий член Синода, архиепископ Гавриил, был переименован митрополитом. Того же числа ростовский епископ Самуил, присутствовавший в московской синодальной конторе, назначен митрополитом киевским «с оставлением ему именования синодального члена», а Иоасаф нижегородский переведен в Тверь с тем же званием. Означенные перемены не произвели изменения в составе наличных членов Святейшего Синода, остававшихся в том же числе до 1788 года, когда повелено было присутствовать в Святейшем Синоде переведенному из Воронежа в Тверь епископу Тихону (Малинину) с жалованьем, какое по своему заседанию в Синоде получал архиепископ псковский. Вместе с Тихоном и в указе об его назначении на тверскую кафедру, назначен присутствовать в Синоде Ириней (Клементьевский) , архимандрит ростовского Борисоглебского монастыря. 21 мая того же года призван к присутствованию в Синоде определенный 15 апреля протоиереем к собору Преображенскому протоиерей Лукиан Протопопов на таком же основании, как присутствовал (умерший) предместник его Симеон Коронацкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

3708 . – 22 июня. О дозволении присутствующим в Святейшем Синоде архимандритам носить кресты 117 Всепресветлейшему державнейшему Великому Государю Императору и Самодержцу Всероссийскому. От Синода Всеподданнейший доклад. Бывший в Синоде вице-президентом покойный Феофан, архиепископ Новгородский, словесно объявил: в 722-м году высокославной и вечнодостойной памяти Государь Император Пётр Великий, Самодержец Всероссийский, указал синодальным советникам, как пред синодальными асессоры, так и прочих монастырей пред архимандриты учинить отмену таковую, дабы им носить при себе кресты, подобно как архиереям, и по тому Его Императорского Величества указу как тогда бывшим синодальным советникам, трём архимандритам кресты даны, так и после того другим советникам, архимандритам же, кресты носить позволено, а пред нынешним временем бывшие в присутствии в Синоде архимандриты чего ради крестов не носили, о том Синоду неизвестно, а запрещения о неношении им на себе крестов по справкам не имеется. Всемилостивейший Государь, всеподданнейше Синод просит Вашего Императорского Величества указа, чтоб по содержанию вышеизображённого высокославной и вечнодостойной памяти Государя Императора Петра Великого, Самодержца Всероссийского, указа ныне присутствующим и впредь будущим в Синоде членам архимандритам в отмену от прочих архимандритов за честь главного духовного правительства кресты на себе носить всемилостивейше было повелено. Вашего Императорского Величества всенижайшие раби и богомольцы. Резолюция. По сему докладу оным архимандритам по прежнему указу кресты носить позволяется, токмо по тех мест, пока они в Синоде членами будут. 3709 . – 22 июня. О производстве из Коллегии Экономии жалованья Московскому Греческому монастырю По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по ведению Правительствующего Сената о произвождении по именному Его Императорского Величества указу Московскому Николаевскому Греческому монастырю дачи по пятисот рублёв на год из Коллегии Экономии из положенной на экстраординарные дачи суммы на приезжих из Греции духовных персон в милостыню и о даче, ежели оной суммы когда чего недостанет, сколько к тому надлежит, из доходов Коллегии Экономии, и об оставлении лавок при том монастыре на прежнем основании, и о употреблении собираемых с них оброчных денег на церковное строение, и о нежительстве в том монастыре, кроме монахов и церковников, никому из бельцов, как грекам, так и русским и другим людям, о чём-де в Коллегию Экономии и указ, а в Сенатскую Контору ведение посланы. Приказали : для надлежащего о том ведома и исполнения в Московскую синодального правления Канцелярию послать ведение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПОСТАНОВИЛИ: Одобрить работу Комиссии по делам монастырей при Священном Синоде Украинской Православной Церкви в 2014 году. Поблагодарить председателя Комиссии по делам монастырей при Священном Синоде УПЦ Преосвященного митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла за понесенные труды. ЖУРНАЛ 62 СЛУШАЛИ: Отчет председателя Церковного Суда Украинской Православной Церкви Преосвященного митрополита Каменец-Подольского и Городокского Феодора о деятельности Церковного Суда в 2014 году. ПОСТАНОВИЛИ: Одобрить работу Церковного Суда Украинской Православной Церкви в 2014 году. Поблагодарить председателя Церковного Суда УПЦ Преосвященного митрополита Каменец-Подольского и Городоцского Феодора за понесенные труды. ЖУРНАЛ 63 СЛУШАЛИ: Отчет председателя Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви Преосвященного архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна о деятельности возглавляемой им Комиссии в 2014 году. ПОСТАНОВИЛИ: Одобрить работу Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви в 2014 году. Поблагодарить председателя Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде УПЦ Преосвященного архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна за понесенные труды. ЖУРНАЛ 64 СЛУШАЛИ: Отчет председателя Синодального отдела Украинской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими военными формированиями Украины Преосвященного митрополита Белоцерковского и Богуславского Августина о деятельности возглавляемого им Отдела в 2014 году. ПОСТАНОВИЛИ: Одобрить работу Синодального отдела Украинской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими военными формированиями Украины в 2014 году. Поблагодарить председателя Синодального отдела УПЦ по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими военными формированиями Украины Преосвященного митрополита Белоцерковского и Богуславского Августина за понесенные труды. ЖУРНАЛ 65 СЛУШАЛИ: Отчет председателя Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви Преосвященного митрополита Полтавского и Миргородского Филиппа о деятельности возглавляемого им Отдела 2014 году.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Второй пункту требования. На вышеупомянутые пункты, которые за подписанием Его Величества собственный руки как получили из Сената марта 11 дня в Синоде о ведении оных патриарших и архиерейских и монастырских вотчин резолюцию, по которой генеральной в Синоде учинили приговор того ж марта 17 дня с тех вотчин сборы сбирать в архиерейских домах и в монастырях, а после того апреля 25 дня без согласного Правительствующего Синода приговора посланы ж из Синода указы за рукой советника Иерофея в Московскую губернию к вице-губернатору Воейкову, в Монастырской Приказ, к Крутицкому архиерею, к обер-ландрихтеру г. Топильскому, дабы Угрешского монастыря и того монастыря служителям и вотчинным крестьянам в ведомстве быть в одном Правительствующем Синоде, а в Москве и в городах быть архиереям и командирам оного монастыря и их крестьян ничем не ведать. И такие указы чего ради посланы и за одною рукой в противность Регламенту? Известие Синода на второй п. Апреля 25 дня 721 года указы из Святейшего Синода за рукой достодолжного советника Иерофея, архимандрита Новоспасского, в Московскую губернию, в Монастырский Приказ, к Крутицкому архиерею и обер-ландрихтеру Топильскому о неведении Николаевского Угрешского монастыря и того монастыря служителей и вотчинных крестьян в других командах, кроме Синода, посланы с общего о том синодского совета, по силе выше объявленного в 1-м пункте генерально в Синоде учиненного февраля 22 дня 721 года приговора, и не в противность Регламенту; понеже именным Его Императорского Величества указом велено из Святейшего Правительствующего Синода не токмо в губернии и в прочие нижние места, куда из коллегий посылаются указы, но и в коллегии писать, как и из Сената, указами и за подписанием секретарским. А понеже в Сенате указы посылаются за рукой только обер-секретарской, и оный Угрешской монастырь и с вотчинами был в ведомстве правивш е го тогда обер – секретарскую в Синоде должность асессора Овсяникова, того ради вместо обер-секретаря один из членов помянутый советник те указы и закрепил с общего всех синодальных членов соизволения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Гавриил занимал первенствующее в этом составе Святейшего Синода положение до того времени, пока 22 сентября 1770 года не был перемещен в Киев митрополитом. При этом преосвященному Гавриилу повелено именоваться синодальным членом. Новоспасский архимандрит Симон, по особому повелению, оставлен в Синоде и на будущий 1769 год, в конце которого, именно по указу 23 декабря, он назначен епископом костромским. Троицкий архимандрит Плато в 1770 г. (22 сентября) был назначен архиепископом в Тверь с оставлением по-прежнему в звании архимандрита Троицкой Лавры и присутствующего в Святейшем Синоде члена. Освободившееся за назначением новоспасского архимандрита Симона место синодального члена занял Гавриил (Петров) епископ тверской, который в следующем 1770 г., после Гавриила (Кременецкого), назначен был архиепископом с-петербургским. Не лишне заметить, что этот Гавриил (Петров) уже прежде, после смерти преосвященного Димитрия Сеченова, был вызван в Петербург для участия в комиссии по составлению нового Уложения и значится в числе членов учрежденной комиссии о церковных имениях. Перемены в описанном составе Святейшего Синода начались с того, что 21 июля 1774 года указом Екатерины к присутствованию в Синоде был назначен духовник государыни благовещенский протопоп Иоанн (Памфилов). Сему лицу по штату Синода не было оклада. Поэтому государыня 30 сентября 1774 года повелела: «назначенному в синодальные члены духовнику протопопу Иоанну производить жалование по тысяче рублей в год из доходов коллегии экономии». 1 января 1775 года Гавриил, архиепископ с-петербургский, назначен совокупно архиепископом и в новгородскую епархию, с наименованием его «архиепископом новгородским и с-петербургским». 21 того же января, Платон архиепископ тверской был переведен в московскую епархию с оставлением его архимандритом Троицкой Сергиевой Лавры и присутствовал в Синоде. Все эти перемены совершились в то время, когда Святейший Синод находился в Москве. Поэтому 20 декабря 1775 г. мы встречаемся с таким собственноручно написанным указом императрицы Екатерины: «при настоящем отбытии нашем в С-Петербург всемилостивейше повелеваем присутствовать в Синоде архиепископам: новгородскому Гавриилу, московскому Платону и Иннокентию псковскому да протопопам духовнику и Преображенскому…позволяя между тем архиепископу московскому пробыть в Москве до великого поста и во время сего пребывания заседать ему в здешний конторе».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Своеобразная идеология «народничества» внушала горячее желание послужить народу, помочь его культурному и хозяйственному развитию, хотелось поскорей стать сельским священником и приняться за духовно-просветительскую работу. К сожалению, в этих наших вопросах мы были предоставлены самим себе, наши воспитатели и преподаватели мало нам помогали, чтобы не считать больше. [...] При таких условиях, естественно, в наших планах о будущем был значительный разброд. Одни думали о Духовной Академии, другие – об университете, третьи – о священстве и, наконец, четвертые не задавались идеальными стремлениями, а мечтали о личном благополучии. 9. Из воспоминаний последнего протопресвитера русской армии и флота протоиерея Георгия Шавельского о Св. Синоде и о положении Русской Православной Церкви перед революцией 1917 г. [Протопресвитер Георгий Шавельский . Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. – М., 1996. Т. 2. С. 135–172] [...] В октябре 1915 года мне было высочайшее поведено присутствовать в Св. Синоде. С этого времени до половины апреля 1917 r я ежемесячно выезжал из Ставки в Петроград на заседания Св. Синода и таким образом имел возможность наблюдать и характер и направление синодальной работы того времени. Мои воспоминания о Св. Синоде скорее огорчают, чем порадуют того, кто на бывший высший орган управления Русскою Православной Церковью, Св. Синод, смотрел, как на своего рода святилище. Я сам с детства воспитан в глубоком уважении к святительскому сану вообще и к Св. Синоду, как сонму святителей, в особенности. Свое назначение присутствовать в Синоде я принял с трепетом и в залу синодальных заседаний вошел с благоговением. Но в своих воспоминаниях я должен писать то, что было, а не то, чего не было, и руководствоваться древним изречением: «amicus Plato, sed magis arnica veritatias». (Платон – друг мне, но еще больше дорога мне истина). В утешение же тех, кто может огорчиться, я скажу, что, во-первых, сила Божия никогда не умаляется от немощи человеческой, а, во-вторых, – мои воспоминания относятся к наиболее печальному периоду истории Синода, когда конъюнктура складывавшихся в государстве событий требовала от Синода особой мощи и силы, а Св. Синод в своем составе, особенно в лице своих старших членов – митрополитов, голос которых имел наибольшее значение, как и в лице обер-прокурора, отличался беспримерною бесцветностью и слабостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В виду того, что при сем все-таки преобладает язык румынский, и масса русского народа, не понимая языка, постепенно более и более отчуждается от веры и церкви, в последнее время возник вопрос о том, чтобы на добровольные пожертвования построить в Черновцах русскую церковь , в которой бы богослужение совершалось только на церковно-славянском языке и проповедь произносилась только русская (обычно же проповедь произносится по очереди – румынская и русская). Мысль добрая, но к сожалению, нельзя надеяться на скорое ее осуществление в виду недостаточности материальных средств. 1957 Большую странность, чтобы не сказать больше, представляем в Буковине официальный язык православного буковинского-далматинского синода. Официальный язык в этом синоде немецкий. На этом языке решаются все дела в синоде, на том же языке составляются протоколы и ведется официальная переписка между митрополитом – председателем синода и епархиальными епископами – членами синода. Так это велось от первого заседания синода в 1874 г., так это ведется в настоящее время, так же останется, по всей вероятности, и далее, пока будем существовать настоящая православная буковинско-далматинская митрополия. Синод этой митрополии составляют три православных архиерея, с которыми заседают с совещательным голосом по одному из каждой епархии священнику и еще один протоиерей в качестве синодального секретаря. Конечно, ни одно из этих лиц не принадлежит по своему происхождению к немецкой нации, а некоторые из них очень мало знают по-немецки, и все-таки на языке немецком в синоде происходят и совещания, и решения дел, пишутся протоколы и публикуются синодальные определения и т.д. Делается это потому, что митрополит – румын, синодальный секретарь – румын и священник в синоде из буковинской епархии – румын; прочее два архиерея – сербы; сербы же и те два священника в синоде из далматинской и бококоторской епархии. Все три и снисходительными в виду украинско-униатских и румынско-католических происков, как в последние годы. Дурной пример церковной власти вредно влияет и на приходское духовенство, и церковных певчих, среди которых в последнее время возникло противо-православное брожение, тем более опасное, что среди воспитанников духовной семинарии преобладают теперь украйно-филы бурсы Стоцкого, которые открыто хвастаются своею ненавистью к православию и наклонностью к унии или неверию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Синода: Первенствующие члены Комиссии Духовных Училищ: Директора Духовно-Учебного Управления при Св. Синоде: Председатели Учебного Комитета при Св. Синоде: Председатели Училищного Совета Св. Синода: Директора Хозяйственного Управления при Св. Синоде: Директора Контроля Св. Синода: Управляющие Контролем Св. Синода: Председатели Издательского Совета при Св. Синоде: Председатели Миссионерского Совета при Св. Синоде: Главно-управляющие духовных дел разных вероисповеданий: Министр исповеданий: Письмо А.А. Нейдгарта Письмо Я. Брафманна к Государю Выдержки из письма С. Шарапова Андроникову М.М. Программа Союза Русского Народа А. Открытое письмо Председателя Главного Совета Союза Русского Народа А.И. Дубровина Митрополиту С.-Петербургскому Антонию, Первенствующему Члену Св. Синода В. Ответ Митрополита Антония По поводу письма Дубровина Материалы к процессу Бейлиса А. Письмо сионистов-коммунистов А.С. Зарудному Надпись на конверте: Б. Письмо Прозорова Г., киевского священника, митроп(олиту) Флавиану В. Статья «Убийство Ющинского и каббала» Статья «Больной вопрос» Письма русских людей в Св. Синод Письма в C в. Синод С.М. Булатова Декрет Совета Народных Комиссаров Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о правовом положении Православной Российской Церкви от 2 Декабря 1917 года Послание Святейшего Патриарха Тихона об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной. 19.(01.02) 1918 года 14. Определение Священного Собора Православной Российской церкви о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь 15. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о мероприятиях к прекращению нестроений в церковной жизни 16. Декрет Совета Народных Комиссаров о введении нового правописания 17. Декрет Совета Народных Комиссаров о введении новой орфографии 18. Заслуги евреев перед трудящимися 19. «Во что бы то ни стало необходимо провести изъятие...» Из архивов революции А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010