Вместо их вызваны были два молодые епископа, не имевшие ни авторитета, ни опытности. Для любопытствующих вот точный список тех архиереев, которые, сменяя друг друга, присутствовали в Св. Синоде в последующие годы царствования Государя Императора Николая I, при Обер-Прокуроре графе Н. А. Протасове. Призванный к присутствованию, упомянутый преосвященный Венедикт (Григорович), оставался в Синоде, на время отъезжая в свою Олонецкую епархию, до 1847, когда на его место был вызван Иннокентий (Борисов) архиепископ харьковский. Одновременно с упомянутым же Илиодором (Чистяковым) присутствовал вызванный несколько прежде его (23 января 1843г.) Гедеон (Вишневский) Полтавский архиепископ. Из поименованных лиц Иннокентий, с 1 марта 1848 г. уже Херсонский архиепископ, согласно прошению, вследствие болезни, с выражением Высочайшего сожаления 29 апреля 1850 г. уволен в епархию. На место Иннокентия был вызван Астраханский архиепископ, бывший экзарх Грузии, Евгений (Баженов), который и оставался в Синоде до конца царствования Николая I и получил увольнение в епархию, по вступлении на престол Императора Александра II. Преосвященный Курский Илидор пробыл в Синоде до 1848 г., когда на его место 1 марта был вызван Игнатий (Семенов) архиепископ Воронежский. Преосвященный Гедеон Полтавский оставался в Синоде до 1849 г. и, получив увольнение в епархию, скончался 9 октября в С-Петербурге, где 20 января 1850 г. умер и Игнатий Воронежский архиепископ. На место Гедеона вызывался Иаков Нижегородский архиепископ, который, не окончив срока вызова, скончался в С-Петербурге 11 мая 1850 г. Место Игнатия Воронежского занял Григорий (Постников) архиепископ Казанский, член Св. Синода, вызванный 25 февраля 1850 г. Григорий присутствовал в Синоде, как увидим ниже, все остальное время своей жизни. На место умершего Иакова Нижегородского вызывался Николай (Доброхотов) Тамбовский епископ, которого сменил Иоанн (Добровраков) архиепископ Донской, вызванный 29 марта 1851 г. Он пробыл в Синоде один год, и на его место вступил снова Иннокентий Херсонский , вызванный 21 марта 1852 г. Иннокентий оставался в Синоде не долго. В следующем 1853 году 31 марта, когда были продолжены сроки пребывания в Синоде, Григорию Казанскому и Евгению Астраханскому, на место Иннокентия повелено прибыть Смарагду (Крижановскому) Орловскому епископу сроком до 1 мая 1854 г. Смарагда сменил Аркадий Олонецкий епископ, который по прибытии в Синод в мае 1854 г., временно был командирован в Архангельск по делам епархиальным. Аркадий (Феодоров) оставался в Синоде во время кончины Императора Николая и вступления на престол Государя Императора Александра II. На место Евгения Астраханского 19 марта 1855 г. был вызван Феодосий (Озеров) епископ Симбирский. Предложенный перечень наполнен именами приснопамятных, доблестных иерархов отечественной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

21 сент. улучшил материальный быт духовно-учебных заведений Смоленской еп. на местные епархиальные средства, а затем, с разрешения того же Св. Синода, по составленному им проекту изменил в 1865 г. в Смоленской семинарии и учебную часть: исключил из семинарской программы преподавание сельского хозяйства, естественной истории и медицины, и ввел преподавание дидактики и педагогики, а также открыл класс живописи. Преподавание каждого предмета поручено было отдельному наставнику. В делах семинарского Правления принимали участие депутаты от духовенства. На улучшение содержания Смоленского девичьего училища он исходатайствовал (18611865 г.) перед Св. Синодом ежегодный отпуск 2000 р. из духовно-учебного капитала. При нем в том же 1865 г. открыта новоучрежденная женская община в селе Комарах Бельского уезда, и положено основание Сычевского мужского Казанского монастыря. Он издал печатные инструкции должностным лицам монастыря, ввел, в 1866 г. выборное начало благочинных. Он принимал все меры к открытию церковно-приходских школ, указал для них программы, заботился об открытии церковных попечительств. Издал в 1866 г. циркуляр приходским священникам Смоленской епархии, касательно совершения ими исповеди, с приложением вопросов на исповеди. Преосвященный обращал полное внимание на улучшение церковного пения в епархии, и вообще на благолепие церковной службы и произношение священниками проповедей, в чем и подавал собою живой пример. Редкое из совершаемых Преосвященным богослужений оставалось без его глубоко-назидательных слов и поучений, которые полны были текстами Св. Писания. Иоанн Соколов, в мире Владимир, сын священника. Род. в г. Москве, из Московской семинарии. В 1838 г. поступил в Москов. академию. В 1842 г. 29 авг. пострижен, 30 авг. иеродиакон; 22-го сент. – бакалавр Москов. академии; 5-го окт. иеромонах. В 1843 г. декабр. 27-го магистр; 1844 г. дек. 22-го – баккалавр С.-Петерб. академии. 1848 г. сент. 8 архимандрит. 1849 г. янв. 24-го – член Цензурн. Комитета. 1851 г. янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

«Как по случаю заразной болезни для бедных людей способы пропитания сделались затруднительнее, нежели в другое время, а недостаток в здоровой пище и некоторых удобствах жизни особенно, по наблюдениям, подвергает их действию болезни: то, в числе прочих временных учреждений человеколюбия, должным признается, писал м. Филарет (25 окт. 1830 г.), учредить от московской архиерейской кафедры временный комитет о пособии бедным, на следующих правилах: 1) комитет, под председательством преосвященного Иннокентия, епископа дмитровского, составят: Андрониевский архимандрит Гермоген, Высокопетровский архимандрит Гавриил, кафедрального (Чудова) монастыря наместник иеромонах Феофил, кафедрального собора протоиерей Василий (Кутневич). Должность казначея исправлять будет архиерейского дома эконом иеромонах Иоанникий. 2) Комитет обратит внимание, во-первых, на бедных из духовного звания и будет оказывать им пособие, или собственно от себя, или через духовное попечительство, смотря по тому, как случаи подходить будут под законы сего попечительства. 3) Во-вторых, комитет оказывать будет пособия бедным светского звания людям, принадлежащим к ведомству духовному. Сюда принадлежат: канцелярские чиновники и низшие служители консистории, коих с семействами оказалось уже более ста душ, имеющих нужду и пособии, которое и сделано им единовременно, впрочем должно продолжаться с рассмотрением. 4) В-третьих, смотря по способам, комитет будет оказывать пособия всякого звания бедным, где и как окажется нужно и возможно. 5) В распоряжение сего комитета от московской архиерейской кафедры представляется пять тысяч рублей. 6) Он может принимать добровольные приношения от монастырей и других желающих участвовать в делах человеколюбия. 7) Для получения сведений о истинно нуждающихся и для непогрешительного распределения пособий, комитет воспользуется содействием местного приходского духовенства и, когда нужно, местной полиции. 8) Комитет обратить внимание на опыт временного приходского попечительства о бедных, сделанный в приходе Троицкой церкви, что в Троицкой, не могут ли опыты сего рода быть распространены с надлежащим применением к обстоятельствам. 9) Впрочем, с помощью Божией, закон любви к ближнему и сострадания будет для комитета достаточным руководством». В комитет московской архиерейской кафедры для бедных дано из сумм Андрониева монастыря 700 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Синодальная администрация включает в себя: Комитет секретариата Священного Синода, состоящий из трёх иерархов, избираемых Архиерейским Синодом; Комитет по догматическим, нравственным, каноническим и церковно-законодательным вопросам; Комитет по богослужебным вопросам и церковному искусству; Комитет духовного образования; Комитет внешних церковных связей; Издательский комитет; Комитет христианского воспитания молодёжи; Пастырский комитет; Финансовый комитет. В связи с необходимостью образуются и иные синодальные комитеты. В каждый комитет, кроме Комитета секретариата Священного Синода, входят по три непременных члена в епископском сане, избираемых Священным Синодом по предложению Постоянного Синода сроком на три года. Избираемые члены назначаются Архиерейским Синодом по предложению непременных членов. Непременными членами комитетов могут быть епископы, находящиеся на покое. Центральным административным органом церковной власти, исполняющим постановления всех высших органов церковной власти, является Архиепископ Афинский и всей Эллады. 36.7. Сравнительная характеристика устройства высшей власти автокефальных Православных Церквей Устройство высшей власти Сербской, Румынской, Болгарской и Элладской Церквей обнаруживает большое сходство. Связано оно с целым рядом обстоятельств: во-первых, эти Церкви, в отличие от Древних Восточных Церквей или Американской, Польской и Чехословацкой, являются национальными Церквями, объединяющими подавляющее большинство верующих своих народов; во-вторых, матерью всех их является Константинопольская Церковь ; а в-третьих, свою автокефалию они либо впервые обрели (Румынская и Элладская Церкви), либо восстановили (Сербская Церковь ), либо получили фактически, хотя и без согласия кириархиальной Церкви (Болгарская Церковь) в одну и ту же эпоху – в XX веке. Сходство в устройстве их управления заключается в том, что органы высшей церковной власти во всех этих Церквях, несмотря на то, что называются они по-разному, в сущности, одни и те же: глава и первый епископ Церкви – Патриарх – в Сербской, Румынской и Болгарской; Архиепископ – в Элладской; высший коллегиальный орган церковной власти, в компетенцию которого входит решение вопросов вероучительного, канонического и литургического характера, – Архиерейский Собор, включающий в себя весь поместный епископат (Священный Архиерейский Собор – в Румынской Церкви, Священный Синод в полном составе – в Болгарской Церкви, Священный Архиерейский Синод – в Элладской Церкви); постоянно действующий орган Архиерейского Собора, состоящий из нескольких архиереев, это: Священный Архиерейский Синод – в Сербской Церкви; Постоянный Синод – в Румынской Церкви; Священный Синод в малом составе – в Болгарской Церкви; Постоянный Святой Синод – в Элладской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Постоянный Синод координирует также деятельность постоянных синодальных комитетов, руководит деятельностью духовных школ и богословских факультетов, утверждает церковный бюджет, издает официальные бюллетени. Синодальная администрация включает в себя: 1) Комитет секретариата Святейшего Синода, состоящий из трех иерархов, избираемых Архиерейским Синодом; 2) Комитет по догматическим, нравственным, каноническим и церковнозаконодательным вопросам; 3) Комитет по богослужебным вопросам и церковному искусству; 4) Комитет духовного образования; 5) Комитет внешних церковных связей; 6) Издательский комитет; 7) Комитет христианского воспитания молодежи; 8) Пастырский комитет; 9) Финансовый комитет. В связи с необходимостью образуются и иные синодальные комитеты. В каждый комитет, кроме Комитета секретариата Святейшего Синода, входят по три непременных члена в епископском сане, избираемых Святым Архиерейским Синодом по предложению Постоянного Синода сроком на три года. Избираемые члены назначаются Архиерейским Синодом по предложению непременных членов. Непременными членами комитетов могут быть епископы, находящиеся на покое. Центральным административным органом церковной власти, исполняющим постановления всех высших органов церковной власти, является Архиепископ Афинский и всей Эллады. 32.11.Албанская Православная Церковь Вследствие пережитых ей кровавых гонений во времена диктатуры Энвера Ходжи, когда любое проявление религиозной жизни в Албании каралось в уголовном порядке, высшее управление Албанской Церкви не существовало с 1960-х до начала 1990-х годов, и восстановлено было в экстраординарном порядке. В 1992 г. Священный Синод Константинопольской Патриархии избрал главу Албанской Автокефальной Церкви с титулом Архиепископа всей Албании – ранее, с 1991 г., он был Патриаршим Экзархом Албании. Одновременно были избраны еще три кандидата во епископы на вдовствовавшие в течение долгих лет албанские кафедры. Их хиротонии в связи с препятствиями со стороны албанского правительства, не желавшего, чтобы епископами в Албании были греки, не могли состояться вплоть до 1996 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

139 . В Государственной Думе//Новое время. 29.04.1914 (13695). 140 . В Государственной Думе//Петербургский листок. 29.04.1914 (115). 141 . В Государственной Думе (Вчера, 7-го марта)//Петербургский листок. 8.03.1914 (65). 142 . В Государственной Думе. II сессия, 47-е заседание//Санкт-Петербургские ведомости. 8.03.1914 (55). 143 . В Государственной Думе. II сессия, 68-е заседание//Санкт-Петербургские ведомости. 29.04.1914 (95). 144 . В Государственной Думе. Сессия II, заседание 47//Современное слово. 8.03.1914 (2212). 145 . В Государственной Думе. Сессия II. Заседание 68//Речь. 30.04.1914 (116). 146 . В комиссии по запросам//Петербургский курьер. 13.03.1914 (52). 147 . В поисках правды. По делу афонских имябожников. Пг. 1916. 48. 148 . В России (от корреспондентов)//Русское слово. 29.10.1913 (249). 149 . В Святейшем Синоде//Биржевые ведомости. 12.03.1913 (12442). 150 . В Святейшем Синоде//Биржевые ведомости. 28.07.1913 (13672). 151 . В Святейший Правительствующий Синод иноков афонских заявление//Вечернее время. 16.05.1914 (739). 152 . В Святейший Правительствующий Синод. Иноков афонских заявление//Московские ведомости. 16.04.1914 (87). 153 . В Синоде//Новое время. 25.07.1913 (13422). 154 . В Синоде//Русские ведомости. 7.07.1913 (156). 155 . В Синоде//Русские ведомости. 18.08.1913 (190). 156 . В Синоде//Русские ведомости. 21.08.1913 (192). 157 . В Синоде//Русские ведомости. 22.08.1913 (193). 158 . В Синоде//Русские ведомости. 7.12.1913 (282). 159 . В. К. Саблер – о событиях на Афоне//Петербургская газета. 13.03.1914 (70). 160 . В. М. Русская Церковь в 1913 г//Странник. 1914. 1. 94–97. 161 . Великое искушение//Московские ведомости. 26.07.1913 (174). 162 . Вера имяславцев//Дым отечества. 27.03.1914 (13). 163 . Вести с Афона//Русское слово. 27.07.1913 (173). 164 . Вести с Афона//Утро России. 1.08.1913 (177). 165 . Вести с Афона//Церковный вестник. 1913. 11. 346–347. 166 . Вести с Афона//Церковный вестник. 1913. 20. 618–619. 167 . Вести с Афона//Церковный вестник. 1913. 24. 747.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

162 .В комиссии по запросам.– Петербургский курьер, 13.03.1914 52). 163 .В поисках правды. По делу афонских имябожников. Пг., 1916. 164. В России (от корреспондентов).– Русское слово, 29.10.1913 249). 165.В Святейшем Синоде.– Биржевые ведомости, 12.03.1913 12 442). 166.В Святейшем Синоде. Биржевые ведомости, 28.07.1913 13 672). 167 . В Святейший Правительствующий Синод иноков афонских заявление. – Вечернее время, 16.05.1914 739). 168 . В Святейший Правительствующий Синод. Иноков афонских заявление. – Московские ведомости, 16.04.1914 87). 169 . В Синоде. – Новое время, 25.07.1913 13422). 170 . В Синоде. – Русские ведомости, 7.07.1913 156). 171 . В Синоде. -Русские ведомости, 18.08.1913 190). 172 . В Синоде.-Русские ведомости, 21.08.1913 192). 173.В Синоде. – Русские ведомости, 22.08.1913 193). 174. В Синоде. – Русские ведомости, 7.12.1913 282). 175 . В. К. Саблер – о событиях на Афоне. – Петербургская газета, 13.03.1914 176 . В. М. Русская Церковь в 1913 г. – Странник 1, 1914. С. 94–97. 177 . Варсонофий Оптинский , преподобный. Духовное наследие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. 178 . Василий (Гролимунд), иеромонах. Послесловие к кн.: Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Изд. 5-е, дополненное. Париж, 1989. С. 295–307. 179 . Василий (Зеленцов), епископ Прилукский. Общая картина отношений Русской высшей церковной власти к имябожникам в связи с вероучением об Имени Божием. – Богословские труды 33. М., 1997. С. 165–205. ISO. Василий (Кривошеин) , архиепископ. Воспоминания, Письма. Нижний Новгород, 1998. 181 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Дата традиционного текста «Иисусовой молитвы». – Василий (Кривошеий), архиепископ. Богословские труды. Нижний Новгород, 1996. С. 32–38. 182 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). Париж, 1980. 183 .Великий подвижник Горы Афонской схимонах Хаджи-Георгий и ученик его схимонах Парфений. Составил священник Георгий Ходоровский. Нижний Новгород, 1909. 184.Великое искушение. Московские ведомости, 26.07.1913

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Остается руками развести: что это говорит господин Розанов? Как это учение о том, что «тело Церкви» (то есть вся Церковь в полном объеме, а не одни миряне должны охранять и охраняют истину) может быть разрушено учреждением какого-то наблюдательного комитета за печатью? Да этот комитет вот и будет помогать всему телу Церкви, осведомляя его, начиная с власти церковной, о том, что пишут господа Розановы и ему подобные о Церкви, о вере православной. Иерархия, предполагая учредить такой комитет, идет навстречу потребностям церковной жизни, она не отделяет себя в этом деле от мирян, она и из тех мирян изберет ревностных защитников истины для наблюдения за печатью, в которой, по сознанию самого же Розанова, «много говорится о Церкви неподобающего и неподобающим языком». Он пытается доказать, что такой комитет даже не нужен: есть-де духовные академии, есть духовные журналы, есть ученые и почтенные профессора... На что еще комитет? Отвечаем: во-первых, увы, не все так благополучно стоит в отношении чистоты учения веры даже и в самых академиях-то наших благодаря духу либерализма, проникшего и в область догматики; во-вторых – да вот из ученых-то, благонадежных профессоров, может быть, и будет составлен предполагаемый комитет. Одним словом: и господин Меньшиков, и господин Розанов, – о других иудофилах уж и говорить нечего, – все эти господа испугались: как это можно, что за ними, за всеми их разглагольствиями, будет наблюдать церковная власть чрез свой комитет? Ведь – чего доброго, власть церковная, защищая Церковь и ее Божественное учение, вынуждена будет иногда обратить на них внимание и власти гражданской, которая на Руси еще не отреклась от Церкви, которая, хоть и не всегда ясно, но все же еще знает цену чистоты Православия, составляющую заветную святыню русского народа, и потому не даст в обиду, в поругание всяким либеральным болтунам эту святыню и примет меры против соблазнителей малых сих... Вот чего боятся все эти господа. Вероятно, будущий комитет откроет в органах Священного Синода, в «Церковных Ведомостях» и «Всероссийском Церковно-Общественном Вестнике», особые отделы, в коих будут разоблачать всю ту ложь, которая теперь проходит незамеченною, но которая тем не менее отравляет читателей. А читатели газет – увы – не только в большинстве неспособны, по своему неведению учения веры, делать то дело, которое возлагает на «тело Церкви» Окружное послание Патриархов, но нередко увлекаются сами в ереси и расколы и требуют млека в учении веры, а не твердой пищи...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Посему я опасаюсь, как бы он в переводе его куда-нибудь в Киргизскую или Урмийскую миссию или в простые преподаватели усмотрел в этом унижение, не пал духом и не погряз бы в бездне каких-нибудь пороков. Нет, его бы нужно держать на людях, чтобы убедиться, действительно ли он таков, как описывает его Владимир Карлович со слов преосвященного Николая. Я осмелился бы предложить воспользоваться как-то высказанным Владимиром Карловичем предложением направить его в цензурный комитет (как выражался покойный преосвященный Савва, „комитет раненых архимандритов и иеромонахов)» (ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1.Д.4. Л. 3–4 об. Черновик, Автограф архим. Арсения (Стадницкого)) . Выражением «комитет раненых...» автор намекал на Александровский комитет о раненых, в который назначались заслуженные престарелые генералы, удалявшиеся от собственно военной деятельности. Цензурный комитет – Духовно-цензурный комитет существовал с конца XVIII в. Его ведению подлежало рассмотрение и исправление сочинений, издаваемых духовенством, одобрение их к напечатанию, причем исключительно в синодальных типографиях. Первоначально существовал при МДА и СПбДА. В 1828 г. Московский цензурный комитет был упразднен (стал отделением Петербургского комитета). С 1857 г. Петербургский цензурный комитет отделился от СПбДА в самостоятельное учреждение. 922 Помощник инспектора – по Уставу православных духовных академий (1884 г.), в академии полагалось два помощника инспектора, которые определялись епархиальным преосвященным по рекомендации инспектора и представлению ректора; должны были иметь ученую степень магистра или кандидата духовной академии; обязанности их определялись инструкцией, составляемой инспектором и утверждаемой епархиальным преосвященным (§ 40–41, 43, см.: Устав 1884 г. С. 243). В декабре 1898 г. в МДА помощниками инспектора были кандидаты МДА выпуска 1897 г. иеромонах Анастасий (Грибановский) (с 13.08.1898 г. по 14.10.1900 г., подробнее см. примеч. к гл. V, л. 67 об. – ссылка 1037) и Александр Иванович Покровский (с 22.04.1898 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Посему полагаю преподавание некоторых частей богословия на русском языке оставить без преследования». 47 Дело открытия особого цензурного комитета при московской духовной Академии началось по следующему случаю: в 1814 году московская Академия приставила архиепископу Августину в рукописи сочинения на случай открытия Академии. Августин препроводил их к митрополиту Амвросию, который передал оные в комиссию духовных училищ с испрашиванием дозволения напечатать их в Москве. При этом Амвросий предложил комиссии: не благоугодно ли будет для рассматривания подобных сочинений учредить и при московской Академии цензурный комитет на основании академического устава. Комиссия приняла и одобрила его предложение и 22 декабря 1814 года предписала учредить при Академии особый комитет независимо от существовавшего с 1799 года при Донском монастыре духовно-цензурного комитета. Первыми членами комитета назначены бакалавры: архимандрит Никанор, иеромонах Гермоген и Григорий Левицкий. Комитет открыть 9 января 1815 года 49 . На место двух последних в 1818 году избраны два новые члена: Кутневич и Тяжелов. Из дел академической конференции видно, что кроме сочинений, предназначавшихся к изданию в свет собственно от Академии, комитет рассматривал и сочинения духовного содержания, принадлежащие лицам посторонним, но таких было вообще немного. Так было до 1828 года. В этом году цензурный комитет получил новый устав; составлены были штаты – и комитет, существовавший в Донском монастыре, был закрыт, передав все свои дела и книги в новообразованный комитет при моск. дух. Академии. Членам назначено было жалованье по 800 руб. асс. в год. Деятельными, долгое время состоявшими на службе, членами комитета, были протоиереи: Ф. А. Голубинский и П. С. Делицын; первый проходил должность цензора с 1826 до 1851, последний с 1836 до 1863 года. Ими рассмотрено великое множество произведений духовной письменности. Все лица, имевшие с ними сношения по цензурному делу, находили в них крайнюю снисходительность, так что нередко по уважению к бедности авторов и переводчиков они принимали на себя труд обстоятельно исправлять и иногда до основания переделывать сочинения и переводы. Имена их, как цензоров, чрез распространение одобренных ими книг и картин по всей России, стали известны повсюду даже в простом народе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010