14 июля 1917 г. Временное правительство приняло постановление «О свободе совести», среди прочего дававшее право детям старше 14 лет объявлять о своем выходе из Православия и т. о. отказываться от изучения Закона Божия. Кроме того, Гос. комитет по народному образованию разработал законопроект, согласно которому в учебных заведениях Мин-ва народного просвещения Закон Божий становился необязательным предметом, а в негос. учебных заведениях мог не преподаваться. Эти факты вызвали недовольство большинства духовенства и мирян Русской Церкви, направлявших в Петроград коллективные и частные требования об обязательном преподавании Закона Божия детям до окончания ими средней школы. 11 сент. 1917 г. архиеп. Арсений передал министру вероисповеданий А. В. Карташёву большое количество актов и постановлений благочиннических и приходских собраний Новгородской епархии с требованием сохранить обязательное преподавание Закона Божия. Мин-во финансов Временного правительства для пополнения бюджета ужесточило налоговую политику. Эти меры должны были коснуться и Православной Церкви. Еп. Алексий (Симанский) в письме от 10 окт. 1917 г. сообщал Новгородскому архиерею, что «монастыри положительно грабят, например, наш монастырь, Хутынский, должен уплатить подоходного налога шесть тысяч рублей, кроме того двадцать процентов сбора - около двух тысяч да еще всякие повышенные налоги земские и другие» (Письма Патриарха Алексия своему духовнику. С. 78). Впрочем, свидетельств выплат вышеуказанных сумм не обнаружено. После Февральской революции в Н. и С. е. имели место захваты крестьянами монастырских угодий. Часть владений Знаменского жен. мон-ря в с. Званка (ныне урочище в Чудовском р-не Новгородской обл.) находилась на противоположном берегу Волхова. 25 июня 1917 г. Высоковский волостной комитет постановил изъять эти земли и передать крестьянам под покосы. 27 июня данное постановление утвердил Новгородский уездный земельный комитет. По жалобе мон-ря Новгородский губ. земельный комитет отменил решение уездного; тем не менее крестьяне дер. Крупичино (ныне не существует) скосили всю траву на захваченной земле. Насельницы обители обратились за поддержкой в Новгородский комитет объединения духовенства и мирян, к-рый рекомендовал им добиваться возмещения от крестьян в судебном порядке.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

еп. – епископ ЕХБ – евангельские христиане-баптисты ИБСБ – Исполнительное бюро Союза безбожников игум. – игумен ИККИ – Исполнительный комитет Коммунистического интернационала ИМЛ – Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС ИНО – Иностранный отдел ОГПУ и.о. – исполняющий обязанности ИППО – Императорское Православное Палестинское общество ИПС.ИПФ- Интернационал пролетарских свободомыслящих (от нем. Internetionale der prolitariaschen Freidenker – IPF) ИРИ – Институт российской истории исполбюро – исполнительное бюро зав. – заведующий ЗАГС – отдел записи актов гражданского состояния Закрайком – Закавказский краевой комитет РКП(б) зам. – заместитель зампред. – заместитель председателя исп. – исполнено кин. – кандидат исторических наук КИЦЦ – Комиссия по изъятию церковных ценностей кн. – книга К-о– компания комфракция – коммунистическая фракция КПСС – Коммунистическая партия Советского Союза КПУ – Коммунистическая партия Украины крайком – краевой комитет КСК – Комиссия советского контроля л. – лист лит. – литературный Кирреспублика – Киргизская республика Коминтерн – Коммунистический интернационал КОМОТЦЕРГОР – Комиссия по проведению отделения церкви от государства комфракция – коммунистическая фракция ЛК – Ленинградский комитет РКП(б)-ВКП(б) МГБ – Министерство государственной безопасности МДА – Московская духовная академия МДУ – Мусульманское духовное управление МИД – Министерство иностранных дел мин. – минута митр. – митрополит МК Московский комитет РКП(6)-ВКГ(б) МКХ – отдел (управление) Московского коммунального хозяйства МОГЭС – Московское объединение государственных электростанций Моссовет – Московский городской совет МСН – Малый Совет народных комиссаров (Совнарком) МТС – машинно-тракторная станция мусдуховенство – мусульманское духовенство М-ц – месяц напр. – например нарком – народный комиссар Наркомат, НК – народный комиссариат Наркомвнешторг – Народный комиссариат внешней торговли Наркомздрав, НКЗдрав – Народный комиссариат здравоохранения Наркомзем, НКЗ, НКЗем – Народный комиссариат земледелия

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 – «звании сими» (вместо «воззвании»). Есть слова, неупотребительные на славянском языке, так: на с. 6 службы – «Богу их препоручил еси» (вместо «вдал»), с. 10 – «обитель построил еси», на с. 13 акафиста – «вельмож и простолюдинов» вместо «простых». В случае, если автор не имеет в виду подробных и достоверных сказаний о видах чудотворений, описанных в кондаке 12, требуется упомянуть о них в чертах более общих; если же имеются таковые, то сообщить о них комитету духовной цензуры». Служба и акафист были возвращены для надлежащего исправления. По исправлении рукопись была снова представлена в Московский духовно-цензурный комитет. 15 февраля 1885 года за 78 Московский духовно-цензурный комитет доносил Синоду: «Настоятель Николаевского Пешношского Московской епархии монастыря игумен Дионисий представил на рассмотрение Московского комитета для цензуры духовных книг исправленную согласно замечаниям комитета рукопись «Служба и акафист преподобному и богоносному отцу нашему Мефодию, игумену Пешношскому, чудотворцу». Комитет нашел, что служба с акафистом составлены по общепринятой форме подобных церковных служб, изложены чистым и правильным славянским языком и содержат выражение благоговейных и назидательных чувств и мыслей и потому полагал бы рукопись одобрить к напечатанию». Мнение комитета вместе с рукописью были представлены на благоусмотрение Синода. Святейший Синод поручил рассмотреть рукопись и дать о ней отзыв Московскому митрополиту Иоанникию. Преосвященный Иоанникий одобрил ее к напечатанию. 7 марта 1885 года за 529 состоялось определение Святейшего Синода: «Согласно отзыву Преосвященного митрополита Московского разрешить к напечатанию представленную Московским духовно-цензурным комитетом рукопись под заглавием «Служба и акафист преподобному и богоносному отцу нашему Мефодию, игумену Пешношскому, чудотворцу " ». Указ Святейшего Синода был послан Московскому духовно-цензурному комитету 20 апреля 1885 года за 1422 237 . 81 Акафист свт. Леонтию, Ростовскому чудотворцу 3 марта 1885 года высокопреосвященный Ионафан, архиепископ Ярославский, обратился в Санкт-Петербургский комитет цензуры духовных книг с прошением: «Рассмотреть прилагаемую рукопись акафиста святителю и чудотворцу Ростовскому Леонтию и одобрить к печатанию, если она окажется достойной». Рассматривавший рукопись архимандрит Арсений донес комитету, что «означенный акафист составлен правильно и согласно с историческими известиями о святителе, изложен языком приличным, церковнославянским, употребляемым в богослужебных книгах, и проникнут духом благоговения и молитвы усердной и потому мог бы быть одобрен к напечатанию». Комитет 8 марта 1885 года за 301 послал донесение Святейшему Синоду.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

мученику». Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет от 19 июля за 508 представил службу с акафистом св. мученику на рассмотрение Святейшего Синода, который 4 сентября/И октября 1874 года за 1316 постановил: «Принимая во внимание, что служба св. Авраамию употребляется лишь в означенной обители, Св. Синод не усматривает потребности в печатном издании той службы». 9 марта 1876 года игумения Мария снова обращается с прошением в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет. Находя употребление во вверенном ее управлению монастыре службы с акафистом св. мученику Авраамию крайне неудобным по причине часто допускаемых в ней переписчиками грубых ошибок, она просит цензурный комитет «исходатайствовать благословение Св. Синода на отпечатание означенной службы хотя бы в ограниченном количестве для употребления собственно в монастыре». В то же время Антоний, архиепископ Владимирский и Суздальский, 2 июня 1876 года за 341 обращается с рапортом в Святейший Синод. В рапорте он пишет: «Владимирского Успенского женского монастыря игумения Мария в прошении изъяснила, что в июле 1874 года она обращалась в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет с просьбой о разрешении напечатать рукописную службу с акафистом св. мученику Авраамию, которая доселе в обычное время совершается во вверенной ей обители. В октябре того же года цензурный комитет прислал выписку из указа Св. Синода от 14 октября 1874 года за 2857, где сказано, что Св. Синод, принимая во внимание, что вышеупомянутая служба употребляется лишь в одном Успенском женском монастыре, не усматривает потребности в печатном издании оной. Настоятельница полагает, что она не вполне раскрыла воззрению комитета основания своего желания иметь печатную службу, высказав мне то именно обстоятельство, что служба совершается издавна по рукописи, и совершается по благословению епископскому, но при этом не упомянула, и Св. Синоду осталось неизвестным, о крайнем неудобстве употребления службы по рукописи. Это неудобство происходит частью по причине почти неизбежно допускаемых переписчиками грубых ошибок, пропусков и других неправильностей, а частью от трудности подыскать в нужное время искусных писцов».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Именно: по первым трем пунктам труд был поручен протоиерею Андрею Окуневу и одному из наставников академии и семинарии; описания монастырей поручено было рассмотреть Сергиевскому архимандриту Игнатию, при пособии Зеленецкого архимандрита Иннокентия, от петербургских церквей – протоиереям Андрею Райковскому, Ф. Сидонскому, Матфею Муретову, Иоанну Яхонтову , Кочетову, Добротворскому, Камчатову, Никитскому, Стеф. Славинскому, В. Барсову, Н. Парийскому, Н. Содальскому, Н. Раевскому, И. Протопопову, В. Крупскому, Гр. Дебольскому, Сим. Красноцветову и Вл. Добронравину; описания церквей в Финляндии и Эстляндии поручено протоиереям – выборгскому Виноградову и ревельскому Смирнову; описания церквей вне столицы местным благочинным, а поверка их трудов поручена была петербургским священникам – Александру Орлову и Евграфу Бенескриптову. Все эти лица должны были доносить в консисторию о ходе своих занятий, по полугодно. Из наставников семинарии сотрудником был избран П. И. Савваитов . В 1859 году комитет поручил Гумилевскому рассмотреть все доставленные в комитет описания. Нашедши, что описания недостаточны, страдают многословием, неполнотою, отсутствием единообразия, и, кроме того, многие церкви не описаны вовсе, Гумилевский составил новую, более подробную, программу и, в пространной записке, выяснил важность сведений, требуемых программою. Рассмотренная в нескольких заседаниях комитета, программа, с разрешения архипастыря, была напечатана в количестве 1000 экземпляров и разослана по церквам. В тоже время комитет, обновленный в своем составе 139 , принялся за дело с энергиею: для дополнения сведений, заключающихся в описаниях, комитет хотел воспользоваться консисторским архивом и Гумилевский завел особые книги, в которых члены комитета должны были делать выписки из консисторских дел. Член комитета, архимандрит Иосиф, отправился во Псков для отыскания документов по истории церквей Гдовского уезда, который, до 1782 г., причислялся к Псковской епархии. На напечатание программы, и на путешествие архим. Иосифа было выдано, по распоряжению консистории, 200 руб., из сумм Казанского собора. На дальнейшие расходы деньги выдаваемы были из церкви Спасосенновской и Вознесенской, по 200 р., из Морского собора и из Владимирской церкви по 100 рублей. Председателем или главным членом комитета, после Окунева, был ректор семинарии архимандрит Нектарий, а после него – архим. Платон. В 1863 году Платон, видя медленность действий комитета и причины этого усматривая в том, что он не имеет «влиятельного положения по отношению к здешнему епарх. духовенству», что комитет все свои сношения с церквами должен производить чрез консисторию, предложил устроить для комитета особую печать, разрешить комитету непосредственно сноситься с разными местами и лицами; председателем комитета быть преосв. Леонтию, викарию петерб. митрополии. С того времени председателем комитета был первый викарий петерб. митрополии, именно после Леонтия – Аполлос, потом Григорий, Павел, Тихон, Гермоген и Арсений.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

По окончании работы съезда митрополит Владимир выехал в Москву, где 15 августа 1917 года открылся Поместный Собор Рус­ской Православной Церкви. Собор открылся служением Божест­венной литургии в Успенском соборе Кремля митрополитом Вла­димиром в сослужении митрополитов Петроградского Вениамина (Казанского) и Тифлисского Платона (Рождественского). Поме­стный Собор избрал митрополита Владимира своим почетным председателем, а также председателем отдела церковной дисцип­лины. Все заседания Собора происходили в Епархиальном доме, устроенном когда-то тщанием митрополита Владимира. В те смут­ные дни начавшейся государственной разрухи Собор принял ре­шение о восстановлении в Русской Православной Церкви патри­аршества. Было проведено несколько туров голосования. Владыка участвовал только в первом туре, так как получил всего тринадцать голосов. Голосованием Собор избрал трех кандидатов в патриархи – архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архи­епископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Белавина). Окончательный выбор был пре­доставлен Промыслу Божию. 5 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя после Божественной литургии митрополит Владимир вынес на амвон ковчежец со жребиями, благословил им народ и снял печать. Из алтаря вышел старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий (Соловьев). Помолившись, он вынул из ковчега жребий и передал его митрополиту Владимиру. Владыка громко прочел: «Тихон, митрополит Московский – аксиос!» В середине ноября 1917 года в Киеве был организован особый комитет по созыву всеукраинского православного церковного Собора духовенства и мирян. Комитет возглавил архиепископ Алексий (Дородницын), проживавший в то время на покое в Киево-Печерской Лавре. На состоявшемся 23 ноября собрании комитет, «обсудив положение православной церкви на Украине в настоя­щее время, как время отделения украинского государства от рус­ского государства, а также имея в виду провозглашение всерос­сийского Патриарха, который может распространить свою власть и на украинскую церковь» , принял целый ряд радикальных постановлений: организационный комитет по созыву всеукраинского православного церковного Собора переименовывался во «временную всеукраинскую православную церковную раду» , а исполнительный комитет по созыву всеукраинского православно­го церковного Собора – в «президиум временной всеукраинской православной церковной рады», которая провозглашалась «вре­менным правительством для всей украинской православной церкви» . Это правительство назначило своих комиссаров в консисто­рии всех украинских епархий. Всеукраинская Церковная Рада вос­претила своему председателю архиепископу Алексию выезжать в Москву, куда он был вызван Патриархом для занятия места насто­ятеля в одном из монастырей.

http://fond.ru/kalendar/89/vladimir/

Конференция состоялась с 9 по 12 мая в Утрехте (Голландия). Она разработала «Положение о Всемирном Совещании Церквей», утвердить которое должна была первая Всемирная конференция. Основополагающий принцип участия во Всемирном Совете Церквей (ВСЦ) выражался в уставе следующим образом: « ВСЦ – содружество церквей, которые исповедуют Господа Иисуса Христа Богом и Спасителем». Особое внимание уделялось тому, что ВСЦ – не «Сверх-Церковь». Также был создан Предварительный Комитет Всемирного Совета Церквей, ответственный за ВСЦ в процессе его формирования.  Председателем Комитета избрали архиепископа Уильяма Темпла, а генеральным секретарем – Виссер’та Хоофта, партнерами Вииссер’та стали сотрудники «Международного миссионерского совета» Вильям Патон и Генри Смит Лейпер. Комитет занимался разработкой устава и структуры будущего ВСЦ. Он направил приглашение 196 христианским Церквям для участия в новом объединении. В январе 1939 г. временный комитет ВСЦ собирается Сен Жермене (Швейцария) и принимает решение провести первую ассамблею ВСЦ в августе 1941 г. В это же время «Международный миссионерский совет» создает Объединительный Комитет, задачей которого становится разработка плана соединения с ВСЦ. Следующие встречи, проходившие в июле 1939 г. в Женеве и январе 1940 г. в Апелдорне (Голландия), разрабатывали возможный план деятельности ВСЦ в условиях разгоравшейся в мире войны. После окончания войны Комитет собирался в Женеве и в БакХилсе (США) в 1946 и 1947 гг. соответственно. В сентябре 1946 г. открывается Экуменический институт Шато де Боссе (Швейцария), в котором начинают получать необходимую подготовку сторонники экуменического движения.  К началу 1948 г. 90 Церквей выразили желание присоединиться к ВСЦ. В августе 1946 г. в Кембридже состоялась конференция религиозных деятелей, ответственных за международные отношения, на которой была сформирована «Комиссия церквей по международным делам», вошедшая в ВСЦ на его первой Ассамблеи 1948 г. Директором Комиссии стал д-р Фредерик Нольде (1899–1972).

http://bogoslov.ru/article/3866955

Эти деньги определены по сметам, оставленным протоиереем Царенко и некоторыми членами комитета. О покрытии главного купола железом комитет решил просить архитектора Вегенера найти кровельщиков или заключить новый договор за счёт комитета с теми, которых предложил подрядчик Попандопуло. Также необходимо выровнять площадку вокруг храма, т.к. во время дождей скапливается вода. Комитет просит ее сиятельство графиню Елизавету Андреевну Воронцову-Дашкову оставить участки рядом с храмом и не продавать их. Также комитет решил пригласить в свой состав тайного советника Дмитрия Андреевича Поливанова в качестве председателя и его жену Надежду Николаевну. Дмитрий Андреевич Поливанов построил церковь в своём имении в Новгородской губернии, а также участвовал в строительстве церкви при детском санатории в Алупке. Состоя на высокой должности, он имеет вес в высших кругах С. Петербурга. 9 ноября 1907 г. состоялось очередное заседание комитета. В качестве председателя присутствовал уже тайный советник Дмитрий Андреевич Поливанов. Весь комитет проголосовал за нового председателя... На том же заседании комитет решил, что для оценки выполненных работ по храму следует пригласить архитектора Петрова, а журналы заседаний представлять на проверку Его Преосвященству. В тот же день В.И. Сенцов сложил с себя обязанности казначея комитета. Вместе с тем Поливанов ознакомился с документами по строительству храма и сделал вывод, что по смете на строительство запланировано 92 тысячи, из которых уже израсходовано 88 тысяч. В итоге оказалось, что в храме нет ни колокольни, ни отделки, ни полов. Поливанов делает ряд указаний по проверке работы. В отсутствии средств — прекратить работы, освободить от должности подрядчика, архитектора. Для расчёта с подрядчиком составить комиссию в составе Померанцева, Лемпицкого, а также включить Вегенера, подрядчика Попандопуло, гражданского инженера С.И. Петрова, строителя Кардимели Василия и 1-2 сведущих рабочих для обмера. Необходимо, чтобы Попандопуло представил все счета и документы оплаты, договора, обмеры и сравнить затраты.

http://sobory.ru/article/?object=12872

Каждая религиозная группа могла иметь свою церковь и пастыря. Обществу предоставлялось право на выборное самоуправление, его члены должны были избирать из своей среды двух «начальников» и четырех «заседателей», действовавших под контролем петербургского Комитета опекунства. В члены Общества принимались также и евреи – иностранные подданные. «Израильские христиане» должны были селиться на специально выделенных для них землях. Словно у первых христиан, земля находилась в общинном владении, членам Общества разрешалось «заводить на ней всякого рода селения, местечки и города», посторонние имели право селиться в них лишь по решению общины. Новообращенным разрешалось заниматься земледелием, ремеслами, торговлей (на территории всей империи), основывать промышленные предприятия. Они освобождались от местных налогов и повинностей. Члены Общества и их дети полностью освобождались от военной службы. Контроль над деятельностью «израэлитов» был возложен на петербургский Комитет опекунства израильских христиан, причем было указано, что «никакое местное начальство там, где Общество водворится, не будет иметь никакой власти над оным и вмешиваться в дела его». Комитет должен был представлять отчет о своих действиях и расходах непосредственно императору. В его состав входили деятели Российского библейского общества, основанного в 1813 г. в целях распространения христианского учения среди народов империи и реорганизации религиозной жизни. Председатель Российского библейского общества, министр духовных дел и народного просвещения и одновременно обер-прокурор Синода князь А.Н. Голицын, ведавший также всеми еврейскими делами, возглавил Комитет опекунства израильских христиан. Самих «израильских христиан» в столице представлял особый выборный агент. В 1818 г. Комитет опекунства израильских христиан начал свою деятельность. С целью найти подходящие для поселения земли в Новороссийский край отправился надворный советник Г. Мизко. Впоследствии он был назначен попечителем Общества с постоянным пребыванием в г. Екатеринославе (Днепропетровск). Было решено выделить крещеным евреям 26 тысяч десятин земли, конфискованной у мариупольских греков в качестве «излишков». В целях пропаганды христианства среди евреев и разъяснения задач Общества израильских христиан Комитет издавал книги (был выпущен, в частности, молитвенник на языке идиш). Среди изданий Общества – один из основных катехизисов «израильских христиан» (В. Левенвальд, «Вероисповедание израильского христианина». СПБ., 1832, с параллельным текстом на русском и идиш).

http://pravmir.ru/chernopidzhachniki-pro...

Ответственные: Управление культуры ЮВАО, ДШИ им. М.А. Балакирева. 21 мая Году русского языка посвящается. 15.00 — Праздник книги в Российской государственной детской библиотеке, книжно-иллюстративная выставка учебников русского языка и выставка детского рисунка «Отчий дом» (Калужская пл. д. 1). Ответственные: Комитет межрегиональных связей и национальной политики. 19.00 — Концерт польской музыки (с участием лауреатов и дипломантов Московского международного фестиваля славянской музыки). Польский культурный центр. Ответственные: Управление культуры ЮВАО, ДШИ им. М.А. Балакирева. 22-24 мая Московский открытый фестиваль славянской письменности «Свиток» (совместно с Паломническим центром) (Мичуринский пр-т., д. 8/29). Ответственные: Комитет по культуре города Москвы, Управление культуры ЗАО. 22 мая 16.00 — Заключительный концерт лауреатов Московского Международного фестиваля славянской музыки. ДШИ им. М.А. Балакирева. Ответственные: Управление культуры ЮВАО. 24 мая 9.30 — Божественная литургия в Патриаршем Успенском соборе Кремля. 10.30-12.00 — Возложение цветов к памятнику святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. 11.00 — Выступление детских художественных коллективов Московского городского дворца детского и юношеского творчества. 12.00-17.00 — «Шолоховская весна»: открытие памятника М.А. Шолохову на Гоголевском бульваре. Праздничная программа у памятника М.А. Шолохову на Волжском бульваре. 12.00 — Крестный ход из Кремля по Варварке на Славянскую площадь. 13.00 — Молебен у памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади. 17.00 — Праздничный концерт Фестиваля славянских искусств. Церемония награждения Международной премией святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Ответственные: Комитет межрегиональных связей и национальной политики, Комитет по связям с религиозными организациями, Департамент образования, Комитет по культуре города Москвы, Управление культуры ЮВАО, Префектура ЦАО, ГУВД, ГИБДД, УГПС, ТЦРТ, ФГУП МГРС, Московский институт социально-культурных программ.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205079...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010