Согласно с этим отзывом Московский духовно-цензурный комитет в январе 1884 года сделал Синоду донесение, в котором говорил, что «комитет полагал бы разрешить означенный акафист к напечатанию». Заслушав это донесение Московского духовно-цензурного комитета, Синод 16/28 февраля 1884 года за 440 определил: «Представленный священником Алексеем Беляевым акафист священномученику Антипе разрешить к напечатанию согласно сделанным в нем изменениям». Указ для исполнения этого определения был послан в Московский духовно-цензурный комитет от 22 марта за 927. В 1886 году тот же священник А. Беляев в прошении Московскому духовно-цензурному комитету изъяснял: «Так как первое издание акафиста священномученику Антипе в количестве одной тысячи экземпляров все разошлось, покорнейше прошу разрешить напечатать еще одну тысячу». Акафист был одобрен комитетом 23 декабря 1886 года 230 . 75 Акафист Пресвятой Богородице пред иконой Ее, именуемой «Троеручица» 19 декабря 1883 года за 395 митрополит Московский и Коломенский Иоанникий обратился в Московский духовно-цензурный комитет с отношением, в котором было сказано: «Препровождая при сем в духовно-цензурный комитет «Акафист Пресвятой Богородице пред иконой Ее, именуемой Троеручица», доставленный ко мне от Преосвященного Михаила, митрополита Сербского, предлагаю комитету представить мне отзыв по рассмотрении означенной рукописи». Московский духовно-цензурный комитет поручил дать отзыв цензору прот. Михаилу Боголюбскому. В своем отзыве, данном 20 января 1884 года за 18, цензор прот. М. Боголюбский выразил следующее: «Акафист Пресвятой Богородице пред иконой Троеручицы составлен на основании преданий афонских монастырей и Сербской Церкви о происхождении иконы Богоматери, именуемой Троеручицей, и перенесении ее из обители Саввы Освященного в Сербию и потом – в Хиландарскую Афонскую обитель. Предание сие известно в нашей Церкви со времени путешественника Барского и печатания в изданной Афонским Пантелеимоновым монастырем книги «Вышний покров над Афоном или сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Тверской е пархиальный историко-археологический комитет создан по инициативе архиепископа Димитрия (Самбикина) в 1902 г. На первом заседании, состоявшемся 15 июня 1902 г., был избран совет в составе 7 человек, который возглавил епископ Старицкий, викарий Тверской епархии Василий (Царевский). Комитет занимался изучением церковно-религиозной жизни епархии в прошлом и настоящем, обследованием, охраной и сбором памятников церковных древностей, составлением церковных летописей и полного описания епархии. Комитет систематизировал архивные документы духовных правлений Бежецка, Старицы, Торжка, подготовил к печати царские и архиерейские грамоты Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, опубликовал несколько работ своих членов: «К истории Троицкого Иоанно-Богословского монастыря в 17 в.», «Монастыри и приходские церкви г. Торжка», «Храмовые празднества в Твери» (Вып. 1) и др. При Комитете были созданы древлехранилище и библиотека. Комитет проводил для своих членов археологические курсы, на которых читали лекции историки В. Н. Покровский, А. И. Соболевский и ряд других. Комитет прекратил свое существование в 1918 г. ( Энциклопедический справочник «Тверская область»:Электронное издание/ Тверское общество краеведов, Тверская областная универсальная научная библиотека им. А. М. Горького. Электронный ресурс: дата обращения 4 июля 2014 г.). Отчет о деятельности Тверского епархиального историко-археологического комитета, за первый год существования и деятельности комитета (16 июня 1902 г. – 1 сентября 1903 г.). Тверь, 1903. С. 5, 7, 9, 10. Грамоты Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. Тверской епархиальный историко-археологический комитет. Тверь, 1904. Там же… С. I, III–IV. Описи Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря… С. 346 и далее; Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря, и о строении церквей Божиих, и о дании вотчин в обитель сию великих князей, бояр и прочих благодетелей//Там же. С. 331–345; Шумаков С. А. Обзор «Грамот Коллегии экономии»: Обзор бежецких (1300–1767 гг.) и алатырских (1607–1761 гг.) актов.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299237/

Рукопись акафиста, рассмотренная в Московском духовно-цензурном комитете, еще раз возвращена была для исправления. Представленная же в исправленном виде, встретила одобрительный отзыв со стороны Московского духовно-цензурного комитета. Приводим отзыв в формулировке прот. М. Боголюбского: «Акафист преподобному Алексию, человеку Божию, представленный игуменией Московского Алексеевскою девичьего монастыря: 1) вполне согласен с житием преподобного; 2) хваления, приносимые ему, приличествуют подвигам именно сего преподобного; 3) в составе своем акафист полон, имея в икосах обычные в акафистах 12 хвалений; 4) изложен слогом чистым и ясным. Потому много мог бы приносить пользы душевной для подвизающихся в Алексеевской обители. По 237 ст. Цензурного устава акафист сей прежде одобрения к печати должен быть представлен на рассмотрение и разрешение Св. Синода». Но дело об акафисте в Московском духовно-цензурном комитете было задержано прошением от 18 января 1884 года игумений Антонии возвратить рукопись, «так как по некоторым обстоятельствам монастырь отлагает напечатание означенного акафиста». Дело об акафисте было перенесено в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет. 7 января 1884 года за 5 от настоятельницы Московского Алексеевского монастыря поступило на имя Московского митрополита Иоанникия доношение: «Губернский секретарь Андрей Феодорович Ковалевский по вере своей к св. угоднику Алексию, человеку Божию, и по усердию к вверенной мне Алексеевской обители представил мне своего составления акафист св. праведному Алексию, человеку Божию, с предложением представить оный в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет для пересмотра, так как он все свои сочинения всегда представлял в Санкт-Петербург. Приемлю смелость просить архипастырского разрешения Вашего Высокопреосвященства по желанию автора представить акафист в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет». От 3 января 1884 года в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет от настоятельницы Московского Алексеевского монастыря поступило следующее прошение: «Представляя при сем в комитет рукописный акафист, составленный в честь св. Алексия, человека Божия, прошу означенный комитет рассмотреть и разрешить к напечатанию в самом ограниченном количестве экземпляров не для продажи, а для домашнего употребления во вверенной мне Алексеевской обители, так как благочестивое усердие богомольцев, притекающих к молитвенному покрову преподобного Алексия, человека Божия, в обители, посвященной его имени, давно выражается желанием слышать акафист пред Его чудотворной иконой».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

154 существовании московского Христианского комитета, и это послужило источником вдохновения для их собственной инициативы25. В первые три года существования Христианский комитет состоял всего из шести членов (не более четырех одновременно). К трем членам-основателям 29 декабря 1977 г. присоединился мирянин Вадим Щеглов. Было объявлено, что в случае ареста кого-нибудь из членов-основателей на их место сразу придут другие люди. В задачу Щеглова входило объявить их имена26. Вскоре после этого Хайбулин вышел из комитета. Его перевели на приход во Владимирской области, и связь с ним стала затруднительной. В мае 1979 г. в комитет вошел о. Василий Фонченков. 1 ноября 1979 г. был арестован о. Г. Якунин. Вскоре было объявлено, что его место займет о. Николай Гайнов. 12 марта 1980 г. был арестован и Виктор Капитанчук. Таким образом, с марта 1980 г. комитет состоял из отца Николая Гайнова, отца Василия Фонченкова и Вадима Щеглова. По сообщениям, в комитет после арестов вошли еще десять человек, но они не соглашались открыть свои имена из-за неизбежного тогда давления со стороны КГБ27. Станислав Жердев, пятидесятник, выехавший на Запад 5 августа 1980, заявил, что он был одним из таких " тайных " членов. Очевидно, Христианский комитет решил, что пришло время включить в число членов и верующего другого исповедания. У шести известных членов Христианского комитета было очень различное прошлое. К ним и власти относились по-разному. Якунин, Хайбулин и Капитанчук активно защищали свободу религии и подписали много обращений и протестов, в результате чего Якунин и Хайбулин потеряли свои места в приходах. А Капитанчук, хотя и был активным диссидентом, работы не лишился, что для Советского Союза несколько необычно. 155 Будучи химиком, он продолжал работать до самого своего ареста. Вадим Щеглов не занимался независимой общественной деятельностью до своего вхождения в комитет. Верующим христианином он стал за шесть лет до этого, после прочтения книги митрополита Сурожского Антония (Блюма). Он был математиком, работал в министерстве здравоохранения и не был уволен с работы после того, как стало известно о его принадлежности к комитету.

http://religare.ru/2_89412_1_21.html

С.Г. Петров Список сокращений агипропотдел, агитпроп, агитотдел – отдел агитации и пропаганды агиткампания – агитационная кампания агитпропсекция – агитационно-пропагандистская секция АК I – Архивы Кремля: Политбюро и Церковь . 1922–1925 гг./Издание подготовили Н. Н. Покровский , С.Г. Петров. М.; Новосибирск, 1997. Кн. 1. АК II – Архивы Кремля: Политбюро и Церковь . 1922–1925 гг./Издание подготовили Н. Н. Покровский , С.Г. Петров. М.; Новосибирск, 1998. Кн. 2. АОН – Академия общественных наук при ЦК КПСС АПРФ – Архив Президента Российской Федерации АРК – Антирелигиозная комиссия (Комиссия по проведению отделения церкви от государства) при ЦК РКП(б) Верхсуд – Верховный Суд при Президиуме ВЦИК Верхтриб – Верховный революционный трибунал при Президиуме ВЦИК ВКП(б) – Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) Всетатчека – Всетатарская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и преступлениями по должности ВЦИК – Всероссийский центральный исполнительный комитет ВЦСПС – Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов ВЦУ – Высшее церковное управление ВЧК – Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и преступлениями по должности ГАНО – Государственный архив Новосибирской области ГАРФ – Государственный архив Российской Федерации генсек – генеральный секретарь Главмузей – Главный комитет по делам музеев и охране памятников искусства, старины и природы при НКП РСФСР Гохран – Государственное хранилище ценностей РСФСР-СССР ГПО – государственный политический отдел ГПУ, Госполитуправление – Государственное политическое управление при НКВД РСФСР губисполком – губернский исполнительный комитет губком – губернский комитет губкомиссия – губернская комиссия губмузей – губернский музей губотдел – губернский отдел губпартком – губернский партийный комитет губревтрибунал – губернский революционный трибунал Донком – Донской областной комитет РКП(б) завагитпроп – заведующий отделом агитации и пропаганды замзав – заместитель заведующего

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На городской окраине по его инициативе был построен храм прп. Серафима Саровского, ставший миссионерским центром; при храме открылось Серафимовское об-во трезвости. Об-ва трезвости создавались и в др. приходах. В 1911 г. еп. Феодосий учредил благотворительное сестричество (сестричное братство) им. свт. Иоасафа Белгородского. При Михаило-Архангельском храме в с. Крым Орского у. действовала богадельня. При еп. Феодосии были созданы 3 муж. монашеские общины: в 1913 г. получили статус мон-ря 2 общины во имя свт. Николая Чудотворца - близ с. Кадымцева Троицкого у. и близ с. Покровка Оренбургского у., в 1914 г. преобразован в мон-рь Георгиевский скит на р. Алабуге в Челябинском у., приписанный к Оренбургскому архиерейскому дому и к оренбургскому Богодуховскому Иоанно-Предтеченскому мон-рю. С 1912 г. действовал Оренбургский епархиальный церковно-археологический комитет. В голодные 1891-1892 и 1911-1912 гг. в епархии был организован Комитет для оказания помощи пострадавшим от неурожая, отд-ния комитета действовали в уездах, благочиниях и на приходах. Комитет выдавал нуждающимся единовременные денежные пособия и хлеб. На средства Комитета (в основном на пожертвования, стекавшиеся из др. российских регионов) в епархии были открыты бесплатные и дешевые столовые. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. в мон-рях и других учреждениях епархии устраивались лазареты для раненых, приюты для сирот и беженцев. Еп. Мефодий (Герасимов ; 30 июля 1914 - июнь 1919, с 5 мая 1918 в сане архиепископа) возглавил Оренбургскую епархию в начале первой мировой войны. Для помощи неск. сотням беженцев, прибывших в Оренбургскую губ., владыка организовал епархиальный беженский комитет, имевший благочиннические и уездные отделы. В Оренбурге для беженцев был устроен городок с церковью, 2-классной школой, бесплатными столовыми, банями, амбулаторией и б-кой. Для нужд военного времени часть зданий уступили Оренбургская ДС и Челябинское ДУ. Приюты для беженцев открыли также при всех мон-рях епархии. В Оренбурге были созданы Оренбургский епархиальный комитет Красного Креста, Военно-промышленный комитет и нек-рые другие.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Такой собор комитет не признал собором, рассуждая, что „учреждение собора из нескольких избранных архиереев не может дать сему установлению имени собора, ибо имеют право и должны участвовать в последнем одновременно все архиереи Русской церкви, а не некоторые только» (2, 88). Какие необычайные открытия делает комитет! Духовно-окружной суд, состоящий из нескольких пресвитеров с председателем безъепархиальным архиереем, по мнению комитета, есть собор поместный, или областной, а „учреждение собора только из нескольких архиереев не есть собор». Впрочем, в другом месте комитет высказывает признание, что большее число архиереев составляет признак наиболее соответствующий идее собора. Говоря о составе Св. синода комитет выражаетъ мысль, „что допустить большее число архиереев, чем пресвитеров в Синоде, значит выдержать в установлении идею собора, в котором обыкновенно преимуществовало число членов-архиереев» (2, 130). Даже и поэтому комитетскому рецепту духовно-окружной суд не будет соответствовать идее собора. Достойно внимания еще и следующее, на основании третьей теории построенное умозрение: „как епископ, рукоположивший священника, теряет власть и возможность без причины, по произволу, лишить последнего полученных им прав, так соответственно сему, он может и должен поступать и в отношении к отправлениям суда и администрации”. Дальновидный составитель записки добирается уже и до административных прав епископа, предполагая, конечно, и с ними поступить также как поступил комитет с судебными. Но опять он делает свои подходы не с довольным искусством. По его умозаключению епископ не может лишать пресвитера преподанных ему прав без причины и по произволу. Следовательно, не без причины и не по произволу, а по суду может, и также должен поступать с поручаемыми им судными и административными правами, т. е. отнимать их не без причины и не по произволу, а по суду. Это очень хорошо; но только, кажется, не для комитетского проекта: ибо епископ не без причины и не по произволу, а по суду отнимающий у пресвитера предоставленные ему права, есть нынешний епископ, а не будущий комитетский, которому этого права комитетом не дается.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

По прибытии в Казань, преосвященный избрал образцом своей деятельности первых святителей казанских – св. Гурия и Варсонофия. Усердно изучив жизнь здешних инородцев–татар, владыка направил все свои силы на то, чтобы у крещенных татар были богослужебные книги на их родном языке. По воле Императора Николая 1-го, еще в 1847 г. при казанской духовной академии был учрежден комитет для перевода священных и богослужебных книг на татарский язык. В комитет вошли наставники академии, знавшие этот язык, и профессор восточных языков при казанском университете Казем-Бек. Наставники академии делали точный перевод книг с греческого и славянского языка на русский, а Казем-Бек переводил на татарский вразумительно и ясно. В трудах комитета преосвященный принимал самое живое участие. Прибыв в 1850 г. в Петербург, для присутствия в Синоде, Григорий стал ходатайствовать об учреждении в столице временного комитета для пересмотра переводов на татарский язык. Комитет, под председательством Григория, составили: профессор духовной академии архимандрит Иоанн, упомянутый выше Казем-Бек, переведений в Петербургский университет и вызванный из казанской академии, бакалавр Николай Ильминский . Сам преосвященный и архимандрит Иоанн разъясняли греческо-славянский текст переводимых книг, Ильминский и Казем-Бек служили комитету знанием татарского языка. Комитет действовал энергично; собирался еженедельно, строго проверял все присылаемые из Казани переводы; каждое слово сличал с соответственным словом подлинника. В 1852 году напечатан был перевод литургии Иоанна Златоустог о и часослова; в 1853 – перевод четвероевангелия; в 1854–56 – места из посланий апостольских, читаемые в воскресные и праздничные дни; затем приступлено было к переводу и пересмотру других мест из апостола. Комитет рассматривал уже перевод апокалипсиса, когда председатель его, в 1856 г., был назначен митрополитом петербургским. Дела комитета преосвященный передал своему преемнику в Казани. При назначении Григория в митрополиты, готовы были к изданию все прочие книги Нового завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Власть обер-прокуроров особенно укрепилась в эпоху имп. Николая I Павловича , при С. Д. Нечаеве и особенно - при гр. Н. А. Протасове . При Нечаеве Синод лишился права контроля над финансами Церкви; власть О.-п. настолько укрепилась, что члены Синода узнали об этих переменах непосредственно из имп. указа. По инициативе Нечаева решением Гос. совета от 9 дек. 1833 г. был организован Контроль - особый ревизионный орган, подчинявшийся непосредственно О.-п. и заведовавший ревизией книг и отчетов по оборотам денежных и материальных капиталов Синода (с 1867 назывался Контролем при Синоде). Сменивший Нечаева гр. Протасов стал единоличным руководителем церковного управления, о графе Московский митр. Филарет (Дроздов) сказал: «Шпоры генерала цепляются за мою архиерейскую мантию» (цит. по: Розанов В. В. Апокалипсис нашего времени. М., 2000. С. 6). При Протасове, 1 авг. 1836 г., была учреждена особая канцелярия О.-п., к-рой предоставлялось право решать все дела, касавшиеся церковного управления. Канцелярия О.-п. начала вытеснять синодальную канцелярию, именно в канцелярии О.-п. составляли проекты решений и подготавливали документы для заседаний Синода. 14 нояб. 1836 г. создан Хозяйственный комитет, подчинявшийся О.-п. и состоявший из гос. чиновников. 1 марта 1839 г. он преобразован в Хозяйственное управление при Синоде с подчинением канцелярии О.-п. В ведении управления находились все финансы и имущество, к-рыми ведал Синод, а также средства, выделявшиеся гос. казначейством для духовного ведомства. Комиссия духовных уч-щ 1 марта 1839 г. преобразована в Духовно-учебное управление, к-рое также находилось под контролем О.-п. Протасова (лишь в 1867 функции этого учреждения принял на себя Учебный комитет при Синоде, возглавлявшийся духовным лицом). К сер. XIX в. адм. аппарат Церкви был сильно централизован и подчинен О.-п., ставшему политической фигурой министерского уровня, хотя формальные права министра он приобрел сравнительно поздно. В Уставе духовных консисторий, изданном в 1841 г., Синод был официально назван Собором, управляющим Российской Церковью, а О.-п.- только хранителем законов и защитником их соблюдения в церковном управлении, но тем не менее с 1835 г. О.-п., а не первоприсутствующего члена Синода приглашали на заседания Гос. совета и в Комитет министров для необходимых объяснений по синодальным делам.

http://pravenc.ru/text/2578043.html

После дела об акафисте свт. Алексию в продолжение целого десятилетия на рассмотрение духовной цензуры не поступало ни одного нового акафиста. Только уже в 1813 году, 10 марта, в Святейшем Синоде обсуждалось дело касательно представленных синодальным членом преосвященным Амвросием, митрополитом Новгородским, двух акафистов: 1) св. великомученику Георгию и 2) св. Савве, Вишерскому чудотворцу. На предложение преосвященного Амвросия, «не благоволено ли будет означенных акафистов напечатать по 300 экземпляров и что следующие за напечатание их деньги будут внесены», последовало определение Святейшего Синода: «Означенных акафистов напечатать в здешней Синодальной типографии каждого по 300 экземпляров церковными литерами дозволить, и по внесении следуемых за напечатание их денег отдать оные экземпляры ему, Преосвященному». Подлинное подписали 1 апреля 1813 года 111 . В 1837 году дело об акафисте св. великомученику Георгию снова рассматривалось в Святейшем Синоде. В Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет поступило прошение Афонского Зографского Свято-Георгиевского монастыря поверенного в делах иеромонаха Анатолия: «Прилагаемые при сем молебен и акафист св. великомученику Георгию, из коих последний сокращен и сверен с житием великомученика, напечатанным в Четьи-Минеи под 23 числом апреля, покорнейше прошу комитет рассмотреть и, если не окажется препятствий, дозволить напечатать по примеру напечатанных при Святейшем Правительствующем Синоде в 1813 году». Рассмотрение представленного акафиста и молебна было поручено члену цензурного комитета архимандриту Платону, который 14 декабря 1837 года донес комитету, что «не нашел никаких препятствий к напечатанию» рукописи. Цензурным комитетом было определено представить акафист на благоусмотрение Святейшего Синода. В Святейшем Синоде дело было рассмотрено 22/31 декабря 1837 года. Приказали: «Мнение Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета, коим положено рукопись «Молебное пение и акафист св. великомученику победоносцу и чудотворцу Георгию» одобрить к напечатанию, утвердить» 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010