Ис.7:20 . В тот день обреет Го­с­по­дь бритвою, нанятою по ту сторону реки, царем Ассирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду. Пророк указывает здесь, что гораздо больше зла, чем египтяне, причинят Иудее ассирийцы – о египтянах здесь пророк как бы совсем забывает. «Волосы» – символ силы и мужества. «Борода» – у восточных людей считалась едва не священным украшением каждого мужчины, и лишиться ее – было позорно. Ис.7:21 . И будет в тот день: кто будет содержать корову и двух овец, Ис.7:22 . по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, остав­шиеся в этой земле. Ис.7:23 . И будет в тот день: на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребре­ников, будет терновник и колючий кустарник. Ис.7:24 . Со стрелами и луками будут ходить туда, ибо вся земля будет терновником и колючим кустарником. Ис.7:25 . И ни на одну из гор, которые расчищались бороздниками, не пойдешь, боясь терновника и колючего кустарника: туда будут выгонять волов, и мелкий скот будет топтать их. Здесь описывается опустошение Иудеи, дошедшее до крайней степени. В ней повсюду растет колючий кустарник и терновник, – кустарники, в которых водятся даже дикие звери. Ясно, что здесь пророк предвидит то опустошение Иудейской стороны, в каком она очутилась после отведения в плен иудеев при Навуходоносоре, который мог бы назваться царем ассирийским, как владевший прежней территорией Ассирийского государства. Новейшие критики полагают, что в 7-й главе есть некоторые части, не принадлежащие пророку Исаии. Так надписание главы (ст. 1) тожественно почти с 4Цар.16:5 . Сам Исаия не имел никакой надобности давать генеалогию Ахаза и напоминать о нем как о царе иудейском. Можно поэтому согласиться, – говорит Condamin, – что эти слова прибавил к 7-й гл. издатель речей Исаии. Слова 8-й стиха: еще 65 лет... большая часть критиков также считает позднейшей вставкой на том главным образом основании, что утешение, в них заключающееся, не могло иметь никакого значения для Ахаза в то именно время, когда Исаия с ним беседовал. Но эти замечания касаются второстепенных мест в 7-й главе и, кроме того, не заключают в себе доказательной силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

16 . И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут. Очевидно, что главными виновниками развращения Израиля суть высшие, руководящие классы. Так было и при Иезавели, как мы о том говорили подробно в IV т. Св. Летописи. Среди народа еще были люди, чтившие Бога завета; но мало по малу пример высших классов и притом насильные их действия совращали народ, и он при Осии Израильском, как мы говорили, 582 – начинает возвращаться к культу Ваала, который был совершенно уничтожен Ииуем и не появлялся в царстве при его потомках. Тогда долготерпение Божие истощилось, ибо у народа не могло быть будущего, а оставшиеся верные должны были внести в глубь Азии истинные понятия о Боге едином Творце мира. Израиль как народ не милуется, хотя богобоязненные как Товит и в стране плена милуются Господом Богом милосердым. 17 . Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они – лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. Очевидно, что пророчество это, т. е. ст. 8–17 произносится за несколько лет до падения Самарии, и что книга пророка Исаии составляет сборник, в который пророк или ученики его вносили пророчества, по мере того, как они произносились. Пророк видит, как высшие классы ведут в Израиле народ от заблуждения к заблуждению, от самомнения к гордости, презирая помощь Единого, который мог спасти народ (ст. 13). Падение народа так велико, что Господь не милует даже сирот и вдов 583 этого „народа лицемеров и злодеев“, „уста которого говорят нечестиво“. И они подвергаются общей участи народа, раздавленного Ассириянами. „Бог уже не мог более покрывать грехи этой земли Своим долготерпением от взоров Своего правосудия“, как выразился Митрополит Филарет об наказании потопом 584 . Исаия еще далее рисует пламя нечестия, охватившее эту несчастную землю. 18 . Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

18. Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма. (И разгорится яко огнь беззаконие, и яко троскот сухий пояден будет огнем, и разгорится в чащах дубравных и пояст, яже окрест холмов вся). Нечестие так вкоренилось, а страсти самолюбия и гордости, разрушающие закон, так сильно развились в сердцах Израильтян и с такой пламенной ревностью они один перед другим совершают преступление, что Господь вынужден обнаружить высшую и сугубую силу Своего гнева: Он само беззаконие Израильтян сделает для них же истребительным пламенем. И как пламя, переходя от терновника ко всякому колючему кустарнику, разливается во всей чаще леса; так гнев Божий, переходя от одного зловредного человека к целым семействам преступников, распространится во всем народе. Плач, вопли, крики, дымящаяся кровь, смрад брошенных трупов, все это будет напоминать треск деревьев, гул вихря и смрад дымящихся лесов, истребляемых пламенем пожаров. Поэтому грубо заблуждаются гордые Израильтяне, говоря: «сикоморы вырублены, заменим их кедрами». Господь истребит как терновый куст, так и кедровый лес. 19. Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего. (За ярость гнева Господня сгоре вся земля, и будут людие яко огнем пожжени: человек брата своего не помилует). Как вредные бесплодные кустарники и негодные травы выжигаются на ниве без остатка, так гнев Господень истребит нечестивых обитателей земли Израильской без пощады. Это всепожирающее пламя – междоусобная борьба в народе Еврейском. Междоусобие – одно из жесточайших общественных бедствий: знакомые со своей страной, обычаями, силами и средствами враги-одноплеменники с большими удобствами поражают один другого, и, при обоюдном сознании равенства сил или слабости, переходят в отчаянный бой, оканчивающейся общею гибелью. Так во время пожара в лесу, деревья, воспламеняясь одно от другого, увеличивают пламя и тем скорее обращаются в пепел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

9. Таким образом " бритва нанятая " показывает нам сильный, полный гнев Божий, окончательное определение Его. А выражение: " по ту сторону реки, царем Ассирийским " значит: по ту сторону Евфрата, – потому что Иудея и вся Палестина от Персии лежала по другую сторону этой реки. Все это, говорит пророк, Господь совершенное " отнимет " . А называя голову, волосы, бороду и ноги, Он называет всю страну в форме сравнения с телом, обнимая словом всю их страну, как он говорил и в начале: " вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места " (Иса. 1:5, 6), разумея не одного человека, но сравнивая всю страну с одним телом. То же он говорит и здесь, т.е. что вся земля подвергнется тяжкому наказанию. Одно он выразил " бритвой " , а другое подобием тела, объясняя, что угрожающее определение Божье, тяжелее всякой бритвы, истребит и людей и произведения земли, и оставит ее обнаженной и пустынной. Далее он изображает это запустение другим сравнением, и делает это для того, чтобы в них страх остался всегда живым, и скорбь не ослабела от продолжительности речи. Людям невнимательным кажется, что следующие слова содержат обещание некоторых благ; но обстоятельно вникающие знают, что в них изображается великое запустение. В самом деле, что он говорит? " И будет в тот день: кто будет содержать корову и двух овец,  по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле " (ст. 21, 22). Здесь. Как я выше сказал, изображается великое запустение. Земля, производящая пшеницу и ячмень, будучи лишена людей. представит обильное пастбище для овец, и столь обильное, что по избытку корма даже две овцы и одна телка будут в состоянии доставить владельцу их источники молока. Таким образом, избыток корма для бессловесных служит величайшим доказательством недостатка людей. То же означает и мед: пчелы обыкновенно любят обитать в пустынях, где они находят обильную пищу  где никто не беспокоит их. А чтобы ты убедился, что здесь изображается великое запустение, служат дальнейшие слова. " И будет в тот день : на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребренников, будет терновник и колючий кустарник.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Бедняк, пожалуй, в свое извинение может представить себе свою бедность, а ты, будучи сильным и богатым, что представляешь себе? Потом пророк отвечает, справедливо утверждая, что это обстоятельство служит не наказанием, но врачеством и исправлением. 16. И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут . Доселе они не объявились, но в конце концов обнаружатся. Теперь они будут прельщать, но потом их узнают все. Он присоединяет: введут его в заблуждение , потому что, хотя они прельщают теперь, но объявятся (как прельстители) потом. 17. Поэтому о юношах его не порадуется Господь. Что пользы быть рослым и сильным, если кто худо пользуется возрастом и силой? Например, если у кого рабы будут людьми рослыми, хорошо сложенными, крепкими и здоровыми, но преданными порокам, пьянству и разврату, шатающимися туда и сюда, то их сила никого не порадует, потому что, хотя они и крепки телом, но не имеют ума, вследствие чего происходит всякое зло. Добро само по себе не есть добро, и зло само по себе не есть зло, но по душевному настроению делающего то и другое. Конь будет смирен и надежен, если он имеет хорошее направление с начала, но он причинить много вреда, если имеет наклонность ко злу. И сирот его и вдов его не помилует; они не исправятся от наказаний и не станут добрыми. Чтобы ты не презирал такую суровость и не считал ее жестокостью, для этого, уразумей причину ее: ибо все они , говорит, лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво . Смотри, не быть милосердым здесь — признак милосердия, потому что ничто более не способствует их исправлению, как — оставление, небрежение, забвение. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта , для принесения наказаний самым делом, или для повторения угроз, как подобало Богу. Все это я (пророк) исполнил и предсказал, но не отвратится гнев Его , т.е., сказанные мною слова не могли отстранить гнева Его. 18. Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма . Видишь ли, какую пищу огню дал гнев Божий? Это — подобно тому, как искра, когда упадет туда, где находится много сухой травы, становится большим пожаром, а если ничего не найдет такого, что возбуждало бы его, тотчас ослабляется и погасает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Беззаконие: явное нечестие Ст. 18. Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось; пожирает терновник и колючий кустарник, и пылает в чащах леса и поднимаются столбы дыма. Господствующее нечестие Израильтян Пророк уподобляет силе огня. Как огонь, мало-по-малу разгораясь внутри и наконец прорываясь наружу, превращается в пламень, который пожирает сухое терние и волчцы, зажигает целые рощи с зеленью и ветвями, от горения коих восходит вверх густой дым столбом, и далеко бывает видим: так и Ефремляне, разжигаясь похотями, наконец сбросив с себя личину, вдались в явное нечестие и всякое непотребство, которое доселе прикрывали благовидностью внешнего поведения; и нечестие их возросло до того, что скоро заразило все сословия людей, произвело большой смрад пороков, иссушило в них духовную жизнь и сделало их, подобно сухому тернию, способными к скорому возгорению от пламени гнева Божия. Сухое терние и волчцы означают низший класс людей, который весьма склонен к принятию соблазнов. Чащи леса, или роща означает целое царство и в нем особенно вельмож и лжепророков, которых нечестие более бывает открыто и соблазнительно. Наказание Ст. 19. Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего. Ст. 20. И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей: Ст. 21. Манассия Ефрема, и Ефрем Манассию, оба вместе Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. Пророк, подобием огня и дыма изображая беззаконие и наказание, дает разуметь, что за беззаконием столь же необходимо следует наказание, как за огнем дым. Возгорение гнева Божия означает полноту и совершение праведного мщения, когда исполняется мера нечестия людей. Омрачение земли дымом означает совершенный беспорядок, замешательство в гражданском, семейном и естественном состоянии людей, навлекших на себя гнев Божий. Такое бедственное состояние Изральитян Пророк описывает в следующих словах ст. 19: каждый будет кусать.... плоть мышцы своей, или ближнего своего. Это уже явный знак Божия гнева и наказания, когда Бог попускает сатане нечестивых людей разжигать нечистою похотью, страстями ревности, зависти, ненависти, возбуждать раздоры, мятежи, и сатана наконец доводит их до такого жалкого состояния, что они от неистовства страстей, на подобие голодных зверей, приведенных в бешенство, будут друг на друга нападать, терзать, пожирать, станут бросаться во все стороны, ища удовлетворения жестоким страстям любостяжания и властолюбия; но ничем не насытятся и наконец все сделаются пищей огня, – от взаимных раздоров и убийств погибнут; даже не пощадят и родственных союзов: Манассия будет съедать Ефрема, а Ефрем – Манассию. Что Пророк в 19-м стихе сказал в переносном смысле, то здесь говорит собственными словами.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Доселе они не объяви­лись, но в конце концов обнаружатся. Теперь они будут прельщать, но потом их узнают все. Он присоединяет: введут его в заблуждение , потому что, хотя они прельщают теперь, но объя­вятся (как прельстители) потом.   17. Поэтому о юношах его не порадуется Господь. Что пользы быть рослым и сильным, если кто худо пользуется воз­растом и силой? Например, если у кого рабы будут людьми рослыми, хорошо сложенными, крепкими и здоровыми, но пре­данными порокам, пьянству и разврату, шатающимися туда и сюда, то их сила никого не порадует, потому что, хотя они и крепки телом, но не имеют ума, вследствие чего происходит всякое зло. Добро само по себе не есть добро, и зло само по себе не есть зло, но по душевному настроению делающего то и другое. Конь будет смирен и надежен, если он имеет хорошее направление с начала, но он причинить много вреда, если имеет наклонность ко злу. И сирот его и вдов его не помилует; они не испра­вятся от наказаний и не станут добрыми. Чтобы ты не прези­рал такую суровость и не считал ее жестокостью, для этого, уразумей причину ее: ибо все они , говорит, лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво . Смотри, не быть милосердым здесь — признак милосердия, потому что ничто более не способ­ствует их исправлению, как — оставление, небрежение, забвение. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта , для принесения наказаний самым делом, или для повто­рения угроз, как подобало Богу. Все это я (пророк) испол­нил и предсказал, но не отвратится гнев Его , т.е., сказанные мною слова не могли отстранить гнева Его.   18. Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма . Видишь ли, какую пищу огню дал гнев Божий? Это — подобно тому, как искра, когда упадет туда, где находится много сухой травы, становится большим пожаром, а если ничего не найдет такого, что возбуждало бы его, тотчас ослабляется и погасает.   19. Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

За это Бог простирает руку свою для наказания, и все беззакония их, как колючий кустарник, истребит пожирающее пламя. И слова без добродетелей, уподобляемые бесплодному лесу, будут покрыты высоким дымом. При наказании их содрогнется вся земля, и обольщенные народы будут преданы вечному огню за то, что скверного ради прибытка не щадят даже своих, но наперерыв грабят обольщенные народы, оставляя доброе и упорствуя в наихудшем. И хотя они постоянно находят левое, однако своими заблуждениями никогда не насыщаются, пожирая плоть мышцы своей и с неослабною ненавистью враждуя против церкви. Из-за роскоши, удовольствий и из-за прибытков от народов они разногласят между собою, так что из одной ереси делаются две, эти опять разделяются на партии, чтобы водить свои собственные стада и поедать домы вдовиц и женщин грешниц, всегда учащихся и никогда не достигающих познания истины ( 2Тим. 3 ). При всем этом не отвратится ярость Господня, истребляющая и уничтожающая пороки, но чем больше они успевают во грехе, тем больше Он простирает руку Свою для наказаний. Глава X. Ст. 1–4. Горе тем, кои постановляют законы несправедливые и постоянно писали неправду, чтобы угнетать на суде бедных и производить насилие делу смиренных народа Моего, чтобы вдовы были добычею их и чтобы им грабить сирот. Что вы будете делать в день посещения и бедствия приходящего издалека? К чьей прибегнете помощи, и где оставите славу свою, чтобы не согнуться под узами и не пасть между убитыми? При всем этом не отвратилась ярость Его, но рука Его еще простерта. Многие думают, что и это говорится против десяти колен, живших в Самарии, – что к прежним преступлениям они присоединил и эти. Нам же кажется, что пророческая речь вопиет против судей колена Иудина и Иерусалима, т. е. книжников и δευτερωτ, – что вопреки закону Божию они написали несправедливые законы и преданиями своими извратили истину суда. Ибо тогда как Бог говорит: чти отца твоего и матерь ( Исх. 20:12 ), они напротив внушали сыновьям говорить родителям: дар, имже бы от Мене пользовался еси: и да не почтит отца своего или матери ( Мф. 15:5–6 ; Мк. 7:11 ), и прочее подобное этому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«И будет в тот день 101 где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребреников, будет терновник и колючий кустарник. Со стрелами и луками будут ходить туда, ибо вся земля будет терновником и колючим кустарником» ( Ис. 7:23, 24 ). И это служит знаком великого бедствия, что не только горы и леса,  но и пахотная и тщательно обрабатываемая земля приносит тернии. Пророк не напрасно означил цену винограда, но чтобы показать и свойство земли, и великое прилежание земледельцев. Между тем и эту землю, говорит, столь плодородную и обработанную руками землевладельцев, Бог обратит в такую пустыню, что она будет производить тернии вместо винограда и внушать такой страх проходящим, что никто не посмеет вступать на нее обнаженным и безоружным. Это он говорит желая показать и пустынность места, и множество живущих там зверей. Потрясши таким образом ум слушателей и произведши в них сильный страх, пророк опять несколько смягчает речь, прибавляя и приятное, и перемену к лучшему, чтобы они и из того и из другого познали силу Божью. Но на страшном он останавливается долго, а приятное, сказав, тотчас оставляет. Почему? Потому, что они тогда особенно нуждались во врачевстве угрозы; поэтому-то, изложив ее пространно, он потом, желая дать им некоторый отдых и таким образом опять призвать к добродетели, прибавляет и приятное: «и всяка, – говорит, – гора оремая возорется» ( Ис. 7:25 ). Как во время гнева Божьего и плодородная земля сделается пустынею, так наоборот, по умилостивлении Его, и грубая покажет свойства земли тучной, приняв плуг и семена. А когда это свершится тогда будет и все, следующее отсюда, – мир и безопасность, уверенность и безбоязненность, как было прежде. «Не пойдешь, боясь терновника и колючего кустарника: туда будут выгонять волов, и мелкий скот будет топтать их» ( «не найдет, – говорит, – тамо страх: будет от лядины и от терния паству овцам и в попрание волу»). Этим он опять указывает на благополучие, как и далее он говорит: «блажен сеющий 102 при всех водах и посылающие туда вола и осла» ( «при всяцей воде, идеже вол и осел попирает») ( Ис. 32:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И называющие народ этот блаженным будут обольстители, и называемые блаженными будут низвергнуты. Поэтому о юношах его не возрадуется Господь и над сиротами его и вдовами его не сжалится, ибо всякий из них лицемер и злодей, и всякие уста говорили неразумие. При всем этом не отвратилась ярость Его, но рука Его еще простерта. Ибо нечестие возгорелось как огонь; оно пожрет терновник и колючий кустарник и возгорится в чаще леса, и закрутится в гордости дыма. От гнева Господа воинств вострепетла земля, и народ будет как бы пищеюю огню. Муж не пощадит брата своего; наклонит на правую сторону, и будет алкать; будет есть на левую, и не насытится; каждый будет пожирать плоть мышцы своей, Манассия Ефрема, и Ефрем Манассию, и оба вместе Иуду. При всем этом не отвратилась ярость Его, но рука Его еще простерта. Господь не только воздвигнет против него врагов Расина и взволнует недругов его, Сирию с востока и Филистимлян с запада, чтобы полным ртом пожирали они Израиля, но так как он не возвратился к бьющему его и не взыскал Господа воинств, то Он прострет руку на поражение, чтобы отсечь от Израиля голову и хвост кривой и безобразный, т. е. того кто извращает правое. Кто это голова, он сам объяснил – старец и знатный; а кто хвост, – это, говорит, пророк лжеучитель, т. е. лжепророк. Говорил о князьях, а теперь присовокупляет к ним вельмож и народ, говоря что и учители и ученики, и образованные и невежественная чернь одинаково погибнут. Ибо называвшие народ блаженным суть обольстители, а те, которых они называли блаженными и называли не ради их добродетели, а ради подарков, будут низвергнуты в погибель. Поэтому и выше читаем: «народ Мой! называющие тебя блаженным обольщают тебя и стези ног твоих извращают» ( Ис. 3:12 ). В таком народе Бог не сжалится ни над кем, ни над сиротою, ни над вдовою, так как каждый есть лицемер, иное показывающий по наружности и иное делающий, обещающий целомудрие и живущий развратно, превозносящий нищету и наполняющий кошелек. Поэтому присовокупляет и говорит: и всякие уста говорили неразумие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010