С тёрном, или терновником, связаны такие важные сюжеты христианской иконографии, как «Страсти» и «Распятие Христа». В Евангелиях сообщается о том, как на голову Христа во время ареста надели терновый венец — венок, сплетенный из веток некоего растения с шипами. Они были длинными, острыми и больно впивались в голову Спасителя. Христа часто изображали на картинах и иконах с колючим венцом на голове, нередко подчеркивая Его страдания с помощью капель крови, падающих из ран, нанесенных шипами. Тёрн, терновник, или слива колючая, — это небольшой кустарник из рода слива семейства розовых. Большинство историков считает, что терновый венец Христа был сделан именно из терновника. Однако на место растения, из которого был сделан венец, претендуют еще некоторые. Один из вариантов — держидерево, или Христова колючка. Это небольшое дерево семейства крушиновых из Средиземноморья. Еще один яркий кандидат — это зизифус колючий, сирийская Христова колючка. Иногда это кустарник, имеющий шипы на ветках, а иногда маленькое дерево. Однако большинство историков все же считают терновник, или сливу колючую, тем самым деревом, из которого был сделан венец Спасителя. С тёрном, или терновником, связаны такие важные сюжеты христианской иконографии, как «Страсти» и «Распятие Христа». В Евангелиях сообщается о том, как на голову Христа во время ареста надели терновый венец — венок, сплетенный из веток некоего растения с шипами. Они были длинными, острыми и больно впивались в голову Спасителя. Христа часто изображали на картинах и иконах с колючим венцом на голове, нередко подчеркивая Его страдания с помощью капель крови, падающих из ран, нанесенных шипами. Тёрн, терновник, или слива колючая, — это небольшой кустарник из рода слива семейства розовых. Большинство историков считает, что терновый венец Христа был сделан именно из терновника. Однако на место растения, из которого был сделан венец, претендуют еще некоторые. Один из вариантов — держидерево, или Христова колючка. Это небольшое дерево семейства крушиновых из Средиземноморья. Еще один яркий кандидат — это зизифус колючий, сирийская Христова колючка. Иногда это кустарник, имеющий шипы на ветках, а иногда маленькое дерево. Однако большинство историков все же считают терновник, или сливу колючую, тем самым деревом, из которого был сделан венец Спасителя.

http://foma.ru/ds_quiz/ugadaj-rastenija-...

В.В. Виноградов Шумиха и неразбериха ШУМИХА И НЕРАЗБЕРИХА Слово шумиха в значении «сенсация, оживленные толки» в русском литературном языке стоит одиноко среди слов с суффиксом -иха. Суффиксу -иха свойственны живые значения: самки животного (например, волчиха, зайчиха, слониха, крольчиха и т. п.), жены кого-нибудь (в образованиях от названий лиц по сословию, профессии или по фамилии, например, Кабаниха в «Грозе» Островского, купчиха, дворничиха, мельничиха и т. п.), или вообще женщины по социальному характеру, по профессии (щеголиха, портниха, ткачиха, повариха и т. п.) 392 . Ср. у Пушкина в «Сказке о царе Салтане»: А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой... Слово шумиха попало в литературный язык из народной речи так же, как и слова неразбериха, облепиха (со значениями: 1) «высокий колючий кустарник с ароматичной кисловатой желтой ягодой», 2) «водочная настойка на этой ягоде»). Ср. задериха – головной убор замужних женщин (А. Подвысоцкий. Словарь областного архангельск. наречия; ср. Академический словарь русского языка, т. 2, вып. 4, с. 997); заманиха – «козни, сети, ловушка, ухищрения»; «глухое русло, ложный фарватер» и т. п. (Словарь русского языка, т. 2, вып. 5, с. 1395); ср. заманиха – кустарник (сл. АР 1792, ч. 3, с. 16). Ср. в Череповецком говоре: поманиха – ожиданье, жданье. Поговорка: «поманиха подождихе сестра родная» (Герасимов, Сл. уездного Череповецк. говора, с. 74). Академик Иноходцов в «Месяцеслове историческом и географическом на 1796 год» так писал о жительницах Каргополя: «Женщины на головах имеют сдериху так устроенную, что бываемые на лице морщины посредством ее уничтожаются. От чего сия сделанная на шнурах машинка надо лбом представляет вид лошадиного копыта. Сдериха покрывается кокошником, унизанным жемчугом...» (Сухомлинов, вып. 3, с. 232). Ср. завариха – каша из заваренной в кипятке крупы, муки или кисель (см. сл. Грота–Шахматова, 1899, т. 2, вып. 3, с. 774) 393 . Ср. также: блестиха– колючий кустарник... (сл. Грота–Шахматова, 1891, вып. 1, с. 207), глотиха – черемуха в Ярославской губернии (Бурнашев, Опыт терм. сл., 1, с. 144). В книге М. А. Дмитриева «Князь Иван Михайлович Долгорукой и его сочинения» (М., 1863) так рассказывается о предсмертном разговоре И. М. Долгорукого с княгиней Горчаковой: «Он спросил ее по французски: ”Чем будете меня вспоминать?“ – Она отвечала очень некстати: ”любезностью, которой нет подобной!“ – Он огорчился и сказал: ”C " est donc là le souvenir que je laisse après moi?.. Hélas! ce n " est que du clinquant!“ ”Так вот какую я память после себя оставлю?.. это одна глумиха“» (с. 161).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Ибо вся земля обратится в терновник и колючий кустарник и будет такой ужас при повсюдном опустошении, что без лука и стрел никто не посмеет выйти на свое поле и всё, оставив равнины, убегут в горы, и там, ограждаясь недоступностью местности, только руками будут копать твердые горы, так как у них не будет ни волов, ни плугов, ни сох. Поэтому, так как в горах немногие будут обрабатывать землю, то жители будут влачить бедственную жизнь. Прочие же местности будут оставлены для пастбищ, и никем не охраняемые, будут топтаться неразумными животными. О если бы мы не знали, что это обыкновенно бывает после завоевания! Но теперь значительная часть Римского мира похожа на древнюю Иудею; и мы не думаем, чтобы это совершилось без гнева Божия; за забвение о Себе Он мстит не чрез Ассириян и Халдеев, а чрез диких и некогда неизвестных нам народов, коих и лицо и речь страшны и которые, предпочитая у мужчин женские и обритыя лица, ловко поражают спины бегущих пред ними бородачей 17 . Помню, я читал относительно этих мест очень пространное и запутанное иносказательное толкование, – что все объясненное нами исторически исполнилось духовно на Иудеях, имеющих едва одну корову и две овцы, т. е. чистых животных, так что питаются не твердою пищею, а молоком детства и едят мед слов, который каплет с уст жены блудницы, и не имеют вина, веселящего сердце человека, а все дела их обращаются в колючий кустарник, так что они уязвляются противниками поражающими в тайне правых сердцем ( Пс. 10 ); что чрезмерно трудящиеся над Св. Писанием если когда и захотят мудрствовать о чем либо очень возвышенно и находить в Писании нечто таинственное, то тем не менее они не приносят плодов учения, а наполняются терновником и колючим кустарником, которые родятся в руках нетрезвого: и по земле их и учению будут ходить не люди – существа разумные, а волы, о коих Бог не печется, и животные неразумные». Глава VIII . Ст. 1–4. И сказал Господь ко мне: возьми себе свиток большой, и напиши в нем стилем человеческим: «быстро уноси добычу, скоро расхищай».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Место было красивое, но совершенно дикое. Из построек была только одна хатка-мазанка. Кругом стояла колючая заросль колючего кустарника, кривых дубков, громадные кучи «ожины» (ежевики), сквозь которую без топора не пробраться и на два шага. Невдалеке чуть слышно вздыхало море, но трудно было пробраться к нему: неприступный слившийся колючий кустарник закрывал путь. От хатки по единственной дороге можно было идти только назад, спускаясь круто вниз. Там под ногами расширялась широкая долина, омываемая с одной стороны глубокой ручкой, с другой – не устающими бирюзовыми волнами Черного моря. Извилистой широкой лентой раскинулась эта прекрасная долина в царстве гор. Молчаливые вершины, покрытые лесом окружали ее. Среди ее лугов кой-где тенистыми громадами высились старые великаны – деревья. Но для поселенцев не гостеприимна была эта богатая природа: всюду груды камней, колючий кустарник, дикий виноград; ближайшее культурное место находилось в 80 верстах и до него надо было тащиться по горным дорогам, тропам, переправляться в брод через десяток горных речек и рек. Ближайшими соседями были крестьяне села Берегового. После первого же осмотра местности поселенцы увидели, что им предстоит сурова борьба с природой, а средств борьбы, кроме собственных сил не было. Наступила зима с ужасным северо-восточным ветром (норд-ост), надо было позаботиться о постройке помещений для себя и для скота, надо было, кроме того, приступить к очистке от зарослей участка для будущих посевов. Хозяйственного же инвентаря, кроме одного плуга, не было никакого, не было пищевых запасов, и каждый пуд муки приходилось привозить из города, что требовало много труда и времени. Самое же главное – не было капитала, необходимого на устройство хозяйства, имевшиеся небольшие сбережения пошли на покупку пищевых продуктов, одежды, мелких инструментов. Собравшись поселенцы обсудили свое положение и решили немедленно приступить к работам причем заранее были распределены между общинниками их обязанности: один должен был заняться постройкой хат, другой очищать участок от камней, третий выкорчевывать корни деревьев, кустарников, и т. д. Но работа не клеилась: ощущался недостаток рабочих сил, сказывалось неумение, непривычка некоторых к мужицкой работе. И часто громадная затрата труда оказывалась непроизводительной. Так, например, построенные хаты в первое же время разваливались.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tolstovt...

Багряницы – красные плащи из дорогой ткани – носили цари и военачальники. Простые красные плащи носили воины. Это была широкая одежда без рукавов, которая надевалась через плечо, так что правая рука была свободной. Можно думать, что плащ, надетый на Господа как пародия на царскую одежду, был каким-нибудь старым, негодным к употреблению армейским плащом. Тёрн – небольшой гибкий колючий кустарник. Венец был сделан как шапочка, отдаленно напоминающая корону. При возложении такого венца на голову, колючки впивались в плоть до крови и вызывали сильную боль. Как символ власти цари носили богатые и украшенные скипетры. Спасителю в насмешку над Ним как над Царем дали в руки простую палку. Играющие в жестокую и кровавую игру входили в звериный азарт. Как перед восточными царями подданные становились на колени, так и эти грубые солдаты с хохотом становились на колени перед Богочеловеком и насмешливо приветствовали: Радуйся, Царь Иудейский! ( Мк.15:18 ). Чтобы утолить свою жестокость, палкой били Господа по голове, удары попадали и на колючий венец, причиняя сильнейшую боль. Христос молча, без упреков и озлобления терпел все эти побои и издевательства. Ведь Он пришел сразиться с силами греха и победить их Своим терпением и любовью. Бичевали Господа внутри претории, куда иудеи не входили, боясь оскверниться, прикоснувшись к чему-либо языческому, накануне великого праздника. Страшило их ритуальное осквернение. А владеющие ими злоба, ненависть и клевета – разве это грехи, по их мнению?! Когда издевательства и бичевание прекратились, Пилат вышел к негодующей толпе иудеев с измученным и окровавленным Мессией. По-человечески казалось, что, увидев Иисуса в таком виде, люди должны смягчиться и проявить жалость к Тому, Кто за три года исцелил многие тысячи их соотечественников. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! ( Ин.19:4-5 ). Прокуратор заявил перед народом, что как законный судья он не нашел в этом Обвиняемом никакой вины, за которую можно было бы человека осудить на казнь. Этого в любом другом случае было бы вполне достаточно, если бы действительно требовалось судебное разбирательство и установление вины. Духовным лидерам нужно было срочно устранить Иисуса из своего жизненного пространства! Он мешал жить, как они хотели. Народная толпа была усиленно обработана своими вождями. Для этого была благоприятная почва: они связывали свои надежды на счастливое и безоблачное будущее с Этим Галилейским Учителем, Который дал основания считать Его Мессией, но так ничего и не попытался сделать для их освобождения и устройства земного рая. Все разговоры о духовной жизни только раздражали толпу, мечтающую о власти над другими народами и земных сокровищах. Обманул их ожидания Этот новоявленный Мессия, убить Его за это!

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Багряницы – красные плащи из дорогой ткани – носили цари и военачальники. Простые красные плащи носили воины. Это была широкая одежда без рукавов, которая надевалась через плечо, так что правая рука была свободной. Можно думать, что плащ, надетый на Господа как пародия на царскую одежду, был каким-нибудь старым, негодным к употреблению армейским плащом. Тёрн – небольшой гибкий колючий кустарник. Венец был сделан как шапочка, отдаленно напоминающая корону. При возложении такого венца на голову, колючки впивались в плоть до крови и вызывали сильную боль. Как символ власти цари носили богатые и украшенные скипетры. Спасителю в насмешку над Ним как над Царем дали в руки простую палку. Играющие в жестокую и кровавую игру входили в звериный азарт. Как перед восточными царями подданные становились на колени, так и эти грубые солдаты с хохотом становились на колени перед Богочеловеком и насмешливо приветствовали: Радуйся, Царь Иудейский! (Мк. 15, 18). Чтобы утолить свою жестокость, палкой били Господа по голове, удары попадали и на колючий венец, причиняя сильнейшую боль. Христос молча, без упреков и озлобления терпел все эти побои и издевательства. Ведь Он пришел сразиться с силами греха и победить их Своим терпением и любовью. Бичевали Господа внутри претории, куда иудеи не входили, боясь оскверниться, прикоснувшись к чему-либо языческому, накануне великого праздника. Страшило их ритуальное осквернение. А владеющие ими злоба, ненависть и клевета – разве это грехи, по их мнению?! Когда издевательства и бичевание прекратились, Пилат вышел к негодующей толпе иудеев с измученным и окровавленным Мессией. По-человечески казалось, что, увидев Иисуса в таком виде, люди должны смягчиться и проявить жалость к Тому, Кто за три года исцелил многие тысячи их соотечественников. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! (Ин. 19, 4–5). Прокуратор заявил перед народом, что как законный судья он не нашел в этом Обвиняемом никакой вины, за которую можно было бы человека осудить на казнь. Этого в любом другом случае было бы вполне достаточно, если бы действительно требовалось судебное разбирательство и установление вины. Духовным лидерам нужно было срочно устранить Иисуса из своего жизненного пространства! Он мешал жить, как они хотели. Народная толпа была усиленно обработана своими вождями. Для этого была благоприятная почва: они связывали свои надежды на счастливое и безоблачное будущее с Этим Галилейским Учителем, Который дал основания считать Его Мессией, но так ничего и не попытался сделать для их освобождения и устройства земного рая. Все разговоры о духовной жизни только раздражали толпу, мечтающую о власти над другими народами и земных сокровищах. Обманул их ожидания Этот новоявленный Мессия, убить Его за это!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

9:8. Притчи о деревьях. В старовавилонской сказке «Тамариск и пальма» (начало 2-го тыс. до н. э.) два дерева спорят, какое из них важнее, выясняя вклад каждого в устройство царского дворца. Представляет интерес раздел поэмы о Набу и Ташмету, в котором кроны различных деревьев (кедра, кипариса и др.) метафорически изображают царское покровительство. В шумерском мифе Lugale Нинурта сражается с врагом, которого растения избрали своим царем. 9:9–13. Маслина, смоковница и виноградная лоза. Эти важнейшие сельскохозяйственные культуры составляли основу экономики Палестины. Они символизируют внутреннее благополучие и успешные внешние связи, достигнутые благодаря мудрому правлению царя. 9:14. Терновник. Многие полагают, что это колючий кустарник семейства Buxus, чрезвычайно тонкие листья которого практически не дают тени. В сухом климате Палестины кустарник нередко возгорается, вызывая лесные пожары, в которых погибают большие деревья. В арамейских «Поучениях Ахи кара» содержится разговор между шиповником и гранатовым деревом. 9:21. Беер. Древнееврейское слово béer означает «колодец» и входит в названия многих городов и селений (напр.: Беэршива). Поэтому точная идентификация этого города невозможна. Полагают, что это el-Bireh в Изреельской долине, к северу от Сихема и поблизости от Офры, родного города Гедеона. 9:25. Засады в горах. Через город, расположенный на торговом пути, постоянно проходили купцы, которые продавали свои товары и покупали продукцию местного производства, способствуя тем самым оживлению деловой активности в городе и пополняя его казну. Участившиеся нападения грабителей делали Сихем непривлекательным для купцов и лишали Авимелеха возможности брать с них пошлину. Таким образом, этот план преследовал цель разорить Авимелеха посредством подрыва торговли. 9:26. Гаал и его братья. По всей видимости, Гаал и его браться принадлежали к небольшому, не имеющему земли клану, каких было немало в тот период. Изгнанные из своих родных селений, они становились бродячими ремесленниками или наемниками, надеясь найти место, где смогут, наконец, обосноваться. В амарнских текстах подобные группы населения получили название «хабиру».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В раввинистическом и эллинистическом иудаизме образ К. Н. служит преимущественно символом промыслительной заботы Бога о Своем народе. Присутствие Бога в К. Н., продолжавшееся символические 7 дней (Сэдэр Олам Рабба. 5), описывается в Талмуде через понятие Шехины (Сота 5а; Шаббат 67а). В мидраше «Пирке Рабби Элиезера» (IX в. по Р. Х.) К. Н. становится символом страдания еврейского народа: Бог возжелал обитать в ней, хотя она имела вид невзрачного кустарника, поскольку увидел, что Израиль пребывает в страдании, и пришел к нему на помощь (ср.: Ис 58. 9) (Pirkê de Rabbi Eliezer/Transl., annot. G. Friedlander. L.; N. Y., 1916. P. 312; Тора с комментариями Раши: Брейшит. М., 2009. С. 46). Колючий кустарник указывает на окружающие народы, огонь - на обитающий в их среде Израиль, хранящий слова Торы. В будущем еврейский народ сможет попалить язычников, так что они, «как горящая известь, [как] срубленный терновник, будут сожжены в огне» (Ис 33. 12) (Pirkê de Rabbi Eliezer. P. 316-317). Также приводится предание, что изначально К. Н. произрастала в райском саду (Ibid. P. 312). Наличие цветков и колючек на ветвях К. Н. символизирует, по мнению отдельных толкователей, благочестивых и нечестивых среди народа Израиля. Как птица, попавшая в кустарник с шипами, не может из него выбраться без повреждений, так и К. Н. соответственно отражает страдания евр. народа в Египте. Подобно тому как живые изгороди часто создают из кустарников, так Израиль ограждает мир своими страданиями (Шэмот Рабба. 2. 5-6). Евр. экзегет Артапан Александрийский (II в. до Р. Х.) считал видение огня из земли прор. Моисею ответом Бога на его молитву о страданиях еврейского народа ( Artapanus. Moses 3. 27. 21//OTP. Vol. 2. P. 901; Euseb. Praep. evang. IX 27. 21). В поэме «Исход» александрийского поэта Иезекииля (II в. до Р. Х.) отражено предание, согласно к-рому ветви К. Н. сохранялись в огне зелеными (OTP. Vol. 2. P. 812; Euseb. Praep. evang. IX 29. 7). Также поэт отмечает, что из куста Моисея осветило «божественное слово» (θεος λγος) ( Euseb. Praep. evang. IX 29. 8). Образ зеленых веток куста, оставшихся невредимыми в пламени огня, находит отражение в последующей экзегетической традиции (см., напр.: Ios. Flav. Antiq. II 12. 1 Возможно, что это предание было основано на игре слов   - «цвести» и   - «сжигать, гореть» ( Jastrow. P. 688-689).

http://pravenc.ru/text/2462265.html

Страшное зрелище. По-моему, к этому привыкнуть нельзя. А тогда, в междуречье Волги и Дона война впервые предстала передо мной в своем естестве. Я спрыгнул в окоп и чуть не задохнулся от висевшего здесь сладковатого запаха. Наверное, после того боя прошло не больше суток. Я выскочил из этих мертвых траншей и скатился по крутому песчаному обрыву в длинный лог. Там тоже возле огромной воронки от авиабомбы лежали разбитые повозки, трупы лошадей, ездовых и висел тот же запах. Лог углублялся все дальше. В самом конце заметил неглубокую ямку – колодец. Нашел помятое с обрывками веревки ведро, начерпал в термос мутноватой воды, затянул крышку, умылся и, цепляясь за колючий кустарник, выбрался наверх. Вплотную к логу стояли два наших танка КВ, прошитых немецкими снарядами-болванками. А за ними еще и еще. Неделю назад на политзанятиях комиссар батареи объявил, что наш тяжелый танк “Клим Ворошилов” не способен пробить ни один немецкий снаряд. И вот, на тебе! Правда, обычно на политзанятиях речь шла о другом. Приходит комиссар и, собрав расчет, начинает: “Сегодня у нас политзанятие посвящено одному вопросу – какие должности занимает товарищ Сталин. Кто первый?” Все молчат. Комиссар вытаскивает Хаимбулаева. Тот никак не может запомнить всех сталинских должностей. То забудет, что Сталин Председатель Государственного комитета обороны, то, что он – Генеральный секретарь ЦК партии, Председатель Совета Народных Комиссаров, Верховный Главнокомандующий, Народный комиссар обороны. Комиссар упорно хочет добиться, чтобы Хаимбулаев все должности как из пулемета выстреливал, а тот – никак. Мы же сидим, курим, посмеиваемся… Солнце уже клонилось к западу, когда я вернулся на батарею. Солдаты тут же бросили кирки и лопаты и начали делить воду из термоса по котелкам. А я лег под щиток орудия и все никак не мог придти в себя от увиденного. В глазах плыли ряды серых шинелей. Почему одни серые? Где болотные – немецкие? Я уже тогда слышал, что немцы вытаскивают с поля боя и хоронят своих убитых. Но там, где я только что был, не прошла ни одна похоронная команда. Почему же погибло столько наших солдат? Пока в поте лица своего солдаты оборудуют окопы и траншеи, у командиров свои заботы. Прежде всего нужно срочно связаться с командованием дивизии. (Лишь много лет спустя мне стало известно, что не только командиры полков, но и многие офицеры из штаба дивизии не знали, что на нашем участке фронт прорван немецкими войсками).

http://pravmir.ru/odin-den-vojny/

Юный Константин направил стопы свои к этому богоизбранному исихасту, прославившемуся добродетелями духовному Отцу, чтобы вручить Старцу душу свою, словно в руки Самого Господа. Старец настороженно поначалу принял молодого человека, получившего светское образование в Афинах, имеющего хорошие – в мирском понимании – манеры: такие обыкновенно не выдерживают жизни пустыннической. И, конечно, не сразу взял его к себе учеником. Константин, однако, был тверд, настойчиво просился жить со Старцем: «Ты только испытай меня, Старче, – молил он, – и уж коли не подойду, гони прочь». Старец, отказывая, молился Господу при этом о вразумлении. Сердцем своим спрашивал он Бога, выдержит ли этот мальчик столь тяжелый крест – крест отшельнический. Наконец, решился принять его под свое духовное покровительство и руководство. Дух пустыни Кто бы ни оказался в келье преподобного Герасима, все явственно чувствовали неотмирное величие пустыни. Чуть пониже кельи лежало море, и в плохую погоду ясно слышался грохот волн, разбивавшихся о скалы обрывистого берега. Отвесные скалы, достигающие высоты чуть не ста метров, в первозданном великолепии поднимаются над каливой. В разных местах можно видеть отдаленные жилища других отшельников, ушедших из любви к уединению, подобно Христу, Который «бе в пустынях» ( Лк.1:80 ). Там, немного далее, подвизались в уединении старцы Даниил, Герасим, Игнатий, прославленные добродетелями и мудростью. Недалеко от кельи, в расщелине, используемой сейчас для хранения дров, можно обнаружить четыре-пять ступенек, ведущих вниз, в довольно обширную пещеру, которая и поныне хранит явные следы того, что в древности здесь был «аскетерион» (т.е. место, где подвизались отшельники). И какие чувства охватывают паломников при мысли об этих дивных воинах духа древности! Далее, если поднять взгляд к северо-востоку, можно видеть вершину Афона в ее великолепии. Величественный пик, широкое пространство Эгейского моря, зазубренные скалы, разбросанные монашеские жилища, колючий кустарник., все это создает особенную атмосферу, утверждаемую глубокой, нетревожимой тишиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010