Бедняк, пожалуй, в свое извинение может представить себе свою бедность, а ты, будучи сильным и богатым, что представляешь себе? Потом пророк отвечает, справедливо утверждая, что это обстоятельство служит не наказанием, но врачеством и исправлением. 16. И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут . Доселе они не объявились, но в конце концов обнаружатся. Теперь они будут прельщать, но потом их узнают все. Он присоединяет: введут его в заблуждение , потому что, хотя они прельщают теперь, но объявятся (как прельстители) потом. 17. Поэтому о юношах его не порадуется Господь. Что пользы быть рослым и сильным, если кто худо пользуется возрастом и силой? Например, если у кого рабы будут людьми рослыми, хорошо сложенными, крепкими и здоровыми, но преданными порокам, пьянству и разврату, шатающимися туда и сюда, то их сила никого не порадует, потому что, хотя они и крепки телом, но не имеют ума, вследствие чего происходит всякое зло. Добро само по себе не есть добро, и зло само по себе не есть зло, но по душевному настроению делающего то и другое. Конь будет смирен и надежен, если он имеет хорошее направление с начала, но он причинить много вреда, если имеет наклонность ко злу. И сирот его и вдов его не помилует; они не исправятся от наказаний и не станут добрыми. Чтобы ты не презирал такую суровость и не считал ее жестокостью, для этого, уразумей причину ее: ибо все они , говорит, лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво . Смотри, не быть милосердым здесь — признак милосердия, потому что ничто более не способствует их исправлению, как — оставление, небрежение, забвение. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта , для принесения наказаний самым делом, или для повторения угроз, как подобало Богу. Все это я (пророк) исполнил и предсказал, но не отвратится гнев Его , т.е., сказанные мною слова не могли отстранить гнева Его. 18. Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма . Видишь ли, какую пищу огню дал гнев Божий? Это — подобно тому, как искра, когда упадет туда, где находится много сухой травы, становится большим пожаром, а если ничего не найдет такого, что возбуждало бы его, тотчас ослабляется и погасает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

А выражение: " по ту сторону реки, царем Ассирийским " значит: по ту сторону Евфрата, – потому что Иудея и вся Палестина от Персии лежала по другую сторону этой реки. Все это, говорит пророк, Господь совершенное " отнимет " . А называя голову, волосы, бороду и ноги, Он называет всю страну в форме сравнения с телом, обнимая словом всю их страну, как он говорил и в начале: " вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места " (Иса. 1:5, 6), разумея не одного человека, но сравнивая всю страну с одним телом. То же он говорит и здесь, т.е. что вся земля подвергнется тяжкому наказанию. Одно он выразил " бритвой " , а другое подобием тела, объясняя, что угрожающее определение Божье, тяжелее всякой бритвы, истребит и людей и произведения земли, и оставит ее обнаженной и пустынной. Далее он изображает это запустение другим сравнением, и делает это для того, чтобы в них страх остался всегда живым, и скорбь не ослабела от продолжительности речи. Людям невнимательным кажется, что следующие слова содержат обещание некоторых благ; но обстоятельно вникающие знают, что в них изображается великое запустение. В самом деле, что он говорит? " И будет в тот день: кто будет содержать корову и двух овец, по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле " (ст. 21, 22). Здесь. Как я выше сказал, изображается великое запустение. Земля, производящая пшеницу и ячмень, будучи лишена людей. представит обильное пастбище для овец, и столь обильное, что по избытку корма даже две овцы и одна телка будут в состоянии доставить владельцу их источники молока. Таким образом, избыток корма для бессловесных служит величайшим доказательством недостатка людей. То же означает и мед: пчелы обыкновенно любят обитать в пустынях, где они находят обильную пищу где никто не беспокоит их. А чтобы ты убедился, что здесь изображается великое запустение, служат дальнейшие слова. " И будет в тот день : на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребренников, будет терновник и колючий кустарник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«И будет в тот день 101 где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребреников, будет терновник и колючий кустарник. Со стрелами и луками будут ходить туда, ибо вся земля будет терновником и колючим кустарником» ( Ис. 7:23, 24 ). И это служит знаком великого бедствия, что не только горы и леса,  но и пахотная и тщательно обрабатываемая земля приносит тернии. Пророк не напрасно означил цену винограда, но чтобы показать и свойство земли, и великое прилежание земледельцев. Между тем и эту землю, говорит, столь плодородную и обработанную руками землевладельцев, Бог обратит в такую пустыню, что она будет производить тернии вместо винограда и внушать такой страх проходящим, что никто не посмеет вступать на нее обнаженным и безоружным. Это он говорит желая показать и пустынность места, и множество живущих там зверей. Потрясши таким образом ум слушателей и произведши в них сильный страх, пророк опять несколько смягчает речь, прибавляя и приятное, и перемену к лучшему, чтобы они и из того и из другого познали силу Божью. Но на страшном он останавливается долго, а приятное, сказав, тотчас оставляет. Почему? Потому, что они тогда особенно нуждались во врачевстве угрозы; поэтому-то, изложив ее пространно, он потом, желая дать им некоторый отдых и таким образом опять призвать к добродетели, прибавляет и приятное: «и всяка, – говорит, – гора оремая возорется» ( Ис. 7:25 ). Как во время гнева Божьего и плодородная земля сделается пустынею, так наоборот, по умилостивлении Его, и грубая покажет свойства земли тучной, приняв плуг и семена. А когда это свершится тогда будет и все, следующее отсюда, – мир и безопасность, уверенность и безбоязненность, как было прежде. «Не пойдешь, боясь терновника и колючего кустарника: туда будут выгонять волов, и мелкий скот будет топтать их» ( «не найдет, – говорит, – тамо страх: будет от лядины и от терния паству овцам и в попрание волу»). Этим он опять указывает на благополучие, как и далее он говорит: «блажен сеющий 102 при всех водах и посылающие туда вола и осла» ( «при всяцей воде, идеже вол и осел попирает») ( Ис. 32:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

16 . И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут. Очевидно, что главными виновниками развращения Израиля суть высшие, руководящие классы. Так было и при Иезавели, как мы о том говорили подробно в IV т. Св. Летописи. Среди народа еще были люди, чтившие Бога завета; но мало по малу пример высших классов и притом насильные их действия совращали народ, и он при Осии Израильском, как мы говорили, 582 – начинает возвращаться к культу Ваала, который был совершенно уничтожен Ииуем и не появлялся в царстве при его потомках. Тогда долготерпение Божие истощилось, ибо у народа не могло быть будущего, а оставшиеся верные должны были внести в глубь Азии истинные понятия о Боге едином Творце мира. Израиль как народ не милуется, хотя богобоязненные как Товит и в стране плена милуются Господом Богом милосердым. 17 . Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они – лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. Очевидно, что пророчество это, т. е. ст. 8–17 произносится за несколько лет до падения Самарии, и что книга пророка Исаии составляет сборник, в который пророк или ученики его вносили пророчества, по мере того, как они произносились. Пророк видит, как высшие классы ведут в Израиле народ от заблуждения к заблуждению, от самомнения к гордости, презирая помощь Единого, который мог спасти народ (ст. 13). Падение народа так велико, что Господь не милует даже сирот и вдов 583 этого „народа лицемеров и злодеев“, „уста которого говорят нечестиво“. И они подвергаются общей участи народа, раздавленного Ассириянами. „Бог уже не мог более покрывать грехи этой земли Своим долготерпением от взоров Своего правосудия“, как выразился Митрополит Филарет об наказании потопом 584 . Исаия еще далее рисует пламя нечестия, охватившее эту несчастную землю. 18 . Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Эти два стиха (и последующие до конца главы) представляют значительные трудности понимания. С одной стороны, рисуется некоторое довольство „оставшихся в этой земле“, а с другой (ст. 23–25) запустение земли. Если не ошибаемся, то в стихах 21–22 прямо указано, что хотя плен, в который пойдет народ, будет стыдом его, но что беднейшие 493 ,-оставленные победителями в родной стране, будут по милости Божией жить и питаться лучше, чем до плена, когда сильные обирали и угнетали их 494 . Еще может быть, сближая стих 22 с стихом 15 об Еммануиле, „Который будет питаться медом и млеком, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе“,– мы имеем перед собою пророчество об тех, о которых Ап. Иаков ( Иак. 2:5 ) говорит: „не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками царствия, которое Он обещал любящим Его?“ С этой точки зрения это есть пророчество о простых и бедных Израильтянах, издавна живших в Галилее и не тронутых завоевателями, – из которых большею частию были все Апостолы Господни. В этом случае пророчество это связуется прямо с пророчеством Исаии IX главы ст. 1–2: „Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящем в стране и тени смертной воссиял свет“. Сам священный Еммануил, в пророчестве о Нем стиха 14-го рисуется во младенчестве человеческом; и в таком же младенстве изображаются те простые сердца, понявшие, что Иисус есть Христос, ожидаемый Еммануил. Им Господь подает пищу во благовремении за простоту сердца их, и им же первым воссиял свет проповеди Господней, и они первые крестились крещением Иоанновым, исповедуя грехи свои 495 и им первым выпало счастье слышать и нагорную проповедь 496 , и радоваться о словесах благодати 497 , и искать Господа в пустыне, куда влекла их жажда слова Божия, и есть хлеб в пустыне 498 и слышать слово о хлебе жизни 499 и видеть первые чудеса Господа 500 . 23 . И будет в тот день: на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу серебренников, будет терновник и колючий кустарник.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Под именем пчел страны Ассирийской разумеются Ассирияне и Вавилоняне, которые под предводительством Навуходоносора опустошили всю Иудею. Второе подобие Ст. 20. В тот день обреет Господ бритвою, нанятою по ту сторону реки, царем Ассирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду. Под нанятою бритвою разумеется Навуходоносор, которого предка – Феглафелассара Ахаз на свою погибель подкупал против двух враждебных ему царей ( 2Пар.28, 20 ). Эта бритва обреет волосы на голове, ногах и бороде, т. е. совершенно опустошит, разорит все Иудейское царство. Под волосами головы можно разуметь царя и вельмож; под волосами ног – простой народ; под бородою – священников. Как голова без волос представляет безобразный вид: так и царство, лишившись царя, вельмож, священников, как бы обезображивается. Опустошение это началось Феглафелассаром при Ахазе, окончено Навуходоносором при Иехопии. 2) Следствия этих опустошений: а) оскудение людей (ст. 21. 22) и б) запустение земли (ст. 23–25) Ст. 21. И будет в тот день, кто будет содержат корову и двух овец, Ст. 22. По изобилию молока, которое оне дадут, будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле. Ст. 23. И будет в тот день на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу серебренников, будет терновник и колючий, кустарник. Ст. 24. Со стрелами и луками будут ходит туда; ибо вся земля будет терновником и колючим кустарником. Ст. 25. И ни на одну из гор, которыя расчищались бороздниками, не пойдешь, боясь терновника и колючего кустарника; туда будут выгонят волов, – и мелкий скот будет топтать их. Бедственное состояние Иудейской земля, опустошенной Ассириянами, Пророк описывает трояким образом. В нервом виде изображается земля, лишенная жителей, в которой если кто от всеобщего поражения из многочисленных стад сохранит в живых одну корову и две овцы, то по обилию доставляемого молока будет есть масло или сливки (ст. 21). Для пояснения Пророк прибавляет: ибо масло и мед будет есть всякий, оставшийся на земле (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Беззаконие: явное нечестие Ст. 18. Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось; пожирает терновник и колючий кустарник, и пылает в чащах леса и поднимаются столбы дыма. Господствующее нечестие Израильтян Пророк уподобляет силе огня. Как огонь, мало-по-малу разгораясь внутри и наконец прорываясь наружу, превращается в пламень, который пожирает сухое терние и волчцы, зажигает целые рощи с зеленью и ветвями, от горения коих восходит вверх густой дым столбом, и далеко бывает видим: так и Ефремляне, разжигаясь похотями, наконец сбросив с себя личину, вдались в явное нечестие и всякое непотребство, которое доселе прикрывали благовидностью внешнего поведения; и нечестие их возросло до того, что скоро заразило все сословия людей, произвело большой смрад пороков, иссушило в них духовную жизнь и сделало их, подобно сухому тернию, способными к скорому возгорению от пламени гнева Божия. Сухое терние и волчцы означают низший класс людей, который весьма склонен к принятию соблазнов. Чащи леса, или роща означает целое царство и в нем особенно вельмож и лжепророков, которых нечестие более бывает открыто и соблазнительно. Наказание Ст. 19. Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего. Ст. 20. И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей: Ст. 21. Манассия Ефрема, и Ефрем Манассию, оба вместе Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. Пророк, подобием огня и дыма изображая беззаконие и наказание, дает разуметь, что за беззаконием столь же необходимо следует наказание, как за огнем дым. Возгорение гнева Божия означает полноту и совершение праведного мщения, когда исполняется мера нечестия людей. Омрачение земли дымом означает совершенный беспорядок, замешательство в гражданском, семейном и естественном состоянии людей, навлекших на себя гнев Божий. Такое бедственное состояние Изральитян Пророк описывает в следующих словах ст. 19: каждый будет кусать.... плоть мышцы своей, или ближнего своего. Это уже явный знак Божия гнева и наказания, когда Бог попускает сатане нечестивых людей разжигать нечистою похотью, страстями ревности, зависти, ненависти, возбуждать раздоры, мятежи, и сатана наконец доводит их до такого жалкого состояния, что они от неистовства страстей, на подобие голодных зверей, приведенных в бешенство, будут друг на друга нападать, терзать, пожирать, станут бросаться во все стороны, ища удовлетворения жестоким страстям любостяжания и властолюбия; но ничем не насытятся и наконец все сделаются пищей огня, – от взаимных раздоров и убийств погибнут; даже не пощадят и родственных союзов: Манассия будет съедать Ефрема, а Ефрем – Манассию. Что Пророк в 19-м стихе сказал в переносном смысле, то здесь говорит собственными словами.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Доселе они не объяви­лись, но в конце концов обнаружатся. Теперь они будут прельщать, но потом их узнают все. Он присоединяет: введут его в заблуждение , потому что, хотя они прельщают теперь, но объя­вятся (как прельстители) потом.   17. Поэтому о юношах его не порадуется Господь. Что пользы быть рослым и сильным, если кто худо пользуется воз­растом и силой? Например, если у кого рабы будут людьми рослыми, хорошо сложенными, крепкими и здоровыми, но пре­данными порокам, пьянству и разврату, шатающимися туда и сюда, то их сила никого не порадует, потому что, хотя они и крепки телом, но не имеют ума, вследствие чего происходит всякое зло. Добро само по себе не есть добро, и зло само по себе не есть зло, но по душевному настроению делающего то и другое. Конь будет смирен и надежен, если он имеет хорошее направление с начала, но он причинить много вреда, если имеет наклонность ко злу. И сирот его и вдов его не помилует; они не испра­вятся от наказаний и не станут добрыми. Чтобы ты не прези­рал такую суровость и не считал ее жестокостью, для этого, уразумей причину ее: ибо все они , говорит, лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво . Смотри, не быть милосердым здесь — признак милосердия, потому что ничто более не способ­ствует их исправлению, как — оставление, небрежение, забвение. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта , для принесения наказаний самым делом, или для повто­рения угроз, как подобало Богу. Все это я (пророк) испол­нил и предсказал, но не отвратится гнев Его , т.е., сказанные мною слова не могли отстранить гнева Его.   18. Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма . Видишь ли, какую пищу огню дал гнев Божий? Это — подобно тому, как искра, когда упадет туда, где находится много сухой травы, становится большим пожаром, а если ничего не найдет такого, что возбуждало бы его, тотчас ослабляется и погасает.   19. Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Такому обритию подвергались только несчастные страдальцы прокаженные: с ними-то и сравнял Господь Ахаза за своеволие, которое покрыло душу царя как бы проказой (как некогда и деда его – царя Озию). 21–22. И будет в тот день: кто будет содержать корову и двух овец, по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле. (И будет в той день, кормити будет человек юницу от волов и две овце: и будет от множества творения млечнаго, масло и мед снесть всяк оставыйся на земли). Всякий подданный Ахаза имел или мог иметь не одну корову и не две овцы, а много; но ни коровы, ни овцы не были многоплодны и не давали молока в обилии, потому что не было достаточных пастбищ, когда иудея била тесно населена. А в «тот день» бедствий, когда явится царь Ассирийский, опустошит землю, жителей отведет в плен, вся страна будет пастбищем, и мелкий скот – если он у кого еще будет при таком разорении – свободно будет откармливаться. Тогда одной коровы и двух овец достаточно будет для прокормления осиротелой семьи. Так будет сыт скот, но и так мало будет людей в опустошенной земле, теперь покрытой многолюдными городами. 23–24. И будет в тот день: на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребренников, будет терновник и колючий кустарник. Со стрелами и луками будут ходить туда, ибо вся земля будет терновником и колючим кустарником. (И будет в той день, всяко место, идеже аще будет тысяща лоз винограда, по тысящи Сикль, в лядину будет и в терние: со стрелою и луком внидут тамо, яко лядиною и тернием будет вся земля). Резкая перемена, имеющая быть в «тот день», страшный по степени опустошения, обнаружится в совершенном запустении хорошо обработанных виноградников. На всяком месте, где прежде росла тысяча виноградных лоз на тысячу сиклей (или серебренников), в «тот день» будет только терновник 18 . Виноградники, составлявшие прежде утешение всех иудеев, теперь, за неимением рабочих рук, поломаются и посохнут, а места их процветания зарастут кустарниками, совершенно бесплодными, никуда не годными, даже колючими и вредными...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Из какого растения, согласно большинству историков, был сделан венец Христа, который стражники надели на Его голову после ареста в Гефсиманском саду? Шиповник Чертополох Кипарис С тёрном, или терновником, связаны такие важные сюжеты христианской иконографии, как «Страсти» и «Распятие Христа». В Евангелиях сообщается о том, как на голову Христа во время ареста надели терновый венец — венок, сплетенный из веток некоего растения с шипами. Они были длинными, острыми и больно впивались в голову Спасителя. Христа часто изображали на картинах и иконах с колючим венцом на голове, нередко подчеркивая Его страдания с помощью капель крови, падающих из ран, нанесенных шипами. Тёрн, терновник, или слива колючая, — это небольшой кустарник из рода слива семейства розовых. Большинство историков считает, что терновый венец Христа был сделан именно из терновника. Однако на место растения, из которого был сделан венец, претендуют еще некоторые. Один из вариантов — держидерево, или Христова колючка. Это небольшое дерево семейства крушиновых из Средиземноморья. Еще один яркий кандидат — это зизифус колючий, сирийская Христова колючка. Иногда это кустарник, имеющий шипы на ветках, а иногда маленькое дерево. Однако большинство историков все же считают терновник, или сливу колючую, тем самым деревом, из которого был сделан венец Спасителя. С тёрном, или терновником, связаны такие важные сюжеты христианской иконографии, как «Страсти» и «Распятие Христа». В Евангелиях сообщается о том, как на голову Христа во время ареста надели терновый венец — венок, сплетенный из веток некоего растения с шипами. Они были длинными, острыми и больно впивались в голову Спасителя. Христа часто изображали на картинах и иконах с колючим венцом на голове, нередко подчеркивая Его страдания с помощью капель крови, падающих из ран, нанесенных шипами. Тёрн, терновник, или слива колючая, — это небольшой кустарник из рода слива семейства розовых. Большинство историков считает, что терновый венец Христа был сделан именно из терновника. Однако на место растения, из которого был сделан венец, претендуют еще некоторые. Один из вариантов — держидерево, или Христова колючка. Это небольшое дерево семейства крушиновых из Средиземноморья. Еще один яркий кандидат — это зизифус колючий, сирийская Христова колючка. Иногда это кустарник, имеющий шипы на ветках, а иногда маленькое дерево. Однако большинство историков все же считают терновник, или сливу колючую, тем самым деревом, из которого был сделан венец Спасителя.

http://foma.ru/ds_quiz/ugadaj-rastenija-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010