Карина Черняк: Это был 1994-й год. Владыка предупредил, что в нашей стране мы встретимся с двумя-тремя трудностями. Во-первых, священники плохо знают Священное Писание, потому что в семинариях Евангелие заучивают по-церковнославянски, определенными фрагментами. А главная препона – просто людская лень. В ту пору было еще не так много напечатано текстов Писания. Но в последующие годы Библия стала издаваться большими тиражами, распространяться по стране. В России возникла уникальная ситуация, люди чуть ли не впервые смогли прочитать Библию. Андрей Черняк: Теперь у людей и грамотность, и Писание на русском языке… – Хочется поговорить о том, как митрополит Антоний воспринимал Священное Писание. Кажется, это восприятие было очень живым, честным, искренним. Например, владыка говорил, что не до конца может понять притчу о десяти мудрых девах… Андрей Черняк: Может быть, из-за того, что я знакомился с Библией через отца Александра Меня, для меня было нормально, что Писание воспринимается как существеннейшая часть жизни. Не как какой-то архаический текст, который вызывает страх и трепет, а как сама жизнь и как назидание для жизни. Карина Черняк: Я бы по-другому сказала. У меня складывалось ощущение, что владыка живет среди людей Писания, что он как бы видел своими глазами то, что описывается в Евангелии. – И он не просто излагает свои мысли, а открывает перед читающим этот путь: посмотри внимательно, вот эти слова тебе близки и понятны, а иные места Писания ты имеешь право не понимать. На одних словах Христа твое сердце загорается любовью, а какие-то строки тебя могут не трогать… Карина Черняк: Митрополит Антоний допускал, что кто-то может на каком-то этапе даже не понимать, не соглашаться, не принимать какие-то моменты. Ты не должен ломать себя, даже перед Словом. У меня был такой опыт. Многие годы я не могла согласиться с притчей о неправедном управителе. Я никак не могла преодолеть это непонимание, хотя мне много раз разные умные люди, катехизаторы и богословы объясняли ее смысл. Я все к математике сводила, рациональный подход мешал проникнуть в суть.

http://pravmir.ru/moskovskie-kvartirniki...

Московские «квартирники» митрополита Антония «Не переживайте, я в очень хорошей спортивной форме!», – сказал он и чуть ли не вспорхнул на наш седьмой этаж, где нас уже ждала толпа детей и родителей 11 июня, 2014 «Не переживайте, я в очень хорошей спортивной форме!», – сказал он и чуть ли не вспорхнул на наш седьмой этаж, где нас уже ждала толпа детей и родителей В 80-е годы, приезжая в Россию, митрополит Сурожский Антоний щедро общался с людьми, совершал богослужения в московских храмах, проводил беседы в квартирах. Незабываемые встречи состоялись в доме одной замечательной семьи. О митрополите Антонии вспоминают ученики отца Александра Меня, руководители Христианского культурно-просветительского центра «Встреча» Андрей и Карина Черняк. – Мы с вами встречаемся в культурно-просветительском центре «Встреча». Слово «встреча» было ключевым для митрополита Антония… Карина Черняк: Да, это слово и для владыки было ключевым, и для нас оно тоже очень значимо. И в нашей жизни «встреча» сыграла очень важную роль. Поэтому, когда мы думали, что должно происходить в нашем культурном центре, чему мы можем способствовать, мы получили внутри себя такой ответ: мы хотим помогать людям во встрече с Богом. Поэтому так мы и назвали наш Центр. – Как произошла ваша встреча со словом митрополита Антония, с ним лично? Карина Черняк: Наверное, моя встреча с ним произошла раньше, чем у Андрея. О владыке Антонии я впервые услышала от друзей. Это были молодые люди, которые гораздо раньше нас пришли в Церковь. Они казались нам чудаками, потому что в ту пору они побросали свои институты и пошли в сторожа, дворники… Меня крестили в детстве, неродная бабушка (мамина мачеха) меня водила в храм, а родная семья была неверующая. Многие годы я была вне Церкви, хотя никогда не была атеисткой. Так вот, те самые верующие друзья-чудаки в те годы были для меня свидетелями, путеводителями ко Христу. Именно от них я услышала о митрополите Антонии, что иногда он приезжает в Москву, что он служит в некоторых храмах. Они ходили на службы, где бывал владыка, и даже сына назвали Антоном в его честь.

http://pravmir.ru/moskovskie-kvartirniki...

Мы с Андреем пришли в Церковь в начале 80-х. Андрей едва крестился, как через полгода отец Александр Мень благословил его вести катехизацию, и уже более 30 лет он этим занимается. Меня в середине 80-х отец Александр благословил заниматься с детьми, с подростками. В это время что-то вызревало. Мы мечтали о возможности открытых миссионерских встреч вне храма, в клубах, в институтах – батюшкиными молитвами многое произошло. С середины 80-х уже открылся путь к свободе. Конечно, встречи с владыкой Антонием были катализатором этого. – Замечательные фотографии и со «взрослой встречи»… Сколько же метров в этой комнате? Андрей Черняк: 22 метра, в которых на следующей встрече, уже в 1989 году поместилось 88 человек. Вы видите на фотографии, что владыка стоит, а не сидит, потому что не было места, чтобы сесть. Карина Черняк: Во второй раз мы уже не пытались никого ограничить, и на эту встречу (в мае 1989 г.) пришло 88 человек. Плотность была такая, что мы были в ужасе! Какая-то часть народа стояла в прихожей. Все было слышно, но в комнату войти было невозможно… – Какое главное воспоминание об этих беседах с митрополитом Антонием? Карина Черняк: После этих встреч у многих изменилась жизнь, что-то решилось, вызрело благодаря тому, что владыка Антоний многие вещи смог прояснить для нас. Если присмотреться, то на фотографии той встречи можно видеть будущего отца Владимира Архипова. Не знаю точно, но может быть, желание стать священником у него вызрело именно тогда. Еще у одного нашего друга, Антуана Аржаковского (внука отца Димитрия Клепинина), который в это время работал во Французском посольстве, здесь произошла встреча с его будущей женой, которая тоже работала во Французском посольстве. Но прежде они друг друга не знали, а тут встретились. Жена его вспоминала: «Я смотрю на него и думаю, что я где-то я его уже видела. А, в посольстве! Оказывается, его тоже зовут Антуан, как владыку Антония!». Так что у нас в доме произошел момент их встречи. А другая девочка потом стала актрисой.

http://pravmir.ru/moskovskie-kvartirniki...

Норд-Ост: воспоминания очевидца 29.07.2016 05:29:33 Илья Сергеев Илья Сергеев: - Здравствуйте, дорогие братья и сестры! В студии радио «Радонеж» редактор Илья Сергеев и моя гостья Ольга Черняк, председатель Союзов блогеров и журналистов России «За благоприятную среду». Много лет назад Ольга была удостоена медали за спасение погибавших, и это послужило поводом для нашей встречи. Ольга расскажет, где и при каких обстоятельствах она получила эту медаль. Ольга Черняк: - Здравствуйте, дорогие радиослушатели! История довольно тяжелая. Это мои личные воспоминания. Я пришла на радио «Радонеж», потому что разделяю идеологию данной радиостанции,  и, мне кажется, моя история будет для вас интересна. В 2001 году мы с мужем пошли в театр. Это был Театральный центр на Дубровке. Пошли 23 октября – а  оставались там до 26-го. При каких обстоятельствах? Мы пошли на мюзикл «Норд-Ост». В тот момент я работала в ИА «Интерфакс», в юридическом отделе, и, собственно говоря, ничто не предвещало того, что случилось. В антракте мы выпили кофе. Потом, когда уже стали гасить софиты, зашли в зал  - и тут началось странное. Спектакль пошел по иному сюжету, чем предполагалось. Это уже было не «Два капитана». Это был террористический захват. Сначала никто не поверил, потому что мы находились в театре, и это было всё очень странно. Я надела очки, посмотрела на потолок и увидела, что от автоматных очередей  на потолке остались дыры. В тот момент я поняла, что дело приняло серьезный оборот. Илья Сергеев: - Ольга, а страшно было? Ольга Черняк:  - Поначалу не было. Мы до конца не верили, что с нами произошла такая беда. Но потом, когда по периметру зала расставили шахидок - мы поняли, что надежды на спасение нет. И вот тогда стало страшно. Почему я пришла на радио «Радонеж», я хотела бы сказать отдельно. Понимаете, когда ты живешь обычной мирской жизнью, по традиции, как православный человек ходишь в Церковь – все спокойно.  Мы, миряне, не до конца способны  осознать, что происходит вокруг. Когда тебе становится невыносимо плохо – все же нет сомнения, что Бог на свете есть. На второй день мы поняли, что останемся здесь надолго, почему- то было предчувствие,  что три дня. И когда была команда террористам, шахидкам расставиться в шахматном порядке - стало  очень страшно, и я себя почувствовала, как тварь дрожащая. Многие срывались. У меня оказалась икона Божией Матери Скоропослушницы. Мы стали на неё молиться. Я понимала, что шахидка находится в соседнем ряду от меня, т.е. примерно в метре. И если она нажмет на кнопку  - живой мне оттуда не выбраться. У меня картинка начала моргать перед глазами - так мне было страшно. Это был животный страх, и это не описать словами, когда понимаешь, что стоишь на грани жизни и смерти. Я достала икону Божией Матери Скоропослушницы. Рядом со мной сидел мой муж и дочка. Мы ее вниз опустили, чтоб они нас не видели, потому что они молились другим богам.  

http://radonezh.ru/text/nord-ost-vospomi...

Священник Филипп Парфенов зачитал фрагменты из произведения будущего протоиерея Валентина Свенцицкого (1881- 1931) «Второе распятие Христа (Фантазия)», написанного в 1909 г., которые как бы «проливают свет на реальную судьбу о. Александра Меня» – «его дело со скрипом продвигается в нашей Церкви», отметил о. Филипп. Как вспоминала Карина Черняк, одна из духовных дочерей о. Александра, он как-то неожиданно сказал: «Я – как чемодан с наклейками» и пояснил: «Я одновременно и католик, и протестант, и старовер, и либерал, и фундаменталист», имея в виду те ярлыки-«наклейки», которые навешивали на него оппоненты, не знакомые с его реальной деятельностью. Эти стереотипы живы до сих пор, спустя 27 лет после его гибели и несмотря на множество его книг и опубликованных материалов. Однако и самих духовных чад о. Александр иногда удивлял тем, насколько он не вписывался в привычное представление о нем, насколько он оказывался неожиданным. Так, К. Черняк рассказала о том, как по молитве и при поддержке о. Александра многодетная пара приняла решение не прерывать беременность (на чем настаивали врачи и все «здравомыслящие» люди, т.к. это угрожало жизни матери, сиротством троих детей и оставляло мало шансов на выживание будущего ребенка). Тогда даже некоторые из близких друзей и духовных чад обвиняли священника в жестокости, называли его «религиозным фанатиком, который не жалеет уже имеющихся детей». Но о. Александр сказал: «Я буду молиться» – и полгода неотступно молился за эту семью, в которой в свое время благополучно родилась девочка. Сейчас она уже взрослая, закончила Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, рассказала Карина Черняк. Она подлилась еще одним воспоминанием о «неожиданности» решения о. Александра, когда он, несмотря на настойчивые просьбы, не стал отговаривать от сухой голодовки (фактически самоубийства) молодого человека, протестовавшего против тюремного заключения «Комитета «Карабах» в конце 1980-х гг. «Бывают такие страшные ситуации, когда только так человек может выразить свой протест», – сказал тогда о. Александр. Вскоре тюремные сидельцы вышли на свободу, и юноша остался жив.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Цветочки», выросшие из святости», – так кратко можно охарактеризовать книгу, считает Карина Черняк, организатор приходской конференции. По ее словам, книга стала «огромным духовным событием», потому что в ней «все дышит искренностью и любовью, но без придыхания, она наполнена радостью и счастьем, и возникает ощущение, что о. Александр – здесь, мы слышим его голос». К. Черняк выразила надежду, что такое издание будет интересно не только духовным детям о. Александра, но и тем, кто знаком с ним через его многочисленные книги, а также – молодым читателям. Ольга Ерохина и Михаил Завалов поделились своими воспоминаниями об о. Александре, часть из которых вошла в книгу. Они рассказали о том, как о. Александр, живущий и служащий в Подмосковье, навещал своих прихожан в Москве, как он тайно помогал тем, кто нуждается, как исподволь организовывал взаимопомощь прихожан. А иногда его помощь была явной и неожиданной: например, в дом О. Ерохиной он как-то нагрянул с помощниками и намерением тут же начать ремонт в запущенной квартире – для него не было мелочей. К одной старушке в новодеревенском приходе он регулярно приходил домой, чтобы просто учить ее грамоте по азбуке – это богослов с мировым именем, духовный отец лучших представителей интеллигенции, писатель и миссионер! У О. Ерохиной книга оставляет «веселое ощущение соборности» – настолько она, будучи «лоскутной» по форме, проникнута единым духом любви. М. Завалов рассказал о том, что о. Александр фактически стоял у истоков российских общин международного движения «Вера и свет», которые объединяют людей с умственной отсталостью и их друзей. Своим примером отношения к «особенным людям» о. Александр учил своих прихожан действенной любви. В приложениях к изданию содержится подробная биографическая справка о. Александре, где также упомянуты все его писательские труды и публикации. Есть также сведения об авторах, чьи голоса звучат со страниц книги, и обширный список библиографии. В беседе с «Благовест-инфо» составитель книги Ю. Пастернак сообщил, что в процессе редакционной работы материал пришлось сократить почти на треть, а сейчас, после выхода книги, к нему поступают все новые рассказы и воспоминания об о. Александре Мене. Автор не исключает, что издание будет продолжено.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Также прекрасно совмещались с «обновленным Православием» гомосексуализм, повторные венчания и гражданский «брак». Не знаю, как обстоит дело в других приходах, но многие наши друзья-прихожане не стеснялись приглашать через год-другой после своего венчания на новое и приходить на службы с новыми мужьями и женами. Например, наш бывший прихожанин из семьи духовных чад Меня, Александр Занемонец, будучи дьяконом и клириком Храма Гроба Господня в Иерусалиме, развелся и женился вторично - и при этом продолжает служить и именовать себя священнослужителем вопреки канонам Церкви. До этого он выпустил скандальную книгу с «разоблачением» чуда схождения Благодатного огня. Печально известный пропагандист содомского греха Михаил Черняк, ведущий активную общественную деятельность за признание Церковью однополых браков, происходит из семьи одних из самых близких духовных чад отца Александра, взгляды которого роковым образом повлияли на становление его мировоззрения: отношение о. Александра к содомитам было очень терпимое, научное, если можно так сказать. Он считал, что примерно у 10% особей в биологической популяции наличествует врожденное отклонение - отсутствие влечения к противоположному полу. И удел этих людей, по Божьему замыслу, - монашество. Оно как бы было установлено Богом именно для таких несчастных (отец Александр вообще не понимал и не любил монашества, считал его путем, далеким от Евангельского идеала). Михаил Черняк в своих публичных выступлениях и интервью на «радио Свобода» исповедует верность позиции духовника семьи, продолжая мысль отца Александра уже собственными «богословскими» выводами, ведущими к оправданию греха гомосексуализма (см.: http://www.svoboda.org/a/29291547.html )... Стремление к обновлению церковной жизни привело и к тому, что отец Александр Мень благословил создание православной харизматической общины. То есть православные христиане на своих собраниях вне богослужения практиковали опыт сектантских общин: «говорение языками», получения пророчеств «от Бога», молитвы с возложением рук друг на друга с целью «призвать Святого Духа войти в жизнь брата или сестры» и прочие молитвенные практики, близкие к медиумическим. Печальные последствия часто были более чем очевидны: члены общины уходили из Церкви, впадали в клинические депрессии. Другие же прихожане получали благословение на иной путь - они становились членами католических общин, харизматических или иных. Известная переводчица К.Ст.Льюиса, и друг отца Александра Наталья Леонидовна Трауберг, например, тоже была членом доминиканского ордена - об этом она пишет в автобиографической книге «Сама жизнь».

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/18/...

Норову о его изданиях и о содействии к изданию афонских актов (черняк); Татьяны Борисовны Потемкиной к о. Порфирию, – благодарит за сочинения; о. Порфирия к Я.И. Ростовцеву (21-го августа, черняк) о посылке в дар своих сочинений в 1-й кадетский корпус; от генерал-адъютанта Д. Путяты (27-го августа) благодарственное за подаренные 2-му кадетскому корпусу книги и о приобретении для каждого из военно-учебных заведений сочинений о. Порфирия (31-го августа); от производителя дел учебного комитета при главном штабе о книгах для николаевской академии главного штаба (30-го ноября); от непременного секретаря Академии Наук К. С. Веселовского (3-го октября) с просьбой к о. Порфирий списать статьи, преимущественно касающиеся истории Грузии и Константинополя, из рукописной книги на греческом языке на Синае, «содержащей в себе деловую корреспонденцию между греческими и болгарскими архиереями и патриархами, а равно императорами Исааком Комниным, Константином Дукой и Диогенон Романом» 62 и проверить надпись «Панкратнион» на портрете какого-то царя, о котором, а равно как и о рукописи упоминается в «Первом путешествии в Синайский монастырь»; от М.А. Коркунова о присылке в дар о. Порфирию Собрания Русских летописей и Дополнений к актам историческим. За дневником следуют «Мои сновидения в 1857 году» (стр. 156–192) на 19 листах большого формата, писанных не старческой рукой о. Порфирия. Здесь приведен подлинник отношения комитета цензуры духовных книг (13-го сентября) к протопресвитеру В.Б. Бажанову о рукописи под названием «Список с подлинника о ликах и облачениях святых», не одобренной к печатанию. Книга бытия моего 1858 г . состоит из 81 листа (стр. 194–356) разных форматов и разных сортов бумаги, написанных рукой о. Порфирия частью чернилами, частью карандашом, судя по почерку, в разное время. Дневник пересмотрен и исправлен. Содержание его – весьма интересные записки о пребывании о. Порфирия в Петербурге до 8-го мая, о приготовлениях его к отъезду на Афон, о пребывании его в Константинополе (с 16-го по 21-е июня), Солуне (с 23-го июня) и наконец на Афоне (с 30-го июня до конца года).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Спасо-Вознесенский храм (Полтава) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Вознесенский храм — православный храм в Полтаве, построен в 1762 году. Содержание История [ править править код ] Настоящим украшением жилого массива Половки в Полтаве является древнее здание Вознесенской церкви, отреставрированное совсем недавно. Немало пришлось пережить этому храму, ведь его история – и давняя, и дивная. Письменные же источники об этой святыне, как правило, дореволюционные и немногословные. Вознесенская церковь была построена в 1762 году на средства Полтавского полковника Ивана Черняка, тогдашнего владельца села Пушкаревка (именно на месте этого поселения на окраине Полтавы в наше время расположен городской микрорайон Половки). Но строили этот храм не на пустом месте и не сразу. Сначала надлежит вспомнить другое местное топографическое название – полтавское урочище Мазуровка, в котором, по благословению Преосвященного Лазаря (Барановича), архиепископа Черниговского и Новгородского, и с разрешения полтавских городских старшин и простого народа, монахини (выходцы с Подольской Украины) приобрели землю и основали на ней девичий монастырь. От названия монастырской Покровской трапезной церкви обитель получила название Покровский Полтавский девичий монастырь. Действовал он в Полтаве до 1721 года. В названном году Полтавский полковник Иван Черняк, по благословению Преосвященного Кирилла (Шумлянского), епископа Переяславского, и с разрешения малороссийского гетмана Ивана Скоропадского, перенес Покровский Полтавский монастырь на приобретенную им землю – в уже упомянутую Пушкаревку, находящуюся в то время в трех верстах от Полтавы. Кстати, это село было основано знаменитым казацким Полтавским полковником Мартыном Пушкарем; сначала оно состояло во второй полковой сотне, а позже относилось к Полтавскому уезду. Спасо-Вознесенский храм Пушкаревского монастыря до реставрации (1761-1762) Полковник Черняк на свои средства отстроил обитель, которая до того времени имела, по-видимому, только деревянные здания, – и вплоть до 1762 года (когда в монастыре на новом месте построили первую каменную церковь – Вознесенскую) обитель называлась Покровским Пушкаревским девичьим монастырем.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Вознесен...

Второй день конференции открылся докладом протоиерея Александра Борисова «Социальная позиция христианина, как ее видел отец Александр Мень». Докладчик объяснил, что при изложении позиции священника взял за основу его книгу «Трудный путь к диалогу». Протоиерей Виктор Григоренко, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского, построенного на месте гибели отца Александра, выступил с сообщением «Протоиерей Александр Мень. Путь человеческий». Докладчик подчеркнул, что сама жизнь священника — удивительное явление: «Он сравнивал написанную книгу со стрелой, пущенной в вечность. И сама его жизнь похожа на эту стрелу». На формирование личности отца Александра повлияли его мать Елена Семеновна, а также деятели катакомбной церкви — святитель Афанасий (Сахаров), архимандрит Серафим (Битюков), протоиерей Николай Голубцов. Говоря о художественном таланте отца Александра, докладчик отметил, что он «быстро схватывал характер». К сожалению, большинство скульптур не сохранились, потому что он их не обжигал. Несколько работ были обожжены в Коктебеле и сохранились. Наталия Большакова-Минченко выступила с докладом «Свидетель Царства: Из опыта прочтения бесед, проповедей, молитв, писем отца Александра Меня». «В той империи было сделано все для того, чтобы такой человек не мог даже появиться, а он сотни, даже тысячи людей привел к Богу», — сказала она, подчеркнув, что отец Александр своей жизнью показал, что это возможно — быть во Христе, и потому такой отклик имела и имеет его проповедь Царствия Божия, что он знал о нем из внутреннего опыта. Карина Черняк, руководитель московского семейного клуба «Встреча», духовное чадо отца Александра, в докладе «Пастырь добрый. О переписке о. Александра Меня с духовными детьми» рассказала об эпистолярном наследии священника, которое гораздо менее известно, чем его книги и проповеди. Среди его корреспондентов были архиепископ Иоанн (Шаховской), иконописец монахиня Иоанна (Рейтлингер), психолог Владимир Леви и многие другие. Но свое сообщение Карина Черняк посвятила переписке с 15-летней девушкой Анной, дочерью соученика отца Александра — его мать была ее крестной. Ценность этих писем в том, что они позволяют увидеть «лабораторию» священнослужителя, это фиксация пастырского опыта, который обычно остается лишь в устной форме. Переписка опубликована в журнале «Истинная жизнь», в первом номере за 1998 год, также можно с ней ознакомиться на сайте Фонда протоиерея Александра Меня.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010