Ответ священника: Как доверять мужу, если он тебя обижает? На вопрос читательницы ( Ольга ) отвечает протоиерей Сергий Архипов, священник Покровского храма, г. Жиздра, Калужская область. Фото из архива автора//Фома. - – ноябрь 2010. – С.39. – (раздел « Вера », рубрика « Простые вопросы. Ответ священника »). ЛЮДИ (раздел). – С.40-57. Дети, родившиеся из сердца. Разговор с «немногодетной» мамой . Записала Оксана Головко . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – ноябрь 2010. – С.40-45. – (раздел « Люди »). героини очерка – Ирины Черняк – восемь детей (трое кровных и пятеро приемных). Она рассказывает, как в обычной семье оказалось пятеро приемных детей, как складываются отношения между родными и приемными детьми, какие трудности возникают у приемных родителей и как они с ними справляются. У вас будет ребенок: Совместный проект журнала «Фома», рубрики «У вас будет ребенок» передачи «Пока все дома» (Первый канал) и Регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, Псковской области. Найти малыша по видеопаспорту. Авторы - Тимур и Елена Кизяковы //Фома. - – ноябрь 2010. – С.46-47. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок »). Вошли следующие материалы:   Саша. Видеопаспорт getz (Мои документы; Обо мне; Мое здоровье; Я люблю; Мои достижения). – С.46; Поля. Видеопаспорт vv 2 w ; Никита. Видеопаспорт voro (Наши документы; О нас; Мы любим; Наше здоровье; Наши достижения). – С.47; Куда обращаться будущим родителям Саши, Никиты и Поли : – С.47; В помощь усыновителям . «В семье с приемным ребенком родился кровный. Как справиться с ревностью старшего ребенка?». На вопрос отвечает детский психолог Мария Капилина (Москва) . – С. 46-47. Священник Дмитрий Свердлов . Диалоги отца . В литературных миниатюрах, которые настоятель небольшого строящегося в ближайшем Подмосковье сельского храма размещает на своем сайте, он запечатлел курьезные и парадоксальные моменты общения со своими детьми и прихожанами. Журнал «Фома» знакомит читателя с несколькими такими зарисовками. Рисунки Ольги Громовой//Фома. - – ноябрь 2010. – С.48-51. – (раздел « Люди »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-91-...

«Ведь вот поймали же вы, о. ректор обманщика, которому богословы написали задачку. И тут обман и надувательство». Класс кончился и все разошлись по домам. Часов в 7 вечера вдруг является на квартиру к Бухареву и В. вестовой от ректора с требованием, чтобы они принесли свои черновые тетради, на которых писали задачки, и сами тотчас явились к ректору... Замерло сердце у бедных мальчиков. Схвативши свои черновые тетради и собравшись наскоро, они отправились к ректору. На квартире ректора собралось несколько наставников, в том числе и Рубцов И. Г. Когда мальчики явились к ректору, он, увидевши их, сказал; «а! подите сюда! Докажите вот этому Фоме неверному, что вы сами писали задачки». Ректор указал на И. Г. Рубцова. «Да как хотите, о. ректор, – сказал Рубцов, – я ни за что не поверю, чтобы они сами писали. Покажите ваши черняки, сказал он быстро Бухареву. Бухарев вообще писал не слишком хорошо и разборчиво, особенно когда спешил. Он иногда не дописывал окончания слов, не доканчивал целой мысли, если она очевидна по ходу речи. И. Г-ч это заметил, и с торжеством, обращаясь к ректору, говорил: «вот, вот посмотрите, о. ректор, очевидно, что списано. Как быть под рукой чужой черняк, так с него и списано». Бухарев до слез уверял, что он сам писал задачку... Рубцов слышать ничего не хотел. «Да помилуйте, о. ректор, я шесть лет учился в семинарии, четыре года в Академии, 15 лет профессором и священником; а велите мне написать к завтрему то, что тут написано, – воля ваша, я не могу; я отказываюсь. Это быть не может, чтобы они сами писали». Ректор молчал, мне- ния других разделились. Наконец испуг мальчиков и слезы, по просьбе Бухарева, кончились новой работой. «А вот с этим я согласен», сказал И. Г-ч. Вот напишите при моих глазах также, как это написано, ну тогда я поверю». Прочие наставники согласились на это. Ректор дал тему. «Да чтоб они не стакнулись», говорил И. Г-ч, – «вы дайте, о. ректор, разные предложения, и посадите их в разных комнатах». И. Г-ч то и дело подходил то к одному, то к другому, осматривая со всех сторон, не списывают ли они откуда, хотя списать решительно не откуда было.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Л. Горемыкина было получено только 14 авг. 1897 г. К 1900 г. на подаренной общине Франтом усадьбе на ул. Рождественской была возведена 2-этажная кирпичная синагога с застекленным куполом (вмещала свыше 1150 чел.). В 1904 г. пензенский купец 1-й гильдии Х. А. Пинес стал учредителем Еврейского благотворительного об-ва. Благодаря активности Пинеса с 1 янв. 1908 г. в доме купца Г. П. Журавлёва на ул. Троицкой (ныне Кирова) открылось Еврейское частное начальное уч-ще, в к-ром обучали по программе гос. начальных народных уч-щ с добавлением изучения Торы и евр. традиции (Там же. С. 56, 60-63). Учителями состояли Е. Ф. Ромис и В. Е. Черняк. Также была открыта детская евр. школа, где преподавали Тору, иврит и общеобразовательные предметы. В 1915 г. на средства, выделенные Г. Б. Левитом и пензенской общиной, в здании на ул. Дворянской (ныне Красная) устроены баня и миква (здание конфисковано в 1918, затем ненадолго возвращено верующим, вновь отобрано до 1922). В 1915-1921 гг. должность духовного раввина пензенской общины занимал И. Б. Дубов. В 1915-1916 гг. в Пензенскую губ. прибыло 7680 беженцев-евреев, эвакуированных из мест военных действий; заботы по их размещению, питанию и оказанию им медицинской помощи взяла на себя община Пензы. Был создан Пензенский еврейский комитет помощи жертвам войны, просуществовавший до 1917 г. (Там же. С. 81). Х. А. Пинес организовал дешевые бакалейные магазины, бесплатную столовую для бедных, беспроцентную ссудную кассу и др. (Там же. С. 83). Беженцы создали целую сеть из 25 молитвенных домов со своим миньяном каждый, к-рые обслуживали прибывшие в Пензу раввины (Там же). Летом 1917 г. в Пензе основана автономная евр. община, к-рая была призвана решать внутриевр. вопросы без вмешательства властей, в июне состоялись выборы в Автономное собрание, председателем к-рого был избран М. А. Гольдштейн (действовало до окт. 1917). В кон. 1917 г. в Пензе имелось отд-ние сионистского движения. В 1920 г. в связи с увеличением хасидов они устроили собственную синагогу в доме на ул.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

«В научной литературе (философской, психологической и др.) термин “душа” не употребляется или используется очень редко — как синоним слова “психика”. В повседневном словоупотреблении душа по содержанию обычно соответствует понятиям “психика”, “внутренний мир человека”, “переживание”, “сознание” (15. См. «Душа»). «В наше время вместо понятия “душа” используется понятие “психика”, хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т. п. С лингвистической точки зрения “душа” и “психика” — одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись» (Гиппенрейтер. Ю. Б.) (79). «Психика — душевная организация человека (или животного), совокупность его душевных переживаний, состояний сознания, сил и способностей.//Совокупность душевных склонностей и привычек, душевный мир» (8:1058, 1059). «Душа — …Совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека … Внутренний психический мир человека…» (8:816, 817). 10 «Парадигма (от греческого paradeigma — пример, образец) — один из ключевых терминов в работе Т. Куна “Структура научных революций”, обозначающий совокупность убеждений, ценностей и технических средств, характерных для научного сообщества и обеспечивающих существование научной традиции. Понятие “парадигма” коррелятивно понятию научного сообщества: согласно Куну, это то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму. Как правило, парадигма находит свое воплощение в учебниках или в классических трудах ученых и на многие годы определяет круг проблем и методов их решений в каждой области науки. К парадигме Кун относит, например, аристотелевскую динамику, птолемеевскую астрономию, применение весов Лавуазье, ньютоновскую механику и т. п. … В целом понятие “парадигма” шире понятия теории и нередко предшествует ей. Формирование общепризнанной парадигмы является признаком зрелости науки — оформления ее в “нормальную” науку. Смена парадигмы представляет собой научную революцию, т. е. полное или частичное изменение элементов дисциплинарной матрицы. Причем выбор новой парадигмы диктуется не столько логическими, сколько ценностными соображениями. По существу, парадигма является единицей членения процесса развития науки на ряд стадий: допарадигмальную, нормальную науку и научную революцию. В.С Черняк » (1:411).

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

Вторая система принадлежит, вероятно, наиболее внимательному помощнику Ефросина. Сборники, описанные по этой системе, образуют компактную группу по нумерации черняка). В черняке они выделены в блок, который имеет определение «другой», т. е. второй или «третий». Тот же книжник составил весьма подробные описания этих Сборников, но, в отличие от Ефросина, каждую статью он не просто пронумеровал на полях, а назвал главой. Данные описания в черняке составлены настолько тщательно, что нумерация статей в них совпадает с аналогичной в беловике. Еще одна система описания характеризуется тем, что сначала приводится название Сборника, затем указывается «а в нем приписи» и кратко, часто без нумерации, перечисляются (с пропусками) названия статей. Подобная система применена при описании сборников 7,10,11,14,15, 25, 27, 28, 3941. Остальные описания грешат пропусками, а иногда и вообще не имеют информации о содержании Сборника, кроме его названия. В таких описаниях трудно проследить определенную систему. Некоторые Сборники имеют довольно подробное описание со сделанной, очевидно, постфактум нумерацией статей киноварью. Это по черняку. Однако, судя по беловику, эта нумерация не была учтена его составителем. Некоторые Сборники вообще не расписаны, и приводится только их название. В черняке это 26. Описания остальных Сборников еще труднее систематизировать, поскольку роспись статей в них приводится иногда с отдельной строки, иногда – в одну строку и без нумерации. Несмотря на то, что черняк был переписан одним писцом, создается впечатление разнотипного характера его описаний. Поскольку Сборники, описанные Ефросином, в черняке расположены первыми, можно высказать предположение, что ученый монах подал пример описания для своих коллег. Однако не все из братии Кирилло-Белозерского монастыря столь скрупулезно подошли к работе. Только один человек, кроме Ефросина, представил описания весьма точного характера. Остальные монахи были в той или иной мере лапидарны. Таким образом, составитель черняка являлся не автором описания каждого Сборника, а просто копиистом, который свел в единый реестр представленные ему черновые материалы. А этот реестр для составителя беловика скорее был не черновиком, а предварительной описью, исходя из которой принималось решение, стоит ли в беловике описывать Сборник подробно или нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Небольшой по формату Сборник (в восьмую долю листа), принадлежавший одному из иноков Кирилло-Белозерского монастыря Герману Подольному, адресату посланий Нила Сорского и Нила Полева, содержит в своем составе среди других статей уникальный документ по истории книжного дела в России – опись книг Кирилловской обители конца XV в. В 1897 г. академик Н. К. Никольский опубликовал эту опись со своими весьма подробными комментариями. При этом исследователь отметил, что данная опись состоит из трех разных по типу описаний монастырских рукописей, которые были определены как черновая опись (черняк), беловая опись (беловик) и инвентарный перечень книг (инвентарь). Хотя, на наш взгляд, эти определения не совсем точны, мы примем их в дальнейшем изложении. Первые две описи представляют собой разной степени подробности описания книг с указанием не только названия, но и содержания. В черняке описано содержание 40 рукописных книг, причем одна описана дважды, т. е. всего описаний – 41. В беловике из этого числа описаны только 22 книги и прибавлено описание еще двух, которых нет в черняке. Инвентарная опись (инвентарь) содержит только перечень названий книг, которых там значится 211 или 213. При анализе текста инвентаря можно заметить, что в списке последовательно сменяют друг друга 4 раздела, соответствовавшие, вероятно, полкам, где размещались книги. В начале описи перечислены наиболее важные для литургии Уставы, Евангелия, Апостолы, Октоих, Триоди, Синаксарь и Минеи. К ним примыкают самые значительные четьи книги: Прологи, Евангелия и Апостолы (толковые и тетры). Эта первая группа книг идет в инвентаре с по Далее следуют Сборники как устойчивого, так и неустойчивого состава. Именно эта, вторая, группа в основном описана в черняке и беловике. Затем идут вновь богослужебные книги, образующие третью компактную группу: Стихирари Канонники 145146, 150:154), аналойная Псалтирь Часословы Псалтири Апокалипсис Ирмологии Четвертую группу вновь образуют Сборники. Однако, в отличие от второй группы, основным признаком этих рукописей является их древность («на харатье»), старость или ветхость или даже отсутствие переплета («в тетрадях»). Рукописи этой группы, за исключением также не были описаны ни в черняке, ни в беловике. Эти Сборники, вероятно, не предназначались для чтения и пользования всей братии. В эту группу попадают Святцы св. Кирилла Сборник, принадлежавший ученику Кирилла игумену Христофору 94), Зерцало (Диоптра) «на харатье старое» и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Начало апреля застало Москву в белом остолбененьи вернувшейся зимы. Седьмого стало вторично таять, и четырнадцатого, когда застрелился Маяковский, к новизне весеннего положенья еще не все привыкли. Узнав о несчастьи, я вызвал на место происшествия Ольгу Силлову. Что-то подсказало мне, что это потрясенье даст выход ее собственному горю. Между одиннадцатью и двенадцатью все еще разбегались волнистые круги, порожденные выстрелом. Весть качала телефоны, покрывая лица бледностью и устремляя к Лубянскому проезду, двором в дом, где уже по всей лестнице мостились, плакали и жались люди из города и жильцы дома, ринутые и разбрызганные по стенам плющильною силой событья. Ко мне подошли Я. Черняк и Ромадин, первыми известившие меня о несчастьи. С ними была Женя. При виде ее у меня конвульсивно заходили щеки. Она, плача, сказала мне, чтобы я бежал наверх, но в это время сверху на носилках протащили тело, чем-то накрытое с головой. Все бросились вниз и спрудились у выхода, так что когда мы выбрались вон, карета скорой помощи уже выезжала за ворота. Мы потянулись за ней в Гендриков переулок. За воротами своим чередом шла жизнь, безучастная, как ее напрасно называют. Участье асфальтового двора, вечного участника таких драм, осталось позади. По резиновой грязи бродил вешний слабоногий воздух и точно учился ходить. Петухи и дети заявляли о себе во всеуслышанье. Ранней весной их голоса странно доходят, несмотря на городскую деловую трескотню. Трамвай медленно взбирался на Швивую горку. Там есть место, где сперва правый, а потом левый тротуар так близко подбираются под окна вагона, что, хватаясь за ремень, невольным движеньем нагибаешься над Москвой, как к поскользнувшейся старухе, потому что она вдруг опускается на четвереньки, скучно обирает с себя часовщиков и сапожников, подымает и переставляет какие-то крыши и колокольни и вдруг, встав и отряхнув подол, гонит трамвай по ровной и ничем не замечательной улице. На этот раз ее движенья были столь явным отрывком из застрелившегося, то есть так сильно напоминали что-то важное из его существа, что я весь задрожал и знаменитый телефонный вызов из " Облака " сам собой прогрохотал во мне, словно громко произнесенный кем-то рядом. Я стоял в проходе возле Силловой и наклонился к ней, чтобы напомнить восьмистишье, но

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

  На Конной, — ей и конца не видно, — где обычно торгуют лошадьми цыганы и гоняют их на проглядку для покупателей, показывая товар лицом, стоном стоит в морозе гомон. Нынче здесь вся Москва. Снегу не видно, — завалено народом, черным-черно. На высоких шестах висят на мочалках поросята, пучки рябчиков, пупырчатые гуси, куры, чернокрылые глухари. С нами Антон Кудрявый, в оранжевом вонючем полушубке, взял его Горкин на подмогу. Куда тут с санками, самих бы не задавили только, — чистое светопреставление. Антон несет меня на руках, как на «постном рынке». Саночки с бахромой пришлось оставить у знакомого лавочника. Там и наши большие сани с Антипушкой, для провизии, — целый рынок закупим нынче. Мороз взялся такой, — только поплясывай. И все довольны, веселые, для Рождества стараются поглатывают-жгутся горячий сбитень. Только и слышишь — перекликаются: – Много ль поросят-то закупаешь? – Много — не много, а штук пяток надо бы, для Праздника. Тороговцы нахваливают товар, стукают друг о дружку мерзлых поросят: живые камушки. – Звонкие-молочшые!.. не поросятки — анделы!.. Горкин пеняет тамбовскому, — «рыжая борода»: не годится так, ангелы — святое слово. Мужик смеется: – Я и тебя, милый, анделом назову… у меня ласковей слова нет. Не черным словом я, — андельским!.. – Дворянские самые индюшки!.. княжьего роду, пензицкого заводу!.. Горкин говорит, — давно торгу такого не видал, боле тыщи подвод нагнали, — слыхано ли когда! «черняк» — восемь копеек фунт?! «беляк» — одиннадцать! дешевле паренной репы. А потому: хлеба уродилось после войны, вот и пустили вовсю на выкорм. Ходим по народу, выглядываем товарец. Всегда так Горкин; сразу не купит, а выверит. Глядим, и отец дьякон от Спаса в Наливках, в енотовой огромной шубе, слон-слоном, за спиной мешок, полон: немало ему надо, семья великая. Третий мешок набил, — басит с морозу дьякон, — гуська одного с дюжинку, а поросяткам и счет забыл. Семейка-то у меня… А Горкин на ухо мне: – Это он так, для хорошего разговору… он для души старается, в богадельню жертвует. Вот и папашенька, записочку сам дал, велит на четвертной накупить, по бедным семьям. И втайне чтобы, мне только препоручает, а я те поучение… выростешь — и попомнишь. Только никому не сказывай.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Собственно, об этом же заявил на радио «Эхо Москвы» главный редактор и владелец «Независимой газеты» Константин Ремчуков: « Мне не понравились свиньи, которые произвольно делают перепланировку в доме и не думают о соседях. Негодяи просто, которые могут воздуховоды вынуть, запылить всех, не извиниться и ещё говорят: «Кто ты такая? Хоть ты и прописана, а какие у тебя права собственности на ту мебель или книги, которые попорчены?» Абсолютно наглая позиция – из-за этого ненавидят богатых, из-за этого ненавидят новых русских, из-за этого ненавидят это чванливое доминирование… Просто свиньи». Если посмотреть на тех, кто ныне старательнее прочих надувают щёки, высасывая из пальца «сенсацию», то мы обнаружим в списке их официальных работодателей средства массовой информации, отнюдь не замеченные в излишних симпатиях к Православию, России и русским. Это прежде всего радиостанции «Свобода» и «Эхо Москвы», раскольничий интернет-портал «Кредо.ру» и сайт Бориса Березовского вместе со связанными с ними так или иначе персонажами публичного пространства. «Не зная обстоятельств дела, можно было подумать, будто жилище Гундяева оказалась по соседству с АЭС в Фукусиме», – пишет в своей тенденциозной, будто по заказу г-на Шевченко, составленной заметке питерский журналист Михаил Черняк. Надеюсь, что приведённые выше сведения восполнят досадные лакуны в знакомстве этого автора с истинными, а не рассказанными адвокатом ответчика обстоятельствами дела. Но куда омерзительнее выглядят нечистоплотные слухи и компрометирующие прежде всего их распространителей намёки, касающиеся Предстоятеля Церкви. Журналист «Эха Москвы» Сакен Аймурзаев прямым текстом обозначил свои намерения уже в заголовке своей публикации: «Частная жизнь Патриарха». Со старательностью дилетанта автор пытается рассуждать о православном монашестве, но таким образом, чтобы бросить тень на Патриарха. Правда, этот интеллектуальный груз оказался для Сакена Аймурзаева естественным образом неподъёмен, и финал получился комически смазанным: «Я не обвиняю Патриарха в нарушении монашеских обетов, обстоятельства его жизни мне неизвестны…» Да если бы и были известны, не удалось бы обвинить: как говорили древние, трудно искать черную кошку в темной комнате – особенно, если её там нет. Очень надеюсь, что моим единоверцам, проживающим на исторической родине этого господина, хватает религиозно-национальной деликатности, чтобы не ввязываться в кампании по дискредитации и клеветы в отношении тамошних уважаемых духовных лидеров.

http://pravoslavie.ru/52670.html

3) Гетман жалуется, что во всех полках козаки обезконели, давая подводы проезжим великороссийским людям, и поэтому козаков теперь мало; а по доношениям малороссийских обывателей оказывается, что число козаков уменьшается от работ на полковников и от того, что полковники многих старинных козаков в подданство себе завели. Нежинский полковник в одной Верклеевской сотне поневолил больше 50 человек; полтавский полковник Черняк почти целую сотню Нехворощенскую поневолил, а другими козаками поменялся на мужиков с чернецами Нехворощенского монастыря; Переяславского полка Березинской сотни баба Алексеиха Забеловна Дмитрящиха больше 70 человек козаков поневолила. 4) Полковники без воли гетманской в полках своих села, деревни и мельницы раздают не только родне своей и другим посторонним, но и челяди своей. 5) Многие, которые оказались в явной измене, живут свободно, а иным уряды и маетности даны, генеральная старшина и полковники к таким особливый респект имеют: писарь генеральный Григорий Шарогородский был в явной измене, но когда пришел из Бендер от Орлика, то поставлен в местечке Городище урядником. 6) Гетман жалуется, что генералы и офицеры, стоящие на квартирах, на кухни свои с ратушей требуют всяких запасов, и оттого в иных городах ратуши стали пусты; но здесь малороссияне сами доносят, что, хотя такие запросы и бывали, и с народу для того на ратуши многие поборы идут, однако тем корыстуются полковники, сотники, атаманы и войты. В 1709 году положено было на дачу компанейским и сердюцким полкам брать со всякой продажной куфы горелки по два рубля; полковники, приезжая к гетману, показывают, сколько из этих покуфовных денег издержано бывает на ратушные расходы: зачем же еще сбирать на ратушу? 7) Полковники козаков, соседей своих по маетностям, принуждают за дешевую цену продавать свои грунты, мельницы, леса и покосы. 8) Многие из малороссиян покупают земли, мельницы, леса и покосы в великороссийских городах, в Путивльском, Рыльском и Севском уездах, а малороссиянам продавать свои земли великороссийским людям запрещено.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010